Jump to content
Хак-Назар б. Касым

Ферганские кыпчаки

Recommended Posts

Братан, а Вы мне ответьте как правильнее кыргызы или кыргысы или хыргысы? Какие кыргызы настоящие тувинские, башкирские, хакаские или какие? :qyrgyz_new:

думается мне постоянные военные походы, да и климат (по Гумилеву) стали причиной того, что кыпчаки везде даже среди Мадьяр...

В Золотой Орде и среди ногайев тоже был род Кыргыз, из этого рода происходили крупные батыры и военачальники хотя род был немногочисленным и фиксировался очень редко. Но зато сохранились в эпосах :asker28it:

на башкирском все таки будет кыпсак, а не кыпчак или кыпшак.

ну и казахов звали тоже в одно время кыргыз кайсак

так что лучше оставаться кыпсак, так хоть с саками можно породниться )

Тогда как вы прокоментируете вот это? http://www.akipress....story/news:5631 (обратите внимание на слова аксакала говорящего о соседних племенах, произносит не иначе как "қыпшақ")

"ну и казахов звали тоже в одно время кыргыз кайсак"

- башкиры казахов звали кыргыз-кайсак? :blink: ну тогда казахи как и кипчаки прямые потомки "саков" B)

Самоназвание средневековых кыпчаков не звучало как кыпшак. В средневековых источниках пишется "кыбчак". Поэтому название кыпшак - это уже особенности именно казахского произношения, как кыпсак - башкирского.

Скорее вы правы, вот еще несколько вариантов: кыпчак, кыфчак, кывчак, кыпшак, кыпчах, хыпчах, хыбчах, хпчах, хбчах.... из сайта qypchaq.unesco

Link to comment
Share on other sites

Самоназвание средневековых кыпчаков не звучало как кыпшак. В средневековых источниках пишется "кыбчак". Поэтому название кыпшак - это уже особенности именно казахского произношения, как кыпсак - башкирского.

У нас до сих пор различаются два говора: қыпшақ и қыбчақ - в зависимости от районов и самих кипчакских родов.

Link to comment
Share on other sites

Интересные факты из истории кипчаков:

Все изменения в номенклатуре народов возникали на фоне только что проведенного(в 1924 г.) национально-государственного размежевания в Средней Азии. Так, например,«тюркский вопрос» стал «предметом острых трений» между Киргизией и Узбекистаном. Киргизская сторона настаивала, что селения, где живут тюрки,«родственные киргизам по образу жизни и не имеющие связи с узбеками», должны войти в состав Киргизии. При этом чиновники ссылались на то, что кипчаки являются «родственниками киргизов». Киргизская сторона всяческий отстаивала «интересы» таджиков и кашгарцев,подчеркивая их отличие от узбеков, что позволяло «изменить» статистику в селениях со смешанным населением в пользу киргизов. Кстати говоря, те таджики и кашгарцы(уйгуры), которые остались на территории Киргизии, избежали участи своих соплеменников в Узбекистане, быстро «превратившихся» в узбеков.

Как писал Зарубин, «отдельно от узбеков называются каракалпаки, кипчаки и турки». Что касается первых, то хивинские каракалпаки «представляют, по видимому, отличную от узбеков народность» с «развитым самосознанием»; впрочем, как подчеркнул исследователь, трудно сказать,насколько они «обособленны» в Фергане. Кипчаки «имели очень большое значение в истории Кокандского ханства». Этим объясняется, что они выделяются в особую группу в Ферганской области. Любопытно, что в данном случае Зарубин также ссылается на сообщение А.Н. Самойловича о том что «ими(кипчаками) или частью их было выражено желание о выделении их вместе с кыргызами и казаками в особую автономную единицу».

Link to comment
Share on other sites

Кыргызов сейчас сколько насчитывется?

Если судить по масштабам миграции в России,

в частности в Якутию, наверное не меньше мачин.

Link to comment
Share on other sites

Млин Средняя Азия была многонациональная страна. В армии, когда работал

в школе жил с физруком из Казах ССР, он был перс. В целине был пуштун,

завезенный в Ср Азию в рабство.

Отжог! :lol:

Link to comment
Share on other sites

Интересные факты из истории кипчаков:

Все изменения в номенклатуре народов возникали на фоне только что проведенного(в 1924 г.) национально-государственного размежевания в Средней Азии. Так, например,«тюркский вопрос» стал «предметом острых трений» между Киргизией и Узбекистаном. Киргизская сторона настаивала, что селения, где живут тюрки,«родственные киргизам по образу жизни и не имеющие связи с узбеками», должны войти в состав Киргизии. При этом чиновники ссылались на то, что кипчаки являются «родственниками киргизов». Киргизская сторона всяческий отстаивала «интересы» таджиков и кашгарцев,подчеркивая их отличие от узбеков, что позволяло «изменить» статистику в селениях со смешанным населением в пользу киргизов. Кстати говоря, те таджики и кашгарцы(уйгуры), которые остались на территории Киргизии, избежали участи своих соплеменников в Узбекистане, быстро «превратившихся» в узбеков.

Как писал Зарубин, «отдельно от узбеков называются каракалпаки, кипчаки и турки». Что касается первых, то хивинские каракалпаки «представляют, по видимому, отличную от узбеков народность» с «развитым самосознанием»; впрочем, как подчеркнул исследователь, трудно сказать,насколько они «обособленны» в Фергане. Кипчаки «имели очень большое значение в истории Кокандского ханства». Этим объясняется, что они выделяются в особую группу в Ферганской области. Любопытно, что в данном случае Зарубин также ссылается на сообщение А.Н. Самойловича о том что «ими(кипчаками) или частью их было выражено желание о выделении их вместе с кыргызами и казаками в особую автономную единицу».

кстати, сами узбеки делятся на множество диалектов, к примеру в одной только Ферганской долине сосуществуют несколько узбекских диалектов "наманганский", "кокандский" и "андижанский" (самый близкий к кыргызскому, хотя тоже "якающий" :)) и именно в андижанской области в большинстве своем проживают кыпчаки-узбеки (из которых выходят хорошие нардисты и боксеры).

24 год снес множество народов в центральной азии: тюрки, кыпчаки, кашкарцы, бухарцы, хивинцы, ферганские каракалпаки, арабы, все более менее самостоятельные племена: мангыты, локайцы и т.д.

Link to comment
Share on other sites

ну и казахов звали тоже в одно время кыргыз кайсак

Весьма интересен вопрос о времени возникновения и происхождения этнонима “казах”. Одни исследователи полагают, что это понятие имело первоначально социальный смысл и означало людей, отделившихся от своего племени, рода, т.е, “кашак”, очевидно, имея в виду состав племен, отделившихся от ханства Абулхаира во главе с султанами Кереем и Жаныбеком. Такое передвижение масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия, т.е. с конца 50-х до конца 60-х гг. XVв.(1455-1465гг.), на самом деле содействовало политическому объединению казахов и образованию казахского ханства. Многие ученные Востока и Запада, а так же Российской империи на основе глубокого анализа литературных и исторических, этнографических и археологических источников доказали более ранний период возникновения этнонима “казах, приблизительно в IX-Xвв., во времена господства карлуков, огузов, караханидов на территории Казахстана, так как этнонимы обычно не сразу входили в хроники и письменные источники. Однако, не смотря на очевидность установленного факта, казахский народ на протяжении более 300 лет, вплоть до 20-х гг. ХХ в., был лишен своего собственного имени. В дореволюционной литературе и официальных документов царской администрации казахов называли киргизами или киргиз – кайсаками.

Убедительные доводы прогрессивной демократической части научной общественности России об искаженности подлинного названия целого народа не принимались в расчет. Александр Ираклиевич Левшин, впервые поставил вопрос о самоназвании казахов, говорил о неправомерности дальнейшего сохранения за казахами названия "киргизы".

Казахский ученый - педагог М. Дулатов в научном исследовании "История казахов и киргизов" утверждал, что, хотя казахи и киргизы являются родственными народами тюркского происхождения, это разные древние народы. Казахи за долго до X в. имели свое ханство, сами в нем управляли и только XVIII в. лишились самостоятельности в результате русской колонизации.

В статье "Киргиз - кайсаки" Ч.Ч.Валиханов отмечает: "Правильное название народа, населяющего огромный край, простирающийся от юго-востока России до юга Сибири, между Жонгарией, Китаем и Кокандским ханством - это КАЗАХИ. А указываемые в русских документах так называемые "каракиргизы", - это подлинные киргизы, населяющие побережья Иссык-Куля, верховья рек Текес, Чу и Талас, южные склоны Тянь-Шаня и равнинные отроги Памира. Нельзя путать эти два народа". (см. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений: В 5 т. Алма-Ата, 1985. Т. 4. С. 197).

В своей статье Д.А. Клеменец отмечает, что кочевникам - казахам имя киргизы присвоено их русским соседом, хотя они себя везде и всюду называют казахами, а также все тюркоязычные племена знают их как казахов.

Досадно и то, что искаженное название народа сохранилось и после революции. Образованная декретом ВЦИК и СНК 26 августа 1920 года автономная республика была названа "Киргизская АССР". В апреле 1925 г. в новой столице Казахстана, Акмешит, состоялся V съезд Советов Казахстана. Среди многих решения съезда был и вопрос о переименовании названия республики. Отныне Киргизская АССР стала называться Казахской Автономной Советской Социалистической Республикой.

До 1936 г. в русском тексте писалось "казак", "Казакстан". 9 января 1936 г. ЦИК КазАССР своим постановлением внес поправку и в это дело. В дальнейшем буква "к" в конце слова "казак" была заменена на "х" и стали писать "казах" и "Казахстан", что более созвучно и точнее передает смысл этих терминов.

________________

Мен қазақпын мың өліп, мың тірілген,

Жөргегімде таныстым мұң тілімен.

Жылағанда жүрегім, күн тұтылып,

Қуанғанда күлкімнен түн түрілген.

Мен қазақпын, ажалсыз анамын мен,

Құрсағыма сыйдырам даланы мен.

Пәк сәбимін бесікте уілдеген,

Дәуірлермен құрдаспын, данамын мен.

Мен жігітпін, айқасқа, сынға асықпын,

Жүрегі бар кеудемде шын ғашықтың.

Жанартаудай жойқынмын жұлқынғанда,

Шарықтасам, қыран боп шыңға шықтым.

Мен қара көз сұлумын, сайтан қызбын,

Сайрай қалсам, тілімнен бал тамғыздым.

Сүйер болсам, өмірдей өле сүйдім,

Қас батырмен қайрасқам балтам жүзін.

Руым көп солардың аттарындай,

Мінезім бар таулардың қатпарындай.

Ән-жырым бар бабалар хаттарындай,

Әжімім бар бейнеттің таптарындай.

Қаза тапқан солдаттай ізгі өлімнен,

Қалалар да өтіпті түз белінен.

Қаңқалары табылып жатыр қазір,

Соғыстар мен жорықтар іздерінен.

О, замандас, соларға бір қараңыз;

Әр кірпіші, әр тасы бір қора аңыз.

Өлгендерді тірілтіп, өмірлі етіп,

Өшкендерді табатын бір ғана біз.

Мирасы ма, мұра ма, аз ба со да?

Алынбайды алтындай қазбаса о да.

Тереңім көп, тұңғиық, тарихым көп,

Жылдар көші том-томдап жазбаса да.

Жаза алмадым, қайтейін, хат білмедім.

Білдім бірақ найза мен аттың белін.

Ат үстінде ұмыттым кедейлікті,

Ат үстінде өлсем мен шатпын дедім.

*********

Қарсыласпай өлмедім, қан татырдым.

Құлап қалсам атымнан, қайта тұрдым.

Сансыз басты диюдай сан тіріліп,

«Мен қазақпын» дегенді айта тұрдым.

«Мен қазақпын» дедім хан Темірге де.

Жезтырнақша қадалды жебір неме.

Шыңғыс қорқау болғанда, мынау бөрі,

Біреуінен бірі кем елірді ме!?

О да Құдай саналды, жұртты алдады.

О да мені өлтірді, құрта алмады.

О да кетті жегідей, жерімді отап,

О да салды денеме дыр таңбаны.

Таңба-таңба тәнімнің тыртықтары,

Қатпарына қаншама сыр тықпады?

Шежіренің беттерін ашар о да,

Оқи алсаң кітаптай, сүртіп қанын.

Қан да, көздің жасы да сорықпады.

Күреңітті көлдердің борықтары.

Азан-қазан «Ақтабан шұбырынды»,

Ала топан жоңғардың жорықтары…

Мал айрылды дағдылы жайлауынан,

Жер айрылды жарлы елден, байлы ауылдан.

Қыран бүркіт адасты мекенінен,

Қыз жаңылды сертті сөз байлауынан.

Сарыарқада сарнады Асан Қайғы,

Домбырадан бақсыдай бас алмады.

«О, қарт баба, еңсеңді көтер! — дедім, —

Көп күрсінсең, көңіл де қасаңдайды.

«Ару — жолда, мал — терде, бала — белде»,

Уайым түбі — теңіз ғой, бара берме.

Жігер керек, жыр керек, жалау керек,

Қайрат күйі боп төгіл қаралы елге..

Күй емес пе ботасыз нар идірген?

Ән емес пе аққудай жар ілдірген?

Жыр емес пе жүрекке жел бітірген?

Олар барда дей алман тарылды іргем.

Ұлы аманат етейік еркіндікті,

Ел құлдықты білмесін, жер күндікті.

Аңсаймын мен, сенемін, туады ертең

«Қазақ болу — зор бақыт» дер күн тіпті.

Сондай-сондай заманды кешкен елмін,

Жұт арытып, шөл қысып көшкен елмін.

Өшіп кетіп бір жайда жер бетінен,

Өзге орында балалап өскен елмін.

******

Келбетім бар шой қара құздарымда,

Жаралғандай ызадан ызбарлы о да.

Досыма көл, жауға шөл мінезімдей

Аптап шілде, ақ боран мұз-қары да.

Құшақтасам, сүйегім сынды деме,

Сүйе қалсам, тынысым тынды деме.

Жылай қалсам жұбатпа, мұңды деме,

Сақ-сақ күлсем секіріп, жынды деме.

Құс ішінде ұнайды қыран маған.

Күрт құлаймын құласам, бұрандаман.

Іштей сүйем, сүйсем мен, іспен сүйем,

Көлгірсімен, көзіңше ұрандаман.

Аққу, бұлбұл әнімен сылаң қақтым,

Сұлулыққа, өнерге сұғанақпын.

Сауысқан мен қарғадан жиіркенем,

Бірі сұйқылт, біреуі сырғанақ тым.

Қызық көрем жәндікте құмырсқаны,

Тырмысқаны тынымсыз тұрмысқа әлі.

Белі үзілген бейнетқор қайтер еді

Бітсе менің күшімнің бір мысқалы!?

Қолдан түспей ақ таяқ, шалғы орағым,

Қалт-құлт етіп тірнектеп мал құрадым.

Жұлдызбен тең мен қазған құдық саны,

Сүйем судың мөлдірін, бал бұлағын.

Сүйем гүлдің қызылын, қызғалдағын,

Қызыл алтын секілді ол қызғанда күн.

Искеп тұрып соны мен, бақ аңсаймын,

Болса өзгеде, жоқ және қызғанбағым.

Тамызықпын жолдасқа, пілтедеймін,

Жал-кұйрығын атының күлтелеймін.

Өз үйімде тимеймін жауыма да,

Жығылғанға жұдырық сілтемеймін.

Құнықпаймын дүние-шолаққа мен,

Асым барда қуанам қонаққа мен.

Жолаушыға сатпаймын көлеңкемді,

Болса болды бірер ән — қонақ қадең.

Даяшымын, бәйекпін, ең кішімін,

Демесе кім «мен тақсыр, мен күштімін».

Шоқпар боп та шекеме тимеген жоқ,

Жомарттығым, аңқылдақ сенгіштігім.

Қазақтың да жоқ емес «жау шаптары»,

Қолымыздың бірдей ме саусақтары.

Есімімнен садақа кетсе олар,

Демес едім «қабырғам қаусап қалды».

******** Перевод некоторых строк из поэмы

"Я казах, горечь жизни вкусил я с пелёнок...

Умирал и рождался я тысячу раз...

Я смеялся, и свет возникал из потёмок.

Плакал - слезы лились и у солнца из глаз...

Я казах, я бессмертное сердце, в котором,

Как дитя в материнской утробе родной,

Вся, со всем необъятным, бескрайним простором

Умещается степь. И становится мной...

Я джигит, испытавший немало на свете,

Дерзко взгляд устремляющий за облака,

И ребенок, чей облик неведеньем светит

В колыбели, к которой склонились века...

Я родился таким, но потомок кого я?

Плоть я сака, иль гунна я отпрыск прямой?

Может я порождение Неба живое?

Храбрый волк был мой предок, воспетый войной!

Все, степняк, добывал он своими руками,

Но оставил сказаний премудрый завет.

От него мой характер, как камень на камень,

А морщины мои - то слез его бег...

Я казах, горечь жизни вкусил я с пелёнок...

Умирал и рождался я тысячу раз...

Я смеялся, и свет возникал из потёмок.

Плакал - слезы лились и у солнца из глаз...

Но из пепла вставал я, поверженный в прах,

Наводя на врага изумленного страх!

Поднимался чудовищем многоголовым,

Каждый раз повторяя одно: "Я казах!"

Я казах, я по-своему тоже велик:

Я как будто бы новый седьмой материк

Между старой Европой и Азией древней,

Но со всеми людьми вместе быть я привык...

Я казах, я Страна, я Мечта всех времен:

В гордом грохоте строя пыланье знамен!

Возродившись впервые, воскрес я навеки -

Гордым именем "казах" я возрожден...

Я казах, всей душою и плотью своею

Чту традиции предков, житье и бытье.

Даже и на могилах сады я взлелею,

Потому что и это наследство мое...

"Я казах" от меня враг услышит недаром!

Другу умному тоже скажу: "Я казах"!

Пусть мой враг, коль не глуп, не грозит мне ударом!

Друг мой умный пусть будет уверен в друзьях!

Мать Отчизна, я сын твой нежнейший и кровный,

Всей душою, всей степью, которой цвести,

Я люблю тебя высшей любовью сыновней!

Если это звучит слишком громко, прости!..

Я казах, я Страна, я Мечта всех времен:

В гордом грохоте строя пыланье знамен!

Умирал я не раз, и воскрес, наконец!

Вновь суров и в тяжелых боях закален!

Я казах, горечь жизни вкусил я с пелёнок.

Умирал и рождался я тысячу раз.

Я смеялся, и свет возникал из потёмок.

Плакал - слезы лились и у солнца из глаз..."

Ж. Молдагалиев

Link to comment
Share on other sites

Rust:

В принципе могли, но в известных мне текстах не говорится о миграциях из Средней Азии в Ногайскую Орду; а вот ногайские переселения в узбекские ханства случались довольно часто.

Сразу видно, что для Вас это любимая тема :) Очевидно, Вы собираете кипчакскую племенную номенклатуру по всему тюркскому миру. Для Вашей коллекции вот встреченные мной в источниках 15-17 вв. подразделения эля кипчак Ногайской Орды - по Вашей терминологии, ногай-кипчаков ;)

Выделены те, которые сохранилисьу современных ногайцев:

кипчак

айталы кипчак

аталыулы кипчак

борган-кипчак

егилтай кипчак

кара кипчак

карагаш кипчак

кулубай кипчак

куртлу кипчак

сары кипчак

туде кипчак

Ногайский эль китай и его подразделения:

китай

айтамгалы китай (это подразделение оказалось долговечным: в 18 в. под началом кубанского сераскера, т.е. крымского наместника, находились "его аульные татары, называемые китаи аит тамгалы кондровцами, и кипчаки" (опять видим китаев и кипчаков вместе)

тогулча китай

шибыш китай (шибыш - вероятно, искаженное в русском документе шёмиш, т.е. тамга "ковш"; род шёмиш-кытай есть у современных ногайцев).

Если для дела Вам понадобятся ссылки - с ними у меня все в порядке, спишемся в привате.

В формировании ногайского этноса принимали участие различные тюркские племена: уйсуны, уйгуры, найманы, керейты, кыпчаки, канглы, мангиты, асы, маджары, кунграты, кытаи и др. Самое активное участие в формировании ногайского народа приняли представители племени кипчак. На это обратили внимание многие исследователи. А. Аристов отметил: «Племя кыпчаков было главным тюркским элементом в образовании юго-западных тюркских народностей: туркменов, ногайцев,волжских татар, балкарцев и пр.

В золотоордынскую эпоху происходил процесс, уничтожавший старые этнические границы между группами домонгольского населения. В результате этого произошла трансформация домонгольских племен в «татар» на западе и в «узбеков», «казахов» и«ногайцев» - на востоке. В числе племенных объединений кыпчаков в составе ногайцев были различные племена и роды, не забывшие родного названия,но в целом оставшиеся в научной литературе как кыпчаки. Поэтому вполне обосновано мнение В.В. Виноградова, что «.. в улусе Ногая рядом с мангытами и вперемежку с ними жили другие племена и роды тюркоязычных степняков прямых потомков кипчаков конца раннего средневековья».

Внутри ногайского народа сами кыпчаки разделились на роды. Например, в середине ХIX в. Среди севернопричерноморских ногайцев встречаем: яны-кыпчак,кара-кыпчак, куллар-кыпчак, тезгенчекли, курама, трухмен, казан кулак, шир,аювчи, ботум, кудур, орак, отекай. Это же явление наблюдалось среди ногайцев Северо-Западного Прикаспия: Гудум, буйрабас, тогалы, шабай-улу, отакай, курама,шира, бошум.

Кыпчаки среди современных ногайцев обозначены четко,особенно среди тех кубанских ногайцев, у которых они носят фамилии Купчаков. Однако у ногайцев есть немало фамилий(Каракаев. Есенеев, Капаев и др.) по тамге восходящих к племени кыпчак. В 42 аулах ногайцев в Ногайской степи, которая административно распределена между Дагестанской и Чеченской Республиками, а также Ставропольским краем, в настоящее время встречаются следущие роды племени кыпчак: костамгалы, отекайлы, буйрабас, казан-кулак, туркмен, кыпыз, орманшы,тик-мюйиз, кытай, шабайлы, маматакайлы, тизгиншекли, аювши, ягалбайлы. Почти все они имеют родовые тамги, в основе мало отличающиеся друг от друга. Названия родов племени кыпчак, сохранившиеся у ногайского народа встречаются у многих родственных народов. Например, кыпчаки среди казахов подразделяются на кара-кыпчак, сары-кыпчак, ктай-кыпчак, кулан-кыпчак, имеют тамгу в виде вертикальных черточек (кос-алип). Точно такие названия и тамга «кос-алип», «костамга» есть у кыпчаков, сегодня являющихся одной из групп ногайцев. Распространенный среди ногайцев этноним кара-кыпчак бытует у узбеков, казахов, крымских татар, каракалпаков. Многочисленность кыпчаков среди ногайцев отмеченав поговорке «кый аударсань – кыпшак шыгар» (кизяк перевернешь – из-под него кыпчак выскочит).

Кыпчакский пласт в составе ногайского народа огромен, онотражается в языке, культуре. Большое участие кыпчаков в формированииногайского народа дало повод к выводу А.А. Шенникова, что «домонгольские половцы и более восточные группы кыпчаков, золотоордынские татары и ногайцы –это в общем один и тот же народ, который за несколько столетий многократно перегруппировывался, переживал изменения социально-экономического строя и политической организации, постепенно меняя, конечно, и свой культурный облик,но долго сохранял самоназвание «кыпчак», никогда не называл себя ни половцами, ни татарами, и лишь в период с XV по XIX в. И то не везде, и то не сразу начал признавать название«ногай» за самоназвание». Заметим, что «половцы» - чисто древнерусское название кыпчаков, самими тюркскими кочевниками не употреблялось.

Этнически компактно ногайцы живут в 52 аулах, но административно они разделены. Большая часть ногайцев живут в Ногайской степи на Северо-Западе Прикаспия, на стыке четырёх административных образований:Республика Дагестан, Ставропольский край, Карачаево-Черкеская Республика,Чечня, Астраханская область. Ногайцы живут также в Болгарии, Румынии, Турции, куда они вынуждены были иммигрировать,начиная с 1770-х годов до 1880-х годов.

Р.Х. Керейтов, "Ногайцы"

_____________________________________________

Интерес представляет изучение турецких ногайцев...

Link to comment
Share on other sites

туде кипчак

тудей -этническая ойратская группа в Синьцзяне.

Синьцянские ойраты потомки волжских калмыков ?

Link to comment
Share on other sites

Синьцянские ойраты потомки волжских калмыков ?

Нет,тудей относят к остаткам населения Джунгарского ханства.От волжских калмыков происходят основная масса торгудов и хошудов.

Link to comment
Share on other sites

Нет,тудей относят к остаткам населения Джунгарского ханства.От волжских калмыков происходят основная масса торгудов и хошудов.

Читал что среди монгольских и калмыцких племен есть кипчаки(в произношении хавчииг или хабучин).Интересно, что известно по ним?

Link to comment
Share on other sites

Читал что среди монгольских и калмыцких племен есть кипчаки(в произношении хавчииг или хабучин).Интересно, что известно по ним?

У нас называют хавчин.Принято считать их,что они окалмыченные ногайцы.Это заметно по внешности.

Link to comment
Share on other sites

У нас называют хавчин.Принято считать их,что они окалмыченные ногайцы.Это заметно по внешности.

На мой взгляд, потомки кипчаков среди монгол по сей день.

1.Хавчиг( к этому я отношусь) и Харчин из Дешт-Кипчака в 13 веке.

2.Хавчин или хавчууд из Моголистана.

Окалмыченные ногайцы это вероятно, ваши мангуты.

Link to comment
Share on other sites

На мой взгляд, потомки кипчаков среди монгол по сей день.

1.Хавчиг( к этому я отношусь) и Харчин из Дешт-Кипчака в 13 веке.

2.Хавчин или хавчууд из Моголистана.

Окалмыченные ногайцы это вероятно, ваши мангуты.

Неужели харчины это кипчаки?Во внутренней Монголии их численность большая.Мангыты обычно так же из ногайцев.Мангыт у нас означает татары.

Link to comment
Share on other sites

У нас называют хавчин.Принято считать их,что они окалмыченные ногайцы.Это заметно по внешности.

На мой взгляд, потомки кипчаков среди монгол по сей день.

1.Хавчиг( к этому я отношусь) и Харчин из Дешт-Кипчака в 13 веке.

2.Хавчин или хавчууд из Моголистана.

Окалмыченные ногайцы это вероятно, ваши мангуты.

Неужели харчины это кипчаки?Во внутренней Монголии их численность большая.Мангыты обычно так же из ногайцев.Мангыт у нас означает татары.

Интересные сведения, мангиты и кипчаки это безусловно этнические ногайцы или алабугатские ногайцы.

По кытай-кипчакам в Калмыкии труды Авляеева у меня есть. Если интересно могу запостить.

Сколько вариантов названия "Кыпшак" на монгольском языке?

Насколько я знаю, варианты: Хавчин в единственном числе, Хавчууд во множественном числе... Получается Кыпшак и Кыпшактар по тюркский... )))

В слове Хавчиг, последняя буква к=г от Кыпша"К", наиболее близкое сходство от оригинала... )))

Link to comment
Share on other sites

Хавчин во множественном числе у нас говорят хавчнр(хавчинер).

Хавчин нар,Хавчууд ,Хавчингууд.Все одно и тоже.

Link to comment
Share on other sites

В слове Хавчиг, последняя буква к=г от Кыпша"К", наиболее близкое сходство от оригинала... )))

Хавчиг (тесный, узкий, вытянутый) – Қыпшақ, Қыпша (тесный, узкий, вытянутый)

Хавчих- 1) ущемлять, жать, зажимать; 2) притеснять, зажимать

Link to comment
Share on other sites

Всегда было интересно узнать этимологию слова "Қыпша бел - Тонкая талия..."

Бел на монгольском бэлхүүс.

Link to comment
Share on other sites

в Хоуксаре бывшей столицы Джунгарского хунтайши живут ёёлёд - так называют монголов Синьцзяна.

Они все знают китайский язык, иногда и русский и тюркские слова

Link to comment
Share on other sites

в Хоуксаре бывшей столицы Джунгарского хунтайши живут ёёлёд - так называют монголов Синьцзяна.

Они все знают китайский язык, иногда и русский и тюркские слова

Это при чем?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...