Перейти к содержанию
Хак-Назар б. Касым

Ферганские кыпчаки

Рекомендуемые сообщения

  В 10.07.2012 в 09:33, kanishka сказал:

А что еще взять с великоказахствующих и великомонгольствующих друзей, которых набралось очень много.

переубеждать этническую общность самоидентифицирующую, ассоциирующую, признающую себя в качестве определенной, декларирующих свою принадлежность открыто и без навязывания, считающей литературный язык этой группы своим родным, частью себя...в высшей степени дело абсурдное и маразматичное. в конце концов локаи сами лучше всех знают почему они узбеки, почему считают себя узбеками, по каким причинам причисляют себя к узбекам...хотя нет же, есть "специолысты" которые исправят это дело и указать локаям на их ошибки, ошибки их дедов и праотцов...все дело в предвзятости и зависти. самый простой способ это выработанные универсальные критерии в этнологии по которым собственно народ может быть отнесен и относиться...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.10.2011 в 05:20, cheroki сказал:

У узбеков было племя кырк.Но существует ли оно до сих пор неизвестно.

Кырк это средневековой кереитский род кирк или киркун.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 26.03.2012 в 05:14, Rust сказал:

Так может приведете образец их речи, можно небольшой словарь наиболее употребимых слов. У нас говорят, что ранее кыргыз-кыпчаки использовали "эде" вместе "эле" - например "бардым эде" вместо "бардым эле", но это непроверенная информация.

кыргыз-кыпчаки и сейчас используют "эде" вместо "эле". Я имею ввиду кыргызов живуших в ноокатском районе ошской обл. и относящих себя в родоплем.союз "ичкилик".половина ноокатсуого района(от райцентра в сторону г.Кызылкыя) являются ичкилик кыргызами.я заметил что у них нет долгих гласных,например, "бооз-боғоз"(беременная),бээ-биэ(кобыла),жоон-жоғон(толстый). как мне известно там живут роды каңлы,кан-кыпчак,тейит(кара тейит,кызыл тейит),нойгут,найман,бостон,төөлөс и т.д.

Один мой родственник лет десять назад был в Казахстане,не помню сейчас,то ли в Чимкенте,то ли в Алмате. Там местные старики спрашивали "руң ким?" а он ответил что он каңлы,и эти казахские аксакалы приняли его за своего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
  В 10.02.2013 в 16:24, Бөрү сказал:

кыргыз-кыпчаки и сейчас используют "эде" вместо "эле". Я имею ввиду кыргызов живуших в ноокатском районе ошской обл. и относящих себя в родоплем.союз "ичкилик".половина ноокатсуого района(от райцентра в сторону г.Кызылкыя) являются ичкилик кыргызами.я заметил что у них нет долгих гласных,например, "бооз-боғоз"(беременная),бээ-биэ(кобыла),жоон-жоғон(толстый). как мне известно там живут роды каңлы,кан-кыпчак,тейит(кара тейит,кызыл тейит),нойгут,найман,бостон,төөлөс и т.д.

Один мой родственник лет десять назад был в Казахстане,не помню сейчас,то ли в Чимкенте,то ли в Алмате. Там местные старики спрашивали "руң ким?" а он ответил что он каңлы,и эти казахские аксакалы приняли его за своего.

Ув. Борю - очень интересная информация по диалекту ичкиликов, у нас в аиле так уже не говорят, взамен этого используется множество узбекских слов :) Мне говорили, что эде используют баткенские кыпчаки, кстати наш род прибыл под Джалал-Абад из Баткена в начале 20 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 11.02.2013 в 09:04, elimkaz сказал:

я так понимаю, что эде это в казахском языке еді а вот что такое эле?

"эле" (кырг.литературный)="эде"(ичкиликский диалект)= "еді" (казахский).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 11.02.2013 в 07:15, Rust сказал:

Ув. Борю - очень интересная информация по диалекту ичкиликов, у нас в аиле так уже не говорят, взамен этого используется множество узбекских слов :) Мне говорили, что эде используют баткенские кыпчаки, кстати наш род прибыл под Джалал-Абад из Баткена в начале 20 века.

:) Чем южнее тем выраженнее диалект. Например мне как представителю рода берю племени адигине иногда трудно понять разговорную речь жителей из юга баткенской обл. Особенно когда они между собой быстро разговаривают:).

Рустам аке,я хотел спросить.как вы знаете в чон-алае есть группа ичкилик кыргызов. вы не знаете когда и как они попали туда? у них тоже диалект очень интересный. например они говорят "кеттилер","бардылар", "кетиштилер" вместо "кетишти,барышты". "Айели-күйөвү" вместо "аялы-куйоосу", "барвысын" вместо "барсынбы".Тоже кыпчаксий диалект или у них другой говор?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
  В 11.02.2013 в 18:32, Бөрү сказал:

:) Чем южнее тем выраженнее диалект. Например мне как представителю рода берю племени адигине иногда трудно понять разговорную речь жителей из юга баткенской обл. Особенно когда они между собой быстро разговаривают:).

Рустам аке,я хотел спросить.как вы знаете в чон-алае есть группа ичкилик кыргызов. вы не знаете когда и как они попали туда? у них тоже диалект очень интересный. например они говорят "кеттилер","бардылар", "кетиштилер" вместо "кетишти,барышты". "Айели-күйөвү" вместо "аялы-куйоосу", "барвысын" вместо "барсынбы".Тоже кыпчаксий диалект или у них другой говор?

Ув. Борю - Ваш род является одним из самых воинственных южнокыргызских родов qyrgyz_new.gif

Из Чон-Алая из Жекенды родом бабушка моего отца, тоже кыпчачка. Дело в том, что во время джунгарского нашествия произошло массовое перемещение кыргызских племен, северные кыргызы ушли " андижан", т.е. в Ферганскую долину, потом вернулись. Все это привело к значительному смешению родов и племен. Есть данные, что кыпчаки и чон-багыши отразили кыргызов Бай=Буте-Кра из могольского войска Абдаллаха в местности Лейлек в 17 веке. Вообще именно ичкилики в своей основе осваивали и заселяли Памир, посмотрите даже Горный Бадахшан - там масса кыргызских названий. Абрамзон упоминал о том, что некоторые кыргыз-кыпчаки кочевали вплоть до оз. Кукунор - т.е. до Тибета.

К сожалению, я не филолог, да и родной язык знаю к сожалению только разговорный, поэтому мне сложно говорить о диалектах. Одно скажу точно - эти диалекты надо изучать, потому что язык он живой и сильно видоизменяется со временем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.07.2012 в 11:20, mawaraunnahr сказал:

 

  В 10.07.2012 в 09:33, 'kanishka сказал:

А что еще взять с великоказахствующих и великомонгольствующих друзей, которых набралось очень много.

переубеждать этническую общность самоидентифицирующую, ассоциирующую, признающую себя в качестве определенной, декларирующих свою принадлежность открыто и без навязывания, считающей литературный язык этой группы своим родным, частью себя...в высшей степени дело абсурдное и маразматичное. в конце концов локаи сами лучше всех знают почему они узбеки, почему считают себя узбеками, по каким причинам причисляют себя к узбекам...хотя нет же, есть "специолысты" которые исправят это дело и указать локаям на их ошибки, ошибки их дедов и праотцов...все дело в предвзятости и зависти. самый простой способ это выработанные универсальные критерии в этнологии по которым собственно народ может быть отнесен и относиться...

 

думаю они считают себя частью не "современной узбекской нации", а дореволюционных узбеков, потомки которых: суркаши, катаганы, ставшие узбеками ферганские кыпчаки и др.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 28.01.2009 в 00:02, sitting bool сказал:

 

  Антиромантик сказал:

Насколько я знаю, узбекский язык состоит из трех диалектов (по официальной версии): карлукского (на его основе построен литературный), кыпчакского, близкого к южно- и восточноказахскому диалектам (не знающим изменения ш > с, ч > ш), и огузского, близкого к туркменскому и хорасанскому.

Это официально, но повторяю: ферганских кыпчаков выдляют в самостоятельную группу тот же Баскаков (не указывая ничего относительно их идиома, правда).

Но все-таки напрямую сравнивать киргизско-кыпчакские и ногайские я бы поостерегся, хотя бы из-за сильных расхождений в фонетике. Откровенно говоря, по некоторым параметрам южноалтайский напоминает поволжско-кыпчакский восточнотатарский (!!!).

Есть государственный общеузбекский (ташкентско-ферганский)- карлукский на нем говорят 98%-всех узбеков!

 

98%? не верю. 98%уроков в современных узбекских школах: может быть. это возможно и приведен к тому, что когда то и будет 98%, но не сейчас

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 26.01.2009 в 18:58, sitting bool сказал:

 

1. насчет 1000000киргизов оставшихся за в уз. после размежевания в24г. - это чушь новоявленных историков. НО про 1000000узбеков в кырг. Я точно знаю! Вообще чуши в ин- те столько много стало ! приведу пример- В одном казахском сайте пишут что якобы узбеки-курама до размежевания лелеяли к казахам но их заставили записаться узбеками!!!!!!!!!- Хотелбы посмотреть вглаза тому кто это написал!!!

Я происхожу по материнской линии из узбеков курама с Ангрена с тех мест где проходит сейчас Камчикская трасса соединяющая

Ташкентскую область с Ферганой кстати вместе с кураминцами там проживают и кыргызы в колхозе "Полярная звезда" Курамины всегда считали себя Узбеками имели общую идентичность с Узбеками Ташкента и Ферганы хотя говорят на особом диалекте но он на 80% схож с Ташкентским и ферганским узбекским! По словам деда по матери которому за 80 . сколько он себя помнит всегда Курама считали себя Узбеками и насили чустскую тюбетейку! и нкогда не было проблем с размежеваниям!

Узнал в казахском сайте что Курама делятся на роды-удивился на сколько Я знаю курама не раскладываются по родам! Когда у узбека курамы спросишь откуда ты он ответит Я с Ахангарана .с Ангрена Курама тога (Камчикский перевал) . Насчет Кыргызов в Уз. их около 400тысяч . приведу пример Кыргызов с Камчика их никто не заставлял и не заставляет ассимилироваться Они пишутся кыргызами В Уз есть культурные центры как кыргызов так и казахов .что нельзя сказать о сопредельных государствах по отношению к Узбекам! --

Приглашаю всех сомневающихся в Уз поговорить с Узбеками потомками курама . потомками даштийских узбеков! - да они

[цензура - Второе официальное предупреждение! Еще одно такое высказывание и удалю с форума! Rust] извините за выражение тем Кто про них несет чушь в Интернете!

2. насчет Алымкула . Я только привел то что писал Валиханов (выше -""весь отдел сол принял язык и обычаи Коканда"") - скорее Он ошибался Кыргызам виднее

Меня убедили Ваши доводы ! Но Я считаю что при дворе Кокандского ханства . в дипломатии. в управлении и т. д. говорили на Тюрки "Ферганы"( Навои. Увайси . Хамза .Каххар. Кодирий !) т. е. государственный язык был Тюрки Ферганы - сохранилось масса документов и рукописий ханства!

Не согласен и тем что в Армии Коканда были только Кыргызы и Кипчаки! По итории нам известно что при покорении кыргызов было два генерала Хаккул- датхо и Ляшкяр

есть сведении у Кодирий что они были Узбеками мингами! и армия их состояла из ферганских тюрков и мингов! Кыргызы и кипчаки в армии Коканда стало мнго при

возвышении Алымкула и Мусулманкула! Из рукописи Худойкулова известно что Кыргызы и Кипчаки состовляли часть конницы ! огнестрельное оружие и пушки кокандцы не доверяли кыргызам и кипчакам ! Возможно перелом этому произошел во время Алымкула!

3. Не согласен Я и насчет даштийских узбеков ! Основная часть даштийцев уже через 60 лет после прибытия ассимилировалось среди основного населения Маверранахра . другая часть кочевала ( Сурх. Кашк.) - очем свидетельствуют произведения Абулгази .Турды.Оллоер. и др. в их произведениях они пишут что писали на родном

разговорном Узбекском- там не пахнет и близко кипчакским ! - ВОЗМОЖНО что Даштийские узбеки и Казахи в прошлом разные нации были в одном государстве Золотая Орда ! что вполне вероятно так как В Казахстане до 18вв проживали туркмены огузы! Быть может В Золотой орде были огузоговорящие- карлукоговорящие и кипчакоговорящие! - в каждую нацию влились одни и те же монгольские племена ! - этим и обясняется наличие джалаиров конгиратов мангытов в совершенно различных нациях! ВОЗМОЖНО Жанибек и Гирей увел кипчакоговорящих подданых Озбека! а Шейбани карлукоговорящих и часть кипчакскоговорящих( Сурх.Кашк.) в Маверранахр !

 

1. курама произошли от смешания полукочевых казахских, киргизских, каракалпакских родов (обедневших) с местными оседлыми сартами с кишлаков, вокруг которых первые обитали. это только сейчас они стали частью узбекской НАЦИИ. а насчет родов вы скорее всего ошибаетесь. большинство курама "племенные".

2. туркмены жили в мангышлаке, пока адаи не вытеснили их на юг в (18 в кажется), т.е.политического понятия "казахстан" еще не было. откуда бы карлуксий говор в даштикипчаке?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  Цитата
Арне Хоуген, взгляды которого в целом близки к точке зрения советских авторов и С. Абашина, в своей работе "Установление национальных республик в советской Средней Азии" частично восстановил события, происходившие в 20-е годы XX века. Вот что он пишет:

"Казахи и узбеки обсуждали различные этнические группы населения под другими названиями, в целях установления, к какой национальности принадлежали эти группы.

Примеры таких групп были кураминцы, тюрки, кашгарцы, кыпчаки и в некоторой степени сарты. Из этих групп кураминцы были особенно важными из-за своей численности, и кураминский вопрос привел к интенсивному обсуждению в территориальном комитете между узбекскими и казахскими сторонами.

Тем не менее, я не нашел ни одного кураминского голоса. Кроме того, не было обнаружено таких реакций и в дискурсе более крупных групп (таких, как сартов). Если бы такие противоречия [между узбеками и сартами] присутствовали, то, я считаю, непременно их бы услышали.

В любом случае, такое случилось в случае с кашгарцами (или уйгурами, таким было самоназвание этой группы). Как в случае с курама, как узбеки, так и казахи утверждали, что кашгарцы/уйгуры принадлежали к их национальностям. В этом случае, однако, узбекские и казахские претензии не остались без ответа. Среднеазиатское бюро получило ряд писем от кашгарских советских или партийных работников, в которых уйгуры выразили недовольство в связи с тем, что становятся пешками в процессе борьбы между другими группами.

 

В начале века вопрос по идентичности кураминцев был спорным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 29.02.2016 в 08:28, Джамал сказал:

 

  В 26.01.2009 в 18:58, sitting bool сказал:

 

1. насчет 1000000киргизов оставшихся за в уз. после размежевания в24г. - это чушь новоявленных историков. НО про 1000000узбеков в кырг. Я точно знаю! Вообще чуши в ин- те столько много стало ! приведу пример- В одном казахском сайте пишут что якобы узбеки-курама до размежевания лелеяли к казахам но их заставили записаться узбеками!!!!!!!!!- Хотелбы посмотреть вглаза тому кто это написал!!!

Я происхожу по материнской линии из узбеков курама с Ангрена с тех мест где проходит сейчас Камчикская трасса соединяющая

Ташкентскую область с Ферганой кстати вместе с кураминцами там проживают и кыргызы в колхозе "Полярная звезда" Курамины всегда считали себя Узбеками имели общую идентичность с Узбеками Ташкента и Ферганы хотя говорят на особом диалекте но он на 80% схож с Ташкентским и ферганским узбекским! По словам деда по матери которому за 80 . сколько он себя помнит всегда Курама считали себя Узбеками и насили чустскую тюбетейку! и нкогда не было проблем с размежеваниям!

Узнал в казахском сайте что Курама делятся на роды-удивился на сколько Я знаю курама не раскладываются по родам! Когда у узбека курамы спросишь откуда ты он ответит Я с Ахангарана .с Ангрена Курама тога (Камчикский перевал) . Насчет Кыргызов в Уз. их около 400тысяч . приведу пример Кыргызов с Камчика их никто не заставлял и не заставляет ассимилироваться Они пишутся кыргызами В Уз есть культурные центры как кыргызов так и казахов .что нельзя сказать о сопредельных государствах по отношению к Узбекам! --

Приглашаю всех сомневающихся в Уз поговорить с Узбеками потомками курама . потомками даштийских узбеков! - да они

[цензура - Второе официальное предупреждение! Еще одно такое высказывание и удалю с форума! Rust] извините за выражение тем Кто про них несет чушь в Интернете!

2. насчет Алымкула . Я только привел то что писал Валиханов (выше -""весь отдел сол принял язык и обычаи Коканда"") - скорее Он ошибался Кыргызам виднее

Меня убедили Ваши доводы ! Но Я считаю что при дворе Кокандского ханства . в дипломатии. в управлении и т. д. говорили на Тюрки "Ферганы"( Навои. Увайси . Хамза .Каххар. Кодирий !) т. е. государственный язык был Тюрки Ферганы - сохранилось масса документов и рукописий ханства!

Не согласен и тем что в Армии Коканда были только Кыргызы и Кипчаки! По итории нам известно что при покорении кыргызов было два генерала Хаккул- датхо и Ляшкяр

есть сведении у Кодирий что они были Узбеками мингами! и армия их состояла из ферганских тюрков и мингов! Кыргызы и кипчаки в армии Коканда стало мнго при

возвышении Алымкула и Мусулманкула! Из рукописи Худойкулова известно что Кыргызы и Кипчаки состовляли часть конницы ! огнестрельное оружие и пушки кокандцы не доверяли кыргызам и кипчакам ! Возможно перелом этому произошел во время Алымкула!

3. Не согласен Я и насчет даштийских узбеков ! Основная часть даштийцев уже через 60 лет после прибытия ассимилировалось среди основного населения Маверранахра . другая часть кочевала ( Сурх. Кашк.) - очем свидетельствуют произведения Абулгази .Турды.Оллоер. и др. в их произведениях они пишут что писали на родном

разговорном Узбекском- там не пахнет и близко кипчакским ! - ВОЗМОЖНО что Даштийские узбеки и Казахи в прошлом разные нации были в одном государстве Золотая Орда ! что вполне вероятно так как В Казахстане до 18вв проживали туркмены огузы! Быть может В Золотой орде были огузоговорящие- карлукоговорящие и кипчакоговорящие! - в каждую нацию влились одни и те же монгольские племена ! - этим и обясняется наличие джалаиров конгиратов мангытов в совершенно различных нациях! ВОЗМОЖНО Жанибек и Гирей увел кипчакоговорящих подданых Озбека! а Шейбани карлукоговорящих и часть кипчакскоговорящих( Сурх.Кашк.) в Маверранахр !

 

1. курама произошли от смешания полукочевых казахских, киргизских, каракалпакских родов (обедневших) с местными оседлыми сартами с кишлаков, вокруг которых первые обитали. это только сейчас они стали частью узбекской НАЦИИ. а насчет родов вы скорее всего ошибаетесь. большинство курама "племенные".

2. туркмены жили в мангышлаке, пока адаи не вытеснили их на юг в (18 в кажется), т.е.политического понятия "казахстан" еще не было. откуда бы карлуксий говор в даштикипчаке?

 

 

Маловероятно, что первоначально кураминцам примыкали и сарты. Когда Тауке хан учредил Бийский совет из представителей казахских, кыргызских и каракалпакских племен, в его (Совета) составе не было сартского представителя. Толкование якобы о смешении кочевников с земледельцами, думаю ошибочным, потому что, каракалпаки сами уже были полуоседлыми. Кажется у Левшина читал заметку, что первыми учителями казахов по хлебопашеству были каракалпаки. Скорее всего Курама получила такое название из-за того, что состояла из узбекских, казахских, кыргызских и каракалпакских племен. Если бы Тауке хан хотел поднять дух сартов при наличии их в составе Курама, то он непременно назначил бы бийем Курама какого-нибудь сарта, а не представителя из каракалпакских мангытов. И образовался бы Союз казахов, кыргызов, каракалпаков и сартов. Нынешний район обитания кураминцев был не первоначальным, т.к. с момента образования Курама в степях происходили разные события, даже каракалпаки "пустооставили" свои земли, а Джунгарское ханство и вовсе перестало существовать и т.д и т.п. 

К слову, Курама нынче является отдельным родом в Арысе Конрат в составе Ашамайлы и Кандекли. А среди казахов, узбеков и кыргызов, судя по цитате - нет.

 

http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskogo-naroda-m-tynyshpaev/istoricheskaja-spravka-i-plemennoi-sosta.html

  Цитата
Переходя к вопросу о происхождении и составе групп народностей известной под именем «курамы» необходимо заметить, что в истории упоминается только две родственные народности: узбеки и киргизы (казаки), а отдельная народность «курама» нигде не упоминается. Среди казаков и узбеков есть отдельные племена, как уйсын, канлы, джалаир, аргын, керей, кипчак, конрат, найман, алчын и т. д. (казанские); ющ, кырк, мын, кенегес, барлас, дурмень, барин, катаган (узбекские); наконец, осколки казанских кипчаков, найманов, конратов, джалаиров, есть и у узбеков, и осколки узбеков среди казаков. В числе основных тюркских и монгольских племен, из которых образовались с одной стороны казаки, и с другой — узбеки, отдельное племя «курама» также не упоминается. Таким образом, утверждение, что «курама» отдельная народность или отдельное тюркское или монгольское племя не основано на каких-либо положительных данных. Слово «курама» в переводе означает — лоскут, сброд, помесь и т. д. Среди киргиз также встречаются «лоскутки», например, одна из трех групп Младшей Орды называется джеты-ру (семиродцы), встречаются джетымдер (группы приставших к основным родам), кырк-ру (сброд из 40 родов), кырк-чата (то же). Если рассмотрим составные части «курамы», то окажется, что она состоит, действительно, из осколков разных племен, отдельных родов и даже поколений: тут есть из Старшей Орды: уйсын, дулат, сыйкым, кыбрай (поколений дулата), джалаир, балгалы (род джалаира), канлы, чаншклы, сргелы, ту-танбалы (род сргелы) и другие; из Средней Орды: найман, баганалы (род наймана), аргын, канджигалы (род аргына), ачамайлы (род керея); из Младшей Орды: джаппас, чомекей, табын, тама, джагал-байлы, рамадан, джетыру и проч. Таким образом, «курама» есть действительно «сброд» трех орд и представляет собой казанский народ в миниатюре.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в подтверждение вашего предположения: как то я спросил у родителей про кураминцев, они рассказывали что бывали в тех края и кураминцы отличались от узбеков, внешне были похожи больше на казахов, но и казахами себя не считали. это было в 80-х г.г. наверное так и есть: осевшее, в дальнейшем вошедшее в состав узбеков местное "жетыру". тогда возникает другой вопрос: почему тогда живущие рядом канглы, шанышклы узбеками не стали, хотя жили здесь еще задолго до "актабан шубырынды".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, кто кем стал в период размежеваний зависело от индивидиуальных качеств лидеров племен при компактном проживаний, а также индивидуально от каждого при раздробленности. В истории есть случаи, когда члены одной семьи записывались представителями разных национальностей, в частности читал об этом о каракалпаках бывшей Букеевской орды. Сам факт полного безразличия предполагаемых бывших кураминцев к своей идентификации говорит, что им было абсолютно всеравно, будут они казахами или узбеками, так как, часто сменямая власть прошлых веков вынуждало их принимать то повеление, к какой территории они подпадали, лишь бы был мир и согласие с окружающими. Последняя смена власти подпала под Узбекистан, значит они узбеки. Тут уж виновных искать якобы их заставляли, думаю излишние хлопоты. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Туземцы раньше и теперь"Очерк В.П. Наливкина

Издание А.Л. Кирснера Ташкент Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.

 

Посредствующим звеном между оседлыми и кочевниками являлись полукочевники, курама в бывшем Ташкентском вилаете, (в долинах Чирчика и Ангрена), так называемые узбеки в теперешней Самаркандской области и кипчаки и каракалпаки в Фергане.

В политическом отношении, в особенности в течение последних 30-40 лет существования бывшего Кокандского ханства, безусловно выдающаяся роль принадлежала ферганским полукочевникам - кипчакам. Упрочив на почве вышеуказанного разумного сочетания скотоводства с земледелием свое материальное благосостояние, сплотившись в прочно скрепленную родовым началом политическую партию и не утратив, подобно сартам, присущий их предкам дух воинственности, кипчаки в течение всей первой половины неудачного, дважды прерывавшегося, царствования Худояр-хана держали в своих руках судьбы внутренней жизни ханства, омрачив, к сожалению, этот период кипчакского самовластия длинным рядом насилий над сартами.

(примечание : В конечном счете оседлое население Коканда под предводительством Худояр-хана в 1851 г., восстав против кипчаков, устроило их массовое избиение. См.: Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). М., 1958, с. 211.)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

учитывая обособленное место союза кытай-кыпчаков среди других племен Бухарского эмирата возможно ферганские кыпчаки это выходцы не из Дешти-Кыпчака а именно от этих Зарафшанских кыпчаков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Арминий Вамбери о ферганских кыпчаках:

Кипчаки, по нашему мнению, самое древнее и наиболее примитивное тюркское племя, которое из всех племен этой большой семьи, рассеянной от Комула до Адриатического моря, больше всего сохранило верность своей старой национальности как по типу лица и характеру, так по языку и обычаям. Нашего читателя вряд ли заинтересует баснословная этимология названия ”кипчак”, приводимая Рашид ад-Дином Табиби. Возможно, что раньше под этим названием существовало могущественное племя, и сегодняшние кипчаки, насчитывающие всего 5-6 тыс юрт, утверждают, что их предки завоевали и заселили Дешти Кипчак 198, как издавна назывался Туркестан в восточных исторических источниках. Несмотря на свою малочисленность, кипчаки и поныне оказывают могущественное влияние на политические дела в Коканде, они назначают ханов, а потом смещают их, и часто бывало, что 500 их всадников овладевали каким-нибудь городом, а хан не осмеливался выступить против них. В тюркском наречии, на котором говорят кипчаки, я не различил ни одного персидкого или арабского слова, их диалект можно считать лучшим переходным пунктом от монгольского к джагатайскому языку. То же самое можно сказать о типе лица кипчаков в сравнении с другими тюркскими народами Средней Азии. Раскосыми глазами, безбородым подбородком и выдающимися скулами они похожи на монголов, к тому же они по большей части маленького роста, но удивительно ловки. Храбростью кипчаки превосходят все остальные народы Средней Азии и представляют вернейший образчик человека из огромной орды, которая перевернула когда-то всю Азию.

http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Vambery/frametext9.htm

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я понял рода Ульмес Кулан и Жети Кашка пришли в фергану с кыргызскими кыпчаками каркара.

потом уже на месте их судьбы разошлись

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.02.2019 в 11:38, Rust сказал:

Смотрим у Олжобая Каратаева:

Собственно гирей/керей - нет.

Однако есть "шорон":

В этом селении значит живут как раз доолосы. Есть "чураны" среди узбекских конуратов. На монгольском это название остроконечных (?) холмов в пустыне Гоби. В Ферганской области Узбекистана в районе Вуадиль (в Кыргызстане тоже есть Вуадил) тоже встречается топоним Шорон.

Показать  

вы не интересовались историей зарафшанских, каракалпакских, ногайских кытай-кыпчаков, ферганских кыпчаков и их связью между собой? по ним бы отд. статья не помешала. по масштабу их влияния на ход поздней истории в регионе с ними сравнятся разве что мангыты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ферганские и зарафшанские кыпчаки, если верить Бейсембиеву, выходцы из казахов, ушедших на юг под давлением джунгар. Каракалпакские и ногайские кытай-кыпчаки это родичи зарафшанских кытай-кыпчаков. Статья действительно нужна, пока на науку времени совсем нет, к сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.02.2019 в 06:58, Rust сказал:

Ферганские и зарафшанские кыпчаки, если верить Бейсембиеву, выходцы из казахов, ушедших на юг под давлением джунгар. Каракалпакские и ногайские кытай-кыпчаки это родичи зарафшанских кытай-кыпчаков.

Показать  

если ферганские и зарафшанские разошлись недавно и связаны с казахами то странно что по Иванову зарафшанские кытаи и кыпчаки туда пришли уже вместе

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иванов:

В. В. Радлов, посетивший Зеравшанскую долину в 1868 г., отмечает, что оба «отдела», китаи и кипчаки, слились так тесно, что считаются за одно племя, и на вопрос о том, к какому роду они принадлежат — отвечают:  «я из (рода) китай-кипчаков».{79}

Часть китаев и кипчаков объединилась друг с другом и образовала особую группу под названием китай-кипчаков. [29]

К какому времени относится возникновение этой группы — сказать с достаточной точностью пока нельзя, однако это произошло во всяком случае еще до момента перемещения их в долину Зеравшана, так как группа китай-кипчаков встречается не только среди узбеков в Средней Азии, но и среди ногайцев в Крыму и на Кавказе.{82} В Средней Азии китай-кипчаки упоминаются впервые, насколько известно, во второй половине XVII в.{83}

Единство китаев и кипчаков носило в действительности, повидимому, скорее характер внешнего политического союза, чем внутреннего родства или объединения. Дело в том, что и родовая структура и боевые кличи (ураны) у обоих племен были совершенно различны.{84} Каждое из племен имело свои совершенно самостоятельные внутренние родовые подразделения, не родственные подразделениям другой стороны, вследствие чего браки между обоими племенами допускались.{85} Подобных взаимоотношений ни в коем случае не могло бы наблюдаться, если бы племена считались между собою «родственными». Устанавливая этот факт, мы должны будем допустить, что и в хозяйственно-экономическом отношении оба племени в рассматриваемое время не могли представлять вполне единого целого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

возможно часть кыпчаков откололась из этой группы и уже без кытаев ушла в Фергану. тогда вероятнее не казахское их происхождление а ногайское (алтыулы) и мигрировали они не после прихода джунгар а после появления торгоутов в Приаралье и на Эмбе. видимо эта группа распалась на четыре осколка, оказавшихся в разных краях: собственно ногайские кытай-кыпчаки, отделившиеся еще до алтыулов, а уже от алтыулов каракалпакские, ферганские кытай-кыпчаки и ферганские кыпчаки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...