Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

Всякие там жандыргалки и т.п. это уже нововведение и на мой взгляд уже сленг..

Я порой тоже не понимаю, зачем эту блудь включают в "лингвистические" разработки.

Я статью одну читал, про "русизмы" в современном Иранском в Иране. Трактор, экскаватор, телевизор.... 

Фигня полная, а не исследование, прямо говоря... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Всякие там жандыргалки и т.п. это уже нововведение и на мой взгляд уже сленг..

Я порой тоже не понимаю, зачем эту блудь включают в "лингвистические" разработки.

Я статью одну читал, про "русизмы" в современном Иранском в Иране. Трактор, экскаватор, телевизор.... 

Фигня полная, а не исследование, прямо говоря... 

 

так и экскаватор, телевизор для русских западизм

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Об этом я и написал.... 

Я понимаю, что некоторые из этих слов попали из русского, однако исконно  русскими они не являются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например у кыргызов русское слово "хозяин" переводится как "ээ" и "кожойун"..

Несложно догадаться,что слово "кожойун" не что иное,как искаженное русское слово "хозяин"..т.е. русизм..

Или же возможно я ошибаюсь? Кто как считает?

Тув-рус словарь:

кожай 1) хозяин, господин, ба­рин; 2) богач.

очень древний тюркизм или скорее общий источник для тюркского и русского

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Например у кыргызов русское слово "хозяин" переводится как "ээ" и "кожойун"..

Несложно догадаться,что слово "кожойун" не что иное,как искаженное русское слово "хозяин"..т.е. русизм..

Или же возможно я ошибаюсь? Кто как считает?

Тув-рус словарь:

кожай 1) хозяин, господин, ба­рин; 2) богач.

очень древний тюркизм или скорее общий источник для тюркского и русского

 

 

думаю корень в этом слове будет "қожа"

 

қожа

I. перс. ходжа (человек, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама)

II.

1) глава семьи; хозяин

үйдің қожасы кім? → кто хозяин дома?

қожаң берсе, қойныңа тық! → погов. если хозяин дает, прячь за пазуху (ибо может передумать)

«әй!» дер әже, «қой!» дер қожа жоқ → нет старшего, который бы увещевал; нет хозяина, который бы сказал «довольно!»; некому унять; некому приструнивать

2) владелецсобственник

наубайхана қожасы → владелец пекарни

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тув-рус словарь:

кожай 1) хозяин, господин, ба­рин; 2) богач.

очень древний тюркизм или скорее общий источник для тюркского и русского

Возможно и тюркизм или персизм,но,на мой взгляд,в кыргызский оно вернулось через русский язык..Возможно и ошибаюсь.. :)

 

кожоюн

р. разг.

(встречается и в эпосе) хозяин, господин;

сен кожоюн, мен - күңмүн фольк. ты - господин, я - рабыня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

наубайхана қожасы → владелец пекарни

 

 

Вам надо лозунг написать в подписи своих сообщений:

наубайхана қожасы → владелец пекарни!  - Именно это мы скажем любому злостному иранисту!

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тамга племени КЕРЕЙТ (Киши джуз) изображается зачем то аналогично тамге племени Маскар:

36e9e20d8844.jpg19389df8aeb9.jpg

 

У Аристова. Левшина (1832 г.), Казанцева (1867 г.) и у других исследователей, тамгой младшежузовских Керейтов запечатлен "крест над прямой чертой":

 

±

 

Такая же тамга (крест) указана в книге "Алшын шежіресі" (Кызылорда, 2003 г., стр.38):

http://www.elim.kz/pdf/book/book_10.rar

 

То есть в основе настоящей тамги Керейтов равносторонний крест как и у Кереев, Меркитов, Уаков, Киятов и Уйсынов.

 

Ведь наверно не зря в 10-13 вв. их верхушка приняла несторианство и это, вероятно, графический отголосок этого события.

 

А здесь только крест без черты:  

 

a7808e15a5ef.jpg

 

Такая же крестовая тамга была у киятов крымских, у киятов казахских, у киреев крымских, у кереев казахских, у меркитов казахских и т.д. 

Вот, например, тамги Крымского ханства, под цифрой 21 указаны тамга киятов и киреев (гиреев):

QirimTamga.jpg

 

Но что было изображено на белых знаменах татар Чингизхана? Частичный ответ находим у авторов, согласно которым на боевых знаменах был изображен равносторонний крест, как это было (сохранилось?) позже у казахских и крымских киятов, кереев, меркитов, уак-кереев:

 

 

Ян Длугош "История Польши" описывает ход сражения под городом Легницей князя Генриха с объединенными польско-немецкими силами с татарами хана Бату:

"...  Была в татарском войске среди иных хоругвей одна гигантская, на которой виднелся такой знак: 1ab41755e9a3.jpg"

 

Матфей Миховский "Трактат о двух Сарматиях" описывая то же сражение:

"... какой-то их знаменосец с громадным знаменем, на котором была греческая буква "хи" 1ab41755e9a3.jpg"

У Андрея Лызлова "Скифская история" также:

"... Но егда узреша татарина выбежавша со знаменем, на нем же таково знамя было: 1ab41755e9a3.jpg"

 

На миниатюрах Радзивилловской летописи на полотнище стяга половцев изображен равносторонний крест ("кере") +, на древке стяга дружины Игоря и Всеволода Святославовичей - тамга Рюриковичей трезубец ("тарак").

 

 

 

Позже переписчики летописи затерли на половецком полотнище крест и присобачили его на древко стяга Святославовичей, ошибочно приняв тюркскую тамгу "кере" за христианский крест, а трезубец Рюриковичей нацепили на древко половецкого стяга.    :osman6ue:

 

Вот здесь оригинальная миниатюра (в конце текста):

http://www.docme.ru/doc/347257/novoe-slovo-o-polku-igoreve---personal._nyj-sajt-anatoliya

 

А на этой миниатюре, которая есть повсюду, уже затертая и с подмененными стягами по формуле "христиане" (с крестом) против "басурманов" (с трезубцем):   :D

 

6b3b2e57fba7.jpg

 

 

Таким образом, равносторонний крест на тамгах и военных стягах (туг) был известен и половцам (кыпшакам) и татарам Чингизхана!!! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат-Акб,

посмотри эту ссылку:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5132-osnovnoj-plemennoj-sostav-khalkhastcev/page-10

от 14.02.2016 там у "Мянгад" полно крестов.

Значит протоказахи не татары Чингиса, а мянгады ?

Да и у калмыков крестов хватает.

По приведеной ниже ссылки этнонима от "кровати" что думаете ?

http://kpfu.ru/staff_files/F1043349089/Kollektivnaya.monografiya.Akt..probl..dialekt..pdf

Факты казахского языка говорят, что как северо-восточный, так и остальные диалекты казахского языка еще до образования литературного языка заимствовали немало слов из арабского, персидского, русского и других языков. Но при всем этом каждый из диалектов по-своему ассимилировал новые слова. Так, например, русское слово «кровать» в первое время на западе Казахстана звучало керуерт, на юге - керует, а на северо – востоке – кереует.;: 19].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Таким образом, равносторонний крест на тамгах и военных стягах (туг) был известен и половцам (кыпшакам) и татарам Чингизхана!!! 

 

Крест равносторонний кому только известен не был. Это видимо только в вашем понимании сверхсложная геометрическая фигура. Не удивлюсь, если вы считаете что _________ клевер изобрели. 

А вам что, реально совершенно не известны факты знакомства Половцев с Христианством? 

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Крест равносторонний кому только известен не был. Это видимо только в вашем понимании сверхсложная геометрическая фигура. Не удивлюсь, если вы считаете что ___________ клевер изобрели. 

А вам что, реально совершенно не известны факты знакомства Половцев с Христианством? 

 

У половцев это не христианский крест, читайте, информации много. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На миниатюрах Радзивилловской летописи на полотнище стяга половцев изображен равносторонний крест ("кере") +, на древке стяга дружины Игоря и Всеволода Святославовичей - тамга Рюриковичей трезубец ("тарак").

 

Позже переписчики летописи затерли на половецком полотнище крест и присобачили его на древко стяга Святославовичей, ошибочно приняв тюркскую тамгу "кере" за христианский крест, а трезубец Рюриковичей нацепили на древко половецкого стяга.    :osman6ue:

 

Вот здесь оригинальная миниатюра (в конце текста):

http://www.docme.ru/doc/347257/novoe-slovo-o-polku-igoreve---personal._nyj-sajt-anatoliya

 

Фокус-покус:  :rolleyes: 

 

polov135.jpg

 

Полотнище половецкого стяга стало грязным и через невесть откуда появившиеся пятна на нем ни за что не увидеть присутствовавшего на нем креста, но зато над трезубцем на древке стяга дружины Игоря Святославовича волшебным образом появляется крест.

 

А может он испугался исхода битвы и решил перескочить с одного стяга на стяг победителя? :lol:   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Крест равносторонний кому только известен не был. Это видимо только в вашем понимании сверхсложная геометрическая фигура. Не удивлюсь, если вы считаете что ___________ клевер изобрели. 

А вам что, реально совершенно не известны факты знакомства Половцев с Христианством? 

 

У половцев это не христианский крест, читайте, информации много. 

 

Однако он (Крест) именно  у ПОЛОВЦЕВ на стяге. А еще до Половцев даже  Хазары Христианские Храмы строили. 

И что вы бы посоветовали "почитать"? Что нибудь про Киреев (Джунгарских) есть интересное? 

Не про Несторианцев случайно?  :lol:

Ваше увлечение конспирологией с самим вами уже играет злые шутки, причем не в первый раз уже ....  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако он (Крест) именно  у ПОЛОВЦЕВ на стяге. А еще до Половцев даже  Хазары Христианские Храмы строили. 

 

Если вы не знаете, то могу подсказать, что в "Слове о полку Игореве" ни разу не говорится о христианстве даже у русских князей. Христианские вкрапления в летопись, как например с затёркой тенгрианского креста на стяге половцев и пририсовка креста на древке русской дружины, это дело рук поздних переписчиков.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

<p>

Кереи́ты (другие названия — хэрээд, кэрээд, керәд, кэриет, кэрэит, кераит, хэрэйд, керейт, гирей, keried, kereid) — союз монголоязычных племён, обитавших в Забайкалье и Монголии в X—XIII веках[1]. Имели свою письменность, государство и законы. Граничили на северо-западе с ойратами, на севере — с меркитами и баятами, на востоке — схамаг-монголами, тайчиутами, барласами, борджигинами, татарами, на западе — с найманами, на юге — с тангутами.

 

Содержание [убрать]

Этимология этнонима[править | править вики-текст]

Этноним кереит представляет собой древнее тотемное имя с монгольским корнем хэрээ, передаваемое по-русски каккере, кэрэ, хэрэ и означающее «во́рон», и -ид, уд, дсуффикс мн. числа. Имеется и ряд других версий происхождения этнонима, впрочем, малоубедительных[1]. История[править | править вики-текст]

До разгрома монголами Чингисхана и вхождения в состав его народа-войска кереиты представляли собой союз нескольких племенных групп. По всей видимости, как и многие союзы того времени, это объединение состояло из монголо- и тюркоязычных племён, не исключены и иные в лингвистическом плане члены союза. Кереиты приняли участие в этногенезе ряда современных монгольских и тюркских народов[1].

Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По всей видимости, кереитский союз выделился из группы кочевых племён, известной в киданьских летописях под наименованием «цзубу», которая по мнению С. К. Хойта являлась одной из ветвей шивэй, наряду с самими киданями и одноимённой дальневосточной ветвью шивэй[1].

По Рашиду ад-Дину, в XIII веке кереиты представляли собой «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов»[2]. «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана Тогорила находилась в Тёмном Бору на реке Толе.

По версии Г. О. Авляева,[3] кереиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. Г. О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун(?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин(?), сакаит; самодийские — тумат[3]. Однако, он не объясняет на чём именно основан такой лингвистический состав кереитского союза[1].

Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерве с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк). Всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч[4]. Авляев приводит гораздо большую цифру [1].

В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в Великой Степи, вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу». Маргуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кереитские роды.

Один из внуков Маргуза, Тоорил (Тогорил), получил титул Ван-хана. Вначале союзник Чингисхана, Ван-хан впоследствии поссорился с ним, потерпел поражение и бежал к найманам, где погиб. Кереиты подпали под власть Чингисхана и с тех пор самостоятельное их существование прекращается.

Часть кереитов, бежавшая от монголов, вошла впоследствии в состав некоторых тюркских народов, в частности, казахов. Присоединившиеся к Чингисхану, вошли в состав современных монгольских народов. При этом некоторые кереитские принцессы стали жёнами монгольских ханов, кроме того правящие династии некоторых монгольских этносов (например, торгутов) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам [1].

Предлагаю производить этноним "кереит" от калмыц."күрә"(круг) с добавлением множест.числа.

Аналогично этноним "торгоут"(торhуд) от калмыц. "төгрг" во множест.числе.

Также есть в калмыцком помимо указаных значение слова круг как "дуhу", что созвучно с племенами древности "дун-ху".

Т.е. кереиты предавшие Чингиса сменили просто вывеску с тем же значением, но не потеряв монгольского окончания в этнониме как "др.претенденты на наследство".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://journal.iea.ras.ru/archive/2010s/2010/Bakaeva_%202010_3.pdf

С.62

"...Известно, что происхождение разных ойратски групп, составивших основу кал­мыцкого этноса, весьма специфично. X.Окада на основании анализа легенд о происхождении и родословных, содержащихся в письменных источниках на монгольском,

китайском, тибетском, персидском языках, а также калмыцких историко-литературных

памятниках, показал, чт в XVII-XVIII вв. среди крупных племен ойратов выделялись

следующие группы:

древнеойратская (хойт и батуты),

баргутская (баргу-бураты),

найманская (дербеты и джунгары),

кереитская (торгуты),

восточномонгольская (хошуты) {Okada 1987).

Просто перечисление некоторых групп современных калмыков (хойты, батуты, баргасы13, дербеты, зюнгары, керяды, хошуты) показывает, что представители всех средневековых ойратов вошли в их состав.

Исследование проблем их происхождения во многом определено внимание к проблеме самоидентификации, которые еще могут способствовать сбору информации, имеющей сакральный характер..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю производить этноним "кереит" от калмыц."күрә"(круг) с добавлением множест.числа.

Аналогично этноним "торгоут"(торhуд) от калмыц. "төгрг" во множест.числе.

Также есть в калмыцком помимо указаных значение слова круг как "дуhу", что созвучно с племенами древности "дун-ху".

Т.е. кереиты предавшие Чингиса сменили просто вывеску с тем же значением, но не потеряв монгольского окончания в этнониме как "др.претенденты на наследство".

Вот что еще есть:

Proto-Mongolian: *keɣere
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: steppe, desert
Russian meaning: степь, пустыня
Written Mongolian: keɣere (L 443)
Middle Mongolian: ke'er (SH, HY 4), keher 'desert' (IM)
Khalkha: xēr
Buriat: xēre 'steppe; taiga'
Kalmuck: kērǝ (КРС)
Ordos: kēre
Dagur: xēr, kēr (Тод. Даг. 149); hēre (MD 159)
Shary-Yoghur: kēre
Comments: TMN 1, 484, MGCD 337
  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.rfh.ru/downloads/Books/154193053.pdf

С.79

"..Согласно китайским источникам, ойраты снова появляются в истории в последние десятилетия XIV в. При этом это уже не ойраты первого периода, по мнению Дж. Мияваки теперь ойраты представляли собой союз четырех могущественных племен Северо-Западной Монголии: старых ойратов, найманов, кереитов и баргутов (Miyawaki, 1997, p. 40)..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю производить этноним "кереит" от калмыц."күрә"(круг) с добавлением множест.числа.

 

По вашей логике калмыки и их язык предшествовали керейтам?  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Предлагаю производить этноним "кереит" от калмыц."күрә"(круг) с добавлением множест.числа.

 

По вашей логике калмыки и их язык предшествовали керейтам?  :D

 

 

зачем халхаязычные вечно изобретают велосипед, придумывая новое толкование происхождения того или иного термина или этнонима?

 

по кераитам также указано в РАД-е, откуда идет это название

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...