Balkin Опубликовано 1 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2016 42 минуты назад, asan-kaygy сказал: https://camonitor.kz/26047-zhuzy-i-process-formirovaniya-kazahskoy-gosudarstvennosti.html вы как историк что скажете, почему халхасцы не знают свою родословную? они дальше своих хошунов и оттоков не владеют информацией хошуны и оттоки это не родовая, а административная принадлежность, типа Джалаирский край или область 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 1 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2016 Quote Шала-казахи (этнографическая группа) [править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эта статья — об этнографической группе. О современном понятии см. шала-казахи. Шала-казахи, устар. чала-казаки, чалаказаки (ед. ч. каз. шалақазақ, мн. ч. шалақазақтар — «полуказахи», «недоказахи») — этнографическая группа, потомки татар, сартов, уйгуров и др. народов от смешанных браков с казахами. Этноним «чалаказаки» употреблялся в XVIII—XIX веках. В настоящее время «шала-казахами» именуют казахов, которые не владеют казахским языком и не чтят казахскую культуру (см. соотв. статью). Шала-казахами также именуют одно из подразделений рода мамбет племени найман и окиргизившихся казахов из рода абла племени сарыбагыш. В казахском языке слово «шала́» означает «половинчатый»[1], «сырой»[2]. В паре с другими словами «шала» придаёт им смысл «неполноценности»: шала туған — «недоношенный», шала жансар — «полуживой», шала сауатты — «малограмотный». Первые упоминания о шала-казахах (чала-казаки) встречаются в XVIII—XIX веках, когда этим термином обозначали социокультурную группу метисов — потомков переселившихся в казахские степи татар, выходцев из Средней Азии (сарты[3]) и таранчей[4] (илийские уйгуры), которые заключали браки с казашками[5], но находились вне казахской родоплеменной структуры. Первое поколение шала-казахов владело казахским языком, а для последующих он стал родным. Помимо перечисленных, шала-казахами называют подразделение рода мамбет племени найман и окиргизившихся казахов из рода абла племени сарыбагыш (род Аскара Акаева). Современных шала-казахов и исторических шала-казахов роднит только название[6]. До середины XIX века шала-казахи не включались в административно-территориальные единицы и, как следствие, в общую численность населения[7]. Шала-казахи не платили никаких податей. Достаточно было назваться этим именем и можно было долгие годы не нести никаких повинностей в отношении своей страны, что привело к увеличению их числа и сокрытию в их рядах многих беглых татар и русских солдат. В 1851 году был поднят вопрос об обложении шала-казахов податями и причислении их к казахским волостям[8]. Значительное число шала-казахов селилось в горах, ущельях и труднодоступных речных долинах, вдали от властей[8]. Вместе с казаками, используя сети и малые неводы, занимались рыбным промыслом в горах и малых заливах Зайсана, реках Курчум, Кокпектинка и Большом и Малом Буконях[9]. Из официальных сведений того времени известно, что шала-казахи земледелием совсем не занимаются, кочуют вместе с киргизами (казахами) и мало чем отличаются от них в быту[10]. Большое число шала-казахов проживало на территории Большой орды, в Кокпектинском и Аягузском округах. Они были равными с казахами в правах и говорили на тюркских языках — узбекском и казахском[11]. Известно, что Чокан Валиханов интересовался населявшими Аягуз чалаказаками[12]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шала-казахи_(этнографическая_группа) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2016 Сабитов Ж.М. Кобланды из рода Каракыпшак//Тарих тағылымы. № 1 (9). Астана. 2016. С. 44-52 https://www.academia.edu/29874997/Сабитов_Ж.М._Кобланды_из_рода_Каракыпшак_Тарих_тағылымы._1_9_._Астана._2016._С._44-52_Word_ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2016 http://elibrary.ru/item.asp?id=22924078 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ындыр Опубликовано 22 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2016 Тут недавно говорили про казахские тамги... И у меня вопрос по тамгам. Недавно прочитал, что в Булгаре 11-12 веков --- у булгар использовалась тамга типа "буквы А" = "А" --- а у сувар использовалась тамга "типа ветка" = " \ \ " или " _\_\_ " Вопрос -- ни кто не знает -- на чьи тамги это ещё может быть похоже? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 23 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2016 9 часов назад, Ындыр сказал: Тут недавно говорили про казахские тамги... И у меня вопрос по тамгам. Недавно прочитал, что в Булгаре 11-12 веков --- у булгар использовалась тамга типа "буквы А" = "А" --- а у сувар использовалась тамга "типа ветка" = " \ \ " или " _\_\_ " Вопрос -- ни кто не знает -- на чьи тамги это ещё может быть похоже? Наберите в гугле тамга каз родов и сравните, порядочным и честным людям нечего скрывать, в отличие от некоторых, типа найманов))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 9 января, 2017 Поделиться Опубликовано 9 января, 2017 я запомнил по всем, которые видел что у Майкы-би было два сына (или внука, сыновья сына Бахтияра): старший Ойсыл и младший Уйсыл (в некоторых вариантах Ойсын и Уйсын). а вот имени Уйсын или Уйсыл старше самого Майкы-би не помню. в каких вариантах шежире у кого есть данные об Уйсыне рпдеке Майкы-би? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 4 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2017 Ув. Кылышбай, Вы часто пишете об узбекистанских шапырашты, что они бывшие казахи. У каракалпаков нет этого уру, но каракалпаки в других регионах РУз отмечают, что есть такой каракалпакский уру шапырашлы-кыпчак (каракалпаки). Они тезки или имеют какое-то отношение к казахским шапырашты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 4 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2017 4 минуты назад, Kamal сказал: Ув. Кылышбай, Вы часто пишете об узбекистанских шапырашты, что они бывшие казахи. У каракалпаков нет этого уру, но каракалпаки в других регионах РУз отмечают, что есть такой каракалпакский уру шапырашлы-кыпчак (каракалпаки). Они тезки или имеют какое-то отношение к казахским шапырашты? никак нет, я про шапырашты не писал, у нас их нет, они в Жамбылской и Алматинской области. вокруг Ташкента живут шанышкылы, потомки катаганов. касательно каракалпаков я писал не раз о подроде Каракалпак среди шанышкылы. у меня женгешка из них была. нормальные себе казахи, возможно ассимилированные верхние каракалпаки. знаю в Верхне-Чирчикском районе есть поселок большой Каракалпак. скорее всего там живут шанышкылинские каракалпаки. а вот женгешка моя из послелка Майский, Кибрайский район, недалеко от Сарыагача. там шанышкылы каракалпаков много. также есть подрод Жанысов (Дулат) - Оймауыт. обитают под Ташкентом. по шежире вроде связаны с каракалпаками Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 4 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2017 4 minutes ago, кылышбай said: никак нет, я про шапырашты не писал, у нас их нет, они в Жамбылской и Алматинской области. вокруг Ташкента живут шанышкылы, потомки катаганов. касательно каракалпаков я писал не раз о подроде Каракалпак среди шанышкылы. у меня женгешка из них была. нормальные себе казахи, возможно ассимилированные верхние каракалпаки. знаю в Верхне-Чирчикском районе есть поселок большой Каракалпак. скорее всего там живут шанышкылинские каракалпаки. а вот женгешка моя из послелка Майский, Кибрайский район, недалеко от Сарыагача. там шанышкылы каракалпаков много. также есть подрод Жанысов (Дулат) - Оймауыт. обитают под Ташкентом. по шежире вроде связаны с каракалпаками Прошу простить, показалось что-ли, но вопрос всеравно к знающим что-либо о каракалпакских шапырашлы-кипчаках. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 4 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2017 5 минут назад, Kamal сказал: Прошу простить, показалось что-ли, но вопрос всеравно к знающим что-либо о каракалпакских шапырашлы-кипчаках. да ничего. у вас про оймауытов среди каракалпаков нет данных? может и вправду наши оймауыты от вас пришли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 4 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2017 34 минуты назад, кылышбай сказал: никак нет, я про шапырашты не писал, у нас их нет, они в Жамбылской и Алматинской области. вокруг Ташкента живут шанышкылы, потомки катаганов. У меня такой вопрос - шанышкылы помнят катаганов, Турсун-хана и катаганский погром? И помнят ли они Юнуса-ходжу, которого поддержали в борьбе за власть? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 11 hours ago, кылышбай said: да ничего. у вас про оймауытов среди каракалпаков нет данных? может и вправду наши оймауыты от вас пришли? ДНК одного каракалпакского оймауыта показывает С3, правда, почему-то под вопросом. Оймауыты скорее всего искаженное название йомудов, входят в племя кенегес и делятся на кара и сары, которые в свою очередь тоже подразделяются. Возможно, кара и сары показывают огузско-кипчакское происхождение этого рода. А йомуды в прошлом действительно были в тесном контакте с каракалпаками (аральцами). Но специально этот вопрос вроде не изучался, по крайней мере не видел подробной информации, а легенды надо бы спросить у самих оймауытов. Короче, надо изучать, а так, определенно сказать трудно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 Мне кажется оймауыт и йомут это слишком натянуто. Казахи вроде называли йомудов жаумитами, но никак не оймауытами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 12 часов назад, Le_Raffine сказал: У меня такой вопрос - шанышкылы помнят катаганов, Турсун-хана и катаганский погром? И помнят ли они Юнуса-ходжу, которого поддержали в борьбе за власть? хороший вопрос. про имена не знаю но сколько их шежире видел - везде катаганы фигурируют и всегда рядом с Канглы, мол приемышы у них. в ауле буду - обязательно попробую найти какого нибудь аксакала из них и спрошу, мне самому интересно стало Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 49 минут назад, Kamal сказал: Оймауыты скорее всего искаженное название йомудов Старинные казахские предания называют калмыцкого Аюке повелителем букв: "он сан оймауыт, тоғыз сан торғауыт", что по-русски означает примерно повелитель "10-ти родов оймаутов и 9-ти родов торгаутов" (это конец 17 века). [Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Қазақ тарихы. Шығармалары. Т.9, С.233 (Сочинения на казахском языке)] Значит оймауты изначально это калмыцкий род. Но судя по современной ситуации их среди калмыков и ойратов Синьцзяня и Западной Монголли нет, но есть среди каракалпаков и казахов. Поэтому предполагаю, что они могли перейти и отюречиться в результате каких-то событий первой половины 18 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 Единственно что смущает меня это казахское слово "аймауыт" - "кольчуга" (синоним - сауыт) и личное имя Аймауыт. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 в пользу гипотезы с ойратами может быть окончание -ыт? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 58 минут назад, кылышбай сказал: в пользу гипотезы с ойратами может быть окончание -ыт? Фонема "т" в конце слов не всегда свидетельствует о древнетюркскости или монгольскости. Например, приведенное выше слово "сауыт" - "кольчуга". Или, к примеру, "сарқыт" - "гостинец". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 один казахский оймаут протестировался, посмотрим что выйдет Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 16 минут назад, АксКерБорж сказал: Фонема "т" в конце слов не всегда свидетельствует о древнетюркскости или монгольскости. Например, приведенное выше слово "сауыт" - "кольчуга". Или, к примеру, "сарқыт" - "гостинец". я имел ввиду -т в этнонимах Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 6 минут назад, asan-kaygy сказал: один казахский оймаут протестировался, посмотрим что выйдет учитывая что среди Жанысов они считаются кырме то навряд ли старкластер Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 10 минут назад, asan-kaygy сказал: один казахский оймаут протестировался, посмотрим что выйдет Насколько мне известно оймауыты у нас среди кыпшаков? Или я ошибаюсь? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 5 минут назад, кылышбай сказал: я имел ввиду -т в этнонимах Понял. Но мне кажется не обязательно это монгольское окончание множественного числа. Взять хотя бы для примера наши племена дулат, толенгіт, конгырат, керейт и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 5 февраля, 2017 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2017 22 минуты назад, АксКерБорж сказал: Насколько мне известно оймауыты у нас среди кыпшаков? Или я ошибаюсь? в данном случае речь об Оймауытах из дулатовского рода Жаныс Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться