Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

 

слышал как они говорят. Это красивый монгольский язык без неологизмов. Халхасский суб-диалект можно сказать.

Так всетаки халхаский, олетский или же отдельный диалект? 

 

Монгольский эрзинцев СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ!!!!! уже сходит на нет, и в очень ближайшем будущем сгинет на нет, и воссторжествует справедливое тюркоязычие этих поистине что ни на есть самых автохтонных коренных тюрков. Эрзинцы скорее всего говорят на халхасском, так как в их речи нет типичного ККК-канья и специфичной мелодичности дербетской речи, а баятам, ближайшим соседям эрзинцев наоборот присуща тувино-монгольское двуязычие. Так, что остается только халхасский.  

Ничего плохого не вижу в знании монгольского. В свое время это был языком мира. Вы может личные неприязни оставите при себе. А то оно так и прет от Вас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038280-0/978-5-02-038280-0_05.pdf

 

Для Стаса, по родам тувинцев. Статейка старая, раннесовковых времен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Это читал. Смотрю сейчас Манай-оола книжку новую. У него, наконец, нашел четкую цитату из русского источника 17 века про тувинцев и тувинскую землю. Но почему-то в районе Иркутска. Надо теперь подлинник или нормальную его публикацию посмотреть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Молодец Айлана Калин-ооловна!!! Пора нам бить тревогу по нашему национальному костюму и тувинской идентичности!!!
Интервью доктора культурологии Айлана Кужугет: "...Посетительница выставки, доктор культурологии Айлана Кужугет поделилась своими впечатлениями: «Я очень рада тому, что два братских тюркских народа встретились здесь, в одном зале. Мы можем друг у друга учиться. Например, хакасы сохранили культуру орнамента, которую мы практически забыли. У современных хакасов очень серьезное отношение к своему традиционному костюму. Они восстанавливают эту культуру. Мы пока ищем не свои, тувинские традиции в костюме, а смотрим, как монголы одеваются. У нас, к сожалению, очень много монголизированного, но, тем не менее, внутри-то мы тюрки. Вообще люди забыли, что «тюрк» переводится на русский как «сильный» и мы можем быть сильнее, когда тюркские народы будут объединяться и учиться друг у друга».
Действительно, выставка «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии», которая продлится до декабря в Национальном музее имени Алдан-Маадыр, заставляет задуматься об общих корнях и способствует тому, чтобы узнать о своей родной культуре и культуре братских народов больше."
http://www.tuvaonline.ru/2013/09/15/v-kyzyle-otkrylas-vystavka-nacionalnye-motivy-v-iskusstve-tuvy-i-hakasii.html

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Молодец Айлана Калин-ооловна!!! Пора нам бить тревогу по нашему национальному костюму и тувинской идентичности!!!

Интервью доктора культурологии Айлана Кужугет: "...Посетительница выставки, доктор культурологии Айлана Кужугет поделилась своими впечатлениями: «Я очень рада тому, что два братских тюркских народа встретились здесь, в одном зале. Мы можем друг у друга учиться. Например, хакасы сохранили культуру орнамента, которую мы практически забыли. У современных хакасов очень серьезное отношение к своему традиционному костюму. Они восстанавливают эту культуру. Мы пока ищем не свои, тувинские традиции в костюме, а смотрим, как монголы одеваются. У нас, к сожалению, очень много монголизированного, но, тем не менее, внутри-то мы тюрки. Вообще люди забыли, что «тюрк» переводится на русский как «сильный» и мы можем быть сильнее, когда тюркские народы будут объединяться и учиться друг у друга».

Действительно, выставка «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии», которая продлится до декабря в Национальном музее имени Алдан-Маадыр, заставляет задуматься об общих корнях и способствует тому, чтобы узнать о своей родной культуре и культуре братских народов больше."

http://www.tuvaonline.ru/2013/09/15/v-kyzyle-otkrylas-vystavka-nacionalnye-motivy-v-iskusstve-tuvy-i-hakasii.html

1295621786_nacionalnosti-v-tuve.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откуда у тувинцев монгольский женский головной убор богтаг (бокка)?  Влияние монголького ига или от салчак-сальджиутов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Молодец Айлана Калин-ооловна!!! Пора нам бить тревогу по нашему национальному костюму и тувинской идентичности!!!

Интервью доктора культурологии Айлана Кужугет: "...Посетительница выставки, доктор культурологии Айлана Кужугет поделилась своими впечатлениями: «Я очень рада тому, что два братских тюркских народа встретились здесь, в одном зале. Мы можем друг у друга учиться. Например, хакасы сохранили культуру орнамента, которую мы практически забыли. У современных хакасов очень серьезное отношение к своему традиционному костюму. Они восстанавливают эту культуру. Мы пока ищем не свои, тувинские традиции в костюме, а смотрим, как монголы одеваются. У нас, к сожалению, очень много монголизированного, но, тем не менее, внутри-то мы тюрки. Вообще люди забыли, что «тюрк» переводится на русский как «сильный» и мы можем быть сильнее, когда тюркские народы будут объединяться и учиться друг у друга».

Действительно, выставка «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии», которая продлится до декабря в Национальном музее имени Алдан-Маадыр, заставляет задуматься об общих корнях и способствует тому, чтобы узнать о своей родной культуре и культуре братских народов больше."

http://www.tuvaonline.ru/2013/09/15/v-kyzyle-otkrylas-vystavka-nacionalnye-motivy-v-iskusstve-tuvy-i-hakasii.html

1295621786_nacionalnosti-v-tuve.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откуда у тувинцев монгольский женский головной убор богтаг (бокка)?  Влияние монголького ига или от салчак-сальджиутов?

 

Так то головной убор Бокта принадлежал древним уйгурам - прямым предкам современных тувинцев, это монголы заимствовали. А так в современной Тыве можно сказать тувинцы решили восстановить историческую справедливость и вернуть себе головной убор предков 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.......Вот пример, этнический тувинец ведущий тувинских новостей, считает себя монголом,  ......

 

Уважаемый РайхеОнкель, не  надо слова и мнение одного этнического тувинца выражать, как мнение целой нации. Этническое тувинское меньшинство Монголии не есть монголы!!!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения, что вмешиваюсь в тувинско-монгольский спор.

 

Но мое личное мнение, что братья тывалар уж чересчур сильно увлеклись ламаизмом, который олицетворяется с монгольскостью или халхизмом, поэтому процесс омонголивания со временем будет только набирать обороты, если не предпринять кардинальных мер на высшем государственном уровне. Вопрос стоит судьбоносный и исторически значимый - или тывинцам надо стремиться к возрождению и сохранению своей тюркской самобытности, или расслабиться и понестись до конца по течению омонголивания.  

 

Простой пример, ведь другие соседи халхов и бурятов не подвержены этому процессу, те же русские, хакасы или алтайцы. Значит вывод один - причина в общей религии!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Прошу прощения, что вмешиваюсь в тувинско-монгольский спор.

 

Но мое личное мнение, что братья тывалар уж чересчур сильно увлеклись ламаизмом, который олицетворяется с монгольскостью или халхизмом, поэтому процесс омонголивания со временем будет только набирать обороты, если не предпринять кардинальных мер на высшем государственном уровне. Вопрос стоит судьбоносный и исторически значимый - или тывинцам надо стремиться к возрождению и сохранению своей тюркской самобытности, или расслабиться и понестись до конца по течению омонголивания.  

 

Простой пример, ведь другие соседи халхов и бурятов не подвержены этому процессу, те же русские, хакасы или алтайцы. Значит вывод один - причина в общей религии!

 

В Туве апелляция к своим древнетюркским предкам гораздо более сильная, чем я встречал у казахов или кыргызов. В музее Кызыла мне объясняли, что на самом деле тувинцы - прямые потомки древних тюрков и т.д. Причем думаю, что тюркской самобытности отвечает лишь тенгрианство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Тыве я к сожалению не был, а свое личное видение построил по ТВ, интернету, мнениям и фотографиям участников форума (см: выше).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажу больше благодаря нас,арабы  не проникали  так глубже.  Но тем не менее , почему и как  они проникали в Урал к булгарам?  На это вопрос пока у меня нет ответа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скажу больше благодаря нас,арабы  не проникали  так глубже.  Но тем не менее , почему и как  они проникали в Урал к булгарам?  На это вопрос пока у меня нет ответа.

Значит вы плохо защищали булгаров на Урале от проникновения арабов. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Скажу больше благодаря нас,арабы  не проникали  так глубже.  Но тем не менее , почему и как  они проникали в Урал к булгарам?  На это вопрос пока у меня нет ответа.

Значит вы плохо защищали булгаров на Урале от проникновения арабов. :D

 

100% кпд не бывает, за то Тувинцы и Монголы целы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Скажу больше благодаря нас,арабы  не проникали  так глубже.  Но тем не менее , почему и как  они проникали в Урал к булгарам?  На это вопрос пока у меня нет ответа.

Значит вы плохо защищали булгаров на Урале от проникновения арабов. :D

 

100% кпд не бывает, за то Тувинцы и Монголы целы.

 

Эта целость позднее была начисто разгромлена маньчжурами и буддизмом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения, что вмешиваюсь в тувинско-монгольский спор.

 

Но мое личное мнение, что братья тывалар уж чересчур сильно увлеклись ламаизмом, который олицетворяется с монгольскостью или халхизмом, поэтому процесс омонголивания со временем будет только набирать обороты, если не предпринять кардинальных мер на высшем государственном уровне. Вопрос стоит судьбоносный и исторически значимый - или тывинцам надо стремиться к возрождению и сохранению своей тюркской самобытности, или расслабиться и понестись до конца по течению омонголивания.  

 

Простой пример, ведь другие соседи халхов и бурятов не подвержены этому процессу, те же русские, хакасы или алтайцы. Значит вывод один - причина в общей религии!

 

Уважаемый АКБ! Та монголизованность (или халхизованность), по сути вселенская маньчжуризация, которую мы видим сейчас у тувинцев не есть только вследствие последних попыток наших властей или общества, а уже свершившийся факт, который произошел в последние годы доживания цинского бытия. В советское время у Танну-Тувинских тувинцев (в отличие от этн. тувинцев Монголии и Китая) под влиянием советской национальной политики сформировался некий общетюркский хрупкий канон, допустим в одежде и танцах. Но эта хрупкая только-только сформировывавшаяся субстанция была разрушена вследствие открытия железного занавеса: южные границы распахнулись и хлынуло цунами халхащины-китайщины-тибетщины и общей азиатщины. И конечно думающая передовая часть тувинского общества, как раз и озабоченно сохранением нашей, как вы называете, тюркскости. 

 

Но эта чрезмерное увлечение маньчжурщиной в быту (одежде), и тибетщиной в умах, у простых тувинцев кажется противостоянием (притом самым эффективным) - руссификации. И самым страшным примером чрезмерной руссификации в глазах простых тувинских обывателей являются наши ближайшие соседи: хакасы и алтайцы (спросите любого простого тувинца), руссифицированными в меньшей степени, но в глазах тувинцев все-же не менее чересчур обрусевшими выглядят саха и буряты. Поэтому, в глазах простых тувинцев поддававние халхасскости в одежде и в пристрастиях (национальная борьба), и тибетскости в умах кажется меньшим злом, если не спасением от руссификации и потери самобытности.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Степь, Лошадь и Свобода
 

1279554034_koni.jpg Когда в 1990-х годах распалась советская империя, запрещенные коммунистами сюжеты монгольского исторического прошлого один за другим стали возвращаться из небытия. В числе первых монголы вспомнили о том, как потеряли большую часть своих северо-западных территорий. 

В российских документах эта земля называлась Урянхайским краем, ныне это Республика Тыва. Однако, поскольку тема сегодняшних размышлений лишь отчасти связана с событиями столетней давности, к сказанному добавлю только то, что, несмотря на шаткое положение молодого Монгольского государства и складывавшиеся сюзеренно-вассальные отношения с большевистской Россией, монголы пять раз ставили перед Москвой вопрос о возвращении урянхайских земель. Но под давлением внешних обстоятельств и внутренних трудностей формирования и роста молодого государства политическая элита мало помалу смирилась с «сакральной» жертвой, принесенной на алтарь независимости страны.

После того как урянхайский сюжет в 1990-х был реабилитирован и занял свое законное место в научных исследованиях, на страницах национальной прессы и в острых политических дискуссиях наиболее активные сторонники возвращения Урянхая направились в Тыву, где присоединились к местным национал-радикалам, призывавшим тувинцев выйти из состава СССР по примеру прибалтов. Слоганом монгольской агитационной кампании в республике стал тематический вопрос-ответ. «Что тувинцу и монголу нужно для счастья?», – спрашивали аудиторию агитаторы. И сами отвечали на вопрос: «Степь, Лошадь и Свобода!».

Человек, рассказавший об этой политической вылазке монголов, заверил меня, что слоган кампании задевал за живое каждого тувинца. Мой собеседник имел в виду и себя, хотя на тот момент он по долгу службы, будучи первым лицом в республике, должен был сохранять лояльность стремительно терявшей легитимность и сдававшей позиции советской власти.

Для современных молодых монголов свобода рифмуется не только со степью и лошадью. Поколение, выросшее в демократической Монголии, наслаждается немыслимой для их отцов и дедов и привычной для прадедов и их дедов, свободой передвижения. Ни для кого не секрет, что монголы, будучи практически шестнадцатой республикой Союза, в отличие, например, от армян или латышей, не могли свободно перемещаться по территории СССР, а возможность получить советскую визу была не у всех. Так что последние двадцать лет монголы, что называется, наслаждаются свободой передвижения настолько, насколько им позволяет в одном случае талант и/или желание учиться, в другом – кошелек. Один из моих американских монгольских друзей еще лет пятнадцать назад начал прокладывать себе дорогу на запад, познакомившись с американской девушкой, которая приехала в Монголию в составе христианской миссии. Со временем он, правда, больше номинально, чем пракически, принял христианство, женился, у них родились две красивые девочки. Потом они уехали в США, где начали работать и жить по-американски. Но жене больше была по душе монгольская жизнь и работа в миссии, поэтому спустя пару лет она вернулась с детьми в Улан-Батор. Он до сих пор живет в Сиэтле, работает в корпорации Microsoft и остается монголом и... буддистом.

Наверняка сегодня никто не знает, сколько монголов живет в США, официальные цифры очень приблизительны и далеки от реальных: монголы те еще нелегалы)) Около 150 тысяч граждан Монголии живет в Южной Корее, в основном в Сеуле. Но в эту азиатскую страну монголов тянет не желание свободы, а скорее возможность заработать. Много монголов в Германии. Содружество выпускников германских вузов в Улан-Баторе – одно из самых активных в своем роде общественных организаций. Сегодня монголы живут во Франции, Японии, Канаде, Австралии, Чехии и многих других странах мира.

Политическая свобода в Монголии не просто лозунг на фасаде. Хотя, конечно, будучи одним из наиболее уязвимых качеств социально-политической среды, она как ничто другое требует постоянных, осознанных усилий со стороны элит и общества. Вот уже двадцать лет как монголы выбирают свою верховную власть – Их Хурал. За это время вопрос о замене выбранных избранными ни разу даже не поднимался. Несмотря на попытки каждого следующего президента страны расширить свои полномочия, политическая элита ни в какую не соглашается дать президенту больше власти, чем предусмотрено Монгольской Конституцией и, как говорят сами монголы, вряд ли когда-нибудь согласится. Чтобы заставить свободолюбивых монголов признать чью-то единоличную власть, видимо, нужно обладать силой и убедительностью Чингисхана.

Западные исследователи сравнивают Монголию с восточно-европейскими странами, и там и тут демократия хоть и не всегда ровно, но все-таки дышит и развивается. Чего нельзя сказать об азиатской части бывшего социалистического лагеря с ее вечным, как небо, казахским президентом или управляемой в ручном режиме российской суверенной демократией, политической науке и практике, ранее неведомой. Не говоря уже о северокорейской, узбекской или бывшей туркменской деспотиях.

Свобода всегда была основополагающей, системообразующей ценностью монгольской ментальности. К осознанию свободы, как безусловной ценности, располагал ландшафт и связанная с ней социальная структура кочевого общества, которому не свойственно формирование стабильных больших групп. Особое почитание свободы, ежедневная потребность в ней связана с привычкой кочевника большую часть жизни находиться вне группы, надеяться только на себя, самостоятельно принимать решения и, если что, в одиночку расхлебывать их последствия.

У монголов были рабы, немного и не всегда, но сами монголы рабами не были. Даже харчууд или простолюдины обладали правами собственности на скот и предметы своего нехитрого кочевого быта. Люди белой кости были собственниками земли: распределяли, дарили, отбирали пастбища.

Монгольская женщина имела право на развод еще со средних веков, причем при разводе происходил раздел имущества, женщина забирала с собой все, что составляло ее приданое, когда она выходила замуж.

Монголки столетиями были и до сих пор, пожалуй, остаются самыми свободными женщинами в Азии и равными своим мужчинам членами общества. В первую очередь это связано с историческим прошлым и типом кормящей экономики. Когда мужчины уходили в военные походы, женщины по полгода самостоятельно управлялись с хозяйством, растили детей, пасли скот, отгоняли волков и охотились. Современные корейско-монгольские браки чаще всего выживают в варианте «монгол – кореянка». Монголки, как правило, не могут долго выносить известного деспотизма корейских мужчин.

Одним словом, свободолюбие монгольских женщин связано с их способностью брать на себя ответственность – за хозяйство, за скот, за жизнь и безопасность своих детей. А монгольская привычка к свободе – от способности к автономному существованию в суровой степи. Именно поэтому монголу для счастья нужны были только Степь, Лошадь и Свобода.

Вместе с тем монголы, как и другие нации и общества, все еще несвободны от стереотипов, навязываемых политической элитой; оставшихся в наследство от советского прошлого; приобретенных за годы поначалу дикого, но сегодня более-менее легитимизируемого капитализма.

Впрочем, несвобода – это уже тема других размышлений. Ocтавим ее для следующего раза.

http://www.tuva.asia/news/ruregions/2015-saydukova.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Степь, Лошадь и Свобода
 

1279554034_koni.jpg Когда в 1990-х годах распалась советская империя, запрещенные коммунистами сюжеты монгольского исторического прошлого один за другим стали возвращаться из небытия. В числе первых монголы вспомнили о том, как потеряли большую часть своих северо-западных территорий. 

В российских документах эта земля называлась Урянхайским краем, ныне это Республика Тыва. Однако, поскольку тема сегодняшних размышлений лишь отчасти связана с событиями столетней давности, к сказанному добавлю только то, что, несмотря на шаткое положение молодого Монгольского государства и складывавшиеся сюзеренно-вассальные отношения с большевистской Россией, монголы пять раз ставили перед Москвой вопрос о возвращении урянхайских земель. Но под давлением внешних обстоятельств и внутренних трудностей формирования и роста молодого государства политическая элита мало помалу смирилась с «сакральной» жертвой, принесенной на алтарь независимости страны.

После того как урянхайский сюжет в 1990-х был реабилитирован и занял свое законное место в научных исследованиях, на страницах национальной прессы и в острых политических дискуссиях наиболее активные сторонники возвращения Урянхая направились в Тыву, где присоединились к местным национал-радикалам, призывавшим тувинцев выйти из состава СССР по примеру прибалтов. Слоганом монгольской агитационной кампании в республике стал тематический вопрос-ответ. «Что тувинцу и монголу нужно для счастья?», – спрашивали аудиторию агитаторы. И сами отвечали на вопрос: «Степь, Лошадь и Свобода!».

Человек, рассказавший об этой политической вылазке монголов, заверил меня, что слоган кампании задевал за живое каждого тувинца. Мой собеседник имел в виду и себя, хотя на тот момент он по долгу службы, будучи первым лицом в республике, должен был сохранять лояльность стремительно терявшей легитимность и сдававшей позиции советской власти.

Для современных молодых монголов свобода рифмуется не только со степью и лошадью. Поколение, выросшее в демократической Монголии, наслаждается немыслимой для их отцов и дедов и привычной для прадедов и их дедов, свободой передвижения. Ни для кого не секрет, что монголы, будучи практически шестнадцатой республикой Союза, в отличие, например, от армян или латышей, не могли свободно перемещаться по территории СССР, а возможность получить советскую визу была не у всех. Так что последние двадцать лет монголы, что называется, наслаждаются свободой передвижения настолько, насколько им позволяет в одном случае талант и/или желание учиться, в другом – кошелек. Один из моих американских монгольских друзей еще лет пятнадцать назад начал прокладывать себе дорогу на запад, познакомившись с американской девушкой, которая приехала в Монголию в составе христианской миссии. Со временем он, правда, больше номинально, чем пракически, принял христианство, женился, у них родились две красивые девочки. Потом они уехали в США, где начали работать и жить по-американски. Но жене больше была по душе монгольская жизнь и работа в миссии, поэтому спустя пару лет она вернулась с детьми в Улан-Батор. Он до сих пор живет в Сиэтле, работает в корпорации Microsoft и остается монголом и... буддистом.

Наверняка сегодня никто не знает, сколько монголов живет в США, официальные цифры очень приблизительны и далеки от реальных: монголы те еще нелегалы)) Около 150 тысяч граждан Монголии живет в Южной Корее, в основном в Сеуле. Но в эту азиатскую страну монголов тянет не желание свободы, а скорее возможность заработать. Много монголов в Германии. Содружество выпускников германских вузов в Улан-Баторе – одно из самых активных в своем роде общественных организаций. Сегодня монголы живут во Франции, Японии, Канаде, Австралии, Чехии и многих других странах мира.

Политическая свобода в Монголии не просто лозунг на фасаде. Хотя, конечно, будучи одним из наиболее уязвимых качеств социально-политической среды, она как ничто другое требует постоянных, осознанных усилий со стороны элит и общества. Вот уже двадцать лет как монголы выбирают свою верховную власть – Их Хурал. За это время вопрос о замене выбранных избранными ни разу даже не поднимался. Несмотря на попытки каждого следующего президента страны расширить свои полномочия, политическая элита ни в какую не соглашается дать президенту больше власти, чем предусмотрено Монгольской Конституцией и, как говорят сами монголы, вряд ли когда-нибудь согласится. Чтобы заставить свободолюбивых монголов признать чью-то единоличную власть, видимо, нужно обладать силой и убедительностью Чингисхана.

Западные исследователи сравнивают Монголию с восточно-европейскими странами, и там и тут демократия хоть и не всегда ровно, но все-таки дышит и развивается. Чего нельзя сказать об азиатской части бывшего социалистического лагеря с ее вечным, как небо, казахским президентом или управляемой в ручном режиме российской суверенной демократией, политической науке и практике, ранее неведомой. Не говоря уже о северокорейской, узбекской или бывшей туркменской деспотиях.

Свобода всегда была основополагающей, системообразующей ценностью монгольской ментальности. К осознанию свободы, как безусловной ценности, располагал ландшафт и связанная с ней социальная структура кочевого общества, которому не свойственно формирование стабильных больших групп. Особое почитание свободы, ежедневная потребность в ней связана с привычкой кочевника большую часть жизни находиться вне группы, надеяться только на себя, самостоятельно принимать решения и, если что, в одиночку расхлебывать их последствия.

У монголов были рабы, немного и не всегда, но сами монголы рабами не были. Даже харчууд или простолюдины обладали правами собственности на скот и предметы своего нехитрого кочевого быта. Люди белой кости были собственниками земли: распределяли, дарили, отбирали пастбища.

Монгольская женщина имела право на развод еще со средних веков, причем при разводе происходил раздел имущества, женщина забирала с собой все, что составляло ее приданое, когда она выходила замуж.

Монголки столетиями были и до сих пор, пожалуй, остаются самыми свободными женщинами в Азии и равными своим мужчинам членами общества. В первую очередь это связано с историческим прошлым и типом кормящей экономики. Когда мужчины уходили в военные походы, женщины по полгода самостоятельно управлялись с хозяйством, растили детей, пасли скот, отгоняли волков и охотились. Современные корейско-монгольские браки чаще всего выживают в варианте «монгол – кореянка». Монголки, как правило, не могут долго выносить известного деспотизма корейских мужчин.

Одним словом, свободолюбие монгольских женщин связано с их способностью брать на себя ответственность – за хозяйство, за скот, за жизнь и безопасность своих детей. А монгольская привычка к свободе – от способности к автономному существованию в суровой степи. Именно поэтому монголу для счастья нужны были только Степь, Лошадь и Свобода.

Вместе с тем монголы, как и другие нации и общества, все еще несвободны от стереотипов, навязываемых политической элитой; оставшихся в наследство от советского прошлого; приобретенных за годы поначалу дикого, но сегодня более-менее легитимизируемого капитализма.

Впрочем, несвобода – это уже тема других размышлений. Ocтавим ее для следующего раза.

http://www.tuva.asia/news/ruregions/2015-saydukova.html

 

 

Панмонголистская пропаганда, не имеющая поддержки у самих тувинцев. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли карты расселения тувинских родов?

Думаю, можно отсканировать или снять фотку и закинуть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Прошу прощения, что вмешиваюсь в тувинско-монгольский спор.

 

Но мое личное мнение, что братья тывалар уж чересчур сильно увлеклись ламаизмом, который олицетворяется с монгольскостью или халхизмом, поэтому процесс омонголивания со временем будет только набирать обороты, если не предпринять кардинальных мер на высшем государственном уровне. Вопрос стоит судьбоносный и исторически значимый - или тывинцам надо стремиться к возрождению и сохранению своей тюркской самобытности, или расслабиться и понестись до конца по течению омонголивания.  

 

Простой пример, ведь другие соседи халхов и бурятов не подвержены этому процессу, те же русские, хакасы или алтайцы. Значит вывод один - причина в общей религии!

 

Уважаемый АКБ! Та монголизованность (или халхизованность), по сути вселенская маньчжуризация, которую мы видим сейчас у тувинцев не есть только вследствие последних попыток наших властей или общества, а уже свершившийся факт, который произошел в последние годы доживания цинского бытия. В советское время у Танну-Тувинских тувинцев (в отличие от этн. тувинцев Монголии и Китая) под влиянием советской национальной политики сформировался некий общетюркский хрупкий канон, допустим в одежде и танцах. Но эта хрупкая только-только сформировывавшаяся субстанция была разрушена вследствие открытия железного занавеса: южные границы распахнулись и хлынуло цунами халхащины-китайщины-тибетщины и общей азиатщины. И конечно думающая передовая часть тувинского общества, как раз и озабоченно сохранением нашей, как вы называете, тюркскости. 

 

Но эта чрезмерное увлечение маньчжурщиной в быту (одежде), и тибетщиной в умах, у простых тувинцев кажется противостоянием (притом самым эффективным) - руссификации. И самым страшным примером чрезмерной руссификации в глазах простых тувинских обывателей являются наши ближайшие соседи: хакасы и алтайцы (спросите любого простого тувинца), руссифицированными в меньшей степени, но в глазах тувинцев все-же не менее чересчур обрусевшими выглядят саха и буряты. Поэтому, в глазах простых тувинцев поддававние халхасскости в одежде и в пристрастиях (национальная борьба), и тибетскости в умах кажется меньшим злом, если не спасением от руссификации и потери самобытности.  

 

Совет Доңгак-оолу, снимать китайские одежды и бросать таоцизм (учтя аватар Доңгака), и принять ислам  и одеваться в какую-то муслимскую одежду.

И сменить свой аватор в этом новом лице.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...