Модераторы reicheOnkel Опубликовано 27 апреля, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2013 слышал как они говорят. Это красивый монгольский язык без неологизмов. Халхасский суб-диалект можно сказать. Так всетаки халхаский, олетский или же отдельный диалект? Монгольский эрзинцев СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ!!!!! уже сходит на нет, и в очень ближайшем будущем сгинет на нет, и воссторжествует справедливое тюркоязычие этих поистине что ни на есть самых автохтонных коренных тюрков. Эрзинцы скорее всего говорят на халхасском, так как в их речи нет типичного ККК-канья и специфичной мелодичности дербетской речи, а баятам, ближайшим соседям эрзинцев наоборот присуща тувино-монгольское двуязычие. Так, что остается только халхасский. Ничего плохого не вижу в знании монгольского. В свое время это был языком мира. Вы может личные неприязни оставите при себе. А то оно так и прет от Вас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 4 мая, 2013 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2013 http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038280-0/978-5-02-038280-0_05.pdf Для Стаса, по родам тувинцев. Статейка старая, раннесовковых времен Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 4 мая, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 4 мая, 2013 Это читал. Смотрю сейчас Манай-оола книжку новую. У него, наконец, нашел четкую цитату из русского источника 17 века про тувинцев и тувинскую землю. Но почему-то в районе Иркутска. Надо теперь подлинник или нормальную его публикацию посмотреть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 6 сентября, 2013 Поделиться Опубликовано 6 сентября, 2013 Он тюрк или монгол? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dabaan Опубликовано 7 сентября, 2013 Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2013 Он тюрк или монгол? Он может быть в равной степени и тюрком, и монголом. Судя по всему Тувинец, значит тюрк. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 17 сентября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2013 Молодец Айлана Калин-ооловна!!! Пора нам бить тревогу по нашему национальному костюму и тувинской идентичности!!!Интервью доктора культурологии Айлана Кужугет: "...Посетительница выставки, доктор культурологии Айлана Кужугет поделилась своими впечатлениями: «Я очень рада тому, что два братских тюркских народа встретились здесь, в одном зале. Мы можем друг у друга учиться. Например, хакасы сохранили культуру орнамента, которую мы практически забыли. У современных хакасов очень серьезное отношение к своему традиционному костюму. Они восстанавливают эту культуру. Мы пока ищем не свои, тувинские традиции в костюме, а смотрим, как монголы одеваются. У нас, к сожалению, очень много монголизированного, но, тем не менее, внутри-то мы тюрки. Вообще люди забыли, что «тюрк» переводится на русский как «сильный» и мы можем быть сильнее, когда тюркские народы будут объединяться и учиться друг у друга».Действительно, выставка «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии», которая продлится до декабря в Национальном музее имени Алдан-Маадыр, заставляет задуматься об общих корнях и способствует тому, чтобы узнать о своей родной культуре и культуре братских народов больше."http://www.tuvaonline.ru/2013/09/15/v-kyzyle-otkrylas-vystavka-nacionalnye-motivy-v-iskusstve-tuvy-i-hakasii.html 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 17 сентября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2013 Молодец Айлана Калин-ооловна!!! Пора нам бить тревогу по нашему национальному костюму и тувинской идентичности!!! Интервью доктора культурологии Айлана Кужугет: "...Посетительница выставки, доктор культурологии Айлана Кужугет поделилась своими впечатлениями: «Я очень рада тому, что два братских тюркских народа встретились здесь, в одном зале. Мы можем друг у друга учиться. Например, хакасы сохранили культуру орнамента, которую мы практически забыли. У современных хакасов очень серьезное отношение к своему традиционному костюму. Они восстанавливают эту культуру. Мы пока ищем не свои, тувинские традиции в костюме, а смотрим, как монголы одеваются. У нас, к сожалению, очень много монголизированного, но, тем не менее, внутри-то мы тюрки. Вообще люди забыли, что «тюрк» переводится на русский как «сильный» и мы можем быть сильнее, когда тюркские народы будут объединяться и учиться друг у друга». Действительно, выставка «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии», которая продлится до декабря в Национальном музее имени Алдан-Маадыр, заставляет задуматься об общих корнях и способствует тому, чтобы узнать о своей родной культуре и культуре братских народов больше." http://www.tuvaonline.ru/2013/09/15/v-kyzyle-otkrylas-vystavka-nacionalnye-motivy-v-iskusstve-tuvy-i-hakasii.html Откуда у тувинцев монгольский женский головной убор богтаг (бокка)? Влияние монголького ига или от салчак-сальджиутов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 23 сентября, 2013 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2013 Молодец Айлана Калин-ооловна!!! Пора нам бить тревогу по нашему национальному костюму и тувинской идентичности!!! Интервью доктора культурологии Айлана Кужугет: "...Посетительница выставки, доктор культурологии Айлана Кужугет поделилась своими впечатлениями: «Я очень рада тому, что два братских тюркских народа встретились здесь, в одном зале. Мы можем друг у друга учиться. Например, хакасы сохранили культуру орнамента, которую мы практически забыли. У современных хакасов очень серьезное отношение к своему традиционному костюму. Они восстанавливают эту культуру. Мы пока ищем не свои, тувинские традиции в костюме, а смотрим, как монголы одеваются. У нас, к сожалению, очень много монголизированного, но, тем не менее, внутри-то мы тюрки. Вообще люди забыли, что «тюрк» переводится на русский как «сильный» и мы можем быть сильнее, когда тюркские народы будут объединяться и учиться друг у друга». Действительно, выставка «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии», которая продлится до декабря в Национальном музее имени Алдан-Маадыр, заставляет задуматься об общих корнях и способствует тому, чтобы узнать о своей родной культуре и культуре братских народов больше." http://www.tuvaonline.ru/2013/09/15/v-kyzyle-otkrylas-vystavka-nacionalnye-motivy-v-iskusstve-tuvy-i-hakasii.html Откуда у тувинцев монгольский женский головной убор богтаг (бокка)? Влияние монголького ига или от салчак-сальджиутов? Так то головной убор Бокта принадлежал древним уйгурам - прямым предкам современных тувинцев, это монголы заимствовали. А так в современной Тыве можно сказать тувинцы решили восстановить историческую справедливость и вернуть себе головной убор предков Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 10 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2013 .......Вот пример, этнический тувинец ведущий тувинских новостей, считает себя монголом, ...... Уважаемый РайхеОнкель, не надо слова и мнение одного этнического тувинца выражать, как мнение целой нации. Этническое тувинское меньшинство Монголии не есть монголы!!!!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 10 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2013 Нация состоит из одиночных индивидуумов. Полагаю Улуг Донгак не делал соцопросов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2013 Прошу прощения, что вмешиваюсь в тувинско-монгольский спор. Но мое личное мнение, что братья тывалар уж чересчур сильно увлеклись ламаизмом, который олицетворяется с монгольскостью или халхизмом, поэтому процесс омонголивания со временем будет только набирать обороты, если не предпринять кардинальных мер на высшем государственном уровне. Вопрос стоит судьбоносный и исторически значимый - или тывинцам надо стремиться к возрождению и сохранению своей тюркской самобытности, или расслабиться и понестись до конца по течению омонголивания. Простой пример, ведь другие соседи халхов и бурятов не подвержены этому процессу, те же русские, хакасы или алтайцы. Значит вывод один - причина в общей религии! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 11 декабря, 2013 Admin Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2013 Прошу прощения, что вмешиваюсь в тувинско-монгольский спор. Но мое личное мнение, что братья тывалар уж чересчур сильно увлеклись ламаизмом, который олицетворяется с монгольскостью или халхизмом, поэтому процесс омонголивания со временем будет только набирать обороты, если не предпринять кардинальных мер на высшем государственном уровне. Вопрос стоит судьбоносный и исторически значимый - или тывинцам надо стремиться к возрождению и сохранению своей тюркской самобытности, или расслабиться и понестись до конца по течению омонголивания. Простой пример, ведь другие соседи халхов и бурятов не подвержены этому процессу, те же русские, хакасы или алтайцы. Значит вывод один - причина в общей религии! В Туве апелляция к своим древнетюркским предкам гораздо более сильная, чем я встречал у казахов или кыргызов. В музее Кызыла мне объясняли, что на самом деле тувинцы - прямые потомки древних тюрков и т.д. Причем думаю, что тюркской самобытности отвечает лишь тенгрианство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2013 В Тыве я к сожалению не был, а свое личное видение построил по ТВ, интернету, мнениям и фотографиям участников форума (см: выше). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 11 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2013 Ну да ислам не есть исконно тюркское, и не есть общетюркское. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Конрат Опубликовано 11 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2013 Скажу больше благодаря нас,арабы не проникали так глубже. Но тем не менее , почему и как они проникали в Урал к булгарам? На это вопрос пока у меня нет ответа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 12 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2013 Скажу больше благодаря нас,арабы не проникали так глубже. Но тем не менее , почему и как они проникали в Урал к булгарам? На это вопрос пока у меня нет ответа. Значит вы плохо защищали булгаров на Урале от проникновения арабов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Конрат Опубликовано 12 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2013 Скажу больше благодаря нас,арабы не проникали так глубже. Но тем не менее , почему и как они проникали в Урал к булгарам? На это вопрос пока у меня нет ответа. Значит вы плохо защищали булгаров на Урале от проникновения арабов. 100% кпд не бывает, за то Тувинцы и Монголы целы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 15 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2013 Скажу больше благодаря нас,арабы не проникали так глубже. Но тем не менее , почему и как они проникали в Урал к булгарам? На это вопрос пока у меня нет ответа. Значит вы плохо защищали булгаров на Урале от проникновения арабов. 100% кпд не бывает, за то Тувинцы и Монголы целы. Эта целость позднее была начисто разгромлена маньчжурами и буддизмом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 15 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2013 Прошу прощения, что вмешиваюсь в тувинско-монгольский спор. Но мое личное мнение, что братья тывалар уж чересчур сильно увлеклись ламаизмом, который олицетворяется с монгольскостью или халхизмом, поэтому процесс омонголивания со временем будет только набирать обороты, если не предпринять кардинальных мер на высшем государственном уровне. Вопрос стоит судьбоносный и исторически значимый - или тывинцам надо стремиться к возрождению и сохранению своей тюркской самобытности, или расслабиться и понестись до конца по течению омонголивания. Простой пример, ведь другие соседи халхов и бурятов не подвержены этому процессу, те же русские, хакасы или алтайцы. Значит вывод один - причина в общей религии! Уважаемый АКБ! Та монголизованность (или халхизованность), по сути вселенская маньчжуризация, которую мы видим сейчас у тувинцев не есть только вследствие последних попыток наших властей или общества, а уже свершившийся факт, который произошел в последние годы доживания цинского бытия. В советское время у Танну-Тувинских тувинцев (в отличие от этн. тувинцев Монголии и Китая) под влиянием советской национальной политики сформировался некий общетюркский хрупкий канон, допустим в одежде и танцах. Но эта хрупкая только-только сформировывавшаяся субстанция была разрушена вследствие открытия железного занавеса: южные границы распахнулись и хлынуло цунами халхащины-китайщины-тибетщины и общей азиатщины. И конечно думающая передовая часть тувинского общества, как раз и озабоченно сохранением нашей, как вы называете, тюркскости. Но эта чрезмерное увлечение маньчжурщиной в быту (одежде), и тибетщиной в умах, у простых тувинцев кажется противостоянием (притом самым эффективным) - руссификации. И самым страшным примером чрезмерной руссификации в глазах простых тувинских обывателей являются наши ближайшие соседи: хакасы и алтайцы (спросите любого простого тувинца), руссифицированными в меньшей степени, но в глазах тувинцев все-же не менее чересчур обрусевшими выглядят саха и буряты. Поэтому, в глазах простых тувинцев поддававние халхасскости в одежде и в пристрастиях (национальная борьба), и тибетскости в умах кажется меньшим злом, если не спасением от руссификации и потери самобытности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
*MONGOL* Опубликовано 15 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2013 Степь, Лошадь и СвободаМарина Сайдукова, Информ Полис онлайн Когда в 1990-х годах распалась советская империя, запрещенные коммунистами сюжеты монгольского исторического прошлого один за другим стали возвращаться из небытия. В числе первых монголы вспомнили о том, как потеряли большую часть своих северо-западных территорий. В российских документах эта земля называлась Урянхайским краем, ныне это Республика Тыва. Однако, поскольку тема сегодняшних размышлений лишь отчасти связана с событиями столетней давности, к сказанному добавлю только то, что, несмотря на шаткое положение молодого Монгольского государства и складывавшиеся сюзеренно-вассальные отношения с большевистской Россией, монголы пять раз ставили перед Москвой вопрос о возвращении урянхайских земель. Но под давлением внешних обстоятельств и внутренних трудностей формирования и роста молодого государства политическая элита мало помалу смирилась с «сакральной» жертвой, принесенной на алтарь независимости страны. После того как урянхайский сюжет в 1990-х был реабилитирован и занял свое законное место в научных исследованиях, на страницах национальной прессы и в острых политических дискуссиях наиболее активные сторонники возвращения Урянхая направились в Тыву, где присоединились к местным национал-радикалам, призывавшим тувинцев выйти из состава СССР по примеру прибалтов. Слоганом монгольской агитационной кампании в республике стал тематический вопрос-ответ. «Что тувинцу и монголу нужно для счастья?», – спрашивали аудиторию агитаторы. И сами отвечали на вопрос: «Степь, Лошадь и Свобода!». Человек, рассказавший об этой политической вылазке монголов, заверил меня, что слоган кампании задевал за живое каждого тувинца. Мой собеседник имел в виду и себя, хотя на тот момент он по долгу службы, будучи первым лицом в республике, должен был сохранять лояльность стремительно терявшей легитимность и сдававшей позиции советской власти. Для современных молодых монголов свобода рифмуется не только со степью и лошадью. Поколение, выросшее в демократической Монголии, наслаждается немыслимой для их отцов и дедов и привычной для прадедов и их дедов, свободой передвижения. Ни для кого не секрет, что монголы, будучи практически шестнадцатой республикой Союза, в отличие, например, от армян или латышей, не могли свободно перемещаться по территории СССР, а возможность получить советскую визу была не у всех. Так что последние двадцать лет монголы, что называется, наслаждаются свободой передвижения настолько, насколько им позволяет в одном случае талант и/или желание учиться, в другом – кошелек. Один из моих американских монгольских друзей еще лет пятнадцать назад начал прокладывать себе дорогу на запад, познакомившись с американской девушкой, которая приехала в Монголию в составе христианской миссии. Со временем он, правда, больше номинально, чем пракически, принял христианство, женился, у них родились две красивые девочки. Потом они уехали в США, где начали работать и жить по-американски. Но жене больше была по душе монгольская жизнь и работа в миссии, поэтому спустя пару лет она вернулась с детьми в Улан-Батор. Он до сих пор живет в Сиэтле, работает в корпорации Microsoft и остается монголом и... буддистом. Наверняка сегодня никто не знает, сколько монголов живет в США, официальные цифры очень приблизительны и далеки от реальных: монголы те еще нелегалы)) Около 150 тысяч граждан Монголии живет в Южной Корее, в основном в Сеуле. Но в эту азиатскую страну монголов тянет не желание свободы, а скорее возможность заработать. Много монголов в Германии. Содружество выпускников германских вузов в Улан-Баторе – одно из самых активных в своем роде общественных организаций. Сегодня монголы живут во Франции, Японии, Канаде, Австралии, Чехии и многих других странах мира. Политическая свобода в Монголии не просто лозунг на фасаде. Хотя, конечно, будучи одним из наиболее уязвимых качеств социально-политической среды, она как ничто другое требует постоянных, осознанных усилий со стороны элит и общества. Вот уже двадцать лет как монголы выбирают свою верховную власть – Их Хурал. За это время вопрос о замене выбранных избранными ни разу даже не поднимался. Несмотря на попытки каждого следующего президента страны расширить свои полномочия, политическая элита ни в какую не соглашается дать президенту больше власти, чем предусмотрено Монгольской Конституцией и, как говорят сами монголы, вряд ли когда-нибудь согласится. Чтобы заставить свободолюбивых монголов признать чью-то единоличную власть, видимо, нужно обладать силой и убедительностью Чингисхана. Западные исследователи сравнивают Монголию с восточно-европейскими странами, и там и тут демократия хоть и не всегда ровно, но все-таки дышит и развивается. Чего нельзя сказать об азиатской части бывшего социалистического лагеря с ее вечным, как небо, казахским президентом или управляемой в ручном режиме российской суверенной демократией, политической науке и практике, ранее неведомой. Не говоря уже о северокорейской, узбекской или бывшей туркменской деспотиях. Свобода всегда была основополагающей, системообразующей ценностью монгольской ментальности. К осознанию свободы, как безусловной ценности, располагал ландшафт и связанная с ней социальная структура кочевого общества, которому не свойственно формирование стабильных больших групп. Особое почитание свободы, ежедневная потребность в ней связана с привычкой кочевника большую часть жизни находиться вне группы, надеяться только на себя, самостоятельно принимать решения и, если что, в одиночку расхлебывать их последствия. У монголов были рабы, немного и не всегда, но сами монголы рабами не были. Даже харчууд или простолюдины обладали правами собственности на скот и предметы своего нехитрого кочевого быта. Люди белой кости были собственниками земли: распределяли, дарили, отбирали пастбища. Монгольская женщина имела право на развод еще со средних веков, причем при разводе происходил раздел имущества, женщина забирала с собой все, что составляло ее приданое, когда она выходила замуж. Монголки столетиями были и до сих пор, пожалуй, остаются самыми свободными женщинами в Азии и равными своим мужчинам членами общества. В первую очередь это связано с историческим прошлым и типом кормящей экономики. Когда мужчины уходили в военные походы, женщины по полгода самостоятельно управлялись с хозяйством, растили детей, пасли скот, отгоняли волков и охотились. Современные корейско-монгольские браки чаще всего выживают в варианте «монгол – кореянка». Монголки, как правило, не могут долго выносить известного деспотизма корейских мужчин. Одним словом, свободолюбие монгольских женщин связано с их способностью брать на себя ответственность – за хозяйство, за скот, за жизнь и безопасность своих детей. А монгольская привычка к свободе – от способности к автономному существованию в суровой степи. Именно поэтому монголу для счастья нужны были только Степь, Лошадь и Свобода. Вместе с тем монголы, как и другие нации и общества, все еще несвободны от стереотипов, навязываемых политической элитой; оставшихся в наследство от советского прошлого; приобретенных за годы поначалу дикого, но сегодня более-менее легитимизируемого капитализма. Впрочем, несвобода – это уже тема других размышлений. Ocтавим ее для следующего раза. http://www.tuva.asia/news/ruregions/2015-saydukova.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 15 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2013 Степь, Лошадь и СвободаМарина Сайдукова, Информ Полис онлайн Когда в 1990-х годах распалась советская империя, запрещенные коммунистами сюжеты монгольского исторического прошлого один за другим стали возвращаться из небытия. В числе первых монголы вспомнили о том, как потеряли большую часть своих северо-западных территорий. В российских документах эта земля называлась Урянхайским краем, ныне это Республика Тыва. Однако, поскольку тема сегодняшних размышлений лишь отчасти связана с событиями столетней давности, к сказанному добавлю только то, что, несмотря на шаткое положение молодого Монгольского государства и складывавшиеся сюзеренно-вассальные отношения с большевистской Россией, монголы пять раз ставили перед Москвой вопрос о возвращении урянхайских земель. Но под давлением внешних обстоятельств и внутренних трудностей формирования и роста молодого государства политическая элита мало помалу смирилась с «сакральной» жертвой, принесенной на алтарь независимости страны. После того как урянхайский сюжет в 1990-х был реабилитирован и занял свое законное место в научных исследованиях, на страницах национальной прессы и в острых политических дискуссиях наиболее активные сторонники возвращения Урянхая направились в Тыву, где присоединились к местным национал-радикалам, призывавшим тувинцев выйти из состава СССР по примеру прибалтов. Слоганом монгольской агитационной кампании в республике стал тематический вопрос-ответ. «Что тувинцу и монголу нужно для счастья?», – спрашивали аудиторию агитаторы. И сами отвечали на вопрос: «Степь, Лошадь и Свобода!». Человек, рассказавший об этой политической вылазке монголов, заверил меня, что слоган кампании задевал за живое каждого тувинца. Мой собеседник имел в виду и себя, хотя на тот момент он по долгу службы, будучи первым лицом в республике, должен был сохранять лояльность стремительно терявшей легитимность и сдававшей позиции советской власти. Для современных молодых монголов свобода рифмуется не только со степью и лошадью. Поколение, выросшее в демократической Монголии, наслаждается немыслимой для их отцов и дедов и привычной для прадедов и их дедов, свободой передвижения. Ни для кого не секрет, что монголы, будучи практически шестнадцатой республикой Союза, в отличие, например, от армян или латышей, не могли свободно перемещаться по территории СССР, а возможность получить советскую визу была не у всех. Так что последние двадцать лет монголы, что называется, наслаждаются свободой передвижения настолько, насколько им позволяет в одном случае талант и/или желание учиться, в другом – кошелек. Один из моих американских монгольских друзей еще лет пятнадцать назад начал прокладывать себе дорогу на запад, познакомившись с американской девушкой, которая приехала в Монголию в составе христианской миссии. Со временем он, правда, больше номинально, чем пракически, принял христианство, женился, у них родились две красивые девочки. Потом они уехали в США, где начали работать и жить по-американски. Но жене больше была по душе монгольская жизнь и работа в миссии, поэтому спустя пару лет она вернулась с детьми в Улан-Батор. Он до сих пор живет в Сиэтле, работает в корпорации Microsoft и остается монголом и... буддистом. Наверняка сегодня никто не знает, сколько монголов живет в США, официальные цифры очень приблизительны и далеки от реальных: монголы те еще нелегалы)) Около 150 тысяч граждан Монголии живет в Южной Корее, в основном в Сеуле. Но в эту азиатскую страну монголов тянет не желание свободы, а скорее возможность заработать. Много монголов в Германии. Содружество выпускников германских вузов в Улан-Баторе – одно из самых активных в своем роде общественных организаций. Сегодня монголы живут во Франции, Японии, Канаде, Австралии, Чехии и многих других странах мира. Политическая свобода в Монголии не просто лозунг на фасаде. Хотя, конечно, будучи одним из наиболее уязвимых качеств социально-политической среды, она как ничто другое требует постоянных, осознанных усилий со стороны элит и общества. Вот уже двадцать лет как монголы выбирают свою верховную власть – Их Хурал. За это время вопрос о замене выбранных избранными ни разу даже не поднимался. Несмотря на попытки каждого следующего президента страны расширить свои полномочия, политическая элита ни в какую не соглашается дать президенту больше власти, чем предусмотрено Монгольской Конституцией и, как говорят сами монголы, вряд ли когда-нибудь согласится. Чтобы заставить свободолюбивых монголов признать чью-то единоличную власть, видимо, нужно обладать силой и убедительностью Чингисхана. Западные исследователи сравнивают Монголию с восточно-европейскими странами, и там и тут демократия хоть и не всегда ровно, но все-таки дышит и развивается. Чего нельзя сказать об азиатской части бывшего социалистического лагеря с ее вечным, как небо, казахским президентом или управляемой в ручном режиме российской суверенной демократией, политической науке и практике, ранее неведомой. Не говоря уже о северокорейской, узбекской или бывшей туркменской деспотиях. Свобода всегда была основополагающей, системообразующей ценностью монгольской ментальности. К осознанию свободы, как безусловной ценности, располагал ландшафт и связанная с ней социальная структура кочевого общества, которому не свойственно формирование стабильных больших групп. Особое почитание свободы, ежедневная потребность в ней связана с привычкой кочевника большую часть жизни находиться вне группы, надеяться только на себя, самостоятельно принимать решения и, если что, в одиночку расхлебывать их последствия. У монголов были рабы, немного и не всегда, но сами монголы рабами не были. Даже харчууд или простолюдины обладали правами собственности на скот и предметы своего нехитрого кочевого быта. Люди белой кости были собственниками земли: распределяли, дарили, отбирали пастбища. Монгольская женщина имела право на развод еще со средних веков, причем при разводе происходил раздел имущества, женщина забирала с собой все, что составляло ее приданое, когда она выходила замуж. Монголки столетиями были и до сих пор, пожалуй, остаются самыми свободными женщинами в Азии и равными своим мужчинам членами общества. В первую очередь это связано с историческим прошлым и типом кормящей экономики. Когда мужчины уходили в военные походы, женщины по полгода самостоятельно управлялись с хозяйством, растили детей, пасли скот, отгоняли волков и охотились. Современные корейско-монгольские браки чаще всего выживают в варианте «монгол – кореянка». Монголки, как правило, не могут долго выносить известного деспотизма корейских мужчин. Одним словом, свободолюбие монгольских женщин связано с их способностью брать на себя ответственность – за хозяйство, за скот, за жизнь и безопасность своих детей. А монгольская привычка к свободе – от способности к автономному существованию в суровой степи. Именно поэтому монголу для счастья нужны были только Степь, Лошадь и Свобода. Вместе с тем монголы, как и другие нации и общества, все еще несвободны от стереотипов, навязываемых политической элитой; оставшихся в наследство от советского прошлого; приобретенных за годы поначалу дикого, но сегодня более-менее легитимизируемого капитализма. Впрочем, несвобода – это уже тема других размышлений. Ocтавим ее для следующего раза. http://www.tuva.asia/news/ruregions/2015-saydukova.html Панмонголистская пропаганда, не имеющая поддержки у самих тувинцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
*MONGOL* Опубликовано 15 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2013 http://newslab.ru/news/520156 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2013 Есть ли карты расселения тувинских родов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 16 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2013 Есть ли карты расселения тувинских родов? Думаю, можно отсканировать или снять фотку и закинуть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 16 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2013 Прошу прощения, что вмешиваюсь в тувинско-монгольский спор. Но мое личное мнение, что братья тывалар уж чересчур сильно увлеклись ламаизмом, который олицетворяется с монгольскостью или халхизмом, поэтому процесс омонголивания со временем будет только набирать обороты, если не предпринять кардинальных мер на высшем государственном уровне. Вопрос стоит судьбоносный и исторически значимый - или тывинцам надо стремиться к возрождению и сохранению своей тюркской самобытности, или расслабиться и понестись до конца по течению омонголивания. Простой пример, ведь другие соседи халхов и бурятов не подвержены этому процессу, те же русские, хакасы или алтайцы. Значит вывод один - причина в общей религии! Уважаемый АКБ! Та монголизованность (или халхизованность), по сути вселенская маньчжуризация, которую мы видим сейчас у тувинцев не есть только вследствие последних попыток наших властей или общества, а уже свершившийся факт, который произошел в последние годы доживания цинского бытия. В советское время у Танну-Тувинских тувинцев (в отличие от этн. тувинцев Монголии и Китая) под влиянием советской национальной политики сформировался некий общетюркский хрупкий канон, допустим в одежде и танцах. Но эта хрупкая только-только сформировывавшаяся субстанция была разрушена вследствие открытия железного занавеса: южные границы распахнулись и хлынуло цунами халхащины-китайщины-тибетщины и общей азиатщины. И конечно думающая передовая часть тувинского общества, как раз и озабоченно сохранением нашей, как вы называете, тюркскости. Но эта чрезмерное увлечение маньчжурщиной в быту (одежде), и тибетщиной в умах, у простых тувинцев кажется противостоянием (притом самым эффективным) - руссификации. И самым страшным примером чрезмерной руссификации в глазах простых тувинских обывателей являются наши ближайшие соседи: хакасы и алтайцы (спросите любого простого тувинца), руссифицированными в меньшей степени, но в глазах тувинцев все-же не менее чересчур обрусевшими выглядят саха и буряты. Поэтому, в глазах простых тувинцев поддававние халхасскости в одежде и в пристрастиях (национальная борьба), и тибетскости в умах кажется меньшим злом, если не спасением от руссификации и потери самобытности. Совет Доңгак-оолу, снимать китайские одежды и бросать таоцизм (учтя аватар Доңгака), и принять ислам и одеваться в какую-то муслимскую одежду. И сменить свой аватор в этом новом лице. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться