АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2015 Опубликовано 31 декабря, 2015 В связи с новогодними праздниками предлагаю пройтись по ссылке: http://www.karaoke.ru/artists/presnyakov-vladimir/song/zurbagan/ и спеть в караоке всем известную песню, но в тарбаганьей интерпретации: Засыпает бурый тарбаган (а-а-а о-о-о!) А за горизонтом пыльный ураган (а-а-а о-о-о!) С грохотом и гомоном и гамом Путь свой начинаю к тарбагану Два часа на часах и не нас и не нашего века Смотрит тарбаган вслед степному кораблю И плечами поводит озябнув от ветра Я люблю это время безнадёжно люблю Сгинет ночь и день придёт иной Как волна приходит за волной И проснусь я в мире невозможном Где-то между будущим и прошлым В мире где сурок наивный и лихой По пустыне бегает косой Бегает смешной и озорной ничего о сурках не зная Засыпает бурый тарбаган А за горизонтом пыльный ураган Грянет ливень резкий и косой И продрогнет и тарбаган и косой Сгинет ночь и день придёт иной Как волна приходит за волной
povodok Опубликовано 31 декабря, 2015 Опубликовано 31 декабря, 2015 А что? Вполне в вашем стиле! Был Зурбаган , стал тарбаган!
АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2015 Опубликовано 31 декабря, 2015 Спеть то пробовали или еще рано?
povodok Опубликовано 31 декабря, 2015 Опубликовано 31 декабря, 2015 По поводу караоке , надо в Улан Батор! Там на каждом шагу! Даже в "Марко Поло" , по моему есть!
Peacemaker Опубликовано 1 января, 2016 Опубликовано 1 января, 2016 http://www.maximonline.ru/guide/cinema/_article/groundhog-facts/
Peacemaker Опубликовано 1 января, 2016 Опубликовано 1 января, 2016 А что? Вполне в вашем стиле! Был Зурбаган , стал тарбаган! Был согурман ,соурман,зурман,зорман,зурбаган,, стал тарбаган... https://kk.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD
АксКерБорж Опубликовано 6 января, 2016 Опубликовано 6 января, 2016 А.А. Черкасов "Записки охотника Восточной Сибири 1856 - 1863". СПб, 1867г. Тарбаган (сибирский сурок): Туземцы, не обращая внимания на гусей и уток, по целым дням, с раннего утра до позднего вечера, разъезжают верхом с винтовками по пожелтевшей степи и бьют хитрых тарбаган десятками, сотнями, в запас на голодную зиму... Но вот и прилетная дичь оставила свободную степь и улетела в теплые края; еще скучнее стало в степи, даже тарбаганы испугались приближающейся зимы и залегли в своих подземельях. Только кочующие туземцы остались еще в степи; ежась и корчась, попрятались они в свои холодные юрты от сильных осенних ветров.. Для здешних туземцев тарбаганы играют чрезвычайно важную роль: как средство в народной медицине, как жирное вещество для домашнего обихода, и, наконец, как здоровая, сытная пища. Жирное и, как говорят, очень вкусное мясо тарбаганов здешние туземцы истребляют летом в огромном количестве. Сказывают, что оно особенно полезно для родильниц. Землистый вкус их мяса в свежем состоянии так силен, что не привыкшим к этому кушанию оно становится отвратительным. Здешние русские тарбаганов не употребляют, только некоторые из пограничных казаков, живя вместе с туземцами, отваживаются отведывать жирной тарбаганины и уверяют, что она похожа на мясо поросят, только что несколько пахнет землею. Бывают года, что и туземцы перестают есть тарбаган, потому что на последних бывает повальная болезнь, они гибнут как мухи, и многие неосторожные туземцы, досыта покушав зажаренных тарбаган, нередко и сами платятся жизнию. Есть много способов приготовления тарбаганьего мяса. Некоторые туземцы, чтобы изжарить тарбагана, поступают так: выкапывают в земле ямку четверти три глубиною, а в ширину и длину как раз в величину животного. В ямку кладут слой травы, на него раскаленных камней, на них опять слой травы, потом вычищенного и опаленного от шерсти тарбагана, на него снова слой травы и снова раскаленные камни. Сверху ямка засыпается землей или горячей золой. Таким образом мясо прожаривается хорошо. Другие же в такой аппарат кладут животное совершенно неочищенное. Когда же оно изжарится, тогда с него соскабливают запекшуюся шерсть, а внутренности выбрасывают. Но так поступают только туземные гастрономы; они говорят, что изжарившийся тарбаган последним способом бывает вкуснее и жирнее. Иные же, чтоб изжарить тарбагана, поступают иначе: очистив животное от внутренностей и шерсти, они из нутра вынимают очень искусно все кости и вместо них начиняют обезображенный труп животного раскаленными камнями. Отверстие проворно зашивают и катают будущее жаркое по траве до тех пор, пока не испечется. Вареная тарбаганина невкусна, и потому ее большею частию жарят. На вертеле или на рожне ее гоже не приготовляют, потому что от быстрого и сильного жара выкипает почти весь жир, а им-то и дорожит туземец. Тарбаганий жир имеет особое достоинство: он не мерзнет в самые сильные холода и до того проницателен в жидком состоянии, что проходит сквозь чугунные и железные азиатские чаши. Туземцы обыкновенно держат его в коровьих пузырях и в них возят на продажу. Степные туземцы и орочоны глухой сибирской тайги говорят, что в тот год, когда летом первые из них много ели мяса жирных тарбаган, а последние медвежины, то зимою, в самую стужу, не колеют; если же ели мало или совсем не ели, то зимою холод для них весьма ощутителен. Русские промышленники их бьют мало, но туземцы истребляют во множестве; это потому, что первые их не едят, а последние считают тарбаганье мясо лакомым куском, в особенности осенью, когда они заедятся и сделаются жирными. Там, где места гористы и цепи перерезываются небольшими холмиками, увальчиками, стрелять тарбаганов не хитро, но на открытых местах нужно быть тунгусом, чтобы убить в один день пять или шесть тарбаганов. Для охоты за ними есть особо приученные тарбаганьи собаки, которые много помогают стрелку, - без них трудно убить тарбагана. Многие ловят тарбаганов летом волосяными петлями, которые настораживают в самом лазе норы. Охота эта часто бывает неуспешна, потому что сильные тарбаганы отрывают петли или перекусывают их и уходят в норы. Некоторые русские промышленники, и в особенности туземцы, истребляют множество тарбаган осенью, посредством выкуривания и выкапывания из нор. --------------------------------------------------------------------------- Про тарбагана между здешними туземцами ходит преинтересная легенда, которую, впрочем, я слышал от русских промышленников. Не ручаюсь за то, в таком ли смысле она передается туземцами, а передам читателю, что слышал от русских. Легенда говорит, что будто бы тарбаган был прежде богатый тунгус и такой стрелок из винтовки, какому не было и подобных. Однажды этот тунгус на какой-то богатой свадьбе сильно подкутил и расхвастался про свое уменье владеть винтовкой и стрелять без промаха, говоря, что он, обладая таким искусством, никого и ничего не боится. Присутствовавший тут бог заметил тунгусу, чтобы он не кичился и умерил свои восторги, что есть существо, которого он должен бояться и перед которым он ничем не должен хвастать. Но тунгус не внимал и крупно поспорил с богом. Тогда бог, осердившись, приказал тунгусу выстрелить из винтовки в летящую ласточку. Тунгус не испугался; надеясь на свою ловкость, он быстро схватил винтовку, бросил на сошки, сождал реющую ласточку, выстрелил и попал пулею ей по хвосту, выбив средние хвостовые перья, так что хвост у ласточки сделался вилкой. Бог осердился сильнее прежнего, закричал на тунгуса и наказал его так: он сказал ему: «Будь же ты тарбаганом, живи только летом, зимою спи, не наслаждайся жизнью и не пей воды». А ласточке повелел быть с выстриженным хвостом, за то что она не сумела увернуться от тунгусской пули. Вот почему, заключают рассказчики, тарбаган живет только летом, зимою спит, а ласточка с раздвоенным хвостом и вот почему тарбаган так хитер, как истый сибирский туземец!.. То есть, по легендам самих монголов (у Черкасова этого нет) тарбаган и все связанное с ним (охота на него, способы охоты, употребление его мяса в пищу, блюда из него, использование жира и шкурок и пр.) тесно связано с тунгусами, т.е. эвенками!
АксКерБорж Опубликовано 6 января, 2016 Опубликовано 6 января, 2016 И вдогонку этому. Ув. Peacemaker как гурман и страстный любитель сурчатины, по моему, заблуждается, когда приписывает традицию охоты на тарбаганов (монгольского сурка, или луговую собачку, или лат. marmota camtschatica) и употребление его мяса в пищу к традициям и нравам степных скотоводов кочевников. Например, "Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах" само название "тарбаган", традицию охоты на него и употребление его мяса в пищу, связывает не с халха-монголами, бурятами, даурами или другими монголоязычными народами, населяющими Забайкалье, Восточную Монголию и Даурию, а с тунгусо-маньчжурскими народами - эвенками и орочонами, ни слова не упоминая о монголах: "Тарбаган - во-сиб. байбак, степной, сибирский или русский юж. сурок, свистун: Орочоны охотно едят тарбаганину, тарбаганье мясо. Тунгусы тарбаганщики, сурочники. Из шкур этого зверька шьют тарбаганники, легкие и теплые шубы халатом." На бурятском сайте по ссылке: http://www.magicbaik...rade/marmot.htm касательно тарбаганьей темы также утверждается только о тунгусах (эвенках): "Тарбаганьим промыслом занимаются исключительно тунгусы. Тунгусы шьют из них "дошки" (верхняя одежда, мехом наружу) и шапки. Кроме шкурки, тарбаган доставляет тунгусам еще и мясо, которое тунгусы употребляют охотно в жареном и в вареном виде. Мясо очень жирно, вкусно, но обладает специфическим запахом. Жир тарбагана применяется тунгусами как лекарство и для смазки ружей." Об этом же пишет Н.Пржевальский ("Путешествия в Центральной Азии") и другие исследователи и путешественники. Да и сам Peacemaker раньше заливал цитаты из "Описание сибирских народов" Г.Ф. Миллера, что: "монголы, брацкие и нерчинские тунгусы в большом количестве едят и очень хвалят сурков, которые у них называются тарбаган" (еще Peacemaker совсем недавно фанатично заливал цветную зарисовку нерчинского тунгуса с копьем пытаясь показать его правополый халат, а может быть хотел показать общность по отношению к тарбаганам?) Предварительные выводы: Если бы тарбаганья традиция была исконным призванием кочевых скотоводов, то по моему, наряду с монголоязычными народами она была бы знакома и некоторым тюркским народам, к примеру, кыргызам, казахам, алтайцам, уйгурам и прочим, но не была бы знакома тунгусо-маньчжурским народам. Однако картина прямо противоположная. И можно предположить, что тарбаганья традиция есть ни что иное как прерогатива не скотоводческих кочевых народов, а исконная традиция промыслово-охотничьих народов или народов звероловов - охотников, к которым и относятся тунгусо-маньчжурские народы, а также согласно выводам ученых и предки современных монголоязычных народов.
Peacemaker Опубликовано 6 января, 2016 Опубликовано 6 января, 2016 Про тарбагана между здешними туземцами ходит преинтересная легенда, которую, впрочем, я слышал от русских промышленников. Не ручаюсь за то, в таком ли смысле она передается туземцами, а передам читателю, что слышал от русских. Легенда говорит, что будто бы тарбаган был прежде богатый тунгус и такой стрелок из винтовки, какому не было и подобных. Однажды этот тунгус на какой-то богатой свадьбе сильно подкутил и расхвастался про свое уменье владеть винтовкой и стрелять без промаха, говоря, что он, обладая таким искусством, никого и ничего не боится. Присутствовавший тут бог заметил тунгусу, чтобы он не кичился и умерил свои восторги, что есть существо, которого он должен бояться и перед которым он ничем не должен хвастать. Но тунгус не внимал и крупно поспорил с богом. Тогда бог, осердившись, приказал тунгусу выстрелить из винтовки в летящую ласточку. Тунгус не испугался; надеясь на свою ловкость, он быстро схватил винтовку, бросил на сошки, сождал реющую ласточку, выстрелил и попал пулею ей по хвосту, выбив средние хвостовые перья, так что хвост у ласточки сделался вилкой. Бог осердился сильнее прежнего, закричал на тунгуса и наказал его так: он сказал ему: «Будь же ты тарбаганом, живи только летом, зимою спи, не наслаждайся жизнью и не пей воды». А ласточке повелел быть с выстриженным хвостом, за то что она не сумела увернуться от тунгусской пули. Вот почему, заключают рассказчики, тарбаган живет только летом, зимою спит, а ласточка с раздвоенным хвостом и вот почему тарбаган так хитер, как истый сибирский туземец!.. То есть, по легендам самих монголов (у Черкасова этого нет) тарбаган и все связанное с ним (охота на него, способы охоты, употребление его мяса в пищу, блюда из него, использование жира и шкурок и пр.) тесно связано с тунгусами, т.е. эвенками! Значит кереи-казахи тоже относятся к тунгусам и эвенкам по легенде самих казахов... Сурок прежде был богатый человек... у него были тысячи лошадей, коров, верблюдов и овец. Тенгри наказал его за скупость, обратив его в сурка, а его многочисленные стада в диких животных: коров — в маралов, баранов — в архаров, козлов — в горных козлов, лошадей — в куланов, а верблюдов — в диких верблюдов”. Легенда была записана Г. Н. Потаниным от тарбагатайского казаха из рода Жаста-бан, но в замечаниях к тексту собиратель отмечает, что вариант этой легенды он слышал от казаха Акмолинского уезда. http://www.kazportal.kz/tengri-kak-totem/
АксКерБорж Опубликовано 6 января, 2016 Опубликовано 6 января, 2016 Явно мой земляк что-то напутал, когда компоновал дома свои путевые записки по Монголии. Или керейт - жастабан прихватизировал ее у своих земляков халхасцев. У казахов нет такой легенды, это монгольская легенда.
Peacemaker Опубликовано 6 января, 2016 Опубликовано 6 января, 2016 Явно мой земляк что-то напутал, когда компоновал дома свои путевые записки по Монголии. Или керейт - жастабан прихватизировал ее у своих земляков халхасцев. У казахов нет такой легенды, это монгольская легенда. Значит, халхи побывали в Акмоле. Когда?
Peacemaker Опубликовано 6 января, 2016 Опубликовано 6 января, 2016 В старину, безжалостный охотник Жайык без нужды истреблял животных, и те обратились с мольбой спасти их к Тенгри. В наказание Жайык был обращен в сурка. По этой причине казахи не едят его мяса и раньше не носили одежду из его шкуры. http://dalaruh.kz/articles/view/208 Получается,что казахи ели тарбаган до этого Жайыка..
АксКерБорж Опубликовано 7 января, 2016 Опубликовано 7 января, 2016 И вдогонку этому. Ув. Peacemaker как гурман и страстный любитель сурчатины, по моему, заблуждается, когда приписывает традицию охоты на тарбаганов (монгольского сурка, или луговую собачку, или лат. marmota camtschatica) и употребление его мяса в пищу к традициям и нравам степных скотоводов кочевников. Например, "Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах" само название "тарбаган", традицию охоты на него и употребление его мяса в пищу, связывает не с халха-монголами, бурятами, даурами или другими монголоязычными народами, населяющими Забайкалье, Восточную Монголию и Даурию, а с тунгусо-маньчжурскими народами - эвенками и орочонами, ни слова не упоминая о монголах: "Тарбаган - во-сиб. байбак, степной, сибирский или русский юж. сурок, свистун: Орочоны охотно едят тарбаганину, тарбаганье мясо. Тунгусы тарбаганщики, сурочники. Из шкур этого зверька шьют тарбаганники, легкие и теплые шубы халатом." На бурятском сайте по ссылке: http://www.magicbaik...rade/marmot.htm касательно тарбаганьей темы также утверждается только о тунгусах (эвенках): "Тарбаганьим промыслом занимаются исключительно тунгусы. Тунгусы шьют из них "дошки" (верхняя одежда, мехом наружу) и шапки. Кроме шкурки, тарбаган доставляет тунгусам еще и мясо, которое тунгусы употребляют охотно в жареном и в вареном виде. Мясо очень жирно, вкусно, но обладает специфическим запахом. Жир тарбагана применяется тунгусами как лекарство и для смазки ружей." Об этом же пишет Н.Пржевальский ("Путешествия в Центральной Азии") и другие исследователи и путешественники. Да и сам Peacemaker раньше заливал цитаты из "Описание сибирских народов" Г.Ф. Миллера, что: "монголы, брацкие и нерчинские тунгусы в большом количестве едят и очень хвалят сурков, которые у них называются тарбаган" (еще Peacemaker совсем недавно фанатично заливал цветную зарисовку нерчинского тунгуса с копьем пытаясь показать его правополый халат, а может быть хотел показать общность по отношению к тарбаганам?) Предварительные выводы: Если бы тарбаганья традиция была исконным призванием кочевых скотоводов, то по моему, наряду с монголоязычными народами она была бы знакома и некоторым тюркским народам, к примеру, кыргызам, казахам, алтайцам, уйгурам и прочим, но не была бы знакома тунгусо-маньчжурским народам. Однако картина прямо противоположная. И можно предположить, что тарбаганья традиция есть ни что иное как прерогатива не скотоводческих кочевых народов, а исконная традиция промыслово-охотничьих народов или народов звероловов - охотников, к которым и относятся тунгусо-маньчжурские народы, а также согласно выводам ученых и предки современных монголоязычных народов. Peacemaker, приведенная вами ссылка, где ваша цитата приписывается Г.Н. Потанину, по ходу фейковая! Я не вникнув и не имея на то вчера времени повелся, забыв, что вы иногда допускаете фейки. Сегодня не поленился и специально перерыл труды Г.Н. Потанина, но не обнаружил таких у него слов. Но зато Г.Н. Потанин в своем труде "Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия" повсюду приводит монгольские и тувинские легенды о тарбагане-человеке, записанные от халхасцев Лубсына из ведомства Заин-гегена и Молон-тайджи из хошуна Чин-вана, у халхасцев тарбаган - это искусный Эрхе-мерген. Поэтому моя версия вероятно правильная. Эта древняя тунгусская легенда про предка человека-тарбагана как искусного охотника передалась на самых близких их соседей, контактировавших с ними - сперва к бурятам и халха-монголам, от них к родственным в культурном плане ойратским племенам, в том числе к калмыкам, позже и к тувинцам. Самое главное, что во всех тунгусских, монгольских и тувинских легендах тарбаган (сурок) это прежде всего охотник! То есть подтверждается мое предположение, что вся традиция, связанная с тарбаганом (охота-промысел, мясо в пищу и пр.) присуща исключительно промыслово-охотничьим народам (звероловам охотникам), но никак не кочевым скотоводам, традиции которых издревле основывались и обеспечивались исключительно домашним скотом (охота облавная, с гончими собаками и ловчими птицами ради забавы и развлечения не в счет).
АксКерБорж Опубликовано 7 января, 2016 Опубликовано 7 января, 2016 Дело не в исламе, тарбагана традиционно употребляли в пищу только тунгусы и монголы.
Peacemaker Опубликовано 7 января, 2016 Опубликовано 7 января, 2016 Боодог по казахски.Готовит монгольский казах.. http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/
АксКерБорж Опубликовано 7 января, 2016 Опубликовано 7 января, 2016 Боодог по казахски. http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Ваша ссылка не открывается. Что еще за боодог, большая собака?
Tynych Опубликовано 7 января, 2016 Опубликовано 7 января, 2016 http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. 1
Peacemaker Опубликовано 7 января, 2016 Опубликовано 7 января, 2016 http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. Мон
АксКерБорж Опубликовано 8 января, 2016 Опубликовано 8 января, 2016 http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. Я не знаю что вы там увидели смешного, но у меня страница не открывается.
АксКерБорж Опубликовано 8 января, 2016 Опубликовано 8 января, 2016 http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. Мон Я понимаю вас, весь этот ваш балаган из-за отсутствия контраргументов.
Tynych Опубликовано 8 января, 2016 Опубликовано 8 января, 2016 Я не знаю что вы там увидели смешного, но у меня страница не открывается. И вы решили,раз у вас страница не открывается,а у меня открывается и увиденное рассмешило меня..То вы решили "дай ка я ему заминусую,как говорится "ни себе,ни людям"?
АксКерБорж Опубликовано 8 января, 2016 Опубликовано 8 января, 2016 Да, поставил минус, потому что мне не нравится ваш троллинг и постоянное цепляние к каждому слову своих собеседников и заведение волынки на несколько десятков не нужной словесной перепалки. Вот и сейчас попрет по ходу. 1