АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2015 В связи с новогодними праздниками предлагаю пройтись по ссылке: http://www.karaoke.ru/artists/presnyakov-vladimir/song/zurbagan/ и спеть в караоке всем известную песню, но в тарбаганьей интерпретации: Засыпает бурый тарбаган (а-а-а о-о-о!) А за горизонтом пыльный ураган (а-а-а о-о-о!) С грохотом и гомоном и гамом Путь свой начинаю к тарбагану Два часа на часах и не нас и не нашего века Смотрит тарбаган вслед степному кораблю И плечами поводит озябнув от ветра Я люблю это время безнадёжно люблю Сгинет ночь и день придёт иной Как волна приходит за волной И проснусь я в мире невозможном Где-то между будущим и прошлым В мире где сурок наивный и лихой По пустыне бегает косой Бегает смешной и озорной ничего о сурках не зная Засыпает бурый тарбаган А за горизонтом пыльный ураган Грянет ливень резкий и косой И продрогнет и тарбаган и косой Сгинет ночь и день придёт иной Как волна приходит за волной Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 31 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2015 А что? Вполне в вашем стиле! Был Зурбаган , стал тарбаган! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2015 Спеть то пробовали или еще рано? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 31 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2015 Часов через шесть запоем! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2015 Про ссылку не забудьте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 31 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2015 По поводу караоке , надо в Улан Батор! Там на каждом шагу! Даже в "Марко Поло" , по моему есть! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 1 января, 2016 Поделиться Опубликовано 1 января, 2016 http://www.maximonline.ru/guide/cinema/_article/groundhog-facts/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 1 января, 2016 Поделиться Опубликовано 1 января, 2016 А что? Вполне в вашем стиле! Был Зурбаган , стал тарбаган! Был согурман ,соурман,зурман,зорман,зурбаган,, стал тарбаган... https://kk.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 января, 2016 Поделиться Опубликовано 6 января, 2016 А.А. Черкасов "Записки охотника Восточной Сибири 1856 - 1863". СПб, 1867г. Тарбаган (сибирский сурок): Туземцы, не обращая внимания на гусей и уток, по целым дням, с раннего утра до позднего вечера, разъезжают верхом с винтовками по пожелтевшей степи и бьют хитрых тарбаган десятками, сотнями, в запас на голодную зиму... Но вот и прилетная дичь оставила свободную степь и улетела в теплые края; еще скучнее стало в степи, даже тарбаганы испугались приближающейся зимы и залегли в своих подземельях. Только кочующие туземцы остались еще в степи; ежась и корчась, попрятались они в свои холодные юрты от сильных осенних ветров.. Для здешних туземцев тарбаганы играют чрезвычайно важную роль: как средство в народной медицине, как жирное вещество для домашнего обихода, и, наконец, как здоровая, сытная пища. Жирное и, как говорят, очень вкусное мясо тарбаганов здешние туземцы истребляют летом в огромном количестве. Сказывают, что оно особенно полезно для родильниц. Землистый вкус их мяса в свежем состоянии так силен, что не привыкшим к этому кушанию оно становится отвратительным. Здешние русские тарбаганов не употребляют, только некоторые из пограничных казаков, живя вместе с туземцами, отваживаются отведывать жирной тарбаганины и уверяют, что она похожа на мясо поросят, только что несколько пахнет землею. Бывают года, что и туземцы перестают есть тарбаган, потому что на последних бывает повальная болезнь, они гибнут как мухи, и многие неосторожные туземцы, досыта покушав зажаренных тарбаган, нередко и сами платятся жизнию. Есть много способов приготовления тарбаганьего мяса. Некоторые туземцы, чтобы изжарить тарбагана, поступают так: выкапывают в земле ямку четверти три глубиною, а в ширину и длину как раз в величину животного. В ямку кладут слой травы, на него раскаленных камней, на них опять слой травы, потом вычищенного и опаленного от шерсти тарбагана, на него снова слой травы и снова раскаленные камни. Сверху ямка засыпается землей или горячей золой. Таким образом мясо прожаривается хорошо. Другие же в такой аппарат кладут животное совершенно неочищенное. Когда же оно изжарится, тогда с него соскабливают запекшуюся шерсть, а внутренности выбрасывают. Но так поступают только туземные гастрономы; они говорят, что изжарившийся тарбаган последним способом бывает вкуснее и жирнее. Иные же, чтоб изжарить тарбагана, поступают иначе: очистив животное от внутренностей и шерсти, они из нутра вынимают очень искусно все кости и вместо них начиняют обезображенный труп животного раскаленными камнями. Отверстие проворно зашивают и катают будущее жаркое по траве до тех пор, пока не испечется. Вареная тарбаганина невкусна, и потому ее большею частию жарят. На вертеле или на рожне ее гоже не приготовляют, потому что от быстрого и сильного жара выкипает почти весь жир, а им-то и дорожит туземец. Тарбаганий жир имеет особое достоинство: он не мерзнет в самые сильные холода и до того проницателен в жидком состоянии, что проходит сквозь чугунные и железные азиатские чаши. Туземцы обыкновенно держат его в коровьих пузырях и в них возят на продажу. Степные туземцы и орочоны глухой сибирской тайги говорят, что в тот год, когда летом первые из них много ели мяса жирных тарбаган, а последние медвежины, то зимою, в самую стужу, не колеют; если же ели мало или совсем не ели, то зимою холод для них весьма ощутителен. Русские промышленники их бьют мало, но туземцы истребляют во множестве; это потому, что первые их не едят, а последние считают тарбаганье мясо лакомым куском, в особенности осенью, когда они заедятся и сделаются жирными. Там, где места гористы и цепи перерезываются небольшими холмиками, увальчиками, стрелять тарбаганов не хитро, но на открытых местах нужно быть тунгусом, чтобы убить в один день пять или шесть тарбаганов. Для охоты за ними есть особо приученные тарбаганьи собаки, которые много помогают стрелку, - без них трудно убить тарбагана. Многие ловят тарбаганов летом волосяными петлями, которые настораживают в самом лазе норы. Охота эта часто бывает неуспешна, потому что сильные тарбаганы отрывают петли или перекусывают их и уходят в норы. Некоторые русские промышленники, и в особенности туземцы, истребляют множество тарбаган осенью, посредством выкуривания и выкапывания из нор. --------------------------------------------------------------------------- Про тарбагана между здешними туземцами ходит преинтересная легенда, которую, впрочем, я слышал от русских промышленников. Не ручаюсь за то, в таком ли смысле она передается туземцами, а передам читателю, что слышал от русских. Легенда говорит, что будто бы тарбаган был прежде богатый тунгус и такой стрелок из винтовки, какому не было и подобных. Однажды этот тунгус на какой-то богатой свадьбе сильно подкутил и расхвастался про свое уменье владеть винтовкой и стрелять без промаха, говоря, что он, обладая таким искусством, никого и ничего не боится. Присутствовавший тут бог заметил тунгусу, чтобы он не кичился и умерил свои восторги, что есть существо, которого он должен бояться и перед которым он ничем не должен хвастать. Но тунгус не внимал и крупно поспорил с богом. Тогда бог, осердившись, приказал тунгусу выстрелить из винтовки в летящую ласточку. Тунгус не испугался; надеясь на свою ловкость, он быстро схватил винтовку, бросил на сошки, сождал реющую ласточку, выстрелил и попал пулею ей по хвосту, выбив средние хвостовые перья, так что хвост у ласточки сделался вилкой. Бог осердился сильнее прежнего, закричал на тунгуса и наказал его так: он сказал ему: «Будь же ты тарбаганом, живи только летом, зимою спи, не наслаждайся жизнью и не пей воды». А ласточке повелел быть с выстриженным хвостом, за то что она не сумела увернуться от тунгусской пули. Вот почему, заключают рассказчики, тарбаган живет только летом, зимою спит, а ласточка с раздвоенным хвостом и вот почему тарбаган так хитер, как истый сибирский туземец!.. То есть, по легендам самих монголов (у Черкасова этого нет) тарбаган и все связанное с ним (охота на него, способы охоты, употребление его мяса в пищу, блюда из него, использование жира и шкурок и пр.) тесно связано с тунгусами, т.е. эвенками! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 января, 2016 Поделиться Опубликовано 6 января, 2016 И вдогонку этому. Ув. Peacemaker как гурман и страстный любитель сурчатины, по моему, заблуждается, когда приписывает традицию охоты на тарбаганов (монгольского сурка, или луговую собачку, или лат. marmota camtschatica) и употребление его мяса в пищу к традициям и нравам степных скотоводов кочевников. Например, "Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах" само название "тарбаган", традицию охоты на него и употребление его мяса в пищу, связывает не с халха-монголами, бурятами, даурами или другими монголоязычными народами, населяющими Забайкалье, Восточную Монголию и Даурию, а с тунгусо-маньчжурскими народами - эвенками и орочонами, ни слова не упоминая о монголах: "Тарбаган - во-сиб. байбак, степной, сибирский или русский юж. сурок, свистун: Орочоны охотно едят тарбаганину, тарбаганье мясо. Тунгусы тарбаганщики, сурочники. Из шкур этого зверька шьют тарбаганники, легкие и теплые шубы халатом." На бурятском сайте по ссылке: http://www.magicbaik...rade/marmot.htm касательно тарбаганьей темы также утверждается только о тунгусах (эвенках): "Тарбаганьим промыслом занимаются исключительно тунгусы. Тунгусы шьют из них "дошки" (верхняя одежда, мехом наружу) и шапки. Кроме шкурки, тарбаган доставляет тунгусам еще и мясо, которое тунгусы употребляют охотно в жареном и в вареном виде. Мясо очень жирно, вкусно, но обладает специфическим запахом. Жир тарбагана применяется тунгусами как лекарство и для смазки ружей." Об этом же пишет Н.Пржевальский ("Путешествия в Центральной Азии") и другие исследователи и путешественники. Да и сам Peacemaker раньше заливал цитаты из "Описание сибирских народов" Г.Ф. Миллера, что: "монголы, брацкие и нерчинские тунгусы в большом количестве едят и очень хвалят сурков, которые у них называются тарбаган" (еще Peacemaker совсем недавно фанатично заливал цветную зарисовку нерчинского тунгуса с копьем пытаясь показать его правополый халат, а может быть хотел показать общность по отношению к тарбаганам?) Предварительные выводы: Если бы тарбаганья традиция была исконным призванием кочевых скотоводов, то по моему, наряду с монголоязычными народами она была бы знакома и некоторым тюркским народам, к примеру, кыргызам, казахам, алтайцам, уйгурам и прочим, но не была бы знакома тунгусо-маньчжурским народам. Однако картина прямо противоположная. И можно предположить, что тарбаганья традиция есть ни что иное как прерогатива не скотоводческих кочевых народов, а исконная традиция промыслово-охотничьих народов или народов звероловов - охотников, к которым и относятся тунгусо-маньчжурские народы, а также согласно выводам ученых и предки современных монголоязычных народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 6 января, 2016 Поделиться Опубликовано 6 января, 2016 Про тарбагана между здешними туземцами ходит преинтересная легенда, которую, впрочем, я слышал от русских промышленников. Не ручаюсь за то, в таком ли смысле она передается туземцами, а передам читателю, что слышал от русских. Легенда говорит, что будто бы тарбаган был прежде богатый тунгус и такой стрелок из винтовки, какому не было и подобных. Однажды этот тунгус на какой-то богатой свадьбе сильно подкутил и расхвастался про свое уменье владеть винтовкой и стрелять без промаха, говоря, что он, обладая таким искусством, никого и ничего не боится. Присутствовавший тут бог заметил тунгусу, чтобы он не кичился и умерил свои восторги, что есть существо, которого он должен бояться и перед которым он ничем не должен хвастать. Но тунгус не внимал и крупно поспорил с богом. Тогда бог, осердившись, приказал тунгусу выстрелить из винтовки в летящую ласточку. Тунгус не испугался; надеясь на свою ловкость, он быстро схватил винтовку, бросил на сошки, сождал реющую ласточку, выстрелил и попал пулею ей по хвосту, выбив средние хвостовые перья, так что хвост у ласточки сделался вилкой. Бог осердился сильнее прежнего, закричал на тунгуса и наказал его так: он сказал ему: «Будь же ты тарбаганом, живи только летом, зимою спи, не наслаждайся жизнью и не пей воды». А ласточке повелел быть с выстриженным хвостом, за то что она не сумела увернуться от тунгусской пули. Вот почему, заключают рассказчики, тарбаган живет только летом, зимою спит, а ласточка с раздвоенным хвостом и вот почему тарбаган так хитер, как истый сибирский туземец!.. То есть, по легендам самих монголов (у Черкасова этого нет) тарбаган и все связанное с ним (охота на него, способы охоты, употребление его мяса в пищу, блюда из него, использование жира и шкурок и пр.) тесно связано с тунгусами, т.е. эвенками! Значит кереи-казахи тоже относятся к тунгусам и эвенкам по легенде самих казахов... Сурок прежде был богатый человек... у него были тысячи лошадей, коров, верблюдов и овец. Тенгри наказал его за скупость, обратив его в сурка, а его многочисленные стада в диких животных: коров — в маралов, баранов — в архаров, козлов — в горных козлов, лошадей — в куланов, а верблюдов — в диких верблюдов”. Легенда была записана Г. Н. Потаниным от тарбагатайского казаха из рода Жаста-бан, но в замечаниях к тексту собиратель отмечает, что вариант этой легенды он слышал от казаха Акмолинского уезда. http://www.kazportal.kz/tengri-kak-totem/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 января, 2016 Поделиться Опубликовано 6 января, 2016 Явно мой земляк что-то напутал, когда компоновал дома свои путевые записки по Монголии. Или керейт - жастабан прихватизировал ее у своих земляков халхасцев. У казахов нет такой легенды, это монгольская легенда. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 6 января, 2016 Поделиться Опубликовано 6 января, 2016 Явно мой земляк что-то напутал, когда компоновал дома свои путевые записки по Монголии. Или керейт - жастабан прихватизировал ее у своих земляков халхасцев. У казахов нет такой легенды, это монгольская легенда. Значит, халхи побывали в Акмоле. Когда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 6 января, 2016 Поделиться Опубликовано 6 января, 2016 В старину, безжалостный охотник Жайык без нужды истреблял животных, и те обратились с мольбой спасти их к Тенгри. В наказание Жайык был обращен в сурка. По этой причине казахи не едят его мяса и раньше не носили одежду из его шкуры. http://dalaruh.kz/articles/view/208 Получается,что казахи ели тарбаган до этого Жайыка.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 января, 2016 Поделиться Опубликовано 7 января, 2016 И вдогонку этому. Ув. Peacemaker как гурман и страстный любитель сурчатины, по моему, заблуждается, когда приписывает традицию охоты на тарбаганов (монгольского сурка, или луговую собачку, или лат. marmota camtschatica) и употребление его мяса в пищу к традициям и нравам степных скотоводов кочевников. Например, "Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах" само название "тарбаган", традицию охоты на него и употребление его мяса в пищу, связывает не с халха-монголами, бурятами, даурами или другими монголоязычными народами, населяющими Забайкалье, Восточную Монголию и Даурию, а с тунгусо-маньчжурскими народами - эвенками и орочонами, ни слова не упоминая о монголах: "Тарбаган - во-сиб. байбак, степной, сибирский или русский юж. сурок, свистун: Орочоны охотно едят тарбаганину, тарбаганье мясо. Тунгусы тарбаганщики, сурочники. Из шкур этого зверька шьют тарбаганники, легкие и теплые шубы халатом." На бурятском сайте по ссылке: http://www.magicbaik...rade/marmot.htm касательно тарбаганьей темы также утверждается только о тунгусах (эвенках): "Тарбаганьим промыслом занимаются исключительно тунгусы. Тунгусы шьют из них "дошки" (верхняя одежда, мехом наружу) и шапки. Кроме шкурки, тарбаган доставляет тунгусам еще и мясо, которое тунгусы употребляют охотно в жареном и в вареном виде. Мясо очень жирно, вкусно, но обладает специфическим запахом. Жир тарбагана применяется тунгусами как лекарство и для смазки ружей." Об этом же пишет Н.Пржевальский ("Путешествия в Центральной Азии") и другие исследователи и путешественники. Да и сам Peacemaker раньше заливал цитаты из "Описание сибирских народов" Г.Ф. Миллера, что: "монголы, брацкие и нерчинские тунгусы в большом количестве едят и очень хвалят сурков, которые у них называются тарбаган" (еще Peacemaker совсем недавно фанатично заливал цветную зарисовку нерчинского тунгуса с копьем пытаясь показать его правополый халат, а может быть хотел показать общность по отношению к тарбаганам?) Предварительные выводы: Если бы тарбаганья традиция была исконным призванием кочевых скотоводов, то по моему, наряду с монголоязычными народами она была бы знакома и некоторым тюркским народам, к примеру, кыргызам, казахам, алтайцам, уйгурам и прочим, но не была бы знакома тунгусо-маньчжурским народам. Однако картина прямо противоположная. И можно предположить, что тарбаганья традиция есть ни что иное как прерогатива не скотоводческих кочевых народов, а исконная традиция промыслово-охотничьих народов или народов звероловов - охотников, к которым и относятся тунгусо-маньчжурские народы, а также согласно выводам ученых и предки современных монголоязычных народов. Peacemaker, приведенная вами ссылка, где ваша цитата приписывается Г.Н. Потанину, по ходу фейковая! Я не вникнув и не имея на то вчера времени повелся, забыв, что вы иногда допускаете фейки. Сегодня не поленился и специально перерыл труды Г.Н. Потанина, но не обнаружил таких у него слов. Но зато Г.Н. Потанин в своем труде "Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия" повсюду приводит монгольские и тувинские легенды о тарбагане-человеке, записанные от халхасцев Лубсына из ведомства Заин-гегена и Молон-тайджи из хошуна Чин-вана, у халхасцев тарбаган - это искусный Эрхе-мерген. Поэтому моя версия вероятно правильная. Эта древняя тунгусская легенда про предка человека-тарбагана как искусного охотника передалась на самых близких их соседей, контактировавших с ними - сперва к бурятам и халха-монголам, от них к родственным в культурном плане ойратским племенам, в том числе к калмыкам, позже и к тувинцам. Самое главное, что во всех тунгусских, монгольских и тувинских легендах тарбаган (сурок) это прежде всего охотник! То есть подтверждается мое предположение, что вся традиция, связанная с тарбаганом (охота-промысел, мясо в пищу и пр.) присуща исключительно промыслово-охотничьим народам (звероловам охотникам), но никак не кочевым скотоводам, традиции которых издревле основывались и обеспечивались исключительно домашним скотом (охота облавная, с гончими собаками и ловчими птицами ради забавы и развлечения не в счет). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 7 января, 2016 Поделиться Опубликовано 7 января, 2016 Обычно мусульмане не едят грызунов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 января, 2016 Поделиться Опубликовано 7 января, 2016 Дело не в исламе, тарбагана традиционно употребляли в пищу только тунгусы и монголы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 7 января, 2016 Поделиться Опубликовано 7 января, 2016 Боодог по казахски.Готовит монгольский казах.. http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 января, 2016 Поделиться Опубликовано 7 января, 2016 Боодог по казахски. http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Ваша ссылка не открывается. Что еще за боодог, большая собака? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 7 января, 2016 Поделиться Опубликовано 7 января, 2016 http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 7 января, 2016 Поделиться Опубликовано 7 января, 2016 http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. Мон Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 января, 2016 Поделиться Опубликовано 8 января, 2016 http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. Я не знаю что вы там увидели смешного, но у меня страница не открывается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 января, 2016 Поделиться Опубликовано 8 января, 2016 http://jeremiahwattcycling.com/2014/06/30/blog-page-12/ Это для туристов сурчатину приготовил местный житель Баян-Өлгий.. Мон Я понимаю вас, весь этот ваш балаган из-за отсутствия контраргументов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 8 января, 2016 Поделиться Опубликовано 8 января, 2016 Я не знаю что вы там увидели смешного, но у меня страница не открывается. И вы решили,раз у вас страница не открывается,а у меня открывается и увиденное рассмешило меня..То вы решили "дай ка я ему заминусую,как говорится "ни себе,ни людям"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 января, 2016 Поделиться Опубликовано 8 января, 2016 Да, поставил минус, потому что мне не нравится ваш троллинг и постоянное цепляние к каждому слову своих собеседников и заведение волынки на несколько десятков не нужной словесной перепалки. Вот и сейчас попрет по ходу. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться