АксКерБорж Posted January 8, 2016 Share Posted January 8, 2016 О мясе тарбагана: М. Певцов (Алтай. Монголия. Китай. Путешествия... 19 век): "Сурочье мясо большинство монголов ест охотно, хотя оно и имеет неприятный запах." Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 8, 2016 Share Posted January 8, 2016 В дополнение к своим предположениям, что охота монголов на сурка и употребление его мяса в пищу есть остаток традиций лесного, не скотоводческого прошлого, привожу еще пару интересных свидетельств. Б.Я. Владимирцов в 1908 году отмечал, что охотой (АКБ: на тарбагана) занимается преимущественно беднейшая часть населения, не имеющая достаточного количества скота, промышляют дербеты, главным образом, сурка. Шкуры выменивают у русских на необходимые товары [Владимирцов, 2002, с. 77]. В. Терентьев ("Традиционная охота дербетов". Горно-Алтайский ГУ) так описывает пешую необычную охоту дербетов на сурков: "Это приманивание ("даллах"). В роли приманки ("даллуур") выступает кисточка, собранная из волос хвоста яка ("сарлагийн суул"). Волос состригают в августе после линьки. Охотник, держа приманку в правой руке, вращает её над головой и семенящими шагами по извилистой траектории перемещается по долине. Таким образом, охотник подражает лисе, которая, держа хвост "дыбом" и подергивая его кончиком, так привлекает тарбаганов. И они, будучи по природе своей очень любопытными зверьками, вылезают из нор и отзываются свистом на эти движения. Их ответная реакция называется "гошгорох". Аналогичный архаичный способ охоты на сурка используют и халхасцы: "Интересна охота на сурка (тарбагана). Нередко можно видеть, как охотник за тарбаганом в яркий солнечный день ловко подкрадывается к нему, держа в одной руке ружье, а в другой белую махалку, сделанную из хвоста яка. Любопытное животное, сидя перед норой на задних лапках, внимательно следит за движением охотника и подпускает его на близкое расстояние. В старое время охотник, прежде чем выстрелить, повторял про себя несколько извинительных слов перед животным, что связано с наличием тотемистических пережитков... При охоте на тарбагана халха-монголы нередко надевают специальный костюм. Он должен состоять из халата и штанов обязательно белого цвета, шьется из замши; иногда для этой цели просто выворачивается мехом вверх барашковая шуба, на ноги надевают меховые сапоги, на голову белую войлочную или меховую шапочку, обязательно с длинными, торчащими ушками. Употребление особого охотничьего костюма только при охоте на тарбагана указывает на древние традиции, связанные с этим животным, возможно тотемного характера, тем более, что по монгольским легендам считается, что тарбаган некогда был человеком. Многие монголы Барги не охотились на тарбагана и преследовали охотника, осмелившегося его убить." Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 8, 2016 Share Posted January 8, 2016 Эвенки (тунгусы) - лучшие знатоки тарбагана: "Охотник Мальчакитов вылечил легкие. В молодости он болел туберкулезом. Один старик-эвенк посоветовал ему взять бутылку тарбаганьего жира и настоять его на содержимом слепой кишки тарбагана (горный сурок, который водится в степях Забайкалья и Монголии) вместе с 3-4 желчными пузырями и 2 синими цветками, которые любит есть сурок. Цветы растут в середине лета на гольцах и едва видны над землей, зато корень у них толщиной с палец и такой горький, что, если лизнешь его, то во рту горит. Настойка имеет цвет коньяка. Принимать надо по 1 ст. л. утром натощак и перед сном. Прокопий рассказывает: "От первой ложки мне стало худо. Однако, думал, стал совсем кончать - все нутро кверху поднялось. Потом меня вырвало и немного полегчало. Гной из горла пошел, дух такой, что дышать нечем… После третьей ложки вышло из меня три твердых кусочка, с орех будут и с дыркой по середине. Я чуть было не задохнулся, когда они горлом пошли. А потом пошла чистая кровь, и я шибко есть захотел - медвежатину ел, тарбагана ел. Бутылку все же до конца допил. С тех пор здоровый…" Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 8, 2016 Share Posted January 8, 2016 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 ТУВИНСКИЙ БРАКОНЬЕР КРУПНО ПОСТРАДАЛ ИЗ-ЗА РЕДКОГО СУРКА http://flashsiberia.com/news/tuvinskiy-brakoner-krupno-postradal-iz-za-redkogo-surka Осужден браконьер Алексей Сурат, застреливший монгольского сурка тарбагана, занесенного в Красную книгу, сообщили FlashSiberia в прокуратуре Республики Тыва. «Сурат взял с собой незаконно хранившееся оружие и на автомашине односельчанина марки «УАЗ-452» поехал с ним в местечко Ак-Кара-Суг возле села Дус-Даг заготавливать дрова. По дороге Сурат увидел бежавшего по обочине тарбагана. Заведомо зная, что монгольский сурок является редким животным и занесен в Красную книгу РФ, Сурат достал свое ружье и попросил водителя остановить автомашину. Он выскочил из машины, прицелился и выстрелил. Зверек упал. Тем самым животному миру причинен ущерб на 86 625 руб.», - говорится в сообщении. Приговором Овюрского районного суда браконьеру назначен год ограничения свободы. Кроме того, его ожидает второй суд – о возмещении крупного ущерба. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Оффтоп и всякая чепуха от Peаcemaker'a удалена. Такое чувство, что данный господин не тему обсуждает, а постоянно троллит меня и казахов. Поэтому прошу вас не уходить от русла разговора и не тратить попусту свое время и силы на посты, которые будут стираться. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Самое главное, что во всех тунгусских и монгольских легендах тарбаган (сурок) это прежде всего охотник! То есть подтверждается мое предположение, что вся традиция, связанная с тарбаганом (охота-промысел, мясо в пищу и пр.) присуща исключительно промыслово-охотничьим народам (звероловам охотникам), но никак не кочевым скотоводам, традиции которых издревле основывались и обеспечивались исключительно домашним скотом (охота облавная, с гончими собаками и ловчими птицами ради забавы и развлечения не в счет). Приведенная ранее информация наводит на четкую мысль о восточно-сибирских, промыслово-охотничьих, тунгусских корнях традиции, связанной с охотой и употреблением в пищу монголами тарбагана. Но для себя решил перепроверить еще одно вероятное направление заимствования или влияния - Тибет, потому что многое в традициях монголоязычных народов связано корнями именно с приходом с Тибета ламства и течения гелугпы. Однако тибетский вариант вроде как отметается даже по приведенным двум фотофактам, судя по которым нравы в отношении тарбагана у монголов и тибетцев прямо противоположные: На фото молодой тибетский монах: Притча к фото - молодой тибетский монах, который был прежде охотником, как-то поймал сурка и убил его. Отвлекся, повернулся - а сурка нет... Пройдя по следу он нашел нору сурка и раскопав, увидел уже мертвую самку к соскам которой прижались совсем маленькие сурки. В тот же день он постригся в монахи. А это тибетская женщина кормит сурков: Сурки на Тибете совершенно не боятся людей. Причина - отсутствие охоты на них и интереса к ним как к мясу или жиру: Link to comment Share on other sites More sharing options...
Туран Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 § 88. Так выступивши, Темучжин добрался до тех мест, где они скрывались в устроенных заграждениях. Следом, по примятой траве, пошел дальше вверх по течению реки Онона. След привел к речке Кимурха, впадающей в Онон с запада. Идя далее тем же следом, он нашел своих в урочище Хорчухуй-болдак, у Кимурхинского мыса Бедер. § 89. Соединившись там, они тронулись дальше и расположились кочевьем в Хара-чжируханском Коконуре, у речки Сангур, в глубине урочища Гуледьгу, по южному склону Бурхан-халдуна. Там промышляли ловлей тарбаганов и горной крысы-кучугур, чем и кормились. § 90. Однажды явились грабители и, на глазах у всех, угнали восемь соловых меринов, находившихся недалеко от юрты. И видели, да ничего не могли поделать: на куцом бегунце савраске Бельгутай уехал на охоту за тарбаганами. После заката солнца приходит Бельгутай, шажком ведя за собой куцего бегунца савраску, с навьюченными на нем тарбаганами. Ерунда, у Карпини, Рубрука и других средневковых очевидцев про тарбаганов, емнип, нет ни слова. Рубрук и Карпини писали про всяких фараоновых крыс, людей с песьими головами, людоедов и прочую чепуху. Может быть вы станете доказывать что такие тоже существовали? И чуть не забыл, почему же тогда само название сурка у вас "тарвага" это тюркское "тарбақаң"? Если поедание сурка это древняя и устойчивая традиция, то почему не использовано собственное название? Справедливости ради надо отметить, что приведенные Peacemaker-ром цитаты из ССМ АксКерБорж воспринял за цитаты из Рубрука и Карпини или АКБ не воспринимает ССМ как серьезный источник в "тарбаганьем вопросе" Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Справедливости ради надо отметить, что приведенные Peacemaker-ром цитаты из ССМ АксКерБорж воспринял за цитаты из Рубрука и Карпини или АКБ не воспринимает ССМ как серьезный источник в "тарбаганьем вопросе" Ув. Туран, я ничего не путал. Лично я убежден, что русский перевод Мэн-да Бэй-лу, получившее в СССР название "ССМ" и "ТИМ", максимально монголизирована путем искажений топонимов и терминов, максимально приближая ее содержание и описываемые события к территории современной Монголии и к современным халхасцам. Ожнако все проанализированные мной источники прямо притиворечат этому. Это было мое краткое отступление как ответ на ваш вопрос, ув. Туран. Приведенный отрывок фейковый, по крайней мере его перевод, я уже обосновывал в одной из тем, что ни о каких тарбаганах в оригинале рукописи нет ни слова, это натяжка переводчика! У "тарбаганьего вопроса", лично мое убеждение, ноги растут оттуда же, от допущенных искажений терминов и пристрастного перевода из-за прямой ассоциации средневековых татар с современными халхасцами. Мол если эта традиция есть у халхасцев, то обязательно должна была быть и у татар. Все источники дружно и прямо утверждают, что татары Чингизхана были кочевыми скотоводами и их пищевой рацион состоял сугубо из мяса и молочных продуктов скотоводства. Всякие фантастические описания про людоедство, собакоедство, крысоедство чушь собачья. Я приводил достаточно источников, сейчас же ограничусь одним и очень авторитетным: Ибн аль-Асир "Ал-Камил Фи-Т-Тарих". Гл. "О выступлении татар в страну мусульман": "[Татары] не нуждаются в провианте и подкреплении, так как они ведут с собой мелкий и крупный скот, лошадей и других вьючных животных, мясом которых они только и питаются." Иногда устраиваемые татарами охота (облавная, с гончими собаками и с ловчими птицами) была только развлечением, а не промыслом по добыче мяса. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Важные господа имеют на юге поместья, из которых на зиму им доставляется просо и мука. Бедные добывают себе это в обмен на баранов и кожи. Рабы наполняют свой желудок даже грязной водой и этим довольствуются. Ловят они также и мышей, многие породы которых находятся там в изобилии. Мышей с длинными хвостами они не едят, а отдают своим птицам. Они истребляют соней (glires) и всякую породу мышей с коротким хвостом. Там водится также много сурков, именуемых там согур; они собираются зимою в одну яму зараз в числе 20 или 30 и спят шесть месяцев; их ловят Татары в большом количестве. § 88. Так выступивши, Темучжин добрался до тех мест, где они скрывались в устроенных заграждениях. Следом, по примятой траве, пошел дальше вверх по течению реки Онона. След привел к речке Кимурха, впадающей в Онон с запада. Идя далее тем же следом, он нашел своих в урочище Хорчухуй-болдак, у Кимурхинского мыса Бедер. § 89. Соединившись там, они тронулись дальше и расположились кочевьем в Хара-чжируханском Коконуре, у речки Сангур, в глубине урочища Гуледьгу, по южному склону Бурхан-халдуна. Там промышляли ловлей тарбаганов и горной крысы-кучугур, чем и кормились. § 90. Однажды явились грабители и, на глазах у всех, угнали восемь соловых меринов, находившихся недалеко от юрты. И видели, да ничего не могли поделать: на куцом бегунце савраске Бельгутай уехал на охоту за тарбаганами. После заката солнца приходит Бельгутай, шажком ведя за собой куцего бегунца савраску, с навьюченными на нем тарбаганами. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 река Цэнхэр Хар зүрхний Хөх нуур Link to comment Share on other sites More sharing options...
Туран Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Справедливости ради надо отметить, что приведенные Peacemaker-ром цитаты из ССМ АксКерБорж воспринял за цитаты из Рубрука и Карпини или АКБ не воспринимает ССМ как серьезный источник в "тарбаганьем вопросе" Ув. Туран, я ничего не путал. Лично я убежден, что русский перевод Мэн-да Бэй-лу, получившее в СССР название "ССМ" и "ТИМ", максимально монголизирована путем искажений топонимов и терминов, максимально приближая ее содержание и описываемые события к территории современной Монголии и к современным халхасцам. Ожнако все проанализированные мной источники прямо притиворечат этому. Это было мое краткое отступление как ответ на ваш вопрос, ув. Туран. Приведенный отрывок фейковый, по крайней мере его перевод, я уже обосновывал в одной из тем, что ни о каких тарбаганах в оригинале рукописи нет ни слова, это натяжка переводчика! У "тарбаганьего вопроса", лично мое убеждение, ноги растут оттуда же, от допущенных искажений терминов и пристрастного перевода из-за прямой ассоциации средневековых татар с современными халхасцами. Мол если эта традиция есть у халхасцев, то обязательно должна была быть и у татар. Все источники дружно и прямо утверждают, что татары Чингизхана были кочевыми скотоводами и их пищевой рацион состоял сугубо из мяса и молочных продуктов скотоводства. Всякие фантастические описания про людоедство, собакоедство, крысоедство чушь собачья. Я приводил достаточно источников, сейчас же ограничусь одним и очень авторитетным: Ибн аль-Асир "Ал-Камил Фи-Т-Тарих". Гл. "О выступлении татар в страну мусульман": "[Татары] не нуждаются в провианте и подкреплении, так как они ведут с собой мелкий и крупный скот, лошадей и других вьючных животных, мясом которых они только и питаются." Иногда устраиваемые татарами охота (облавная, с гончими собаками и с ловчими птицами) была только развлечением, а не промыслом по добыче мяса. Как и в любом деле, важно выяснить мотив. То, что скотоводы-мясоеды не ели тарбаганов только из-за того, что было много другого мяса, не правдоподобно. Что, мясо было не вкусное? Вроде нет, сам пару раз ел сурков, приготовленных методом закидывания горячих камней во внутрь, было вкусно (угощали монголы во время экспедиций). Из-за "вкусности" их едят даже несмотря на угрозу заражения чумой и штрафа (тарбаган - краснокнижник в Туве, см. выше сообщение Писмейкера). Возможно, мотив - табу на тарбагана в доисламский период, усугубленное в исламское время запретом на поедание грызунов. То, что нельзя есть свиней, более или менее понятно - они жрут всё, поэтому их мясо "нечистое". Менее понятно, почему нельзя есть тарбагана, питающегося экологически чистыми продуктами. Может быть из-за того, что они являются разносчиками болезней? В любом случае факт налицо - ислам запрещает есть тарбагана. Причиной запрета на охоту и поедание тарбагана в доисламское время может являться то, что он являлся тотемным, боготворяемым животным у какого-то племени или группы племен. Где-то читал, что вроде бы у найманов было такое племя или род, вождя которого звали Кучуген (? точно не помню). У тувинцев есть племя Кужугет (отец С.К. Шойгу из этого племени), про которое Б.И. Татаринцев (автор этимологич.словаря тув.яз), емнип, писал, что образование этого этнонима предположительно обязано кужугену(вид грызунов)-тотему. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Хара-чжируханском Коконуре, у речкиСангур, в глубине урочища Гуледьгу, по южному склону Бурхан-халдуна. Там промышляли ловлей тарбаганов и горной крысы-кучугур, чем и кормились. Причиной запрета на охоту и поедание тарбагана в доисламское время может являться то, что он являлся тотемным, боготворяемым животным у какого-то племени или группы племен. Где-то читал, что вроде бы у найманов было такое племя или род, вождя которого звали Кучуген (? точно не помню). У тувинцев есть племя Кужугет (отец С.К. Шойгу из этого племени), про которое Б.И. Татаринцев (автор этимологич.словаря тув.яз), емнип, писал, что образование этого этнонима предположительно обязано кужугену(вид грызунов)-тотему Кучугудский Буюрук хан? Я помню как казах Найман-Бура писал,что у казахских найман тотем-кабан. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Вроде нет, сам пару раз ел сурков, приготовленных методом закидывания горячих камней во внутрь, было вкусно (угощали монголы во время экспедиций). Из-за "вкусности" их едят даже несмотря на угрозу заражения чумой и штрафа (тарбаган - краснокнижник в Туве, см. выше сообщение Писмейкера). Ув. Туран, если честно, то я и не ожидал от вас другого ответа и это логично. Это все равно что мне отрицательно отзываться о баранине перед казахами и кыргызами. Уверен, что монголы, тунгусы и тувинцы не изменят этой традиции в любом споре. Другими словами, вы заинтересованная сторона. То, что скотоводы-мясоеды не ели тарбаганов только из-за того, что было много другого мяса, не правдоподобно. Правдоподобно, об этом прямо свидетельствуют письменные источники и вся история кочевых скотоводов. Не то чтоб грызунов, даже охота на более благородную дичь у них считалась лишь способом развлечения, а не добывания пищи. Возможно, мотив - табу на тарбагана в доисламский период, усугубленное в исламское время запретом на поедание грызунов. То, что нельзя есть свиней, более или менее понятно - они жрут всё, поэтому их мясо "нечистое". Менее понятно, почему нельзя есть тарбагана, питающегося экологически чистыми продуктами. Может быть из-за того, что они являются разносчиками болезней? В любом случае факт налицо - ислам запрещает есть тарбагана. Ислам здесь не причем абсолютно, точно также как не причем христианство, буддизм или иудаизм с шаманизмом. Потому что эта традиция отсутствует у всех народов. Она присутствует исключительно у ряда тунгусоязычных народов, у ряда монголоязычных народов и как недавнее влияние со стороны - у тюрков тувинцев. Причиной запрета на охоту и поедание тарбагана в доисламское время может являться то, что он являлся тотемным, боготворяемым животным у какого-то племени или группы племен. Не подходит. Я приводил выше легенды, судя по которым именно у тунгусов, монголов и тувинцев сурок выступает почитаемым предком, человеком охотником. Но в то же время именно эти народы и уплетают своего легендарного предка за обе щеки. Где-то читал, что вроде бы у найманов было такое племя или род, вождя которого звали Кучуген (? точно не помню). У тувинцев есть племя Кужугет (отец С.К. Шойгу из этого племени), про которое Б.И. Татаринцев (автор этимологич.словаря тув.яз), емнип, писал, что образование этого этнонима предположительно обязано кужугену(вид грызунов)-тотему. Что за грызун "кучуген" и разве есть найманы-кучугены? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Кужугет- Кужтуг-сильный, кужуген – полевая мышь . Кужу ке(т)дергей – очень сильный сокр. Кужук(г)ет. Кучулуг, Кучутуг – сильный и великий государь, Чингисиада «Сокровенное сказание монголов» 2009 г. Рашид –ад-дин. Сборник летописей г. Улан-Удэ. стр. 182 Богатырский эпос «О Буга тур Шойгу» – это моя лабораторная работа по реконструкцию всего того, что я сам смог понять и уяснить для себя. Для меня важно было сохранить эпические традиции преемственности, правдивости и историчности. Основой эпоса стали тувинские героические эпосы, исторические легенды, сказки и тэнгрианская философия древних тюрков и монголов. Профессор Абаев Н. В. провел исторические изыскания о возникновении племени Кужугет от найманского племени Таян-Хаана (китайск. вариант), Он-Хаан (тюрк. вариант), и его сына Кучутуга (Кучулук-хаан), одного из самых образованных, сильных ханов, который принял христианскую веру. Его образ удачно вошел в героический эпос, об этом будет сказано отдельно. http://o001oo.ru/index.php?showtopic=70499 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Я помню как казах Найман-Бура писал,что у казахских найман тотем-кабан. Ничего смешного здесь нет, "кабан" это и есть тюркское/казахское слово, обозначающее свирепого самца (вепря) дикой свиньи (донгыз). Казахи действительно его почитали за его ярость и силу, поэтому он является распространенным мужским личным именем. Достаточно назвать Кабанбай батыра времен казахо-джунгарских войн. Не надо его путать с домашней свиньей (шошка), отношение к которой известно и здесь даже ислам не причем, шошка имела у тюрков отрицательный образ и до ислама. Почитались нашими предками не только кабан, но и другие сильные животные - волк, бык (бука), самец верблюда (бура), кошкар, лошадь (джылкы), олень (бугы), марал, орёл (буркут), сокол и т.д. Соответственно, ими называли сыновей. Кстати в халхаском языке есть заимствование из тюркского - "хаван". Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Peacemaker, весь ваш оффтоп будет вычищен, потом не жалуйтесь. Какое отношение к тарбаганам имеет министр обороны Российской Федерации? Соблюдайте тему! Link to comment Share on other sites More sharing options...
Туран Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Peacemaker, весь ваш оффтоп будет вычищен, потом не жалуйтесь. Какое отношение к тарбаганам имеет министр обороны Российской Федерации? Соблюдайте тему! почему оффтоп), у него есть ссылки на РАД-а и проф. Абаева про "кужуген - кужугет", а кужуген - тоже полевой грызун, также как и тарбаган, только поменьше. Кужугет- Кужтуг-сильный, кужуген – полевая мышь . Кужу ке(т)дергей – очень сильный сокр. Кужук(г)ет. Кучулуг, Кучутуг – сильный и великий государь, Чингисиада «Сокровенное сказание монголов» 2009 г. Рашид –ад-дин. Сборник летописей г. Улан-Удэ. стр. 182 Профессор Абаев Н. В. провел исторические изыскания о возникновении племени Кужугет от найманского племени Таян-Хаана (китайск. вариант), Он-Хаан (тюрк. вариант), и его сына Кучутуга (Кучулук-хаан), одного из самых образованных, сильных ханов, помню, как-то раз один шаман сказал, что в древнее время (наверное, в пещерные времена), предки кужугетов жили в земляных норах... Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 почему оффтоп), у него есть ссылки на РАД-а и проф. Абаева про "кужуген - кужугет", а кужуген - тоже полевой грызун, также как и тарбаган, только поменьше. Кужугет- Кужтуг-сильный, кужуген – полевая мышь . Кужу ке(т)дергей – очень сильный сокр. Кужук(г)ет. Кучулуг, Кучутуг – сильный и великий государь, Чингисиада «Сокровенное сказание монголов» 2009 г. Рашид –ад-дин. Сборник летописей г. Улан-Удэ. стр. 182 помню, как-то раз один шаман сказал, что в древнее время (наверное, в пещерные времена), предки кужугетов жили в земляных норах... Конечно оффтоп. Потому что по-тувинский сурок - это тарбаган. http://translate.academic.ru/%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD/tv/ru/1 И какое отношение полевая мышь имеет к суркам? Я что-то вас никак не пойму, Туран, куда вы клоните? Начинали бы сразу с сусликов, их хоть едят. Профессор Абаев Н. В. провел исторические изыскания о возникновении племени Кужугет от найманского племени Таян-Хаана (китайск. вариант), Он-Хаан (тюрк. вариант), и его сына Кучутуга (Кучулук-хаан), одного из самых образованных, сильных ханов, Не знаю что писал Абаев, но найманский хан носил имя-титул КуШлук, что по-тюркски означает "сильный", а не Кучутуга, и даже не КуЧлгук. Зачем сюда тащить фольк про найманов с этого форума, от какого-то Тигрыча? http://o001oo.ru/index.php?showtopic=70499 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Туран Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Можно сказать, что клоню к тому, что и полевые мыши, и суслики, и тарбаганы живут в земляных норах. На заре истории нынешней цивилизации люди, возможно, тоже жили в земляных норах. У этих людей "норные" грызуны могли стать тотемами. Один из этих грызунов - күжүген - стал тотетом у племени Күжүгет. Соответственно, нельзя было убивать кужугенов. Автоматически запрет распространялся на другие родственные виды грызунов, например, тарбаганов. А Кушлук или другие фонетические варианты этого антропонима упоминается в связи с тем, что другие форумчане могут знать что-то о нем и, надеюсь, могут сообщить что-то, имеющее отношение к этой теме. Короче, был ли у народа, возглавляемого Кушлуком и т.п., тотем-грызун? То, что Кушлуг/Күчүлүг означает "могучий, сильный", не может отрицать почитания им тотема-кужугена Link to comment Share on other sites More sharing options...
povodok Posted January 9, 2016 Share Posted January 9, 2016 Вспомнила, как несколько лет назад одна журналистка, из соседней деревни, яро ругала своих соплеменников, что едят сусликов. Бедная девочка даже не знала, что тарбаган это сурок, а не суслик. К тому же в той газете было описано, как правительственные «чины» поев тарбаганину, запивали её кумысом. Ужас! Если б такое случилось, то заворот кишок им был бы обеспечен. Надеюсь, что угощавший их чабан знал, что тарбаганье мясо надо есть охлажденным и запивать обязательно горячим чаем. Лучше всего зелёным и с молоком. Иногда муж варит буузы из тарбаганьего мяса, тоже вкусно получается. Но это редкость, так как любой гость, заехавший на отару, первым делом спрашивает: - Есть тарбаган?? С апреля и до октября кормит нас степь этим вкусным и полезным мясом: тарбаганий нутряной жир топят и принимают при туберкулёзе и других болезнях лёгких, делают натирания от ревматизма. http://asiarussia.ru/blogs/2870/ Link to comment Share on other sites More sharing options...
povodok Posted January 10, 2016 Share Posted January 10, 2016 Экономика гуннского общества, по опи- санию Сыма Цяня, была весьма примитив- на: «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существо- вание, а в тревожные годы каждый обучает- ся военному делу для совершения нападе- ний. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 10, 2016 Share Posted January 10, 2016 Мөндөл Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 20, 2016 Share Posted January 20, 2016 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted January 20, 2016 Share Posted January 20, 2016 В словаре Владимира Даля о сурке немного сказано. Особо обращал классик внимание почему-то на кулинарную, так сказать, составляющую. Утверждая, что "сурочина - это сурочье мясо, весьма плохое, которое едят по нужде только киргизские (так тогда назывались все степные народности. - Прим. автора) сурочники, то есть нищие". И был в корне не прав. Что могу засвидетельствовать собственным опытом: мясо сурка исключительно прелестного вкуса! Если, конечно, знать, как готовить. Видимо, Далю не довелось сей секрет выведать. А мне довелось... Больше того, местные киргизы (казахи и т. п.) из поколения в поколение передают напутствие: хотя бы раз в году надо съесть одного сурка, тогда на весь год здоровье обретешь... А секрет в том, что сурок питается исключительно травами (хотя, бывает, и насекомыми не брезгует, но это крайне редко), причем в его рационе - около ста видов лекарственных растений. Самое же главное - правильно его разделать: есть у сурка потовые железы, и если их не убрать, за приготовление блюда лучше не приниматься. Выйдет жуткая горечь. И еще секрет заключается в варке. Впрочем, подробно рассказывать не буду. Местные аксакалы, поведавшие мне эти секреты (в том числе и легенду, приведенную в начале статьи), просили публично их не распространять. А то много потом "кулинаров" всяких сыщется! http://orenburg.bezformata.ru/listnews/ten-surka/1911821/ Link to comment Share on other sites More sharing options...