Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Каракорум

Рекомендуемые сообщения

6 часов назад, Ашина Шэни сказал:

«Бату выехал из своей орды в стране Булгар и Саксин, чтобы достичь двора Гуюк-хана, и прибыл в Ала-Камак, что в неделе пути от города Кайалыг, где узнал он о смерти хана Гуюка. Он остановился там и отправил гонцов к его родичам на каждой стороне, чтобы огласить свое прибытие: он пригласил их представиться [ему]. Мэнгу-хан выехал из региона Кара-Корума».

«Каждый, что был на этом собрании, признал [Мэнгу-хана] сувереном, и договорились они держать великий курултай в Онанкелурене в новом году. И с этим намерением каждый вернулся в свою собственную ставку».

 

Привожу вам Джувайни в русском переводе (изд., Т. 1. С. 215-218; пер., Т. 1. С. 260-263; Т. 2. С. 557):

 

"... когда наступил новый год, великий хан Гуюк заявил о своем желании отправиться в свой родовой удел на Эмиле, где климат будто бы был более благоприятен для его сла­бого здоровья."

 

Давайте разбираться в деталях! (я их выделил жирным шрифтом)

 

1) Очень часто в источниках при описании юртов Чингизхана, Угетая, Толе, Куюка, Монке используются с одинаковым смыслом выражения:

"родовой юрт", "родовой удел", "коренной юрт", "родной юрт", "старинный юрт", "свои орды", "улуг юрт".

 

Согласно источникам, например:

 

"Возвращаясь после завоевания областей тазиков, Чингиз-хан в году бичин, который является годом обезьяны, соответствующим 621 г. х., перезимовал и провел лето в пути. Когда он дошел до пределов своих орд, к нему вышли навстречу Ку-билай-каан, которому было 11 лет, и Хулагу-хан, которому было 9 лет. Случайно в это время Кубилай-каан подбил зайца, а Хулагу-хан дикую козу в местности Айман-хой, на границе страны найманов, близ Имил-Кучина по ту сторону реки Хилэ, поблизости от области уйгуров"

 

"После того Хатым Века и Правитель Мира (Угетай)  утвердился на троне царства и, успокоив свои мысли относительно похода в земли Китаев, торжественно направился в орду своего отца, собственную резиденцию, которая находилась неподалеку от Эмиля, он отдал своему сыну Гуюку"

 

"Рассказ о положении Тулуй-хана после смерти отца (Чингизхана); о том, как он водворился и утвердился в коренном юрте и престольном городе отца (Угетая), которые принадлежали ему по праву" или "После того как его гроб (Чингизхана) поставили в ставку и в точности исполнили обряды оплакивания, другие братья и царевичи [все] уехали каждый в свой юрт, а Тулуй-хан водворился в коренном юрте, который состоял из престольного города и великих станов Чингиз-хана, и воссел всевластный [на царский престол]!

 

"Гуюк-каан страдал неизлечимой болезнью, то под предлогом того, что "вода-де и воздух старинного юрта, который дал мне отец (Угетай), для меня полезнее", со всем войском направился в пределы Эмиль-Куджина" или" Гуюк заявил о своем желании отправиться в свой родовой удел на Эмиле"

 

Понятно, что речь идет об общем родовом юрте у Чингизхана, Угедея, Тули, Гуюка и Монке. 

 

Так что же такое "родовой юрт"? Это наследственный, переходящий в роду из поколения в поколение удел!

А что такое "коренной юрт"? Это исконный, основной, постоянный удел!

 

Таким образом, очевидно и ясно, что переходивший из поколения в поколение родовой юрт Чингизхана находился на Эмиле!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"Однако встреча двух враждую­щих Чингизидов на поле боя не состоялась: через несколь­ко переходов, еще в пределах самой Монголии, Гуюк-хан умер. Это известие застало Бату в Алакамаке, в семи днях пути от города Каялыка. Когда после исполнения обрядов оплакивания останки Гуюк-хана были преданы земле, Бату созвал к себе, в Алакамак, царевичей для совеща­ния о престолонаследии."

 

2) 

Из текста очевидно и ясно, что Бату присутствовал при оплакивании тела Гуюк-хана и его предании земле. 

Таким образом, можно судить, что Ала-Камак находился недалеко от места захоронения Гуюка, которое нам с точностью известно по указаниям Рашид ад-Дина, Марко Поло и Юань ши - это горное ущелье !Ци-нянь-гу" (Чингиль?) в верховьях Иртыша.

 

После чего, как описывает Джувейни, Бату провел в Ала-Камаке великий курултай по избранию нового хана Монке.

 

Могу лишь предположить, что если от Каялыка Ала-Камак находился в 7 днях пути (ок. 350 - 400 км.), то от Ала-Камака до места захоронения Куюка в родовом (см: объяснение термина выше в п.1) кладбище "Корук" было примено тоже порядка 7 дней пути или 350 - 400 км. на местности.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.11.2017 в 10:22, АксКерБорж сказал:

Вы кажется совсем недавно пытались что-то утверждать о низких Алтайских горах в районе коренного юрта Чингизхана в верховьях Иртыша и об отсутствии на нем ледников и снега?

вопрос исчерпан B) Монг. Алтай высотой до 3000...4000 м, высшая точка - 4362 м. ледники вам метров не добавят. да и не спорил я по ним: меня лишь озадачило что вы по наличию ледников на хребте дали им 5 км высотой. причем на этой же карте весь Хангай в ледниках

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.11.2017 в 10:35, АксКерБорж сказал:

1. Ув. RedTriangle и Кэлишибай (это я по-китайски с легкой руки синолога Ашины ;)), вы будете сейчас приятно удивлены, что никакой Халхи и Забайкалья, куда вы так упорно хотите загнать наших с вами предков, на родине Чингизхана и естественно его сыновей и внуков, не было!!!

Рашид-ад-дин:

"... Угедей-каан имел семь сыновей... Первый сын - Гуюк-хан. Его юрт был в земле Кумак в местности, называемой Бери-Манграк, Имиль и Уршаур."

2. О том, что коренной (родной) юрт здесь же на Имиле, Кобуке и Иртыше был у (перечисляю на вскидку) - Чингизхана, Джучи, Угетая, Толе, Монке, Бату - ссылки на источники я приводил неоднократно (правда они на вас не действуют, наверно для вас нужен яд посильнее ).

1. Кумак стал Кобуком. а вас Он-Оркун, Онон и Карулан не устраивают. гол вам подавай. а если по теме: улус Угэдэя и Гуюк и вправду был в Джунгарии. тут по-моему никто и не спорит но вы все равно об этом постоянно пишите. видимо это ваш самый мощный аргумент - через Гуюка сделать и ЧХ алтайцем

2. если аргументы и цитаты и вправду стоящие вы их должны были уже сто раз показать а не постоянно ссылаться на др. темы где они "приводились неоднократно" или писать про яд и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.11.2017 в 10:45, АксКерБорж сказал:

Ата-Малик Джувайни:

"... их исконные земли между государством китаев и страной уйгуров"

При написании летописи государства Ляо, к которому вы с Кылышбаем (а позавчера к вам примкнул еще и RedTriangle) любите все и вся натягивать на на дальневосточный глобус, не существовало уже как минимум 150 лет!

Но зато столько же 150 лет уже существовало прекрасно известное Джувейни и его информатору соседнее государство каракитайского гурхана, т.е. государство китаев!

Кстати RedTriangle вступительные членские взносы уплатил за вхождение в вашу группу тёзковедов, маньчжуроведов и кыпчаковедов? 

приму ваш аргумент только после того как вы приведете цитаты из РАДа и Джувейни где они собственно Китай (Цзинь) называют иначе чем Хитай. Китай предпочтительнее чем каракытаи только потому что там описан Алтан-хан и у РАДа к ним нет приставки "кара"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.11.2017 в 11:11, АксКерБорж сказал:

... После этого мы въехали на ту равнину, на которой был двор Кен-хана (Гуюка). Эта земля прежде принадлежала найманам, которые были собственно подданными пресвитера Иоанна."

ну тут автор ясно дает понять, что это земля найманов, а не монголов. а найманы бесспорно были на Монгольском Алтае и западу от нее. также и улус отца Гуюка - Угэдэя был в Джунгарии. с этим тоже никто не спорит

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.12.2017 в 17:13, АксКерБорж сказал:

Наверно поэтому у наших почти 3-миллионных найманов есть род Толегетай, кочевавший, а ныне проживающий в районе того же Эмиля!

Род называется Толегетай, что есть составное из имен двух сыновей Чингизхана, юрты которых находились согласно источникам по соседству в той области:

Толе + Угетай = Толегетай (думаю они были подвластным родом).

че то откровенный фолько по созвучиям по-ходу пошел. найманы в честь разгрома, учиненного им монголами, должны были назвать подрод? и как переводятся с тюркского имена Угетай и Толе?

В 07.12.2017 в 12:33, АксКерБорж сказал:

Хорошо, имеете право так думать. Но для этого вы должны доказать, что Кулан-баши и Ала-камак это не страна татар Чингизхана.

вам же привели примечания с предполагамым размещением Кулан-баши? у вас есть что то лучше и убедительнее?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.12.2017 в 17:13, АксКерБорж сказал:

Если вы решительно оспариваете интересную и небезосновательную версию Zake о восточных амуро-шивэйских корнях бурятов, халхасцев, калмыкой-ойратов и других монголоязычных народов, то наверно вы клоните их происхождение к западу, к тюркам?

то, что монголо-язычные народы произошли скорее от шивэй пока самая вероятная версия и тут Zake открытия не сделал. он спорит по политнониму и этнониму монголов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.12.2017 в 19:34, Zake сказал:

Вся ваша шивейская теория только из-за созвучия мен-гу!  Поэтому пришлось фантазировать, что вчерашние амурские свинопасы за пару столетий стали гегемонами. То, что монголы ЧХ ранее именовались татарами конечно  не будет подходить вашей гипотезе! 

свинопасы в латах из шкур акул. кот. не давали покоя империи Цзинь :D и кот. активизировались как раз в годы жизни прадеда ЧХ Хабула и кот. исчезли в акккурат после казни Амбагая

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, кылышбай сказал:

то, что монголо-язычные народы произошли скорее от шивэй пока самая вероятная версия и тут Zake открытия не сделал. он спорит по политнониму и этнониму монголов

Какое открытие?  Это даже не версия, а чуть ли не аксиома. 

А держится все на созвучии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, кылышбай сказал:

свинопасы в латах из шкур акул. кот. не давали покоя империи Цзинь :D и кот. активизировались как раз в годы жизни прадеда ЧХ Хабула и кот. исчезли в акккурат после казни Амбагая

Есть источники, по которым очевидно что свинопасы в акульих шкурах и татары ЧХ - это совершенно разные народы/государства. То что тёзки тоже пишут в кит. источниках! 

Хабул и Амбагай это  персонажи с сокровенного сказания. С какого года это сказание предположит-но, вы сами знаете!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Zake сказал:

Хабул и Амбагай это  персонажи с сокровенного сказания ...

где нет монголов-2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, кылышбай сказал:

где нет монголов-2

Почему они должны быть? Еке монгол улус и точка! Тот шивее-киданский мир тоже вошел в монгольскую империю!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не могу понять, что такого неординарного говорит Заке ? Разве не о том же написано у Рада, что сначала был общий этноним "татар", затем стал "монгол"?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Zake сказал:

Хабул и Амбагай это все лишь персонажи с сокровенного сказания. 

Ну, не так уж чтоб всего лишь. Этого очень значимые персонажи в монгольской истории, и слава о них жила много позже. Они единственные до Чингисхана носили титул "каган", который равнялся императорскому титулу в Китае еще со времен сяньби:

Цитата

Как говорится в Чжэн-мэн цзи Ли Ляна, "монголы некогда переменили период правления на Тянь-син и [их владетель] назвал себя „родоначальником династии и первым просвещенным августейшим императором". Нынешние татары очень примитивны и дики и почти не имеют никакой системы управления.

Цитата

Существовало еще какое-то монгольское государство. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. При Тан его называли племенем мэн-у. Цзиньцы называли его мэн-у, а также называли его мэн-гу. [Эти] люди не варили пищи. [Могли видеть ночью]. [Они] из шкур акулы (?) делали латы, [которые] могли защитить от шальных стрел. С начала [годов правления] Шао-син (1131-1162) [они] начали мятежи. Главнокомандующий Цзун-би воевал [с ними] в течение ряда лет, [но] в конце концов не смог покарать; только, разделив войска, удерживал важные стратегические пункты и, наоборот, подкупал их щедрыми [подарками]. Их владетель также незаконно назывался „первым августейшим императором-родоначальником".

Кстати, обратите внимание: Хун цитирует Ли Ляна, его о слова о монголах XII в. (мэнгу), а потом говорит: "Нынешние татары очень примитивны и дики и почти не имеют никакой системы управления". Вот и преемственная связь с мэнгу XII в. Вот еще один момент:

Цитата

При первом возникновении [государства] нынешних татар [у них] совсем не было письменных документов.

А до Еке Монгол Улус была только Мэнгу-го.

Теперь к теме. Рашид-ад-Дин о Кабул-хаане:

Цитата

ПОВЕСТВОВАНИЕ

о Кабул-хане, сыне Тумбинэ-хана, а оно в двух частях

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Касательно предисловия, содержащего обстоятельства его жизни, детей [его] и их ветвей

Кабул-хан – третий предок Чингиз-хана, а монголы предка в третьем колене называют [э]линчик 166. От него расплодилось и пошло множество родов [кабилэ] и ответвлений [от них]. Его детей и внуков называют кият. Старший его сын был Укин-Баркак 167. Значение [слова] укин – девушка. Его называли Укин-Баркак, потому что он был до предельной степени прекрасен и чист лицом, так что все смотревшие на него изумлялись и поражались красоте его облика. У него было большое открытое лицо, совершенно круглое, и полный подбородок. Скончался он еще [33] в юности. [Укин] имел сына по имени Кутукту-Юрки 168, а внуком его был Сэчэ-беки 169. Все [принадлежащие к племени] кият-юркин происходят из его потомства. Рассказ о распре их с Чингиз-ханом приводится на своем месте.

Так как племена татар были рабами и подчиненными государя Хитая Алтан-хана и из-за того, что Кабул-хан [некогда] убил его [Алтан-хана] послов, между ними утвердилась вражда, да кроме того, у детей Кабул-хана по причине, о которой упоминается [ниже], случилась с татарскими племенами ссора и произошло сражение, вследствие этого они [татары] постоянно пребывали в засадах и выжидали подходящего случая [для нападения]. Внезапно они нашли удобный момент, схватили Укин-Баркака и отослали [его] к Алтан-хану. Последний приказал прибить его железными гвоздями к «деревянному ослу», и он погиб.

Цитата

Касательно рассказов о Кабул-хане и его детях, о войнах и сражениях, которые они учинили, в той мере, которая известна

[Рассказы] о Кабул-хане

Событий и рассказов, касающихся Кабул-хана, много. У племен монгол [имя] его весьма славно и почитаемо. [Кабул-хан] был государем и предводителем [пишва] своих племен и подчиненных [атба’].

Так как он и все [его] дети были весьма храбры и талантливы, то молва о них дошла до государства Алтан-хана и его эмиров. Так как [Кабул-хан] представлялся Алтан-хану [человеком] великим и достойным уважения, то он пожелал сблизиться с ним и захотел, чтобы между обеими сторонами была проторена широкая дорога единения и дружбы, и отправил послов пригласить его [к себе]. Когда [Кабул-хан] прибыл туда, он оказал ему уважение и почтение. Принесли разнообразные вкусные яства и бесчисленное количество приятных напитков. Так как хитаи являются порождением хитрости и вероломства и тишком коварно нападали на сильных врагов и славились [своими] отравлениями, то Кабул-хан возымел опасение и вообразил, что они [и] ему подсыплют в пищу отраву. Под предлогом облегчения он поминутно выходил наружу, ходя взад и вперед; так как погода стояла жаркая, то якобы для того, чтобы освежиться, он погружался в воду. [Некогда] он [себя] приучил держаться под водой то количество времени, в которое съедают штуку барана. [Теперь], согласно [своей] привычке, он держался под водой и все [то, что съедал], полностью сблевывал, а [затем] снова отправлялся к Алтан-хану и по обыкновению [продолжал] есть много пищи и пить большое количество вина. Хитаи же дивились и говорили: «Всевышний господь создал его счастливым и крепким, ибо он в состоянии не объедаться пищей, не пьянеть от вина и не блевать». Он подошел к Алтан-хану, хлопая в ладоши и приплясывая, схватил его за бороду и оскорбил его. Когда эмиры и телохранители [казиктан] 176 увидели эту дерзость и [неуместное] веселье, то сказали: «Что это за неуважение, оказываемое им нашему государю!» – и накинулись на Кабул-хана. Тот же, так как увидел, что Алтан-хан весел и смеется, искательно подошел к [нему] и сказал: «Я совершил наглый поступок и учинил дерзость! Алтан-хан волен наказать меня или оставить в живых! Я же распоряжаться собою не волен, дело и поступок, которые я сделал, – вот они!». Так как Алтан-хан был государем с выдержкой и разумным, он смекнул, что у Кабул-хана есть племена и подданные и если [только] он прикончит его за этот пустяк, то впоследствии его старшие и младшие родичи 177 по дымутся из ненависти [к нему] для отплаты и мщения [за Кабул-хана] и затянутся [надолго] между ними распря и враждебные отношения. Поэтому он отнес этот [поступок] за счет игривой шутки и дружеской забавы и, подавив гнев, простил [его]. [Затем] он повелел принести из [своей] казны столько золота, драгоценных камней и одежд, что все это сложенное вместе по высоте сравнилось с его ростом, отдал [36] ему все и отправил его назад с наиполнейшим почетом и учтивостью. [После его отъезда] эмиры сказали наедине Алтан-хану: «Не годится ни отпускать его, ни пренебрегать его поступком». [Алтан-хан] тотчас же послал вдогонку за ним посла с тем, чтобы тот вернулся назад. Кабул-хан сказал [послу]: «Беседа и совещание, которые были меж нами и им, [уже] закончены, и мы расстались с [его] соизволения! Что значит это требование?». И он не внял [словам послов] и наговорил грубостей. Послы вернулись назад. Алтан-хан вторично послал за ним посольство. Кабул-хана не было дома. [Его] жены сказали гонцам: «Он отправился привести сыновей и невесток». Послы вернулись назад. В пути они заметили Кабул-хана, быстро едущего с несколькими нукерами. Они его опознали, схватили и увезли. В пути он достиг жилья своего побратима 178 Салджиутая. Когда Салджиутай узнал в чем дело, он |S 108| сказал: «Несомненно тебя бы не потребовали для чего-нибудь хорошего, чего доброго, – они покусятся на твою [жизнь]!». У него был белый, быстрый в беге жеребец 179. Он отдал его ему и сказал: «В нужный момент ударь [коня] плетью и гони, ибо [на нем] они тебя не догонят!».

[Во время езды] послы грубо вдевали его ноги в стремена. Как-то днем он нашел удобный случай и, опустив поводья, погнал коня вскачь и ускакал. Они его не [сумели] настичь, пока он не доехал до дому. Следом за [ним] прискакали посланные. Невестка, взятая им из племени куралас, по имени Мати 180, имела новоприготовленный шатер. Его разбили для послов и их [там] поместили. Затем, так как сыновья [Кабул-хана] отсутствовали, он сказал [своим] невесткам и слугам [хадам]: «Я вас для того взял и держу столько слуг и челяди [хашам] ради того, чтобы в такой момент смертельной опасности все вы были бы со мною единодушны. Мы убьем этих послов, если же вы откажетесь, я вас убью. Когда хитаи нападут на меня, я не останусь в живых, [но] сначала я покончу с вами, ибо говорят, что на миру и смерть красна!». [Тогда] они согласились и напали вместе с ним на послов [Алтан-хана], перебили их, а [сами] благополучно спаслись из этой беды. Спустя некоторое время Кабул-хан заболел и скончался. И все!

ССМ о Кабул-хаане - первом кагане монголов - и его преемниках:

Цитата

§ 48. У Тумбинай-Сечена было два сына: Хабул-хаган и Сим-Сечуле. Сим-Сечулеев сын-Бультегу-Баатур. А у Хабул-хагана было семеро сыновей, а именно: самый старший-Окин-Бархаг, далее Бартан-Баатур, Хутухту-Мунгур, Хутула-хаган, Хулан, Хадаан и самый младший- Тодоен-отчигин.

§ 49. У Окин-Бархага--сын Хутухту-Юрки. У Хутухту-Юрки было два сына: Сече-беки и Тайчу. От них пошло поколение Юркинцев.

§ 50. У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Мангету-Киян. Некун-тайчжи, Есугай-Баатур, Даритай-отчигин. Хутухту-Мангуров сын был Бури-Боко. Это он-то и рассек Бельгутаю плечо на пиру в Ононской Дубраве.

§ 51. Сыновья Хутула-хагана-Чжочи, Гирмау и Алтай. У Хулан-Баатура-сын Еке-Церен. Это он был нойоном Бадая и Кишлика (сделавшихся впоследствии свободными из рабов), дарханами. Ни Хадаан, ни Тодоен потомства не имели.

§ 52. Всеми Монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана, имевшего семерых сыновей, всеми Монголами стал ведать, по слову Хабул-хагана., сын Сенгун-Бильгея, Амбагай-хаган, хотя Хабул-хаган имел собственных семь сыновей.

§ 53. Однажды Амбагай-хаган лично отправился провожать свою дочь, которую он выдавал в замужество к Татарам из племени Айриуд-Буйрууд, что на реке Уршиун между озерами Буюр-наур и Колен-наур. В это-то время Амбагай-хагана и схватили Татары Чжуинского племени и повезли к Алтан-хагану Китадскому. Тогда Амбагай через посланника своего Балагачи, человека из Бесудского рода, велел передать среднему из семи сыновей Хабул-хагана, Хутуле, с тем, чтобы он, в свою очередь. передал следующее Хадаан-тайчжию из всех десятерых сыновей: "Отомстите за меня, который самолично провожал свою дочь, как всенародный каган и государь народа. Мстите и неустанно воздавайте за меня не только до той поры, что с пяти пальцев ногти потеряете, но и пока всех десяти пальцев не станет".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, Samtat сказал:

Я не могу понять, что такого неординарного говорит Заке ? Разве не о том же написано у Рада, что сначала был общий этноним "татар", затем стал "монгол"?

Ув. Зэйк говорит немного об ином, мол, до Чингисхана этноним монгол к монголам отношения не имел, а родное для монголов название - татар. При этом отрицается всякая родственная связь с мэнгу более ранних источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, Samtat сказал:

Я не могу понять, что такого неординарного говорит Заке ? Разве не о том же написано у Рада, что сначала был общий этноним "татар", затем стал "монгол"?

По Рашид-ад-Дину у племени Чингисхана было общее имя монгол, восходящее к одноименному племени-предку. Ув. Зэйк отрицает это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Я считаю, что связывать татар ЧХ с менгу шивеями нет оснований, кроме созвучия. 

Ну ведь эти мэнгу оказались близки вашим торе и хазарейцам, причем погребения их тоже очень схожи с погребениями эпохи Монгольской империи (раннемонгольская культура хойцегорского и саянтуйского этапов, соответственно). 

Т.е. преемственность оказывается генетическая, этнонимическая и археологическая. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

че то откровенный фолько по созвучиям по-ходу пошел. найманы в честь разгрома, учиненного им монголами, должны были назвать подрод? и как переводятся с тюркского имена Угетай и Толе?

Рашид-ад-Дин поясняет:

Цитата

Четвертый [ее] сын – Тулуй, прозвищами [лакаб] которого были Екэ-нойон и Улуг-нойон; Чингиз-хан называл его нукером. Большую часть времени он находился неотлучно при отце и [был] при нем в сражениях. [Слово] тулуй на монгольском языке значит зеркало. Когда Тулуй скончался вплоть до сего времени [слово] зеркало стало запретным [нам-и гурук]. По-тюркски название зеркала «кузгу». В настоящее время, по вышеупомянутой причине, монголы тоже называют зеркало «кузгу»

Proto-Mongolian: *tolui
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: reflecting surface, mirror
Russian meaning: отражающая поверхность, зеркало
Written Mongolian: tolui, toli(n) (L 821)
Middle Mongolian: toli (HY 21), tūli (Lig.VMI), tuluj (MA)
Khalkha: toĺ
Buriat: toli
Kalmuck: tolǝ
Ordos: toli 'metal mirror'
Dagur: toli (Тод. Даг. 168, MD 225: 'a round iron object used by shamans')
Shary-Yoghur: tōlǝ
Monguor: tōlǝ
===========
Вообще, ваши тёлеге-тай определенно точно происходят из местности Телегутю-алсар, т.к. слова "тёлеге-тай" и "телеге-тю" суть одно и то же по значению, где "тай/тэй" и "ту/тю" тождественны друг другу и аналогичны вашему "лыг/лиг":
Цитата

§ 162. Дело в том, что Коксеу-Сабрах пустился преследовать Ван-хана. Он захватил Сангумову семью вместе с народом и юртом их, а также угнал с собою и добрую половину тех Ван-хановых людей и скота, которые находились в падях Телегету. Пользуясь таким их несчастьем, сыновья Меркитского Тохтоа, Хуту и Чилаун, забрав людей, отделились от Ван-хана и пошли вниз по течению Селенги на соединение со своим отцом.

Цитата

§ 177. После замирения Унгиратов Чингис-хан ушел и расположился стойбищем по восточному берегу речки Тунге. Здесь он стал готовить нижеследующие посольские речи для послов своих Архай-Хасара и Сукегай-Чжеуна: "Стою на восточном берегу речки Тунге. Травы здесь. - прекрасные. Кони наши блаженствуют. А хану, отцу моему, говорите так:

Что это ты, хан и отец мой, вздумал пугать нас во гневе своем? Если уж нужно было кого напугать, так что бы тебе не потревожить сладких снов у дурных ребят своих да у дурных невесток? С чего это ты так пугаешь, что под сиденьем скамьи оседают, а кверху идущий дым в стороны разлетается?

Под сиденьем скамейка разселася, 
Кверху дым шел - по ветру развеялся.

Что с тобою, батюшка мой, хан?

Иль мутят тебя лукавые, 
Иль расстроили неправые? 
Иль мутят тебя неистовые, 
Иль науськали завистливые?

Помнишь ли, о чем мы говорили с тобой, хан и отец мой?

Змеи ль зубастые

Нам клеветою шипят, - 
Мы клевете не поверим, 
С другом увидимся, 
Другу мы веру дадим.

Разве не было такого уговора? А ныне, хан и отец мой, разве ты объяснился со мною лицом к лицу, прежде чем разойтись вот так?

Змеи ль клыкастые Злобу внушают нам, - Злобу отбросим мы, Друга послушаем, Другу лишь веру дадим.

Разве не было такого уговора? А теперь разве, хан и отец мой, разве ты переговорил со мною с глазу на глаз прежде, чем расходиться со мною? Хан и отец мой! Тебе ведь известен я:

Как ни мал я числом, 
Многолюдных не стану молить. 
Как я родом ни худ, 
Благородных не буду просить.

["Хоть я и мал числом, а не занимать мне многолюдства. Хоть и низок я родом, а не занимать мне благородства ... "]

Когда у повозки о двух оглоблях сломается одна оглобля, - и волу ее не свезти. Не так ли и я был твоею второю оглоблей? Когда у двухколесной телеги сломается одно колесо, - нельзя на ней ехать. Не так ли и я был у тебя вторым колесом? Начнем с самого начала нашу повесть. После родителя твоего, хана Хурчахус-Буируха, ты, как старший из его сорока сыновей, стал [ханом, и утвердившись на ханстве, ты убил двух своих младших братьев, Тай-Темур-тайчжия и Буха-Темура. Опасаясь за жизнь свою от руки твоей, брат твой Эрхе-Хара бежал и поддался Найманскому Инанча-Билге-хану. Дядя твой Гур-хан ополчился на тебя за твое братоубийство и подошел к твоим пределам. Тогда ты, с сотнею своих людей, искал спасения в бегстве. Ты бросился убегать вниз по Селенге и схоронился в ущелье Хараун-хабчал. Затем, чтобы как-нибудь оттуда выбраться, ты подольстился к Меркитскому Тохтоа, отдав ему свою дочь Хучжаур-учжин. Когда же ты выбрался из Хараун-хабчала, ты явился к родителю моему, Есугай-хану, и говорил ему: "Спаси мой улус из рук дяди моего, Гур-хана". Приняв тебя и выслушав тебя, находившегося в таком бедственном положении, отец мой, Есугай-хан, снарядил войско и выступил во главе двух отрядов под командою Хунана и Бахарчжи, из Тайчиудцев. Я спасу для тебя твой улус! - сказал он. И, действительно, он спас твой улус и возвратил тебе, прогнав Гур-хана, всего с 20 - 30 его людьми, из Гурбан-телесутов, где он тогда находился, в страну Хашин. По возвращении из похода вы побратались с отцом моим, Есугай-ханом, в Тульском Темном Бору. И тогда, хан и отец мой, ты так выразил свои чувства признательности и почтения к отцу моему: да помогут мне Всевышнее Небо и Земля воздать благодеянием за твое благодеяние, воздать сынам твоим и сынам сынов их! Далее, Эрке-хара выпросил у Найманского Инанчи-Билге-хана войско, ополчился против тебя и подступил к твоим пределам. Ты же, спасая свою жизнь, покинул свой улус и бежал в Сартаульскую землю, на реку Чуй, к Хара-Китадскому Гурхану. Не усидев там и одного года, ты поднял вражду с Гурханом и, убежав от него, скитался по Уйгурским и Тангутским землям. В это время ты кормился тем, что до капли отдаивал пять коз да вытачивал из верблюда кровь. И вот ты опять явился к отцу на единственном кривом кауром. Узнав о столь бедственном прибытии твоем, хан и отец, я, ради прежнего братского соглашения твоего с отцом моим Есугай-Баатуром, выслал навстречу тебе Тахая и Сюкегая, а потом и сам вышел к тебе навстречу с Келуренского Бурги-эрги и свиделся с тобой на озере Гусеур-науре. В виду твоего бедственного положения, я произвел сбор с народа и вручил тебе. И разве в то время не состоялся у нас обряд усыновления, в Тульском Темном Бору, по примеру прежнего твоего братания с моим родителем? В ту зиму я включил тебя в свой курень и содержал на свой счет. Минули зима и лето, а осенью мы пошли на Меркитов, на Меркитского Тохтоа-беки. Битва произошла при Муруче-сеуле, у горного кряжа Хадыхлих. Мы прогнали Тохтоа-беки в страну Баргучжинскую и захватили у Меркитов все: и многочисленные табуны и княжеские юрты, и хлебные запасы. И все это я отдал своему отцу хану.

Не давал я тебе голодать 
И до полудня.
Не давал я тебе бедовать. 
И с полмесяца.

Потом мы с тобой загнали за Алтай из Улух-тахского Сохох-Усун загнали Гучугуртай-Буирух-хана. Преследуя его, мы спустились вниз. по реке Урунгу, и у озера Кичил-баши захватили и уничтожили его. На обратном пути, в Байдарик-бельчире, поджидал нас, с войском наготове, Найманский Коксеу-Сабрах. Из-за вечернего времени мы отложили сражение на утро и ночевали в строю. Но ты, мой хан и отец, велел зажечь огни на своей стоянке и тою же ночью тронулся вверх но Хара-сеулу. Поутру, убедившись что на твоей стоянке никого нет и что ты, таким образом, покинул нас, я тоже ушел, промолвив лишь: "Они-то, оказывается, хотели вовлечь нас в беду!" Пройдя затем Эдер-Адтайским Бедьчиром, я расположился лагерем в Саари-кеере. Тебя же Коксеу-Сабрах стал преследовать. Он захватил Сангумову семью и весь его народ, да и у тебя, хан и отец, он полонил добрую половину людей и скота, которые находились в Телегетуйских падях. Забрал и ушел. При этом случае, находившиеся у тебя, с народом их, сыновья Меркитского Тохтоа - Худу и Чилаун - поднялись и ушли от тебя в страну Баргучжинскую на соединение со своим отцом. Тогда ты, отец и государь мой, прислал ко мне такую весть: "Найманский Коксеу-Собрах полонил мой народ. Сын мой, пришли мне на помощь своих четырех витязей-кулюков". Не мысля так, как ты, я тотчас же по твоей просьбе послал к тебе с войском четырех своих витязей-кулюков: Боорчу, Мухали, Борохула и Чилаун-Баатура. Еще до прибытия этих четырех витязей, Сангум завязал было бой в урочище Улан-хуте. Лошадь под ним была ранена в бедро, и его самого уже схватили, когда подоспели эти мои четыре витязя. Они отбили Сангума, отбили его семью и народ и все это вручили тебе. Тут, хан и отец мой, ты стал выражать свою глубокую признательность. Ты говорил: Вот я получаю в дар от сына своего Темучжина свой утраченный народ, который спасли присланные им его четыре витязя. За какую же вину мою прогневался ты на меня теперь, хан и отец мой? Пошли ко мне посла для объяснения твоего неудовольствия. Если пошлешь, то посылай Хулбари-Хури и Идургена. Если нельзя двоих" то посылай последнего".

 Также в Юань-ши:

Цитата

"Прошло несколько месяцев, государь опять пошел карательным походом на Сэчэ[-беки] и Тайчу, преследовал их до теснин Тэлэту (Те-ле-ту 帖烈徒, юан. tʰjɛ’-ljε’-tʰu’) и истребил их".

Цитата

еснины Тэлэту находится к северо-востоку от совр. г. Мандалговь в Монголии (Храпачевский).

Сам этноним я считаю родственным хуннскому "телег(е)". Это отдельная статья моего собственного "Сокровенного сказания о хунну".

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

Насчет генетической преемственности можно что либо говорить когда будет уже достаточная статистика.

Ну а имеющиеся данные тогда как объясните? Почему у якобы никак не связанных по родству с "татарами" XIII в. мэнгу-шивэй (VIII-X в.в.) такие же субклады? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, Ермолаев сказал:

у племени Чингисхана было общее имя монгол

А это по-Вашему кто? Те, которые объединились вокруг Чингизхана или те, в котором он родился-родовое племя его отца ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Ермолаев сказал:

Ну а имеющиеся данные тогда как объясните? Почему у якобы никак не связанных по родству с "татарами" XIII в. мэнгу-шивэй (VIII-X в.в.) такие же субклады? 

1. Возможно потомки тудуней, ен кыргызов и уйгуров. Уже писал об этом. 

2.  Нельзя совсем прямо исключать и дальневосточное (шивейское) происхождение предков части  татар ЧХ. Но неправильно делать это исключительно на созвучии с мен-гу-шивеями!

3. Шивеи в составе сборной армии монголов (татар) ЧХ оставили среди казахов, хазарейцев и т.д. свою у-хр

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Samtat сказал:

А это по -вашему кто? Те, которые объединились вокруг Чингизхана или те, в котором он родился-родовое племя его отца ?

Да, не совсем точный термин выбрал. Этногруппа, которая обхъдинена на основании общности происхождения от племени монгол:

Цитата

УПОМИНАНИЕ О ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕНАХ, ПРОЗВАНИЕМ КОТОРЫХ В ДАВНЕЕ ВРЕМЯ БЫЛО МОНГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ПЛЕМЕН, КАК ТО БУДЕТ ПОДРОБНО ИЗЪЯСНЕНО [НИЖЕ]

Цитата

Примерно за две тысячи лет до настоящего [времени] у того племени, которое в древности называли монгол, случилась распря с другими тюркскими племенами и закончилась сражением и войной. Имеется рассказ, [передаваемый со слов] заслуживающих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение [среди] них, что [в живых] осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь |S 60| горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет». А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились.

Каждая их ветвь стала известной под определенным именем и названием и стала отдельным обаком 769, а под [термином] обак [имеются [154] в виду] те, кои принадлежат к определенным кости и роду.

Об этногруппе настоящих монгол у Рашид-ад-Дина отдельный раздел - http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, Ермолаев сказал:

Ув. Зэйк говорит немного об ином, мол, до Чингисхана этноним монгол к монголам отношения не имел, а родное для монголов название - татар. При этом отрицается всякая родственная связь с мэнгу более ранних источников.

Очень даже может быть, что все монголы Чингизхана не имели прямого отношения к менгу, т.е. первые по этническому составу были гораздо шире этого этнонима.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

1. Возможно потомки тудуней, ен кыргызов и уйгуров. Уже писал об этом. 

И почему они захоронены в могильниках раннемонгольской культуры хойцегорского этапа? Почему захоронение без коней? Разве известны древнетюркские субклады, чтобы делать такое предположение?

Вот по тюркским захоронениям - http://kronk.spb.ru/library/savinov-dg-1984-05.htm

4 минуты назад, Zake сказал:

Нельзя совсем прямо исключать и дальневосточное (шивейское) происхождение предков татар ЧХ. Потому что писал же Хун что это ОСОБЫЙ род шато.  Но неправильно делать это исключительно на созвучии с мен-гу-шивеями!

Если быть точным, то "особый род местности Шато", т.е. откуда-то из задворок Шато, почему Хун и пишет, что ранее о них ничего не было известно, т.е. жили вне ведения Китая. А тюрки-шато не просто были постоянно у китайцев на виду, но даже успели им править (подробнее у ув. Даира).

Там в тексте у термина "ша-то" нет необходимого этнического определителя типа "ши" или ему подобных. Без него слово не является этнонимом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...