Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Каракорум

Рекомендуемые сообщения

54 минуты назад, Дамир сказал:

Прошу считать мою просьбу о закрытии темы необдуманной и ошибочной

 

Смешной Дамир.

Думает закрытие темы докажет всем существование Кара-Корума на Хангае? :D

Мороз крепчает.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Смешной Дамир.

Думает закрытие темы докажет всем существование Кара-Корума на Хангае? :D

Мороз крепчает.

 

Опять оффтоп. Опять переход на личность.

Смешны здесь только вы.

Смешны печально ложью.

Я давно подозревал в какую больницу вы легли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Дамир сказал:

Опять оффтоп. Опять переход на личность.

Смешны здесь только вы.

Смешны печально ложью.

Я давно подозревал в какую больницу вы легли.

 

Админ, прошу принять меры. Или на вашем форуме можно писать что вздумается?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Админ, прошу принять меры. Или на вашем форуме можно писать что вздумается?

 

Опять оффтоп. Пишите жалобы в соответствующем разделе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

01.05.2020 в 17:42, АксКерБорж сказал:

 

Махмуд ал-Кашгари «Диван Лугат ат-Тюрк»:

Утукан — название местности в татарских степях вблизи от Уйгур.

Камланжу — название городка рядом с Икки укуз.

 

В местности Камланчу должен расти сибирский кедр

...В то время две реки Каракорума, одна из которых называлась Туула, а другая- Селенга, сливаясь, протекали вместе по местности, называемой Камланчу 127; и между теми двумя реками близко друг к другу стояли два дерева; одно из них, по форме похожее на сосну (назб), называется кушук 128, и крона его зимой сходна с кроной кипариса, а плоды его по форме и вкусу напоминают кедровые орехи (chilgūza); другое же называется тоз 129 Между двумя деревьями вырос огромный холм, и на него сходил свет 130 с небес; и с каждым днем холм становился все больше. ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 minutes ago, Zake said:

В местности Камланчу должен расти сибирский кедр

...В то время две реки Каракорума, одна из которых называлась Туула, а другая- Селенга, сливаясь, протекали вместе по местности, называемой Камланчу 127; и между теми двумя реками близко друг к другу стояли два дерева; одно из них, по форме похожее на сосну (назб), называется кушук 128, и крона его зимой сходна с кроной кипариса, а плоды его по форме и вкусу напоминают кедровые орехи (chilgūza); другое же называется тоз 129 Между двумя деревьями вырос огромный холм, и на него сходил свет 130 с небес; и с каждым днем холм становился все больше. ...

А что? 

Там и растут сибирский кедр. По монгольски называется "хуш".

Сибирский кедр - "хуш" много растут на горах вокруг столицы Улаанбаатар, и всегда полиция гоняется "браконьерами" - собирателями орехов без разрешения.

Родина кедра сибирского: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Урал, также растет на территории Монголии и Северного Китая (территория Внутренней Монголии).

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, enhd сказал:

А что? 

Там и растут сибирский кедр. По монгольски называется "хуш".

Сибирский кедр - "хуш" много растут на горах вокруг столицы Улаанбаатар, и всегда полиция гоняется "браконьерами" - собирателями орехов без разрешения.

Родина кедра сибирского: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Урал, также растет на территории Монголии и Северного Китая (территория Внутренней Монголии).

 

Ничего.  

В Хархорине кедр растет?

Какова этимология "кушук"? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Под современную Монголию описание средневековой области Калманчу-Камлланджу (Кара-Корума) очевидно не подходит:

 

1) Махмуд Кашгари дает другие географические ориентиры;

2) Реки современной Монголии Туул-гол и Сэлэнгэ-мөрөн не сливаются вместе, как на то указывает летописец;

3) Источник эти спорные по чтению две реки называет реками Кара-Корума, но академическая наука туристический Хархорин помещает не на Селенге и не на Туул, а на Орхоне;

4) Другие очевидцы специально подчеркивали, что все реки средневековой Монголии текли с востока на запад, тогда как все реки современной Монголии текут в обратном направлении с запада на восток. Это одна из важнейших и очевидных нестыковок в принятом отождествлении рек средневековой Монголии (Моголистана-Уйгуристана) с реками современной Монголии!

5) В Хархорине кедр конечно не растет, там даже гор и леса нет. ))

 

Как видим, нестыковок и вопросов возникает очень много.

Вообщем не все так просто как кажется на первый взгляд по комментариям переводчиков летописи (по отождествлению рек при помощи вводных слов - наверняка, разумеется, по видимому...).

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
9 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Под современную Монголию описание средневековой области Калманчу-Камлланджу очевидно не подходит:

1) Махмуд Кашгари дает другие географические ориентиры;

2) Реки современной Монголии Туул-гол и Сэлэнгэ-мөрөн не сливаются вместе, как на то указывает летописец;

3) Источник эти спорные по чтению две реки называет реками Кара-Корума, но академическая наука туристический Хархорин помещает не на Селенге и не на Туул, а на Орхоне;

4) Другие очевидцы специально подчеркивали, что все реки средневековой Монголии текли с востока на запад, тогда как все реки современной Монголии текут в обратном направлении с запада на восток. Это одна из важнейших и очевидных нестыковок в принятом отождествлении рек средневековой Монголии (Моголистана-Уйгуристана) с реками современной Монголии!

5) В Хархорине кедр конечно не растет, там даже гор и леса нет. ))

 

Как видим, нестыковок и вопросов возникает очень много.

Вообщем не все так просто как кажется на первый взгляд по комментариям переводчиков летописи (по отождествлению рек при помощи вводных слов - наверняка, разумеется, по видимому...).

 

Как обычно - какая то параллельная вселенная... Очевидцы пишут, что растет кедр, однако только АКБ - ни разу там не бывавшему - очевидно что не растет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

Другие очевидцы специально подчеркивали, что все реки средневековой Монголии текли с востока на запад, тогда как все реки современной Монголии текут в обратном направлении с запада на восток.

Очевидцы говорят О ДОРОГЕ в Каракорум из Семиречья. Это Вы перевираете очевидцев, утверждая что речь идет о реках Монголии. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

В Хархорине кедр конечно не растет, там даже гор и леса нет. ))

Монголия - это не только Хархорин, фотографии которого видели - обширная как море равнина. На заднем плане фото видны горы, до которых 2 дня пути. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Rust сказал:

Как обычно - какая то параллельная вселенная... Очевидцы пишут, что растет кедр, однако только АКБ - ни разу там не бывавшему - очевидно что не растет. 

 

Джувейни как очевидец писал про местность Камланчу (Камланджу) и Кара-Корум, что в его время там рос кедр.

А вы какую область имеете в виду, что там сейчас растет кедр? Намекаете, что в Хархорине растет кедр???

 

02.12.2020 в 19:13, Zake сказал:

одно из них, по форме похожее на сосну (назб), называется кушук 128, и крона его зимой сходна с кроной кипариса, а плоды его по форме и вкусу напоминают кедровые орехи (chilgūza); другое же называется тоз 129 

 

Вероятно Джувейни говорил о березе.

Древнетюркский словарь:

1.jpg

Казахский словарь:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/тоз/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Джувейни как очевидец писал про местность Камланчу (Камланджу), что в его время там рос кедр.

А вы какую область имеете в виду, что там сейчас растет кедр?

 

 

Вероятно Джувейни говорил о березе.

Древнетюркский словарь:

1.jpg

Казахский словарь:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/тоз/

Как этимологизируете кушук?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Zake сказал:

Как этимологизируете кушук?

 

А какие варианты написания слова в разных рукописях даны под сноской 128?

Ведь наверно "кушук" это только один из вариантов чтения?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

А какие варианты написания слова в разных рукописях даны под сноской 128?

Ведь наверно "кушук" это только один из вариантов чтения?

 

128. Т. е. сибирский кедр. См. прим. 10 к [I].

Т.е. отправляют к  другому эпизоду, где есть обьяснение "кушук":

...До появления Чингисхана у них не было (общего) вождя или правителя. Каждое племя или два племени жили отдельно; они не были едины, и между ними не стихали войны и не прекращалась вражда. Некоторые из них считали воровство и насилие, разврат и безнравственность (fisq va fujūr) занятиями, свидетельствующими о мужественности и превосходстве. Хан китаев взимал с них дань и забирал их товары. Одежда их была сшита из шкур собак и мышей, а питались они мясом этих животных и другой мертвечиной; вместо вина у них было кобылье молоко, а десертом им служили плоды дерева, напоминавшего сосну, которое они называли кушук 10 и рядом с которым в тех краях не было никаких других плодоносящих деревьев; растет оно [даже] кое-где в горах, где по причине чрезвычайного холода нет больше ничего.... 

 

10. QSWQ, которое я считаю идентичным кашгарскому qusuq. Арабский эквивалент — jillauz, который Брокельман (Brockelmann) и Аталэй (Atalay) переводят как «лесной орех». Фактически, как указал мне профессор Хеннинг в письме, датированном 14 декабря 1954 г., это всего лишь арабская форма персидского chilghūza — «кедровый орех», «плод съедобной сосны». Дерево упоминается также в главе VII, стр. 36, где оно описывается как «дерево, по форме похожее на сосну, чья крона зимой сходна с кроной кипариса, а плоды по форме и вкусу напоминают кедровые орехи (chilgūza)». Фактически, как уже предполагалось Марквертом (Marquart, Ǧuwayni’s Bericht über die Bekehrung der Uighuren, 490), это сибирский кедр (Pinus cembra). Согласно Лаудону (Loudon, Arboretum et Fruticetum Britannicum, IV, 2274 et seq.), имеются две разновидности этого дерева: sibirica, «высокое дерево, встречающееся только в бассейне р. Лены», и pygmaeaпокрывающее скалистые горы, которые настолько бесплодны, что ничто другое на них не растет». Д-р В. О. Говарт (W. О. Howarth) с факультета ботаники университета Манчестера, которому я обязан вышеприведенной ссылкой, предположил в письме, датированном 17 февраля 1954 г., что вторая разновидность является формой первой, «ставшей карликовой под влиянием условий, в которых произрастала». А что касается кедровых орехов, то сегодня они являются любимым лакомством русских. Тернер (Turner, Siberia, 89-90) приводит интересное описание широкого потребления этих орехов на Транссибирской железной дороге и утверждает, что их «собирают в северных районах Томской и Мариинской губерний и в гористых местностях в районе Кузнецка, а Томск является главным рынком их сбыта. В удачный сезон собирают от пяти до шести тысяч тонн, оптовая цена орехов — 10-15 шиллингов за центнер. Сбор урожая начинается около 10 августа и продолжается до середины сентября. Шишки срывают, залезая на дерево, или стряхивают, в отдаленных местах алчные сборщики безжалостно срубают огромные вековые деревья. В сезон одна семья может собрать до 10 центнеров орехов в день». 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

128

Т.е. отправляют к  другому эпизоду, где есть обьяснение "кушук":

10. QSWQ, которое я считаю идентичным кашгарскому qusuq

 

Вы наверно сами и ответили на свой вопрос. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Выходит, что оба дерева в местности Камланчу - Кара-Корум, назывались по-тюркски:

 

image.jpg

1.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Монголо-советская экспедиция под руководством С. В. Киселева сделала раскоп у восточных стен городища. Его протяженность 3 км. с севера на юг и 2,5 км. с востока на запад. С.В. Киселев пишет: «... город предстал таким, каким его описывал Гильом де Рубрук...» (Древнемонгольские города 1965: 131).

Были раскопаны разные по размерам дома и храмы. Большинство находок относится к XIII в. ко времени существования города. К нижним слоям, датируемым серединой XIII в., относятся остатки наиболее фундаментальных зданий. Если в верхних слоях городища преобладает сырцовый кирпич, то в нижних господствует хорошо сформованный и обожженный кирпич. В ремесленной части города в нижних слоях найдены остатки фундаментов больших зданий, разделенных простенками на ряд помещений. Дымовые каналы проходили под полами помещений или под лежанками, отапливая дома (Древнемонгольские города 1965: 135).

Экспедиция произвела раскопки ворот дворца. Для этого в южной части внутренней стены были заложены два раскопа: длиной 36 м. и шириной 17 м. Один раскоп захватывал северо-восточную часть холма, другой - юго- восточную. Оба раскопа доведены до материка, их глубина до 1 м.

В обоих раскопах слои и находки расположены одинаково. С поверхности на глубину шел глинисто-известковый слой с включением большого количества фрагментов черепицы (более 500). В коллекции Эрмитажа их представлено шестнадцать фрагментов (см. раздел «Строительные материалы»). Черепица имела красный, зеленый и синий цвет. С.В. Киселев подчеркивает, что именно красная черепица в китайской традиции использовалась для крыш императорских дворцов и храмов (Древнемонгольские города 1965: 144).

Ниже залегал слой песка (толщиной до 25 см.), в котором находились сильно обгоревшие фрагменты черепицы и кирпичи. Еще ниже на 15 см. залегал прокаленный плотный суглинистый слой. На границе с материком попадались фрагменты керамики с белой глазурью. Были найдены фрагменты столбов. Предположительно, ширина ворот была 15 м. Такой пролет не был сплошным, он состоял, скорее всего, из трех ворот (Древнемонгольские города 1965: 135). Согласно средневековой традиции центральный вход был предназначен для хана и знати, или только для хана и ханши, а боковые входы - для простых людей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

В 1950 г. у южных ворот Каракорума был найден клад железных изделий: лемехи от плуга, втулки с шестью выступами, наконечники для копий, два бронзовых колокола, ободья от бочек, оружие, орудия ремесленников и земледельцев (Наваан 1962).

В 2000-2005 гг. в Каракоруме работала Монгольско-немецкая экспедиция, в состав которой входили специалисты из Монгольского Института археологии и Боннского Университета. Немецкие археологи пришли к выводу, что те остатки строения, которые экспедиция С.В. Киселева приняла за дворец Угэдэя, на самом деле являются буддийским храмом (Gengis... 2009: 146-149). Весьма вероятно для средневековой традиции, что дворец мог располагаться в буддийском храме. Согласно китайской архитектурной традиции храм мог иметь точно такую же планировку, как и дворец. Немецкий археолог Г. Хюттель написал статью, посвященную дворцу Угэдэя (Htittel 2004: 179-208).

В 2001 г. в Каракоруме работала японская экспедиция Ширайши, которая составила свой план города (Shiraishi: 2002).

В 2009 г. в Каракоруме был основан музей, собравший находки разного времени из городища и окрестностей. Сейчас его коллекция насчитывает около 2000 экспонатов.

В 2011 г. монголо-немецкая экспедиция продолжила изучение окрестностей Каракорума. За полевые сезоны 2011-2012 гг. было обследовано около 23 га. (Pohl, Monkhbayar and all 2013: 49-65).

В 2013 г. Осакский международный университет издал сборник, включающий исследования многих специалистов, посвященные письменным памятникам, сохранившимся на камнях, происходящих из Каракорума и окрестных горах. Редакторами этого сборника стали японский и монгольский ученые К. Мацуда и А. Очир (Matsuda, Ocliir 2013).

Для находок из Каракорума не применялись естественнонаучные методы исследования, за исключением фрагментов лака (инв. № МР-3226) и браслета (инв. № МР-3225). В этом отношении находки еще требуют определенного изучения.

Таким образом, исследования средневековой монгольской столицы продолжаются. Они помогают понять городскую культуру монголов, их быт, верования, традиции и занятия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 12/3/2020 at 5:08 AM, Zake said:

Ничего.  

В Хархорине кедр растет?

Какова этимология "кушук"? 

Есть в горах севернее от Хархорина.

"Хуш" - кедр сосновый.

"Хушга (кушук)" - орех,  в современном халха монгольском кроме основного значения "орех" главным обозначает "грецкий орех". 

И ещё "Хушга (кушук)" - testicle у мужчин.:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, enhd сказал:

"Хуш" - кедр сосновый.

"Хушга (кушук)" - орех,  в современном халха монгольском кроме основного значения "орех" главным обозначает "грецкий орех". 

И ещё "Хушга (кушук)" - testicle у мужчин.:D

 

Монгольский словарь:

Орех - самар.

Кедровые орехи - хушийн самар.

Грецкий орех - хушга.

Мускатный орех - задь.

Кокосовый орех - бтд.

Ореховый - самрын, самартай.

Кедр - хуш.

 

2 часа назад, enhd сказал:

Есть в горах севернее от Хархорина.

 

Где конкретно? И чем это можно подтвердить?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.10.2020 в 21:46, Коралас сказал:

Потом столица  уйгуров был большой город, а не какие-то комплексы, которые находят в долине  монгольского Орхона.  Не в том месте копают.  

 

Фото исследователей из Германии.

Городище, названное в середине 20 века "Хархорином", по своим размерам совершенно не тянет на средневековый татарский Кара-Корум, крупнейший и богатый центр Евразийской Империи, описаний которого, в том числе размеров мегаполиса, в источниках предостаточно.  

Eo875GSUwAYgmyN?format=png&name=medium

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...