Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

В 01.01.2023 в 07:05, Харабыл сказал:

Еще тюркское слово күн (солнце, день) тоже тохарского происхождения.

Какие ваши доказательства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 01.01.2023 в 08:22, Харабыл сказал:

Якуты - потомки хунну. Это доказано:

3.2. В 2010 году был сделан четкий вывод, что якутский гаплотип «С3* 15-12-15-Х-13-29-24-10-11-13 совпадает с гаплотипами из захоронений древних хунну (сюнну) в секторе С некрополя Эгийн-Гол (ок. 2 тыс. лет назад). Дополнительным аргументом в пользу наличия генетической связи якутов с древними хуннами является гаплотип из захоронения 84.1 (сектор В некрополя Эгийн-Гол) с характерным для якутов N1c1 значением числа повторов в локусе DYS392 = 16».

Источник: Адамов Д.С. Заметки о гаплогруппах Y-хромосомы якутов. Журнал «The Russian Journal of Genetic Genealogy» (Русскаяверсия), Том 2, № 1, 2010.

https://exo-ykt.ru/articles/gunny-i-yakuty

Как я понял C3*, точнее C2b1a1b1 является основной у кыргызских кыпчаков. Она совпадает с данными из хуннуской части могильника Эгийн-Гол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.01.2023 в 13:04, Rust сказал:

Как я понял C3*, точнее C2b1a1b1 является основной у кыргызских кыпчаков. Она совпадает с данными из хуннуской части могильника Эгийн-Гол.

Хунну везде успели оставить потомков. Но, почему исчезли? Видимо, они потеряли хуннуские корни. Забыли самоназвание своего народа и свой язык. Сейчас некоторые якуты предпочитают называть свой народ уранхаями. Недавно появилось и стало популярным новое название якутской земли - "земля уранхаев". Видимо, скоро останется лишь переименовать республику - "Республика Уранхаев". Еще можно услышать "великие уранхаи", "мы потомки Чингисхана". Но, к счастью не все якуты хотят стать потомками Чингисхана. Все еще много якутов говорят на языке саха и чтят своих простых якутских предков. Значит, есть надежда  - самоназвание саха не забудется, а слово ураанхай не станет новым самоназванием якутов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Харабыл сказал:

Хунну везде успели оставить потомков. Но, почему исчезли? Видимо, они потеряли хуннуские корни. Забыли самоназвание своего народа и свой язык. Сейчас некоторые якуты предпочитают называть свой народ уранхаями. Недавно появилось и стало популярным новое название якутской земли - "земля уранхаев". Видимо, скоро останется лишь переименовать республику - "Республика Уранхаев". Еще можно услышать "великие уранхаи", "мы потомки Чингисхана". Но, к счастью не все якуты хотят стать потомками Чингисхана. Все еще много якутов говорят на языке саха и чтят своих простых якутских предков. Значит, есть надежда  - самоназвание саха не забудется, а слово ураанхай не станет новым самоназванием якутов.

 

Точно. Тут один якут на этом форуме неистово хочет натянуть монгольский глобус на якутов, но не очень получается. Ведь по культуре и образу жизни якуты (саха) сильно отличаются от монголов.

Монголы ведь степные кочевники скотоводы... якуты же другие. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Скриптонит сказал:

Монголы ведь степные кочевники скотоводы... якуты же другие. 

Образ жизни древних якутов резко отличался от образа жизни степных кочевников - монголов и тюрков. Главной задачей якутской семьи была подготовка к зиме: заготовка дров, сена для зимовки скота, заготовка запасов пищи на зиму, ремонт жилища и хлева, охота и собирательство. Те кто не смог подготовиться к зиме, могли зимой умереть от холода и голода. В якутском дворе стояли жилище с хлевом, амбары, ледник, сарайи. Имели подполье для хранения бочонков с кисломолочной пищей - называлась тар. Мясо и рыбу хранили в ледниках. Это имущество требовало охраны. Семьи жившие там где много пастбищ и имевшие сенокосные угодья рядом с домом, жили оседло. А семьи имевшие сенокосные угодья далеко от дома, там строили летник (сайылык) и на лето переселялись туда, но зимой возвращались к зимнему жилищу поближе к людям и купцам. И всю зиму возили на санях заготовленное сено из сенокосного участка. Богачи имели по несколько летников где были хорошие пастбища. Богачи имели много земель. За их стадами ухаживали батраки. Пастбища и сенокосные угодья в Якутии, это аласы, полянки, долины. Пастбища не очень большие и кругом росла тайга. Строительным материалом служили бревна. Никаких монгольских юрт не было. Никаких степей для кочевий в Якутии не было. Земли было мало. Все земли имели хозяев. Но, частной собственности на землю не было, то есть не было рынка купли-продажи земли. Если, кто-то рассказывает, что якуты кочевали вслед за скотом по степям Якутии и жили в юртах похожих на монгольские - не верьте. Даже в древних легендах видно, предки с юга в основном приходили без ничего (без юрт) - бежавшие от притеснений на своих двоих. Эти пришельцы присоединялись к местному населению. Кто-то создавал семью. Кто-то шел батрачить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Скриптонит сказал:

Монголы ведь степные кочевники скотоводы... якуты же другие. 

Какие другие?... самые натуральные скотоводы, как и их предки Уранхай саха. Могол тойон-Ынахсыт тангара божество якутов.

Кстати у казахов и хакасов как именуется данное божество, и есть ли оно  у них вообще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.01.2023 в 06:49, Харабыл сказал:

не станет новым самоназванием якутов.

Самоназвание народа Уранхай саха. Ближайшая родня монгольские Урянхаи. Мужская часть популяции якутов-саха отличается однородностью – около 90% мужчин имеют Y-хромосому, образующую обособленный кластер, который маркируется SNP мутациями   M2019 и M2118.  Образцы N-M2019/M2118 обнаружены в захоронениях древних кочевни­ков в Монголии

  • якутская ветвь N-M1982.
  • ветвь N-F23218, наиболее близкая к якутской ветви;
  • ветвь N-BY178126, по-видимому, монгольская по происхо­ждению.
  • http://генофонд.рф/?page_id=35882
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.01.2023 в 07:42, Скриптонит сказал:

монгольский глобус на якутов

К вопросу глобуса...якутский глобус божеств и их расположение в пространстве. На северо-востоке расположен дом главного скотоводческого божества якутов Темуджин Тойона - Могол Тойона  он же Чингисхан Айыы. Нравится это кому то, или не нравится... народу Уранхай саха дела нет.

large._UV2adKCZC0.jpg.ef286f11f8feba0b5c0079d04251842e.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дороги божеств и пространство жилища в традиционной якутской культуре Костырко Василий Сергеевич

Если укажет на северо-восток, откуда восходит летнее солнце, к богам рогатого скота Ынахсыт тёрдё Могол-тойон, Усун Куйаар Хотун, - будет богат рогатым скотом. духу-подателю рогатого скота (Ынахсыт) и, обратившись в сторону летного восходящего солнца, к божеству-подателю детей (Иэйэхсит) Если исходить из того, что юноша с кубком, первоначально обращенный лицом на восток, все время поворачивается вправо по часовой стрелке, велика вероятность того, что «дорога» божества-подателя рогатого скота в обоих случаях вела на северо-восток.

Дьохсо Тойон и Наарей хотун - в стороне восходящего летнего солнца (сайынгнгы кюн <...> тахсыытын тусунан)

Очень Звучащее имя Наарей именно от этого имени берут свое начало Нирун - Моголы.

Но было мне ясное откровение. Вот вижу светлорыжая корова. Всё ходит кругом Чжамухи. Рогами раскидала у него юрты на колесах. Хочет забодать и самого Чжамуху, да один рог у нее сломался. Роет и мечет она землю на него и мычит на него-мычит, говорит-приговаривает: ,,Отдай мой рог!' А вот вижу комолый рябой вол. Везет он главную юрту на колесах, идет позади Темучжин, идет по большому шляху,1 а бык ревет-ревет, приговаривает:

..Небо с землей сговорились, нарекли Темучжина царем царства. Пусть, говорит, возьмет в управление царство! Вот какое откровение явлено глазам моим!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.01.2023 в 07:42, Скриптонит сказал:

Монголы ведь степные кочевники скотоводы

 

Как видим из текста...Вот вижу светлорыжая корова. Всё ходит кругом Чжамухи. Рогами раскидала у него юрты на колесах. Хочет забодать и самого Чжамуху, да один рог у нее сломался. Роет и мечет она землю на него и мычит на него-мычит, говорит-приговаривает: Музыкант ты не там ищешь ...монголов, КРС в юртах не содержат, если это не якутские юрта и не якутская корова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Uran55 сказал:

 

Как видим из текста...Вот вижу светлорыжая корова. Всё ходит кругом Чжамухи. Рогами раскидала у него юрты на колесах. Хочет забодать и самого Чжамуху, да один рог у нее сломался. Роет и мечет она землю на него и мычит на него-мычит, говорит-приговаривает: Музыкант ты не там ищешь ...монголов, КРС в юртах не содержат, если это не якутские юрта и не якутская корова.

 

@Харабыл @Uran55

Якуты разве живут в таких юртах? Мне кажется даже погода там не подходит для этого. Вот у кыргызов и казахов точно такая же

800px-Dschingis_Khan_01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Скриптонит сказал:

в таких юртах? Мне кажется даже погода там не подходит для этого.

Вы видимо опять не поняли...в таких юртах КРС не содержат даже Кыргызстане не говоря уже о Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.01.2023 в 22:23, Uran55 сказал:

Вот вижу светлорыжая корова. Всё ходит кругом Чжамухи. Рогами раскидала у него юрты на колесах. Хочет забодать и самого Чжамуху, да один рог у нее сломался. Роет и мечет она землю на него и мычит на него-мычит, говорит-приговаривает: ,,Отдай мой рог!'

Что в этом видении зашифровано...корова уничтожила жилье овцевода по имени Джамуха (божеством которого по всей видимости являлся баран) который незаконно захватил власть причитающуюся скотоводам коровникам в лице Темуджина. К слову коровников-монголов легко отличить по одежде они носят дьабака муос бэргэһэ (шапка с рожками) нуоҕайдаах бэргэһэ (шапка рогатая и с пером на верхушке) откочевывая на летовку живут в Могол урасе.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.01.2023 в 22:23, Uran55 сказал:

Вот вижу светлорыжая корова.,,Отдай мой рог!'

Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями.

Ранние якутские шапки дьабака были снабжены рожками из беличьих и лисьих ушек.

Происхождение монгольской бокки до конца не известно.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

дьабака муос бэргэһэ (шапка с рожками) нуоҕайдаах бэргэһэ (шапка рогатая и с пером на верхушке)

Монголов легко отыскать на рисунках именно по этому головному убору...дьабака муос бэргэһэ (шапка с рожками) нуоҕайдаах бэргэһэ (шапка рогатая и с пером на верхушке)

– Муостаах нуогайдаах бэргэһэ – это старинная женская (из ножных шкурок и пр.) шапка, рогатая и с пером на верхушке;

– Муостаах нуоҕайдаах бэргэһэ – это женская обрядовая и свадебная шапка, имеет чепчиковидную форму;

дьабака, ещё называют туоһахта/туһахта, что означает «нашитая спереди на верхушке женской шапки большая серебряная (көмүс туһахта) или вообще металлическая круглая бляха, служащая украшением».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Муостаах нуогайдаах бэргэһэ

 на рисунке...шапка, рогатая и с пером на верхушке; металлическая круглая бляха, служащая украшением

large.1122282636__2023-01-08_11-09-38.png.fd1f82b997fe618224fc8883890bf35f.png

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Uran55 сказал:

Вы видимо опять не поняли...в таких юртах КРС не содержат даже Кыргызстане не говоря уже о Монголии.

Вы же говорили что жилища у якутов такая же как у монголов. Получается соврали :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Скриптонит сказал:

жилища у якутов такая же как у монголов.

Жилища у Уранхай сахалар, ровно такие же как у монголов... ибо они и есть наследники монголов.

А. Гоголев

Среди них довольно большое число слов, обозначавших разные реалии местного ландшафта, природных явлений и фауны, термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так называемая "Юрта - Яранга - Чум" на картинке не является жилищем скотоводов ибо не приспособлена для круглогодичного содержания скота. Самоназвание же народа Уранхай саха не сложный и означает ... Уранхаец сборщик сахуа.

В яньцзинских городских школах в большинстве случаев преподают уйгурскую письменность, а также перевод с языка татар. Как только [ученик ] выучивается переводить [с этого ] языка, он становится переводчиком 111. Затем [он] вместе с татарами ходит кругом [по дворам], запугивает людей, требует и получает са-хуа 112, требует и получает продукты питания для еды.

монгольское sauqa или sauya — “подарок”. Слово тюркского происхождения. В “Сокровенном сказании” это слово встречается дважды (§§ 114 и 135) и переведено на китайский язык как *** (“подарок”). Такое значение слова “са-хуа” подтверждено Ван Го-вэем, а тюркское происхождение его установлено П. Пельо (см. P. Pelliot. Sao-houa, saura, saurat, saguate, TP, vol. XXXII, livre 4, 1936, p. 230-237).

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Uran55 сказал:

В яньцзинских городских школах в большинстве случаев преподают уйгурскую письменность

Сурук бичик якуты унаследовали от уйгуров. Лексико-семантические параллели якутского и уйгурского языков Малышева Нинель Васильевна

Поздняя взаимосвязь уйгурского и якутского языков, по всей видимости, появилась в древнетюркский и среднетюркский периоды. Настоящим исследованием выявлена параллель между лексическими единицами рассматриваемых языков и монгольского языка. Данный факт показывает, что в среднетюркскую эпоху (монгольский период) якутский и уйгурский языки испытывали достаточно сильное взаимное влияние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Uran55 сказал:

Сурук бичик якуты унаследовали от уйгуров.

Сурук бичик - письменность.

У якутов не было уйгурской письменности. В Якутии были найдены следы якутской рунической письменности. Первый якутский алфавит был создан русскими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Uran55 сказал:

Муостаах нуогайдаах бэргэһэ

 на рисунке...шапка, рогатая и с пером на верхушке; металлическая круглая бляха, служащая украшением

large.1122282636__2023-01-08_11-09-38.png.fd1f82b997fe618224fc8883890bf35f.png

Рисунок не якутский. С иероглифами. В этом рисунке ничего якутского нет. Не похож на якута. Это не якут. Одежда тоже не похожа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.01.2023 в 20:27, Скриптонит сказал:

Якуты разве живут в таких юртах? Мне кажется даже погода там не подходит для этого. Вот у кыргызов и казахов точно такая же

800px-Dschingis_Khan_01.jpg

Ничего подобного как на рисунке у якутов не было. При морозах -50° и -60° казахская, кыргызская, монгольская юрты не подходят для жизни. До прихода русских, почти все якуты жили в деревянных балаганах. Отапливали камином. Еще были мало распространенные виды жилищ: холомо, ураса, үүтээн, землянка (копали землю) и др. После прихода русских, якуты потихоньку стали учиться строить дома в русском стиле (нууччалыы дьиэ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...