Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

5 часов назад, Харабыл сказал:

30% монгольских слов в якутском языке согласно лингвистам относятся к времени империи Чингисхана. Эти слова принесли беженцы. Эти монголоязычные беженцы стали одними из наших предков. Наши ученые сказали, что большинство пришельцев в Якутию были женщины. Это согласно генетическим анализам. Значит, это были женщины с детьми (мальчики и девочки). Сразу возникает вопрос - где мужья? Ответ может быть только один - мужья погибли в борьбе против Чингисхана. Иначе зачем им было бежать в мерзлую Якутию? Ну, никак не сделать из якутов воинов Чингисхана. 

 

А если средневековая Монголия находилась не в современной Монголии, как я пытаюсь это обосновать во всех темах, то от Западного Большого Алтая до Якутии ой-ой-ой как далековато, зачем оттуда бежать за многие тысячи километров на северо-восок через глухую тайгу, горы и реки?

И вообще разве кто-то куда-то бежал?    

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Nurbek сказал:

Видимо это очень древний иранизм.

 

Как по вашему в таком случае древние тюрки называли своих жен и знатных женщин?

По вашему выходит бога тюрки называли по-китайски и по-персидски, жен и госпожей тоже по-персидски, луч света тоже по-персидски, своих батыров и ханов по-киданьски и т.д. и т.п.

Богатый на устную поэзию народ был бедными на язык?

 

5 часов назад, Nurbek сказал:

Этимология с тюркских языков действительно хромает. Қат по тюркски застыть, затвердеть. К женщине как-то не подходит. 

 

Внятная этимология бывает не у всех слов в словарном запасе любого языка.

На вскидку, есть ли у вас объяснения словам кісі, жылқы, су, жер, бала, ет и т.д. и т.п.?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

53 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Внятная этимология бывает не у всех слов в словарном запасе любого языка.

Тут согласен. Но в данном случае, қат слишком перегруженный корень. Қат еще на некоторых тюркских означает ягода, что тоже видимо заимствование. В казахском сохранилось в слове қарақат - дословно "черная ягода".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 minutes ago, Nurbek said:

Тут согласен. Но в данном случае, қат слишком перегруженный корень. Қат еще на некоторых тюркских означает ягода, что тоже видимо заимствование. В казахском сохранилось в слове қарақат - дословно "черная ягода".

Хад жимс

 

74527378_2647017388700452_10938379845679

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Харабыл сказал:

В якутском фольклоре нет Темучина

Не в фольклоре. Монгол тойон,Туматиччи и Чингисхан у якутов остался в религии. Молятся на него якуты причем неистово во время празднования пятого дня пятой луны. У так называемых современных наследников действительно до ХХ века никаких упоминаний ни в фольклоре, ни в религии Чингисхана не было. Исключение составляет ССМ написанное древним киданьским бичикчи-суруксутом.

В настоящей статье представлены данные, подтверждающие его киданьское
происхождение.https://siberes.ru/gallery/o proishoždenii otcovskih linij populâcii saha_ru.pdf

14 часов назад, Харабыл сказал:

В те времена якуты жили у себя в Якутии.

Датировка...Кулун-атахская культура — это позднесредневековая культура северо-востока Сибири, существовавшая в XIV—XVI веках на территории Якутии.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

Наши ученые сказали, что большинство пришельцев в Якутию были женщины.

Зачем писать откровенную чушь. Ничего подобного ученые не писали. У С. Федоровой есть что то ... отдаленно похожее со словами...у якутов большое разнообразие по женской линии. Что переводится на обычный язык...Якуты очень любят женщин разного этнического, и расового состава. Две основные линии якутов по женской линии это "С" и "D" родом с северного Китая и Монголии остальное генетическое разнообразие...результат походов, причем не только монголов но и более древние времена. Например Гуннов, Жужаней, и Аваров.

Эти две пробы относятся к Северо-Евразийскому N отцовскому группа Н-Тат, характерная для якутов. Классификация подгрупп на основе анализа STR обеспечивается 100% достоверность благодаря двум редко мутирующим маркерам (DYS392 > 14 и DYS438 = 11). Согласно Ilumäe et al. (2016), N3a2- M2118 встречается у 70–90% тюркских народов Средней Сибири у якутов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.08.2022 в 04:15, Samatq сказал:

Возможно это след манихейства

Слова Кудай и Бахсы существовали в фольклоре (мифологии) также у тюрков не манихеев. Согласно генетике после падения уйгурского каганата в Якутии появились уйгуры. Вот они точно должны были быть манихеями. Но, после пережитых ими бедствий и скитаний, видимо, манихейство было забыто. От манихейства у якутов осталось только одно слово - илбий (культовое обмахивание).

Манихеи должны были соблюдать самоограничения. Например, не убивать животных, не есть мяса. А для жизни в Якутии такой номер не проходил. Чтобы выжить здесь надо было охотиться на животных и питаться мясом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Uran55 сказал:

Монгол тойон,Туматиччи и Чингисхан

Это, видимо, имена из самого нового сочинения по истории древних якутов. Имя Туматиччи звучит как имя японского нидзя.

Не были древние якуты воинами Чингисхана. Ученые сказали в 9-м веке якуты жили в Якутии. Надеемся, скоро найдут еще более древние археологические находки.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Nurbek сказал:

Қат еще на некоторых тюркских означает ягода, что тоже видимо заимствование. В казахском сохранилось в слове қарақат - дословно "черная ягода".

 

Может ошибаюсь, но мне кажется "қат - хад" в названиях ягод у тюрков и монголов это "слой, пласт" россыпи круглых крупинок.

ДТС:

TWoCd.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Uran55 сказал:

Зачем писать откровенную чушь.

 

Вы мне приписали слова Харабыла вставив в мой пост его слова.

Спрашивается зачем?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Может ошибаюсь, но мне кажется "қат - хад" в названиях ягод у тюрков и монголов это "слой, пласт" россыпи круглых крупинок.

ДТС:

TWoCd.jpg

 

TWoPo.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Nurbek сказал:

Этимология с тюркских языков действительно хромает. Қат по тюркски застыть, затвердеть. К женщине как-то не подходит. Видимо это очень древний иранизм.

 

Кроме "qat" (твердеть, застывать) вы не рассматривали другие тюркские значения?

Например:

QAT - смешиваться, присоединяться.

QATA - присоединяться.

Может быть в современных монгольских языках ХАТАН и тюркское (казахское) КЪАТН от них?

  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Кроме "qat" (твердеть, застывать) вы не рассматривали другие тюркские значения?

Например:

QAT - смешиваться, присоединяться.

QATA - присоединяться.

Может быть в современных монгольских языках ХАТАН и тюркское (казахское) КЪАТН от них?

  

катуу I

и. д. от кат- V

прятание, сокрытие;

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю саха (сагайцы, сакаиты) прибыли в свои нынешние земли из Прибайкалья и территории совр Хакассии в 15 веке когда в Северной Юань была междусобица. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Есть интересные данные по количеству согдийцев в уйгурском каганате. 

Цитата

В целом, значительная доля уйгурских послов при различных китайских дворах в 10 и 11 веках носят «согдийские» фамилии: из 53 фамилий уйгурских послов, отправившихся в Китай между 907 и 960 годами (период Пяти династий), 14 являются «согдийскими», 16 - тюркскими и 19 - китайскими (Малявкин, 1983, с.240)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Харабыл сказал:

Туматиччи звучит

Линденау Описание народов сибири.

С севера ON ( Северо-Восток)следуют Inaksit T a n g a r a , их тоже три — о т е ц Tiimadschin Tojon, его жена Mungаdschin Katun, дочь Kyngnackoi-Kis.

Ынахсыт Тангара Тимуджин Тойон...Коровий бог и по совместительству Могол Тойон

ТЕОРИЯ ТАТАРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯКУТОВ

В. В. Ушницкий

В якутской мифологии и эпосе Тюёнэ Могол Тойон -первопредок саха, страна Могол Тойоно находится на Средней земле. В фольклорных и архивных источниках фигурируют божество-покровитель домашнего скота Могол Тойон 'Большой Господин', Тюэнэ Могол - покровитель конного скота, Могол Хотун 'высокая Госпожа Могол', Могол тойон

- дух-хозяин очага [26]. Таким образом, термин могол, как и другие названия

- байаат, ураанхай - был среди названий древних предков народа саха.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Харабыл сказал:

Ученые сказали в 9-м веке якуты жили в Якутии.

Под учеными следует понимать В.Питулько и его Янские экспедиции?

Берцовая кость найденная на месте сбора мамонтовых бивней, вовсе не означает что носитель этой самой кости жил там постоянно и безвылазно. Датировка кости времена династии Юань. Мамонтовая кость в тот период действительно добывалась, и даже тогда стоила не меньше современной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Uran55 сказал:

Ынахсыт Тангара Тимуджин Тойон...Коровий бог

Чингисхан не согласился бы служить у якутов в должности коровьего бога. 

Якутский и монгольский языки имеют много параллелей. Играя на этих параллелях можно сочинять много научных и ненаучных гипотез. Лучше относиться ко всем гипотезам критически. 

Могол. Видно же, это якутское слово моҕол. Моҕол - большой. Моҕол ураһа - большая яранга. Моҕол тойон - большой господин. Моҕол хотун - большая госпожа.

Tiimadschin Tojon - это древний коровий бог и существовал задолго до рождения Чингисхана. К Чингисхану отношения не имеет. На современном якутском будет звучать - Түмээччи Тойон (Собиратель Вождь). Древний покровитель и умножитель якутских коров. Фольклорный (мифологический) образ.

Ураанхай. Многим якутам не нравится это слово. В якутской Википедии на якутском языке написано, что страна ураанхай это Маньчжурия. Еще лет 20 назад слышал о тюркоязычных урянхайцах живших у Байкала и выступивших против монголов. Монголы окружили урянхайцев и били целый день. К вечеру некоторым урянхайцам удалось вырваться из окружения и убежать в Якутию.

Ныне, всё больше якутов начинают думать - якуты автохтонный народ Якутии. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Харабыл сказал:

Моҕол тойон - большой господин. Моҕол хотун

Неужели вы настолько наивны, и полагаете что тему нельзя проверить. Ынахсыт Тангара. Божество скота (рогатого) https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/131

2. Монгол. Именно - монгол. https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/156

44 минуты назад, Харабыл сказал:

слышал о тюркоязычных урянхайцах

Не стоит ...рассказывать басни, одна бабка сказала )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Uran55 сказал:

Ынахсыт Тангара Тимуджин Тойон...Коровий бог и по совместительству Могол Тойон

Ни эти ли персонажи якутского пантеона присутствуют в Сокровенном сказании ынахсытов.

Но было мне ясное откровение. Вот вижу светлорыжая корова. Всё ходит кругом Чжамухи. Рогами раскидала у него юрты на колесах. Хочет забодать и самого Чжамуху, да один рог у нее сломался. Роет и мечет она землю на него и мычит на него-мычит, говорит-приговаривает: ,,Отдай мой рог!' А вот вижу комолый рябой вол. Везет он главную юрту на колесах, идет позади Темучжин, идет по большому шляху,1 а бык ревет-ревет, приговаривает:

..Небо с землей сговорились, нарекли Темучжина царем царства. Пусть, говорит, возьмет в управление царство! Вот какое откровение явлено глазам моим!

Вот в этом параграфе родной дядя Темуджина, Даритай отчигин пришел к нему со своими кровниками Сахаитами.

§ 122. Пришли к Темучжину еще и следующие. Один курень Генигесцев - Хунан и прочие, одним же куренем - Даритай-отчигин, один курень Унчжин-Сахаитов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Якутская поговорка: « Оҕус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу бийиги бу баарбыт»

П.А.Ойунский перевёл: как «те самые ураанхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Харабыл сказал:

Еще лет 20 назад слышал о тюркоязычных урянхайцах живших у Байкала и выступивших против монголов. Монголы окружили урянхайцев и били целый день. К вечеру некоторым урянхайцам удалось вырваться из окружения и убежать в Якутию.

По бурятским преданиям, однажды на эхиритов, обогнув Байкал, напали белые урянхайцы (сагаан урянха). Эхириты собрали большое межплеменное ополчение, начальником был выбран силач Хамнагадай. Эхиритское ополчение под его командой встречалось с урянхайцами на реке Тутур. Бой был кровопролитный. Враг в итоге был разбит, эхириты долго преследовали их, взяв много пленных, имущества и рогатого скота.

Скопируйте весь этот текст и вставьте в поисковик. Этот текст не я придумал. В работе Ушницкого В.В. тоже упоминается. 

Я слышал полный вариант. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...