Jump to content
Guest Хангылбай

Саха, Якуты

Recommended Posts

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

Короче, не разобравшись

Давно уже разобрались. Искать надо по этому адресу... Y-STR, похожие на гаплотипы исходной линии Эллэй, были обнаружены на Западе: в Афганистане и на Северном Кипре, а также на Востоке: в провинции Ляонин (Китай),Улан-Баторе и в Северной Монголии. В случае доминирующей линии Омогой в г. Чифень(провинции Гирин, Китай) были найдены очень близкие гаплотипы, отличающиеся одним мутационным шагом. Для якутского гаплотипа Неизвестный был обнаружен самый широкий спектр подобных гаплотипов: в Монголии, Китае и Южной Корее. Например, гаплотипы, раз-личающиеся только на один шаг мутации, были обнаружены в Северной Монголии (среди по -
пуляции халк, дархад и урянхай), Улан-Баторе(халк) и в провинции Цзилинь, Китай (китаец).

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

То есть мы имеем варианты написания - сафа, сакыз, шакаит, сакиат, сукаит, сакаит, сагаит, сахаит

Причем упор следует делать на окончании слова... шакаит, сакиат, сукаит, сакаит, сагаит, сахаит

Кия́ты, кия́ны (монг. Хиад) — один из древнейших монгольских родов. Представляют собой одну из ветвей нирунов. Упоминаются в числе племён, вышедших из Эргунэ-куна, легендарной прародины монголов. Первоначально представляли собой одну из предковых групп хамаг-монголов. Впоследствии имя «кият» унаследовала одна из веток борджигинов в лице потомков Мунгэту-Кияна, брата Есугея. В настоящее время этническая группа в составе некоторых монгольских народов.

Link to comment
Share on other sites

Мне кажется, что Ураанхай очень похоже на звучание Юаньгэ, которым древние китайцы обозначали Древних Уйгуров. Это только моё предположение по схожести слов. 

Тувинцы тоже называют себя Уранхай. Часть телесских племен, к которым относились предки якутов, тувинцев и древних уйгур, участвовали в формировании якутского этноса.

Современные уйгуры имеют в своём составе преобладающий арийский ген R1a, унаследованные от тохаров.

Красноярский ученый-генетик Фефелова доказывала, что якуты изначально были арийцами, светловолосыми европеоидами, позже испытавшим воздействие тюркских и монгольских племен. Там другие гены HLA А1. Также саха болеют преимущественно болезнями, свойственными европеоидам, а не восточным азиатам.

Меня тогда заинтересовала болезнь Бехтерева, которым преимущественно болеют европеоиды. Поражает в основном людей с генами HLA B27. И такая болезнь очень часто поражает представителей саха. 

В современное время скуластые монголоиды считаются некрасивыми, а якутки, побеждающие на конкурсах имеют европеоидный облик, связанный не только с русскими генами, но и генами древних европеоидов-скифов (сака). Скуластые чистые монголоиды в основном распространены в северных районах, связаны с отуреченными эвенками и эвенами.

Link to comment
Share on other sites

В 11.08.2022 в 19:21, Zake сказал:

Скажите пож-та насколько вообще тунгусо-маньчж. языки взаимопонимаемые? Обратил внимание,  что по историч. терминам напр Империи Цзинь (11 -13 вв) часто ищут параллели в эвенкийском (тунгусском) языке. Как вы это оцениваете?

Это надо сравнивать маньчжурский и эвенкийский слова, имея словари. Я использовал маньчжурский словарь, составленный в 1875 году Захаровым И.И., когда маньчжурская империя Цин ещё была жива. Ссылка вроде здесь https://altaica.ru/LIBRARY/MANCHU/zakharov.pdf. Кстати, льва маньчжуры называли арслан, который является тюркским словом, однако в якутском словаре нет слова арслан, льва саха называют хахай

Link to comment
Share on other sites

На прошлом месяце я читал с помощью гугл-переводчика, потому что английского не знаю, работу китайских археологов Jianhua Yang, Huiqiu Shao, Ling Pan, Haiying Pan "The Metal Road of the Eastern Eurasian Steppe The Formation of the Xiongnu", которую скачал бесплатно https://vk.com/wall-52136985_45261. Данная работа, выпущенная в 2020 г. подводит итог многолетней работы советских, российских, китайских археологов при изучении культур Бронзового века и образования Сюнну. 

Поздние этапы в основном совпадают с работой Гумилева "История народа хунну". То есть на первом этапе сюнну до правления шаньюя Маодуня подчинялись юэчжи. Если юэчжи считать носителями западных традиций, ариями, то они занимали обширные земли Западной и Центральной Монголии, Ордоса. Таким образом для образования, формирования тюрков остаётся узкая полоса степей Восточной Монголии. Поэтому неудивительно, что тюркские, монгольские, маньчжурские, корейские языки жили на ограниченном пространстве и взаимно влияли друг на друга. Там ещё должны поместиться R-язычные тюрки (огуры и сюнну) и Z-язычные тюрки.

Clip2-Net-Menu-2022-07-26-11-38-28

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, Харабыл сказал:

От женихов из алтаеязычного племени сака появились новые племена сака. Со временем, по истечению веков, слово сака у всех племен исказилось и стало звучать по разному: сакаит, сахад, шага, сагай, саха, саке, соххы, шаукай, шакшы, сакал, сакав, сак, сакавы, сахгар, сокы и т.п. 

 

Ерунда какая-то.

То было на форуме анатиливедение, теперь жениховедение. )

 

17 часов назад, Харабыл сказал:

в Прибайкалье и на землях где нынче Монголия жили ираноязычные люди

 

Опять про иранских предков тюрко-монгольских кочевников скотоводов. )

Но ничего, главное ваш пост Yagalbay'ю понравился дюже. :)

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Рано смеетесь. От ираноязычных скифов-сака никуда не денетесь. Эту тему всегда будут поднимать вновь и вновь. 

Для Uran55 и Ньукуус тоже есть новость. Кулун-атахская культура предков саха постарела до 10 века нашей эры. Теория о пришлых якутах из Байкала в 15-16 веке давно устарела. Тем более археологи никаких древних якутов на Байкале не нашли. Якуты в 10 веке уже жили в Якутии. А Чингисхан жил в 12-м и 13-м веках. Значит якуты не участвовали в военных походах Чингисхана. 

Здесь есть статья на русском языке где упоминается об изменении датировки кулун-атахской культуры:

https://yktinform.ru/v-chem-unikalnost-naroda-saxa/

Вот еще одна ссылка:

https://nikbara.ru/2021/10/08/o-novyh-dannyh-po-proishozhdeniju-naroda-saha-na-jutub-kanale-nvk-saha/

На указанной странице есть видео на якутском языке. Это же видео (на якутском языке) можно найти на ютубе:

https://youtu.be/-6R233HK7Dw

Кратко из содержания видео:

Примерно, в 3-ей минуте видео говорится, что в Якутии найдено древняя стоянка, 3 - 4 веков нашей эры, где жили скотоводы. И что по мнению лингвистов, примерно, в это время якутский язык отделился от остальных тюркских языков.

Еще сказали, как я понял, что глиняная посуда якутов является как бы продолжением глиняной посуды времен неолита в Якутии.

Примерно, в 23-й минуте сказали, что якуты ниоткуда не пришли. Как я понял, мы местный народ, а не пришлый.

Примерно, в 35-й минуте сказали, как я понял, якуты можем иметь отношение к первобытным людям из стоянки Диринг Юрях (300 тысяч лет назад). 

Еще сказали о родстве якутов с киданями и сяньби.

Примерно, в 47-й минуте сказали, что к приходу русских у якутов было 6 улусов.

От себя добавлю, якутский улус состоит из нескольких наслегов. Наслег - территориальное деление внутри улуса. Наслег - это тюркское слово. В словаре Пекарского: нэсилиэк - наслег. На современном якутском - нэһилиэк. Пишут как русизм. Но, это тюркизм. У кыргызов - насил (род, происхождение). У чувашей - несел (род, племя). У казахов - нәсіл (раса). На турецком - nesil (поколение). В ДТС: Näsäb родословная, генеалогическое древо. Näsäbsuz не имеющий родословной; безродный, незнатный. Это слово есть во многих тюркских языках. Похожее слово на индийском хинди тоже есть: नस्ल  (nasla) раса, этническая группа, семья, родословная; порода (о скоте). Индоиранский вариант восходит к арабскому слову:

https://en.wiktionary.org/wiki/%D9%86%D8%B3%D9%84

Арабский вариант:

نَسَلَ (nasala) I, non-past يَنْسُلُ‎‎ (yansulu) to beget, to sire, to father, to procreate - перевод: родить, породить. Похож на испанские: nacer (родить), nación (нация), nacionalidad (национальность).

Нэһилиэк важное слово для якутов. Но, до сих пор неясного происхождения.

Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, Харабыл сказал:

От ираноязычных скифов-сака никуда не денетесь.

А где в ссылке про "скифов-сака" )))

В Улахан Сегеленняхе есть находки, говорящие о знакомстве с культурой хунну: монета у-шу с квадратным отверстием, которую называют «визитной карточкой» хунну. То есть инфильтрация древних кочевников на территории Якутии началась в гораздо более древнее время, чем принято считать.

Конечно, была связь с древнемонгольской культурой. Когда мы говорим о связи с монгольской культурой,  но скорее всего это протомонголы. Наверняка, с ними предки народа саха имели многосторонние отношения еще в бытность пребывания в Прибайкалье-Предбайкалье и Забайкалье.

Улахан Сегеленнях на реке Токко правый приток которой река Тунгир, это главные речные ворота в Якутию из Забайкалья.

Link to comment
Share on other sites

Сколько дней занимал переход с Олекмы на Шилку описано тут...Самые первые сведения о Тугирском волоке записаны в Якутском остроге со слов Григория Виживцева, промышлявшего пушнину в 1645-1647 гг. на правобережном притоке Олекмы - Тугире (совр. Тунгир): "переходять де тунгусы на Шилку стороннею рекою Нюгою; а та де речка Нюга от его Гришкина зимовья с днище, сам он Гришка до той речки Нюги в лодке доезжал и на ней был, от той речки тот Камень в виду весь, а с той речки той реки Тугиря вершина пошла направо, подшиблась прочь под запад, а речка Нюга впрямь пала из того Каменя в тое реку Тугирь с левой же руки с восточную сторону, и по той де они речке Нюгою на Шилку и переходять, а сказывают де те тунгусы, что они по той речке Нюге вверх до вершины до Камени на оленях со вьюки переходять в пять дней, а с вершины той речки по Каменю на Шилкины пади на речку Уй итить день ходу, а тою речкою Уем, которая падет в Шилку реку, до устья Шилки на оленях же вьюками ходу четыре дни, всего от его зимовья тою речкою Нюгою и через Камень и за Камень Уем речкою до Шилки оленми на вьюках в девять или в десять День; а на той де усть Уи речки живут Дауры" (ДАИ, 1848, т. 3, с. 402.).

Link to comment
Share on other sites

Теперь у меня вопрос, на сколько веков надо растянуть десять дней неспешного пути с Онона - Силкара - Шилки до Олекмы... что бы инфильтроваться из монгола в якута.

Например Анатолий Игнатьевич Гоголев, доктор исторических наук, профессор, академик АН РС (Я), Академии гуманитарных наук России, действительный член Нью-Йоркской Академии наук, член национального географического общества США.  утверждает...

В якутском языке обнаружено 2500 слов монгольского происхождения, которые не могут быть объяснены из лексики одного отдельного монгольского языка. Среди них довольно большое число слов, обозначавших разные реалии местного ландшафта, природных явлений и фауны, термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94).

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Харабыл сказал:

Рано смеетесь. От ираноязычных скифов-сака никуда не денетесь. Эту тему всегда будут поднимать вновь и вновь. 

Для Uran55 и Ньукуус тоже есть новость. Кулун-атахская культура предков саха постарела до 10 века нашей эры. Теория о пришлых якутах из Байкала в 15-16 веке давно устарела. Тем более археологи никаких древних якутов на Байкале не нашли. Якуты в 10 веке уже жили в Якутии. А Чингисхан жил в 12-м и 13-м веках. Значит якуты не участвовали в военных походах Чингисхана. 

Здесь есть статья на русском языке где упоминается об изменении датировки кулун-атахской культуры:

https://yktinform.ru/v-chem-unikalnost-naroda-saxa/

Вот еще одна ссылка:

https://nikbara.ru/2021/10/08/o-novyh-dannyh-po-proishozhdeniju-naroda-saha-na-jutub-kanale-nvk-saha/

На указанной странице есть видео на якутском языке. Это же видео (на якутском языке) можно найти на ютубе:

https://youtu.be/-6R233HK7Dw

Кратко из содержания видео:

Примерно, в 3-ей минуте видео говорится, что в Якутии найдено древняя стоянка, 3 - 4 веков нашей эры, где жили скотоводы. И что по мнению лингвистов, примерно, в это время якутский язык отделился от остальных тюркских языков.

Еще сказали, как я понял, что глиняная посуда якутов является как бы продолжением глиняной посуды времен неолита в Якутии.

Примерно, в 23-й минуте сказали, что якуты ниоткуда не пришли. Как я понял, мы местный народ, а не пришлый.

Примерно, в 35-й минуте сказали, как я понял, якуты можем иметь отношение к первобытным людям из стоянки Диринг Юрях (300 тысяч лет назад). 

Еще сказали о родстве якутов с киданями и сяньби.

Примерно, в 47-й минуте сказали, что к приходу русских у якутов было 6 улусов.

От себя добавлю, якутский улус состоит из нескольких наслегов. Наслег - территориальное деление внутри улуса. Наслег - это тюркское слово. В словаре Пекарского: нэсилиэк - наслег. На современном якутском - нэһилиэк. Пишут как русизм. Но, это тюркизм. У кыргызов - насил (род, происхождение). У чувашей - несел (род, племя). У казахов - нәсіл (раса). На турецком - nesil (поколение). В ДТС: Näsäb родословная, генеалогическое древо. Näsäbsuz не имеющий родословной; безродный, незнатный. Это слово есть во многих тюркских языках. Похожее слово на индийском хинди тоже есть: नस्ल  (nasla) раса, этническая группа, семья, родословная; порода (о скоте). Индоиранский вариант восходит к арабскому слову:

https://en.wiktionary.org/wiki/%D9%86%D8%B3%D9%84

Арабский вариант:

نَسَلَ (nasala) I, non-past يَنْسُلُ‎‎ (yansulu) to beget, to sire, to father, to procreate - перевод: родить, породить. Похож на испанские: nacer (родить), nación (нация), nacionalidad (национальность).

Нэһилиэк важное слово для якутов. Но, до сих пор неясного происхождения.

 Якутская наука вовсе не наука. Из якутских ученых наиболее адекватен Ушницкий, который утверждает, доказывает прибытие саха в пределах XV-XVI века. Хотя и он пускается в бездоказательные гипотезы по сходству слов саха и сакаит. 

Цитата

Тем более археологи никаких древних якутов на Байкале не нашли.

Нашли.

Рекомендую к прочтению Царькова О. "Очерки истории саха (якутов)"http://samlib.ru/o/oleg_pauller/ewristicheskajaistorija-1.shtml.

Диринг-Юрях из области фольк-хистори. В пределах 300 тысяч лет до нашей эры Homo sapiens не вышел из Африки. Утверждать обратное, значит вступить в спор с корифеями науки, которые покажут пальцами у виска.

В Диринг-Юряхе даже костей не нашли. Какая тут связь с якутами? 

В пределах 300 тысяч лет до нашей эры жили параллельные виды человека, которые не были людьми современного вида, которые не оставили потомков. Китайцы тоже доказывали, что их предки происходят от синантропов из стоянки Чжоукудянь, находки которых датируются 780 тысячи лет до нашей эры. Там даже были найдены их кости. Но считаются, что ранние ответвления гоминидов вымерли, были истреблены Homo sapiens и съедены. 

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Uran55 сказал:

Сколько дней занимал переход с Олекмы на Шилку описано тут...Самые первые сведения о Тугирском волоке записаны в Якутском остроге со слов Григория Виживцева, промышлявшего пушнину в 1645-1647 гг. на правобережном притоке Олекмы - Тугире (совр. Тунгир): "переходять де тунгусы на Шилку стороннею рекою Нюгою; а та де речка Нюга от его Гришкина зимовья с днище, сам он Гришка до той речки Нюги в лодке доезжал и на ней был, от той речки тот Камень в виду весь, а с той речки той реки Тугиря вершина пошла направо, подшиблась прочь под запад, а речка Нюга впрямь пала из того Каменя в тое реку Тугирь с левой же руки с восточную сторону, и по той де они речке Нюгою на Шилку и переходять, а сказывают де те тунгусы, что они по той речке Нюге вверх до вершины до Камени на оленях со вьюки переходять в пять дней, а с вершины той речки по Каменю на Шилкины пади на речку Уй итить день ходу, а тою речкою Уем, которая падет в Шилку реку, до устья Шилки на оленях же вьюками ходу четыре дни, всего от его зимовья тою речкою Нюгою и через Камень и за Камень Уем речкою до Шилки оленми на вьюках в девять или в десять День; а на той де усть Уи речки живут Дауры" (ДАИ, 1848, т. 3, с. 402.).

Связь Средней Лены с Прибайкальем будет весьма проблематична. Скотоводы не любили углубляться в леса. Там не было удобных троп. Даже Баргузин, Забайкалье, буряты освоили только в XIX веке. Углубление в лес вовсе не было лёгкой прогулкой для отрядов кочевников. Тунгусы легко расправлялись с отрядами кочевников-монгол, когда те спали. Всякие разбитые осколки степных государств будут легко уничтожены аборигенами-тунгусами, которые легко истребят обоз.

Поэтому теория о том, что кочевники каждый раз просачивались на Среднюю Лену, что там якобы был удобный проходной двор не прокатит. Это были абсолютно гиблые места, глухомань, буреломы, тонны паутины, облака комаров оводов и слепней. 

Вы бы организовали такую экспедицию без троп ради научного эксперимента, думаю не пройдёте даже 10 км. А тут переселение этноса размером в 20 тысяч человек. Большие проблемы с логистикой.

Саха прибыли на плотах. Не всякий кочевник пустится вниз по Лене для поиска земли обетованной. 

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Ньукуус сказал:

А тут переселение этноса размером в 20 тысяч человек. Большие проблемы с логистикой.

 

А не допускаете ли вы, что переселение было не одномоментным, одной большой группой, а было растянуто на десятилетия, а может и больше небольшими родами и семействами?

Собственно так и было же во всех случаях "освоения" новых земель. Те же русские ведь не за один месяц или год "освоили" Сибирь. А очень долго, шаг за шагом, битва за битвой, волна за волной, что затянулось аж на 150 лет.

Если так, то "логистика" (подкрепление и обеспечение) всегда шло из далекого тыла.

 

Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, Ньукуус сказал:

Связь Средней Лены с Прибайкальем будет весьма проблематична.

Вы что серьезно? До Венгрии предки якутов дотопали худо-бедно, от Олекмы до Яны, Индигирки, Анабара, Колымы ходили шутя-небрежно. А от Онона (Шилкара) до Лены веками ступать не смели?)))

Дзава-Дамдин

Большая шастра об истории северной Великой Монголии удивительная Золотая книга, радующая разумных

На севере, начиная от Джурчида и кончая Халхой, живут северные монгольские народы — Халимаг и Бурят. На их землях есть большое море Байкал. На его берегу — гора Бурхан-Халдун. Это — место, где жил первый хан из рода Чингис-хана — хан хор-монголов Буртэ-Чино. Говорят, что и сейчас есть следы поселений его народа. В Бурятии есть западных 20 хошунов и восточных 20 хошунов. Везде у них учреждены дацаны, есть тантрические общины монахов. Та расположены города под подданством России, например Иркунское (Иркутск). На севере лежит Сибирь, в которой живут люди, почитающие духов и исповедующие ислам. Там течет с юга на север одна из самых больших рек Дзамбутива Эна, или по-монгольски — Онон, а по-китайски — Хэйсэй-хэ (Лена) и впадает в Северное ледовитое море. На ее берегу стоит русский город Олусхаманское.

Link to comment
Share on other sites

18 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

А не допускаете ли вы, что переселение было не одномоментным, одной большой группой, а было растянуто на десятилетия, а может и больше небольшими родами и семействами?

Собственно так и было же во всех случаях "освоения" новых земель. Те же русские ведь не за один месяц или год "освоили" Сибирь. А очень долго, шаг за шагом, битва за битвой, волна за волной, что затянулось аж на 150 лет.

Если так, то "логистика" (подкрепление и обеспечение) всегда шло из далекого тыла.

 

Как я ранее утверждал, небольшие партии не могли бы адаптироваться. Потому что местные племена вовсе не были мальчиками для битья. Во всех якутских сказаниях говорится об одномоментном прибытии саха на Среднюю Лену. 

Также пастбищ было мало или вовсе не было в Центральной Якутии. Прибывший народ был вынужден сжигать леса, чтобы обустроиться. В лесах водилось много дичи, в связи с этим возник конфликт с местными и пришлыми. Две первые правители саха пали в борьбе с восставшими тунгусами: первый - Түhүлгэ дархан (тархан), второй - Мунньан дархан. Тунгусов победил третий правитель на Средней Лене, Тыгын дархан, который отомстил за деда. Долгих сообщал, что в тунгусы в целях мести впоследствии стали проводниками русских. Тыгын умер в русской тюрьме.

Распространение саха в пределах Якутии произошло с помощью русских и благодаря русским. Потому что даже после прибытия русских саха занимали крайне ограниченную территорию. Вот карта Долгих, как видите ареал саха, который отмечен жёлтым, занимает небольшую площадь.

Также русские проредили густые поселения тунгусов, юкагиров, занеся туда оспу и венерические болезни. Только чукчи отразили русско-якутские экспедиции Шестакова и Павлуцкого

rass-tung

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Ньукуус сказал:

Две первые правители саха пали в борьбе с восставшими тунгусами:

А вам разве не известно что что до недавнего времени тунгусами именовали...бурятов.

О таком племени как Дауры, в советской историографии предпочитали вообще не вспоминать, в связи с некоторыми особенности...освоения.

Самым нижним из группировки Лавкая был род онон, предполагаемое место обитания которого находилось на левом притоке Амура – р. Онон (ниже села Кузнецово Амурской области), в верховьях разветвляющегося на Большой Онон и Малый Онон. В среде информаторов бытуют следующие версии о происхождении названия рода. Согласно первой, этноним отождествляется с одноименной рекой — притоком Амура, берущей свое начало в Восточной Монголии [ПМА, инф. Ау Лиму], по другим сообщениям, название связано с неким провалом (на даур. яз. «оноху» — падать, проваливаться) в верхнем течении Амура. Раньше река называлась Гунан, но после того, как в месте впадения реки в Амур часть берега была затоплена, реку стали именовать Онон [ПМА, И Сун].

Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х годах XVII в. на Алдане, в районе устья его притока — р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея, вероятно, по тому же пути, по которому позже в Приамурье из Якутска пробрался отряд В.Д. Пояркова, а впоследствии и якутские купцы. В тунгусо-маньчжурском окружении на р. Судур в среднем течении р. Бурея обитал род судур, данный этноним перекликается с названием патронимической группы содор в составе аола. Однако по данным информаторов, происхождение этих групп различное и ранее они не имели контактов [ПМА, инф. И Сун].

 

Link to comment
Share on other sites

 

А есть у вас карта Долгих в хорошем разрешении?

Интересно посмотреть на отмеченные многочисленные народы.

И почему не указаны казахи или казахские племена. ))

 

Link to comment
Share on other sites

13 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

А есть у вас карта Долгих в хорошем разрешении?

Интересно посмотреть на отмеченные многочисленные народы.

И почему не указаны казахи или казахские племена. ))

 

Я долго занимался этой темой. Здесь будет приблизительные названия. 

Цитата

И почему не указаны казахи или казахские племена. ))

Казахи были независимыми или относительно независимыми, они не платили ясак русскому царю в 1600-х годах. Долгих обосновывал карту на основании казацких книг, сборщиков ясака

022

41-1

1395866-0

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Ньукуус сказал:

Я долго занимался этой темой. Здесь будет приблизительные названия. 

Казахи были незавимыми или относительно независимыми, они не платили ясак русскому царю в 1600-х годах. Долгих обосновывал карту на основании казацких книг, сборщиков ясака

022

41-1

1395866-0

 

 

Спасибо!

 

Link to comment
Share on other sites

 

Что интересно, булагаты с хоринцами указаны, а бурятов на карте нет.

Хотя принято вспоминать так называемых "братских людей" когда ищут раннее упоминание названия бурят.

 

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

А есть у вас карта Долгих в хорошем разрешении?

Интересно посмотреть на отмеченные многочисленные народы.

И почему не указаны казахи или казахские племена. ))

 

Как же, он вам покажет, если эта карта состряпана в славном  г. Ленинграде  в семидсятых годах уж прошлого века.

Там в советское время из чумработников массово выковывали... картографаф, итнографоф, и историкаф.

Link to comment
Share on other sites

18 минут назад, Uran55 сказал:

А вам разве не известно что что до недавнего времени тунгусами именовали...бурятов.

О таком племени как Дауры, в советской историографии предпочитали вообще не вспоминать, в связи с некоторыми особенности...освоения.

Самым нижним из группировки Лавкая был род онон, предполагаемое место обитания которого находилось на левом притоке Амура – р. Онон (ниже села Кузнецово Амурской области), в верховьях разветвляющегося на Большой Онон и Малый Онон. В среде информаторов бытуют следующие версии о происхождении названия рода. Согласно первой, этноним отождествляется с одноименной рекой — притоком Амура, берущей свое начало в Восточной Монголии [ПМА, инф. Ау Лиму], по другим сообщениям, название связано с неким провалом (на даур. яз. «оноху» — падать, проваливаться) в верхнем течении Амура. Раньше река называлась Гунан, но после того, как в месте впадения реки в Амур часть берега была затоплена, реку стали именовать Онон [ПМА, И Сун].

Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х годах XVII в. на Алдане, в районе устья его притока — р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея, вероятно, по тому же пути, по которому позже в Приамурье из Якутска пробрался отряд В.Д. Пояркова, а впоследствии и якутские купцы. В тунгусо-маньчжурском окружении на р. Судур в среднем течении р. Бурея обитал род судур, данный этноним перекликается с названием патронимической группы содор в составе аола. Однако по данным информаторов, происхождение этих групп различное и ранее они не имели контактов [ПМА, инф. И Сун].

 

Линденау пишет, что саха называли дауров не тунгус, а дагур. Долгих в своей работе "Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке" Москва 1960 пишет, что южнее Якутска была пустынная местность, куда отправлялись ходить на охоту дауры и маньчжуры. То есть даурам эта земля могла была известна задолго до прибытия саха

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Что интересно, булагаты с хоринцами указаны, а бурятов на карте нет.

Хотя принято вспоминать так называемых "братских людей" когда ищут раннее упоминание названия бурят.

Там еще есть ашабагаты, один из родов булагатов. 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...