Jump to content
Guest Хангылбай

Саха, Якуты

Recommended Posts

24 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Что интересно, булагаты с хоринцами указаны, а бурятов на карте нет.

Хотя принято вспоминать так называемых "братских людей" когда ищут раннее упоминание названия бурят.

 

Читал мифологию бурят. Там у них есть племя сэгэнут, в котором усматривает Царьков саха. Они держали бурят в качестве рабов, то есть забирали у них женщин, скот. Затем когда сэгэнуты ослабли, то булагат Тугалах восстал и нанёс поражение обидчикамhttps://cyberleninka.ru/article/n/etnopoliticheskoe-prostranstvo-buryatskogo-plemeni-bulagat-v-xvi-xvii-vv/viewer. Ашегабатов, икинатов и род ботулу считают остатками сэгэнутов.

Там род Тураялаг очень похож по звучанию на якутское название журавля - туруйа. Тогда Туруйалах - местность или род с журавлем.

Первоначально только булагатов называли бурятами

2880px-Buryatia-17-century-russian-version

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Ньукуус сказал:

что саха называли дауров не тунгус, а дагур.

А давайте посмотрим как якуты именовали своих одноплеменников во времена совсем недалекие...

САРЫЧЕВ Г. А.

ПУТЕШЕСТВИЕ

флота капитана Сарычева

по Северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному Океану, в продолжение осьми лет, при Географической и Астрономической морской Экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса, с 1785 по 1793 год.

Далее речки Аяя, от нижнего устья протоки того ж имени, Мая отклонилась в право от гор, и берег пошел низменной, понимаемой водою; напротив того с правой стороны реки начались горы, и берег продолжался небольшим каменным утесом.

   Здесь видели мы несколько речных Тунгусов: я называю их Речными потому, что они не имеют оленей и всегда кочуют по рекам на берестяных маленьких ветках (Берестяные ветки есть маленькие лодочки употребляемые Якутами для разъездов по рекам и озерам. Делаются они из тонких прутьев загнутых на место ребр и привязанных к продольным жердочкам, что составляет ее основу; кругом же на место досок обшивают берестою. Для замазывания швов варят из сметаны род замазки.), со всем своим домом, и питаются рыбою. Они собственно не Тунгусы, а только причислены к ним: происходят же от Якутов, и редко которой из них умеет говоришь по Тунгуски.

Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х годах XVII в. на Алдане, в районе устья его притока — р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея

 

Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Uran55 сказал:

А давайте посмотрим как якуты именовали своих одноплеменников во времена совсем недалекие...

САРЫЧЕВ Г. А.

ПУТЕШЕСТВИЕ

флота капитана Сарычева

по Северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному Океану, в продолжение осьми лет, при Географической и Астрономической морской Экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса, с 1785 по 1793 год.

Далее речки Аяя, от нижнего устья протоки того ж имени, Мая отклонилась в право от гор, и берег пошел низменной, понимаемой водою; напротив того с правой стороны реки начались горы, и берег продолжался небольшим каменным утесом.

   Здесь видели мы несколько речных Тунгусов: я называю их Речными потому, что они не имеют оленей и всегда кочуют по рекам на берестяных маленьких ветках (Берестяные ветки есть маленькие лодочки употребляемые Якутами для разъездов по рекам и озерам. Делаются они из тонких прутьев загнутых на место ребр и привязанных к продольным жердочкам, что составляет ее основу; кругом же на место досок обшивают берестою. Для замазывания швов варят из сметаны род замазки.), со всем своим домом, и питаются рыбою. Они собственно не Тунгусы, а только причислены к ним: происходят же от Якутов, и редко которой из них умеет говоришь по Тунгуски.

Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х годах XVII в. на Алдане, в районе устья его притока — р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея

 

Саха определенно поддерживали связь с даурами, а енисейские кыргызы названы врагами саха в собрании Линденау. Когда прибыли русские, то часть саха Бардулах, Ньогой, Огус Харах (5 тысяч человек из 20 тысяч саха) ушла в бассейн Амура, где участвовали в осаде русской крепости Албазин совместно с маньчжурамиhttp://ah.wikisource.org/wiki/Үөдүгэй_бэҕэһээ_уонна_бүгүн_(Шамаев_И.И.)/1_чааһа_Үөдүгэй_былыргыта/Үөдүгэйдэр_уонна_боотулуулар_Бүлүүгэ_олохсуйуулара. Маньчжуры грозили русским отвести границу до Якутска, расположение которого им было хорошо известно. Но маньчжурским планам помешал ойратский Галдан-бошогту. В войне с ойратами маньчжуры потратили времени около 60 лет и были ослаблены и занялись устройством завоеванных земель, то есть Якутия им стала неинтересна.

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Ньукуус сказал:

Саха определенно поддерживали связь с даурами,

Не поддерживали а они и есть Екэуты - Якуты. Смотрим черно-белую карту расселение Хоро-Даур-Чумет(Тумат) по Алдану. Дауров проживавших по реке Сахалян Ула (Амуру) именовали Сахарча. Именно этот топоним и стал впоследствии этнонимом Саха Байан-Байат, на карте отмеченные как Байагантайцы - Байауты.

Племена кори, баргу 751, тумат 752 и байаут 753, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум 754, также близки к этой области.

 

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Uran55 сказал:

Не поддерживали а они и есть Екэуты - Якуты. Смотрим черно-белую карту расселение Хоро-Даур-Чумет(Тумат) по Алдану. Дауров проживавших по реке Сахалян Ула (Амуру) именовали Сахарча. Именно этот топоним и стал впоследствии этнонимом Саха Байан-Байат, на карте отмеченные как Байагантайцы - Байауты.

Племена кори, баргу 751, тумат 752 и байаут 753, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум 754, также близки к этой области.

 

 

Нет. Николаас Витсен в книге "Северная и Восточная Тартария" привёл названия слов на даурском языке, они абсолютно не похожи на якутские, они монгольские.

Также саха в отличие от дауров не знали земледелия

Даурию справедливо причисляют к областям Восточной Тартарии. Она лежит примерно на 51° //

 

Жители Даурии живут в простых домиках. Так как сами они добродушны, простоваты, то иногда позволяют воинам, расположенным в легких укреплениях, править собою.

Говорят, что старый даурский князь с семьей уехал на юг от Амура, избегая власти иноземцев, что раньше он часто нападал на московских солдат, но, не привыкнув к огнестрельному оружию, должен был всегда отступать.

Даурцы – трудолюбивые земледельцы.

 

Следует список названий и слов языка [народов] Даурии около Амура, в городах и местах, подчиненных Сине, около Великой стены, между Синой и Тартарией; он похож и на синский язык Ляотуна, и на язык мугалов

 


 

Kumin – человек

Tolochoy – голова

Eken – мозги

Oesun – волосы

Magnay – лоб

Koemoeskoe – ресницы

Nudun – глаза

Soermoesoen – веки глаз

Chamar – нос

Tana – ноздри

Mijuk – усы

Sagal – борода

Oeroer – губы

Eirgun – волосы бороды

Dero Oeroer – нижняя губа

Schidun – зубы

Kelen – язык

Nior – лицо

Kojer Tschikin – уши

Kol – горло

Amann – рот

Koedun – шея

Em – правая лопатка

Duem – левая лопатка

Kartchaganak – локти

Gur – сердце

Alexan – ладонь

Jerekey – большой палец

Schirgutschi, koergun – мизинец

Kaboesoen – ребро

Koemoesoen – ногти пальцев рук

Jeptchun – грудь

Noergoen – позвоночник

Suruken – сердце

Kotoe – живот

Kokinn – соски груди

Koedosoen – предплечье

Benko Oezun – пояс

Kojesoen – пуп

Tabazak – пузырь

Kuja – ляжки

Ebuduk – колено

Ooschki – легкое

Jelechen – печень

Schinbu – берцовая кость

Boentschuk – икры

Kol – ступня

Kolin Tabak – плоскости ступни

Kolin Oezegey – пятки

Jetschegeymeni – мой отец

Turcksen – старший брат

Duni – мой младший брат

Okien duni – сестра

Jebegen – дедушка

Jemekeni – бабушка

Koergoen – шурин, зять

Koeredu – брат жены

Katim Jetschegey – тесть, свекор

Link to comment
Share on other sites

Те якуты, которые не захотели подчиниться России, и которые переселились в бассейн Амура со временем кажется китаизировались вместе с маньчжурами. Потому что раньше, когда просматривал маньчжурские песни нашёл ник одного из них, обозначенным как Botulu.

Хабаровский край, Амурская область изначально не были русскими областями. Это земли даур. Русские прибыли туда только после 1857 года, когда империя Цин ослабла. Там были экспедиции Невельского и Муравьева-Амурского.

Link to comment
Share on other sites

 

Некоторые из даурских слов хорошо понятны нам, казахам:

Magnay – лоб

Tana – ноздри

Sagal – борода

Alexan – ладонь

Suruken – сердце

 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Uran55 сказал:

Племена кори, баргу 751, тумат 752 и байаут 753, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум

Якутия и есть Баргуджин - Токум прародина монголов. Кори - Хоро и Хоролоры, Баргу - Барагон, Туматы - Туматы, Байаут - Байа-гантай.

Междоусобные войны, происходившие в исторический период, известный под названием «кыргыс уйэтэ (век битвы и резни)» (конец XVI — начало XVII в.), А.А. Саввин связывает с последней волной «южных» предков якутов, считавших себя потомками Элляя,— кангаласцев. «Межплеменная борьба якутов, проходившая до эпохи завоевания русских и продолжавшаяся вплоть до XVIII в. есть борьба автохтонов с новыми пришельцами

 

 

Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Uran55 сказал:

Якутия и есть Баргуджин - Токум прародина монголов.

 

Да не, описания и ориентиры не подходят.

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

описания и ориентиры

С младшим сыном Хоридоем Баргу-батур направился на север по р. Лене, в тогдашнюю Якутскую область, оставил его там, сказав те же самые слова.( «Ты будешь царем этой местности! Твое счастье здесь».) В каком именно месте остановился, предание не указывает. Сам он вернулся обратно в Иркутскую губернию. Умер Баргу-батур, по одним сведениям, на о. Ольхон, по другим - ниже Иркутска по р. Ангаре. Оставшийся в Якутии Хоридой прожил там некоторое время, женился «на дочери неба»

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Uran55 сказал:

Оставшийся в Якутии Хоридой прожил там некоторое время, женился «на дочери неба»

№ 88. Сказания о предках хоринцев

В древности хоринцы обладали несметным богатством, имели множество скота. Однажды случилось большое наводнение, ко­торое унесло много хоринцев и их скота. Одна старуха во время наводнения подняла на большой стог старого сена девять телят, которые там остались живы. От этих телят будто бы потом раз­множился снова скот.

Хоринцев ругают, говоря, что их предки когда-то поклонялись ворону. Во время наводнения предки хоринцев будто бы сидели без огня. В это время прилетел ворон, держа во рту огниво с ме­шочком для трута, и спустил это хоринцам. Поэтому, говорят, ворон стал божеством хоринцев.

Затем в нашем районе многие говорят, что хоринцы происхо­дят от 44 шаманов.

Борисов Николай Петрович, Хоринского наслега. Январь 1924 г., уро­чище Кюсююр.

№ 89

Рассказывают, что якутов нашего Хоринского наслега в древности было много. Разбрелись будто бы от потопа [рас­сказчик имеет в виду наводнение Лены], некоторые тогда выехали в горы.

Хоринцы своими предками считают 44 шамана и 44 кузнеца.

Шепелев Федор, 27 лет, Хоринского наслега. Январь 1925 г.

Link to comment
Share on other sites

В 20.08.2022 в 21:21, Ньукуус сказал:

Нашли.

Это просто слово без материального подтверждения - фолькхистори. Никаких древних якутов на Байкале не найдено. Пока еще никто не нашел кулун-атахскую культуру якутов на Байкале. И не найдут. 

Сэгэнуты не были якутами. Это самые настоящие буряты монгольского происхождения. Сэгэнуты и сейчас у Байкала живут. Смотрите здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8D%D0%B3%D1%8D%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8B

Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, Samatq сказал:

Кыргызы

Кыргыс үйэтэ - период междоусобной войны в Якутии. Якутские племена сражались друг против друга за верховенство. Кыргызы здесь отношения не имеют. 

Из якутского языка:

Кыргын - стричься

Кыргыс - битва, бой

Кыргыһыы - сражение, побоище

Кыргыс киһитэ - древний якутский воин

Кыргыы - истребление

Кыргыыс - кыргыз

Из кыргызского языка:

Кыркуу - истребление

Чач кыркуу - стричься

Кыргыч - истребитель

Кыргыз - кыргыз

Кыргызы имеют ген R1a. Енисейские кыргызы говорили на тюркском. Но, древнейшие предки енисейских кыргызов из числа европеоидов возможно говорили на праиндоевропейских языках. Поэтому, возможно, это слово имеет праиндоевропейское происхождение. Имеется 2 версии из протоиндоевропейских корней.

Версия первая:

*(s)ker- to cut off - отрезать

https://en.wiktionary.org/wiki/Reconstruction:Proto-Indo-European/(s)ker-

Версия вторая:

*ker-[1] army

(k-a-r /kāra/, “people of war, army”) - люди войны, армия.

Latvian: kars война.

https://en.wiktionary.org/wiki/Reconstruction:Proto-Indo-European/ker-

Родственно с караван:

https://en.wiktionary.org/wiki/k%CA%BElw%CA%BEn%27#Middle_Persian

Возможно, эти слова остались от скиф-сака, ираноязычных предков тюрко-монголов. Вот почему существуют тюрко-монгольские и английские параллели. По радио России слышал новую научную гипотезу. Носители скифской культуры из Ордос (Китай) вышли в Сибирь, потом дошли до европы. От себя добавлю, скифы из Ордос постепенно мигрировали через земли Монголии в Сибирь и долго жили среди алтае-язычных предков тюрко-монгол. Самоназвание скифов - сака. Язык - индоиранский. 

Кто не верит, смотрите здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%BE%D1%81

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Харабыл сказал:

Кыргыс - битва, бой

Кыргыһыы - сражение, побоище

Кыргыы - истребление

Кыркуу - истребление

 

В казахском языке тоже:

гл. Қыру - истреблять, уничтожать

сущ. Қырғын - истребление, побоище 

 

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Харабыл сказал:

И не найдут. 

Давно уже со 100% гарантией известна якутская родословная. Можете забыть о скифах-саках и прочий утопический мусор в своей голове.

О происхождении отцовских линий популяции саха:
сравнительный анализ данных популяционной генетики / древней ДНК,
археологических и исторических исследований
Тихонов Д.Г., Gurkan C., Demirdov K. D., Beyoglu E

Согласно представленным здесь результатам, гаплотипы Y-STR, похожие на гаплотипы исходной линии Эллэй, были обнаружены на Западе: в Афганистане и на Северном Кипре, а также на Востоке: в провинции Ляонин (Китай),Улан-Баторе и в Северной Монголии. В случае доминирующей линии Омогой в г. Чифень(провинции Гирин, Китай) были найдены очень близкие гаплотипы, отличающиеся одним мутационным шагом. Для якутского гаплотипа Неизвестный был обнаружен самый широкий спектр подобных гаплотипов: в Монголии, Китае и Южной Корее. Например, гаплотипы, различающиеся только на один шаг мутации, были обнаружены в Северной Монголии (среди популяции халк, дархад и урянхай), Улан-Баторе(халк) и в провинции Цзилинь, Китай (китаец).

Как видим в предках одни монголы. Можно конечно поискать родню среди женщин, но и тут как видим засада.

С. Федорова...Результаты филогеографического анализа гаплогрупп, наиболее распространенных в Якутии, свидетельствуют об их южном происхождении, что согласуется с мнением историков и археологов о заселении Якутии из более южных территорий.

Результаты подтверждают сценарий согласно которому территория Якутии заселялась главным образом из регионов Забайкалья и Прибайкалья,

 

 

Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, Харабыл сказал:

эти слова остались от

В результате похода в Европу. Предки якутов с Байкала облазив юг и север совершали походы и на дальний запад, например (VI—IX века). Стали известны миру как Авары.

Ава́рский кагана́т — государство авар, существовавшее с 562 по 823 год и в период расцвета занимавшее территории современных Венгрии, Австрии, Словакии, Баварии (частично), Польши, Украины, Хорватии, Сербии.

Основано каганом Баяном I. Одно из влиятельных государств эпохи великого переселения народов, в течение короткого времени контролировавшее Восточную Европу, в том числе часть земель более поздней Киевской Руси.

По заметкам А.А. Саввина, злой дух, увидев шамана, обычно задает вопросы: «Хайа дьуот-тугунуй? (Кто из дьуотту явился?», «Хайа тумат ураанхайгыный? (Из каких туматов уранхай?)», «Хайа борон ураанхайгыный (Кто из серых уранхайцев?)» или же «Хайа хаахайгыный? (Из какого рода хаахай?» [д. 52, л. 6; 48, л. 27]. На что шаман отвечает «Саха байаан/байаат ойуунабын (Якутский байан/байат шаман)».

Из какого рода Хаа хай.

На древнекитайском языке однако во времена династий Хань гласный не подвергался более позднему округлению, и произношение реконструируется как *ga (Baxter 1992: 763) или *ga <* gâ (Schuessler 2007: 281). такое же звуковое изменение в характере nú  хунну 匈奴 что рифмуется с hú . Он был слишком округлым еще в среднекитайском [ndo ~ ndu] или ɔ] (Pulleyblank 1991: sv nú ; Coblin 1994: 150 [§0088, 0088a]), но не округляется в древнекитайском, независимо от того, реконструировано ли оно как * na (Baxter 1992: 779) или * na <* nâ (Schuessler 2007: 404). То, что этот класс рифм имел неокругленную букву «-а» в китайском языке эпохи Хань, конечно же, подтверждается ассоциацией, как я сделал ранее, Xiongnú с санскритским Hū. а и греческий Khōnai. Таким образом, можно считать вполне установленным, что первоначальное прочтение, которое имел в виду Ху, было *ga ~ *ga ~ *gâ. северный Шэньси, Ордос, северный Шаньси, южно-центральная часть Внутренней Монголии и пограничная зона Хэбэй-Ляонин-Внутренняя Монголия,

 

Link to comment
Share on other sites

23 hours ago, Харабыл said:

*(s)ker- to cut off - отрезать

https://en.wiktionary.org/wiki/Reconstruction:Proto-Indo-European/(s)ker-

В

 

Возможно, эти слова остались от скиф-сака, ираноязычных предков тюрко-монголов. Вот почему существуют тюрко-монгольские и английские параллелимонгол. Самоназвание скифов - сака. Язык - индоиранский. 

Кто не верит, смотрите здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%BE%D1%81

Хяргах /монг/-отрезать.

Монгольский язык есть продолжение языка древних скифов,индоевропейцев с загрязнением тюрко-маньчжурского.

Link to comment
Share on other sites

В 22.08.2022 в 06:39, Харабыл сказал:

*(s)ker- to cut off - отрезать

Версия вторая:

*ker-[1] army

(k-a-r /kāra/, “people of war, army”) - люди войны, армия.

Родственно с караван:

Возможно, эти слова остались от скиф-сака, ираноязычных предков тюрко-монголов. Вот почему существуют тюрко-монгольские и английские параллели.

 

А я предполагаю, что в этих словах основа не "ker", а "qyr" со значениями "гладкий, соскобленный, сбритый, истребленный" (в монгольских емнип "харах").

Отсюда наверно:

"qyr" - "[гладкая, ровная] степь" (в монгольских "хээр").

"qyr" - "[гладкая, ровная] грань".

"qyrgyn / qyrgys" - "бойня, побоище, истребление".

 

Link to comment
Share on other sites

Древнее и полное имя первопредка якутов - Эллэй Татаар. Его отца звали Татаар Тайма. Имя указывает на то, что он был из татарского племени. Генетика показывает, что Эллэй имел много родственников среди древних монгол. Это тоже указывает на принадлежность нашего предка Эллэй к монгольским татарам. Эти татары были противниками Темучина и воевали против монгольской армии. Все древние легенды о нашем предке Эллэй говорят, что он был беженец. Значит, ему не было места в империи Чингисхана. Поэтому, наш предок Эллэй был вынужден уйти за пределы монгольской империи. Вот такая гипотеза является наиболее правильной. 

Link to comment
Share on other sites

Почему белые урянхайцы (сагаан урянха) были вытеснены из бурят-монгольских земель в сторону Якутии? Потому-что они напали на бурят-монгол. А почему напали? Тут возможен один ответ: белые урянхайцы (сагаан урянха) не были членами монгольской империи. Видимо, даже не знали про Чингисхана. Поэтому и напали. Белые урянхайцы (сагаан урянха) были тюркоязычны. Но, не были якутами. Попав в Якутию они ассимилировались и их потомки стали якутами.

Слово ураанхай было популярным в советское время. Тогда принадлежать к классу бедных было в почете. Не все якуты любят слово ураанхай. Некоторые думают это ругательное слово. В словаре Пекарского слово ураанхай имеет и такие значения: бедокур, чудак, дух уменьшающий богатство. Кто захочет вселить в себя дух уменьшающий богатство? Видимо, поэтому, многие якуты не хотят называться ураанхай.

Link to comment
Share on other sites

Прежде чем заявить, что он потомок Чингисхана, человеку необходимо иметь копии древних, архивных документов доказывающих его принадлежность к потомкам Чингисхана, а также иметь генетический анализ. У якутов нет никаких древне-якутских архивов. Поэтому, для якута, без копий архивных документов и генетического анализа, говорить "я потомок Чингисхана", равносильно тому, что сказать "я потомок Наполеона". 

А говорить, что якуты пришлый народ из Байкала равносильно тому, что сказать: "Мы якуты пришельцы из Франции!" Ведь, во Франции было племя Бетюнь. А в Якутии тоже было племя Бетюнь (Бөтүн). Чем не родство? 

Нормальный якут увлекающийся историей Чингисхана считает себя фанатом Чингисхана. Он будет говорить: "Я фанат Чингисхана". Он не будет выдавать себя за потомка Чингисхана. И не будет на весь мир выставлять якутский народ как воинов Чингисхана без никаких древних, письменных доказательств. Во времена Чингисхана у монголов была письменность. И там нет никаких записей про якутов. Потому-что, якуты жили в Якутии и не участвовали в походах Чингисхана. 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Харабыл сказал:

имя первопредка якутов - Эллэй Татаар.

Эллэй не первопредок якутов, для начала. Так называемый эрсоготох или по монгольски оорцог, по тувински ооржак. Происхождение рода Ооржак.

Название Ооржак было дано предкам современных носителей этнонима монголами не позднее XIII-XIVв. во время монгольской военной экспансии. Возможно, данное название произошло от древнетюркского глагола oYur, значение которого близко с вышеуказанным монгольским словом 'расщеплять' (тув. оорар) и род ооржак был остатком какого-то древнетюркского рода или племени.

Западномонгольские урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек Искони (оорцог) из урянхов. Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня. Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо'рджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо»

 

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...