Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

В 07.12.2022 в 18:20, Nurbek сказал:

sariyog' и саржак это два слова. Дословно "желтое масло".

сары, сар - желтый

yog, жак - масло

С санскритом никакой связи.

Здесь согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.12.2022 в 18:28, Nurbek сказал:

Бут по тюркски это бедро, ляжка. foot в английском это ступня. Опять мимо.

Не согласен.

Отрывок из ДТС: BUT - 1. бедро; 2. нога: qarga qazqa ötgünsä buti sīnur если ворона станет подражать гусю, она переломает себе ноги; 3. основа.

У сибирских тюрков одно из значений слова бут - нога.

Отрывок из словаря Пекарского: бедро; задняя нога скотины; нога человека.

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-1/314

На тувинском бут еще имеет значение - лапа. Смотрите здесь:

https://tyvan.ru/ . Там нужно писать - бут. 

Ступня это часть ноги. В старых английских словарях написано - нога, ступня. В новых - ступня.

Английский: foot - ступня.

Таджикский: пой, по - нога, ступня.

Испанский: pie - нога, ступня, лапа.

Испанский: pierna - 1. нога; 2. штанина; 3. бедра птиц и четвероногих.

Греческий: πόδι (поди) - нога, ступня. 

Греческий: ποδάρι - нога.

Древнетюркский: бут - бедро, нога. Похожи же. В древние времена было много миграций и слова распространялись туда и сюда (карасукцы, таштыкцы, скифы, хунну, жужани и др).

Перевод pierna смотрел здесь (испанский - русский):

https://translate.google.com/

Казахское слово бұт - 2) задняя конечность (у животных):

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/бұт/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.12.2022 в 08:28, Харабыл сказал:

Не согласен.

 

Почему не согласны? На саха тыла ведь буут[тах] тоже ляжка.

Из того же местах сэп[тах] и другие, не буду называть. f09fa4ad_2x.png

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.12.2022 в 16:36, АксКерБорж сказал:

Почему не согласны? На саха тыла ведь буут[тах] тоже ляжка.

Из того же местах сэп[тах] и другие, не буду называть. f09fa4ad_2x.png

 

Не согласен, с тем что мимо. Потому что в ДТС бут имеет значение нога. Не совсем согласен с реконструкциями древних слов. Так как древние языки были бесписьменны. Поэтому, ныне невозможно разобраться где родились слова, которым по несколько тысяч лет. В древние времена было много миграций. Некоторые корни древних слов могут быть протоалтаизмами, некоторые протоиндоевропеизмами и т.д.

Насчет бут - ляжка. У современных якутов бут - бедро, ляжка. Но, здесь важнее как было в древности (ДТС): бут - 2. нога.

Якут: сэп - инструмент, орудие, оружие.

Бурят: зэбе - оружие, наконечник стрелы.

Монг: зэв - наконечник стрелы.

Монг: зебе - острое орудие или оружие (Пекарский).

Монг: зэвсэг - оружие.

Калмык: зев - оружие.

Кыргыз: жебе - стрела.

Казах: жебе - стрела.

Венгр: szab - кроить, резать.

Венгр: szablya - сабля.

Русский: сабля.

Англ: sabre - сабля.

Латвийский: zobs - зуб.

Латвийский: zobens - меч.

Таджик: шоф - сабля.

Арабский: شفرة (шафра) - большой нож, лезвие. 

Араб: سيف (сайф) - меч, сабля, рапира.

Древнегреч: ξίφος (ксифос) - меч.

Коптский: сефе - меч.

Египет: зефетч - меч, нож.

https://en.wiktionary.org/wiki/zfṯ#Egyptian

Микенский греческий: qi-si-pe-e, “two swords” - два меча. Два меча или обоюдоострый: qi+si-pe-e? Похож на икки+сэп.

https://en.wiktionary.org/wiki/ξίφος#Ancient_Greek

https://alphapedia.ru/w/Xiphos

Микенская цивилизация (отрывок из Возникновение первых ахейских государств):

Также схожие признаки культуры, оставившей Сейминский могильник, найдены в Монголии, что говорит о высокой мобильности кочевых степных народов. Данные факты указывают на возможную миграцию культур из степной части России на Балканы, смешивание их с местным населением и затем основание ими Микенской цивилизации, положившей начало Греческой культурной общности.

Микенская цивилизация (отрывок из Палеогенетика):

Хотя было выявлено генетическое родство минойцев и микенцев, последние отличались связью с истоками среди «охотников-собирателей Восточной Европы и Сибири, опосредованных населением евразийских степей или Армении».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Микенская_цивилизация

На испанском есть такие слова: equivoco (двусмысленный), equilibrio (равновесие). Equi+voco, equi+librio - где equi неустановленной этимологии. Похож на тюркское - икки (два).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А. Н. Алексеев

РАННИЕ КОЧЕВНИКИ В ЯКУТИИ

Еще в 1951 г. известный специалист по тюркской рунике А. Н. Бернштам, предварительно дав оценку, что это действительно рунические надписи, прочитал одну надпись как «аз йинчэ эд эб» - «азские бусы - добро», т. е. «место, где находится клад народа аз». Другую надпись он расшифровал как «мин алкатим» -«я благославляю» [6]. При раскопках древнеякутских поселений Х1У-ХУ1 вв. был найден костяной наконечник стрелы, на плоской стороне которого были прочерчены три руны [1, табл. VII, 7]. Эту надпись Е. С. Сидоров и А. И. Гоголев [7] прочли как «ага эль» - «союз, племя отца». В настоящее время имеются совершенно другие варианты чтения указанных надписей и различные расшифровки вновь выявленных надписей [8, 9, 10]. Не вдаваясь в подробности творческих поисков лингвистов-тюркологов, отметим, что для нас в данном случае важен сам факт наличия рунического письма в ареале расселения тюркоязычных якутов, поскольку это дает некоторые возможности для этноисторических и хронологических построений. Например, считается установленным, что орхоно-енисейская руническая письменность, подоб-ная имеющимся в Якутии надписям, более или менее широко существовала в Сибири до Х в. Исходя из этого можно полагать, что оставившие рунические письмена люди, возможно, являющиеся предками саха-якутов, уже были в Якутии в Х в. или по крайней мере не позднее XI в.

https://cyberleninka.ru/article/n/rannie-kochevniki-v-yakutii

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Харабыл сказал:

А. Н. Алексеев

РАННИЕ КОЧЕВНИКИ В ЯКУТИИ

Еще в 1951 г. известный специалист по тюркской рунике А. Н. Бернштам, предварительно дав оценку, что это действительно рунические надписи, прочитал одну надпись как «аз йинчэ эд эб» - «азские бусы - добро», т. е. «место, где находится клад народа аз». Другую надпись он расшифровал как «мин алкатим» -«я благославляю» [6]. При раскопках древнеякутских поселений Х1У-ХУ1 вв. был найден костяной наконечник стрелы, на плоской стороне которого были прочерчены три руны [1, табл. VII, 7]. Эту надпись Е. С. Сидоров и А. И. Гоголев [7] прочли как «ага эль» - «союз, племя отца». В настоящее время имеются совершенно другие варианты чтения указанных надписей и различные расшифровки вновь выявленных надписей [8, 9, 10]. Не вдаваясь в подробности творческих поисков лингвистов-тюркологов, отметим, что для нас в данном случае важен сам факт наличия рунического письма в ареале расселения тюркоязычных якутов, поскольку это дает некоторые возможности для этноисторических и хронологических построений. Например, считается установленным, что орхоно-енисейская руническая письменность, подоб-ная имеющимся в Якутии надписям, более или менее широко существовала в Сибири до Х в. Исходя из этого можно полагать, что оставившие рунические письмена люди, возможно, являющиеся предками саха-якутов, уже были в Якутии в Х в. или по крайней мере не позднее XI в.

https://cyberleninka.ru/article/n/rannie-kochevniki-v-yakutii

«аз йинчэ эд эб» - «азские бусы - добро», т. е. «место, где находится клад народа аз». Видимо, спрятали остатки былой роскоши. Народ аз - это тюрки. Происходят от тюркоязычных динлин. Возможно, какая то группа откололась от народа аз и оказалась в Якутии. Надпись сделана до X-го века. Наверно, написали о ценностях принесенных из прежней родины - общая касса? Потомки сделавших эту надпись людей, вероятней всего, вошли в состав якутского народа. 

Про башкир-катайцев и племени аз:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассы_(род)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.12.2022 в 04:40, Харабыл сказал:

Надпись сделана до X-го века.

Некоторые из них написаны минеральной краской (охрой) на приметных речных скалах вдоль рр. Лена, Олёкма, Марха, Сиинэ. Другая часть рун начертана на различных предметах, найденных при археологических раскопках и этнографических сборах. Попытки расшифровки этих рун предпринимаются давно....В настоящее время имеются совершенно другие варианты чтения указанных надписей и различные расшифровки вновь выявленных надписей.

Ныне все проще, статья вышла про якутов - саха .....http://генофонд.рф/?page_id=35882

Характерной особенностью построенного генеалогического дерева является резкий рост генетического разнообра­зия ветвей N-M1984 и N-M1935 в составе гаплогруппы N-M1982. Возраст ближайшего общего предка (TMRCA) ветви N-M1984 оценивается как 620 ± 100 лет до н.в. Ветвление ветви N-M1935, самой многочисленной в составе гапло­группы N-M1933, произошло 650 ± 170 лет до н.в. Нарастание гене­тического разнообразия отражает быстрый рост численности попу­ляции. Автор предполагает, что этот рост начался 630 ± 100 лет до нашего времени, кален­дарная дата: 1320 ± 100 год н.э. Датировка согласуется с ра­диоуглеродным возрастом памятни­ков кулун-атахской археологиче­ской культуры.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Uran55 сказал:

Датировка согласуется с ра­диоуглеродным возрастом памятни­ков кулун-атахской археологиче­ской культуры.

И так становится понятно откуда у якутов ноги растут. Расселение якутов по долинам рек Лена - Олекма - Токко миграция шла начиная с последней. Первые поселения на реке Олекма с  дальнейшим выходом либо сплавом на речные долины реки Лена. Река Олекма речные ворота в Забайкалье древнейший Тунгирский волок на реку Силкар она же Сахалян Ула. Толчком переселения якутов по всей видимости послужила эпидемия чумы в Забайкалье.

Самая известная пандемия чумы была названа «Черной смертью». Она, по всей видимости, стала следствием похолодания климата. Холод и голод выгнали грызунов из пустыни Гоби ближе к человеческому жилью. В 1320 году были зафиксированы первые случаи заболевания. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию, затем к 1341 году по Великому Шелковому пути достигла низовьев Дона и Волги. Опустошив Золоту Орду, болезнь ушла на Кавказ и в Крым, а оттуда генуэзскими кораблями была доставлена в Европу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вряд ли поверят, что царем якутов был Чингисхан. Это что? Якуты жили вокруг ставки Чингисхана? Не верим в такие сказки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Якуты сложносоставной народ. Состоит из множества компонентов. Одним из компонентов являются монголы. Но, эти монголы были беженцами. Старинные якутские легенды рассказывают о людях-беженцах. Значит, они бежали из монгольской империи. В 1960-ых и 1970-ых годах якутские дедушки и бабушки говорили: "Наши предки бежали от Чингисхана".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этногенез якутского народа прошел в Якутии. Место происхождения якутов - Якутия. Якуты - коренной народ Якутии. Тем более, якуты ассимилировали множество представителей автохтонных народностей Якутии. Основная масса компонентов из которых сложился якутский народ - это малые народности Крайнего Севера. В общем, пришлые и местные компоненты смешались и в результате этого сложился современный якутский народ. А ядро якутского народа - пратюркское племя саха (суперэтнос). Мы есть саха. И говорим на языке саха. Наша исконная родина - Якутия. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На якутском: жена - ойох. На алеутском (Аляска): жена - айага. В языках индейцев существуют и другие слова похожие на якутские. Это говорит об одном - пратюрки появились в Якутии несколько тысяч лет назад. Также, до нашей эры в Прибайкалье жили сибирские скифы. В якутском языке имеются древнеиндийские слова. Значит, самоназвание саха досталось якутам от скифов-сака. К тому же, скифы-сака числятся в списке предков тюрков. Тут в разделе "См. также" есть рисунок "Схема генеалогического древа тюрков до V века н.э." Там среди предков есть Саки:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Динлины

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О тюркском влиянии на сложение комплекса скотоводческой лексики монгольских языков

Рассадин Валентин Иванович

Еще в XVIII в. европейские ученые заметили наличие большого количества сходных терминов в области степного скотоводства между монгольскими и тюркскими языками. Выявленные ими общие тюрко-монгольские скотоводческие термины были отнесены к алтайскому праязыку. При дальнейшей работе с этими терминами алтаистам (например, Ц. Д. Номинха-нову [6]; А. М. Щербаку [14]; К. А. Новиковой [4; 5]; А. Рона-Ташу [7]) удалось установить заимствованный характер многих из этих терминов, взятых монгольскими языками из тюркских, а тунгусо-маньчжурскими языками из монгольских. Г. Клосон, исследовавший тюрко-монгольскую языковую проблему [17], тоже считает, что монгольские языки испытали сильное тюркское влияние.

Опираясь на тезис А. Рона-Таша [7, с. 37] о том, что монгольские языки многие животноводческие термины заимствовали из протобулгарско-го языка, мы попытались провести комплексное сравнительное исследование тюркских и монгольских терминов внутри целого пласта номадной лексики. При этом основным критерием тюркского происхождения рассматриваемого термина для нас послужило его наличие в пратюркском и древнетюркском языке и распространение по современным тюркским языкам и невозможность этимологизации из монгольских языков. Кроме того, специалистами по этимологии тюркских языков убедительно доказано, что все эти видовые и половозрастные названия пяти видов скота, традиционно разводимые тюрками и представленные как в древнетюркском языке, так и в современных, унасле-дованы языками-потомками от общетюркского праязыка [11, с. 425] вместе с самим степным скотоводством номадного типа, пришедшим из глубины тысячелетий. Пратюркская форма была нами взята из данного источника [СГТЯ]. Источником древнетюркских форм послужил «Древнетюркский словарь» [1]. Мате-риал по современным тюркским языкам взят из имеющихся опубликованных словарей. Данные по старописьменному монгольскому языку почерпнуты из «Монгольско-английского словаря» Ф. Лессинга [18], по современным монгольским языкам — из имеющихся опубликованных словарей.

https://cyberleninka.ru/article/n/o-tyurkskom-vliyanii-na-slozhenie-kompleksa-skotovodcheskoy-leksiki-mongolskih-yazykov

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие якутские слова используемые в скотоводчестве интернациональны. Это говорит, что эти слова очень древние. То есть, этими терминами уже могли пользоваться древние народы: скифы, динлины, хунну, сяньби, кидане, жужани, енисейские кыргызы, древние уйгуры и др. Можно уверенно сказать, что древние скотоводы Якутии из Улахан Сегеленнях, III - IV века нашей эры, тоже пользовались этими терминами. 

ДТС - Древне Тюркский Словарь.

Якутские слова используемые в скотоводстве:

Күрүө - огороженное место, ограда, забор. Ср. тюрк: кора, күрээ. Уйгур: қора - двор. Казах: қора - двор. Русский: курень. Русский: городьба. Русский: город. Тува: хоорай - город. Кыргыз: короо - загон. Башкир: қура - двор. Мордва: корам - двор. Чуваш: карта - ограда. Венгр: kerites - забор. Француз: cour - двор. Англ: court - двор. Маньч: хори - плетень, изгородь. Маньч: курен - двор. Бурят: күрээ, хүрэ - забор, изгородь. Монг: хороо - забор.

Түү - трава на покосном участке, аренда покосного участка. Ср. тюрк: төбэ, түбэ - доля, участок, дача. Сойот: түлик - страда. Тува: түрээ - аренда. Монг: түрээс - аренда.

Түүлэһии - арендный договор (о покосном участке). Английский: deal (ди́л) - сделка. Немецкий: teilen - делить, распределять. Бурят: түрсэ - проценты. Тува: түр - временный. Тува: түрээ - аренда. Монг: түрээс - аренда.

Түүтэх - сноп. Якут: тууй - завязывать. ДТС: TÜG- завязать. Ср. тюрк: ту - запрудить. Кыргыз: түй - связывать. Кыргыз: түйдөк - клубок. Греческий: δέω (део) - связать, связка. Испан: tutuca - тюк. Английский: tuft - пучок. Англ: tie (тай) - связывать, галстук. Франц: touffe - пучок. Монг: түүдэг - клубок, связка. 

Өлбүгэ - земельный надел. Алтай: жер үлүүзи. Монг: ногдол газар - земельный надел.

Үлүү - доля. Тюрк: үлүү - доля. Тюрк: үлэ - делить на части. Ср. уйгур: үлүк - удел, надел, пай. Якут: үллэр - делить. Якут: үлтүрүт - разбить на осколки, раздробить, размельчить. Древнегреческий: ἀλέω (алео) - молоть, колоть, мельчить. Древнегреч: ἀλοἀω (алоао) - молотить, бить, колотить. Англ: allotment - выделение, доля, надел. Венгер: eloszt (feloszt) - делить, распределять. Монг: хувь - доля.

Атырдьах - вилы. Баскский: adarrak - рога. Ср. тюрк: адыр, азыр - вилы. Кыргыз: айры - вилы. Монг: сэрээ - вилы.

Кыдама - большие вилы. Якут: кыдаайы - больших размеров. Узбек: катта (согдийское) - огромный, большой. Венгр: hatalmas - мощный, огромный. Монг: том - большой. 

Кыраабыл (русизм) - грабли. Тува: дырбааш - грабли. Кыргыз: тырмо - грабли. Монг: тармуур - грабли. Видимо, у древних якутов было похожее слово на "грабли". Якут: харбаа - схватить, сгребать, грести; подметать. Ср. тюрк: карба, карма - зацеплять, хватать руками, ощупать. Древне-монгол: "харма-" - сгребать, забирать, собирать в одно место. Санскрит: गृभ्णाति - грбхнати, "схватить, держать в руке". Персидский: گرفتن (gereftan) (present stem گیر‎ (gir)) - герефтан (гир), "схватить, взять, поймать". Английский: grab - схватить, быстро собрать. Русский: грабли, грабить, грести. 

Хотуур - коса. Тофа: һаджур - коса. Тува: кадыыр - коса. Английский: cutter (катэ) - режущий инструмент. Монг: хадуур - коса.

Хадьымал - скошенное место, жниво. 

Ходуй - выкашивать, срезать. Хинди: कटाई катааи - срезать; жатва, уборка урожая. Бенгали (Индия): ката - резать. Английский: cut (кат) - резать. Тува: хыдыыр - истреблять, косить (губить). Якут: кыдый - резать (губить), истреблять, рубить (ветки), косить (траву, скот, людей); жать. Маньчжур: хаду - косить; жать. Бурят: хада - срезать, жать хлеб. Монг: хадах - косить.

Ходуһа - место где коситься сено.

Кыстык - наковальня для косы. Якут: кыстай - бодливый, лягающийся. Башкир: һөзгэх - бодаться. Мордва: кячкорди - бодливый. Монг: анвал - наковальня.

Өтүйэ - молоток для отбития косы. Ненец: ютба - бить. Тува: эттээр - бить, избивать. Якут: эттээ - бить, наносить побои. Тофа: эттээр - колотить. Венгр: ütni - бить. Венгр: üt - ударять, бить, стучать. Венгр: ütő - битьё. Монг: алх - молоток. Монг: ухах - долбить.

От мунньуу - уборка сена. Якут: мус - собирать, копить. Греческий: μαζεύω (мазево) - собирать, собирать урожай. Чуваш: пустар - копить. Таджик: муштарак - соединение; совместный. Монг: собирать - суглуулах. Монг: уборка урожая - ургац хураах.

Субуу - протяжный вал сена собранный граблями прежде чем копнить. Ср. тюрк: шубур - следовать друг за другом по одной линии. Якут: субурус - следовать друг за другом. Бурят: субури - следовать друг за другом. Маньч: субури. Испанский: subseguir - следовать (один за другим). Английский: subsequent - последующий. Монг: цувах - следовать друг за другом, вереницей.

Бугул - копна (сена); стог. Ср. татар: богөл - стог. Алтай: буул - копна. Шорцы: пуҕул - копна. Русский: бугор. Санскрит: भुग्न (bhugna, “curved, crooked”) - бхугна, "кривой, согнутый". Уйгур: букул - согнуть. Монг: бухал - копна.

Лэкээ - маленькая копна (сена). Ср. осман: лэкэ - пятно.

Кэбиһии от - стог сена. Башкир: кэбэн - стог. Мордва: капа - стог. Чуваш: капан - стог. Хакасс: кӧпен - копна сена. Тува: хөпэн сиген (сено) - копна сена. Русский: копна. Венгр: keve - сноп. Монг: цомог - стог.

Отуу - шалаш, шатер. Ср. тюрк: отак, оду - шалаш, палатка. Турецкий: otak - большая палатка. Румын: otac - временный шалаш сельхозработников, рыбаков, пастухов. Османский: اوطه ода - офис, палата. Египет: أوضة оода - комната. Грузинский: ოთახი отакси - комната. Таджик: утоқ - комната. Русский: ватага - шумная компания (от тюрк. отак). Бурят: оток - палатка, юрта. Корей: 오두막 одумах - шалаш. Монг: овоохой - шалаш.

Күрдьэх - лопата. Ср. тюрк: күрэк - лопата. Хакасс: күржек - лопата. Шорцы: күрчек - лопата. Тофа: хүрүжек - лопата. Узбек: курак - лопата. Башкир: көрэк - лопата. Чуваш: кересе - лопата. Бурят: күрзэ - лопата. Якут: күрдьүн - почесываться, поскребываться. Немец: kratzen - царапать, скрести. Прото-кельтский: *kartati - чистить, вытирать, прогонять, отгонять. Якут: саах күрт - навоз чистить. Монг: хүрз - лопата.

Титиик - летнее помещение для скота. Khotanese: [script needed] (ttī, “abode, covered place, nest”) - ттии, "обитель, укрытие, гнездо". Khotanese - хотаносакский язык, Синьцзян.

Төлөһүй - добреть, толстеть (о скотине), поправляться, вырастать (о траве). Древнегреч: θάλλω (талло) - расти, цвести. Древнегреч: τηλεθάω (телетао) - цвести, быть в расцвете. Древнегреч: τηλεθάοντι (телетаонти) - цветущий, пышный. Латин: talis - выдающийся, такой отличный; таковой. Телеут: төлдө - размножаться. Кыргыз: төл - приплод. Монг: төл - приплод. ДТС: tölük - сила, мощь. Бурят: түлэг - расцвет. Монг: төлөвших - формироваться.

Ат - конь. Греческий: άτι - конь. Турецкий: ат - конь. Монг: морь - конь. Греческий άτι заимствован от турецкого.

Быа - веревка. Ср. тюрк: баҕ, бау, пуу - веревка. Древнегреч: πεĩσμα (пизма) - веревка. Маньч: фута - веревка. Монг: олс - веревка.

Баайыы - привязь, завязывание. Казах: байлам - связать. Казах: привязь - байлау. Уйгур: пу - связывать. Кыргыз: байлоо - связывать. Английский: bind (байнд) - связывать. Санскрит: बन्धु (bа́ndhu) - соединение, связь. Монг: залгах, боох - связывать. Монг: уяах - привязывать.

Ситии - веревка из конского волоса. Якут: ситим - длинная веревка; связь. Осман: сижим - веревка, шнурок. Маньч: сижин - веревочка, поводок. Мордва: сотома - связь. Латыш: saite - ссылка, связь. Литов: saitas - привязь. Немецкий: seil - веревка. Монг: шижим - веревочка, связь. Монг: дээс - волосяная веревка.

Сиэт - вести за поводья. Осман: jэд - вести в поводу, на веревке. Казах: жетектеу - вести. Тофа: чедэр - вести за руку. Якут: сиэтээччи - поводырь. Якут: сиэттис - ходить взявшись за руки. Литов: sietis - связность. Русский: сеть. Санскрит: सेतु (setu) связывание, мост. Санскрит: सित (sitá) связанный, окованный. Монг: поводырь - хөтлөгч. Монг: хөтлөх - вести на поводу.

Томторук - берестяный или деревянный намордник (нарыльник) у телят, чтобы не сосали маток. Ср. телеут: томок - оброть, надеваемая на морду телятам и жеребятам, чтобы не сосали. Кыргыз: тумулдрук - мешок на морде теленка, чтобы он не сосал матери. Якут: тумус, томус - клюв, нос, мыс, выступ. Томус -> томторук. Длинный дощатый томторук не дает теленку достать до сосков. Передняя и нижняя части томторука открыты, чтобы теленок щипал траву и пил воду. Ср. тюрк: тумда, тумта - выпячиваться, выдаваться. Якут: томтор - холм, курган, возвышенность на поле. Якут: томтой - выситься. Тюрк: томалын - круглый выступ. Якут: тумул - выступ нагорья, высокий холм, мыс, нос. Английский: tumulus - курган. Испан: túmulo (ту́муло) - курган, холм, могила. Латин: tumor - выпуклость, возвышение, опухоль. Маньч: томон - могила. Англ: tomb - могила. Монг: томбогор - выпуклый. Монг: булш - курган. Монг: хамар - нос. Монг: хамагч - намордник.

Томороон - крупный; томороон сүөһү крупный скот. Испан: tomo - том книги; громадина, махина. Монг: том - большой. Монг: томхон - крупный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Якутские слова используемые в скотоводстве:

Кыстык - зимовка. Ср. тюрк: кышлык - зимовка. Алтай: кышту - зимовка, зимовье. Телеут: қышту - зимовка. Башкир: кышлау - зимовка. Кыргыз: кыштак - деревня. Турецкий: кишлак - зимнее стойбище. Узб: қишлоқ - деревня, село. Русский: кишлак - селение в Средней Азии. Монг: өвөлжих - зимовка.

Сайылык - летник, летовье, летнее жилище, летний выгон. Ср. сагай: чаiлаг - летнее жилище, летнее пастбище. Джагатай: jailak - летнее жилище, летнее пастбище. Якут: сайын - лето. Монг: зун - лето.

Биис уус - порода, род, племя. Якут: биис - род, семейство. Якут: бииһээ - жить-поселиться. Якут: биһик - колыбель. Санскрит: विश् виз - племя, поселение, дом, сообщество, благосостояние. Виз имеет один корень с латин: vicus (викус) - деревня, квартал. Латин: vicinus (вицинус) - сосед. Итал: villa - вилла. Английский: village (виллидж) - деревня. Якут: уус - род, мастер. Персидский: استاد (остад, устад) - мастер. Ср. тюрк: ус, уз - искусная работа, ремесло. Якут: уус - род, поколение, вид, порода. ДТС: OҔUZ (огуз) - племя и объединение племен. Др. тюрк и уйгур: оҕуш, оҕус - род, поколение. Якут: ууһаа - наследовать какое либо качество, размножаться. Монг: үүлдэр - порода. Монг: дархан, уран мэргэн - мастер. 

Иччи - хозяин, пугающий дух. Ынах иччитэ - хозяин коров. Узбек: эга - хозяин. Шорцы: ээзи - хозяин. Хакасс: ээзи - хозяин. Тува: ээ - хозяин. ДТС: idi - хозяин, владелец. ДТС: IЖI - господин (о боге). ДТС: IGÄ - хозяин; "хозяин", дух, божество. Маньч: ежен - хозяин, владыка. Санскрит: ईश् (из) - владеть, править, мастер, владыка. Санскрит: ईश (иша) - владелец, хозяин, владыка. Тамильский (Индия): исан - бог, хозяин, владыка. Ср. английский: aȝen (азен) - собственный, владеть; пугать; почитать. Монг: эзэн - хозяин.

Кэбинэр - ынах кэбинэр корова пережёвывает жвачку. Якут: кэбий - перегрызать, разжевывать. Ср. тюрк: кэбир, кэмир - перегрызать, разжевывать. Чуваш: кавле, чамла - жевать. Хинди (Индия): चबाना чэбана - жевать. Немецкий: kauen (кауэн) - жевать. Монгол: зажлах - жевать. Монгол: хивэх - жевать.

Аҕан - второй и третий раз отелившаяся корова. Якут: аҕас - старшая, старший. Якут: аҕа - старший, главный, отец, родитель, родоначальник. Казах: аға - старший. Кыргыз: ага - старший брат. Ягнобцы (индоиран): ако - старший брат. Латин: augeo - расту, увеличиваю (от древнего корня *aug). Англ: eke (и:к) - добавлять; также (*aug). Древнегреч: αὐξάνω (ауксано) - увеличивать, преумножать (*aug). Якут: үксэтии - увеличение, преумножение. Латин: augustus - почтенный (*aug). Санскрит: ओजस् (о́джас) сила, способность (*aug). Латин: auctor - создатель, основатель, автор (*aug). Башкир: иҥ беренсе: первейший. Узбек: энг - самый. Турецкий: en - наиболее. Якут: инники - спереди. Цыганский: angla - спереди, перед, раньше (от древнего корня анг (ang)). Санскрит: अग्र (агра) - передовой, выдающийся, лучший, главный (ang). Хинди: अगाऊ (agau) - заранее, вперед (ang). Хинди: आगे (аге (age)) - передовой, спереди (ang). Санскрит: अग्रजा (аграджа) - старшая сестра (ang). Хинди: अग्रज (аградж) - старший брат (ang). Монг: анх - первый, первичный. Монг: анхны - первоначальный. Монг: ахас - старший. Монг: эх - мать. Бурят: эхэ - мать. Монг: эх - источник, происхождение. Монг: ахих - прогрессировать, повторять. Монг: ахлагч - вождь, главный. 

Тыһаҕас - двухтравный телёнок. ДТС: TÜGÄ - двухгодовалый телёнок. Уйгур: тукаа - двухлетний телёнок. Латин: duo - два. Древнегреч: δύο - два. Монг: хоёр - два. 

Ойбон - прорубь. Ср. тюрк: ой - яма. ДТС: OJ - яма, углубление. OJ- долбить, делать углубление. Испан: hoya (ойя) - яма, углубление. Тува: ойбак - дыра. Тува: ойбун - пятно. Тува: оюк - прорубь. Монг: цоолго - прорубь.

Тымтык - лучина (для освещения в хлеву). Якут: тымтаа - сгорать. Ср. тюрк: тамыз - зажечь огонь. Монг: гэрэлтүүлэх - осветить. 

Олоппос - стул. Якут: өлөмнөс - табурет. Якут: олор - сидеть. ДТС: OLUR - сидеть. Венгр: ülő- сидеть. Чуваш: лар - сидеть. Тува: олурар - сидеть. Монг: суух - сидеть. Монг: сандал - стул. Якут: сандалы - стол.

Сарсыардааҥҥы ыам - утренняя дойка. Санскрит: सूर्य (суря) - солнце. ДТС: JARUQ - свет, сияние, блеск. ДТС: JARÏN - утром, завтра. Хинди: सूर्योदय (сурйоде) - восход, рассвет. Монг: өглөө - утренний.

Күнүскү ыам - дневная дойка. Якут: күн - день, солнце. Тюрк: кун - день. Якут: күндээрий - сиять, сверкать. Латин: candere (кандере) - сиять, сверкать, светить. Санскрит: चन्द्र (чандра́) - сияние. Санскрит: श्चन्द्र (щандра́) - сияющий, лучистый. Якут: сандаарар - сияющий, лучистый. Монг: хоолны - обеденный.

Түөттүргү ыам - когда 4-й раз доят коров, пятый час пополудни. Греческий: τέταρτος (тетартос) - четвертый. Ненец: тет - четыре. Монг: дөрөв - четыре.

Киэһээҥҥи ыам - вечерняя дойка. Монг: орой - вечерний.

Омурҕан - перерыв для отдыха, еды (в сенокос). Якут: омуруй - делать перерыв в работе для отдыха, еды. Алтай: амыраш - отдых. ДТС: AMUL - спокойный, смирный, кроткий. ДТС: AMRÏLMAQ - успокоение, прекращение. ДТС: AMURT- успокаивать, укрощать. Испанский: amansar - укрощать, приручить, успокоить. Тува: амырал - отдых. Тува: амыр - покой. Тува: амыраар - успокаиваться. Бурят: амаралга - отдых. Бурят: амар - спокойный. Монг: амруулах - успокоить. Монг: амрах - отдыхать. 

Талаан - в Баягантайском улусе: поле. Испан: talaje - (Аргентина, Чили) пастьба, общественный выгон. Маньч: тала - поле. Монг: билчээх - выгон. Монг: тала (степь). В Аргентине и Чили слово talaje (талахе) заимствовано от языка ацтеков (тлилли - земля, поле). В Испании talaje - клоп. 

Хомуй - собирать, сгонять в одно место; ынах хомуйа бардым пошел пригнать коров. Якут: хомуур - сбор. Кыргыз (Пекарский): кама - сгонять в ограду. Испан: comulación (комуласио́н) - скопление, накопление. Испан: común - общий, совместный. Испан: comuna - община. Англ: common (комон) - общий. ДТС: QAMAGLIY (қамаглий) - принадлежащий всем. Русский: кумулятивный. Монг: хаму- собирать в одно место. Монг: хамтарсан - совместный. Монг: хамтдаа - вместе. 

Куйукта - личинка коровьего овода под кожей скота. Ынах куйуктата - коровий овод. Тунгусский: ку́ит - овод. 

Атчыт - человек умеющий кастрировать. Якут: аттаа - кастрировать. Алтай: акталаш - кастрация. Тува: акталаар - кастрировать. Казах: ақтау - холощение, кастрация. Корей: 악대 акдае - кастрированный. Маньч: акта - кастрированный. Персидский: اخته ахта - кастрированный. Таджик: ахта - кастрированный. ДТС: ATAN - холощеный верблюд. Санскрит: वध्रि (вадхри) - кастрированный. Хинди: बधिया (бадхия) - кастрированное животное. Монг: агтлах - кастрация. 

Ахта - пах, промежность; холощеный олень. Ср. крым: ау - пах. Греческий: αχαμνά (ахамна) - пах, гениталии. Венгр: ágyék - пах. Ср. персидский: haxt - бедро, ляжка. Осетинский: агъд - бедро, ляжка (от haxt). ДТС: AG (аҕ) - ляжки. Осетин: агъдрæбын - пах. Монг: цавь - пах. 

Үөлэс - отверствие (открытый проход или пролом), труба; дымовая труба, верхнее дымовое отверствие чума. Хотон үөлэһэ - вентиляционная труба хлева. Древнегрек: αὐλός (аулос -> авлос) - флейта, труба, воздуховод. Латин: alveus - полый, полость. Русский: улей. Маньч: фулгийе - дуть. Монг: үлээх - дуть. Монг: үлээвэр - духовой (о музыкальном инструменте).

Якут: ыллык - тропинка, лазейка, дорога, путь, улица; полозья. Якут: сүөһү ыллыга - скотская тропа. Якут: уллуҥ - подошва. Ср. тюрк: ултуҥ - подошва. ДТС: ULDAŋ - подметка, подошва. Якут: уллуҥах - ножная стопа. Русский: улица. Монг, бурят: ула - подошва (Пекарский).

Буос - стельная. Буоһатыы - оплодотворение. Ср. тюрк: боҕас, боос - стельная. ДТС: BUZAG - телёнок. ДТС: BUZAGULA - телиться. Казах: буаз - стельная. Татар: буаз - стельная. Мордва: вазу - стельная. Финский: vasikka - телёнок. Финский: vasikoida - отелиться. Монг: боос - стельная.

Балаҕан - якутская бревенчатая, четырехугольная, вытянувшаяся в длину юрта с наклонными стенами. Зимой снаружи обмазывали навозом для теплоты. Окна делали из толстых ледяных плит. В одной стороне балагана жили люди и курицы, а в другом конце стоял скот. Между людской и скотской частями делали перегородку с дверью. Людская часть называлась - дьиэ (дом). Скотская часть - хотон (хлев). Персидский: بالاخانه‎ (балахане) - верхняя комната. Перс: بالا (бала) - верх, наверх. Перс: خانه хане - дом. Бурят: балагаҥ - хижина (Пекарский). Ср. даурский: балга (балаг) - дом. Кыргыз: балаган - шалаш, навес. Башкир: балаган - балаган. Татар: балаган - балаган, балаганный. Русский: балаган. Испан: balagan - балаган. Финский: balagaani - балаган. Польский: балаган - бардак. Польский: балаганиарз - неряха. Израиль: балаган - беспорядок. Персидское слово балахане существует более тысячи лет. Балахане у тюрков стал балаган. От тюрков попало к русским. От русских в европейские страны и Израиль. Якутам слово балаҕан досталось от тюркских предков.

Дьиэ - дом. Китай: 家 (же) - дом, семья, домашний. Японский: 家 (ие) - дом, семья. Якут: дьиэ дьэндэт - поднять дом (построить). Якут: дьэндэйэр - выситься, подниматься, выпрямляться. Китай: 建造 цзиянзао - построить, поднимать. Монг: байшин - дом.

Уулат - поить, напоить скот. Якут: уу - вода. Древнегреч (цаконский): ύο (и́о) - вода. Француз: eau (уу), l'eau (лу) - вода. Ховарский (Пакистан): ууг (русские буквы) - вода. Махараштри Пракрит (Древняя Индия): уаа (русские буквы) - вода. Тюрк: су, сув, суҕ, шыв - вода. Тибет: чу - вода. Китай: 水 (шу́эй) - вода. Таджик: об - вода. Маньч: муке - вода. Санскрит: उदन् (удан) - вода. Санскрит: उदक (удака́) - вода. Якут: утах - питьё. Монг: ус - вода.

Һай - крик, когда гонят скот. Румын: hai - давай. Румын: haide - давай вперед. Таджик: ҳай кардан - гнать. Албанский: hajde - давай. Русский: айда. Сербский: хајде - ну давай же. Турецкий: haydi - давайте. Узбек: haydash - вождение. Кыргыз: айда - гнать. Кыргыз: айдоочу - погонщик. Чуваш: айта - давай, гнать. Татар: әйдә - давай. Башкир: әйҙә - давай. Башкир: кайнатыу - гнать. Древнегреческий: κινέω (кинео) - я двигаю. Һанньаа - так кричали якутские дети играя во всадников и подражая скачущим галопом коням (до 1960-ых и 70-ых годов).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, Харабыл сказал:

Вряд ли поверят, что царем якутов был Чингисхан. Это что? Якуты жили вокруг ставки Чингисхана? Не верим в такие сказки. 

Зачем устраивать ромашку...верю не верю. Генетика точная наука говорит - 

якутская ветвь N-M1982.

ветвь N-F23218, наиболее близкая к якутской ветви;

ветвь N-BY178126, по-видимому, монгольская по происхо­ждению.

Якутская ветвь N-M1982 доми­нирует в образцах мужчин яку­тов-саха, другие две ветви очень редки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Харабыл сказал:

Можно уверенно сказать, что древние скотоводы Якутии из Улахан Сегеленнях, III - IV века нашей эры

Улахан Сегеленнях, III - IV века...не якуты. Якуты это - Характерной особенностью построенного генеалогического дерева является резкий рост генетического разнообра­зия ветвей N-M1984 и N-M1935 в составе гаплогруппы N-M1982. Возраст ближайшего общего предка (TMRCA) ветви N-M1984 оценивается как 620 ± 100 лет до н.в. Ветвление ветви N-M1935, самой многочисленной в составе гапло­группы N-M1933, произошло 650 ± 170 лет до н.в. Нарастание гене­тического разнообразия отражает быстрый рост численности попу­ляции. Автор предполагает, что этот рост начался 630 ± 100 лет до нашего времени, кален­дарная дата: 1320 ± 100 год н.э. Датировка согласуется с ра­диоуглеродным возрастом памятни­ков кулун-атахской археологиче­ской культуры. Что касается генетической преемственности населения кулун-атахской куль­туры и современных якутов-саха, то она уже была доказана ранее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 9/30/2022 at 3:27 PM, Uran55 said:

Ураанхай сахалар, не тюрки а монголы. Кровь от крови. С  незначительным тюркским влиянием на язык. Видимо связанным с ясачными отношением с нижними народами.

А кто отюречил ураанхай сахалар? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Kenan сказал:

А кто отюречил ураанхай сахалар? 

 

Монголов ураанхай сахалар оюречил Uran55 :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 27.12.2022 в 11:42, Kenan сказал:

А кто отюречил ураанхай сахалар? 

 

В 27.12.2022 в 11:42, Kenan сказал:

А кто отюречил ураанхай сахалар? 

Какое то оленеводческое племя, вероятно Хоро - Туматы.

в якутских терминах оленеводства, в отличие от терминов скотоводства, почти отсутствуют слова монгольского происхождения. В этом якутские термины оленеводства резко отличаются от эвено-эвенкийских, в которых «ряд терминов...происходит из монгольских языков» [Там же, с. 66]. По мнению А.И. Саввинова, «Традиции якутского оленеводства уходят своими корнями в далекие времена, когда предки якутов осваивали северные территории Ленского края. Благодаря этому древнему виду традиционной хозяйственной деятельности на Севере Якутии сложилась особая субэтническая культура якутов-оленеводов» [Саввинов, 2012, с. 155].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 27.12.2022 в 11:12, Uran55 сказал:

якутская ветвь N-M1982.

ветвь N-F23218, наиболее близкая к якутской ветви;

ветвь N-BY178126, по-видимому, монгольская по происхо­ждению.

Может не там смотрел но тут про цаатанов нет упоминаний...http://генофонд.рф/?page_id=35882

Наиболее близки якутам Баргуты из Хулун Буира.

По заметкам А.А. Саввина, злой дух, увидев шамана, обычно задает вопросы: «Хайа дьуот-тугунуй? (Кто из дьуотту явился?», «Хайа тумат ураанхайгыный? (Из каких туматов уранхай?)», «Хайа борон ураанхайгыный (Кто из серых уранхайцев?)» или же «Хайа хаахайгыный? (Из какого рода хаахай?» [д. 52, л. 6; 48, л. 27]. На что шаман отвечает «Саха байаан/байаат ойуунабын (Якутский байан/байат шаман)».

Племена: баргут, кори и тулас; племя тумат также ответвилось от них

Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища находятся на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум.

— Рашид-ад-Дин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Uran55 сказал:

Племена: баргут, кори и тулас; племя тумат также ответвилось от них

 

Это другие лесные бургу, из Буркуджин-Тукума, а не хулунбуирские баргуты.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

46 минут назад, АксКерБорж сказал:

хулунбуирские баргуты.

БАРГУТЫ ХУЛУН-БУИРА: ПУТЬ ИЗ БАРГУДЖИН-ТОКУМА

Статья посвящена миграции баргутов из Прибайкалья в Хулун-Буир в ХVI-ХVII вв. Доказывается, что старые баргуты не входили в подчинение халхасских ноёнов, так как они, оставив свою прародину Баргуджин-Токум, ушли на восток, откуда позднее были присоединены к Цинской империи. Новые баргуты, напротив, находились в подчинении монгольских правителей, и лишь в 1734 году вошли в состав Цин.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, Uran55 сказал:

Статья посвящена миграции баргутов из Прибайкалья в Хулун-Буир в ХVI-ХVII вв. 

 

Это разные народы, кроме отдаленного созвучия (бурку - баргут) между ними ничего нет.

Тем более Буркуджин-Тукум не был на Байкале.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...