Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Моголы-Могулы-Моголистан-Могулия

Рекомендуемые сообщения

прямые потомки могулов дуклатов - дулаты казахи численность которых еще в 1906—1912 гг. состовляло примерно 335 тысяч человек... ща уже наверное намного больше

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иероглиф клана Ван-похож на тамгу кереев Ван хана.Может они отуреченные керейты среди китайцев. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет такой легенды.

Причем керейты в Младшем жузе в Жетиру, а кереи в Среднем жузе. Это все таки два разных племени.

Кереи по некоторым предположениям имеют связь с уйсунами.

Усуни были одним из Хунских племен, несли общий эндоетноним Хун, зафиксированном в китайском как "giuən" и "kiən". Это был начальным Усунским эндоетнонимом в их области в бассейне реки Ушуи (Кит. Ушуи, Тюр. "Карга", Рус. "Ворон") в Андине и Пинлиане (современный Пинлиан и Гуюан) области в Ганьсу. Позже, китайский этнический термин Уши - Ушин - Усун, означая семантически "Вороново Племя", очевидно был принят как эндоетноним, наряду с родным общим эндоетноним Кун~Хун, и традиционным племенным эндоетнонимом не названном в статье.

Прото-Хунские племена в 6-4-ом вв. до н.э были к западу от района Лансиан на реке Вейхе. К северу от них, в Бейди (современный район Тсиниан) было племя Куян, которое в будующем стало династийным кланом Сюнну-Хунну, и Сянби-Самбиры. Между Шестью Гуннами и Куянами, в Андине и Пинлиане (современный Пинлиан и Гуюан), были Ушины, то есть Усуни. Усун - Ашина (Ошин) тамга имела ворона. Усуньская легенда происхождения включала Ворона как тотем.

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Usuns/ZuevHunsandUsunsRu.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

прямые потомки могулов дуклатов - дулаты казахи численность которых еще в 1906—1912 гг. состовляло примерно 335 тысяч человек... ща уже наверное намного больше

Дулаты являются одним из основных племен составляющих казахский народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юго-Восточные казахи связаны с Могулистаном... дулаты пришли именно оттуда

Могулистан - как и Абулхаировская и Ногайская Орда является где жили предки основных казахских племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Бабур (Зегир-эддин-Мохаммед) — первый великий могол в Индии, правнук Тамерлана; род. 14 февр. 1483 г. наследовал, едва достигнув 12 лет, своему отцу Омар-Шейху (1494) власть над землями от Самарканда до Инда. Стремясь подчинить себе Индию, Бабур силой и хитростью овладел Кашгаром, Хотаном, Кундузом, Кандагаром и Кабулом, хотя в то же время ему приходилось подавлять возмущения во всех частях его государства. Расчистив себе путь в Индию, Бабур, пользуясь слабым правлением Ибрагима-Лоди, перешел в конце 1525 года, с отборным отрядом лишь в 10000 челов., реку Инд, близ Аттока, отбросил несколько отрядов, пытавшихся в Пенджабе преградить ему дальнейший путь, и 27 апр. 1526 г. дал своему противнику решительное сражение на равнине Панипата, близ Дели. Ибрагим бежал, и Бабур торжественно вступил в Дели. 11 мая сдалась также и Агра, второй по значению город тогдашнего Индийского государства. Но уже 28 декабря 1530 г. Бабур умер, после пятилетнего господства в Индии, омраченного постоянными заговорами и открытыми возмущениями. Бабур соединял с талантами полководца и правителя любовь к наукам и искусствам. Он оставил описание (на татарск. яз.) своей жизни и своих завоеваний (издано Ильминским, Казань, 1857 г.), переведенное Абдул-Рахимом на персидский яз., а с него — на английский яз. (Ваддингтоном, Лонд., 1826 г.). Бабур, которому наследовал сын его Гумаюн, был основателем династии так назыв. Великих Моголов.

Великий могол, великие моголы - титул, данный европейцами государям знаменитой тюркской династии, основанной султаном Бабуром и около 3 столетий властвовавшей в Индии. Сами бабуриды этого титула не употребляли, потому что ничего общего с монголами не имели. Бабур называл себя турком, гордился этим происхождением и по-монгольски не знал, записки же свои писал на тюркском (джагатайском) языке. Европейцы впервые узнали о бабуридах от персиян, которые джагатайских тюрков, обитавших за Аму-Дарьей, называли могул, т.е. монголами, а западные ученые, не разобрав дела, сочинили империю Великих моголов. Настоящий же титул бабуридов был падишах, заимствованный у персиян и принятый Бабуром в 1506 г., вместо прежнего 'султан'.

Н. В.

Точная цитата из Энциклопедии Брокгауза Ефрона - ни слова не добавлено и не убавлено.

Халха-монголы опять норовят спекулировать на фонетической схожести слов могол и монгол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Это Вам как примерещилось? Вы, кстати, повторно в этой же теме один и тот же текст размещаете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это Вам как примерещилось? Вы, кстати, повторно в этой же теме один и тот же текст размещаете.

Что "примерещилось"? То что халха-монголы и породненные с ними лица норовят вновь и вновь спекулировать на фонетической схожести слов могол и монгол? Если бы они этого не делали - я бы не размещал повторно эту цитату из Брокгауза-Ефрона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В середине XIV века, в восточных землях улуса родилось новое го¬сударственное образование Моголистан во главе с Тоглук Темиром (1348¬ – 1363 гг.). Один из самых влиятельных дуглатских эмиров того времени Пулатчи объявил его царевичем и внуком Тувы, что всех заставило ему подчиниться. После провозглашения Тоглук Темира ханом, центр госу¬дарства был перенесен из Аксу в город Алмалык. Границы этого госу¬дарства простирались от Туркестана и Ташкента на западе до Турфана и Хами на востоке. На юге оно включало Ферганскую долину, а северная граница достигала верховий Иртыша.

В 1360-1361 годы Тоглук Темир подчинил своей власти Маве¬ран¬нахр, который добился своей независимости только после смерти хана. Хотя ведущую роль в обоих государствах играли отюреченные монго¬лы, они все же составляли в этих княжествах меньшинство. Основным населением края считались тюркоязычные кочевники и оседлые зем¬ледельцы.

Но в 1369 году ситуация в Моголистане вновь осложнилась в связи со смертью Тоглук Темира, что положило начало очередным дворцо¬вым беспорядкам. Преемник хана Ильяс Кожо не смог сплотить вокруг себя монгольских князей.

Возникшая в стране ситуация была на руку Тимуру из рода барла¬сов (беркут на якутском). Тимур являлся регентом молодого царевича Ильяс Кожи (сына Тоглук Темира), но, воспользовавшись беспоряд¬ками в Моголистане, захватил власть в Самарканде и подчинил всю западную часть Чагатайского улуса. Наместник Самарканда Ильяс Кожо, сын Тоглук Темира бежал в Кашгар и вскоре был убит одним из влия¬тельных могольских князей Камар ад-Дином (братом Пулатчи). В руки последнего перешли Кашгар, Яркенд, Хотан, а также Ак Суу, Куча, западные районы Карашара.

Обеспечив себе хороший тыл, Тимур начал военную кампанию против Камар ад-Дина. В его руках оказались Нарын, Иссык-Куль, Та¬лас, Фергана.

В 1370, 1376, 1377, 1378, 1379 годы Тимур вторгался с войском в Моголистан, нанося поражения и ослабляя Камар ад-Дина. В 1378 году отряды эмира дошли до ставки Камар ад-Дина, которая находилась в горах Кок тепе в Илийской долине, но не нашли его и вернулись.

В 1390 году, совершив очередной поход против Камар ад-Дина, Тимур заставил его бежать на Алтай. Карательные войска Тимура иска¬ли моголов повсюду, следуя через Иссык-Куль в Кок-тепе, оттуда – в Алмалык через реки Или и Кара Тал и через равнины Ични-Бучни и Укер-Китчи – на Иртыш. Камар ад-Дин, проиграв войну, перебрался в страну Тулес (Алтай), где нашел свою смерть.

Такая же участь постигла кыргызског князя Анга Торе (кыргызы звали его Анга Торе Бай Мурат Чериком), который, заручившись под¬держкой своего союзника Токтомуш хана, организовал неудачный по¬ход через Сайрам и Ташкент на Андижан, который был отбит. А после очередного нашествия войск Тимура в 1390 году в Моголистан Анга Торе был вынужден уйти «в страну узбеков» на Алтай. Войска империи преследо¬вали его в местностях Улан Чарлык, Улан Бугу, Чапар Айгыр, Кобук.

Улус Анга Торе был организован на основе земель между рр. Или и Черным Иртышом, Эмиля, Кабака, Тарбагатая, оз. Алакуля, Балхаша и Каратала. Его улус представляли, прежде всего, осколки Западнотюркского (Тюргешского) каганата онгуты, согэ, чэли (черик), а также монолдоры, кераиты и др.

Улус Анга Торе защищал интересы кыргызских и союзных им племен в Моголистане и служил буферным владением, для переселения кыргызов на Тянь-Шань. Неудивительно, что основные события из жизни и деятельности Анка Торе и племен его улуса имели сходства и с главными сюжетами в эпосе «Манас». Так, в 1387 году Анка Торе с 20 тыс. войском начал наступление в города в Ферганской долине захватил Кары-Сайрам и Ташкент, а затем организовал поход на Узген и Андижан. Тем самым, Анга Торе пытался объединить осколки кыпчакских и тюркских родов Ферганской долины с кыргызскими племенами своего улуса.

Амир Тимур, чтобы не дать им объединиться и обезопасить себя от набегов со стороны Анка Торе и кыргызских улусов страны Джете, организовал ряд успешных военных походов против кочевников Моголистана, разгромив их улусы, сеял панику среди них, вынуждая к бегству. Войска противоборствующих сторон встретились в долине Кобука, где Анка Торе потерпел поражение и бежал. Весь улус его был подвергнуть опустошению. Тимур сразу после этого решил уничтожить улус булгачи. Плененные племена он уводил в Западный Тянь-Шань.

Племена булгачи и илькеры (кераиты) были разбиты в местности Бикут, отступившая часть была настигнута Тимуром в местности Сычкан-Даван и уничтожена. Разбив их силы, Тимур приказал убить всех и разорить весь улус булгачи. Уцелевшая часть булгачи отступила в глубь страны, приалтайские горы.

Походы Тимура намного ослабили силы Анга Торе. Поход на Андижан можно сравнить с одним из сюжетов из эпоса «Манас», где алтайские кыргызы планировали освободить Андижан и Наманган от врагов и поселиться на землях своих предков.

Государство Моголистан было последним оплотом монголов, ко¬торые посредством него попытались продлить свою власть в регионе. Однако, это им стоило больших усилий.

После разгрома Камар ад-Дина усилились кыргызы, вложившие не меньше усилий в выдворение из страны этого непримиримого мо¬гольского князя. Интересы кыргызов столкнулись с интересами моголь¬ских владык и империи Тимура. Поэтому XIV – ХV вв. ознаменованы походами и войнами моголов, тимуридов и других монгольских князей против кыргызов.

Так, Абдр ар Раззак Самарканди рассказывал о группе кыргызов, подвергнувшихся нападению внука Тимура вблизи г. Бешбалык. Он пи¬сал о том, что внук эмира Тимура совершил поход в Моголистан и оттуда в дар своему деду послал «несколько десятков периликих алма¬лыкских (долина Или), хотанских красавиц и кыргызских пишбалыкс¬ких чаровниц».348

Кыргызов нельзя было усмирить походами. По данным ибн Вали, они не прекращали совершать набеги и грабежи и после смерти Тимура. Потомок Джучи Пулад (в 1407 г.) организовал специальный поход для нака¬зания кыргызов. Одержав победу над ними, он поручил охрану тех пре¬делов эмирам моголистанского племени байрин (бахрины), тем самым полностью преградив путь кыргызам.

Основные события истории государства Моголистан, каса¬ющиеся данного периода, отражены в «Уложении Тамерлана», в книге Шараф ад-Дина Али Йезди «Зафар намэ», Гийас ад-дина Али «Дневник похода Тимурлана в Индию», С. Ахсикенди «Маджму ат-таварих», которые про¬анализированы О. Караевым, С. Аттокуровым, Д. Сапаралиевым, Т. А¬кертегином. Отрадно отметить, что благодаря извлеченным материа¬лам, восполнены многие до сих пор неизвестные страницы истории тяньшаньских кыргызов.

Д. Сапаралиев из исторических источников извлек весьма интерес¬ные сведения о кыргызах в эпоху Тимура. По его данным, одна из групп кыргызов жила в горах вблизи афганской крепости Ирийаб (Ираб), где проходили караванные пути в Индию. Он также сопоставил данные С. Ахсикенди о кыргызском бие Сары Бугу, родственнике (родоначаль¬ника кыргызов) Тагай бия со сведениями одного из военачальников Тамерлана Сары Бугу, которого эмир за особую верность в знак благо¬дарности назначил наместником в улусе Кыпчак (по другим сведениям – на должность даруга области Фарса) в Западном Туркестане. Он и его сын Нурад-Дин бек являлись главными помощниками и сподвижниками Тимура.

Эти данные как бы дополняют выводы О. Караева, который пола¬гал, что в отрывке из эпоса «Манас», записанном С. Ахсикенди о кыр¬гызах и кыпчаках страны Кулан, говорилось о тяньшаньских кыргызах, воевавших с могольским князем Камар ад-Дином, т. е. в отрывке речь шла о войнах с кыргызско-кыпчакскими племенами, обитавшими в Илийской долине и в области Кыпчак.

Походы Тимура и его преемников в Моголистан заставили моголь¬ские роды забыть все обиды и снова объединиться под единоначалием хана. В ХV веке на могольский трон вступил Вейс хан.

С этого времени кыргызы начали играть важную роль в Моголис¬танском государстве. Кыргызские князья ловко использовали в свою пользу противоборство между империей Тимура и моголами, вступая в брачные узы с обоими господствующими Дворами. К тому же, неко¬торые вожди кыргызских племен пользовались большим доверием у владык вышеназванных государств. Так, Юнус хан был женат на доче¬ри знатного бека из племени сагарачи Шер Коджо – Исан Даулет ха¬нум. От их дочери Кутлук Нигар ханум и тимурида шейха Омара ро¬дился (будущий султан) Бабур. Родственники Шер Коджо Али Дост Тагай и Мир Кыяз Тагай были знатными вельможами и служили при дворе у тимуридов. Али Дост Тагай возглавлял правое крыло войска султана Бабура.

Однако, после смерти Вейс хана развязавшаяся борьба за власть между его сыновьями Юнус ханом и Эсен Букой разделила страну на два противоборствующих лагеря. Исход споров между претендентами на престол был заранее предопределен, ибо большинство могольских кня¬зей поддерживали Эсен Бука хана, родившегося от моголки. Юнус хана в борьбе за власть поддер¬живали тюркские роды – кыпчаки, кыргызы-отуз уулы, баарины, сагарачи и др.

Следует отметить, что по происхождению Юнус хан (мать происходила из племени кыпчак) имел непосредствен¬ные отношения с кыргызами улуса Кыпчак. Как нам кажется, его матерью была племянница кыргызского князя Сары Бугу (глава области Кыпчак), выданная за Вейсхана. На стороне Юнус хана были могольские князья, имевшие родствен¬ные связи в калмыкской орде – Керим Берди и Мир Ибраим (преемник Хак Берды), владетель города Жетикент, расположенного на границе между Ферганой и Семиречьем.

Оба эти вельможи являлись знатными князьями в Моголи¬стане. Ке¬рим Берди дуглат в одно и то же время имел родственные связи с могoльским Домом, ибо его сын Кадыр Берди был женат на единственной дочери владыки ойратов Эсен хана и Махтум ханум (дочери могольского князя Вейс хана). Дочь Эсен хана являлась племянницей Юнус хана.

Мир Ибраим имел большую популярность среди тяньшаньских кыргызов. В народной памяти кыргызов его имя (Имам Ибраим Жети¬ген) сохранено в качестве предводителя и предка племен жетиген, куш¬чу, тобой, кытай и др. Существование в структуре племени саяк родо¬племенного подразделения дуулат350 также может свидетельствовать об этнополитических контактах кыргызов и моголов в эпоху Юнус хана.

Однако, после победы Эсен Бука хан, воссевшись на отцовский трон, сразу начал карательные меры по отношению к союзникам сво¬его брата. В целях усиления своей власти Эсен Бука разрешил пересе¬литься в Моголистан казахским князьям Жаныбек султану и Гирею, которые были вынуждены уйти после смерти хана.

Многие племена, боясь возмездия со стороны Эсен Бука хана, в эту эпоху были вынуждены мигрировать на север, в том числе и кыргызы. По сообщению М. Хайдера, племена чорасов и бааринов (бахрины) ушли к калмыкам, сыну Эсен тайши – Амасанджи тайше, а калуджи (калач), булгаджи и еще несколько других племен – в Узбекистан к Абул-Хайр хану. Очевидно, что именно к этой эпохе относится рожде¬ние легенды о происхождении племен кара чоро от Абул-Хайр хана.

Вышесказанное как бы дополняет сведения китайского источника «Си юй чжи», где рассказывалось об уходе кыргызов и других племен из Моголистана на север, примерно в районы южных предгорий монголь¬ского Алтая.

В смутные времена тимуриды, желавшие контролировать Моголи¬стан, также активно помогали Юнус хану. После смерти Эсен Бука хана, в 1462 году на трон был возведен Юнус хан, которому подчини¬лись Досмухаммед (сын Эсен Бука хана) и Кебек султан. Однако, от¬дельные дуглатские князья Айдармухаммед, Абубакир продолжали во¬евать с ним и его преемниками.

Смутное время в стране благоприятствовало кыргызам, которые воспользовались случаем для создания своего собственного ханства во главе с Мухаммедом Кыргызом. В этой борьбе интересы кыргызов со¬впадали с интересами Тимуридов, которые поддерживали Юнус хана и его отпрысков – Султана Ахмед хана, Султана Саид хана и Султана Халила.

ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ В ЭПОХУ ОЙРАТОВ (XIV – XV ВВ.)

КАНХООРАЙ – СТРАНА ЭДИ БОРУ

После падения в 1368 г. монгольской империи Юань, куда входили территории Саяно-Алтая и Монголии, наступил новый этап возрожде¬ния кыргызской государственности. Кыргызы воспользовались предо¬ставленной возможностью и занялись возрождением и созданием неза¬висимого государства. На развалинах монгольской империи, практичес¬ки потерявшей власть и контроль над Степью, в конце XIV века появи¬лось новое политическое объединение, так называемая ойратская кон¬федерация, в которой кыргызы заняли лидирующее положение.

В XIV – ХV века кыргызы обитали в основном на территории от Байкала до Иртыша и Тянь-Шаня и активно участвовали в войнах на стороне ойратов против монголов за верховенство в Великой Степи.

Начиная еще с эпохи монголов, Кыргызское государство стало называться «Хырхыстын тогус мун толай хоорай чоны» – Кыргызский девятитысячный союз народа Хоорай. Название кыргызского объедине¬ния имело этнополитический характер, что отчетливо подтверждает термин «толай» (толы). Основу этого союза составляли енисейские кыр¬гызы, живущие в стране Канхоорай (Хакасско-Минусинский край).

По мнению В. Бутанаева и Ю.Худякова впервые название страны Канхоорай упоминалось в русских источниках середины XVII в. Он пи¬шет: «В 1666 г. на запрос красноярского воеводы про Ермака Ишеева – посланцы Алтын-хана «Узан с товарищами» сказали, «что они того кыргыза Еренака знают, кочует в Кыргызах в Конгурае, а ясак платит нам великому государю, также и их Лаузан Тайше».361 В данном источ¬нике налицо полное соответствие русского понятия «кыргызы» с тюр¬ко-монгольским названием «Конгурай».

«Хангорай» (Хонгорай) в богатом фольклорном наследии народов Южной Сибири сохранен в качестве старинного обозначения Хакас¬ско-Минусинского края.

Очевидно, происхождение названия страны связано с тенгри¬ан¬ством. У современных хакасов преобладает обычай поклонения горе, камню (подразумевающему гору) – духу умершего предка, превращен¬ного в каменное изваяние. Причем, этот обычай наблюдается во мно¬гих сеоках, независимо от того, в какую эпоху их пращуры были пере¬селены в Минусинскую котловину и приобщены к культуре енисейских кыргызов. Этот обычай сохранен, главным образом, у пюрютов, ка¬чинцев, сагайцев, кызылцев, ичеге и других.

Как нам кажется, самым древним из сказаний считается легенда о священной горе Хоорабас (очевидно, хоорай бас), находившейся в верховьях р. Ниня. По местным преданиям, во время всемирного потопа предки рода эди бору (ети буур – семь волков) племени сагай спаслись, забравшись на эту гору. С тех пор Хоорабас являлась родовой горой эди бору.362 Последние ежегодно приносят ей жертвоприношения. Невест¬ки иносказительно называют «Улуг тасхыл» (Великое белогорье). По другой версии, бытующей у хакасов, одна беременная женщина скры¬лась от врагов в пещере в верховьях р. Ниня. Это было волчье логово. Во время родов женщина скончалась, а мальчика вскормила волчица, ко¬торая имела шестерых волчат. От этого мальчика берет свое начало род ети буур. У нас нет сомнений в том, что этот сюжет говорит об этно¬генетических связях господствующего рода кыргызов эди (жети) с ди¬настией древних тюрков ашина, тотемом которых была волчица.

В эпосе «Манас» ставка кыргызского хана Манаса локализуется на каменистой горе Кара Тоо (букв. Каменистые/черные горы), считав¬шейся священной для кыргызов. Любопытно, что тяньшаньские кыр¬гызы называют небесные горы, растянувшиеся по всему Кыргызстану, – Ала Тоо (Белогорье).

Отсюда можно предполагать, что название страны енисей¬ских кыр¬гызов произошло от горы Хоорабас (хоорай бас). Вероятнее всего, на¬звание страны «канхоорай» исходит к «хоорай бас», ибо в тюркском языке слова «хан» («кан» – царь) и «бас» («баш» – голова, головной) часто являются синонимами.

Сегодня, тождество этнонимов «хангорай» или «хоорай хырхыз» с енисейскими кыргызами не должно вызывать сомнений. Ибо еще в 1901 году русский подполковник Ижицкий сообщал о проживании в Мер¬генском фудутунстве (бывшее название Фуюй) народности манегро¬солонов, самоназванием которых было «хонкоро», т. е. хонгорай. Одна¬ко, соседние народности их называли ойратами или солонами. В 1945 г. воины-кыргызы (в составе вступивших в Маньчжурию советских войск) встретили в Фуюе представителей хонкоро, говорящих на кыргызском языке, и сообщили своему начальству о проживании здесь группы кыр¬гызов. Так мир узнал о существовании фуюйских кыргызов.363

В составе кыргызского государства Ханхорай находились также ту¬маты, урдуты, кераиты, оказавшиеся в Минусинской котловине в эпо¬ху монгольских завоеваний. В эту же группу племен можно отнести кор¬нас, конгират, курлас.

В кыргызско-ойратскую конфедерацию входили в основном племе¬на угэлэт, балагут, хойт и кыргыз. Кыргызы и ойраты поддерживали военно-политические отношения еще со времен Арык Буки. Так, кыр¬гызы вместе с ойратами составляли основные силы войска Арык Буки во время войн последнего с Хубилаем.

ГОСУДАРСТВО МУНКЕ ТЕМИРА

В эпоху Минской династии в 1409 году в Китае ойратские предводи¬тели Махмут, Тайпин, Баатыр получили ванские титулы и печать от императора. Однако, кризис в ойратской конфедерации, в которой власть постоянно переходила от одной группировки к другой, нарастал. Это поднимало политическую активность енисейских кыргызов в борьбе за свою независимость.

В 1399 году им удалось взять верх над ойратами и захватить власть в орде. Мунке Темир (Угечи Кашка), вождь кыргызов осуществил госу¬дарственный переворот. Однако, боясь восстания, он провозгласил ха¬ном молодого царевича Гун Тэмура (сына Эльбек хана), сам же стал его регентом. Через два года, когда Мунке Темир улучшил свое положе¬ние, он снова захватил власть, низложив молодого царевича, и провоз¬гласил себя ханом. Государство было объявлено Татарским. Период прав¬ления Мунке Темира сопровождался войнами против ойратов, кото¬рые не могли смириться с потерей власти.

Кыргызский улус возглавляемый Угэчи Кашка (1399-1415гг.) находился в южной части Или-Иртыша, в сопредельных землях к Монгольскому Алтаю. Владение Угэчи Кашка локализовалось в землях Монгольского Алтая, охватывая Восточный Казахстан и Западную Монголию.

В период Мунке Темира кыргызы пытались расширить свои владения и выйти к торговым центрам Восточного Туркестана, ибо это обеспечивало им независимость от монголов, которые контролировали хлебные районы Китая. В 1399-1425 годах кыргызы организовали походы в Восточный Тур¬кестан. В 1407 году Мунке Темир захватил город Хами. Убив его правите¬ля, женился на его вдове. Город превратился в торговый центр, где кыр¬гызы занимались продажей лошадей и скота, намного укрепив тем са¬мым свои позиции в регионе.

В этой борьбе Мунке Темир расправился со всеми своими соперни¬ками и врагами. Ойратский князь, вождь племени чорос Тоган (1434 – ¬1438 гг.), также восставший против Мунке Темира, вынужден был пе¬реселиться в юго-восточные пределы Джунгарии. В конце концов Мунке Темиру удалось ликвидировать своего основного соперника и главного врага Батулай чинсанга. Однако, в 1415 году он умирает.

Преемник Мунке Темира Эсэнхухан (Эсенкул хан, 1421 – 1426 гг.) женился на вдове Батулай чинсанга и принял бразды правления госу¬дарством. В 1421 году Эсэнхухан совершил очередной поход в Восточ¬ный Туркестан. Поход имел две основные задачи: помешать усилению позиции вождя чорасов Тогана, начать войну против Моголистана и объединиться с тяньшаньскими кыргызами. В результате этого похода Эсэнхухан подчинил себе Бешбалык, Манас и другие города. Кыргызы во второй раз овладели Хами. Эсэнхухан начал войну против владыки Моголистана Вейс хана, давшего калмыкам 61 безуспешное сражение.

В конце концов, кыргызско-ойратская коалиция совместными уси¬лиями сломила сопротивление непримиримого Вейс хана, перенесшего свою ставку в Илибалык, в глубь страны. А. Мокеев пишет, что Вейс хан отделался тем, что породнил¬ся с главой кыргызов Эсенху ханом, отдав за него свою дочь Махтум ханум, которая подарила ему двоих сыновей и дочь. Последняя была выдана замуж за Кадыр Берди, сына Керим Берди дуглата. Кыргызы, участвовавшие в том походе, дошли до Иссык-Куля и Западного Тянь-Шаня.

В 1426 году кыргызы потеряли власть в ойратской конфедерации. Эсенхухан ушел вглубь страны и затаился.

Участие кыргызов в этих походах намного усилило позиции их тяньшаньских сородичей племен отуз уул, кыргыз-кыпчаков обитавших в Ферганской долине (на территории современной Андижанской и Наманганской, Джизакской, Ошской и Баткенской областей). Так, в китайских источниках минской эпо¬хи, наряду с Кашгаром, Хами, Илибали, имевшими торговые связи с Китаем, упоминалось и небольшое владение Кыргыз.

АБАБАРЦИ ИЗ ДИНАСТИИ МУНКЕ ТЕМИРА

В 1439 году умер глава калмыков Тоган. Борьба за власть в конфеде¬рации и противоречия между кыргызами, ойратами и монголами про¬должались. После смерти Тогана ойратами правили его сын Эсен хан, а затем внук Хоэрхуда. Эсен хан (1439 – 1455 гг.), видевший в предводителе кыргызов Эсэнхухане своего основного соперника, начал самую ожес¬точенную военную кампанию против него. В эту эпоху кыргызские зем¬ли в Восточном Туркестане, завоеванные во времена Мунке Темира, вновь перешли в руки ойратов.

Однако, Эсэнхухан, собрав все силы кыргызов, в решающем сра¬жении нанес сокрушительное поражение Эсен хану ойратскому. После этого поражения Эсен хан прекратил совершать набеги на кыргызские земли. Возможно, не случайно в эпосе «Манас» отражены персонажи (калмыкские ханы) – Эсен хан и Конурбай (Хоэрхуда), считавшиеся основными врагами Манаса и его народа.

Но все же это поражение не могло полностью парализовать или хотя бы ослабить ойратов. Эсен хан оставался самым влиятельным кня¬зем в ойратском союзе. В 1449-1450 гг. ему удалось объединить все племе¬на ойратской конфедерации под своим знаменем и совершить поход в Пекин. В этом походе кыргызов возглавлял Абабарци-чинсанг (Акбард¬жин). Войска Эсен хана не смогли взять Пекин, однако им удалось взять в плен китайского императора. По мнению ученых Е. Кычанова и Т. Бей¬шеналиева, этот поход перекликался с одним из основных сюжетов эпоса «Манас» – «Большим походом» в Китай.

В 1459 году, после смерти Эсен хана, воспользовавшись двор¬цовы¬ми беспорядками, власть захватил Магу-кэрцисы (кыргыз), который сразу после вступления на престол, вновь объявил государство Татарс¬ким. Однако, правил он недолго, вскоре был убит своими соперниками. Но этим не решилась проблема власти в стране. Преемник Эсен хана Хоэрхуда после смерти отца не смог навести порядок в своем владении.

Вскоре ойратская конфедерация распалась под ударами монголов, что заставило первых в поисках убежища и спасения бежать с насижен¬ных мест в разные уголки Степи. В результате ойратское общество разделилось на несколько самостоятельных княжеств, которыми руководи¬ли Хоэрхуда, Амасанджи-тайши (Аши-Тэмур) и др. Кыргызами пра¬вил Абабарци-чинсанг, который, по мнению А. Байтура, являлся пре¬емником Эсенхухана.

В эту эпоху интересные события разворачивались в Моголистане. Борьба за власть между сыновьями Вейс хана (племянница кыргызско¬го князя Сары Бугу была одной из жен Вейс хана) завершилась в пользу Эсен Бука хана, не оправдав ожиданий тимуридов и ойратов, имевших свои интересы в этой междоусобной войне. После поражения Юнус хана кыргызским племенам пришлось бежать к ойратам на север, чтобы скрыться от Эсен Бука хана.

Приход моголистанских племен послужил усилению распро¬стра¬нения ислама среди ойратских князей, что стало причиной войны меж¬ду ойратами и Моголистаном. Так, у Мухаммеда Хайдара (1499-1551 гг.) на этот счет есть конкретные сведения. Согласно его данным, сестра Юнус хана (и Эсен Бука хана), Махтум-ханум (отданная замуж за правителя кыргызов Эсенху хана) обратила подвластных ей людей в мусульманство, а двух своих сыновей назвала Ибрахимом и Ильясом. На этой религиозной почве между царевичами и Амасанджи-тайшой (сын главы калмыков Эсен тайши) возникли враждебные отношения. Далее он отмечал, что последний бежал от них с 300 тыс. войском в Моголистан.364 В решающем сражении, состоявшемся в до¬лине р. Или, Юнус хан потерпел поражение и вынужден был отступить в Ферганскую долину.

После 1468 года разделенные на мелкие владения, ойраты уже не имели былой славы. Торговые отношения между ойратами и Китаем сошли на нет, поэтому они пытались закрепиться в городах Сыр-Дарьи и Средней Азии. В 1469 году преемник (сын) Эсен хана Хоэрхуда пересе¬лил часть ойратов на север, к берегам Волги, другая часть ушла на восток, третья, самая большая группа ойратского народа переселилась в Восточный Туркестан.

Отметим, что калмыки во главе с Амасанджи-тайши (Аши-Тэму¬ром) до распада своей конфедерации успели разгромить войска Абухайр¬хана (в 1457 году), что положило начало распаду государства кочевых узбеков на Алтае. Следующим на очереди стоял Моголистан, глава кото¬рого (Юнус хан) потерпел сокрушительное поражение в битве на р. Или. Однако, ойраты не смогли удержаться в Моголистане и возвратились в Степь. Для этого были веские причины. Правитель Хами был в родствен¬ных отношениях с Абабарци (его мать приходилась младшей сестрой Аба¬барци). После распада ойратской конфедерации, используя свои родствен¬ные связи, Абабарци решил закрепиться в Восточном Туркестане. И это ему удалось. В 1469 году он с подвластными кыргызскими племенами пе¬реселился в районы торговых центров Хами, Баркуля и Басыхо (Барс¬куль). В этом регионе расположились кыргызские племена сяолету (сол¬то), челикэ (черик), сяоши, кэшиту (кушчу) и др.

С приходом Абабарци кыргызы вновь стали хозяевами своих земель в Восточном Тянь-Шане. Они продолжали вести политику Эсэнхухана и не давали возможности ойратам появляться и кочевать в Восточном Туркестане.

Кыргызы в целях укрепления своих позиций и отстаивания интере¬сов в регионе в новой разразившейся между Моголистаном и ойратами войне решили воевать на стороне первых. Очевидно, во многом этому способствовала сложившаяся обстановка в Моголистане, где к тому времени партия Юнус хана смогла взять реванш и пришла к власти, что обусловило возвращение моголистанских кыргызов, байринов (ба¬аринов), булгаджи, хазладжи и других, скрывавшихся на севере от Эсен Бука хана.

В 1484 году кыргызы, поддержав сына Юнус хана Ахмеда, провозг¬ласили его своим ханом. Ему удалось в двух основных сражениях дать достойный отпор врагу и остановить продвижение калмыков в запад¬ном направлении. Ойраты вынуждены были отступить в Степь. Впослед¬ствии Ахмед хан за свою особую жестокость был прозван ойратами Алача ханом (букв. кровопийца). Позже сыновья Ахмед хана Султан Саид хан и Султан Халил также были признаны кыргызскими ханами.

Идея отражения натиска врага согревала души кыргызов и сыграла большую роль в сближении и укреплении отношений между различны¬ми кыргызскими группировками. Благодаря этому кыргызы в ХV веке создали свое независимое ханство, во главе которого стоял Мухаммед Кыргыз. Не случайно, что в эпоху объединения кыргызских родов этно¬ним «кыргыз» вновь превратился в политоним. В трудное для народа время кыргызские вожди, присоединив к своему имени этноним «кыр¬гыз», желали придать ему собирательный характер, что играло важную роль в объединении этноса и централизации власти в одних руках.

Таким образом, переселение енисейских кыргызов во главе с Аба¬барци на Тянь-Шань повлияло на ход истории и этнические процессы в регионе. Это особенно отразилось на жизни моголистанских кыргызов, которые из второстепенного этноса превратились в ХV веке в один из ведущих народов края.

МУХАММЕД КЫРГЫЗ – ПРАВИТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОГО ХАНСТВА (XV – XVI ВВ.)

В начале ХVI в. этнополитическое объединение кыргызов, возглав¬ляемое Мухаммедом Кыргызом, стало претендовать на политическое первенство в Моголистане. Кыргызы, ведя активную политику по лик¬видации гегемонии моголов в регионе, стали притеснять последних. Это¬му способствовала политическая ситуация в стране, сложившаяся пос¬ле смерти владыки моголов Ахмед хана и вызвавшая долгую междоусобную войну между его сыновьями Мансур ханом, Султан Саид ха¬ном и Султан Халилом за отцовский трон. Последние не желали при¬знавать центральную власть Мансур хана. Они имели особую популяр¬ность среди кыргызов, причем признанным правителем кыргызов счи¬тался Султан Халил.

В 1508 году Мансур хану удалось разбить в Илийской долине силы своих братьев, побудив их к бегству. Однако, хан Мансур не смог удер¬жаться в Центральном Тянь-Шане. Он вынужден был отступить из-за действий отрядов другого могольского князя Абубакира, которые кон¬тролировали северные районы Моголистана и использовали силы кыр¬гызских племен в войне. Видя в кыргызах зачинателей всех смут и беспо¬рядков в стране, Мансур хан увел последних с собой в Чалыш (Кара¬шар), значительная часть их впоследствии была истреблена. В Моголис¬тан вернулись лишь те, которые смогли спастись бегством.

Однако, этим не решилась проблема власти в стране. В 1510 году с вовлечением в династийную борьбу Султан Бабура, следившего из Ка¬була за развитием событий в Моголистане, междуусобицы в стране уси¬лились. Поддерживая Султан Саида, скрывавшегося до этого в Кабуле, Бабур стремился укрепить свои позиции в Моголистане с тем, чтобы заручиться поддержкой с тыла в предстоящем походе на Индию и coздании там государства Великих Моголов.

В 1510 году с помощью Бабура Султан Саиду удалось овладеть го¬родом Андижаном. Благодаря поддержке Бабура, Саид хан добился при¬знания большинства могольских, кыргызских и других племен. Сразу же после занятия Султан Саидом Андижана недовольные правлением Абу¬бакира дуглатские знатные князья и могольские эмиры Сейит Мухам¬мед (родной брат Абубакира), Махмут султан, Бекчик мырза и Пиш¬кек мырза ушли к Саид Султану в Андижан.

Вскоре о своей поддержке Султан Саида заявил предводитель тяньшаньских кыргызов Мухаммед Кыргыз. В то время кыргызы делились на два объединения кыргыз (северные) и бурут (южные). Первые жили в Центральном Тянь-Шане. Ставка их предводителя Мухаммеда Кыргыза находилась в районе нынешнего села Барскоон на Иссык-Куле. Вторые кочевали в районе Хами. Ставка предводителя южных кыргызов – Бу¬лювана (правителя бурутов) находилась к северу от Хами в местности Басыко (Барскуль).

Кыргызы в то время в количественном отношении представляли довольно многочисленный народ. По подсчетам китайских историогра¬фов они насчитывали более 100 тысяч человек. Племя сяолету (солто), управляемое вождем Ибрахим-онганом, насчитывало 7 тысяч человек. Солтинцы обитали в районах Басыко (Барскуль). Племя Бек-Арслана (Цзяцзясылана) емекэли (дикие меркиты) насчитывало около 50 ты¬сяч человек, кочевавших в окрестностях Хами. Здесь же, в горных рай¬онах Восточного Притяньшанья – Хами, Барскуля и др. жили племена кэшиту (кушчу), челикэ (черики), сяоши (саяки) и др.

По распоряжению Султан Саида предводитель кыргызов Мухам¬мед Кыргыз был отправлен в страну Яркенд, где последнему удалось узнать, что Абубакир не в состоянии собрать достаточное количество войска для отражения нападения хана.

Осенью 1514 г. Султан Саид хан, опираясь на объединенные силы кыргызов, могольских князей и эмиров, без боя овладел Кашгаром, Янги Хисаром, Яркендом и другими городами. В результате этого в Во¬сточном Туркестане было сформировано Яркендское государство (или государство Саид Султана), в котором кыргызским предводителям был предоставлен ряд мест, что значительно укрепило их позиции в этом регионе.

Особой чести был удостоен Мухаммед Кыргыз, оказавший боль¬шую услугу хану в борьбе с Абубакиром. Саид Султан поставил его во главе своего народа. Одарил «поясом для сабли, золотыми сосудами и серебряными чашками и прочими ценными подарками за его многооб¬разные труды и старания».

Получив весть о взятии Кашгара и создании Яркендского государ¬ства, к Султан Саиду от Бабура ушел главный его советник Али Дост Тагай, который всю жизнь был верным придворным вельможей у тиму¬ридов и возглавлял правое крыло войска султана.

В 1516 году в Арбате (Восточный Туркестан) состоялось свидание Мансур хана и Султан Саида, завершившееся примирением противо¬борствующих сторон. Восточный Туркестан был разделен между мо¬гольскими царевичами. Мансур хану достались Тур¬фан и Карашар, и он был признан верховным правителем Восточного Туркестана. Эмиль Ходжа получил Уч-Турфан и Аксу, тре¬тий – Бабачак Султан Бай и Кучу.

Правитель кыргызов Мухаммед Кыргыз всегда пытался вести само¬стоятельную политику, что вызывало недоверие центральной власти. Однако авторитет и слава кыргызского правителя росли с каждым днем.

В 1517 году Мухаммед Кыргыз совершил набеги на города Сай¬рам, Ташкент, Туркестан. Клин между Султан Саидом и Мухамме¬дом Кыргызом был вбит после того, как предводитель кыргызов по¬щадил и отпустил попавшего к нему в плен правителя Туркестана ¬узбекского царевича Абдуллу, сына Кучкунчу, причем он был отпу¬щен с почестями.

Это насторожило Султан Саида, подозревавшего своего недавнего союзника в измене, а именно в том, что правитель кыргызов мог всту¬пить в тайный союз с шейбанидами против хана. В том же 1517 году сам Саид-хан выступил против Мухаммед Кыргыза. Войска хана моголов на берегу Иссык-Куля внезапно напали на кыргызов. Мухаммед Кыр¬гыз был схвачен и доставлен к Саид хану. Однако, хан не смог подвер¬гнуть смерти правителя кыргызов, имевшего большой авторитет, и под¬держку среди соплеменников. Он был лишь строго предупрежден. «Тебя по обычному праву кочевников (тура) и по правилу следовало бы пре¬дать смерти. Но я великодушно прощаю тебя», – довольствовался хан. По велению Султан Саида Мухаммед Кыргыз был заточен в оковы и отдан под охрану Улусбегу Сеид Мухаммеду.

Однако, арест Мухаммеда Кыргыза не принес желаемого резуль¬тата хану моголов. Зимой того же года он был вынужден покинуть Цен¬тральный Тянь-Шань.

В 1521 г. Султан Саид хан решил окончательно подчинить себе кыр¬гызов. Во главе войска, отправляемого к кыргызам, стоял Рашид (кыргызы звали его Иреше хан) – тринадцатилетний сын хана. С ним вместе был отправлен Мухаммед Кыргыз, освобожденный из заточения с це¬лью вызвать снисхождение у кыргызов и подчинить их власти хана. Став¬ка молодого царевича расположилась в Кочкорской долине.

Мухаммеду Кыргызу удалось собрать вокруг себя большинство кыр¬гызских племен и полностью подчинить Моголистан. Численность его войска росла довольно быстро и, главным образом, за счет местных кыргызских, казахских и других тюркских племен. Даже ежегодное посе¬щение Султан Саидом ставки молодого царевича в Кочкорской долине не могло помешать усилению позиций кыргызов в регионе.

В конце концов, убедившись в силе и могуществе кыргызского пра¬вителя, Рашид Султан вынужден был покинуть Моголистан и возвра¬титься в Кашгар.

В 1524 году Султан Саид хан зимовал в Кочкорской долине. При отъезде из Кочкора он снова распорядился арестовать правителя кыр¬гызов. На этот раз Мухаммеда Кыргыза подозревали в союзничестве с казахами. Мухаммед-Хайдар по этому поводу писал: «Его неповинове¬ние стало явным, потому что (он) начал искать поддержки у казахов. По этой причине Мухаммед Кыргыз оставался в заключении и был освобожден из заточения лишь после смерти хана».

Мухаммед Кыргыз до конца своей жизни правил кыргызским хан¬ством. При нем окончательно сформировалась этнополитическая струк¬тура кыргызов – он (правое крыло) канат, сол (левое крыло) канат, ичкилик (внутренние), которая фактически означала государственное устройство народа.

Из книги Табылды Акерова «Древние кыргызы и Великая степь (по следам древнекыргызских цивилизаций)» с дополнениями автора

http://www.paruskg.info/2010/09/11/32074

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они-монгол,монголмуды среди халха и ойратов.Моголистанские байрины,керейты,меркиты, чорасы,кыргызы,казахи ныне среди нынешных монгольских дөрбетов,баятов.Также барласы, уйгуры, карлуки среди южных монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В 1469 году преемник (сын) Эсен хана Хоэрхуда пересе¬лил часть ойратов на север, к берегам Волги, другая часть ушла на восток, третья, самая большая группа ойратского народа переселилась в Восточный Туркестан." (С)

Я и не знал что ойраты были переселены на Волгу аж в 1469 году. Наверно вдобавок и остальные ойраты этого не знают...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1469 г. году преемник (сын) Эсен хана Хоэрхуда пересе¬лил часть ойратов на север, к берегам Волги, другая часть ушла на восток, третья, самая большая группа ойратского народа переселилась в Восточный Туркестан." (С)

Я и не знал что ойраты были переселены на Волгу аж в 1469 году. Наверно вдобавок и остальные ойраты этого не знают...

Продолжателем его дел был казахский хан Тауекел.

В 1595 г. в русских посольских книгах хан Тауекел называется ханом двух орд, казатцкой и колматцкой (АКБ: волжских калмыков еще не было).

(ИКВРИ, т.1, стр.197, 200)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжателем каких дел? Вы о том,что Таукель смог подчинить себе несколько ойратских родов,что и дало ему самовольное право называть себя Царем Казахским и Калмыцким? Ну вот у Аюки-хана согласно Бичурину: "В придворном его штате появились Султаны Кубанские , Хивинские и Казачьи; даже Абул-Хайр, бывший впоследствии Ханом в Меньшой Казачьей Орде, в честь себе ставил служить при его Дворе" (с) и Аюка-хан кстати даже и не пытался себя называть Ханом Калмыцким и Казахским, равно как и джунгарские хунтайджи покорив казахов Большой Орды вроде не титуловали себя казахскими владетелями .)

Ну а насчет волжских калмыков,то я знаю что в то время их не было,просто меня вводит в недоумение "переселение ойратов на север к берегам Волги в 1469 году" по Акерову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжателем каких дел? Вы о том,что Таукель смог подчинить себе несколько ойратских родов,что и дало ему самовольное право называть себя Царем Казахским и Калмыцким? Ну вот у Аюки-хана согласно Бичурину: "В придворном его штате появились Султаны Кубанские , Хивинские и Казачьи; даже Абул-Хайр, бывший впоследствии Ханом в Меньшой Казачьей Орде, в честь себе ставил служить при его Дворе" (с) и Аюка-хан кстати даже и не пытался себя называть Ханом Калмыцким и Казахским, равно как и джунгарские хунтайджи покорив казахов Большой Орды вроде не титуловали себя казахскими владетелями .)

Ну а насчет волжских калмыков,то я знаю что в то время их не было,просто меня вводит в недоумение "переселение ойратов на север к берегам Волги в 1469 году" по Акерову.

Минимум как до 1610 года, джунгары были слабы.

Вот еще документ о том, как джунгары в 1607 г. просили русского царя ("челом били") о подданстве и защите от Казатцкой орды и Алтына царя.

(ИКВРИ, т.1¸Стр.228)

А первое нападение на казахское ханство случилось именно в 1610 г. по следующей причине (с чего собственно и началось усиление Джунгарского ханства) - казахи "секлись меж собой":

162bc0444f3d.jpg

(ИКВРИ. Т.1, стр.242)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До 1610 года Джунгарского ханства как бы еще не было. А теперь насчет "секлись меж собой" - так это обычная практика кочевников использовать междоусобицу у врага и только не говорите что казахи не нападали на Джунгарию пользуясь тем что у джунгар были связаны руки войной с Империей Цин. Рейды казахских батыров иногда даже давали повод к целой войне: "стремление Галдан-Цэрэна наказать казахов Среднего жуза за нападение на территорию ойратов в период третьей ойрато-цинской войны (1729-1739)" ( Имена в истории Казахстана:правители Джунгарского ханства в 17-18 веках). На военную тактику надо смотреть ширше и копать глубже, это практика присуща всем номадам.

Ну а теперь о просьбах калмыков подданства и защите от казахов. АксКерБорж,напомните мне зачем в свое время казахи принимали подданство Москвы? Об этом пишут не стесняясь многие исторические журналы. )))

PS

В общем смысле,пытаясь просчитать дальнейший путь нашего диалога - ожидаю от вас излюбленный постулат казахстанских историков о том что "у джунгар был огнестрел,а у казахов не было" и что "русские заслав агента Рената помогали джунгарам в их хищничестве".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже сравнительно давно интересуюсь данным вопросом, все никак не сформулирую его. Если внимательно вчитаться в выше приведенный труд, то становится ясно, что взаимные набеги шли с переменным успехом, тоесть что у тюрко язычных племен, что у монголо язычных племен, тактика боя была примерно идентичной - конный лучник. Но по всей видемости, именно в этот период у среднеазиатских народов она начала деградировать, а в последствии (искуство конного лучника) и вовсе ушло в небытие. Какие пречины, религиозные, переход к оседлости ?

Кажется 17-18 столетии казахи и кыргызы считали воинов по количеству копий, а ойраты и халха по количеству колчанов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До 1610 года Джунгарского ханства как бы еще не было. А теперь насчет "секлись меж собой" - так это обычная практика кочевников использовать междоусобицу у врага и только не говорите что казахи не нападали на Джунгарию пользуясь тем что у джунгар были связаны руки войной с Империей Цин. Рейды казахских батыров иногда даже давали повод к целой войне: "стремление Галдан-Цэрэна наказать казахов Среднего жуза за нападение на территорию ойратов в период третьей ойрато-цинской войны (1729-1739)" ( Имена в истории Казахстана:правители Джунгарского ханства в 17-18 веках). На военную тактику надо смотреть ширше и копать глубже, это практика присуща всем номадам.

Ну а теперь о просьбах калмыков подданства и защите от казахов. АксКерБорж,напомните мне зачем в свое время казахи принимали подданство Москвы? Об этом пишут не стесняясь многие исторические журналы. )))

PS

В общем смысле,пытаясь просчитать дальнейший путь нашего диалога - ожидаю от вас излюбленный постулат казахстанских историков о том что "у джунгар был огнестрел,а у казахов не было" и что "русские заслав агента Рената помогали джунгарам в их хищничестве".

Мне кажется спорить тут не о чем, вы совершенно правы, как по поводу междоусобиц, так и по поводу просьбы о подданстве.

Одно не совсем понятно (что затронул Бек-Нур), в чем все таки основная причина усиления ДХ и резкого ослабления КХ?

Имхо: религия здесь ни причем, а к оседлости казахи переходить даже не собирались.

Среди реальных причин имхо это небывалая междоусобица (вызванная "рукой Москвы"?) и огнестрел тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шутки ради.

Междоусобица в самом разгаре и тут нате вам мысыль (правителям), а что если взять да и не обучатся стрельбе из лука,а кто практикуется тот позорник и трус, глядишь так и междоусобчик спадет на нет.

Как я думаю, искуство конного лучника - это прежде всего уверенность, что ты выйдешь с минимальными потерями из любого положения, нанеся максимальный урон противнику.

Оседлость и религия тоже имеет значение, после известных событий не средний, не младший жуз не принимали поддонства ДХ. Это не в коей мере не упрек, да и какое я имею право, но факты свидетельствуют что старший жуз (кроме племени жалаир) принял поддонство ДХ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется спорить тут не о чем, вы совершенно правы, как по поводу междоусобиц, так и по поводу просьбы о подданстве.

Одно не совсем понятно (что затронул Бек-Нур), в чем все таки основная причина усиления ДХ и резкого ослабления КХ?

Имхо: религия здесь ни причем, а к оседлости казахи переходить даже не собирались.

Среди реальных причин имхо это небывалая междоусобица (вызванная "рукой Москвы"?) и огнестрел тоже.

Бич кочевников это распри владетельных лиц,этим с незапямятных времен пользовались еще китайцы,да и русские в этом руку набили общаясь с Диким Полем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шутки ради.

Междоусобица в самом разгаре и тут нате вам мысыль (правителям), а что если взять да и не обучатся стрельбе из лука,а кто практикуется тот позорник и трус, глядишь так и междоусобчик спадет на нет.

Как я думаю, искуство конного лучника - это прежде всего уверенность, что ты выйдешь с минимальными потерями из любого положения, нанеся максимальный урон противнику.

Оседлость и религия тоже имеет значение, после известных событий не средний, не младший жуз не принимали поддонства ДХ. Это не в коей мере не упрек, да и какое я имею право, но факты свидетельствуют что старший жуз (кроме племени жалаир) принял поддонство ДХ.

Калмыки работали с трех напусков - стреляли из лука,потом били копьем и потом уже схватка клинками. Не получалось сломить - отходили совершали маневр. Огнестрел особого развития как у алтайских единокровников не получил,хотя в одной схватке с русскими в низовьях то ли Волги,то ли Урала калмыки по данным московитов расстреляли их из пищалей,предварительно запалив камыш в качестве прикрытия. А вот копье калмыки широко использовали вплоть до Отечественной войны 1812 года точно.

Насчет подданства,так и калмыки не все приняли подданство России,а только отдельные князья со своими албату,хотя сейчас именно та дата и считается русскими датой принятия подданства. К примеру Хо-Орлюк не признавал зависимости от Москвы. Там было все так же запутанно и сложно как и у казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В википедий пишут,что моголистанцы вошли только в состав казахов,кыргызов и уйгуров. По моему- большая часть моголистанцев по сей день среди монголов и калмыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я надеюсь уважаемый Акскл не запостит сюда какой-нибудь англоязычный текст времен Холодной Войны о бедственном и жалком положении калмыков после которого по его мнению калмыкам надо будет просто удавиться на своем ремне?

Извините за оффтоп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди донских калмыков хорошо сохранились этнонимы: бага бурал, бага цоохор, баргас, барцхас, бисянкин, бургуд, бушхуд, чеслянкин, замуд, залхус, кювюд, ики цоохор, кевтюл, керяд, ковюд, кююрес, маанин зэт, мангад, меркет, монгол, нооган намчад, номчи, няр, нююрсюд, сохад, телянкен, туктун, тячуд, укр-алачин, улдечинер, учкюд, харада, хоо бухас, хотход хошут, ксюд, шавад, шара монгол, шарад (шаряд), хавчнн, шевнер, цармуд, дорос, эркетен, бамбар, бурут, чонос, кеке-нурин хэд. Таким образом, этнический состав донских калмыков был смешанным. Их станицы (аймаки) образовались за счет притока калмыков, убегавших из своих улусов, начиная с конца XVII вплоть до начала 60-х гг. XVIII в. Известно, что уход отдельных групп калмыков на Дон из районов основных кочевий имел место и в первой половине XIX в. Они были объединены общей территорией и политической властью царской администрации. Не было ни одной станицы, в которой не жили бы представители той или иной этнической группы. У кумских и терских калмыков есть этнонимы, сохранившие память о принадлежности к различным этническим элементам: шарнут, ша-рмгахин, тугульчинкин, меркет, церег, керяд. Среди уральских калмыков тоже есть представители разных этнических групп: ики цоохор, бага цоохор, керяд, чонос.

Несмотря на то, что донские и терско-кумские калмыки жили относительно изолированно от основного местообитания калмыцкого населения, они сохранили родной язык и основные элементы культуры, хотя, возможно, создались некоторые своеобразные детали материальной культуры и бытовые черты.

Вышеприведенные материалы говорят о несостоятельности попыток противопоставить «этнически целостных торгутов» «этнически целостным дербетам и хошутам», которые сформировались на протяжении длительного исторического периода в результате смешения различных этнических элементов.

Постепенное и неуклонное проникновение ойратов в бассейны среднего и нижнего течения Иртыша и его притоков, а также их добровольное вступление в состав Российского государства несколько усложнили этнический состав калмыцкого народа. Об этом свидетельствуют полевые материалы, собранные во всех районах Калмыцкой АССР, начиная с 1959 г.

Во многих сельсоветах встречаются «хасгуд арвн» — «казахские десятки». Около 60 семейств потомков казахов жили на территории Чапаевского сельсовета Малодербетовского района. О родоначальнике этого арвана в народе бытует предание, согласно которому он попал к калмыкам в возмещение убытков, причиненных скотокрадами из казахов (что невозможно подтвердить другими источниками). Казахский «род» (хасг арвн) проживал на территории современного Красносельского сельсовета того же района. Потомки казахов под именем «хашхтанар» обитали в бывшем Бага-Бухусовском сельсовете, расположенном между селами Малые Дербеты и Красносельское. Был казахский арван в бывшем Манджикиновском аймаке (территория Хомутниковского сельсовета Ики-Бурульского района). Название «хасг арвн» до сих пор встречается у населения Чилгирского сельсовета Яшкульского района.

На основании изложенного можно сделать вывод, что отдельные казахи или их группы приняли участие в этногенезе калмыцкого народа. Это вполне естественно, так как ойраты и казахи многократно вступали в контакты. Предки современных калмыков прошли через весь северный Казахстан при перекочевке из Джунгарии на нынешнюю территорию Калмыцкой АССР. До сего времени ходят предания о том, что казахи и ойраты обменивались девушками, бывали случаи и умыкания девушек друг у друга.

В бывшем Икицохуровском улусе (ныне Яшкульский район), по архивным документам и полевым материалам, собранным автором, обитала группа под названием «зекен кисиков род» и «тохан кисиков род». Слово «тоха» — это название урочища, где они обычно жили. Что касается наименования «кисик», то его происхождение неясно. По-видимому, «кисик» — этноним, свидетельствующий об их тюркском происхождении, так как у киргизов и казахов есть этнографические группы под именем «кесек».

В Калмыкии встречается этноним «харамангад» — черные татары (Калмыки называли все тюркоязычные народы «мангад» (татары), «хара мангад» - каракалпаки, скорее всего это караногайцы, «иштиг мангад» — башкиры, «улын мангад» — карачаевцы и балкарцы, «мангад» — собственно татары (астраханские и казанские) и т. д.). Калмыки, происходящие от хара мангад, жили и живут на Дону, в частности, в Цевиднякинах (станица Граббевская), а также проживали на территории современного Приозерного района. Обычно все остальные калмыки считают их орудами, чужаками, принятыми в калмыцкий «род». Под именем «хара мангад» калмыцкому населению известны караногайцы, с которыми ойратские переселенцы вступили в соприкосновение в начале XVII в. в долине р. Эмбы. Известно, что калмыки и ногайцы кочевали вперемешку, нередко пользуясь одними и теми же пастбищами: были случаи, когда они вместе совершали военные походы. Хара мангад могли быть выходцами из каракалпаков, которых калмыки знают под именем «харахалбак». В конце 30-х — начале 40-х гг. XVII в. калмыки кочевали на всем пространстве от Каракумов до сибирских городов и имели тесные экономические, возможно и политические, связи с каракалпаками, Хивой и Бухарой.

Почти во всех районах встречается этноним «мангад», и особенно часто в современном Каспийском районе, в г. Каспийском, на станции Улан Хол и на территории бывшего Долбанского района, включенного в настоящее время в состав Астраханской области. Кто эти татары, - сказать трудно. По-видимому, они происходят из тех, которые были подвластны калмыцким ханам. Ими могли быть джембулаки, едисанны, карагаши, кундровские татары и др.

В городе Каспийском мы встретили калмыка, предком которого был татарин (О своем татарском происхождении рассказывал Боромбаев Бембе Боромбаевич, 1904 г. рождения, рабочий Каспийского рыбоконсервного комбината). Он рассказывал нам, что его предок родился от калмычки, похищенной татарами, которая беременной возвратилась к родным. В Улан Холе мы записали рассказ о том, что в семье татарина, попавшего к калмыкам мальчиком, родились шесть мальчиков. Отсюда вся эта группа получила название «зурганкины» — род шестерых (Об этом рассказывал Манджиев Сангаджи-Гаря Балданович, старший счетовод Улан-Хольского сельпо Каспийского района). Люди татарского происхождения жили в Ики-Бурульском аймаке Большедербетовского улуса; некоторые из них живут в г. Элисте. Еще в начале 80-х гг. XIX в. И. А. Житецкий писал, что в хурулах были крепостные под именем «мангад-шебенеры», которые делились на две группы: улын мангад (кавказские тюрки) и хуучин бюрин мангад (Хуучин бюрин мангад — здешние татары, т. е. жившие здесь до появления калмыков. Ср.: Житецкий И. А., Астраханские калмыки (наблюдения и заметки). Астрахань, 1892, с. 124—125) - это татары, пришедшие в степь из Петровского поселения и обосновавшиеся вблизи Астрахани и Калмыцкого Базара. Последние покинули насиженные места из-за ссоры со своими односельчанами. С XVII в. калмыки кочевали вместе с туркменами и ногайцами на современной территории Калмыцкой АССР и Ставропольского края. Они имели много общего в культурно-бытовом укладе. Ставропольские туркмены и ногайцы, живущие и поныне на территории Ставропольского края, Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР, пьют калмыцкий чай, ставший у них одним из главных напитков. А. Н. Самойлович, впоследствии видный советский академик, в 1912 г. писал, что среди ставропольских туркменов и ногайцев, у крымских татар имеются отюреченные калмыки, на что указывают сохранившиеся калмыцкие родовые имена «чонус», «баян», «бурул», «тобат», «дачгадут». В калмыцком языке были обнаружены этнонимы туркменского происхождения, В Гелингякинском аймаке, расположенном когда-то на Дону, была родственная группа, носящая название «теркмюд».

На территории Тугтунского сельсовета Приозерного района имелась малочисленная группа «теки-румбль». Этноним «теке» встречается у туркменов. Что касается этнонима «румбль», то он, по-видимому, относится к этническим элементам туркменского или узбекского происхождения.

О следах участия тюркоязычных этнических элементов в этногенезе калмыков свидетельствует большое количество слов тюркского происхождения: особенно это заметно в языке калмыков Хошеутовского, Яндыко-Мочажного и Эркетеневского улусов, а также Калмыцкого Базара. Для них характерно употребление татарских названий вещей: «кюль» (пальто, фуфайка и др.), «суль» (овес), тогда как у последнего есть собственное калмыцкое название «арва». Повсеместно в калмыцкий язык проникли тюркские названия: «бешмет» (по-калмыцки - бюшмюд), от татарского слова «камчат» (название женского головного убора) происходит калмыцкое название «камчатк» и т. д.

Тюркские элементы встречаются в топонимике Калмыкии. Яшкуль — «молодое озеро», Бешкуль — «пять озер». Название урочища Сараха, по-видимому, восходит к тюркскому, в частности, казахскому слову «ар-арка» (обширное ровное пространство, широкая степь). Примеры можно увеличить, но приведенных достаточно, чтобы убедиться в участии тюркских элементов в этногенезе отдельных групп калмыцкого народа.

Заняв нынешнюю территорию, калмыки установили довольно тесный контакт с народами Северного Кавказа, что не могло пройти бесследно. Об этом можно судить по полевым материалам, собранным автором в течение ряда лет в разных районах Калмыцкой АССР. В Бага-Бухусовском и Ики-Бухусовском сельсоветах и у хончинеров, на территории которых в настоящее время расположен совхоз «Красносельский» Малодербетовского района, существовали шеркеш арваны (буквально: черкесские десятки). Потомки черкесов и кабардинцев были в Аванкинах Абганеровского аймака Малодербетовского улуса и у дойд-багутов Яндыко-Мочажного улуса. Среди населения Багачоносовского аймака Манычского улуса также встречались калмыки, предками которых были горские татары (т.е. карачаевцы или балкарцы). На это указывает упомянутое выше сообщение И. А. Житецкого о том, что вблизи Астрахани и Калмыцкого Базара жили улын мангад — горские татары, которые растворились среди калмыков.

Какое-то воздействие на донских калмыков и калмыков Большедербетовского улуса оказало общение с русским населением, что обнаружено специальным обследованием, проведенным в 1933 г. в Западном улусе (ныне Городовиковском районе). Его руководитель Н. Н. Чебоксаров отметил у 10 процентов обследованных возможность европеоидной примеси: волосы извилистее и мягче, борода развита сильнее, скулы меньше, процент отсутствия складки верхнего века больше, спинка носа выше (особенно у выходцев из Ростовской области). Терские и кумские калмыки наиболее европеоидные из всех калмыцких групп. По мнению Н. Н. Чебоксарова, европеоидные примеси у калмыков Западного улуса объясняются их географической близостью с черкесами, кабардинцами, чеченцами, ингушами, аварцами и кумыками и активным взаимодействием с ногайцами, местными (кундровскими) татарами и туркменами, которые неоднократно оказывались в контакте с калмыками, нередко заключали с ними браки.

В трех сельсоветах, входивших в состав Малодербетовского улуса, были обнаружены небольшие родственные группы калмыков русского происхождения. В Ханатинском сельсовете проживал орсуд арван (русский десяток), потомки русского, женившегося на калмычке, которых насчитывалось до Великой Отечественной войны не менее 40 семей (Об этой группе рассказывали выходцы из п. Ханата Б. Б. Бушкиев 1906 г. рождения, заслуженный учитель школы РСФСР, проживавший в с. Малые Дербеты, и Б. С. Санджиев, 1906 г. рождения, член КПСС, бывший зав. сектором истории Калмыцкого НИИЯЛИ) Кетченерах (современный р. п. Советское) жили Баслиевы, происходившие от русского по имени Орс Бата, численно достигшие значения арвана (Информацию об этой группе дали Д. Б. Баслиев, 1889 г. рождения, живший в местности Сараха, на чабанской точке племзавода «Сухотинский», а также М. С. Санджиев, 1893 г. рождения, живший в р. п. Советском Приозерного района). В Цаган Нурском сельсовете обнаружен орсуд арван, родоначальником которого был русский, адъютант зайсанга Талтаева (Об этой группе рассказывал нам народный поэт Калмыкии С. К. Каляев, 1905 г. рождения, член КПСС. Его сообщение подтвердил Э. 3. Санджнев, 1916 г. рождения, член КПСС, бывший директор Цаган Нурской средней школы. Оба выходцы из Цаган-Нурского аймака), участника Отечественной войны 1812 г. Еще в 1900 г. антрополог В. В. Воробьев побывал в Калмыцкой степи и исследовал 75 взрослых калмыков мужчин. Ему удалось обнаружить 17 человек длинноголовых, высокорослых по сравнению с другими калмыками.

Исследователь С. Королев обследовал в 1901 г. около 200 человек, в том числе 18 женщин. Он также отметил у 34 человек (17%) волосатость, резко очерченные носы, отличающие их от обычного монгольского типа (в 33 случаях или 34), у 17 субъектов нос оказался слегка горбатым, у одного из них очень сильно, причем для горбоносых характерна высокорослость, что, по его мнению, «можно объяснить смешением калмыков с армянами, татарами, киргизами (как тогда называли казахов — У. Э.) и немалой ролью русских в образовании современного калмыцкого типа».

Сходного мнения придерживается Н. Н. Чебоксаров, который писал, что «нельзя не учесть последствий метисации».

В 1969—1971 гг. Д. О. Ашиловой было проведено антропологическое обследование под руководством антрополога И. М. Золотаревой в 11 административных районах Калмыцкой АССР. Обследованием было охвачено более 2000 калмыков: только у донских калмыков и больших дербетов обнаруживается некоторое ослабление монголовидных особенностей. В основном калмыки относительно однородны в антропологическом отношении. По мнению антропологов, они представляют собой один из вариантов центрально-азиатского антропологического типа. Однако приведенные выше антропологические данные не могут вызывать сомнения в участии в этногенезе калмыцкого народа отдельных представителей саяно-алтайских, среднеазиатских и казахских тюрков, а также горских и славянских элементов. Не всегда антропологические материалы совпадают с этнографическими. Для подтверждения данного соображения можно обратиться к антропологическим данным. С калмыками не случилось того, что произошло со славянами в пределах Болгарии, а также с предками осетин, балкарцев и карачаевцев на Кавказе. Славяне, расселившиеся на территории современной Болгарии и утвердившие свой язык в качестве языка-победителя, относятся в антропологическом отношении к темнопигментированной южной, или средиземноморской, ветви европеоидов. Пришедшие на Кавказ ираноязычные предки осетин передали свой язык местному кавказскому населению, жившему здесь с рубежа поздней бронзы и раннего железа, но современные осетины в значительной мере связаны с классическими представителями кавказионского антропологического типа. Балкарцы и карачаевцы по языку — тюрки, а по антропологическим признакам не отличаются от осетин. Современные египтяне — арабы по языку, но по антропологическим данным мало отличаются от древнего населения Египта и Нубии.

Влившиеся в состав калмыков тюркские, горские и славянские элементы не оказали сколько-нибудь заметного влияния на антропологические особенности калмыцкого населения.

Таким образом, калмыцкая этническая общность сложилась в основном из переселившихся в степи Нижней Волги и Предкавказья ойратов и ассимилированных ими отдельных иноязычных элементов.

У всех ойратов прослеживаются свадебные обряды, какие бытовали у калмыков. Сватовство, сама свадьба и обряды, связанные с ней, церемонии приобщения невесты к очагу жениха, порядок приема ее в род мужа, описанные Б. X. Тодаевой, удивительно сходны с калмыцкими, имевшими широкое распространение до недавнего времени.

Ойратские черты сохранились в калмыцком жилище и в его планировке. Калмыки продолжали жить в кибитках, в каких живут монголы, в частности, монгольские ойраты. Домашнее убранство, порядок размещения вещей внутри жилища, деление его на правую, левую и верхнюю части сохранили ойратские названия, генетически перешедшие к калмыкам.

Поразительное сходство наблюдается в пище и обрядах, связанных с угощением. Как у ойратов, так и у калмыков основными видами пищи являются чай, молочные и мясные блюда, названия которых одни и те же, что объясняется традиционными генетическими связями, уходящими в древнеойратскую эпоху.

Основой хозяйственной жизни калмыков, как и их сородичей, живущих в Монгольской Народной Республике, являлись овцы курдючной породы, крупный рогатый скот, лошади и верблюды. Сохранились также древнейшие способы обработки шерсти, кожевенного сырья, переработки молока на чигян, масло и на другие продукты.

Таким образом, между ойратами и калмыками существует прямая генетическая связь. Это положение не противоречит мнению других. В первом томе «Очерков истории Калмыцкой АССР» И. Я. Златкин писал, что ойраты и калмыки связаны между собой очевидными генетическими узами: ойраты — предки, калмыки — потомки. Несомненно, калмыки — потомки тех ойратов, которые покинули Джунгарию в силу недостаточности пастбищных территорий и резко ухудшившихся внутренних и внешнеполитических условий. Им, очевидно, было предпочтительнее искать новые, более просторные пастбища вне прежней родины.

Из ойратов, занявших степи Нижней Волги и Предкавказья, образовалась калмыцкая этническая общность — калмыцкая народность, отдельная от джунгарских ойратов. Данное мнение не противоречит историческим фактам. В истории много случаев, когда из одной этнической общности образовывались разные, т.е. различные народности или нации, оказавшиеся в неодинаковых социально-экономических условиях. Этническая однородность не является обязательным условием для образования новой этнической общности. Новые народы могут возникнуть из различных этнических элементов. Но при всех условиях для образования и развития новой этнической общности, хотя бы народности, обязательной является общность территории, Ф. Энгельс писал, что «...исходным пунктом было принято территориальное деление, и гражданам предоставили осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени». Территория является необходимым материальным условием, экономической базой для нормальной жизни любого общества любой: эпохи. Материальной базой для образования калмыцкой этнической общности явились степи Нижней Волги и Предкавказья.

Территория, простиравшаяся от левого берега (в низовье) Волги на востоке до современного города Волгограда на севере, Дона на западе, Ставропольского плато на юго-западе, р. Кумы на юге и северо-западного побережья Каспийского моря на юго-востоке, была закреплена за калмыками указом Павла I от 14 октября 1800 г., который был подтвержден его сыном Александром в указе от 26 октября 1801 г.

Степь, очерченная в указанных границах, рассматривалась калмыцким народом как своя национальная земля, на которую он имеет неотъемлемое право, малейшее покушение других народов на эту территорию вызывало протест со стороны калмыков.

На новой родине оказались благоприятные для привычных занятий калмыков географические и климатические условия: обширные пастбища с Черными землями на юго-востоке, длинное лето, короткая зима, прекрасные сенокосные угодья и достаточное количество водопойных источников (реки Волга, Дон, Маныч, Кума, степные озера и речки и т. д.).

Постепенно у калмыков возникла привязанность к степям Нижней Волги, любовь к новой родине, патриотизм, о чем свидетельствуют многочисленные факты выступлений калмыков в защиту этой территории от турецких, крымских и кавказских феодалов. Необходимость обороны занятых ими земель от внешних врагов способствовала процессу дальнейшего сплочения переселившихся отдельными феодальными группами ойратов в одну калмыцкую этническую общность. Немалую роль в сложении последней играли постоянные контакты между различными группами ойратов в пределах одной и той же территории.

В направлении объединения и сплочения раздробленных феодальных владений действовал и политический фактор. Для ойратов, занявших относительно большую территорию, вопрос общенационального единства и национальной независимости стал вопросом жизни и смерти в условиях враждебного отношения со стороны феодалов Турции, Крыма, Кавказа и русского царизма, стремившегося превратить новых подданных в простых исполнителей своей воли.

Образовавшееся к 60-м гг. XVII в. Калмыцкое ханство способствовало дальнейшему сплочению и сложению калмыцкой народности. Это соображение подтверждается мнением классиков марксизма-ленинизма. Ф. Энгельс писал: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество...». Положение Ф. Энгельса, выдвинутое им по отношению к европейским нациям, в какой-то мере применимо к калмыкам. Калмыцкие ханы сумели сломить разобщающие тенденции нойонов и зайсангов, собрать сравнительно однородные в этническом отношении феодальные владения, чем обеспечили дальнейшее сплочение и формирование калмыцкой народности в пределах России. Этому также способствовали установившиеся между улусами более тесные экономические, культурные и другие связи. Подвластные Российской империи калмыцкие ханы и царская администрация усилили процесс изоляции калмыков от джунгарских ойратов и содействовали окончательному обособлению их от восточных сородичей. В результате создания в степях Нижней Волги и Предкавказья ханства до минимума сократилось число междоусобиц, военных столкновений и уменьшилось переселение населения. Хотя Калмыцкое ханство было орудием классового господства феодалов, оно явилось серьезным фактором формирования и развития калмыцкой народности в пределах России.

http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/erdniev_1985/4_2.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...