Перейти к содержанию
Asena

Охота с ловчими птицами у тюрков и татар

Рекомендуемые сообщения

  В 04.06.2016 в 14:48, АксКерБорж сказал:

О каких таких монголах вы ведете речь? Если о татарах Чингизхана, то почему абсолютно все монголоязычные народы, а их не мало, абсолютно не знакомы с данной традицией? Вопрос не праздный. 

И у меня такое чувство, что мы с вами ведем речь с нашими монгольскими оппонентами в параллельных мирах. Какая билиберда получается.  :rolleyes: 

См. выше..Начало нашего с reicheOnkel-ем диалога..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.С. Муканов. Казахи. Историко-этнографическое исследование.

 

Охота с ловчими птицами.

 

"... Наиболее популярной и распространенной была охота с ловчими птицами.

Основные способы дрессировки, общая система охоты с ловчими птицами у многих народов сходны и традиционны.

Если в Европе предпочтение отдавали соколиной охоте, то в Средней Азии и Казахстане использовали беркутов и около 10 видов ястребов и соколов, особенно ястреба-тетеревятника, ястреба-перепелятника, ястреба-стервятника, кречета, сапсана, балобана, дербника.

Эти птицы предназначались для охоты на определен­ный вид зверей. Например, на волков, лисиц, карсаков, горных козлов ходили с беркутом, на гусей, дроф пус­кали ястребов, а на мелкую дичь - соколов. Охота с соколом, ястребом, кречетом носила в основном спортив­но-развлекательный характер, поскольку это было люби­мым занятием феодальной знати. Простые же люди занимались  обучением  беркутов, охота  с  которыми  составляла существенную поддержку в скромном бюджете рядового кочевника".

Ловчие птицы в крае дорого стоили. Так, "хороший беркут ценится в 5-6 верблюдов, сокол - в 1 или 2 верблюда, ястреба и кобчики - дешевле".

Производственный процесс у охотников с ловчими птицами состоял из четырех этапов: поимки необходи­мой птицы, ее приручения, затем обучения и непосред­ственной охоты.

Ловчих птиц брали из гнезда и также ставили кап­каны, сети и силки, чтобы ловить их.

Чтобы пойманные птицы не пугались и для ограни­чения их подвижности прокалывали нижние веки, про­пускали тонкие шелковые нитки узлами наружу и завязывали на затылке. На голову надевали кожаный колпачок-наглазник (томагу), этим же целям служили путы (бау) с войлочными колечками.

Уход и дрессировка ловчих птиц. Уход за ними требовал специальных знаний, которыми в полной мере обладали знатоки ловчих птиц (қүсбегі), передававшие свое мастерство из поколения в поколение. Простые охотники сами тренировали своих птиц.

Пойманных птиц круглогодично содержали в юрте. В зависимости от нрава в народе их делили на две кате­гории: "акпейіл" и "қынғы". Ценился первый тип, ко­торый легко поддавался дрессировке, второй требовал долгой и терпеливой работы, прежде чем дать результа­ты87. Кормили обезжиренным и обескровленным мясом (ақ жем и бөртпе), чтобы сбросить лишний жир. Затем дрессировали для охоты, используя для этого короткие и длинные путлища (үзүн, шолақ бау). Сначала учили ловчую птицу откликаться и прилетать на зов охотни­ка, потом садиться ему на руки. Для удержания берку­та надевали на правую руку плотную кожаную рукавицу (биялай), а чтобы снять его с руки использо­вали деревянную подставку (балдақ).

Следующим этапом было ознакомление птицы с чу­челом зайца или лисы, а также пернатой дичи (далбай, кеп). Учили также ловить подраненную дичь или мел­ких хищников. Привитые им навыки совершенствовались окончательно в полевых условиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжение:

 

С ястребом, соколом и кречетом охотились обычно с конца сентября, когда пернатые готовились к перелету и вплоть до первого снега. В это время шерсть пушистых зверей становилась лучше.

 

С беркутом ходили на охоту лишь зимой, с конца ноября до февраля. Тогда мех пушных зверей был в цене.

 

С ительгы охотились круглогодично, летом - на гусей, уток и дроф, а осенью и зимой - на зайцев и мелкую дичь.

 

Обычно целая группа загонщиков охотилась совмест­но, объединившись в "салбүрүн"Возглавляли опытные и знающие люди. С некоторыми ловчими птицами, на­пример, с ястребом-перепелятником могли охотиться в одиночку.

 

Перед охотой на птицу надевали нагрудник, ремен­ный и путовый концы держали в ладони. Приближаясь к дичи или зверю, птицу освобождали от томаги и под­брасывали к добыче против ветра. Остальные люди со своими ловчими птицами отставали, не мешая скачуще­му на коне человеку. Нередко в таких случаях обраща­лись к помощи борзых (тазы). Тазы разыскивает и гонит зверя из оврага, а подброшенный вверх опытный беркут часто опережал собак, стремительно налетал на добычу, схватывал ее когтями и удерживал до подхода охотника. Почти так же использовали выученных яст­ребов и соколов, но только против мелких зверей и ди­чи.

 

Каждая из ловчих птиц имела свои особенности. Так, каршыга нападает в воздухе на жертву снизу вверх, а кречет наоборот — сверху вниз.

 

При соколи­ной охоте пущенная птица летит сначала низом, потом поднимается вертикально вверх перед самым носом пе­редовой утки и бьет ее в косом направлении.

 

Наиболее ловким и дерзким считался лашын, способный преследо­вать и сбивать целую стаю, надрезая когтем жертве крыло или вспарывая им брюхо.

 

Ак-сункар взвивается сразу вверх и начинает парить. Увидев дичь, камнем падает вниз, сложив крылья и сжав добычу в своих когтях. Иногда соколов пускали по очереди, когда по­зволяли возможности охоты.

 

Изредка вблизи озер, заросших густым камышом, казахи по примеру русских пользовались лодкой. Охот­ники с ловчими птицами сидели в засаде в каком-ни­будь плесе, а загонщики, пользуясь лодкой и дабылом, поднимали с воды дичь, которую уже в воздухе подби­вали соколы, ястребы и кречеты.

Следует отметить, что охота с ловчими птицами имела промысловое и полупромысловое значение. Наибо­лее популярной была охота с беркутом.  Так,  опытный беркутши за сезон добывал от 30 до 60 лисиц. Хоро­ший лашын мог за один вылет поразить 15-20 уток, каршыга - несколько десятков фазанов, кыргый - 50-60 и более перепелов."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киргизские охотничьи ловчие птицы

 

1449336123_011_07.jpg

 

Киргизские охотники различали 13 видов ловчих птицкречет: байбактуу шумкар — кречет с заметными волосками на ногах, куйко шумкар (это очень ценная птица — в старину победителю какого-нибудь соревнования дарили 9 ловчих птиц, и возглавлял эту девятку именно куйко шумкар), казы шумкар — настоящий кречет, кара шумкар — кречет с черным оперением (очень трудно поддается дрессировке), таза шумкар — кречет чистый без примеси, мойноктуу шумкар — кречет со светло-серой отметиной на шее, и ак шумкар — белый кречет и другие.

 

По преданию, шумкар возвращается с осенними заморозками и гнездится на неприступных скалах. Самка откладыает яйцо и якобы оставляет его на зиму, а высиживать начинает с наступлением весны. Однако эти представления неверны и с точки зрения физики, и с точки зрения биологии. Холод разрушает и скорлупу, и белок яйца, находящийся в полужидком состоянии. Большинство пернатых (исключение составляют сорные куры) высиживают свои яйца сразу же после того, как снесут их — это закон биологии. В период высиживания яйцо обогревается птицами, его температура в среднем составляет 42 градуса по Цельсию и выше. Если в этот ответственный инкубационный период яйцо чуть-чуть остынет по какой-либо причине, то процесс развития зародыша нарушится, и птенец не вылупится. Киргизы, видимо, рассуждали так: раз шумкар редко встречается и обладает такими выдающимися данными как ловчая птица, то и рождаться она должна не так, как другие пернатые.

 

Тынар — один из подвидов чуйлу или куша; в природе встречается — кара кашка тынар (с черной меткой на лбу) и кызыл кашка тынар (с красноватой меткой на голове), ылаачын-кара ылаачын, тоо ылаачын (подвиды сокола- сапсана) и куу-кумпай (самая бесстрашная из хищных птиц, по силе и ловкости превосходит беркута, в природе встречается очень редко).

 

И ителги и ылаачын гнездятся на высоких обрывах или крутых берегах. Крылья у этих птиц остроконечные; свою жертву они моментально, умерщвляют, перерезая ей сонную артерию острыми, как кинжал, клювами. При этом хищник, ударяя жертву ногой, вонзает в ее тело сильный коготь. Ителги характеризуется умением хорошо скрываться и внезапно нападать на свою жертву. Охотится эта птица обычно два раза в день: утром от 7 до 10 часов и вечером около 5—6 часов.

В последние годы орнитологи республики не находили гнезд шумкара и ылаачына. Они обычно у нас бывают на перелете из Таймыра, Сибири, Алтая-Саяна и прочих мест. Зимовать улетают в Афганистан, Иран, Индию. Отдельные из них недавно стали оставаться в наших краях, выводить потомство и даже зимовать. Это явление, по-видимому, возрождает прежние, давно утерянные гнездовые привязанности популяции крупных соколов.

В отличие от ителги и ылаачын куш, и кыргый не бьют жертву ногой, а хватают когтями на лету. Они гнездятся на деревьях и там ночуют. Крылья их округленные, хвост намного длиннее тела. В гнезде обычно бывает 2—4 яйца. Куш — долго живущая птица: 20—30 лет может она трудиться на своего хозяина.

Царь птичьего рода — буудайык (сказочная, хищная птица), тоже рождается от куша. Киргизские охотники делили беркутов на 65 видов и подвидов. При дрессировке к каждой птице надо было найти особый, подходящий для нее метод, так как они обладали индивидуальными характерами. Среди беркутов выделяли 4 берени (лучшие виды беркутов), которые отличались только им свойственными ловчими качествами. Например, чол буркуту — беркут, обитающий в пустыне, был грозой равнинной местности; калбыр канат, муз мурут — беркут, обитающий высоко в горах (хорошо переносит холод и стужу, гнездится в недоступных местах близко к ледникам) ; тынар — беркут с головой рыжего цвета и черным оперением тела и тоо комдот — самый крупный беркут (свою жертву, по словам охотников, сперва бьет, как ителга, мощным когтем, а затем сворачивает в комок обеими ногами и ждет прихода хозяина); от куйко рождается таканак (крупная пустельга, очень сильная и ловкая) и т. д.

Киргизские мунушкеры (специалисты по дрессировке ловчих птиц и охоте с ними), например, считали, что от ителги рождается шумкар — кречет.

 

1449336161_011_05.jpg

 

Шумкары издавна высоко ценились как замечательные помощники на охоте. У азиатских народов, в частности, у киргизов, первые упоминания о соколиной охоте встречаются еще в XI веке, когда киргизский предводитель Урус Инал послал грозному Чингизхану в качестве ценного подарка ловчих птиц-шумкаров.

Орлы и соколы-кречеты широко упоминаются в поэзии, сказках, эпосах и легендах народов Средней Азии и Казахстана. Древние киргизские предсказатели считали, что если человек во сне увидел беркута или сокола, то у него дела пойдут успешно, т. е. все мечты человека сбудутся. Этих пернатых они относили к особо вещим. Тюркские названия кречетов, в том числе алтайского кречета турул-шункар, сункар, шумкар употреблялись в качестве личных родовых имен выдающихся героев, особенно военных вождей.

У воинственных тюркских и монгольских племен охота считалась не только развлечением, но и разновидностью военных упражнений. Под видом охоты они проводили рекогносцировку своей территории и территории врагов, если она располагалась по соседству, тренировали боевых коней и воинов, т. е. делали все, что было необходимо для подготовки к будущему сражению. Это отражает киргизская поговорка, сохранившаяся еще с VI— IX веков: Бектердин куш салып, жер кыдыруусу согушка даярданганы — Соколиная охота знатных — подготовка к войне.

Хорошие охотничьи птицы ценились очень высоко и считались гербом бесстрашного воина, их не продавали и не дарили никому.

Слово туйгун у киргизов с незапамятных времен означало ловкость и бесстрашие, было их символом. Когда умирал смелый и ловкий джигит, то люди обычно говорили: Туйгундан айрылдык — Потеряли мы самого бесстрашного туйгуна-воина.

В устном народном творчестве киргизов беркут символизирует бесстрашных воинов и военных вождей. Например, в эпосе «Манас» рождение Манаса предвещается беркутом, которого увидел отец героя Жакып во сне:

Я беркута видел во сне...
Смертоносен его удар —
Задний коготь стальной,
А передний коготь кинжал.
Я к ноге его привязал
Из тончайшего шелка тесьму.
Много дней и много ночей
Я ласкал его в юрте моей.
Всем пернатым внушал он страх —
Не могли парить в небесах.
Испугал животных земли —
По долинам бежать не могли.
Птицы в гнездах, звери в норах
Трепетали пред ними окрест.


В этих строках в поэтической форме описана любовь киргизов-беркутчи к своему крылатому помощнику. Народом сложено много легенд и сказок о знаменитых мунушкерах и ловчих птицах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Весь оффтоп расчищен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 01.06.2016 в 07:44, АксКерБорж сказал:

Кыргыз охотник беркутчи. Монголия (?):

 

09e1dbf02506.jpg

 

Tynych, наверно это все таки не кыргыз, а казах. Нас с вами с толку сбил "ак калпак", который застолбили, запатентовали кыргызы.  :kg2:

 

Если посмотреть на участников фестиваля "Беркут - крылья Чуйской степи", проходившего в урочище Жалгыз тобе Каш-Агачского района Республика Алтай, то по имеющейся информации на него приехали казахи беркутчи Монголии. Отдельно про кыргызов там не упоминается, может один или два кыргыза были в казахской команде из Монголии? Короче, если нет инфы, значит не было. Ведь казахи тоже носят такой же колапк.  :qazaq1:

 

Вот еще фотки с того фестиваля в белых войлочных колпаках: 

 

ca8042efe6de.jpg

 

85e3afea36e5.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фотки с того же фестиваля:

 

fe4cf9cd3a42.jpg

 

af9f014fd734.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или эти:

 

ffa87009749c.jpg

 

458b2e36769a.jpg

 

4959f12e2998.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.06.2016 в 07:44, АксКерБорж сказал:

Нас с вами с толку сбил "ак калпак", который застолбили, запатентовали кыргызы.

Короче, если нет инфы, значит не было. Ведь казахи тоже носят такой же колапк

Вот еще фотки с того фестиваля в белых войлочных колпаках

1)Здесь очередное ваше заблуждение..Кыргызы калпак не застолбили и не запатентовали..Это,опять таки,ваши измышления..Кыргызам не зачем патентовать то,что является кыргызским..Если соседние братья-народы носят кыргызские калпаки - мы только рады..и ничего постыдного в этом не вижу..Похоже,что монгольские казахи : либо любят носить кыргызские калпаки либо заимствовали это(скорее всего) у синьцзянских кыргызов..

2)Не было инфы - не значит,что не было..Ниже постом попытаюсь это опровергнуть..И да,вы действительно правы - казахи тоже носят кыргызский калпак..и правильно делают..это удобно,практично и красиво..

3)Красивые фотки с фестиваля на котором изображены беркутчи в кыргызских калпаках..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.06.2016 в 07:44, АксКерБорж сказал:

Tynych, наверно это все таки не кыргыз, а казах.

Как и обещал,попытаюсь опровергнуть ваши сомнения..И так,ваше фото якобы казаха :

09e1dbf02506.jpg

 

А здесь на фото подпись "Беркутчи.Боконбаево" :

 

6550737437_11e6f4972e_o.jpg

 

6550737961_2c2945e9ee_o.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.06.2016 в 10:09, Tynych сказал:

1)Здесь очередное ваше заблуждение..Кыргызы калпак не застолбили и не запатентовали..Это,опять таки,ваши измышления..Кыргызам не зачем патентовать то,что является кыргызским..Если соседние братья-народы носят кыргызские калпаки - мы только рады..и ничего постыдного в этом не вижу..Похоже,что монгольские казахи : либо любят носить кыргызские калпаки либо заимствовали это(скорее всего) у синьцзянских кыргызов..

 

Зря вы мой смайлик затёрли, поэтому мой юмор про патент превратился у вас в причину гнева и обвинений меня во всех смертных грехах.  :lol:

 

  В 07.06.2016 в 10:50, Tynych сказал:

Как и обещал,попытаюсь опровергнуть ваши сомнения..И так,ваше фото якобы казаха :

 

Сперва я предположил, что это монгольский кыргыз, но вы засомневались, потом я предположил, что это монгольский казах, но вы вновь засомневались и смогли обосновать что это Кыргызстанский кыргыз.  

 

Молодец, ничего не скажешь.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.06.2016 в 13:27, АксКерБорж сказал:

Зря вы мой смайлик затёрли, поэтому мой юмор про патент превратился у вас в причину гнева и обвинений меня во всех смертных грехах. 

Сперва я предположил, что это монгольский кыргыз, но вы засомневались, потом я предположил, что это монгольский казах, но вы вновь засомневались и смогли обосновать что это Кыргызстанский кыргыз.  

Молодец, ничего не скажешь. 

Никакого гнева и обвинений вас в смертных грехах - одни только констатации фактов..

Спасибо! Просто не хочу,чтобы вновь повторились фейки,когда кыргызов и их традиции выдают за других.. :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 07.06.2016 в 14:16, Tynych сказал:

Никакого гнева и обвинений вас в смертных грехах - одни только констатации фактов..

 

Какая еще констатация фактов? Все гораздо проще - у вас нет юмора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи охотники беркутчи из района Чингиль округа Алтай Или-Казахского автономной области СУАР КНР (по моим разработкам именно там находится захоронение первых великих ханов империи Чингизхана):

 

254630a4c531.jpg

 

ec36aea5792e.jpg

 

4e3c8bf8ca63.jpg

 

А это уже знакомый нам по ранним фоткам аксакал:

 

5d16bf8bda8d.jpg

 

408271dd138d.jpg

 

0cabda9d5fca.jpg

 

9cb32d65d5cf.jpg

 

56a8ecc3668e.jpg

 

6abdfed12136.jpg

 

c056d46642e9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.06.2016 в 10:01, Peacemaker сказал:

слева найманский хан Кушлук

The man to the far left is the Khan and perhaps even the Gur Khan; Kuchlug. He was the last Gur Khan or King of the Kara Khitai. Gur Khan is Mongol/Khitan for supreme khan equivalent toShahanshah or Shah of Shahs.

Уважаемый Peacemaker , а как переводится слово "perhaps" на русский язык?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улан-Батор. Главный базар столицы "Наран туул". Вяленые на солнце орлиные лапы и головы - важный атрибут монгольских шаманов:

 

c49430b2b2cc.jpg

 

59de4d29fdfc.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные монголоязычные халхасцы используют сушенные головы беркутов как шаманский атрибут. Но вот татары Чингизхана оказывается использовали беркутов и кречетов для охоты как это делают казахи и кыргызы.

 

Рашид ад-Дин «Джами ат-таварих»:

 

"… Чингиз-хан сказал Борагулу: «Ты тоже скажи!». Борагул сказал: «Для мужчины [величайшее] наслаждение заключается в том, чтобы выпускать [ловчих] птиц, вроде кречета [сонкур], на бурых журавлей, с тем чтобы они ударами когтей сбивали тех в воздухе и хватали."

 

"... Затем [Чингиз-хан] спросил у сыновей Кубилая. Они сказали: «Наслаждение человека в охоте и в пускании [ловчих] птиц."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В. М. Федоров    Охота с ловчими птицами в практике народов Таджикистана

http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-277-7/978-5-88431-277-7_15.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то название темы Уже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там варианты происхождения этого вида охоты перечислены, плюс масса источников упоминается. Может, кому и пригодится. 

А "горные таджики" в этой статье - это не Таджики, как таковые. Это потомки древних ираноязычных скотоводов, населявших Степь задолго до появления Тюрков, и говоривших на восточно-иранских языках (Согдийский, Пушту, и т.д.).  Часть таковых входила также и в племенной союз Сюнну. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИКВРИ. Т.6. С.169. О Юнус-хане:

 

f6ddef9783c9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ, вы о существовании охоты с ловчими птицами у других народов читали что-нибудь? 

Например, у очень древних, или у тех народов, у которых это явление фиксируется пораньше "ТАТАР ЧХ" ? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.06.2016 в 13:18, ZOOTECHNICIAN сказал:

АКБ, вы о существовании охоты с ловчими птицами у других народов читали что-нибудь? 

 

Если вы про аналогичные традиции арабов, то по моему, они вторичны, т.е. заимствованные, потому что во многом уступают тюркским традициям. Хотя бы в том, что они пешие, а пеший охотник с птицей это 10% успеха vs 100% результата тюркского конного всадника с борзой собакой: 

 

6c101a3e3e52.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...