Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

2 часа назад, Kenan сказал:

Среди таджиков (таджикистанских) немало растворившихся узбеков судя по монголоидным чертам.

лакайцы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 9/11/2022 at 10:49 PM, Jagalbay said:

лакайцы?

Не знаю, вряд ли. Скорее всего ассимилированные осевшие узбеки, чагатайцы и различные тюрки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.09.2022 в 14:12, Бахтияр сказал:

Где это упоминается? Давайте источники, я уверен вы не сможете ничего предоставить. Во времена караханидов, сарт это не этнический термин, а профессиональный, так что не надо тут сказки рассказывать, мы то свою историю знаем и не создаём сказок новоделов, и не пытаемся создать себе новых предков. 

Самое раннее известное использование этого термина - в тюркском тексте 1070 года Кутадгу билиг «Благословенное знание», в котором он относится к оседлому населению Кашгара

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

УЙГУРСКИЙ ЛИНГВОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ТИП — ДИАЛЕКТНАЯ ОСНОВА ЯЗЫКА ТЮРКСКИХ, ДРЕВНЕУЙГУРСКИХ И КАРАХАНИДСКИХ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ

 

...И в случае самых древних тюркских памятников — периодов и тюркского, и уйгурского, и караханидского государств — диалектную основу их языка составлял уйгурский лингвогенетический тип. Языковые коллективы иного лингвогенетического типа, например огузского, кыпчакского, карлукского и т.д., привносили в язык своих письменных текстов черты своих диалектов, придавая ему качества смешанности. Насколько глубоко тенденция смешения элементов устной и письменной речи, а по сути — разнохарактерных идиолектов, проникала и закрепля-лась сначала в речи привилегированных слоев, а затем и в общенародном языке, судить довольно затруднительно. Во всяком случае примеры смешанности диалектных признаков в древних письменных памятниках совершенно очевидны.

 

Так, памятники отюкенских (орхонских) тюрков первой половины VIII в. во многих основных чертах соответствуют уйгурскому диалектному типу, имея следующие признаки: в фонетике — срединный зубной ~д- (в междиалектном чередо-вании адак ~ айак ~ азак 'нога'), начальный -й- (в междиалектном чередовании йок ~ чок ~ джок 'нет, не имеется'), в морфологии— глагольное имя действия на -голы и др. Но ряд признаков соответствует типу языков современной юго-западной группы (или огузскому — в современном понимании этого термина — языковому типу; не смешивать с огузским древности, см. далее): вместо уйгурского начального м- в орхонских текстах чаще всего выступает б- {бен «я», бин- «садиться верхом»); вместо уйгурской формы будущего времени на -гай применяется форма на -даны. 

 

Именно на основании сочетания разногенетических признаков, прежде всего, таких как -д- и б-, есть основания считать, что отюкенские тюрки в языковом отношении являются далекими предками нынешних народов с этническими именами тюрк (и тюркмен), которые в древний междиалектный литературный язык внесли свои особенности, названные выше и другие — фонетические, морфологические и уж наверняка лексические.

 

Памятники уйгурского каганата второй половины VIII в. вполне надежно удостоверяют, что победители отюкенских тюрков — племенные объединения Десять уйгуров и Девять огузов — в диалектном отношении принадлежали к уйгурскому типу, без указанных тюркских добавлений. Орхонские тексты своим содержанием также надежно удостоверяют, что Девять огузов были федератами тюркского государства (Бильге-каган называет их «моим собственным народом»). В то же время, судя по многочисленным тюркско-уйгурским войнам, уйгуры являлись главными антагони-стами отюкенских тюрков внутри ставшего на некоторое время общим для них госу-дарства. Принимая во внимание, что Девять уйгуров и сокрушили Тюркский каганат, их вполне допустимо считать силой, равновеликой тюркам. Опираясь на комментарии Н.Я.Бичурина к китайским источникам, подчеркивавшего древние корни уйгуров, связанных свойством (родством по браку) с хуннами, можно понять и принять, что: а) в тюркоязычной среде междиалектное койне начало складываться на основе уйгурского диалектного типа; б) это койне сложилось, вероятно, задолго до появле-ния первых рунических памятников; в) позднее собственно тюрки при использова-нии этого койне произвели его некоторую адаптацию к своей речи.

 

Тюркская адаптация заключалась не только в замене некоторых названных выше и, возможно, резавших тюркское ухо фонетических и морфологических элементов уйгурского типа на свои собственные: м- на б-, -гай на -тачы; сюда же, возможно, следует отнести отсутствие показателя исходного падежа -дын, представленного в древнеуйгурском восточнотуркестанском, тюркском Махмуда Кашгарского и современном уйгурском. С другой стороны, в древнеуйгурском отюкенском (в уйгурских рунических памятниках) в некоторых формах наблюдается начальное б-, не прослеживается аблатив на -дым, встречаются некоторые тюркские лексемы наряду или вместо синонимичных уйгурских. Складывается впечатление некоторой инерционно-сти диалектных признаков койне: раз войдя в систему ради того чтобы подстроиться под новые потребности, такие признаки частично, в отдельных формах могли там ос-таваться, уже не вполне отвечая языку сменившихся пользователей. В целом же сме-на языковых форм не на основе естественного развития языковой материи, а под влиянием экстралингвистических факторов сознательного по тем или иным причинам отбора форм — диалектной ориентированности, стилистической уместности и т.п., — такого рода смена форм и составляет принципиальное отличие истории литературного языка от сравнительно-исторической грамматики.

 

Некоторая путаница в соответствиях этнических названий диалектным признакам образовалась на последующих исторических стадиях существования тюркоязычных этносов и тюркских литературных языков.

Великое значение труда Махмуда Кашгарского не только в том, что он обратился к материалам живой речи, но и в том, что он зафиксировал диалектные различия той поры, дав, по существу, первый в истории тюркской филологии очерк диалектологии своего времени. Вместе с тем в произведении Махмуда Кашгарского термин тюрк/ тюркский совершенно явно и сознательно используется автором в обоих смыслах — узком и широком.

 

В узком смысле язык тюрков Махмуд Кашгарский называет иногда самими-т-туркиййа «истинно тюркским» [ДЛТ 26]. Именно он положен автором Дивана в ос-нову описания лексики (отчасти также грамматики) и является эталоном сравнения с речью других племен— тоже тюрков, но в широком смысле. Предмет описания и эталон сравнения— «истинно тюркский» язык— не искусственный литературный язык, а живая речь родного для автора племени Чигиль. Этот, как часто называют его современные ученые, чигильско-тюркский имеет вполне конкретные диалектные черты: в фонетике — срединное межзубное -д- или обычное зубного -д- (в междиалект-ном чередовании адак ~ айак ~ азак), начальное м- (в междиалектном чередовании мен ~ бен), сохранение срединного -г-, как в словах, типа тамгак «горло» и причас-тии настоящего постоянного типа варган «уходящий»; в морфологии — аблатив на -дын, формы глагольного словоизменения на -гу, -гучи.

 

С чигильско-тюркским как нормой тюркского языка сопоставляются формы других диалектов, причем чаще всего слова огузские или огузско-туркменские. Фонети-ческая и морфологическая характеристика этого последнего в сравнении с распреде-лением диалектных черт в отюкенский и туркестанский периоды VIII-X вв. между тюркским и огузским оказывается как бы зеркально перевернутой. Огузский/огузо-туркменский, по Махмуду Кашгарскому, в отличие от чигильско-тюркского обладает признаком срединного йота — айак, начального б бен, утратой срединного -г- — тамак, баран, в глагольном словоизменении имеет формы асы и -дачы (при -гу, -гучи в чигильско-тюркском). Все эти признаки, кроме обновившихся морфологических, характеризуют современную юго-западную (турецко-туркменско-азербайджанскую) группу и по двум признакам — начального б- и формы -дачи — соответствуют тюрк-ско-отюкенскому (орхонскому). 

 

Если принять, что признаки срединных -д- и -г-в отюкено-тюркском принадлежат исконному койне уйгурского генетического типа, а б- и -дачи «выдают» пользователей, скорректировавших в этом отношении койне под свой диалект, то тогда получается, что тюркский (отюкено-тюркский) начала VIII в. — в XI в. у Махмуда Кашгарского называется огузо-туркменским, а уйгуро-огузский (отюкенский) второй пол. VIII в. и древнеуйгурский IX-X вв. — у Махмуда Кашгарского выступает как тюркский.

 

MENBE (ИСТОЧНИК): МАХМУД АЛ-КАШГАРИ ДИВАН ЛУГАТ-ТУРК (СВОД ТЮРКСКИХ СЛОВ), том 1Uyghur-Inscript.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.11.2022 в 14:23, ARS сказал:

Самое раннее известное использование этого термина - в тюркском тексте 1070 года Кутадгу билиг «Благословенное знание», в котором он относится к оседлому населению Кашгара

что за бред?) Где источник что это использовалось к оседлому населению Кашгара?) в Диват лугат-ат тюрк термин "Сарт" означает "торговец", если бы это идентифицировало "оседлых" жителей Кашгари бы это отметил

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, SatukBughraKhan сказал:

что за бред?) Где источник что это использовалось к оседлому населению Кашгара?) в Диват лугат-ат тюрк термин "Сарт" означает "торговец", если бы это идентифицировало "оседлых" жителей Кашгари бы это отметил

Источник же указан Кутадгу билиг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, ARS сказал:

Источник же указан Кутадгу билиг

Я вижу что там указан "Кутадгу билиг" типа, но конкретно откуда цитата эта вашла?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, ARS сказал:

Источник же указан Кутадгу билиг

https://hmn.wiki/ru/Sart

ну вообщем я сам нашёл этот сайт откуда вы это нашли, кстати там отстутсвтует источник вашей цитаты)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древнеуйгурский словарь 2021 года, у древних уйгуров также сущестовало слово "адаш" в значении "друг", также оно у них использовалось как мужское имя

2HXZsi9t35Ngnyy19Jn7pxSdu1pKAxNm38fgv5bhMENBE (ИСТОЧНИК): Handwörterbuch des Altuigurischen. Jens Wilkens

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.01.2023 в 00:28, SatukBughraKhan сказал:

Древнеуйгурский словарь 2021 года, у древних уйгуров также сущестовало слово "адаш" в значении "друг", также оно у них использовалось как мужское имя

2HXZsi9t35Ngnyy19Jn7pxSdu1pKAxNm38fgv5bhMENBE (ИСТОЧНИК): Handwörterbuch des Altuigurischen. Jens Wilkens

UPD: Помимо этого еще обнаружил слово "янчук" что у нас сейчас означает "пакет", "карман", "мешок", также это слово есть у Кашгари в его Диван Лугат ат-Тюркzk15Ag2okZLC0Mqbmp1ELTnT1H4t81VFx5q-WRnw

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАК УЙГУРЫ ПОСТЕПЕННО ТЕРЯЛИ ПЛЕМЕННУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ

 

Причина по которой племенные элементы не преобладали в армии Якуб-бека на самом деле легко объяснить. Географические условия Восточного Туркестана не позволяли значительно процветать кочевому хозяйству и экономике из-за безводных пустынь что могли по просту не поддерживать жизнеспособность скота который был расселён в основном вокруг оазисов. В сравнение с первым, у ландшафта Западного Туркестана имелись хорошие пастбища не только вокруг далеких горных склонов и долин, но также в пределах близкой досягаемости к городам и деревням. В связи с этим кочевники могли сохранять племенное единство в среде оседлых соседей. Эти сильные племенные связи стали частично источником их силы и позволяли им принимать участие в политике ханств. Также интересно отметить то что даже в XIX веке среди оседлых жителей городов Западного Туркестана можно было найти носителей племенных имён. Но с другой стороны в Восточном Туркестане, кочевые племена быстро потеряли свои политические и социальные связи как только они вступили в оазисы из гор на севере. К примеру, история Могульского ханства написанная Шах Махмуд бин Фазил Чурасом в конце XVII века показывает то в течении семнадцатого столетия многие члены правящих групп которые ранее идентифицировались с такими племенами как Дуглат, Чурас, Арлат, Барлас постепенно теряли данную традицию и начинали вместо этого носить внеплеменной титул бека. Данная тенденция ускорилась с разрушением Могульского ханства в 1680-х годах от рук джунгар и в "Тарихи Азизан" труде написанном через столетие позже Мухаммадом Садиком Кашгари мы ели сможем найти хоть какую либо личность которая бы идентифицировала себя с каким либо племенем, вместо этого же его имя было подкреплено с его официальным титулом иди местом рождения.

 

MENBE (ИСТОЧНИК): Holy War in China: THE MUSLIM REBELLION AND STATE IN CHINESE CENTRAL ASIA, 1864–1877, Hodong Kim

qTJOePg7piU.jpg?size=1080x904&quality=95

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алижан Рахманович Ибрагимов. Уйгур по происхождению.


Родился в 1953г в Ферганской области. Его семья переехала в г. Токмак Киргизская ССР и с рождения жил в г. Токмак.

В 1969 году начал трудовую деятельность рабочим Чуйской райзаготконторы.
С 1970 по 1974 гг. — учёба в Московской ветеринарной Академии.
1974—1989 — работал в «Центросоюзе», гор. Токмак, Киргизской ССР.
С 1989 года — начало бизнеса в Казахстане.

Умер от ковида в 2021г.

Он был одним из владельцев Eurasian Resources Group (ERG), в которой владел 20,7 % компании. Также он был президентом АО Евразийского банка. Его состояние было $5,2 миллиарда.

Его родным городом был г. Токмак. Похоронили в г. Токмак.

 

 

 

 

 

1051320643_223:-1:877:719_1920x0_80_0_0_

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дархадын 32 овогийн гарал үүслээр нь:

Хар дархад:дархад ястны дотор зонхилох хэсэг болох хар дархад нь Засагт ханы Гэндэн сайн хунтайжийн дүү Гэлэг ноёны харьяат албат байсан ба нутгаасаа зарлиг дагуу гарч Хараа,Ерөөд нутаглаж байсан Өндөр гэгээнд шавиар өргөгдсөн ардууд бөгөөд нутаг орноо сананШишгэд нутаг рүүгээ явахыг гуйж өндөр гэгээн зөвшөөрч миний дархлагдсан шавь болтугай гэснээр анх дархад гэх нэр үүсссэн ба хар дархадууд юм

Ухаа дархад: Дархад ястны дотор ухаа дархад гэж байсан Орос улсад түрээс төлдөг Соён нуруунд амьдарч байсан овог аймгийн Нэн угсаатны үр удам юм.Одоогийн Ханх сум болон Ринченлхүмбэ сумад Ухаа нэртэй 2 гол бий бөгөөд энд ухаа дархад нутаглаж байснаас тэгж нэрлэсэн түүхтэй

Шарнууд: Дархадын Шарнууд бол эртний Монгол угсаатны нэгэн бөгөөд Түмэд,Барга,Сөнид аймгуудаас 12-р зууны үед тасарч үлдсэн хүмүүс юм.Зүчи хан Ойн иргэдийг байлдан дагуулах үед дархад нутагт монгол угсаатан олон аймаг нутагладаг байсан бөгөөд шарнууд овог нь тэдний нэг байсан юм.Дархадын шарнууд нар уг язгуураа Цагаадай,Цанхилхан сүлдтэй гэж тахидаг тэдний удам билээ.

Хуулар: Дархадын хуулар овог нь хар,цагаан,улаан,ногоон гэсэн 4 хуулар овог байдаг .Яагаад ингэж өөр өөр өнгөөр нэрлэх болсон шалтгаан нь бол нэг өнгийн хуулар хоорондоо гэрлэж болохгүй гэснээс .Хуулар нь дархадаас гадна Тува,Алтай нутагт байдаг ба Түрэг угсааны овог юм.Анх дархад нутагт хуулар овгийнхон Алтайн Түрэгийн байлдан эзлэлтийн үед ирж суурьшсан бөгөөд одоог болтол Ринченлхүмбэ сумын Шишгэд,Тэнгис талаар нутагладаг.

Эрхид: Дархадын Эрхит овог нь Нэн угсаатан бөгөөд Эрхүү хавиар нутаглаж байсан буриадын эрхидээс нүүн ирсэн хүмүүсийн удам , 17-18 р зууны үед нүүдэллэн ирсэн юм.Эрхүү хотыг эрхит гэдэг аймгийх нь нэрээр нэрлэсэн гэдэг.

Балагч: Дархадын Балагч овог нь дархад,цаатан дотор их байдаг ба Тагна,Соёны нуруу орчимд нутаглаж байсан Түрэг,Уйгар,Хиргис аймгийнхан анчин,загасчин,ойн овог зэрэг хүмүүсийн амьдарч буй газар хийж байгаа ажлаас нь харгалзан нэр өгдөг байснаас Балагч буюу монголчилбол загасчин овог үүссэн.

Хорломай: Дархадын Хорломай овог нь Хорломайн дайн гэдэгээс үүсэн ба хорлогчид дээрэмчин хүмүүс байсан бөгөөд Тэнгисд Ноё бөөд дийлдсэн хүмүүс байжээ. Энэ домгийг бичвэл Дайнд дийлдэж үзээгүй Хорломайчууд Дархадын Ноё бөөтөй уулзаж түүнийг зэвсгээр,галаар хороохийг оролдсон боловч дийлэхгүй байсан тул түүнийг авч дайнд явахаар болжээ. Ноё бөө, хүн бүр нэг нэг сал хийж нэг нэгээрээ урсагтун би хойноос чинь очно гээд жирэмсэн эмэгтэйн хамтаар үлджээ.Бүгд урсаж үгүй болсон бөгөөд ганцхан жирэмсэн эмэгтэй үлдэж түүнээс хүү төрснөөр энэ овог үүссэн гэдэг.Танга Тува нарын удам ба Хэм голоор нутаглаж байсан хүмүүс билээ.

Ойнод: Дархадын Ойнод овог нь 12-13р зууны үед ТангаСоёны нуруу, Шишгэд голын саваар нутаглаж байсан ойн иргэдийн удам бөгөөд Ойрадаас тасарч үлдсэн хүмүүс юм.Сүүлдээ дархад ястантай ижилсэн ихэнх нь өөрсдийгөө хар дархад гэж нэрлэх болсон.

Өөлд: Дархадын Өөлд овог нь ихэвчлэн Улаан уул,Баянзүрхээр нутагладаг ба Өөлдийн дайны үед суурьшсан хүмүүсийн удам юм.Ринченлхүмбийн Шишгэдэд Өөлдийн дайн болж байсан ба Галдан бошигтийг ялагдсаны дараа дархад нутагт өөлд иргэдийг нүүлгэн суулгасан билээ.

Илжгэн: Дархадын Илжгэн овог нь эрт дээр үед Тувагийн нутгаас нүүдэллэн ирсэн Илжгэн чихт хааны удам юм.Эртний Монголчууд нь овогоо тэргүүлэгчээр нь ихээхэн нэрлэж байсан нь олонтаа тэмдэглэгдэн үлдсэн байдаг ба,Илжгэн нар нь Хятан угсааны овог юм.Урианхайн отогт, илжгэн арван гэж нэрлэгдэн Дүүрэгч ванд захирагдан үслэг алба тушаадаг байсан ба ихэнх нь цаа буга, маа хослон эрхэлдэг. Улаан уулын Хөг,Гун голоор нутагладаг. Илжгэн чихт хааны хэрэм нь Өвөрхангайн Гучин ус, Ховд сумдад байдаг юм.

Соён: Дархадын Соён овог нь дотроо соён,хар соён гэж хуваагддаг.Соён гэдэг нь монголчилбол ширх гэсэн үг ба эрт үед ширхтэй газар нутаглаж байсан овог аймгийг Соён гэж нэрлэсэн гэдэг.Дархад,цаатангууд нь олноор байдаг энэ овог нь эртний Түрэг , Нэн угсаатаны удам.

Зоот: Дархадын Зоот овог нь Нэн угсаатны овог бөгөөд Ойн урианхайн нэг овог байж байгаад хожим дархад ястны дотор ижилсэнээр Дархадын нэг овог болсон юм. Ихэвчлэн Улаан уул сумдуудад амьдардаг

Хаасууд: Дархадын Хаасууд овог нь бас Нэн угсаатны овог бөгөөд Шишгэд,Енисэй мөрнөөр нутаглаж байсан хүмүүс

Уйгар,Хиргис: Дархадын уйгар, хиргис овог нь 8-10 р зууны үед Тагна Соёны нуруу орчим нутгийг эзлэж байсан Уйгар,Хиргис аймгийн удмынхан юм.Түрэг угсааны аймгаас тасарч үлдсэн бөгөөд дархад нутагт олон тооны хиргисүүдийн булш байдаг нь, энэ улс олон жилээр дархад нутагт амьдарч байсныг баталдаг.

Маанжраг: Дархадын Маанжраг овог нь дархадын хойт хөрш болох Түнхин Алаарийн буриадаас тасарч ирсэн хүмүүсийн овог юм.Хорь буриадын бөөгийн дуудлагад Манжилхай гэдэг онгод олон дурдагддаг нь энэ овгийн өвөг нь байх.

Хариад: Дархадын Хариад овог нь мөн буриад нутгаас тасарч ирсэн

Манхилаг: Дархадын Манхилаг овог нь тэмдэглэгдэн үлдсэн ч яг хаанаас ямар удмын хүмүүс гэдэг нь мэдэгдээгүй л байна

Урад: Дархадын Урад овог нь 12-р зууны үеийн Онон,Хэрлэн орчмоор нутаглаж байсан Уруд аймгийн хүмүүс ба .Чингисийн дүү Хавт Хасарын удам гэж нэрлэдэг.

Онход:Дархадын Онход овог бол эртний Онгуд аймгаас тасран үлдсэн хүмүүс ба байлдан дагуулалтын үед Байгаль нуур орчмоор нүүдэллэн ирсэн бөгөөд орост үслэг эд тушааж алба залгуулан амьдардаг байжээ.

Чонод,Сөнөд: Дархадын Чонод Сөнөд овог нь Тайжууд, Хонгирад аймгийн хүмүүс байсан ба Чингисийн байлдан дагуулалтын үед ирж суурьшсан байна.

Дархад нутагт анх хүрэл зэвсгийн үеэс эртний овог аймгууд нутаглаж байснаас эхлээд 18-р зуун хүртэл янз бүрийн угсаатаны овог аймгууд тухайн нийгмийн байдлаас шалтгаалан ирж суурьшиж байгаад, 18-р зууны дунд үеэс дархад ястны үүсэх явц эхэлж 19-р зууны эхэн үеэс дархад ястан бүрэлдэн тогтсон юм. Овгуудын бүрэлдэхүүнд Нэн,Түрэг,Монгол угсаатны овог аймаг нэлээн байгаа юм.Өндөр гэгээнд шавь орох хүртэл дархадын хязгаарт нутаглаж байсан овог,аймгууд нэлэнхүүдээ Дархад ястны бүрэлдхүүнд орсон бөгөөд одоогийн хар дархадын дотор хамниган отгоос ч орсон байж магадгүй гэж судлаачид үздэг юм.

2011 оны 09-р сарын 20, Нийтэлсэн дархад бөө Т.Эрдэнэ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВСТРЕЧА ОНГУТОВ С ЕЛЮЙ ДАШИ И ПЛЕМЕНА, УВЕДЕННЫЕ ИМ НА ЗАПАД

"Идя на север 3 дня, [Елюй Даши] прошел Хэйшуй1 и встретился с сянвэнем белых татар (онгутов)2 Чункуром3. Чункур преподнес в дар 400 голов лошадей, 20 верблюдов и вдоволь баранов.

Идя на запад дошел до города Кэдун, где остановился в Управлении наместника Северного двора (бэйтин духу фу). [Елюй Даши] собрал вокруг себя [людей] из 7 округов - Вэй[чжоу], У[чжоу], Чундэ[джоу], Хуэйфань[чжоу], Синь[чжоу], Далинь[чжоу], Цзыхэ[чжоу] и То[чжоу], а также вождей и народ 18 племен4 - желтых шивэй, дила5, хунгиратов6, джаджиратов, ехи7, бегудов, нара8, дарахай9, дамир10, меркитов, хэчжу11, угуров12, татар (цзубу), пусувань13, тангутов, хумусы14, сидэ15 и дорбенов16".

"История династии Ляо", глава 30

Комментарий Романа Храпачевского:

1. в тексте 黑水 Хэй-шуй, букв. "черная вода". По предположению К. Витгфогеля и ФэнЦзя-шэна это современная р. Кара-мурэн (по-монгольски (черная речка»), она же р. Жэхэ.

2. 白達達 бай да-да, белые татары, они же онгуты.

3. 床古兒 Чуан-гу-эр, Чункур. Сходно транскрибировано имя сына Тутука, кипчакского военачальника в Юань (см. Юань ши, цз. 128) из рода кун.

4. Список этих 18 племен, равно как и все повествование о Елюй Даши, взяты из самостоятельного текста, находившегося в составе ранних "Ляо ши", которыми пользовались составители юаньского "Ляо ши" (во главе с Тохто). По каким-то причинам они сохранили его текст практически неотредактированным, поэтому транскрипции названии племен сильно отличаются от тех, что были приняты сотрудниками Тохто на протяжении всей написанной ими «Ляо ши». Поэтому в большинстве случаев для названий из этого «списка 18 племен» требуется дополнительная идентификация и сравнение с другими вариантами их транскрипции.

5. 敵剌 ди-ла. Вероятно, речь тут идет о какой-то части тераитов. Но возможно также, что это вариант записи названия cискогo или киданьского племени диле, так как в разделе «Разъяснения [слов] государственного языка» в «Ляо ши» говорится: «[знаки] ле и ла звучат близко друг другу». Вопрос об их идентификации поэтому пока остается открытым.

6. 王紀剌 ван-цзи-ла (транскрипция для ongγira[t]), (х)унгират. Т.е. это известное во времена Чингисхана племя хунгират (анда-куда, т.е. род —— брачный партнер для рода борджигин, т.е. рода Чингисхана). В «Цзинь ши» и "Юань ши" название этого племени передано сходно 一 как "гуанцзила" и "хунцзила", соответственно.

7. 也喜 е-си, ехи. Наиболее вероятно, что это народность тунгусо- маньчжурской группы.

8. 尼剌 ни-ла, то же что и 涅剌 не-ла. Киданьский род, в разделе «Племена и роды», в цз. 33 Ляо ши, сказано, что он происходит от одного предка с племенем увэй, оба эти рода входят в состав 38 родственных и свойственных Абаоцзи родов. Оригинальное звучание его названия видимо было "нара" (ср. с монгольским нара(н) 'солнце').

9. 達剌乖 да-ла-гуай, дарахай. Точная этническая принадлежность их не выяснена. Само же слово очень похоже на производное от монгольского глагола "дарах" «давить».

10. 達密里 да-ми-ли, дамир. Видимо надо отождествить его с тюрко-монгольским словом, означающим 'железо'. В списке "различных племен" упомянуты дамир-бегуды. Видимо в данном списке 18 племен у Елюй Даши от их составного (из двух слов) названия сохранилось только начальное, классифицирующее, слово.

11. 合主 хэ-чжу. Киданьский род, один из близких роду императоров Ляо. В данном списке он, как и ряд други названий, записан иным набором иероглифов, чем обычно. Дело в том, что текст о Елюй Даши представляет собой отдельное самостоятельное повествование, добавленное к тексту "Основных записей" правления Тянь-цзо и взятое из одной из ранних «Историй Ляо», которыми пользовались составители «Ляо ши» коллектива Тохто. Возможно, что данной китайской транскрипцией записано название "алчу(н)" (ср. с реконструкцией С.Е. Яхонтова имени киргизского полководца Хэ-цзу как "Алп Сол").

12. 烏古里 y-гу-ли, угуры. Это объединение племен кочевало к северо-западу от коренных земель киданей, т.е. на землях восточной части современной Монголии.

13. 普速完 пу-су-вань. Это 'пусувань-ордо', одно из киданьских гвардейских подразделений, сначала учрежденное вдовствующей императрицей Интянь тайхоу, а потом вошедшее в «гвардию лагеря», учрежденную Шэн-цзуном. Вероятно это транскрипция названия 'бусуул'.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Демир Тулуш: «Древние уйгуры не являются предками современных уйгуров, но…»

 

Древние уйгуры не являются прямыми предками современных уйгуров, а енисейские кыргызы – киргизов Средней Азии, считает заведующий отделом средневековой археологии Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ Демир Тулуш. Во второй части интервью «Миллиард.татар» ученый рассказал о предполагаемых местах захоронения Чингисхана, родственных связях тюркских народов с американскими индейцами, городской культуре кочевнических государств и борьбе советской власти с тувинскими шаманами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...