Активность
- Последний час
-
@АксКерБорж ну вот, как у монголов и калмыков, я же говорю, что саусак, шакшак, шашак, сагзак чулымское - это все от древнего тюркомонгольского шагшаг - кисточка, пучок, про что и писала Дыбо
-
он перепутал карын и карта, название заведения в описании
-
найдите саусак в словарях 19 века, и заодно жиырмасыншы в учебниках до середине 20 века
- Сегодня
-
а кыргызское шакшак?
-
Небольшое отступление от темы. За жизнь число людей, с которыми человек лично взаимодействует, у общительного человека может достигать нескольких тысяч. Точная оценка зависит от того, кого считать 'встретил': знал по имени, говорил хотя бы раз и тому подобное. Речь идет о суммарном числе за всю жизнь, и такие оценки действительно встречаются у социологов. Если вы не профессиональный повар (как, например, я) и не путешественник, а лишь время от времени читаете заметки этнографов (я не имею в виду ув. @АксКерБорж) и живете в одном регионе, легко сформировать неточное представление о том, каким должно быть традиционное блюдо и как его правильно подавать. На самом деле способы приготовления и подачи блюда отличаются не только от региона к региону, но и от семьи к семье: каждая хозяйка и каждый хозяин готовят по-своему. Хороший пример - рыба в казахской кухне. Даже в верховьях Иртыша можно встретить рыбаков-казахов, не говоря других регионах - Каспий, Арал. Я лично видел в конце 1980-х на перроне в Приаралье большое количество женщин казашок с сумками копченой и соленой рыбы. В заметках этнографов многих бытовых деталей можно и не найти. Этнографов было немного, и количество их контактов в экспедициях было ограниченным. О парне из Петропавловска на видео ранее. На кулинарных видео роликах обычно встречаются три типа участников: профессиональные повара, любители-энтузиасты и блогеры-презентаторы разных блюд. Первые мастерски обращаются с кухонным инвентарем, каждое движение у них отточено, и это видно. Парень на видео - шеф-повар. Труд этот нелегкий и почетный для мужчины. Я так считаю.
-
Имел ввиду в доме , в семье , не самого вас Тилишао это когда ребенок начинает говорит тогда делают , а не когда в школу идёт Что заметил у вас принято без костей подавать беш , у нас так не принято могут подумать из остатков , правильно туздык после теста залить , а не поверх мяса , это когда шашлык сверху луком заправляют , не шашлык и не гуляш же
-
В отличие от вашего края у нас мужчины не готовят, поэтому ваше выражение "если не сам" само по себе неверное. Вы наверно выразились по своей привычке. В субботу ходили на "тілашар", позвали в гости в честь того, что сын племянницы жены пошел в 1 класс (тілашар - букв. разговорник, т.е. букварь, азбука). Зашел разговор про конину и я специально в тему задал вопрос одной из найманок из нашего юго-западного района, где они собственно и обитают, к моему удивлению она сказала, что в их семье иногда коптят конину на дыму и что ей нравится конина с дымком (найманство здесь не имеет значения). Вот фото с того мероприятия, фотала жена. Конина свежая, не вяленая и не копченая, типичный северо-восточный "беш", заливаю чисто для наглядности, в нем присутствуют куски мяса с жиром, брюшной жир с мясом "казы", колбаса "шужык" и жирная кишка "карта" и всё полито рассолом "туздык". Могу добавить, что было ооочень вкусно. ))
-
Судя по способу раскатки теста большими цельными кругами и вытаскивания его из казана двумя вилками или ножами можно с уверенностью сказать, что это наши края, северо-восток. Только непонятно зачем в приготовлении мяса (бешбармака) принял участие мужчина в начале видео, в наших краях приготовление еды это сугубо сфера женщин.
-
Чакчак это татарское блюдо. Казахи на севере любят делать почему-то.
-
Звучит как будто мы преступление совершаем 😅
-
Ну они только часть кыргызов исследовали в Китае и все. Поэтому такие результаты не совсем репрезентативные
-
Кстати на кыргызском есть слово "саксак"в значении всклокоченный растрепанный.Саксайган чач-растрепанные/не ухоженные волосы
-
Если применяют копчёное мясо , то где то ещё думаю копчёную рыбу Надо у АКБ уточнить может у них , если не сам , то другие
-
Если не хотите или не можете ответить, то ладно. Интересно как бы ответил на них сам Дыбо?
-
Как мог знать Ильминский, если большинство самих казахов до сих пор не подозревают о существовании определенного пласта региональной лексики, отличной от привычной им местной терминологии. Вон даже вы, как вполне искушенный в этом вопросе жыйирманшывед, и то до сих пор отрицаете очевидные реалии родного языка.
-
Kayrat подписался на ЕСТЕК - ОСТЯК - ИШТЯК - секреты генонима
-
Привожу легенду объясняющую мое днк (R1b-kms61), близкое к башкирам рода Бурзян. События описываемые в легенде происходили в середине 18 века, скорее все во время восстанния 1755г. Имя этого мальчика Акжигит, со временем он стал одним из биев Атыгай-Багысовской волости. Естек бала Баулық баласы Әлімбеттің қатыны Атығай елін Естектер шауып, жаудың қолында кеткен дейді. Бір неше жыл өткен соң, бір жас жігіт келіп Естек елінен, іште кеткен мен Әлімбеттің баласымын деп келген. Әлімбет сол баланы асырап алған екен. Осы баладан тараған ел Естек деп атаған дейді. Шежіреші Мүрсәл Нұрмағамбетұлының қолжазбалары Мальчик Естек Когда Естеки напали на род Атыгай, то в плен увели жену Алимбета сына Баулыка. Через много лет из народа Естек пришел молодой парень и сказал: "Я сын Алимбета, который был в животе его жены." Алимбет усыновил этого мальчика. Потомство этого мальчика стало называться Естек. Из рукописей шежиреши Мурсаля Нурмагамбетулы
-
В конце 18 века там были развалины большого города Татагая или Ботагая. Обширность развалин в 10 верст. Были большие четырехугольные здания, храмы и множество строений поменьше. Казахи говорили, что это ногайский город. Видимо золотоордынский.
- Вчера
-
Специально посмотрел бешбармак в СКО. Видео из Петропавловска. На 2:25 минуте повар нарезает копченое конское мясо и сало конской гривы. И говорит, что это деликатес. Если я не ослышался, то место называется Royal Palace (Королевский Дворец).
-
вcем привет на форуме. Я давно слежу за форумом, читаю видео уважаемого Сабитова и другие работы по генетике. Иногда я также захожу в казахстанскую группу Qazaqdna в Telegram. У меня к вам есть несколько вопросов о казахском этногенезе. Разнообразны ли субклады родов Дулат, Албан, Шакшам, в которых преобладает C2, то есть есть ли у них какие-то общие субклады с Чингисханом и его нисходящей ветвью? Субклады J2 у дулатов генетически ближе к уйгурам или к кыпчакам-куманам (до тюрко-монгольского нашествия)? Субклад C2, которым обладает весь род Шакшам, у каких тюркских, монгольских и тунгусских родов он встречается? Прошу прощения, мои вопросы немного сложные Казахи очень интересуют меня из-за их генетической структуры и культуры.
-
какие вопросы? почему боитесь отвечать на вопрос про монгольскую казашку, которая говорит жиырманшы ))
-
так вы возьмите любой словарь 19 века, там нет саусака, либо саусак - это все пальцы на руке, как у Ильминского, надо поискать произведения Шакарима и Абая, какое слово там я еще нашел пословицы 19 века, там тоже бармак типа білек бір, бармақ - басқа не знаю, но сагзак это и есть саусак, чулымский это диалект хакаского вроде, а в хакаском языке Г осталась, там у них сарыг, а не сары
-
Раз это очередной казахский регионализм, то в отличие от значений вашей местности, перечисленных вами, я могу перечислить используемые в наших краях: палец, пальцы рук, ног - это бармақ (для пальцев ног есть синоним - бәшпай), большой палец - бас бармақ, кисть - это қол, запястье - білезік, а бақай - это надкопытные косточки лошадей и рогатого скота, у нас это слово используют и для лодыжек человека по обеим сторонами стоп. В отличие от онлайн-словаря, как правило используемого форумчанами, казахский словарь 1988 года (Х. Махмудов, Г. Мусабаев), имеющийся у меня под рукой, подтверждает мои значения: палец (без конкретизации большой, все пальцы, рук, ног) - бармақ большой палец - бас бармақ палец (без конкретизации большой, все пальцы, рук, ног) - саусақ кисть руки, рука - қол Тогда как в онлайн-словаре собраны в кучу регионализмы: палец руки - саусақ большой палец - бармақ кисть руки - білезік, қолдың буыны, қолдың қоспасы пять пальцев (думановский бишпармак) - бес саусақ )) палец ноги - башпай, аяқ саусағы большой палец ноги - бақай, үлкен башпай Видите какое разнообразие и богатство казахского языка, а вы и ваши единомышленники хотите всё загнать в какой-то свой вымышленный местечковый шаблон. Не зря вы цокаете, какие-то связи с чулымским? )) Почему боитесь отвечать на мои вопросы? Ответы на них важны в этом вопросе.