Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. @Clownman а если брать в расчет то, что кыргызы сами состоят из некоторой группы теле (гяньгуни смешались с динлинами)? Да и во время кыргызского великодержавия могли кого-нибудь в свой состав включить Худяков писал в своей книге,что по-видимому некоторые кок-тюркские группы вошли в состав кыргызов. Он выделят их археологически,но позже они ассимилируются полностью . Возможно эта группа и была представлена некоторыми “телесскими племенами“
  3. Мне кажется говорить,что автор реконструкции прототюркского языка,создатель этимологического словаря тюркских языков,признанный лингвист в России и ЗА РУБЕЖОМ ,с чьими аргументами считаются буквально ВСЕ все же знает тюркские языки,как и монгольские между прочим 🙃
  4. Да, называется шалап. Только это в основном походное блюдо, брали с собой в бедонах, когда ездили на сенокос или другие полевые работы. В жарком климате оно не прокисало, во-вторых, хорошо утоляет и жажду и голод, то есть два в одном.
  5. @zuungar1 если я не ошибаюсь,по генетический профиль собственно хунну и сяньбэй-жужаней сильно отличался) то есть,хунну не были предками монголов Я так понимаю,что они все же мигрировали на запад
  6. Мохэ-фу ? Это случайно не: мохэ-фу ( Мо-фу (пиньин. *md-fú < ран. ср.-кит. *mak-put) < *baypur) Баг-пур,что отличается от собственно “багатур“ и по-видимому связано с согдийским термином (служитель господину?)
  7. Вот только алтайская (где?) и тувинские формы баатыр/маадыр никак не связаны с влиянием источника из вне. Это, по-видимому,типичная тюркское,как бы сказать,ранжирование б/м,что встречается во всех тюркских языках. Бен — Мен ,как пример А вот имя хуннского шаньюя все же рассматривает с прототюркский стороны и,что важно,багатур — это считается тюркским словом. От корня “баг(а?)“ — слава,хвальба. Когнат монгольского “магта“ Proto-Turkic: *bAgatur Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: hero Russian meaning: герой Old Turkic: baɣatur (Orkh., n. pr.) Middle Turkic: (Xwar.) bahatur, CCum. baɣatur Turkmen: bātɨr Oyrat: bātɨr Yakut: bātɨr Tuva: mādɨr Kirghiz: bātɨr Comments: EDT 313, VEWT 55. Cf. the name of the Xiongnu shanyu, MC mâw-ton (*maɣu-tur). This Turkic word was borrowed into numerous surrounding languages (Iranian, Mongolian etc., see the literature in ЭСТЯ). Modern forms like batɨr, batur are back-borrowings from Mong.; forms of the type baxatir - back-borrowings from Persian.
  8. @Clownman а разве у самих кыргызов линии не связаны больше с саками? В любом случае,приму к сведению,если это не так
  9. Вчера
  10. Название «гужа» в разных регионах относится к разным супам, поэтому и рецепты, и варианты самого названия различаются. В моём представлении гужа - это холодный суп на кисломолочной основе (сузьма, катык) и с пшеницей. Его нередко готовят с небольшим количеством белой кукурузы, как в рецепте на предыдущем видео. Традиционно же основой служила пшеница: кукуруза появилась у нас лишь после её завоза из Америки и позже не знаю через кого, а рис долгое время был дороже пшеницы. Даже в конце 1980-х, по моим воспоминаниям, высококачественный рис девзира отдельных сортов, который покупали только по особым случаям, на базарах стоил столько же, сколько мясо на базаре. Похожий холодный суп на основе сузьмы, катыка и зелени называется чалоп. Он известен и в других тюркских кухнях. Может быть в Каракалпакстане тоже есть этот суп?
  11. Как-то не всё гладко с этими нуратинскими туркменами. Хотя я ещё не дошел до полноценного изучения, но по имеющимся сведениям смею предположить, что здесь явно замешаны и каракалпакские рода, по крайней мере каракалпакские Казаяклы, отмечаемые также и русскими очевидцами наравне с другими каракалпакскими родами, обозначенные ими как туркмены говорящие на киргизском языке, точно замешаны. И вообще, в чисто нынешней туркменской родоплеменной структуре род Казаяклы отсутствует вчистую, зато среди нынешних каракалпакских родов Казаяклы представлены в большом количестве в обоих Арысах, и понемножку присутствуют среди ставропольских туркменов и кавказских ногайцев, то есть исторические параллели налицо. А по совокупности всех известных каракалпакских легенд, получается, что род Казаяклы наравне с Муйтенами являются основоположниками современного каракалпакского народа.
  12. Не, не пробовал такое. У нас "гоже" это сваренный в молоке рис с добавлением маша и лобио, приготовляемый в основном для детей. Это блюдо я всегда любил и моя мамка его готовила каждый раз, когда я приезжал на каникулы или в отпуск даже в мои взрослые годы, я просто обожал этот суп. Иногда рис, маш и лобио варят в воде и заправляют кефиром, но это в основном для взрослых или для любителей кисленького.
  13. Ну, вообще-то, любое блюдо из индейки это очень даже уважаемое блюдо для каракалпаков, только под мясо индейки у нас принято готовить исключительно "жуери гуртук", когда клецки готовят из муки жуери (сорго) особым способом. А "турама" готовится исключительно из мяса говядины, которого крошат в мелкие кусочки и смешивают с клёцками, приготовленными из пшеничной муки. Подобие таких блюд ,,турама,, есть и у туркменов и ногайцев, а среди других тюркских народов не отмечено, зато аналог блюда "жуери гуртук"с мясом индейки есть у калмыков и кавказских народов, где клецки готовят из кукурузной муки, как аналог муки из сорго. Географически, очень даже приличное расстояние если судить по принципу влияния соседних культур. Так, откуда же это блюдо "жуери гуртук" распространилось у каракалпаков, если его нет даже у узбеков?
  14. При нехватке кормов вполне могли в лес выгонять. У нас до сих пор так делают. Особенно при ветре, коровы сами уходят в лес. В лесу коровы собирают в кучу ветки, теленок лежит не на снегу. На следующий день хозяева находят, привозят.
  15. Да, были собственно кыргызы, и подчиненные им племена, "другой кости" чем кыргызы, - хакасы, тувинцы (хагяс, туба/дуба) и еще кто-то. Этих я запомнил по знакомым названиям борьбы - хуреш, тувинская и курес, хакасская (земляки выступали по этим видам на Спартакиаде народов Сибири и ДВ). Эти 5-6 племен и составляли народ хыргыз, с которыми всё время воевали мои предки - баргуты, буряты.
  16. Похожие холодные супы есть во многих кухнях мира. У узбеков имеется собственный вариант, который готовят в жаркое время года. Холодный суп гужа (go'ja) из зерен пшеницы и сузьмы. Готовим зёрна пшеницы в казане вечером или ранним утром. Варим их на слабом огне не менее трёх часов, пока зерна полностью не размягчится. Сузьму разводим очень холодной водой до консистенции кефира и соединяем с остывшей кашей. Добавляем мелко нарезанную зелень - райхон. В Маргилане, когда поспевает черешня, к супу добавляют несколько ягод в косушку. Немного позже, в сезон урюка, кладут половинки мягкого свежего урюка. Суп готов.
  17. Родители купили на базаре дыню. В багажник «Жигулей» её укладывали по диагонали. Сейчас багажники у машин другие. )
  18. https://poisknews.ru/arheologiya/moneta-vi-veka-s-nadpisyu-tyurk-kagan-novoe-otkrytie-arheologov-mozhet-perepisat-istoriyu/ Монета VI века с надписью «Тюрк-Каган». Новое открытие археологов может переписать историю Замечательная археологическая находка, сделанная на территории Узбекистана, представила монету VI века, несущую на себе надпись «Тюрк-каган». Это открытие способно радикально изменить устоявшиеся представления о ранних периодах Тюркского каганата и о самом раннем письменном упоминании этнонима «тюрк», сообщает портал Аrkeonews. Монета, обнаруженная в окрестностях Ташкента, столицы Узбекистана, датируется периодом Западно-Тюркского каганата. Профессор Гайбулла Бабаяров, ведущий эксперт из Национального центра археологии при Академии наук Узбекистана, расшифровал надпись, выполненную согдийским письмом, как «twrk x'γ'n» – «Тюрк-каган». Важно отметить, что эта находка опережает предыдущие задокументированные случаи употребления данного термина примерно на полтора столетия. «Ранее считалось, что первое упоминание словосочетания «Тюрк-каган» относится к Орхонским надписям начала VIII века, – отметил профессор Бабаяров. – Эта монета отодвигает историческую грань к концу VI – началу VII веков, а именно к 580-610 годам нашей эры. Таким образом, история названия «Тюрк» насчитывает около 1400-1500 лет». Профессор также предполагает, что происхождение монеты может быть связано с потомками Истеми-кагана, ключевой фигуры в создании обширной Тюркской империи. Истеми-каган управлял Ферганской областью, стратегически важным регионом в сердце Центральной Азии. Отличительные черты монеты, включая иконографию и технологию изготовления, а именно диаметр, вес, технические параметры и состав металла, соответствуют периоду правления Ябгулук Западного Тюркского каганата (конец VI – начало VII веков). Эти признаки выделяют ее среди монет, выпущенных во время правления Ябгу-кагана (начало VII века – 630-е годы) и более позднего периода каганата (630-740 годы) западных тюрок. Помимо важного уточнения даты появления этнонима «тюрк», находка предлагает новый взгляд на социально-экономическую организацию ранних гёктюрков. Распространенное мнение долгое время склонялось к тому, что гёктюрки представляли собой преимущественно кочевое общество, что подразумевало ограниченную потребность в сложной денежной системе. Однако обнаружение этой монеты с надписью «тюрк-каган», наряду с коллекцией из более чем 20 других монет различных типов из Ташкентской области, содержащих различные тюркские титулы, такие как «джабгу», «чабгу-каган» и «каган», ставит под сомнение эту традиционную точку зрения. Наличие такого разнообразия монет убедительно свидетельствует о том, что тюркские правители и значительная часть их населения вели более оседлый образ жизни, занимаясь активной торговлей, что, в свою очередь, требовало функционирующей денежной системы и, возможно, развития городских центров.
  19. Последняя неделя
  20. Гаплы типично кыргызские.Понимаю что теле это конфедерация разных племен и можно представить что когда то пугу откололись от кыргызов и вступили в теле а потом позднее снова вернулись и стали кыргызами.Но это уже тыкание пальцем в небо.Олень думаю вообще в целом много у кого был тотемом и названные в честь оленя рода скорее всего были в разное время у разных народов помимо телеских пугу и кыргызских бугу
  21. Фантастика, противоречащая РАДу, Абулгази и китайским источникам. Попытка из могула Огуза, поднявшего восстание осколков империи хунну (будущих тюркоязычных племен туркмен, карлуков кыпчаков и др.) против части сяньбийцев - народа отца и дядей - сделать Огуз-хана истиннорожденым тюрком-теле. Основывается только на том предположении, что во всем мире на все времена был единственный человек, которого называли волом и на монгольском и на тюркском языках. Лингвистика рулит! Пусть он и захудалый, второстепенный военачальник, но главное - истинный тюрок из телесского племени кибир, СТОРОННИК И ВАССАЛ ТЮРКСКОГО ЯБГУ. И никаких могул/могол/монголов/мунглов.
  22. Кыргызские бугу скорее всего с большой вероятностью тёзки пугу из теле
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...