Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. В кыргызском языке из словаря Юдахина https://eurasica.ru/dict/ : в разговорном южные кыргызы часто именуют северных кыргызов термином "аркалык", т.е. "северные".
  3. Бартольд имеет в виду те времена, когда в послеюаньской Монголии власть оказалась в руках ойратов. Тот же Эсен правил над монгольскими и ойратскими племенами - 40+4, т.е. сорок монгольских + четыре ойратских племени.
  4. серби-монгольские (Serbi-Mongolic) - это значит "сяньби - монгольские языки"
  5. Сегодня
  6. Перевожу статьи в китайском ИИ - https://chat.qwen.ai и он часто предлагает сформулировать основные моменты статьи. Попросил ИИ сравнить теорию ув. П. Рыкина с тюркской и иранской теориями. Вот ответ: 🔑 Ключевые аргументы Рыкина 1. Лингвистическая реконструкция На основе среднекитайских транскрипций (柔然 Rouran, 蠕蠕 Ruru, 芮芮 Ruirui и др.) Рыкин реконструирует первоначальный этноним как *Ñuñan / *Ñonñon / *Ñoño и т.д. Все формы содержат общий корень *ñu / *ño, начинающийся с палатального носового согласного *ñ- — редкого звука в тюркских и иранских языках, но типичного для серби-монгольских (Serbi-Mongolic) языков (включая хитанский и табгачский). 2. Семантическая гипотеза Он связывает *ñu / *ño со значением «младший брат» или «младший родственник»: Хитанский: *ñaw = «младший брат» (подтверждено надписями). Протомонгольский: *nuxu/n — родственный термин. Табгачский (язык Северной Вэй): реконструируется *ñu / *ño как социальный термин. Это согласуется с историческим нарративом: жужани и императоры Северной Вэй считались родственниками, причём жужани — «младшей ветвью». 3. Морфология Формы вроде *Ñuñan и *Ñonñon анализируются как: Корень *ñu/*ño + суффикс множественного числа *-ñan / *-ñon, Или редупликация (как в *Ñoiñoi), что типично для монгольских и тунгусо-маньчжурских языков. Такие структуры нехарактерны для тюркских и неизвестны в иранских. 4. Историко-политический контекст Жужани сознательно претендовали на родство с Северной Вэй. Название 柔然 (Rouran) использует нейтральные иероглифы («мягкий–подобный»), что говорит о неуничижительном происхождении — скорее всего, это самоназвание, а не прозвище. Поздние формы (蠕蠕 — «извивающиеся черви») отражают деградацию статуса после военных поражений. 5. Отказ от альтернатив Рыкин прямо отвергает тюркские и иранские этимологии как фонетически и исторически необоснованные. 🆚 Сравнение с другими теориями 1. Тюркская гипотеза Кто её поддерживал: Питер Голден (Peter B. Golden, 2013), ряд западных и турецких исследователей. Суть: Этноним Rouran якобы восходит к тюркскому корню *ar- / *ur- = «подниматься, двигаться, восходить». Иногда предлагалось связать с *oğur / *oğuz или даже с поздним «огур» (хазары/булгары как «огуры»). Проблемы (по Рыкину и другим критикам): Нет начального *ñ- в тюркских языках эпохи (IV–VI вв.). Тюркские языки не используют носовые начальные согласные в этнонимах. Жужани предшествуют появлению первого тюркского каганата (552 г.); их язык, вероятно, не был тюркским. Нет морфологических или семантических параллелей между Rouran и тюркскими этнонимами. Археология и письменные источники указывают на культурное и языковое родство с сяньби, а не с тюрками. Вывод: тюркская гипотеза — скорее анахронизм, основанный на поздних аналогиях. 2. Иранская (сармато-аланская) гипотеза Кто её поддерживал: Японские и немецкие исследователи начала XX века (например, Фудзита Токутаро, Josef Markwart). Была популярна в связи с гипотезой об «аваро-жужаньской связи» и предполагаемой ираноязычной элите аваров. Суть: Связь Rouran с иранским *rav- = «быстрый», или *rauča- = «светлый». Иногда предполагалось, что жужани — потомки аланов или других ираноязычных кочевников, переместившихся на восток. Проблемы: Фонетически неубедительно: иранские языки не имеют *ñ- на начальной позиции. Нет исторических свидетельств присутствия ираноязычных групп в Монголии в IV–VI вв. Все китайские источники однозначно помещают жужаней в контекст сяньби/табгачей, а не «западных варваров» (как называли ираноязычных). Нет иранских заимствований в реконструированном словаре жужаней (в отличие от монгольских параллелей). Вывод: иранская гипотеза — продукт старой «арианской» парадигмы, не подтверждённая данными. ✅ Почему гипотеза Рыкина убедительна Междисциплинарность: он сочетает лингвистику, историю, политический дискурс и археологический контекст. Фонетическая достоверность: реконструкция *ñu/*ño согласуется с фонологией табгачского и хитанского. Семантическая согласованность: «младший родственник» логично вписывается в политический нарратив эпохи. Отсутствие жизнеспособных альтернатив: тюркские и иранские версии не выдерживают фонетико-исторической критики. 🧭 Более широкое значение Гипотеза Рыкина поддерживает новую парадигму в изучении евразийских кочевников: Сяньби → Табгачи/Жужани → Хитаны → Монголы — это непрерывная серби-монгольская традиция, а не «тюркская волна». Этнонимы — не просто «имена», а политические декларации. «Родство» в степи — социальный конструкт, а не биологический факт.
  7. В Академии можно скачать интересную статью Павла Рыкина "A NEW ETYMOLOGY OF THE NAME OF THE ROURAN". https://www.academia.edu/145597327/A_New_Etymology_of_the_Name_of_the_Rouran_Title_page_References_?email_work_card=view-paper нет ли здесь связи с тюркским "ini / ини"? К сожалению база Старостина у меня не работает https://starlingdb.org/cgi-bin/main.cgi?flags=wygnnnl
  8. "Conrad Miller & Co". Германия, Бавария, г. Нюрнберг На фото казахи Атбасара и Кокшетау (более точных данных не нашел)
  9. Это foodblogger из Узынагаш Алматинской области. Судя по ее блюдам и рассказам она абак керейка, оралманка из Монголии. https://www.tiktok.com/@ular_zhaksylykkyzzy_/video/7554787596186946872?is_from_webapp=1&sender_device=pc Опять ты попал впросак, дорогой наш инстаграмщик Думан. ))
  10. Современные названия ничего не значат, это условности. Тем более все эти названия (см: ниже) они не древние, не оригинальные. Эту часть алтайского хребта правильнее было бы назвать Казахским )), патамушта испокон веков его населяли казахские племена, а до этого их прямые предки - карататарские (средневековые "монгольские") племена. И до сегодняшнего дня все его 4 стороны населяют казахи - российскую часть ("Горный Алтай"), монгольскую часть ("Монгольский Алтай"), китайскую часть ("Монгольский Алтай"), казахстанскую часть ("Рудный Алтай"). И это же конечно многочисленные (многомиллионные) роды древних казахских племен, вы сами их прекрасно знаете - кереев, найманов, меркитов и частично торе. Из монголоязычных смежно с ними издавна кочевали каомыцкие племена ("ойраты"). Поэтому лично для меня для это части хребта больше нравится название "Большой Алтай". Увы, ваши натяжки не склеиваются. )) 1) Бартольд называет их вместе и очень точно - "коренные области". Коренной юрт не мог и не может быть растянут на 1200 км. от западной части Алтая (у вас "джунгарская впадина") до восточной части и далье (Хангайское нагорье). По смыслу слов академика, Калмак и Кара-Корум соседние районы. 2) Бартольд прямо указывает, что "позднее эмиры ойратов отняли у них и это". Такое указание подходить к западной части Алтая (у вас "джунгарская впадина"), но никак не подходит к Хангайскому нагорью. Дайте источник, в котором говорилось бы, что Тимур ходил на Алтай к калмакам. А то у вас все на словах. Хех, Думан скрывает или не знает свои род и днк, но при этом постоянно подвергает сомнению мои род и днк. Буба, как это называется у вас в математике? Кстати, вас давно не было, с возвращением огузоведа. )
  11. Вчера
  12. Kamal

    Казахи-8

    Кстати, "Сас" тут тоже прозвище в значении "Длинный волос", то есть известный полководец и государственный деятель Сас бий в зрелом возрасте носил длинные волосы. То есть, настоящее имя неизвестно. Хотя волос на современном каракалпакском переводится как "шаш", но в прошлом говорили "Сас", скорее всего влияние башкирского языка, с кем в прошлом каракалпаки имели тесные связи, "визитной карточкой" что у каракалпаков, что у башкир является обилие буквы "h" в произношениях, да и ханы у нас были одного клана - Кучумовичи. Поэтому, Сас и Сасык, хотя оба и являются прозвищами, но означают разное. Следовательно, связь Нуртаса и Алиева как потомков Сасык (Сас бия) маловероятна, к тому же сам полководец из кытайского племени.
  13. Ещё один ключевой момент: - нынче у узбекских кунгратов южных областей современной РУз (в средневековье это южные области Древнего Хорезма) есть легенды, будто их предки пришли с Севера (дословно - Арка юрттан келганмиз). Так вот, ни в одном тюркском языке включая узбекского языка нет слова "Арка" в значении "Север", тогда как на каракалпакском "Север" переводится исключительно как "Арка". А во-вторых, названия родов идентичны названиям каракалпакских Конратов, у них также есть горловое пение, кроме того схожи национальные костюмы, особенно женские наряды и т.д., в общем, несмотря на то, что разошлись почти 700 лет назад до сих пор имеются некоторые культурно-традиционные параллели. Плюс, судя по имеющимся в интернете статьям, очень много узбекских стариков-кунгратов, особенно СурКашские, перед смертью мечтают посетить старую Родину, то есть побывать в нынешнем городе Конрат, что находится в РКК, которая в свою очередь, по средневековым реалиям как раз-таки являлась Северной областью (Арка) Хорезма. Таким образом, есть явные признаки (ниточки) чтоб восстановить некоторые пробелы в истории конратов/кунгратов, но учёные всё время ищут сложные пути, уводят куда-то вдаль.
  14. Самое интересное уйсунский кластер у Алтай-кижи Вероятные кипчаки и толесы
  15. Kamal

    Каракалпаки

    Касательно конратских отделений Шуллук и Жаунгыр: принимая во внимание сведения Куна, записанных им со слов местных Конратов на момент 1873 года, становится более понятно, что эти названия означают Левый (шуллук) и Правый (жаунгыр). Известно, что в 16-18 веках часть каракалпакских Конратов проживала по низовьям Сырдарьи, которая после нападения джунгар в 1723 году вошла в состав Нижних каракалпаков. Далее, после нападения казахов на владения Нижних каракалпаков в 1743 году, последние сместились на левый берег Сырдарьи к притокам Жанадарьи и Кувандарьи. Эти притоки по отношению к Амударье находились по правому берегу. В то же время, в 16-18 веках часть Конратов проживала также и по левому берегу Амударьи, лидеры которых основали Конратское (Аральское) ханство и, у которых в дальнейшем сложилась своя история. Таким образом, к концу 18 века по берегам Амударьи образуются две группы каракалпакских Конратов, которые с вхождением в состав Хивинского ханства разделяются как Левые и Правые. "Шул" - в старокаракалпакском означает "левый", а "шул-лук" - левобережные. В современном языке левый это "сол" или "шеп", то есть левобережный теперь читается как "сол-лык" или "шеп-лик", но в Шежере такие языковые изменения часто игнорируются. Кроме того, в говоре левобережных и правобережных были большие отличия, источники даже передают, что язык каракалпаков (скорее всего говорилось о левобережных каракалпаках) схож с туркменским (по крайней мере до сих пор сохраняется турткульско-сарыбийский говор у южных каракалпаков), но нынче мы говорим на диалекте северо-восточных каракалпаков, который более близок казахскому языку, так как принят как литературный. "Жаунгыр" - скорее всего взято с монгольского "правый". По крайней мере этимология "джонгар/джунгар/зюнгар..." даёт такое понятие. Как-то обсуждалось в соответствующей теме.
  16. Очень надеюсь,что выйдет статья с разбивкой по племенам ,дабы все отлично понимать кто откуда и куда
  17. У Бартольда "область Калмак" предполагает Джунгарскую впадину, Вы правы. "область Каракорум" - это Хангай и его окрестности, в том числе "Онон-Керулен". Наконец-то АКБ признал Монгольский Алтай...
  18. Я не пойму,вы с помощью чата гпт что-ли пишете все это?)
  19. Последняя неделя
  20. Учёные обнаружили, что рудапитек отличался от современных больших обезьян более гибкой нижней частью спины. Это означало, что, когда животное спускалось на землю, оно могло стоять прямо, так же как люди. naked-science.ruextinct-animals.fandom.com Некоторые особенности строения таза рудапитека, которые, по мнению учёных, указывали на прямохождение: Интересно, что некоторые ископаемые виды обезьян (например, рудапитеки, жившие 10 млн лет назад) имели анатомию, указывающую на зачатки прямохождения еще до того, как наши предки окончательно разделились с предками шимпанзе. Это значит, что «генетический фундамент» для ходьбы на двух ногах закладывался в семействе гоминид очень давно. По данным генетики и палеонтологии, разделение линий человека и шимпанзе произошло примерно 6–8 миллионов лет назад в Африке. Вопреки старым учебникам, общий предок не был похож на шимпанзе. Современные шимпанзе — это не «застрявшие в прошлом» предки, они эволюционировали эти 7 миллионов лет так же активно, как и мы, просто в другую сторону (адаптируясь к лесам). Вот мнение официальной науки.Даже они теперь признают,что общий предок человека и человекообразной обезьяны имел некоторые свойства которые похожи на человеческие ,а человекоподобные обезьяны деградировали и потеряли эти человекоподобные свойства
  21. Да, у меня также. Спасибо админу за обновления. Всё нормально сейчас.
  22. Последние полгода не мог зайти. Такое чувство браузер не вытягивал. Сейчас нормально , спасибо обновлениям.☺️
  23. Даже не талкан а просто чистое просо?Сейчас раздавать коробочки с талканом модно стало.Про просо в первые слышу
  24. Уважаемые друзья, форум вновь обновлен, если будут какие-либо баги или ошибки - просьба сообщить мне в личку. Проблема с регистрацией восстановлена.
  25. Уважаемый Эсен, к сожалению у меня нет сканов этой газеты. В интернете есть множество копий, однако именно 1874 год почему то отсутствует. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DRGNLR_5108/
  26. Здравствуйте уважаемый Рустам байке Вы не могли поделится ссылкой на работу Загряжский Г.С. Кара-Киргизы. // "Туркестанские ведомости", 1874, №№ 41-42. Не могу найти в интернете. С уважением!
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...