Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. жыйирманшыевд-кулановед
  3. Сегодня
  4. Наткнулся на видеолекции сотрудников "Научного Института Изучения Улуса Джучи", где рассказывают о Золотой Орде, и Казахском ханстве. Просмотров очень мало. По всей видимости видео для самого института, нежели для зрителей ютуба. https://www.youtube.com/@info.jochi.ulus.
  5. В Австралии и Новой Зеландии естественно вопрос по электрическим машинкам не стоит, все они наверняка качественные современные модели, поэтому количество состриженных овец там зависит только от мастерства стригаля. У нас же в то время были совковые машинки, которые ломались, а ножи часто затуплялись, пока слесарь их чинил, а точильщик точил на круге, терялось драгоценное время. Сейчас загуглил для интереса, оказывается это была модель МСУ-200. Судя по вашим видео и видео из Монголии машинки там классные, стригут как по маслу, с такими можно настричь очень много овец.
  6. Правильного названия не знали, все мы тогда говорили Каролин, по-казахски Кәрәлін. )) Каждый сезон стрижки у нас куда-то отправляли тонны шерсти. Теперь понятно куда, мы же были и есть колонии. Шерсть прессовали на специальном прессе в кубы, обматываемые мешковиной, весом около 100 кг. каждый, поверх трафаретом наносили надписи. Я часто смотрю в ютюбе репортажи про узбекскую кухню и что меня удивляет до сих пор, это то, что узбеки предпочитают кошкаров для своих всевозможных блюд, тогда как у нас всё наоборот. У нас практически не режут кошкаров, предпочитают либо баранух, секов (кастратов) либо редко токты (ягнят старше 6 мес.). На каком языке общаетесь? Думаю вы легко должны понимать друг друга. У нас в армии в карантине собралась группа из казахов, кыргызов, узбеков, азербайджанцев и русских. Мы легко общались с кыргызами, а узбеки с азербайджанцами.
  7. Итоги состязаний (без учета вторых и третьих мест): Обычные традиционные ручные ножницы - 1 место чабан из Дарви сума Говь-Алтай аймага Шагдарсүрэнгийн Батмагнай, у него 981,8 очков (земляк нашего Steppe Man Азбаяра-Амбаня)): Электрические машинки - 1 место чабан из Цэнхэр сума Архангай аймага Чулуунбатын Азбаяр, он состриг 5 баранов за 8 мин. 14 сек.: Профессиональная стрижка - 1 место чабан из Хотонт сума Архангай аймага Эрдэнэцогтын Баасандорж, он состриг 10 баранов за 10 мин. 52 сек. и 455 баранов за 8 час.: Всех победителей наградил Президент страны Ухнаагийн Хүрэлсүх вручив им памятные медали, кубки, ковры, сертификаты и денежные премии имени Президента. А победитель профессиональной стрижки Эрдэнэцогтын Баасандорж выиграл право участия в чемпионате мира по стрижке овец 2026 года, который пройдет в Новой Зеландии. Фото с Президентом:
  8. @АксКерБорж На соревнованиях мы видим рекордные результаты и показателей лучших стригале. К тому же один забег по соревновательной стрижке овец длится 20–30 минут. Я специально посмотрел среднюю статистику по отрасли в Австралии. При восьмичасовом рабочем дне стригаль остригает примерно 100 овец. Это цифры для обычных коммерческих ферм и вне соревновательных условий. Но производительность зависит от опыта: мастера нередко остригают 200–300 овец за смену. Классический распорядок стригаля: четыре двухчасовых подхода с утренним перерывом, обедом (30 мин) и послеобеденным чаем. За один такой подход средний стригаль успевает остричь 25–30 овец, а высококлассный - 50+. Соответственно, суточная выработка: 100+ овец и до 300 у мастеров. Данные из национального архива: https://www.naa.gov.au/students-and-teachers/learning-resources/learning-resource-themes/environment-and-nature/animals/excerpt-documentary-film-shearers-typical-sheep-station#:~:text=for the number of sheep,or more sheep per day От фермеров я лично слышал о том, как у них на ферме стригали остригали до 300 овец за смену. В цехе где стригут овец вместе со стригалями работают подсобники - сборщики руна, точильщики и другие. Цех обуродван для быстрой стрижки овец. Машины в рабочем состоянии, ножи, гребёнки наточены, работа не останавливается. Ниже на видео показывают молодую женщину (1:05) из штата Новый Южный Уэльс (столица штата - Сидней) установившую мировой рекорд среди женщин по стрижке овец. Она постригла 358 овец за восьмичасовую смену. Вообще это видео о том, что даже на успешных фермах таких как эта ферма ( принадлежит миллиардеру Руперту Мёрдоку - австралийцу по происхождению) всё труднее и труднее найти квалифицированных стригалей. Молодое поколение не идет на тяжёлый физический труд. На видео Cavan Station - историческая тонкорунная овцеферма площадью 20 000 га, принадлежащая семье Мёрдока с 1960-х годов. Ферма продает шерсть известным мировым брендам.
  9. @АксКерБорж Вы помните запах креолина тоже.) У некоторых баран были опарыши - куда без них. И другие паразиты. Раны и инфекции мы обрабатывали вонючим креолином. Одно лекарство от всех паразитов. Овец мы не укладывали на стол вроде бы. Я их не таскал на стол. Тащить упертого барана на стол должно быть трудно даже взрослому если весь рабочий день. Вот бегать за ними по загону и обрабатывать лекарством в самый раз. Однажды пошли в горы с альпклубом. Остановились у ручья, поставили палатки, достали вещи, собирались пробыть там сутки. Выше по течению чабан перегонял отару или отара пошла пить, и этот креолин с отары - вместе с водой по ручью - приплыл к нам. Пришлось все собирать и новое место искать. Такая вот история. В советский период в Узбекистане существовал госплан по сдаче шерсти. В Ферганскую долину завозили тонкорунных мериносов с юга России и Казахстана. На предгорных пастбищах держали кыргызских тонкорунных и таджикских полутонкорунных овец. Также разводили каракульских овец - ради смушек и жёсткого руна для ковров. В обществе всегда ценилось мясо курдючных баранов. И раньше, и сейчас. Спросом пользуются гиссарские и джайдарские породы. Гиссарцы крупные, можно сказать огромные. Вес курдюка у отдельных баранов может доходить до 25 кг (обычно 15–20 кг). Курдючный жир стоит почти столько же, сколько и мясо ( плюс-минус 10 % - в зависимости от качества курдюка и мяса). Джайдарских овец больше разводят в жарком степном климате на юге - Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областях. Там и традиционно выше потребление мяса. В современном Узбекистане внимание сместилось в сторону мясных курдючных пород, востребованных в обществе. Раньше при госплане местные курдючные породы считали «малопродуктивными», потому что они давали меньше тонкой шерсти. Обычная история для того времени. Я познакомился здесь с одним турком-мясником. У них семейный бизнес - мясная лавка. Раньше я часто покупал у него баранину целыми тушами. Он подбирал отличные туши: каждая весила около 20 кг (+/- 2–2,5 кг) и была, что называется, как на подбор. Не знаю, в чём дело. Видимо, производственная цепочка у них выстроена оптимально: меньше издержек - больше прибыли. При дальнейшем откорме каждый дополнительный килограмм обходится дороже. Старую баранину (mutton) я в магазинах даже не встречал — продают только мясо молодых баранов (lamb). Баранина здесь качественная. Баранина - одно из немногих видов мяса, в котором нет гормональных добавок на местном рынке. Местные мясные породы овец без курдюка, и, похоже, местные жители не стали бы его есть. Спроса на бараний жир нет. Я уже давно не покупаю тушами — ленюсь их разделывать, хотя всегда можно заказать профессиональную разделку. Вместо курдюка берём внутренний жир и понемногу добавляем его в мясные блюда. В одном месте с подозрением начали смотреть, когда я регулярно заказывал внутренний бараний жир. ) Вкус настоящего курдюка я уже начинаю забывать.
  10. Вчера
  11. На верно личное предположение историка. Рашид ад-Дин, цитирую:"...горы: Элуй-Сирак и Кок-Ирдыш (Синий Иртыш), – в этих пределах обитало также племя канглы, – Иртыш-мурен, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана (Монголии)". То есть, Прииртышьские и Алтайские кипчаки обитали между Иртышом и Монгольским Алтаем., енисейские кыргызы были всего соседями. Юань ши их называют кыпчаки и канглы, локализация те же Иртыша. Юань-Ши: "...Получив сведения о победе Тутуха, он [Хубилай] приказал ему спуститься вниз по течению реки вместе с его сподвижниками. В пути Тутуха встретил армию мятежника вана Тегэ численностью в 10 тыс. всадников и внезапным ударом рассеял ее, захватив много коней и взяв при этом в плен мятежного вана Харлу. Он доставил пленных в ставку Хубилая, где они были казнены. Все мятежники из кыпчаков и канглы, сдавшиеся добровольно, были отданы Тутуха. Был учрежден департамент Халачу из 10 тыс. дворов. Все разбросанные в разных местах кыпчакские кочевья, все племена и все ваны Аньси попали под управление Тутуха". (Примечания: Отец Тутуха (Баньдуча) «находился в свите Хубилая и ведал отличными лошадьми. Ежегодно он поставлял [двору] кумыс. Этот кумыс был голубоватого цвета и исключительно приятным на вкус. Его называли кумысом от черных кобылиц, так как глаза этих кобылиц звались "халачу") (Е.И. Кычанов. Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в.) В составе найманов не упоминается енисейские кыргызы, а писменные источники указывает как соседи: 1. Джувейни 2. Карпини 3. Рубрук 4. Рашид ад-Дин 5. Юань Ши Енисейских кыргызов разбили найманы на севере Турфана. Но не смогли их подчинить. Енисейские кыргызы уши на север. Если бы они приняли подданство, писменные источники енисейских кыргызов упоминали бы в составе найманов. Нету такое. Локализация княжество Кыргыз на Алтае и Прииртышье неправомерно. Согласно концепции А. Мокеева, Алтайско-прииртышские кыпчаки и кимаки(еще он добавил уйгуров) должны были ассимилировать енисейских кыргызов до начала 13 в. и Алтай и Прииртышье должна была называться "Кыргыз".К сожелению его концепция противоречит письменных источников. Найденные палеоДНК кимако-кипчакских и уйгурских захоронениях отличается от ДНК нынешних кыргызов. Прямые потомки кипчаков и уйгуров это казахские кипчаки и уйгуру провинции Ганьсу, у них ДНК совершенно отличается от ДНК нынешних кыргызов. Многие пишут, что южные алтайцы и Тянь-Шанские кыргызы когда то были одним народом. Но не потверждает молекулярная генетика. По отцовской линии отличается, и никогда не были оба народа когда то одним народом. Алтайцы никогда себя не называли кыргызами.Основной ДНК нынешних кыргызов получается родственниками Карасукской, Тагарской и Таштыкской культурой. Все эти культуры генетически преемственная, еще именно эти культуры были представителями европеоидной расы.То же подтвердили генетики. Рассматривая проблему происхождения енисейских кыргызов,хакасский профессор В. Я. Бутанаев, опираясь на китайские хроники 5 в. н. э., сделал вывод, что первоначальной обителью предков енисейских кыргызов была Минусинская котловина. Согласно летописи кыргызы сами рассказывают о происхождении своего предка, как в глубокой древности, ниспосланный сверху дух спарился с коровой в этой пещере. В. Я. Бутанаев отмечает, что первопредок, не имеющий отца и матери сам зародился в недрах данной земли, а значит его представители (кыргызы) являются самыми древними насельниками данной территории, соответственно их формирование происходило именно здесь.Профессор потверждает автохтонного происхождения енисейских кыргызов. Согласно Юаньши, все владения императоров монгольской династии для удобства администрации были разделены на 12 провинций, современная Монголия, включая и Саяно-Алтайское нагорье, входила в провинцию Лин-бэй с центром в г. Каракоруме. Провинция Лин бэй поручено старшему брату императора Камале[РаД]. В 1309 г. наместник Лин-бея предлагал императору на стороне Алтая устроить военнопахотные поселения[Потапов]. Это косвенная указания,по этому предполагаю, что на Алтае военные поселенцы были сами монголы, енисейские кыргызы и лесные племена, ранее входивший в состав енисейских кыргызов . Когда джунгары 1703 г. енисейских кыргызов переселяли в Джунгарию, половины были кыштымы. Это доказывает родовой состав Фуюйских кыргызов, там сагайские и бельтирские роды много. Нынешними кыргызами то же самое была. Нынешних кыргызов много потомки лесных племён: кэрэмучин, булагачин, байт, тас, теелес, баргут, сибирги и.т. Все эти лесные племена были в государстве енисейских кыргызов. Южные соседи кыргызов были кыпчаки-канглы. Если они согласно Юань-ши были 10 тысяч кибитков, получается 50-60 тысяч. Вот, под влиянием канглы-кыпчаков более малочисленные енисейские кыргызы поселенцы перешли от "З" языка на "Й" язык. Академик В. Бортольд то же самое написал. Например, под влиянием узбеков южные кыргызы, особенно араванские и карасуйские до 2000 х годов говорили на "йоканием". Согласно Э. Тенишева, распад язык нынешних кыргызов от енисейских кыргызов 13-14 век.Датировка кыргызского ДНК от китайских генетиков то же потверждает Э. Тенишева: "Примечательно, что внутри гаплогруппы C2b1a3a1-F3796 кыргызы северо-западного Китая и представители не-жалайырского клана уйсун имеют близкие генетические связи по отцовской линии, формируя кластер происхождения, датируемый 696–736 годами назад. Для гаплогруппы R1a1a1b2a2a-Z2125 время до последнего общего предка (TMRCA) для «кыргызского» кластера оценивается в 628–721 год назад. Близкое совпадение возраста этих двух кластеров указывает на быстрое увеличение численности кыргызов северо-западного Китая в XIII–XIV веках, что совпадает с периодом расширения Монгольской империи". *** У нас 2 концепции происхождения кыргызов официально существует: 1. Караева, Худякова, Чороева и Кожобекова-Восточнотуркестанский этногенез. 2. Кляшторный, Плоских, Мокрынина и Мокеева-Алтайский этногенез. Оба концепции уже устаревшая, нужна новая концепция.
  12. Всегда ощущалось что мир недооценивает влияние енисейских языков и в целом потомков окуневской культуры на картину языков и народов Азии
  13. В хакасском фольклоре отмечается, что в древности они были сильными и могучими, подобно тому, как рой ос преследует стадо, жалит и гонит, они также гнали, кололи и убивали многие народы. По хакасской мифологии, аринцы в древности были многочисленны и высокомерно относились к окружающим народам. На их прародине, около горы Кум-Тигей, обитало несметное количество змей[источник не указан 2681 день]. Аринцы, не пропуская ни одной, рубили их саблями. Змеиный царь (хак. — Чылан-хан) объявил аринцам войну, в ходе которой аринцы были практически истреблены. Подобный[источник не указан 3681 день] мифический сюжет о борьбе скифов со змеями и их гибели зафиксирован в истории Геродота.
  14. Да, красивые. При совке у нас были такие же. Правда кошкары мериносов были еще крупнее с мощными рогами, чем кошкары на видео, стричь их шеи было трудно, шея была вся свисающей гармошкой, мне приходилось силой отгинать головы назад к спине тем самым разглаживая складки на шее и состригая с них шерсть. На мясо они у наших местных казахов не ценились, у нас их называют "Шүленкі", они без курдюка, а вот шерсть у них была отменная, состригалась цельным руном, толстой шубой.
  15. У нас было трудно устроиться детям летом на стрижку, устраивались обычно у кого были связи. Стрижка длилась около 1-1,5 мес. Мальчики работали подавая стригалям на стол баранов из загонов, девочки - носильщицами состриженной шерсти на весы. Мне довелось проработать 1 сезон стригалем после армии. Количество стриженных мериносов напрямую зависело от работы машинки, у опытных взрослых они работали почему-то без перебоя, моя часто ломалась или тупились ножи и я терял драгоценное время. Мой "рекорд" был 28 мериносов за рабочий день. Самые шустрые стригали, которые работали более 10 сезонов, стригли в день до 70-90 баранов. У нас тоже ранили овец, тем более у мериносов под толстым руном почти ничего не видно, часто резали машинкой делая ранки и раны, бывало даже нечаянно срезали секам причинное место. )) Из-за сильной жары раны сразу же смазывали Каролином (советским чудо-бараньим снадобьем со специфическим запахом, не допускавшего загноения или личинок мух в ране)). Но крупная компания по обработке всех ран, полученных как при стрижке, так и до нее, у нас называлась купка, которая следовала сразу после стрижки. Каждую отару, прошедшую стрижку, пропускали по одному через глубокую траншею шир. ок. 1 м., длиной ок. 5 м., наполненную водой, смешанную с упомянутым Каролином и еще наверно с чем-то, ветврачам было виднее. Баранам не оставалось ничего как нырять с головой в воду, выныривать и быстрее плыть к вожделенному финишу. )) По выходу из траншеи они чистенькие размахивали ушами, в которые попала вода. Кстати, упирающихся насильно толкали шестами сталкивая в траншею. После стрижки и купки для овец наступал настоящий кайф - они облегчались в сильную жару от толстого руна шерсти, охлаждались в воде и вылечивали все свои раны.
  16. Кто тут хмырю на хмыренка накапал? Вы что сказки венского леса тут про толенгитов размазали по стенам? )))) Какие пленные, какие калмыки, что за чушь вы тут понесли, аж глазам больно. Толенгиты это великий народ, живший еще несколько тысячелетий назад параллельно гуннам и живущий до сих пор на своих землях. Имевший свое государство - Теленгетское ханство- просуществовал с 156 года до 1756 года. Занимавший огромное пространство от Иртыша до озера Байкал. Китайцы их называли динлинами, долоньго, ди. Данное государство оказало огромное сопротивление проникновению Московии на территорию Алтая, 100 лет боролось с экспансией на юг Алтая. И считалось аристократией тюркских народов. Народ - телецкие народы, теле, толенгиты, теленгеты, телес, толес. Из Теленгетского народа вышли кипчаки, кимаки, башкиры, уйгуры, кроме самих толенгитов.Так как всех чингизидов и самого Шынгысхана окружали всегда люди из толенгитского рода, гвардия действительно была из них, служивый люд из них, писари из них, хозяйственники из них, администраторы из них, то они и являются родным народом для Шынгысхана, так как только родственникам могли доверить свою жизнь ханы. И жили тогда родоплеменными отношениями, один род имел свою землю и свою территорию, свое войско, никогда не доверяли чужим. Тем более пленных в рабство не обращали, рабства не было у тюрков. Почитайте Потапова "Теле", Радлова, Аристова , Грум- Гржимайло, Гумилева, Ремезова и нашего соплеменника Тенгерекова И.С.
  17. Когда мне было пятднадцать отец устроил меня на летнюю работу - смазывать раны овцам, которых стригали порезали во время стрижки. В конце месяца мне заплатили. Сколько точно уже не помню. Это была небольшая зарплата в сельском хозяйстве. Все деньги я отдал маме. Она купила мне что надо было купить. Позже, когда я стал взрослее, отец рассказал, что тогда по просьбе мамы зашёл к бухгалтерам и добавил к моей зарплате ещё половину мною заработанной суммы, чтобы я не расстраивался из-за маленькой зарплаты. Я старался. Тогда подросткам платили совсем мало в сельском хозяйстве. Наверное я так заработал первые деньги (может еще где работал ), не считая тех копеек, которые нам платили в школе за сбор хлопка в ноябре. В буквальном смысле с учениками мелочью и рассчитывались. Я был не единственным подростком с банкой раствора. Мы смазывали раны овцам, а стригали ранили овец . И овец и другие болячки под шерстью были. В Австралии регулярно проводят соревнования по скоростной стрижке овец. Здесь любят такие состязания. Я побывал на одном из таких состязаний - на ежегодной сельскохозяйственной выставке штата. В городе у нас проводят в августе. На выставке показывают породистых животных, много всякого, в том числе овец породы меринос. Выставкая идет целую неделю. Мастера-стригальщики работают мастерски, быстро. Стригут машинкой. Овцы породы Меринос на выставке в нашем городе. Красивые? По-моему, красивые. PS Будет видео с финала из Монголии, то помещайте видео.
  18. Вчера 20.06.2025 г. в административном центре аймага Төв, что окружает столицу Монголии г. Улаанбаатар, в г. Зуунмод, прошло первое общенациональное состязание по стрижке овец "Алтан хайч" (Золотые ножницы, прямо как по-казахски "Алтын қайшы")). В нем приняло участие 100 стригалей из 21 аймага Монголии. Возрастная категория от 19 до 70 лет. Состязание проходит в 3-х номинациях: 1 - с обычными традиционными ножницами 2 - с электрическими машинками 3 - профессиональная стрижка Финальные состязания пройдут сегодня. По своему давнему опыту могу сказать: что первое это конечно же скорость (кто быстрее и сколько баранов пострижет), а второе это качество стрижки (чтобы чисто, без остатков шерсти) и очень важно, чтобы не поранить овец; и еще, монгольские "сартуул хонь" не мериносы, поэтому стричь их легче; и судя по фото стригут на земле и это очень неудобно, удобно на специальных столах. Опять же нашим казахам хороший пример для подражания. На нижнем фото 2 девушки слева, вероятно, австралийки или новозеландки как инициаторы таких конкурсов по всему миру и, вероятно, они арбитры конкурса.
  19. Здравствуйте. Это разные соседние субклады. У калмыков свой, у алшинов свой и у найманов свой. Легче дисковер или уфулл посмотреть, но насколько помню 2200-2500 лет назад разделились
  20. Последняя неделя
  21. @asan-kaygy Здравствуйте, ув. Asan-Kaygy Знаю, что вы хорошо разбираетесь в генетике народов Центральной Азии, и хотел бы задать вам вопрос. Не подскажете ли, какое приблизительное TMRCA (время до последнего общего предка) у калмыкского субклада C-F1067 и казахских представителей этого же субклада — в частности, племени найман (клан Сары-Жомарт) и алшинов? (Последняя ветка от C-F1067 на которой они разошлись) Буду очень признателен, заранее спасибо!
  22. Рядом с ним. Похож. Тама сидят в этом кластере
  23. Это скорее исключение, чем правило. Такие случаи крайне редки. Скорее всего вы не поняли меня. Я хотел сказать, что ни один из историков, а тем более генетиков, не может утверждать со 100% вероятностью, что перед нами захоронение того-то или иного человека, племени, народа. Табличек с именем и племенем как нынче делают казахи, в те далекие времена не ставили, за исключением единичных случаев. Просто я замечал на на нашем форуме, что генетики форума порой так уверенно называют то или иное захоронение, якобы принадлежащим тому или иному человеку, племени, народу. Вопрос в том, на чем базируется и подтверждается их уверенность. Ведь вероятность ошибок здесь огромная. Мы ведь даже не можем определить с точностью кто изображен на фреске их Кум-Тура. Пример. Вот уже несколько лет некоторые из форумчан носятся с палео-днк "из-под Караганды", по их утверждению якобы принадлежащим монголу-татару 13 века. Если не ошибаюсь, то были уверенные разговоры о якобы нахождении палео-днк енисейских кыргызов, киданей, усуней и пр. Поэтому в шутку я придумал термин палева-днк. ))
  24. Ув. Эсен, к сожалению занятость пока не позволяет заняться этими проектами. Действительно можно было бы протестить детей, которые не кремировались. Пытался здесь в Томске выйти на некоторых археологов, но пока не получил обратной связи. Даже здесь в Томской области есть могильники, оставленные ен. кыргызами. Т.е. наряду с движением на юг, запад и восток, было северное направление вдоль Чулыма. По хакасам там вроде один парень тестил их, встречал на ютубе.
  25. Покойный Василий Ушницкий был активным участником нашего форума с ником "Урянхаец". Светлая ему память!
  26. Просто несколько ко лет назад на ютубе комментаторы ссылаясь на работу Андерхила доказывали нам мол вы только на 6% имеете отношение к древним кыргызам.
  27. Keyser et al. (2020). В исследовании тестировали 52 индивида из погребений некрополя Тамир‑Улаан‑Хошуу в центральной Монголии ( I в. до н. э. – I в. н. э). Авторы сравнивали результаты каждого маркерного Y‑STR‑профиля с собственной базой (~216 000 древних и современных гаплотипов). У двух мужчин (оба R1a‑Z2125) из Тамир‑Улаан‑Хошуу профиль отличался всего на один повтор от гаплотипов S26 и S28 Тагарской культуры, описанных в ранней публикации Keyser et al. (2009). В работе Keyser et al. (2009) было исследовано 12 скелетов Тагарской культуры (Минусинская котловина), из которых 6 - мужчины. Таким образом 2/6 Тагарской культуры - носители R1a‑Z2125 согласно исследованиям Keyser et al. (2009, 2020) Исследование Damgaard et al. (2018) Целью исследования было секвенирование 137 древних геномов. В выборку вошли 8 тагарских индивидов из курганов Минусинской котловины (900–550 гг. до н. э.). Согласно Supplementary Tables статьи и реестру ENA: R1a‑Z2125 Q1a2‑L933 R1a‑Z94 R1a‑Z2124 Остальные женщины.
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...