Jump to content
  • Сообщения

    • Вот что есть у меня из книги Мокеева:

      Цитата

      В этой связи значительный интерес представляет проблема о происхождении кыргызского племени басыз. Впервые этноним басыз встречается в сочинении «Маджму ат-таварих», как название одного из кыргызских племен, которое вместе с племенами кушчу, мундуз, чонг багыш, саруу и кытай составляет Левое крыло – «Сол канат» дуальной этнополитической структуры кыргызского народа.*233
      В китайском источнике «Си юй чжи» («Описание западных земель»), составленном во второй половине XVIII в., племя басыз перечисляется среди северокыргызских племен, наряду с племенами саяк, сары багыш, кытай, кушчу, саруу, монолдор, солто, ават, мундуз, черик.*234
      По данным о родоплеменном составе кыргызских племен, относящимся ко второй половине XIX-начале XXв., племя басыз было расселено в нескольких уездах, территория которых входит ныне в состав Северного и Южного Кыргызстана.*235 
      В общем потоке миграции кыргызских племен в юго-западные районы Средней Азии, имевшем место в XVII – первой половине XVIII в., отдельные осколки племени басыз попали даже в северные районы Афганистана. Так, английские путешественники XIX в., среди катаганов провинции Кундуз, зафиксировали род басыз.*236
      Проблема о происхождении племени басыз в научной литературе впервые была поставлена Н.А. Аристовым, который утверждал, что “басыз является, быть может, осадком пребывания на Западном Тянь-Шане древних кочевников юечижийцев”.*237 Однако эта гипотеза Н.А.Аристова, также как и ряд других его предположений о происхождении кыргызского и некоторых тюркоязычных народов, базируется не на точных исторических данных, а поставлена лишь на основании случайного звукового сходства в названиях различных народов и других собственных именах.*238
      Для выяснения вопроса о происхождении племени басыз большое значение представляют сообщения письменных источников и данные этнографии. Сопоставление вышеприведенных сведений “Маджму ат-таварих” и “Си юй чжи” показывает, что в историческом прошлом племя басыз имело тесные генеалогические и территориальные связи с такими кыргызскими племенами, как саруу, кушчу, мундуз, кытай, чонг багыш и сары багыш. 
      Весьма показательно, что еще В.В. Радлов на основании собранных им полевых материалов среди алтайцев и кыргызов Тянь-Шаня установил некоторые родовые названия одинаковые, как для алтайцев, так и для кыргызов, к числу которых относятся мундуз, саруу и кушчу.*239
      Позже более глубокие и фундаментальные исследования С.М. Абрамзона и Л.П. Потапова убедительно показали, что формирование таких кыргызских племен, как кушчу, мундуз, саруу, сары багыш, чонг багыш и некоторых других, было связано в первую очередь с территорией Алтая и Прииртышья.*240 Таким образом, ряд кыргызских племен Левого крыла – “Сол канат” генеалогически и территориально связанные с племенем басыз – мундуз, саруу, кушчу и чонг багыш происходят из круга Алтайских и
      Прииртышских племен. 
      В свете этих историко-этнографических материалов более вероятным представляется алтайское происхождение племени басыз. Аргументацию идеи об алтайском происхождении племени басыз можно более конкретно обосновать, опираясь на сообщение ал-Марвази. Свой труд «Табаи алхайаван» («Природа животных») придворный врач Сельджукидов алМарвази написал около 1120г. Впервые этот источник был введен в научный обиход В.Ф. Минорским, который опубликовал главы о Китае, тюрках и Индии с английским переводом и подробными комментариями в 1942 г.*241
      Основными источниками для труда ал-Марвази послужили сведения более ранних арабо-персидских авторов. Однако по заключению специалистов, «Табаи ал-хайаван» представляет большую историческую ценность при изучении истории тюркоязычных племен Центральной Азии и Южной Сибири благодаря оригинальным этнографическим сведениям о тюркских народах.*242
      В разделе о тюрках, описывая страны кимаков, ал-Марвази сообщает, что «на юго-западных пределах страны кимаков есть племя, которое называется «=البصريةБ.сри»(?). Это племя летом и зимой проживает в лесах и имеет независимого правителя».243 В своих комментариях к тексту «Табаи алхайаван» В.Ф.Минорский определяет местопребывание этого загадочного племени в лесах Алтая.*244 Однако В.Ф.Минорский воздержался от сопоставления этнонима Б.сри с названием какого-либо конкретного племени и поставил вопросительный знак.

       

    • 10 часов назад, Momyn сказал:

      Басыз что значит? Безголовый?

      Нет. Безголовый будет "башсыз". 

      @Cuckinator посмотрите книгу А.Мокеева "Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане". Бишкек, 2010. с. 70, там он связывает басызов с басмылами. В моей копии книги почему то не 70 страницы :(

    • 17 часов назад, АксКерБорж сказал:

      он захватил и предков якутов еще в верховьях Лены.

      Кто кого захватил.  Чжурчжэни вытеснили Киданей на среднюю Лену, вотчину монголов?

      Исторический факт существовавшего «когда-то» якутско-монгольского двуязычия, види-
      мо, был неоднократным: 1) это, возможно, древние контакты тюркоязычных предков якутов
      ещё во времена, когда они проживали на «южной» прародине и тесно контактировали с мон-
      голоязычными этническими группами; 2) также можно предположить, что имеет место факт
      якутско-монгольского двуязычия, согласно распространенной теории о проживании на нынеш-
      ней территории Якутии монголоязычных племен до прихода тюркоязычных предков якутов

    • В 19.01.2025 в 22:04, asan-kaygy сказал:

      Про замятню уже никто не вспоминает

       у меня вопрос про замятню - насколько вероятно, что Шокан говорил про Золотордынских ханов Абдуллах и Мухаммад Булака в пересказе истории казахского народа:

      Цитата

      Давно, очень давно, был в Туране39 государь по имени Абдулла, а по другим Абдул-Азис-хан, у этого государя был прокаженный сын, названный потому Алача — пестрый. 

      это я к тому, возможно ли что казахская орда вышла из Мамаевской орды?

×
×
  • Create New...