Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 15.01.2026 в 11:12, buba-suba сказал:

      Вы ошибаетесь, ЧХ (род Есугея кият-борджигин) - имел право власти как потомок Кияна ("не прямой линией"), сына хана из потомков Могула/Мунгла. Кераиты - не из правящего рода, Он-хан и его предки правили по причине пребывания правящего рода на Эргунэ-кон. 

       

      Вы неисправимы, домысливать за летописцев любимое занятие.

       

    • 1 час назад, Лимфоцит сказал:

      А что опровергать ? Есть данные палеоднк мавзолея Джучи , три индивида имеют один субклад от 13вкка до 18 века , подчеркну один субклад они родственники  

      Опровергать вам надо что это не чингизиды 

       

      Зачем мне опровергать, если есть комментарий профи:

      В 21.01.2026 в 22:36, asan-kaygy сказал:

      Если смотреть субклад, самые близкие это казахский род Тама.

      По отцовской линии они близки роду Тама, а по аутосомам сравнивать палеоДНК и современное ДНК насколько я помню методологически не верно.

      Современные казахские Тама. Рядом еще каракалпакский род Баймаклы

      Самые близкие баймаклы каракалпакские. Чуть дальше часть кереитов, часть ширинов

       

       

    • В 14.02.2026 в 09:49, АксКерБорж сказал:

      РЭМ

      Бекетов П.Н.

      Павлодарский уезд

      Марлдинаская волость

      1906 год

      Аул Алихана Тенебаева

      1906-2.jpg

       

      1906-5.jpg

       

    • 1 час назад, Амырай сказал:

      Про Бодончара речь, юрты это позднее когда ЧХ вторгся в Цзинь на территорию своих обидчиков. Те действительно жили не только в юртах но и в городках. Только удивительно в ССМ про них ни слова.Удивительно.

       

      Дайте обоснование своему утверждению ссылками, цитатами из письменных источников.

       

    • 22 часа назад, Clownman сказал:

      Так ведь 1456 это лишь небольшая выжившая частичка когда то миллионного кыргызов.Множество других вариантов кыргызского R1a Z93 либо искоренены либо ассимилированы другими народами(из за расспыления на большой территории).Так что ваше обоснование разнородности алтайцев и кыргызов тем что "только 1456 может считаться потомками кыргызов"вообще алогична.Насчет того почему очевидно не кыргызские племена близки к кыргызам по игреку.Тут ничего удивительного нет.Да род передается по мужской линии,но не мало случаев когда название рода остается,а мужское население рода по игреку 

      Найманы от кыргызов отняли Монгольский Алтай. Позже, при империи Хубилая вновь там появились енисейские кыргызы.  По этому алтайские теленгити стали более родственный народ кыргызам, чем другие тюрки.

      Цитирую К.Петрова:

      "Таким образом, киргизские племена Енисейско-Иртышского междуречья во время завоевания монголами Средней Азии продолжали оставаться на прежней территории, хотя в связи с изгнанием найманов с Алтая киргизы и ойраты, как ближайшие их соседи, могли иметь более благоприятные условия для распространения по Алтаю и Или-Иртышскому междуречью.
      Найманы до своего изгнания с Алтая являлись непосредственными соседями киргизов, и между двумя этими народами были тесные отношения. Незадолго до их изгнания — при отце Таян-хана, Эниат-каане, между ними шла большая война, в которой киргизы потерпели поражение. Хотя причины этой войны нам мало известны, однако надо полагать, что она была связана, как это обычно водилось в те времена между скотоводческими народами, со взаимными претензиями на пастбища или какие-либо вассальные племена.
      Естественно, что по изгнании найманов с Алтая их бывшие соседи-киргизы, воевавшие еще ранее с найманами, а также ойраты не могли упустить благоприятную обстановку для занятия некоторой части земель своих противников. Однако большая часть территории найманов была занята ими лишь некоторое время спустя. Это подтверждается «Сокровенным сказанием» (1240) и сочинениями второй половины XIII в., а также основанным преимущественно на них «Джами ат-таварих». Во всех этих сочинениях, содержащих описания расселения тюрко-монгольских племен преимущественно в чингиз-хановское время, говорится, как правило, лишь о борьбе и изгнании с Алтая найманов, но не указывается, чтобы ойраты и киргизы сразу же заняли их страну. Так, хотя проезжавший в 40-х гг. XIII в. Плано Карпини сообщает нам об изгнании и истреблении найманов, а также о народах и кочевьях по пути его следования, о народах соседних областей, но об ойратах и киргизах он не упоминает. Напротив, по его описаниям, оба эти народа находились в отдалении, на краю монгольских владений.
      Еще более показательны в этом отношении свидетельства Рубрука, который, дважды проезжая по стране, принадлежавшей ранее найманам, специально интересовался их историей, а также событиями, происходившими в этом краю накануне его приезда. Его сообщения о найманах, о ставках монгольских царевичей, через которые и мимо которых он проезжал, о подробностях смуты, поднятой в 1251 г. внуками Угэдэя при воцарении Мункэ, о других событиях показывают большую осведомленность. Поскольку он пишет о киргизах, как об одном из отдаленных народов, живущем вместе с урянхайцами и другими полудикими народами в стране лесов, на север от монгольской столицы то, следовательно, и он ничего не слыхал о них в приалтайских областях, через которые дважды проезжал.

      Джувейни, дважды ездивший в 1249—1253 гг. со стороны Тянь-Шаня в Монголию, также ничего не слыхал о пребывании киргизов на Алтае, иначе он писал бы, что границы расселения киргизов — не до Селенги, а на Алтае. То же самое говорится и в «Сборнике летописей» Рашид ад-дина.
      Таким образом, рассмотренные материалы о местонахождении киргизов и расселении некоторых тюрко-монгольских народов на территории от Енисея до Тянь-Шаня накануне возвышения монголов позволяют сделать следующие краткие выводы.
      Народ, именуемый в источниках «киргизами», накануне возвышения монголов населял территорию Енисейско-Иртышского междуречья. На юго-востоке и востоке соседями его являлись ойраты, на юге и юго-западе — найманы и канглы...

      Эти выводы авторитетного лингвиста о приходе лобнорцев (т. е., по его мнению, киргизов) в XV—XVI вв., о предшествующем проживании их в Северо-Западной Монголии согласуются с другими свидетельствами, в частности — с преданиями местных алтайских калмаков (потомков ойратов XIV—XV вв.), которые приписывают древние могилы (кэрэксуры) и надмогильные памятники (кишачило) киргизам, жившим ранее в этих местах.
      Как было выявлено в свое время Г. Н. Потаниным, большая часть этих «киргизских» погребений находится на территории Монгольского Алтая. Записанные Потаниным местные легенды дорботов (ветвь калмаков) совершенно определенно говорят, что эти «киргизские погребения сделаны подданными бывшего в древности некоего Киргиз-хана. Тарбагатайские торгоуты (ветвь калмаков) также рассказывают о киргизин-юрах как о памятниках войны, бывшей в древности между двумя народами: киргизин-юрами и дорбэн-юрами. Бытование подобных преданий на территории Алтая не может быть объяснено ни влиянием с Енисея, ни заимствованием. Монгольский Алтай довольно далеко от Енисейской области «киргизов и кэмчуут», чтобы можно было объяснить проникновение оттуда каких-то преданий в домонгольский и тем более сохранение их в монгольские периоды. До возвышения монголов здесь жили найманы. Затем этот район стал ареной бесчисленных передвижений огромных масс и длительных войн, которые стерли местные предания. Да и сами торгоуты, дорботы пришли сюда в монгольское время, в XIV—XV вв. Против вероятности заимствования ими этих преданий от предшественников говорит, во-первых, очевидная стойкость, широкое распространение их в среде калмаков. Во-вторых, из главы IV настоящей работы видно, что киргизы действительно вели здесь войны с дорбэнами или дорбэн-ойратами, как нередко называли ойрат-монголов, к которым принадлежали сами дорботы и торгоуты...

      О пребывании киргизов на Алтае в монгольское время говорят многочисленные совпадения в топонимике Тянь-Шаня и Алтая.
      Память о проживании киргизов на Алтае в XIII—XV вв. сохраняется также в среде других тюркоязычных народностей. Например, у алтайцев тоже существуют предания о проживании в прошлом на Алтае Киргиз-хана. В их фольклоре существовала поэма о народном киргизском богатыре-великане Манасе— явление весьма примечательное, поскольку, как это давно замечено, киргизские поэмы из цикла «Манас» и малые формы («Курманбек» и др.) редко встречаются у остальных тюркоязычных народов Средней Азии. С другой стороны, среди колоссального по своему объему киргизского эпоса нет таких поэм и циклов, какие были у казахов, узбеков, туркменов и др.
      О пребывании в прошлом тянь-шаньских киргизов в приалтайских областях свидетельствует также наблюдаемое у киргизов и приалтайских народов сходство в устройстве жилищ, утвари, в способах приготовления пищи, в одежде, особенно женской".

      К.ИПетров. "Кистории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв".Ф_1961.


×
×
  • Создать...