Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Как я понял из Кляштоного С.Г. руника возникла из арамейского через согдийский, причем начертание было подогнано под традиционные для тюркских народов начертания тамг.

    • Из книги Кляшторного:

      Цитата

      Согласно существующим представлениям, рунический алфавит пережил по меньшей три этапа развития, которым соответствуют три устава письма: 
      а) архаический, широко представленный памятниками Семиречья (VI-VII вв.) и Енисея (VI-X вв.); влияние этого устава особенно заметно в Онгинской надписи; 
      б) классический, которым исполнены многочисленные памятники второго Тюркского каганата (первая половина VIII в.); 
      в) поздний, представленный в памятниках эпохи Уйгурского каганата (вторая половина VIII-IX в.) и в «рунах на бумаге» из Восточного Туркестана (ІХ в.)*19. 

      Некоторые реминисценции архаического начертания рунических знаков можно отметить в Суджинской надписи (середина ІХ в.), которая, однако, является памятником енисейского круга.

      Как уже доказано, енисейские надписи не могут быть отнесены ко времени ранее VII в., а в большинстве датируются ІХ-Х вв.*20

      Следовательно, палеографическая архаичность не является достаточным основанием для ранней датировки надписей и может быть охарактеризована как региональный признак. 

      Вопрос о нижней дате рунических памятников Семиречья остается, таким образом, открытым, а гипотеза о семиреченском центре возникновения рунического письма - неподтвержденной*21. 
      Особое положение среди среднеазиатских рунических памятников занимает надпись на бронзовом перстне из комплекса погребения в «муг-хона» (Северная Фергана). Погребения в «муг-хона» (или «курумах») датируются достаточно широко (ІІ в. до н. э. — VIII в. н. э.)*22. 

      Однако семиреченские руники (памятники Таласа) ныне надежно датированы 716-739 гг.*23

      Сведения нарративных источников о письменности у тюрков неопределенны. Первое сообщение такого рода принадлежит Менандру Протектору, «История» которого была завершена в 583-584 гг.; рассказывая о приеме тюркского посольства во главе с согдийцем Маниахом византийским императором Юстином ІІ (568), Менандр упоминает послание от кагана, написанное «скифскими письменами» тτο γρμματώ Σκυθικόν. Нельзя, однако, утверждать безоговорочно, что эти «скифские письмена» рунические знаки; скорее, послание было написано по-согдийски. Использование какой-либо третьей системы письма сомнительно. 
      ---------------
      19* Ср.: Габаин. Древнетюркская литература. С. 12-14.
      20* Кызласов. Новая датировка. С. 96-103
      21* С.Е. Малов по внешним признакам датировал семиреченскую рунику V-VIII вв. (Малов. Памятники Монголии и Киргизии. С. 57).
      22* Литвинский. Изучение курумов. С. 109-130.
      23* Кляшторный. Рунические памятники. С. 30-34.
      24* Менандр Протектор. История. С. 374; Moravcsik. Byzantinoturcica. Bd. I. S. 422. Отрывок из письма тюркского кагана императору Маврикию цитирует Феофилакт Симокатта (Феофилакт Симокатта. История. С. 159).

       

    • Антропологический облик огузов X века

      Среди огузов, преимущественно в степной зоне их расселения, доминировал монголоидный расовый облик, но имелись также и смешанные европеоидно-монголоидные и другие типы.

      «Они, — писал о приаральских огузах в Х в. ал-Масуди, – самые низкорослые [из тюрок] и у них самые маленькие глаза».

      Другие средневековые авторы отмечают слабовыраженный растительный покров на лице и теле и плосконосость огузов.

      Данные письменных источников о физическом облике огузов отчасти подтверждаются палеоантропологическими материалами. Так, черепа в огузо-печенежских курганах Западного Казахстана относятся как к монголоидному (южносибирского облика), так и к европеоидному физическому типу. Самый интенсивный процесс этнической ассимиляции, вероятно, происходил среди огузов юго-восточных областей Средней Азии.

      В средневековых источниках имеются прямые свидетельства о метисации и смешении огузов с соседними народами. Часть полукочевых и кочевых огузов, по сути, слилась с оседлым населением земледельческой полосы Южного Казахстана.

       

      Такие этнические группы, смешанные преимущественно с ираноязычными европеоидами, именовались в нарративных источниках туркменами

    • 39 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Еще раз

       

      Церемония "қалжа" в оригинальном смысле как в инсте Алдара-Косе давно ушла в историю, в инсте рассказ, а не видео с церемонии посещения роженицы в юрте. ))

      Сейчас қалжа это приезд близких в роддом и передача роженице через окошко горячей мясной сорпы и других ништяков. )) Но это не называется қалжой.

      Қалжа на севере, а на юге шілдехана - это женский той гораздо позже родов, когда она и младенец оклемаются.

       

      Среднестатисеские дают барана  если карман позволяет , можно  ляшку это все по возможности 

    • 41 минуту назад, АксКерБорж сказал:

       

      Про путаницу у историков с нирунами по сказке Рашид ад-Дина и нестыковке с этой сказкой нирунских субкладов кластеров у группы казахских племен, у кереев в частности.

      Чингизхан сумел отнять у своего сюзерена Онхана ханскую линию и легимитизировать ее под себя.

      Как говорил ув. Zake, историю всегда пишут победители.

       

      Понимаете есть палеоднк карлука(сартаула) у него ствркластер , только уровнем выше , не спроста вас сватаю с ними 

×
×
  • Создать...