Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 8 часов назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Причем тут енисейские кыргызы? Там сравнение с алтайцами.

      Просто несколько ко лет назад на ютубе комментаторы  ссылаясь на работу Андерхила доказывали нам  мол вы только на 6% имеете отношение к древним кыргызам.

    • 10 часов назад, Esen сказал:

      Кто исследовал и выявил, что у тагарцев Z2125 ?

       

      Keyser et al. (2020). 
      В исследовании тестировали 52 индивида из погребений некрополя Тамир‑Улаан‑Хошуу в центральной Монголии ( I в. до н. э. – I в. н. э). 
      Авторы сравнивали результаты каждого маркерного Y‑STR‑профиля с собственной базой (~216 000 древних и современных гаплотипов). У двух мужчин (оба R1a‑Z2125) из Тамир‑Улаан‑Хошуу профиль отличался всего на один повтор от гаплотипов S26 и S28 Тагарской культуры, описанных в ранней публикации Keyser et al. (2009). 

      В работе Keyser et al. (2009) было исследовано 12 скелетов Тагарской культуры (Минусинская котловина), из которых 6 - мужчины. Таким образом 2/6 Тагарской культуры - носители R1a‑Z2125 согласно исследованиям Keyser et al. (2009, 2020)

      Исследование Damgaard et al. (2018)

      Целью исследования было секвенирование 137 древних геномов. В выборку вошли 8 тагарских индивидов из курганов Минусинской котловины (900–550 гг. до н. э.).  Согласно Supplementary Tables статьи и реестру ENA:

      R1a‑Z2125
      Q1a2‑L933
      R1a‑Z94
      R1a‑Z2124

      Остальные женщины.
       

    • 6 часов назад, Esen сказал:

      ЕСЛИ СХОДИТ ИЗ РАБОТЫ АНДЕРХИЛА ПОЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО 6% ПОТОМКИ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ (but it also occurs in Kyrgyzstan (6%) КОГДА 40% НАОБОРОТ ПОТОМКИ МЕСТНЫХ ПЛЕМЕН

      Причем тут енисейские кыргызы? Там сравнение с алтайцами.

      "В комплементарной гаплогруппе R1a-Z93 парагруппа R1a-Z93* ( Рисунок 3b ) наиболее распространена (>30%) в Южно-Сибирском Алтайском регионе России, но она также встречается в Киргизии (6%) и во всех иранских популяциях (1–8%). R1a-Z2125 ( Рисунок 3c ) встречается с наибольшей частотой в Киргизии и у афганских пуштунов (>40%). 


      https://www.nature.com/articles/ejhg201450#Fig3

      "Максимальной по частоте у теленгитов является гаплогруппа R1a1a1 (YP1518) (58%)

      У алтай-кижи преобладает гаплогруппа R1a1a1b2a2a3b1a1~ (YP1542) (30%)

      У тубаларов полностью доминирует гаплогруппа R1a1a1b2e1~ (YP1509).

      Часть образцов тубаларов, кумандинцев и чел-канцев относится к родственной ей гаплогруппе R1a1a1b2a2a3~ (Y42090).

      https://cyberleninka.ru/article/n/geneticheskiy-landshaft-narodov-altaya-po-gaplogruppam-y-hromosomy

      Кыргызские субклады— это Z2125 > YP1456[Источник П. Андерхилл]

      То есть, 6%-10% алтайцы и кыргызы получается родственниками.

      С тувинцами и хакасами то же самое, 6%-10% через ДНК N1b(P43).

      "Наиболее часто встречающейся гаплогруппой как в суммарной выборке, так и в выборках качин цев Ширинского района является N1b (P43) (44%), к ней относятся подавляющее большинство образцов (86–89%). Это обусловливает очень низкое генети ческое разнообразие (H) по гаплогруппам в популя ции качинцев. В Аскизском районе на долю N1b приходится около половины исследованных образ цов (максимальная частота наблюдается в селе Усть Чуль), что и определяет отсутствие достоверных раз личий по частотам гаплогрупп с выборкой из с. Спи рин. Эта гаплогруппа распространена на территории Южной и Западной Сибири, а также в Восточной Европе. По данным литературы, наибольшая частота гаплогруппы N1b наблюдается у нганасан (92%) и ненцев (57%) [29]. Частота этой гаплогруппы доста точно велика также у тувинцев (19%), где проявляется сильный эффект основателя по этой линии [12]. Из других сибирских этносов доля N1b существенна, кроме того, у хантов и долганов (12%) [29]. У осталь ных сибирских этносов частота этой линии не превы шает нескольких процентов. В Европе наибольшая частота распространения этой гаплогруппы прихо дится на ВолгоУральский регион, где она охватывает около 10% Yхромосом у мари и чувашей, коми (13%) и удмуртов (29%). В западной часть ареала N1b она входит в состав генофонда карел и финнов (0.4%), а также вепсов (18%) [11]. Таким образом, N1b пред ставляет собой маркер доисторической связи между сибирскими и европейскими популяциями".

      РАЗНООБРАЗИЕ ГЕНОФОНДА ХАКАСОВ: ВНУТРИЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И СТРУКТУРА ГАПЛОГРУПП YХРОМОСОМЫ © 2011 г.   В. Н. Харьков1, К. В. Хамина1, О. Ф. Медведева1, О. В. Штыгашева2, В. А. Степанов1.

      "Памирских ких киргизов лучше сохранились свидетельства сибирского происхождения киргизов, проявляющиеся в высокой частоте (до 24%) «сибирской» гаплогруппы N1a2b (P43).
      Гаплогруппа N1a2b (ранее N1b) определяется мутацией P43. Предполагается, что N1a2b возникла 4500 — 10 000 лет назад на территории Саян или поблизости.
      Эта Y-хромосомная гаплогруппа распространена у народов уральской группы, тюрков, монголов. До 2008 года носила название N2".

      Почему так получилось? Потому что енисейские кыргызы не основа алтайцов, тувинцев и хакасов. Енисейские кыргызы среди них максимум 5%-10%. Вошли как этнический компонент.

      По этому история изучается с самосознанием народа, как это делали академик В. Бартольд, В. Радлов и.д. 

      Этнолог-историк М.В.Крюков сказал: "всестороннего учета ведущего этнического признака — самосознания этноса, проявляющегося в его самоназвании".

    • Было бы интересно , если бы все трое оказались в близком мужском родстве. 

    • Ув Рустам байке вы когда то на ФБ отписывались, что есть в планах, если будет финансирование, протестировать останки детей енисейских кыргызов которых просто хоронили дабы получить ответь на вопрос Тянь шанские потомки енисейских или нет. Такие планы есть ??

      Также писали, что можно было бы протестировать хакасов которые по фамилиям имеют отношение к енисейских кыргызам на наличие родственных связей с Тянь Шанскими. Еще актуально ???

       

      • Like 1
      • Одобряю 1
  • Тюхтенева С.П. О некоторых параллелях в календарных обрядах телеутов и алтайцев (по полевым этнографическим материалам)


    Rust

    // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий

    Со времени административно-территориального, а затем культурного отдаления телеутов и алтайцев прошло уже довольно много десятилетий. Политическая раздробленность XVII в. сказалась на развитии языка, материальной и духовной культур [1]. Несмотря на это, основополагающие элементы культуры остались неизменными. Рассмотрим это на примере обрядов, знаменующих приход нового года - сом jангыртары у телеутов и jаскы мургуул у алтайцев.

    Сом представляет собой несколько молодых берез (чаал кайын), поставленных в ряд неподалеку от дома, в восточной части усадьбы. Березы укреплены четырьмя вертикально вбитыми в землю рейками и двумя, прибитыми перпендикулярно к этим четырем, на высоте примерно 1 м от земли. Одна береза при этом немного отдалена от других - она посвящается невестке данного рода. Сом сооружается при женитьбе сына его родственниками, причем количество березок зависит от родовой принадлежности супруга [2]. Так, по сообщениям А.К.Алагызовой и А.С.Калишевой, у сеока [рода.- Ред.] меркит - пять берез, у родов тортас и чорос (Тыдыктарда) - 6 берез [3]. К одному из деревьев привязывается туус - туесок, куда засыпается жертвуемая пища. Некоторые сеоки таких туесков не имеют. К каждой березке привязываются по две ленты jалама белого, красного, синего цветов. Белая лента посвящается Луне, красная - Огню, синяя - Небу. Сом устанавливается в благоприятные дни после новолуния, по восходу солнца. При этом старший мужчина рода окропляет его утренним молоком, сопровождая все действия благопожеланиями алкыштар. Оставшимся молоком с соответствующим обращением кормится огонь очага новой семьи. Сом обновляется каждый год главой семейства, жизненную силу которого он (сом) охраняет, либо, в нынешнее время, потомком носителей сакральных знаний - камнынг калдыгы эр jангыртар [4]. Как свидетельствуют информаторы, сом обновляется перед праздником Троицы, т.е. в первую неделю июня. Очевидно, что здесь произошло наложение двух обрядов, при котором древний не был полностью вытеснен новым, христианским.

    Обновление сома является первым этапом встречи нового и прощанья со старым годом. В обращении к хозяину сома видна просьба о благополучии семьи, рода говорящего:

    Эски jылым эрткенде,
    Jангы jылым киргенде,
    Агаш jарыдып бур алынганда,
    Jер jарылып кок чыкканда,
    Эдил куук кыйгырганда,
    Эмил агаш бур алынганда,
    Ур сомго турлагар,
    Пай чаалга турлагар,
    ......................
    Уйимдеги баш учун,
    Ууримдеги мал учун,
    ......................
    Jалынганым угуп тургар,
    Jалбарганым сезип тургар!
      По прошествии старого,
    По приходу нового года,
    Когда появилась листва,
    Трава из-под земли,
    Когда запела кукушка,
    И зазеленел кедр,
    Остановитесь на соме,
    На молодых березках остановитесь,
    ...........................
    Ради дома находящихся,
    Ради стада моего в табунах,
    ...........................
    Мольбу мою услышьте,
    Поклоны мои заметьте!

    Вторым этапом является обращение к духам-хозяевам данной местности ыйыктар с просьбой о ниспослании благополучия всем жителям данного села, о приумножении голов скота, мальков рыбы и детенышей диких животных. В с.Чолкой местом проведения жертвоприношений служила гора Ыйык Туу [5]. На это моление собирались жители всего села, закалывалась овца способом кере тартып. Забой овцы заключался в ее удушении, с последующим разъединением конечностей, в отличие от обычного, когда оглушенному животному отрезали голову. После необходимых приготовлений несколько человек во главе с алкышчы ("знающий благопожелания") кормили бульоном, молоком и водкой духов-хозяев местности - Jер-Суу, Ыйык Туу, Байат Энезине. Здесь также повязывали обрядовые ленточки jалама к березам. После угощения всех почитаемых духов-хозяев и испрашивания у них благополучия всему живому собравшиеся совместно съедали мясо жертвенного животного, при этом кости должны были оставаться целыми - их после собирали вместе и сжигали [6].

    Иногда обновление сомов могло происходить и чаще, чем один раз в год. При возникновении ситуации сом каршыккан "ожесточение сома" необходимо было умилостивить его водкой (в то время как обычно использовалось никем не пробованное молоко утреннего надоя). В случае, если сам хозяин не замечал ожесточения сомов, его предупреждал об этом кто-либо из хорошо знающих обычаи и обряды людей.

    Телеуты считают, что сом является хранителем жизненной энергии jула мужчин, а его обновление призвано защищать людей от всяческого неблагополучия: Сомдогоны элди курчап jат, энчи jатсынг, деп - Появляется защита народа, чтобы он жил мирно [7].

    Jаскы мургуул у алтайцев, букв. "весеннее моление", проводится сначала дома, а затем на священном месте данного поселения. Время проведения Моления Алтаю в традиции определяется так: Агаштынг бури jарылып, кок чыкса, куук этсе. Ай jангыда, эртен тура кун чыкса ла баштаар мургуулди - Когда появится листва на деревьях, зазеленеет земля, закукует кукушка. При новой луне, с восходом солнца нужно начинать моление [8]. На улице, напротив двери, устанавливаются молодая береза, жертвенник и коновязь. Молоком утреннего надоя окропляются jайык - березы с ритуальными лентами, стоящие в юрте на почетном месте в изголовье огня, возле очага и возле двери. Эти три березы соединены между собой золотой нитью. К ним привязываются новые ленты [9]. Кормят также огонь в очаге. В жертвенниках разжигают вереск арчын. После этого также с благопожеланиями окропляется стоящая на улице береза, к ней привязывают ленты. На уличном жертвеннике возжигают вереск, затем освящают посвящаемых Алтаю овцу и лошадь. Животным вплетают в гриву и в шерсть ленты. При отборе животных следят за тем, чтобы овца была белой масти с желтым пятном на щеке, а лошадь - светло-коричневой и обязательно необъезженной. После проведения обряда животных отпускают в стадо, где они содержатся до старости.

    После процедуры освящения животных все взрослые, исключая девушек и женщин в возрасте от 12 до 60 лет, а также дети, собираются к месту проведения общего моления. Обычно это ровная площадка на священной горе, где сооружаются (а чаще подправляются уже имеющиеся) курее - выложенное из камней прямоугольной формы сооружение высотой ок. 1м и длиной ок. 1,5-2 м, и тагыл - жертвенник, очаг высотой в четыре камня, поверх которых укладывались несколько плоских камней (на них зажигают вереск, а после моления сжигают кости жертвенных животных). Руководит всей церемоний jарлык(чы) - служитель бурханизма, ему помогают 6-8 человек помощников-учеников шабычы. Они укладывают принесенную жертвенную пищу на курее, вырезают из мягкого сыра фигурки домашних и диких животных и треугольники, обозначающие наиболее почитаемые вершины (все вместе это называется шатра). Обычно для весеннего моления готовят необъезженного коня, а также овец, мясо которых варится тут же. По окончании приготовлений jарлыкчы берет в руки зажженную веточку вереска и, произнося благопожелания, обходит кругом очаг, всех присутствующих, курее и тагыл. После этого он окропляет все вышеперечисленное кобыльим молоком утреннего надоя, никем не пригубленным, свежей водкой аракы, приготовленной из непробованного никем кислого напитка чеген, и специально несоленым бульоном. Все это время jарлык произносит благопожелания, славя духов-хозяев местностей, всего Алтая, обращается с просьбами о благополучии также к Солнцу и Луне, к небесным божествам. Присутствующие, присев на левое колено, в это время про себя повторяют слова обращений, вместе с jарлыком же поворачиваются вокруг себя посолонь 2-4 раза. Мужчины должны снять шапки, а после каждого обращения правой ладонью провести по голове, говоря при этом: Алтай кудайым, Ак Бурканым [Божество мое Алтай, Бурхан мой священный. - Примеч. ред.]. Все действия на молении предписывается проводить парное количество раз. По окончании церемонии jарлыкчы бросает опустевшую деревянную чашку для кропления и по тому, как она упадет, вниз или вверх дном, смотрит, принята ли жертва. Если чашка упала вниз дном, значит жертвы приняты и наступивший год будет благополучным.

    Как говорят алтайцы, тексты обращений приходят сами, специально их никто не сочиняет и не заучивает. Однако есть, очевидно, своеобразное "клише", по которому строится сюжет песен молений. В них обязательно должны быть названы имена духов-хозяев всех почитаемых вершин, гор, родовых божеств, Алтая, больших рек с переправами, перевалов, аршаанов (святых источников) [10].

    Сведения о весенныих молениях алтайцев получены в ходе сбора этнографических материалов в 1990-1991 гг. и могут иметь какие-то варианты. Однако, сравнивая их с имеющимися описаниями молений в этнографической литературе XIX- начала XX вв., можно говорить о сохранении основных элементов обряда [11].

    Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на то, что обновление сома телеутов несет на себе черты шаманистского обряда, а мургуул алтайцев - бурханистского, они типологически идентичны. Оба обряда имеют семейно-родовой характер, одинакова и семантика используемых в них предметов. Н.П.Дыренкова, комментируя телеутские шаманские тексты, отмечала: "Сом или чал - молодые березки, которые телеуты ставят около своих домов в начале лета, в честь пяти наиболее уважаемых ими духов Jар jол: Тамiр-кана, Аркаj-кана, Орто-хана, Куркаj-хана и Jоо-кана. Отсюда эти духи, помимо общего названия jар jол, носили еще название "сом"" [12]. Исходя из того, можно заключить, что обряд обновления сома сохранился как один из наиболее важных элементов шаманского обрядового комплекса. Весеннее же моление алтайцев в целом аналогично весеннему тайылга - жертвоприношению после камлания благожелательным божествам и духам за удачно прожитую зиму, с учетом некоторых поправок в ритуале, введенных бурханистами [13]. Таким образом, можно говорить о выделении календарного обряда из всего шаманского комплекса камлания с жертвоприношением и самостоятельном его существовании вследствие резкого сужения с конца XIX в. поля деятельности шаманов у телеутов и алтайцев.

    В календарных обрядах телеутов и алтайцев сом jангыртары и Алтай мургуул (= jаскы мургуул), судя по ритуальному оформлению (использование в качестве даров хозяевам местностей и почитаемых рек, родовых гор молочной и мясной пищи; дарение лент священным деревьям - березам; приурочивание времени проведения обрядов с периодом прибывания Луны; учет примет - пение кукушки, первый весенний гром, появление листвы, травы и, как следствие, переход скота на подножный корм, увеличение надоя молока), нашли свое выражение различные языческие, шаманистские и бурханистские культы. Контаминация этих культов произошла, видимо, задолго до распада некогда существовавшей метаобщности "теленгет", что и отразилось на внутреннем содержании календарной обрядности современных алтайцев и телеутов.

     

    Примечания

    1. Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках. Новосибирск, 1980; Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII - середине XIX в.: Проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991.
    2. Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII - первой четверти XX в.: историко-этнографическое исследование. М., 1993. С.211.
    3. Архив ГАНИИИЯЛ, ЭМ-3. Информаторы: Алагызова А.К., 1936 г.р., сеок меркит, с.Шанда Гурьевского района Кемеровской области; Калишева А.С., 1929 г.р., сеок меркит, с.Верховское Беловского района Кемеровской области.
    4. Там же. Сообщение Тодышевой А.В., 1928 г.р., сеок мундус, с.Верховское.
    5. Там же. Текст обращения к сому любезно предоставлен В.Н.Челухоевым, директором краеведческого музея с.Беково Беловского района Кемеровской области, 1936 г.р., сеок jуты.
    6. Там же. Из сообщения А.К.Алагызовой, А.С.Калишевой, А.В.Тодышевой, а также П.С.Чаштановой, 1917 г.р., сеок найман, с.Верховское.
    7. Там же. Сообщение А.В.Тодышевой.
    8. Архив ГАНИИИЯЛ, ЭМ-2. Отчет этнографической экспедиции 1990 г. в Усть-Коксинский район Горно-Алтайской автономной области. Информатор Борас Топрашев, 1904 г.р., сеок кара кобок, с.Куjурлу.
    9. Обычный цвет лент кыйра и илу - белый, желтый, синий.
    10. Архив ГАНИИИЯЛ, ЭМ-2. Сообщение Т.Каймыштаевой, 1912 г.р., сеок сойонг; К.Ш.Маймановой, 1902 г.р., сеок сары иркит, с.Корумду; Ч.К.Матвеевой, 1930 г.р., сеок кара майман, с.Куjурлу; Б.Топрашева.
    11. Данилин А.Г. Бурханизм на Алтае и его контрреволюционная роль//СЭ. 1932. N 1; его же. Из истории национально-освободительного движения на Алтае в 1916 г.//Борьба классов. 1936. N 9.
    12. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов//Сб. МАЭ. 1949. Т.X. С.125.
    13. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. С.200-201.

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...