Перейти к содержанию

Лидеры

  1. olley

    olley

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      660


  2. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      1

    • Постов

      19273


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 05/27/25 во всех областях

  1. Меня тоже заинтересовал этот момент. Я сделал быстрый поиск, и вот что нашёл. Источник арабского текста Единственный полный текст путешествий Абу-Дулафа (ar-Risāla al-ṯāniyya) сохранился лишь во вставках у Якута 1229) и ал-Казвини (1283). Издание, подготовленное де Гойе (Лейден, 1866), лежало на столе у Бартольда. Перевод Бартольда (рус., 1927/1963) «…Есть мускус. Есть три годовых праздника. Знамёна их зелёные. Во время молитвы они обращаются к югу…». Независимый английский перевод V. Minorsky (1955) “They possess musk; they keep three annual festivals; their banners are green; during prayer they face south …” (Abū Dulaf Misʿar’s Travels, § 66). Сопоставление с арабским оригиналом: wa-ʿindahum misk — «у них есть мускус»; wa-lahum ṯalāṯatu aʿyād — «у них три праздника»; wa-alwiyatuhum ḫuḍr — «их стяги — зелёные». Перевод Бартольда тсоответствует арабскому тексту. Насколько достоверен рассказ Абу-Дулафа? Абу-Дулаф не посещал кыргызов лично. Во время саманидского посольства (около 942 г.) он записал сведения со слов проводников и купцов — то есть из вторых рук. Рукопись утрачена. До нас дошли лишь цитаты у Якута (1129) и ал-Казвини (1283), то есть минимум два звена переписывания. Ф. Маркуарт (1903) считал первую Risāla псевдоэпиграфом, а вторую — «смесью правды и курьёзов». В. Минорский, проанализировав текст, признал сведения о кыргы­зах «в целом реалистичными, хоть и при­чудливо сгруппированными». Параллели. Торговля енисейским мускусом фиксируется в китайских источниках 9–10 вв. Абу-Дулаф опирался на чужие рассказы, а текст дошёл до нас через посредников. Можно ли доверять этим сведениям? Вероятно, да, если сопоставлять их с независимыми источниками, подтверждающими наличие зелёных знамён и ориентацию на юг во время молитвы. Также нельзя исключить 'эффект испорченного телефона;, когда информация передаваемая из рук в руки, искажена. Купцы могли приукрашивать факты, и часто это делали ради личной выгоды, рассказывая мусульманам то, что тем бы хотелось услышать. Лишь бы мусульмане имели дело с ними, а не с другими купцами. Подобных исторических примеров немало среди торговцев, правителей и дипломатов, делавших заявления из прагматичных соображений, не соответствующие действительности. Я торговлей мускусом верю, это подтверждено в параллельных источниках, а в зеленые знамена и молитвы обращением на юг нет. Неправдоподобно для кыргызов того времени за исключением отдельных случаев.
    1 балл
  2. Насчет телесов глубоко сомневаюсь, что они были кыргызами. Тёлёс - это обозначение восточного крыла у тюрков и уйгуров. Позднее часть племен Алтая приняла этот этноним. В посольстве к Кюль-тегину от ен. кыргызов был Тардуш Ынанчу Чор, что говорит о существовании у кыргызов дуальной системы Тёлёс/Тардуш. Как показал В. Тишин у енисейских кыргызов большую политическую роль играло племя "кюмюль". Это наиболее многочисленный этноним в рунических надписях кыргызов. Азы и Чики также указываются как отдельные от кыргызов племена.
    1 балл
×
×
  • Создать...