Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      18998


  2. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      56631


  3. Бозбет Шыны

    Бозбет Шыны

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      602


  4. Лимфоцит

    Лимфоцит

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      440


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 10/03/24 во всех областях

  1. Спасибо, очень познавательно! Хотелось бы прокомментировать некоторые Ваши тезисы, если не против. То, что ногайский эпос проник к кыргызам и узбекам, имхо свидетельствует о том, что тогда еще сохранялась (тесная или хоть какая-то) связь между родственными частями Жагалбайлы на юге (кыргызы и узбеки) и севере (ногайцы). Ногайские Жагалбайлы тогда были как представители "новой волны", а вся древность хранилась у родственных кыргызов (и возможно сарт-калмаков) и узбеков. Много раз говорил, что не согласен с этой точкой зрения. Жагалбайлы - не "люди живущие вдоль берега", а лишь связанные с кыргызским/тувинским племенем/тамгой Жагалмай/Жагалбай. Не умаляя достижений историков Ж.Сабитова и Р.Темиргалиева, считаю, что тут они неправы. Наверно этот этникон применим к крымскотатарским Ялыбойлу, но не к нашему роду. Интересно, что эпос был записан именно у кыргызов Таджикистана (памирские кыргызы) и Китая. Согласно википедии "Большинство таджикских киргизов происходят из племен тейит , найман и кесек ." Актениз - это Ахтанизовский лиман на Таманском полуострове. Кстати, топоним Тамань связан с другим казахским родом Младшего Жуза Тама. Тоже были среди ногайцев. Возможно тут сказалось влияние политических и исторических процессов того времени. В первую очередь, сыграл роль сам распад и поражение Ногайской Орды как государства и как народа. Не знал про Жидели-байсын на юге от Самарканда. Думал что речь идет об одноименном топониме в низовьях Сырдарьи близ Ташкента.
    1 балл
  2. Монета Мункэ, битая в Каракоруме.
    1 балл
  3. Фрагменты этой стелы, написанной на монгольском и китайском языках, были обнаружены В.В. Радловым во время экспедиции 1890–1891 гг., организованной вскоре после установления местоположения древней монгольской столицы сибирским краеведом Н.М. Ядринцевым в 1889 г. (см. [19]). Два монгольских фрагмента стелы, которую Радлов датировал временем правления Мункэ (1209–1259, великий хан с 1251 г.), были опубликованы в 1892 г. (см. [15, ил. 41]). В 1912 г. развалины Каракорума посетил В.Л. Котвич, ему удалось обнаружить еще три фрагмента стелы, с надписями на монгольском языке на одной стороне и на китайском – на другой. Он установил, что китайский текст стелы содержится в собрании сочинений известного юаньского поэта Сюй Южэня 許有壬 (1287–1364) (см. его биографию в [25, цз. 182, с. 333]), чье имя можно найти на сохранившихся фрагментах. Текст датирован 1346 г., монгольская версия, по всей видимости, является переводом китайского текста. В полном варианте, содержащемся в собрании сочинений, текст озаглавлен Чи цы Син-Юань гэ бэй 勅賜興元閣碑 «Стела, пожалованная, согласно императорскому декрету, ступе Процветающей Юань» (см. [27, цз. 45, c. 323–324) и повествует о том, что в 1256 г. хан Мункэ повелел построить в Каракоруме ступу в пять ярусов высотой 300 чи (93,5 м), в 1311 г. она была отремонтирована, в 1342 г. император приказал снова обновить ее. По завершении работ, в 1346 г., ступа была названа Син-Юань гэ, «Ступа Процветающей Юань», а Сюй Южэню было приказано составить по этому поводу надпись для памятной стелы. Также об истории изучения надписи см. [49], перевод и подробный комментарий китайского текста и сохранившихся монгольских фрагментов см. [40, p. 1–123].
    1 балл
  4. Не понимаю как можно слепо верить всему что написано в словаре неизвестного происхождения и при этом приписывать фонетику словаря казахскому языку. Ведь явно словарь записан русскими под диктовку неизвестного толмача - либо сарта, либо татарина. Это явно не казахский язык. Примеры из словаря на вскидку: небо - асмон, бог - худои, алла, вы - сызляр, нос - бурун, огурцы - кыяр, начало - башлады, волосы - чач, три - уч, пять - пиш, биш, сто - юз, я - мян, душа моя - яным, хорошо - яхши, молодой - яш, бердра - ямбаш, рана - яра, крупа - ярма, мою - ювам, радуга - ямгурю, попона - ябу, мыть лицо - юз юмла, нагой - ялангач, плыву - юзямын, утро - иртя, роняю - тушрямян, разные - башкалар, пята - укша, вранье - утрюк, потом - ахри, перчатки - бишбармакчи, отдал - бирган, озеро - куль, ночь - тюнь, еда - аш, мысль - ую, меняю - алушам, много - куп, знаешь - билгян, здравствуй - салямятва, глубоко - тирян, голова - баш, лаю - урям, зять - куяв, лампа - бошам, лапша - умаш, заблудился - адаштым и т.д.
    1 балл
  5. Ансар это арабизм - сподвижники пророка (сав)
    1 балл
×
×
  • Создать...