Перейти к содержанию

Лидеры

  1. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      11003


  2. Jagalbay

    Jagalbay

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1954


  3. Джагалбайлы

    Джагалбайлы

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1128


  4. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      1

    • Постов

      18953


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 01/25/24 во всех областях

  1. Да, и здесь на форуме и в черновой версии статьи, отправленной учёным историкам. Пару недель опять над ней как раз сижу в библиотеке. Конца края нет, столько всего интересного, в т.ч. зарубежной литературы
    1 балл
  2. добрый, вы про это писали.
    1 балл
  3. а женщины в белых жаулыках как типичные казашки
    1 балл
  4. запланируйте у себя вопрос экспедиции в Таджикистан и Афганистан чтобы отобрать ДНК-образцы локайцев, кунгратов и катаганов. уверен тамошние узбеки родовое самосознание сохранили хорошо
    1 балл
  5. Да, интересно. Вот, что он пишет: В XVIII в. отмечаются массовые миграции в Фергану как кочевников, так и оседлых жителей, вызванные различными факторами, в частности неблагоприятной обстановкой в соседних областях. Так, из четырех главных общин жителей г. Коканда, основанного в начале XVIII в., три были неместного происхождения: самарканди, кашгари, кухистани. Первые в 1717 г. переселились из Самарканда в количестве нескольких тысяч человек16. В Фергану мигрировали после захвата Восточного Туркестана Цинами 9 тыс. семей17, а из-за притеснений джунг а р— киргизы, каракалпаки и казахи-кипчаки18. Кипчаки провозгласили ханом Шигая — сына казахского султана Среднего жуза Барака. Шигай-хан в 1748 г. владел Наманганом19. Из окрестностей Туркестана переселились тюрки и карамуруты20. Шел процесс инфильтрации в Фергану горных таджиков и жителей прилегающих районов Среднего Востока (Северный Афганистан, Читрал и д р .)21. 14 И ва н о в П. П. Очерки . . . С. 96; Гур еви ч Б. П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII — первой половине XIX в. М., 1983. С. 64; Чимитдоржиев Ш. Б. Взаимоотношения Монголии и Средней Азии в XVII—XVIII вв. М., 1979. С. 23. 15 Гур еви ч Б. П. Международные отношения . . . С. 202—203. 16 ТТХ, л. 55а. 17 Т а ’рих-и Бадахшан. Л., 1959; л. 346. 18 Толстова Л. С. К ар ак алпаки Ферганской долины. Нукус, 1959. С. 20. Шания- зов К. Ш. К этнической истории узбекского народа: (историко-этнографическое исследование на материалах кипчакского компонента). Ташкент, 1974. С. 103— 104. Интересно, что в написанной уж е в середине XIX в. поэме на тюрки «Та’рих-и Худайар-хан» ферганские кипчаки названы «казак», «кипчак» или «казак-кипчак» (ТХХ, л. 236а, 243а, 2466). 19 Валидов А. 3. Некоторые данные по истории Ферганы XVIII сто л е ти я //П ТК ЛА . Год двадцатый. 1916. Вып. 2. С. 114— 115. 20 Наливкин В. К р а тк а я история Кокандского ханства. Казань, 1886. С. 22. 21 ТТХ, л. 546—55а; ТШП. С. 43—44. 9
    1 балл
  6. Казак-кыпчаками именовали ферганских кыпчаков. Вот мнение Бейсембиева: В Фергане кытай-кыпчаков не было, они кочевали в Зарафшане, причем прибыли туда уже вместе - кытай-кыпчаки были еще у ногайцев, есть и у кара-калпаков.
    1 балл
  7. Из давней переписки с kanishka (Эльдаром Асановым): "В Ферганской долине узбеки из таких районов как Нарын, Учкурган, Баликчи, Бешарик, Дангара, Учкўприк, Узбекистан, Багдад, Бувайда, Фуркат, Қўштепа, Уйчи, Туракурган разговорывают кипчакским акцентом. Это как минимум 20% населения долины". Возможно, что данные этногруппы, разговорывающие кипчакским акцентом являются потомками поздних мигрантов, а не шейбанидских узбеков. Поздние мигранты это те самые кипчаки, ассимилированные киргизы, каракалпаки и узбеки из бухарских и хивинских владений. С. Губаева так описывает это: "Нашествие джунгар (калмыков) в 1723 г. на казахские и кыргызские кочевья, на районы Туркестана, Ташкента, Чимкента, Сайрама вынудили бежать в Фергану казахов, кыргызов и каракалпаков, ряд узбекских племен, например, кипчаков и кураминцев. ...Постоянная междоусобная борьба ханов, не прекращавшаяся в соседнем Бухарском ханстве в течение XVIII-XIX вв., вызывала массовые переселения ... Не мало мигрантов было и из Хивинского ханства, из районов Казахстана, Кыргызстана и других мест. Ю з ы – одно из крупных узбекских племен – представляли в дореволюционной Фергане довольно значительную группу, но точных сведений пока об их числе нет. Первые юзы прибыли в Фергану, вероятно, с войсками Шейбани-хана, но, думается, что эта группа давно осела, как и многие другие племена даштикипчакских узбеков, и слилась с оседлым тюркоязычным населением Ферганы. В данном разделе рассматриваются юзы, пришедшие в Фергану в более обозримое время, в конце XVIII-XIX вв. Родиной предков большинства ферганских юзов были сопредельные с Ферганой территории Заамина и Ура-Тюбе, меньшая часть прибыли из Гиссара. Заамин, Ура-Тюбе и Гиссар были основными местами расселения юзов в рассматриваемый период. Причиной появления в Фергане юзов, как и тюрков и других мигрантов, были различны. Одни шли в Фергану в поисках новых пастбищ, других переселяли по указам ханов для освоения новых земель, третьих манила сюда более спокойная жизнь. В поисках пастбищ они дошли до Андижана. Крупные массивы юзов осели в свое время в окрестностях Кувы, Насретдинбека, Шахрихана, Ассаки и др. Остальные же селения их разбросаны почти по всей равнинной части долины и даже в южных предгорьях Кураминского хребта. К у р а м а. Кураминцы – одна из крупных этнографических групп узбекского народа – известно у самого населения и в литературе под названием «курама». Они расселены в основном в Ангренском оазисе Ташкентской области. Происхождение кураминцев довольно сложное. Большинство исследователей считает, что в их формировании приняли активное участие и группы казахов, которые переселились в долину Ангрен. Мои информаторы также считают, что кураминцы образовались из смеси самых разных племен, но при этом подчеркивают, что значительную роль в этногенезе их сыграли казахи. Интересно, что в селении Гулякандоз Ходжентской области и его окрестностях, где жили как юзы, так и кураминцы, местное население называло последних курама-узбяк или казакча-узбяк, т.е. «казахские узбеки», а юзов – тоза узбяк, т.е. чистые, истинные узбеки». Свою генеалогию ферганские кураминцы возводят к двум казахским джузам: Улуг джуз (Большой, великий джуз) и Урта джуз (Средний джуз). Но, видимо, в их формировании приняли участие и представители Кичи джуза (Малого джуза), так как этнонимы теляу, тама, алчин, зарегистрированные в составе ферганских кураминцев, были известны и Малому джузу казахов. В Ферганскую долину кураминцы переселялись, как свидетельствует местное население, несколькими волнами. Одни называют временем переселения своих предков в Фергану конец в XVIII – начало XIX в., другие называют и более ранние сроки, например, XVII в. Причинами переселения были и нехватка пастбищ в Ангренском оазисе, и слишком высокие налоги и поборы, и видимо, нашествие в XVIII в. джунгар. Все эти субэтносы в составе узбекского народа до революции довольно четко отличали себя друг от друга, хотя в быту, традициях, языке было уже так много общего, что как пишет Б.Х.Кармышева, «не остается сомнения в принадлежности их всех … еще в дореволюционный период к единой узбекской народности».
    1 балл
  8. интересно кто же это такое говорит? в Ташкенте, Сайраме и др. присырдарьинских городах и в Ферганской долине издревле был большой процент метсного оседлого населения, а вот в Кашкадарье, Сурхандарье, Балхе и Хорезме как раз оседали переселенцы из Дешта. не все ушли с Бабуром. чагатайцы (а не моголы, которые были в Моголистане) ассимилировали дештцев, в частности многие дешти-кыпчакские тюрки со временем даже перешли на их язык
    1 балл
×
×
  • Создать...