Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      56642


  2. Чече-Баатыр

    Чече-Баатыр

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      217


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 01/11/24 во всех областях

  1. Или это все остальные заимствовали одежду Маньчжур во времена династии Цин
    1 балл
  2. Казахам Монголии удалось приручить волков и использовать их как обычных собак. "... Вместо собак используя прирученных волков, которых выращивают сами. При этом волки продолжают питаться только мясом, их кормят зайцами, лисами и другой дичью, добытой на охоте". Пруф: https://ztb.kz/obsestvo/domasnie-volki-i-zimovki-kak-zivut-kazahi-v-mongolii
    1 балл
  3. Казахская древняя порода тазы: В народе существует поговорка: "... Еттің бәрі қазы емес, иттің бәрі тазы емес" что можно перевести как: "... Не каждое мясо конская казы, не каждая собака тазы"
    1 балл
  4. Взаимовыгодное, доверительное и практическо-философское отношение казаха к собаке, сейчас оно практически утрачивается: Не поленитесь судя по объему текста, прочитайте! Борис Баум. Казахский дневник. Собака. "... Отдых или лежка домашних животных это всего лишь перерыв для отдыха, что днем что ночью. Степняк, когда пас животных сидел на потнике, лошадь паслась поблизости, собака была обязана находиться рядом со стадом. Собаки были натренированы на охрану подопечных от волков, и гону стада напротив ветра, загоняя животных с трех сторон и гоня животных в наветренную сторону. Собаки без энергичного требования хозяина никогда не гнали и не подгоняли подопечных, поэтому слово гон менее всего подходит к действиям пастушьей собаки. Собака обычно "лениво" лежала и подымалась только в том случае, если была опасность нападения волка или животное отбивалось от стада. Животных имеющих вздорный нрав собака отбивала от стада и гоняла по кругу, потому что такое животное в опасный момент нападения на стадо волков могло спровоцировать панику, степняк только поощрял служебное рвение собаки. Количество четвероногих помощников ограничивалось здравым смыслом, больше трех собак в пастьбу не возьмешь, да пару запасных для охраны дома. Собака всех людей делила на две категории хозяева и чужие, домашние животные и дикие, кормили собак по очереди обязательно выкликая кличку, животное должно было вести себя отчужденно, но подходить близко к хозяевам для осмотра, с осени животным в рацион вводили жир с овечьего курдюка и прекращали стрижку шерсти, проверяли набор веса (путем подъёма животного) и упитанность. Если животное проявляло непослушание его наказывали, если трусость, то уничтожали. Собаке запрещалось самостоятельно охотиться, запрещался приём пищи с чужих рук, запрещалось подходить близко к домочадцам, выпрашивать пищу, подходить к местам свежевания туш, приготовления пищи. Если животное проявляло черты, которые могли нанести существенный вред семье и хозяйству, то животное уничтожалось. Обычно собак выращивали до двухмесячного возраста, после чего проводили выбраковку, обучение шло усложнением задач. Щенки годные к обучению не продавались, а дарились; в народе считалось, что дарителю это принесет счастье, продажа не приветствовалась, но имела место среди охотников. В зимнее время, если человек отлучался из дома, то его обязательно сопровождали собаки. Приехав на место степняк обязательно устроит своих собак, накормит их, невыполнение своих обязанностей вынуждало хозяев прибегать к напоминаниям. Казахская пословица говорит: "Лошадь в дороге вынесет, собака защитит, а у жилья твоя очередь показать себя человеком", "Собака - гость человека". Приличные манеры собаки, ухоженный внешний вид, чистоплотность повышали вес степняка в обществе. Собаки приучались к охоте, роль собаки в охоте сводилась к нахождению дикого животного, предупреждению о находке, выгону его на человека. Ловить, душить, убивать диких животных и птиц собаке запрещалось. Человек по внешнему виду и состоянию внутренних органов мог определить пригодность дичи в пищу. Собака не поддающаяся обучению, имеющая дурной нрав и привычки, ленность и трусость уничтожалась. В народе считалось: "Казах, скакун и собака по отдельности имеют изъяны, но вместе это сила. В процессе совместной жизни за собакой постоянно велось наблюдение, хозяин путем поощрения и наказания развивал в животном нужные ему умения. Известны случаи, когда человек приучил собаку к выполнению работы курьера, собака прибегала домой через ее передавали воду, пищу, забытые дома предметы. Аксакал Ысмаил использовал спины своих собак для того, чтобы взобраться и слезть с лошади. У аксакала Талдыбая собака Тастак в речных протоках мастерски ловила рыбу. У известного человека Шайбудака из рода дулат-шымыр собака не дала в обиду волкам своего немощного хозяина. Внезапно заставший в дороге буран, вынуждал человека пережидать непогоду, степняк укладывал лошадь, на потник ложился сам, а собаку укладывал в ногах. Условия жизни в данном случае были для всех приемлемыми и гарантировал жизнь и здоровье. Аксакал Нуржан из рода Ман-ата плохо себя почувствовал и упал с лошади, лошадь и собака остались с хозяином, другая собака по кличке Аю побежала за помощью к ближайшему жилью, аксакал Нуржан истинно достойный человек, сумевший привить своим безмолвным помощникам беззаветную преданность хозяину. С вхождением Казахии в состав Российской империи, чингизиды начали нарушать обычаи Степи и завозить щенков с запада. Это вызвало потерю ценных местных пород собак, скрещиваемых с породами собак завезенными с юга и сибирской лайкой с севера." Записано: Сапия, Джетыгара, 1953 г.
    1 балл
×
×
  • Создать...