Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 04/26/20 во всех областях
-
Реконструкция лица по черепу из кургана 1 могильника Таргап (Семиречье, Казахстан) Графическая реконтсрукция по черепу женщины из кургана 1, могильника Таргап (Семиречье). Автор старший научный сотрудник Отдела археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН), кандидат исторических наук Поздняков Дмитрий Владимирович. Сакская культура IV-II вв. до н.э. Раскопки Р.К. Шербаева в 2018 году. http://www.rusanthropology.ru/index.php/informatsiya/novosti/925-rekonstruktsiya-litsa-po-cherepu-iz-kurgana-1-mogilnika-targap-semireche-kazakhstan2 балла
-
Казахская традиционная национальная одежда. Проблемы сегодняшних дней. В принципе, традиции казахской одежды для специалистов достаточно хорошо известны и изучены. Но для абсолютного большинства населения страны данный вопрос абсолютно не знаком, в результате чего в последнее время повсюду допускаются откровенные искажения и подмена фактов. Что имеет крайне опасную тенденцию, потому что такие заблуждения, а тем более от лиц, массово тиражирующих ее образцы, а это художники, модельеры, сценаристы и костюмеры, постепенно входят в обычай, в традицию, в повседневность, искажая представление об истинной национальной одежде и ее культуре как самих казахов, так и представителей других народов. Достаточно упомянуть пример, когда в результате чьего-то "шапанного почина" в 90-ые годы прошлого столетия казахи поголовно стали облачаться в яркие разноцветные узорчатые велюровые халаты (шапан) и колпаки (кьалпакь) совершенно не понятных форм и типажей, а женщины в такие же туники (бешмет). Исконные же казахские одеяния, такие как такьия, бөрік, тымакь или малакьай, айыр кьалпакь, жаулыкь, кимешек, тонъ, тулып, кьамзол, көйлек, етік и другое осталось абсолютно не у дел и стало забываться. Например, традиционный кожаный ремень, мужской и женский, теперь стала заменять велюровая ленточка, сшитая из остатков ткани, хотя матерчатого пояса у казахов не было. Или, что вовсе странно, в большинстве своем нынешние "нано-халаты" вообще без поясов, о чем можно убедиться по ниже залитым фото. Кожаные же ремни из-за "халатного почина" совсем исчезли из казахского бытия. В результате этого в последнее время у большинства казахов и других народов, соприкасающихся с ними, сложился вполне четкий искаженный образ казаха в халатах ярких цветов с ляпистым орнаментом и головным убором непонятных форм и размеров. Нельзя не отметить, что по ходу данного дилетантского новаторства исказилась и традиционная казахская тюбетейка (такъя), изменив свою форму, орнамент, материю и раскраску, например: Примерный образец забытой тюбетейки (одеваемой под колпак или бөрік): А это уже велюровые "нано-тюбетейки": Далее. Кроме того, в последнее время усилиями всевозможных "модельеров", наверняка не блещущих знанием истории традиционной одежды, стало входить в моду фэнтэзи на тему национальной одежды, как результат всевозможные наряды далекие от истины. Но использование которых в фильмах и другой массовой продукции также может нанести вред вопросу точного соблюдения исторических традиций (примеры ниже). Данная проблема касательно искаженности орнамента и расцветок халатов затронута историком Ириной Ерофеевой в статье "Казахский костюм нуждается в серьезных исследованиях". По ее справедливому мнению (на что не обращают внимание даже сами казахи), из-за таких коллизий нынешнее поколение не имеет верного представления об одеяниях предков. Автор пишет, что поверить в реальность того, что и в XV, и в XVI, и в XVII, и в XVIII, и в ХIХ веках чингизиды носили костюмы одинаковых покроев, цветов и орнаментов, - такая же иллюзия, как если бы княгиня Ярославна времен Киевской Руси и Екатерина II, жившая в конце ХVIII века, были одеты в один и тот же костюм. Далее она отмечает, что в иллюстрациях, книгах, на плакатах, открытках (АКБ: я бы добавил, что и во всех художественных фильмах последних 20 лет, а еще больше в интернете) в основном тиражируются костюмы, которые мало соответствуют тем реальным историческим описаниям, которые есть в архивах. Попросту говоря, постоянно фигурирующие однообразные кафтаны и шапки, отороченные мехами самых разных животных, в которых чаще всего изображается казахская правящая элита, - это "изобретение" современных художников, а главное, показатель того, что история костюмов разных социальных групп казахов изучена очень слабо. Или, что, например, в XVIII и в начале XIX веков исключительным, можно сказать монопольным, знаковым символом казахской правящей знати был мех черно-бурой лисицы, которым оторачивались их конусообразные шапки непременно белого или красного цвета. От себя добавлю еще один нонсенс, когда доходит до абсурда, когда повсюду и ежедневно на многолюдных всевозможных мероприятиях стало обыденным делом, когда независимо от социального положения лица ему в дар накидывают на плечи халат, а наголову колпак, по сути атрибуты султанского и ханского статуса. Данные проблемы до сих пор никем не поднимались, не обсуждались, а потому из-за существующего вакуума вопрос никак не регламентирован и отдан историками и узкими специалистами в самодеятельность дилетантов художников, модельеров, костюмеров и сценаристов. Разве возможно подобное в других странах? Я так не думаю. Неужели там преподносят в дар и облачают любого кого не лень в царские, королевские, императорские наряды? Существует ли такое в той же Англии, Японии, Китае или даже в России? Увы, наверняка нет! Хотя вплоть до советизации у казахов существовала четкая регламентация и иерархия в данном вопросе. Одежда четко подразделялась на: - мужскую и женскую; - повседневную и парадную; - по социальному положению, например, одежда простого скотовода степняка отличалась от одежды знати, а султанов и ханов от более низких сословий; - по возрастным и иным категориям внутри пола, например, в корне различалась одежда незамужней девушки от одежды ее сверстницы, но замужней, не говоря уже о различий одежды молодой женщины, женщины среднего возраста и пожилой женщины; аналогично было и среди мужчин; - по сезонам года: на зимнюю, летнюю и переходного времени (так называемую демисезонную); - по региону проживания рода-племени, например, традиции одежды юга имели отличия от одежды севера, а запада от востока, что было связано с несколькими факторами: культурными традициями конкретных родов-племен, культурным влиянием соседних народов, особенностями климата и различием хозяйственного уклада (кочевое скотоводство или оседлое земледелие). Но, как указано выше, нынче в одежде казах "усреднен" под единый штамп, никаких вам различий, колорита и разнообразия! Теперь в представлении всех казахи испокон веков в любую погоду и при любых занятиях носили яркие тонкие велюровые халаты до земли, украшенные ляпистыми узорами. Об узорах упоминает Ерофеева: "... На нынешних халатах (чапанах), которые в настоящее время повсюду продаются на базарах и в магазинах, орнамент представлен в укрупненных громоздких размерах, - это результат влияния театральных костюмов (АКБ: советских времен), которые шились так, чтобы зритель на большом расстоянии мог различать элементы орнамента, но в дальнейшем это получило не совсем вдумчивое воплощение в художественных изобретениях, в печатной продукции и массовом тиражировании национальной одежды." "... Большую роль в символике одежды играл и цвет." "... Из документальных источников известно, что те чапаны, которые выполняли функцию парадной одежды у представителей правящей элиты, шились из бархата или кармазинного сукна в основном различных оттенков красного цвета - пурпурного, алого, терракотового, малинового. Так одевались ханы и султаны на протяжении почти всего XVIII века... Простой кочевник не имел ни материальных возможностей приобретать такую одежду, ни тем более права появляться в ней на людях, поскольку это было атрибутом правящей элиты." "... Насколько исключительное значение придавали знаковым элементам декора и одежды казахские правители, можно увидеть через переписку ханов Нуралы, Ералы и Абылая с царским правительством. Первые неоднократно пеняли разным оренбургским чиновникам, что им прислали не совсем того качества или оттенка мех для оторачивания шапки, или же они оскорблялись, когда мало сведущий в этих тонкостях царский чиновник, не учитывая их ханского достоинства, вместо меха черно-бурой лисицы посылал, допустим, мех рыжей лисицы или песца." Несколько наглядных примеров: "Нано-халат" в комплекте с "нано-колпаком": Вредное "Фэнтэзи" (прикольные головные уборы):1 балл
-
Я про оружие ближнего боя. Вот военно-исторический журнал Воин выпуск №1 2005 год, на 11 странице статья про военное дело половцев: https://vk.com/doc257320055_447056723 http://prussia.online/books/voin-2005-1 https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1221868 В статье говорится что второе место после лука занимает сабля, приводятся арх. данные и параметры сабель.1 балл
-
Года 2 назад уже обсуждали же, нет для половцев топоры не характерное оружие. У них сабли в основном. Топоры и палицы/булавы у казахов это со времен монгольских нашествии. Топоры у средневековых монголов: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame6.htm § II. Об оружии монголов 1. Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. § II. Об оружии и устройстве войск против монголов 1. Все же желающие сражаться с ними должны иметь следующее оружие: хорошие и крепкие луки, баллисты, которых они очень боятся, достаточное количество стрел, палицу/клевец (dolabrum) из хорошего железа, или секиру с длинной ручкой http://www.vostlit.info/Texts/rus/Matthew_Par/frametext1.htm они без устали и храбро сражаются копьями, палицами, секирами и мечами, но предпочтение отдают лукам и метко, с большим искусством из них стреляют http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Nasawi/frametext3.htm Было объявлено, чтобы ремесленники отделились и отошли в сторону. Те, кто так поступил, спаслись, а иные считали, что ремесленники будут угнаны в их (татар) страну, а остальные будут оставлены на своей родине и будут жить в своих жилищах, в родных домах, — и не отделились. Затем мечи, а также секиры и стрелы обрушились на них, пока не повергли их на землю и не собрали их во владениях смерти. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Split/frametext3.htm Вот так почти уже на исходе Четыредесятницы, прямо перед Пасхой 336 великое множество татарского войска вторглось в королевство Венгрия 337. У них было сорок тысяч воинов, вооруженных секирами, которые шли впереди войска, валя лес, прокладывая дороги и устраняя с пути все препятствия. Поэтому они преодолели завалы, сооруженные по приказу короля, с такой легкостью, как если бы они были возведены не из груды мощных елей и дубов, а сложены из тонких соломинок; в короткое время они были раскиданы и сожжены, так что пройти их не представляло никакого труда. Я тут приводил 2 свидетельства, о том что шашки казаков не могли прорубить толстые ватники и кольчуги казахов. Удар длинноклинкового оружия можно принять на тело, если достаточный слой одежды позволяет. А вот удар секиры перетерпеть-выдержать при прямом попадании нереально. Боевые топоры это именно профессиональное оружие в Европе, в Азии и Африке.1 балл
-
Вы лично просили меня не комментировать свои посты, я вам ответил : Ок. Прошу вас также придерживаться этого договора.1 балл
-
Ув. Le_Raffine, позвольте показать очень близкие примеры из прошлого, когда мальчики входили в новый род полностью теряя память об истинной принадлежности (ключевые слова выделены мной). А.Н. Букейханов. Этнографические труды. "Павлодарский уезд": "... Кыпчаковскее роды Кзылагачевской волости (АКБ: это наш Иртышский район) пришли на Иртыш 150 лет тому назад, т.е. в половине XVIII века. О происхождении родов Джолаба (V, VI стар.) Елетен, (IX ст. Кзылагачевской волости) сохранилось у киргиз следующее предание: ... Во время одного набега, предпринятого отделением Кыпчаковскаго рода Бултынгом, на дороге был найден сверток, а в нем мальчик, который и был назван Джолаба. Елетен был джигит неизвестного происхождения, приставшей к Кыпчаковским родам во время взаимных в степи набегов киргизских родов друг на друга. Роды Джолаба и Елетен в просторечие называются Буралкы Кыпчак, т.е. кривой кыпчак; существует даже поговорка: «Елетен ел болмайды - ешки кой болмайде» т.е., Елетену также трудно быть родным, как козлу быт бараном". Для проверки данного факта в силу своих возможностей: 1) Стал искать тамгу джолобинцев (кстати моя супруга Джолоба Кыпшак))) и нашел. Она оказалась не общеизвестной кыпчакской в виде двух вертикальных параллельных палочек | | , а оказалась керейской тамгой в виде равностороннего креста +. Нашел в подписке Бия Шона Едыгина о его согласии на открытие Баян-Аульского Окружного приказа 14.02.1826 г. В числе других старшин подписку подписал старшина Жолоба-Кипчакского аула Аю Улжабайуглы: "... За неимением печати ставлю свою тамгу" (ЦГИА Каз. ССР, ф. 338, оп. 1, д. 408, л. 15). Этот факт говорит в пользу того, что усыновленный местными Бултын-Кыпшаками мальчик был утерян во время схватки местными же Кереями, потому что Бывшую Кызылагашскую волость, а ныне Иртышский район населяют бултынские поколения кыпшаков и курсаринские поколения кереев. 2) Для проверки данного факта хотелось бы конечно получить днк тесты джолобинцев, но у меня таких возможностей нет. Поэтому в прошлом обращался к Asan-Kaygy. Это бы поставило точку в вопросе. Правда жена обижается, что я пытаюсь ее кыпчачку (чем она ужасно гордится) и ее всю родню (братьев, отца, дедов) я мол хочу записать в свой род, в кереи.1 балл
-
Специально для нашего "критика" Л.Н. Гумилева, для нашего младшего научного сотрудника незабвенного Мырзахметова Жамалбека (ник кылышбай), обвинившего ученого в фольке, привожу коротенькое, но емкое мнение экс-юзера Игоря Сабирова (ник Igor): "... Гумилев не просто стал историком. Он стал крупнейшим историком. Даже одна полемика с ним породила целую литературу, в том числе и корпус переводов, масштаб которых не имеет аналогов за пределами Китая и Японии. Было только два историка, сравнимых с ним по охвату, Линь Ган в Китае и Мори Масао в Японии. Изучение кочевников Евразии до Гумилева и после него - разные науки. Дисциплина истории в России за все время своего существования выдвинула только одну попытку синтеза. И это была попытка Гумилева. Были другие попытки - у Маркса, у Вебера, у Шпенглера, у Тойнби, еще кое-кто. Но в других странах. Были иные мыслители в России - Выготский и Бахтин, например. Но они работали в других отраслях знания. История, однако, есть искусство синтеза, а не одна только публикация архивов. Поэтому никого из русских историков знать не знают, разве что в пределах своих специальностей. А Гумилева же критикуют с каждой второй кафедры. Как Шпенглера, например, или Вебера. Правильно делают, кстати. Чувствуете разницу? Одних не знают, другого критикуют".1 балл
-
Ватные доспехи в принципе неплохая защита от рубящих и режущих сабельных ударов. А от топора никакой ватник или чапан не защитит. Вот тут описано сражение казахов с тибетцами, и казахи, у которых сабель было меньше, чем дубинок забитыми туда гвоздями считали, что это оружие эффективнее тибетских мечей, против противников одетых в плотную одежду.В трехчасовой битве, в которой у тибетцев было преимущество в численности, казахи потеряли всего троих убитыми. Потери тибетцев были намного больше. Но интересно, что автор вообще не упоминает про топоры. А это уже 1950-е гг.1 балл
-
Башкирские карагай-кипчаки, Ногайские кубанские кипчаки и ногайские астраханские иргенеклы1 балл
-
Есть, если не ошибаюсь, отдельные представители у башкирских и ногайских кыпчаков.1 балл
-
1 балл
-
Все же склоняюсь к тому, что вы лукавите и притянули калмыцкий нож к татарскому ножу за ушки. Вот что пишут калмыцкие языковеды: "... Нож калмыцкий (в оригинальном прочтении УТХ)". http://zhigzhit.com/katalog/avtorskie-nozhi/nozh-kalmyiczkij.html http://dictionary.bumbinorn.ru/index.php?a=list&d=1&p=1&w1=Н&w2=НО Не понимаю как можно умудриться разглядеть сходство между словами "китуга" и "утх"? Даже если сильно, сильно хочется. Тем более Рашид ад-Дин свидетельствует, что у ойратов нож называется не "китуга", а "мудага" (читают также: мадага, мудга).1 балл
-
А.Исин "Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине XV - XVI в" https://yadi.sk/i/F1nlENq-6Mgu1w1 балл
-
да, родственники. но в пределах 14,100 лет. и не всем казахам (только южане, западные, кереи) и не все монголы, а часть. самым многочисленным казахских родам найманов и аргынов монголы не родня, по вашей логике. им ближе армяне и арабы с Кувейта, по вашей логике1 балл
-
1. причем тут все граждане Монголии, казахи, тувинцы и др.? тема ведь называется "Халха-монголы" 2. это вы комплексуете из-за того что пацан так часто поправляет вас что вам некуда деваться как в ответ цеплять меня за мое узбекистанское происхождение. при этом я уже много лет тут на форуме, ничто не скрываю, активно обсуждаю узбекскую тему (потому что и вправду она стала интереснее после отъезда от них). просто она бывает в тему а бывает не в тему. в вашем случае за последние пару дней она раза 10 была не в кассу. вы так часто вспоминаете солнечный Узбекистан что я просто обязан подарить вам кассету с песнями Ю.Усмановой если вас задевают мои комментарии просто попросите и я просто буду игнорировать мелки ошибки в ваших сообщениях1 балл
-
Потому что не чтим старого. Не знаю как вам, но лично мне не хочется, чтобы казахи ассоциировались в современном мире с "нано-халатом" и с калпаком клоунского пошива. Абсолютно с вами согласен. Нынешные якобы нац.одежды как у мужчин и так и у женщин вызывает у меня раздражение.1 балл
-
Потому что не чтим старого. Не знаю как вам, но лично мне не хочется, чтобы казахи ассоциировались в современном мире с "нано-халатом" и с калпаком клоунского пошива.1 балл
-
А теперь реальное многообразие исторических исконно казахских костюмов: Аксакал в зимней одежде: Воин: Зимняя одежда мужчины и женщины среднего возраста: Пожилые: Разные возрасты: Разные возрасты, Оренбург: Простолюдины. Базар, г.Омск: Девичий наряд: Свадебный наряд девушки. Джетысу: Замужние женщины среднего возраста: Женские кожаные сапоги: Войлочный калпак ("айыр кьалпакь") знати: Айыр калпак: Мужской кожаный ремень:1 балл
-
Во заливает. Какой еще эпикантус? Вы самый настоящий метис с европеоидными чертами. А ваш череп так вообще маленький, всего 56 размера, даже у меня 58 размер. Что-то в вашем Кыпшаковедении не так. Ваша антропологическая "теория", ув. товарищ майор, фейковая. В нее верите вы один. Придумали какую-то особую халха-калмыцкую расу, отличную от других монголоидных народов. Запомните на будущее, на форуме нет ни одного казаха из племени кыпшак, как бы вы не внушали своим собеседникам, что они кыпшаки (хотя не исключаю, что многие так и считают))). Кыпчакская составляющая у казахов не больше 10%, а то и того меньше. Порядка 90% у нас татарская составляющая (племен эпохи и окружения Чингизхана, да и его род тоже). Поэтому вам надо срочно переквалифицироваться из кыпшаковеда в мэнгу-татароведа.0 баллов
-
-1 балл
-
Давай расскажи как ханы, отдельно от простого народа живущего с ним бок о бок не в оседлом а в кочевом мире, совершали намаз и будучи мусульманами разрешали подвластному народу жить в язычестве. Давай насмеши! Хотя за твое село я не в курсе!-1 балл
-
А теперь как говорят современные исследователи, покажи хоть один труд до российско-советской истории. Ты же их не любишь в вопросах ЧХ, откуда такая любовь в вопросе ислама в каз. ?-1 балл
-
Тебе же конечно лучше знать! Ты же их современник! Покажи не заинтересованные "русско-советские", а любые другие источники!-1 балл
-
И что? Запрет этого в исламе покажи? Твой мозг застрял на уровне 19 века в вопросах ислама, наши бабушки из 19 века и то умнее тебя были в этом вопросе! Позор! НЕ влезай в тему в которой ничего не смыслишь!-1 балл
-
Я надеюсь ты не болтун и покажешь где я говорил о том что у нас коптят конину? Все эти утверждения за казахов юга мы слышали только от тебя!-1 балл
-
Я смотрю ты сам себе в ногу вновь выстрелил! Здесь отчетливо видно что казахи были мусульманами! Даже можно сказать ревностными! А арабский язык и сейчас кроме арабов мало кто знает. Читают только заученные слова молитв. П.С. И этот твой любимый источник немного ошибается, говоря о том что и женщины делают обрезание! Хотя за твое село я не ручаюсь!-1 балл
-
Мой дорогой непорядочный человечек, я тебе ранее по этому поводу писал, но тебе этого ведь не надо, тебе же главное на публику поиграть, чтобы условный Аркук тебе лайк поставил.-1 балл
-
я с вами могу согласиться , что предки у тюрков и маньчжур имеют один корень (алтайский) а вот природные монголы это уже динлины , у них другое происхождение-1 балл
-
Монгольский - это монгольский. Про это же с помощью термина "татарский" - расширение понятия для охвата более широкого контингента. Тюркский - это про всех кочевников. Облажался с попыткой утверждать что в источнике "татарский" вместо "монгольский", теперь попытка доказать что "казахский" а не "монгольский"??? "Монгольский - это татарский, татарский - это тюркский. Всем известно что казахский язык - это тюркский. Значит ЧХ - казах, как и все нируны, в т.ч. и АКБ"???-1 балл
-
При наличии множества памятников ен. кыргызов в Минусе и полном отсутствии их на Тянь-Шане - пассаж "Тан шу" про Хами и Карашар может относится ко времени "великодержавия", они тогда захватывали Бешбалык. Который по вашему западнее Алтая? "зерна от плевел" Никто не спорит, что монголы Чх являются предками казахов. Вот только фольки вроде вас с Зэйком считают ЧХ тюрком из племени кераит.-1 балл
-
Ты всегда яростно поддакивал - не так разве?-1 балл
-
Бодончар-огуз. Алан Гоа-курлеут кыпшак.С монгольского слово дарлекин переводится как холоп.Ваши кыпшаки есть дарлекины т.е, конюхи, холопы.-1 балл
-
Я помню как вы появились на форуме, представились математиком, поначалу живо интересовались историей. А сейчас одно сплошное выяснение отношений. Я не думал, что вы тоже скатитесь до такого уровня (как и множество участников форума, все мы небезгрешны, в том числе и я) Я думаю, не стоит этот интересный форум превращать в свалку. Это не только вас касается.-1 балл
-
Они не тезки, они ответвления от тех средневековых монгольских племен. Переход на тюркский язык - фактически вынужденно-добровольная мера, выбрали тюркский язык - их дело. Как потомкам создателей МИ истории всем хватит. Нирун, угрожавший казахам, признавшим свое монгольское происхождение, ломанием хребта - это нечто выходящее за все рамки. И хвастующий тем что он нирун.-1 балл
-
казанские татары были разве из Ч.улуса? их же вроде считают населением Волжской Булгарии или потомками булгар-1 балл
-
Рад говорит - монгольский - я верю. Мои предки - из первого состава ойратов - "Юртом и местопребыванием этих ойратских племен было Восьмиречье [Секиз-мурэн]. В древности по течению этих рек сидело племя тумат. " --- А в то время туматы еще не отделились от хори, племя было хори-тумат. Жили и живем на своей Родине, из курыкан мы. Язык которых кыргызы не знали. Предков своих уважаем, в отличии от тебя, предателя предков. Давно признался бы что казах монгольского происхождения, что предки приняли язык матери во время МИ, когда папы - монголы - воевали. Вместо этого - лютая ненависть ко всему монгольскому. 10 лет теорию выдумывал, всех авторов источников и переводчиков обхаял.-2 балла