Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 01/19/18 во всех областях
-
Конырау шал-этого у нас в народе нету и не было, хотя в литературным имеется. У нас только "соғу", но последнее время стали слышится "звандау". Думаю влияние тв и интернета. А вот в остальных регионах я слышал именно только "звандау".1 балл
-
Ну если они захотят могут считаться и основателями вселенной главное как преподнести ,или Аргентиной , помнится я тут вкладывал статью Атыгаева который интерпретирует о образований казахского ханства ,видимо пержная версия так устарела - что новая опят таки требует видоизменений - главное во главе должный стоят аргыны - другие версий в счет не берутся.1 балл
-
в инете нашел Политическая роль племени уйсун Идентификация легендарного Майкы-бия в историческом Байку-нойоне открывает перспективу правильного разрешения вопросов о том, почему уйсун стал собирательным названием родов и племен Старшего жуза и почему он назван старшим. Ответ на эти вопросы заключается в ведущей политической роли уйсунов в период образования и становления Казахского ханства. Традиция привилегированного положения уйсунов, их активная политическая деятельность продолжалась и после Байку-нойона. Представители их, как и в прошлом, являлись эмирами, старшими эмирами, некоторые даже удостаивались неслыханной для простолюдинов чести быть гургэнами — зятьями «золотого рода» Чингисхана. Для понимания этой роли уйсунов важное значение имеет сообщение Махмуда Бен Вали. Согласно ему, Бату-хан, отмечая выдающиеся заслуги своего младшего брата Тукай-Тимура (13-й сын Джучи) «во время семилетнего похода в Восточную Европу выделил ему четыре племени: минг, тархан, ушун и ойрат, а во владение — Мангышлак, земли асов (ногайское племя, а не аланы, как ошибочно утверждается в литературе — Б.И.) и Хаджи-Тархан» — Астрахань. Таким образом, уйсуны изначально составляют собственный юрт Тукай-Тимура. Казахские ханы были тукай-тимуридами, в отличие от узбекских ханов — шейбанидов. Стремление некоторых исследователей реанимировать устаревшее в науке мнение о происхождении династии казахских ханов от старшего сына Джучи Орда-Эжена, нам представляется, не обоснованным. Влияние усуней особенно усилилось, когда Семиречье, входившее в состав Моголистана, воссоединилось с Казахским ханством. Еще в середине XVI в. аборигенные племена: дулат, албан, суан, сары-уйсун, чапрашты, составившие впоследствии уйсунский племенной союз, оставались в составе Моголистана. По словам М.Тынышпаева, только после смерти Хак-Назар-хана и Баба-султана (соответственно в 1580 и 1582 гг.) к казахам присоединились канлы, сргеле и другие. Вероятно, в числе «других» были и основные племена: дулат, джалаир. Как известно, процесс консолидации казахского народа и его государственности был длительным. «Во времена Есим-хана в 1625 г., — пишет Тынышпаев, — присоединились найманы, бывшие в хивинских владениях, и только коныраты пристали (к Казахскому ханству — Б.И.) в середине XVIII в., оторвавшись от Бухары». Укрепление государства казахов во II половине XVI — XVII вв., перенесение политического центра ханства из г. Сарайшык на р. Урал на восток — на присырдарьинские города Туркестан, Ташкент и др., привело объективно к усилению роли юго-востока Казахстана, т.е. земель будущего Старшего жуза. Именно тогда, во II половине XVI — начале XVII в., вероятнее всего, вместе с ханами и султанами переселились и уйсуны. Это наше положение получает исключительную поддержку в следующих словах Чокана Валиханова: «Уйсуны... находились в соседстве с резиденцией ханов, т.е. городом Туркестаном... непосредственно пребывая около самого хана. При катаганском хане Турсуне они брали с ним вместе Ташкент». Теперь становится понятной причина, по которой племена и роды Старшего жуза получили нарицательное имя Уйсун и сам жуз был назван Старшим. В силу отсутствия родоплеменных подразделений в Семиречье, уйсуны предстали как над племенная сила, цементирующая и объединяющая местные племена и роды. Их решающая политическая роль как главной опоры казахских ханов, расположение ханской ставки на юге Казахстана в непосредственной близости от Семиречья, старшинство уйсунов в системе иерархии монгольских племен, и, наконец, славное имя Майкы бия предопределили положение, по которому имя уйсунов стало собирательным наименованием племен и родов, а жуз получил наименование Старшего. Действительно, в Семиречье уйсуны пришли не как единое, целостное племя. Значительная часть их осталась в Дешт-и Кипчаке, не только в Восточном, но и в Западном. Вот почему уйсуны встречаются среди крымских татар, ногайцев Северного Кавказа, казахов Западного Казахстана. Определённая часть их последовала за шейбанидами при завоевании Средней Азии. Вот как Н.А.Аристов объясняет присутствие среди узбеков Зеравшана рода уйшун: «С сары-уйсунами эти уйшуны ничего общего, по-видимому, не имеют и кажутся прибывшими в дружинах шейбанидов союзом из частиц родов Средней орды, образовавшимся под главенством какого-нибудь влиятельного бека из рода уйшин». Очень важным является его признание о том, что песни и язык этих уйшинов — «чисто казахские». Аристов не сумел понять или же не захотел признать, что узбекский уйшун — это тот же казахский уйсун и что их появление в Зеравшане и Семиречье, и событийно, и по времени, почти синхронны, с одним принципиальным различием: уйсуны были в дружинах казахских ханов и султанов, а уйшины — шейбанидов. Чтобы стать ведущей силой, уйсуны должны были выдержать своеобразный тест по системе иерархии монгольских племен. Как известно, среди казахских племен монгольскими по происхождению были уйсуны, коныраты и дулаты. Коныраты входили в улус Чага-Тая, и их основная часть вошла в состав узбекского и каракалпакского народов. Казахские коныраты входят в Средний жуз. После династии шейбанидов, аштарханидов, коныраты создали собственную династию в Бухарском эмирате, которая просуществовала до 1920 г. Таким образом, коныраты не могли составить конкуренцию уйсунам. Однако в Семиречье проживали многочисленные и воинствующие племена, которые более успешно, чем дулаты, могли бы соперничать с уйсунами в Семиречье – джалаиры, которые по своей воинской славе, известности и заслугам перед Чингисханом, роли в создании Монгольской империи нисколько не уступали, если не превосходили, уйсунов. В «Сборнике летописи» Кадыргали бия говорится: «правая и левая рука (крыло) Урус-хана: правая алач-мены (правильнее будет читать алаш-мыны — Б. И.) — три сана; канглы — два сана. Между алач-мены старшие с гребенчатой тамгой джалаиры должны быть». Под «алаш-мыны» трудно подразумевать весь казахский народ, ибо джалаиры, как известно, представлены в Старшем жузе. Поэтому, если скажем, что «алаш-мыны» Кадыргали бия — это Старший жуз, то это будет, вероятно, ближе к истине. Что алаш означал объединение племен, иногда даже союз народов. В народных преданиях знатность джалаиров не подвергается сомнению. Так, Мухамеджан Тынышпаев, понимая под уйсунами племена: дулат, албан, суан, сары-уйсун, чапрашты, подчеркивал, что все они считаются ниже джалаиров, что на пирах и поминках из старшеордынцев выше всех садят джалаиров (им подают голову и ляжку барана в знак старшинства их; после джалаиров вторым считается еще более малочисленный род ошакты, и только третье место занимает уйсун). Джалаиры получили большую известность еще при жизни Чингисхана, многие из них были эмирами, старшими эмирами, а знаментый Мукали — гойон командовал левым крылом войска Чингисхана (62 тыс.), был назначен Чингисханом наместником в покоренном им Северном Китае. В числе четырех тысяч монгольских воинов, переданных Чингисханом Угэдею, наряду с коренными монгольскими племенами сулдус, конкотан, были и джалаиры. В конце царствования Хайду (1269 — 1301) или при его преемниках. Переселение джалаиров в Среднюю Азию произошло в 60-е годы 13в. Значительная часть джалаиров участвовала в завоевательных походах Хулагу-хана. Через столетие они создали в Северном Иране государство Джалаиров (1356 — 1411 гг.). Среднеазиатские джалаиры играли значительную политическую роль в регионе, однако в 70-е годы XIV в. они были разгромлены Тимуром и рассеяны. Именно тогда часть их оказалась в Дешт-и Кипчаке. Потому они присутствуют во всех генеалогических списках узбекских племен и родов. Джалаиры, как и уйсуны, до II половины XVI в. не были в Семиречье. Возвращение их связано с образованием Казахского ханства. Примечательный факт: возвращение джалаиров на свои исконные земли, вероятно, имело место и в последующее время, вплоть до XVIII в. Так в 1748 г., защищая джалаиров из Хивы, стремившихся вернуться в Семиречье к своим сородичам, от насилия Барак султана, погиб от руки последнего хан Младшего жуза Абулхаир, прославленный герой и полководец борьбы казахов против джунгарских захватчиков. И все же собирательным наименованием Старшего жуза стал не джалаир, а уйсун. Сыграло свою роль то, что джалаиры, во-первых, не были в числе коренных монгольских племен, во-вторых, они не были в числе монгольских воинов, переданных Чингисханом Джучи, а от него Тукай-Тимуру, следовательно, они не могли претендовать на особое к ним расположение казахских ханов. Как видим, и в иерархии монгольских племён, и по сравнению с политической ролью в Казахском ханстве джалаиры уступали уйсунам. Передав большинству племен Старшего жуза свое имя, уйсуны, вероятно, растворились в среде тех же племен: дулат, албан, суан, сары-уйсун, шапрашты. Джалаиры же сохранили единство своих родоплеменных подразделений. Полагаем, что высказывание Т.И.Султанова, «по сведениям казахских генеалогических преданий, джалаиры главная ветвь племени уйсун» отражает действительно представление народных преданий, не соответствующее историческим реалиям. Джалаиры не могли быть ни главной, ни побочной ветвью племени уйсунов. Они были самостоятельным и влиятельным племенем. Признавая решающую роль уйсунов и в том, что жуз, образованный впоследствии, получил название Старшего, хотели бы коснуться этимологии самих понятий «Старший», «Младший» жузы. Ч.Валиханов основой социальной структуры казахов считал принцип родоподразделения, сохраняющийся якобы в неизменном порядке. Он пишет: «Самый порядок разделения, обусловивший собою право старейшинства и силу племени, что выражается правом физического первородства предка... принимается совершенно в генеалогическом смысле; посему форма отношений орд к ордам и родов одной орды между собою соответствует правам кровного братства, а отношения родов к своей орде — отношению сына к отцу, к старшему роду старшей орды — отношением племянника к дяде...». Он неоднократно отмечал, что именно принцип старшинства лежит в основе разделения казахов на три жуза: «русские называют ордами и которые по старшинству них (казаков) называются Большая, Средняя и Меньшая сотня (Улу юз, Урта юз и Кичи юз)», «по старшинству племенных союзов они составляют старшие орды — Большую и Среднюю». Из книги Б.Б. Ирмуханова «Усунь и этногенез казахского народа».1 балл
-
Не нужно быть историком чтобы иметь представление и расписать вкратце историю уйсынов с 13 по 18 век. Если вы не можете этого сделать, значит у вас в голове пусто, и опираетесь только на свои хотелки. По-моему вы просто боитесь что вашу версию раскритикуют, и вы уже не сможете по ситуации выбирать аргументы для защиты версии.-1 балл
-
1. Мне доказывать нечего, я не историк. Напомнить вам о собственно границах Золотой Орды, Могулистана и проживании уйсынов по источникам? Если уйшины чагатайские то почему они считают себя потомками Майкы би? Почему у них нет в памяти чагатайского прошлого? Почему ни один источник не называет казахский уйсынов чагатайским племенем? 2. В прошлый раз я спокойно реагировал на вашу истерию в споре о предках-основателях, когда вы всех несогласных оскорбляли. Вы сами напрашиваетесь на грубое обращение. 3. Вы просто по-своему интерпретируете Валиханова и др. которые тоже не во всем правы. Как у Ст. жуза нет памяти об Орде, если уйсыны считают себя потомками Майкы бия, а по чагатайскому-могулистанскому прошлому вообще нет памяти? Сиргели-уйсыны считают себя потомками Иса Амета ордынского, половина жалаиров из каракалпаков пришли к казахам. Из Чагатайского улуса может быть только кереиты перешли к казахам и все. 4. Благодаря работам АК я увидел множество источников по истории казахов. Разве не этим занимаются историки? они указывают на источники по которым делают свои работы, для того чтобы мы имели представление что и как происходило. Вы этого представления либо не имеете у себя в голове, либо боитесь что ваши хотелки легко опровергнут, после чего вы не сможете продолжать спор по этой тематике.-1 балл