Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      56660


  2. Ермолаев

    Ермолаев

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      2560


  3. Uighur

    Uighur

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      3365


  4. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      19007


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 09/21/17 во всех областях

  1. Это абсолютно никакой не ойратский, не халха-монгольский и т.д. В словаре задокументирован предок могольского языка. Видимо, этот же язык (предок могольского): http://altaica.ru/LIBRARY/Iwamura_The Zirni Manuscript 1961.pdf ============================================= Также не будем забывать про словарь Ибн-Мухенна (XIV в.). Аннотация на турецком: "В этой статье основное внимание уделяется месту и перспективам изучения турецкого и монгольского языков работы, известной как Kitâb Hilyetü'l-man и Helbetü'l-lisan, принадлежащей Cemaleddin İbni Mühenna, которая, как считается, была написана в 14 веке или известна в Турции Ибни Мюхенна Люгати. Работы включают персидский, турецкий и монгольский разделы. Особенно турецкая часть работы, написанная на арабском языке, дает очень важную информацию. Монгольский раздел также важен, поскольку он показывает монгольский период. Значимость этой работы, которая должна использоваться в исследованиях турецкого и монгольского языков, но недостаточно известна, была подчеркнута примерами." Собственно, слова монгольского раздела использованы в монгольском разделе Старостина, пункт "среднемонгольский". ============================================= Также, учитывайте и Нузхат-ал-Кулюб от Казвини 1339 г. (http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Tiesenhausen/glossar.phtml?id=47 - нажмите F3 и напишете "монг."). ============================================= Также оказывается есть некий анонимный словарь 1245 г. (Лейденский манускрипт), где опять отдельно язык монгольской группы, отдельно тюркский (в данном случае кыпчакский-мамлюкский). ============================================= Плюс Рашид-ад-Дин и его уже не раз разобранные здесь монголизма типа "наур" (озеро), "мурен" (река), "чино" (волк), "хукар" (бык), "морин" (лошадь), "нокай" (собака) и т.д. Ну, анализ и вывод по нему делали вы, по сему и неудивителен ваш скепсис о "монгольскости" языка. А так ни у кого не вызывает сомнений в его, по крайней мере, лексической принадлежности к монгольской группе. Собственно, какие же тюркизмы вы там узрели?
    1 балл
  2. К вопросу о названии орла беркута в тюркских, монгольских и тунгусо-маньчужрских языках. Без Этимологического словаря, чисто своя, как выражается админ аргентинская версия. Тюркские, в т.ч. казахское название - бүркіт (фон. вар. бүркүт) Монгольские, в т.ч. халхаское название - бүргэд Предполагаю, что название птице дано за характерную черту покрывать свою жертву огромными крыльями, другие хищные птицы так имхо не делают. Казахский гл. - бүрке, бүркеу (накрывать, покрывать) Халхаский гл. - бүрхэх (накрывать, покрывать) Тунгусский/эвенкийский - буркилэ, бурке, бурку (покрыть) Маньчж. - бури (покрывать) Нанайский, ульчский - бури (покрыть)
    1 балл
  3. Молодец, ув. Ермолаев! Круто! Разыскали его все таки. Это он и есть, А. Хадбаасан. Даже сапоги, брюки и рубаха те же. Даже черный берет тот же, ну тот, что висел на боковом зеркале ЗИЛа.
    1 балл
  4. Видимо, ниже его имя. Там либо Надбаасан либо Хадбаасан (?). Перевод: 1) Над (мне; у меня; ко мне) + "баасан" (пятница; Венера) - у меня пятница (?) 2) Хад(ан) (утес; каменная гора; скала) + "баасан" (пятница; Венера) - каменная гора/скала/утес Венера (?). Там точно Хадбаасан. Вот он, герой труда:http://eagle.mn/r/33125
    1 балл
  5. Это уровень любителя. Вам привели данные самых лучших тюркологов. Лингвистика это наука, а не сопоставление на слух похожих слов уровня аргын/аргентина или америка/амыр акя.
    1 балл
  6. Предлагаю вашему вниманию восточно-иранские заимствования в древне/средне-уйгурском языке. Начнем с литературных заимствований по Дыбо: Согдийский и тюркский а) “Литературные” заимствования: 1. *axsam 'вечер': крх.-уйг. axsam МК, в новых языках - огуз., карлук., кар., кум., кбалк., каз., ккалп., кирг., то есть “южно-мусульманская” зона, в тат. ахшам 'молитва, совершаемая после захода солнца', скорее из тюрки (см. ЭСТЯ 1974, 207; вопреки EDT 96, нет в сев.-вост. языках): источником считается незасвидетельствованное согд. * axsam, восстанавливаемое на ос новании ср.-перс. sām 'вечер; ужин' < поздне-ав. xsafnya-, ср. согд. axsap 'night' Gharib 2093 < ав. a-xšapan Bartholomae 548. Из тюрк. заимствовано монг. asqun, asqan KWb 16, причем у Рамстедта с пометой-нуликом, что значит, что письм.-монг. форма реально не засвидетельствована и восстановлена из калм. asxm, скорее всего, новое заимствование из соседних кыпчакских языков. 2. Др.-уйг. amšu 'offerings' (to Buddha, TT VIII) || EDT 164. Клосон полагает заимствование из кит., но ср. согд. āmsā 'obedience, attention' Gharib 35 № 905. По-видимому, в конечном счете восходит к кит. ān 'знать, помнить', ср. ān shu 'быть хорошо информированным, знать, узнавать', но, учитывая значение тюрк. слова, следует предполагать заимствование через согдийское посредство (заимствовано из формы косв. падежа āmsi?). 3. baγyš 'подарок', в составе baγyš-la- 'дарить, наделять', с МК, KB, в этой фонетике в тур., аз., турк. baγyš-la-, гаг. баашла- 'дарить, посвящать' ; тат., башк. багыш-ла- 'посвящать, предназначать', кум., балк. багъышла-, ног. багысла-, ккалп. багышла-, каз. багышта- 'дарить, посвящать' (ср. бауыр 'печень'), кирг. багышта-, узб. bayis-la- 'id.', нуйг. beγiš-la-'посвящать, предназначать', beγiš 'посвященное; мешочек с пшеницей нового урожая, хранящийся до следующего, якобы способствует получению обильных хлебов'; ср. также отдельные заимствования из новоперс. бахш. EDT 321-322, VEWT 56. В Сибири нет. В таком виде и значении - должно быть из согд. будд, bγš- 'дарить, наделять' Gharib 2593, Расторгуева - Эдельман 2: 47, 56 (существительное в тюрк. - обратное словообразование?), ср. пехлеви baxs-, хот.-сак. büşş- < ав. baxs- Bailey 300. По крайней мере в ногайской группе формы должны объясняться как литературное заимствование из тюрки (исконное g интервокальное должно было перейти в w или дать стяжение). 788 4. *tamu-g 'ад': с др.-уйг. маних., будд, tamu, крх.-уйг. tamu МК, QB, форма tamug первый раз появляется в стихе QB: iki ev jaratty bu xalqqa qamuγ / biri aty uemaq biriniŋ/ tamuγ (с передачей морфологических форм) 'он создал два жилища для всех этих народов, одного имя - рай, другого же - ад'; здесь синтаксически возможен винительный определенный падеж на -g, который, к тому же, рифмуется с предыдущей строкой. В Tfs уже Dat. tamug-ka, так же чат.; ст.-осм. tamu может быть фонетически рефлексом tamug. В новых языках: *tamu: алт., тел., шор. (Р), тув. tamy; *tamug: тат. tamug (явное заимствование из тюрки), башк. tamuq (также из тюрки), каз. (Р) tamyq (из тюр ки), узб., уйг. tamuγ. Чув. tamъk < кыпч. < тюрки. Тур. tamu, турк. tamu могут равновероятно восходить к обеим формам. TMN 2, 568-569, Федотов 2, 169-170, VEWT 460, EDT 503. Чув. > мар. тамык. Др.-уйг. заимств. в монг. tamu.Тюрк. заим. из иран., скорее всего, согд. tam (имя с /-основой, в форме вин. пад. - tmw) Gharib № 9588 (ср. еще хорезм. tam < авест. tVmah), производные прилагательные ('адский'): № 9591 tamik, № 9604 tamik, № 9605 tamenu. По-видимому, источником *tamu послужила форма вин. падежа, a *tamug - одно из λ-производных; приходится согласиться с предполо жением Клосона о заимствовании в разные тюркские диалекты разных форм. Кроме того, все сибирские формы могут быть монголизмами. 5. *uštmak 'рай' (народная этимология перестраивает его как имя по глаголу *иё- 'летать'): с MK иётак, QB, Tfs uštmax, иётак, позже только формы типа иётак. В новых языках: тур. иётак (по свидетельству Клосона, не представлено в османском 19 столетия, но введено младотурецкой реформой как якобы исконная замена арабизма Sanna), турк. иётах и иёта,кар. uemag, башк. диал. ogmaq, каз. (Р), кирг. иётак, узб., уйг. uemaq. В Сибири отсутствует. См. ЭСТЯ 1974, 614, EDT 257, TMN 2, 12. Заимствовано из согд. 'wstm'x, ustmax Gharib № 2008 < авест. vahistVm-ahum, букв, 'лучший мир', ср. ср.-перс. wahist, перс, bihist 'рай'. 6. Рунич., др.-уйг. ман., будд. symnu 'злой дух' EDT 868 < согд. smnw, хр. symnw Gharib № 9293, < ав. AngroF mainyü, пехл. Ahriman. 7. Др.-уйг. ман. b/pašyq 'гимн' EDT 378 < согд. p'šyk Gharib № 6515 8. Уйг. маних., будд, ajun 'жизнь, существование, мир; перерождение', МК 'мир' ('al-dunjā), = КБ, Tfs, IbnM, чаг. (Абушка), хорезм.-тюрк. (Кутб, Мухаббат-Намэ), позднее заменяется на араб, заимствование dunjā. Из согд. ažun [''žwn] 'child, existence, life' Gharib № 431. По свидетельству Клосона, в пореформенный совр. турецкий acun 'вселенная, мир, космос' попало по ошибке, в качестве исконно тюркского слова ради замены арабизма dünya (EDT 28, VEWT 33). 789 9. Крх.-уйг. eref 'bliss, happiness' КБ: Клосон (EDT 200) связывает с рядом форм в тюркских средневековых памятниках и современных тюркских языках. Но только формы из КБ могут восходить к согд. ryz/z 'хотеть, желать, требовать' Gharib № 8673, 8676, при неидеальном соотношении значений. Остальные связываемые с данной статьей EDT формы имеют, по-видимому, разное происхождение: МК, Tfs erine 'счастье, удовольствие; поворот судьбы', как предполагал Рясянен (VEWT 47), может быть связано (будучи нормальным отглагольным именем) с монг. *еп- 'искать, стремиться, хотеть, просить' (БАМРС 4,437); встречающиеся в ряде современных языков рефлексы *yrys 'счастье, удача', скорее всего, связаны с тюрк, глагольным корнем *уг-, см. ЭСТЯ 1974, 666-667, EDAL. 10. Др-уйг. будд. suburgan 'могила', МК 'курган, языческое кладбище' EDT 792 из согд. *zmry'n. Из уйг. заимствовано в монг. халха suvraga 'надгробная пирамида', из монг. в тув. suvurga, suurga 'башня, шпиль'. Этимология принадлежит В.Хеннингу (Transactions of the Philological society, London 1945, p.157). 11. Др.-уйг. маних. didim 'венец', крх.-уйг. didim 'венок невесты' МК. В новых языках нет. Из др.-уйг. заим. в монг.: письм.-монг. udim, халха titem 'корона; элемент графики: зубец с коронкой' БАМРС 3, 209. Из согд. δyδm < греч. διαδημα. EDT 456. 12. Др-уйг. будд. μιδικ 'мирянин' EDT 765 < согд. myδ'kk 'мирской' Gharib №5589. 13. Др.-уйг. будд. и маних., затем МК 777 nom 'закон, учение' из согд. nwm Gharib № 6138; согд. из сир. nwm, как манихейский термин. Ср. ср.-перс. namag 'книга, буква' (собственно иранское по происхождению) CPD 57. Из др.-уйг. заимствовано монг. nom: письм.-монг. nom, халха nom 'книга, учение', бур. nom 'книга; грамота', оттуда в тел. nom 'закон', тув. nom'книга'. 14. Уйг. будд, üjек 'буква, иероглиф, слог', üzik, üsik, MK üjük 'буква, алфавит', куман. ušuq 'написание', ср.-кыпч. (Хоутсма) üšük'перо'. Очевидно, < согд. užak 'буква' ['wj'k] Gharib № 1893 (? < др.-кит. dzyiy, см. EDT 24, VEWT 525). Уйг. (?) > монг.: письм.-монг. üsüg, üjüg, халха üseg, üzeg 'буква, литера', 'перо для писания'. Новые языки: галт. üzük bieik 'монгольское письмо', тув. üjük 'буква' - очевидно из монг., возможно, отттуда же тур. диал. анат. üzük 'буква' EDT 24. Тат., башк. üjek 'слог', скорее всего, восходят к тюрки, т.е. языки унаследовали слово через литературную традицию. 15. Др-уйг. будд. kegde/kagda 'бумага' EDT 710. Из согд. k'γd' [kаγdа] Gharib № 4632. Неясным остается способ адаптации по ряду (долгие гласные в согд.!), но ср., возможно, согд. k'γdy'k [kаγdyak/-dek] 'бумажный' Gharib 4635. Cр. перс. kаγiδ. Ср. койб. kegde 'плотная бумага' Р - возможно, из монг., ср. халха хэгд 'сафьян с золотыми узорами' БАМРС 4, 204 (через “пергамен”?). 16. Др.-уйг. гражд. bun в bun sany 'базовое число' (в астрономическом контексте) EDT 347 < согд. bwn mrγ 'то же' Gharib № 2915 (само согд. выражение, видимо, основано на заимствовании из ср.-перс, ср. согд. bwn 'дыра, яма', ср.-перс. bun 'база, основание, дно' CPD 20, хсак. buna 'дно, глубина' Bailey 297). 790 17. Др.-уйг ман. и будд, čaxš'apet 'командир' EDT 412 < согд. čyšpδ, = парф. čγš'byδ из скр. siksapada Gharib № 3315. 18. *sandyγaè: крх.-уйг. sanduwaè, sondylaè (МК), sanwaè (QB); ср.-уйг. sanduwaè (IbnM, Rbγ), sandylaè (IbnM); хрзм.-т. sanduwaè, zandawaè (ХШ); чат. sandalae, sandulae (Sangl.); кар. Κ., Τ., тат. диал. sanduγae, башк. handuγas', каз. sanduγas; алт. sandyγas, тел. sandyq. Значения: 'соловей' - в большинстве источников; 'жаворонок' - алт.; 'какая-то маленькая птичка' - варианты с -/- в крх.-уйг., ср.-уйг. и чат. См. VEWT 401, 436, EDT 837, ЭСТЯ 2003, 190-192 и цитированную там литературу. Слово представляет собой старое заимствование из согдийского znt'wč, букв, 'певец', ср. согд. znt'wčh 'mрγ''певчая птица' Gharib № 11362 znt'wčh 'певец') и целую серию синонимов, имеющих в своем составе zand 'песня' и сохранившихся в персидском: zand-xa:n, zand-va:f, zand-la:f и т.п. - см. Benveniste E. Mots voyageurs en Asie Centrale // JA CCXXXVI 1948, fasc. 2, 184. В ряде случаев оно подверглось народной этимологизации с попыткой выровнять морфемный состав слова по образцу тюркских производных имен. Возможно, тел. sandyk (обратное словообразование по отношению к расцененной как уменьшительное на - yas форме sandyγaš) послужило источником заимствования эвенк, сондоку:н 'птичка' ССТМЯ II 110, но скорее эвенк. слово следует связывать с монг. формами: ср. халха сонд 'разные виды овсянок', письм.-монг. sondi, возможно, связанные с др.-уйг. Похоже, что это еще один пример действительно раннего согд. заимствования не только в “литературный” язык (возможно, в праязык “остаточных” тюркских языков; впрочем вполне возможно, раздельного в разные диалекты) (In the name of the Attila's pra-pra-grandson Boyan-Chelbir “ Sandugach”, Gr. Sindilh, probably from Shan Talgau, the eponymyc Slav. Solovey, ruled 535-590, the nickname “ Sandugach” may be the word's first written record dated by 6th c. AD, among the Bulgar Huns. Both forms of his name, Sandugach and Boyan, were in the Bulgarian folklore, and were absorbed into the Rus Slavic folklore). 19. Др-уйг. мед. туškyč 'кошка' EDT 772. Эта древнеуйгурская форма (гапакс) вполне обоснованно считается заимствованием из согд. mwškyšč 'дикая кошка' (Gharib №5561: < *muša-kuštar, т.е. 'мышеубийца'). 20. Др.-уйг. маних., будд, tarka, terke 'горький' (о боли) EDT 539 < согд. tarγ [trγ] Gharib 9643 'sharp, hard, fierce', ав. tiγra 'острый, горький', хсак. ttra- 'горький'. Неясна связь с этим согдийским заимствованием крх.-уйг. tarka, talka 'незрелый (плод)' МК, = перс, talx 'горький'. 21. ?? Др.-уйг. будд., христ., гражд., крх.-уйг. МК, QB, хор.-тюрк. (Огуз- каган) šük 'ш-ш-ш' EDT 867. Сохраняется в нуйг. По Benveniste JA 236, 2 (1948), с. 184, из согд. swk'молчаливый, безмолвный' Gharib № 9352.
    1 балл
  7. б) “Хозяйственно-экономические” заимствования: 22. ОТ *borè 'долг' см. ЭСТЯ 1978, 196-197 (ср.-кыпч. - KW, At-tuhfa, ср.-уйг. - Бор.ЛТ, IbnM, ср.-огуз. - Мел.АФ). СИГТЯ 1997, 338. Чув. диал. purъs 'долг' (Ашм. IX 305) не обязательно свидетельствует о пратюрк. характере слова, ср. тат. бурыч, башк. бурыс, пересчетом с которых может быть чув. форма. Остальные встречаемости — во всех огуз., кыпч., карлук. языках. В Сибири нет. <= согд. pwrc < *partu-č < *prti 'loan' Gharib 8202, cf. авест. pVrVθa- 'Strafe' Barth. 892. Как будто, единственная возможность этимологизации тюркского слова. 791 23. Крх. maraz 'наемный работник' гапакс МК EDT 772, из согд. maraz Gharib №5418 то же. 24. Др.-уйг. (будд.) kand, крх.-уйг. kand (МК, QB); ср.-кыпч. kent (KW 138), känt (Houts. 99, Abû H 45, Tel. 314); чаг. kend (Pav.C 489); ст.-осм. kend ( TS VI 412); тур.диал. kent(Aks.Gaz. 447), турк. kent; кум. gent; ккалп. känt; каз. устар. kent; узб. диал., уйг. диал. kant (Абд.Хор.Ш. 55); см. ЭСТЯ 1997, 44, EDT 728a; Doerf. III № 1705 (670); СИГТЯ 1997, 494. В Сибири не представлено. Семантика: 'село, селение' - ср.-кыпч. (Houts., AbûH), чаг., тур., диал., турк., кум., ккалп., узб. диал.; 'город' - др.-уйг., крх.-уйг. (по объяснениям МК, 'деревня' у огузов и 'провинциальный город' у прочих тюрок; в восточных провинциях город называется кап), ср.-кыпч. (KW), ст.- осм. (TS). Тюрк. слово из восточно-иранского, представленного согдийским кпе 'город' Gharib 4770 (ягн. kant), хсак. kantha- 'город' Bailey 51, осет. kaent 'здание' Аб. 1, 579, пушту kandai'квартал' (с уменьш. суфф.). Прочие иранские формы (ср.-перс. kand как часть топонимов, восточно-новоперс. kand 'деревня', белудж, kant топоним; также др.-инд. (Панини) kantha-),видимо, должны считаться восточно-иранскими заимствованиями, по культурно-историческим причинам, скорее всего, согдийскими. По-видимому, согдийское же происхождение должно быть принято для тюрк, слова (сакские заимствования в тюрк, языках устроены иначе, см. ниже). 25. Крх. beeküm 'порог, крытый вход', гапакс МК EDT 295, см. Doerf. 2 № 722. По Benveniste JA 236 из согд. ptšknp [patškanp] Gharib № 7925, ср. другие формы: хорезм. piekaba'стена' Фрейман Хор. 104, арм patšgamb 'покой, зал' из ср.-перс. pdyšknb 'комната'; из др.-ир. *patiškamba, ср. авест. fraskmba 'балка, прихожая'. Bayley 413. Новоперс. bačkam (скорее всего, из тюрк.), paškam 'летний домик; вход, зал ожидания', последняя форма, видимо, сама из согд. 26. Крх. borduz 'огород' гапакс МК EDT 359. Видимо, из coгд. pardez 'сад' [p'rdyz] Gharib № 7103? Ср. ав. pari-daeza, перс. paliz > Ar. faliz; тадж. полиз 'бахча'. Нерегулярное отражение согд. а долгого как о может быть обусловлено слегка более поздним заимствованием из местного варианта согдийского? 27. Др.-уйг. *baγ 'сад' (первоначально 'виноградник', bag borluk парное слово в буддийском покаянном тексте; отметим, что второе слово сочетания, собственно 'виноградник', произведено от bor 'вино' 241 с помощью суффикса Nominis loci, см. EDT 311, ДТС 77, итак, виноградник - чуждое явление для тюрок?), MК, QB, в новых языках - во всех потомках “общетюркского”, кроме сибирских (VEWT 55); но, собственно говоря, для огузских возможно сепаратное заимствование из новоперсидского. В чув. полукалька из тат. pax ulmi'садовое яблоко' (тат. bag alma). Впрочем, тат. bag имеет помету “книжное”, так что, возможно, в северо-кыпч. заимствование пришло через литературный язык. Ново-перс, ср.-перс. или согд.? (пехлеви, согд. baγ Horn 39, Gharib № 2447, Расторгуева - Эдельман 2, 52). 241 Это слово (не сохранившееся за пределами тюркских средневековых литературных языков) обычно также считают заимствованием из ср.-перс. (см. EDT 354) bor, которое, однако, засвидетельствовано только в значении “рыжий” — см. CPD 19. Не является ли оно в действительности “булгарской" параллелью к общетюрк. *böza (ЭСГЯ 1978,173-175)? (This appear to be quite a word. from Türkic word for “bagasse” böza, Tat., Tobol. boza, Chuv. peraqa => New Greek τειπθρο and Hung sopro “bagasse”, and Türkic bor “wine” => Türkic baγ “vineyard” => Türkic baγ “garden” => Türkic baγcha “small garden”' => Türkic baγcha “melon and watermelon garden”, Chuv. pax “garden” and Sogd., Pehlevi, Middle Pers. and New Pers. baγ “garden” [Фасмер, 4, 315]). 792 28. Крх. baδič 'подпорка для виноградной лозы' гапакс MK, EDT 300, ср. нперс. wayij, тадж. wo'iš (эти формы определенно являются согдийским заимствованием, согд. слово должно быть производным, восходящим к ав. vaetay- 'лоза' Barth. 1314). Sogd. форма у Гариб не зафиксирована, но она была бы наиболее вероятным источником тюркского слова с фонетической точки зрения. 29. Крх. kenbe 'какое-то растение' гапакс MK (ганчакское), Cl. EDT 727: prob. Iranian. Ср. согд. kynp' *kenba, сак. kumba 'flax' Bailey 62 (< *kanaba, бродячее слово, в основном для конопли, подробно см. Bailey 51-52, Стебл.-Кам. НКР 63-64). Тюрк, форма соответствует практически точно согдийской по фонетическому облику. 30. Крх. zargunčmud 'тип базилика' гапакс MK, EDT 989, < согд. zrγwnč 'зеленый' + mwrt' 'myrtle' Gharib № 11402, 5535. См. Benv. JA 236, 2, с. 184. 31. Крх. čat 'источник' гапакс МК EDT 401 из согд. č't 'источник' Gharib 124, ср. хсак. tcаta 'озеро, лужа' Bailey 138, осет. cad 'озеро', ср.-перс. (зор. пехл.) čаh, н.-перс. čаh 'источник' (тюрк, форма точно соответствует согдийской по форме и значению). 32. *čykyr, *čykry 'механизм, использующий колесо: водоподъемное устройство, блок, колодезный ворот, прялка и пр.': с МК (čygry 'мельничное колесо, водяное колесо'; kök čygry'небесный свод' EDT 410). Во многих языках - новоперсидское заимствование того же корня (čаrх). В данной фонетике слово должно быть из согд. сγ/хr 'круг, колесо' Gharib 3180 (< авест. čахrа-, см. иран. формы в Аб. 1, 288, Расторгуева - Эдельман 2, 248-250, что делает излишним предположение о заимствовании из индийского - Менгес ВЭ 182). Рефлексы согд. заимствования в новых языках: тур. čykryk 'мельничное колесо, водяное колесо', кар. К. чыгъырыкъ 'кольцо', тат. чыгыр 'блок, ворот, чигирь', ног. шыгыр 'катушка', каз. шыгыр 'ворот', ккалп. шыгыр 'чигирь', шыгыршы ('прибор для очистки семян хлопка', кирг. чыгырык 'ручная машина для очистки хлопка от семян; барашек; что-либо вращающееся в форме колеса', узб. чигир 'чигирь', чигири ('ворот, прокатный стан, машина для очистки хлопка', уйг. чигири( 'ворот'. TMN 3, 72, VEWT 108 (вопреки Рясянену, тел., галт. чыйра-, ног. шыйра-, каз. шира-, узб. чийла-, чийра- 'скручивать, ссучивать нитку', кирг. чыйрак 'скрученная нитка' - не к этому корню, ср. приведенные выше формы, см. EDAL, тюрк. *čyg- 'to tie up' ). В Сибири, таким образом, не отмечено. 793
    1 балл
  8. Это отговорка. Есть конкретные данные лингвистов про заимствование этого слова из китайского. Приведите мнение иных лингвистов, раз Вы так уверено пишите о расхождениях во всех вопросах. Добавлю сюда же, хоть и оффтоп, данные по слову "кент", котооое тоже Вы считаете исконно тюркским: СИГТЯ 796-797
    1 балл
  9. Ув. Ермолаев, выбирая путь поиска созвучий вы, по моему, делаете поспешный вывод. На мой взгляд сперва следует определиться, какая начальная гласная присутствовала изначально в татарском названии Китайской стены - либо Ö, либо О. От этого зависит дальнейшее выявление этимологии, потому что та или иная гласная могут дать совершенно разные значения в тюрко-монгольских языках. Как известно, тюрки шато или белые татары получили свое новое название "онгут" по своей роли по охране стены. И судя по известным нам источникам племя именуется - онгут, онгуд, онхуд, унгут, энхуд. Можно предполагать, что начальная гласная О. Отсюда моя версия. В тюркских языках слово "онгы-онгу" означает юг, южную сторону, тогда как "солгы-солгу" северную, левую сторону света. Тем самым "Онгу" могло означать стену на юге страны (Могалистана). Думаю образования таких названий как Тибет, Тангут и других похожи: Тангут (танг - рассвет, тангут - страна на востоке, страна восходящего солнца) Тобут (тобе - вершины гор, тобет - страны высоких горных вершин) Мангут (манг - вечный?)
    1 балл
  10. Нет уж, это вы заявили, что Сартак и Бату, проживавшие горадо западнее и имевшие ставку на Волге, поперлись на Павлодарские озера соль добывать. Так что обоснуйте. Про калмаков - для вас это чудища из сказок, которых вы, начитавшись книжек разных авторов, начали считать монголоязычными ойротами, а для кош-агачских и монгольских казакбаев мы всегда были ими. С кем схожи наши роды? Большая часть сходна с тувинскими и кыргызскими. Про телеутов правобережья Иртыша - почитайте, можете просто тупо погуглить и узнать, где находилась ставка их правителей. Подкину еще подсказку - именно у телеутов прятался принц Алей, сын Кучума, по его имени и названа река Алей впоследствии на ней построен город Алейск.
    1 балл
  11. За дефицитом времени вкратце. Как я ранее писал здесь Муканов и Востров писали. что адайцы с др алшинами вместе с К и Жан пришли в Могулистан.(это подтверждается названием около 20 адайских подродов среди нынешних дулат) Через определенное время адайцы через туркестан уходят на запад. К тому времени пастбища были заняты и им приходится вместе кочевать с туркменами на Мангышлаке. Мунал-моголы , в т.ч балыкшы (могулистанские) пришли с ними. Заняться их генетикой- дело ученого Сабитова
    -1 балл
  12. «1723 г., декабря 12. - Грамота императора Петра I калмыцкому хану Аюке о подготовке к отражению ожидаемых набегов казахов на приграничные российские селения и города. " И где здесь 1720 год, А-кайгы! Давайте договоримся. Поскольку Вы не ученый, (ученый не торчит целыми днями на сайтах. и не делает такие грубые ошибки) Вы уберете свой менторский тон, Бред-не бред и т.д. Вы такой же юзер как и мы. У важайте коллег
    -1 балл
  13. Дорогой кылыш! Нельзя так утверждать 'ВСЕ наши неск. сотен тысяч алимулы произошли от одного мужчины, жившего позже похода Джучи на Лесные народы'. М.Посмотрите открытые базы АЛАШ, FTDNA Там Вы увидите Алимулы с гаплогруппой не с С-М48, а С-М217. Я помогал своему другу тестироваться Y-37. Он алимулы-шекты-тлеу- алдеберлы. Он тоже оказался М217, т.е. наш общий предок жил далеко-о-о чем 600+200 лет. Другой Тлеуец - с гаплогруппой J. Я знаю шомекейца тоже С-М217. Примеров куча
    -1 балл
  14. они все же два разных человека Кылышбаи в совершенстве владеет каз.языком, а он нет
    -1 балл
  15. Судя по тому, что Кылышбай писал: "2. все мы тут естесственно не первый день интересуемся поп. генетикой и осознаем что могут быть кырме, туристы и т.д." я не думаю что "Кылышбай в совершенстве владеет каз.языком," Иначе бы он понимал смысл слова кырме. "Кірме– ата мекенін тастап басқа елге, руға, ортаға келіп қоныстанған адам, топ, отбасы немесе ру. Басқа елге қоныс аударған кісілер, сол жұртпен ағайын-туыстай араласып, сіңісіп кетеді. Бірақ олар ру шежіресіне қосылмай, Кірме атанады". Важно последнее предложение-" но они (кырме) не могут быть включены в состав шежире рода, они называются кырме"
    -1 балл
×
×
  • Создать...