Перейти к содержанию

Лидеры

  1. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      28599


  2. Вахит 999

    Вахит 999

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      208


  3. Samtat

    Samtat

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      4611


  4. Peacemaker

    Peacemaker

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      9696


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 09/07/16 во всех областях

  1. Амыр-ла!Означает ли это,что старомонгольский язык был тюркским?
    2 балла
  2. http://www.youtube.com/watch?v=Q0pz0sTpo8o&list=WL&index=13 С 4.50 тувинский ученый рассказывает о кыргызах..Кстати сам он тоже из рода кыргыз и говорит,что представители этого рода очень много в Тыве..Центр и северо-восток Тывы.. P.S. Кстати,герб очень напоминает наш национальный флаг..
    2 балла
  3. http://www.youtube.com/watch?v=tiJXMz2jHpA&list=WL&index=11 Улак тартыш или кок-бору(козлодрание)
    2 балла
  4. Новичок 496628 Uigur G-M201 14 22 15 10 16-16 11 12 11 12 10 28
    1 балл
  5. Думаю нет. Но ей могут переводить
    1 балл
  6. https://vk.com/topic-41267414_34217573 Формат ВОРД, для удобства можно конвертировать в ПДФ.
    1 балл
  7. Плодородная долина Орхона с древних времен была центром империй поочередно для жужаней, уйгуров, монголов. Карабалгасун, - развалины столицы (8-9 вв.) Уйгурского каганата, называвшейся Орду-Балык, завоеванной и сожженной енисейскими кыргызами в 840 году. Развалины города Орду-Балык, ныне орхонский Хара-Балгас (Хар балгас, Карабалгасун) находятся к северу-западу от монастыря Эрдэнэ-Зуу. GPS 47°25'51.54"С 102°39'40.86"В. Уйгурия в степях Монголии была сокрушена в 840-847 гг. енисейскими кыргызами. Уйгуры были вынуждены уйти на запад с смешались с местным населением Турфана, Карашара и Тучи. Новое уйгурское ханство простиралось от Восточного Туркестана, главным городом которого был Бишбалык, развалины которого находятся около Гучена, до озера Лобнор. В 874 г. новое Уйгурское государство было официально признано Китаем. Развалины Хара-Балгаса впервые описали русские путешественники Н. М. Ядринцев (1889) и В. В. Радлов (1891). Системные археологические исследования Монголии начались с 1886 года, когда восточно-сибирский отдел Императорского русского географического общества снарядил, под начальством Н. М. Ядринцева, экспедицию к верховьям Орхона, чтобы проследить движение колонизации к нашим границам и произвести наблюдения над кочевым бытом монголов. Экспедиция, в составе 5 человек, вышла в июне 1889 года из Кяхты в долину Далахн-Тола. На пути были найдены развалины дворца Ирхе-Мергень-хана (XVI в.) и многие другие. Самые интересные находки были сделаны в 50 верст к югу от Усей-Нора и у монастыря Эрдени-Цзо. Развалины Хара-Болгасуна, в первом из названных мест, оказались остатками города, обнесенного глинобитной стеной, и дворца. Близ дворца найдены были два памятника, представлявшие собою обелиски в 350 см.; на обломках их ясно были видны барельефы, изображающие как бы сплетшихся драконов, чешуя которых была покрыта теми же руническими письменами, которые были открыты раньше и в Минусинском крае, на берегах Енисея. Двигаясь далее, экспедиция открыла остатки построек, множество могильников, следы ирригации, гранитные выдолбленные желоба. Выдержки из сборника трудов Орхонской экспедиции в 1891 году. Д.Клеменцъ. В сборнике подробно описывается все развалины, остатки сооружений и т.д. Обработка к современному русскому языку (Е.Кулаков). ... Эти развалины расположены между реками Джирмантаемь и Орхоном; расстояние крайних построек Балагсунь от Орхона 2 версты, от Джирмантая теперь 1 1/2 версты. Раньше русло реки подходило ближе к Балгасун. Эти протоки приняли было за искусственные каналы; но этому противоречит самый характер этих высохших каналов... к северу , востоку и юго-востоку ее окружают широкой каймой болотистые луга... В дождливое лето через эти болота почти невозможно перебраться... ...От большинства построек сохранились только валы, кучи щебня, остатки кирпича, кое-где каменная плита, обломки кирпича или черепицы... ...Валы, окружающие постройки, вытянуты с востоко - юго-востока на запад - северо-запад. Они образуют почти правильный прямоугольник с выступом на западной - северо-западной стороне. Выступ этот окружен особым валом и образует замкнутый прямоугольник. Против этого четурехугольника с внутренней стороны высокий выступ, а напротив выступа внутри двора остатки высокой башни. В восточно - юго-восточной стене видны следы ворот... Вдоль юго-восточной стены видны остатки семи, вдоль северо-западной шести маленьких глинобитных сооружений - сурбаганов... В. Радлов: «Развалины Хара-Балгасун, уйгурского города занимают обширную площадь в 8 верст длины и здесь видны ряды более или менее значительных холмов и образующих ряды улиц, канавы или рвы и валы, на которых везде разбросаны куски черепиц и кирпичей и обтесанные гранитные плиты – пьедесталы мелких памятников и т.д., но самые тщательные розыски нигде не показали плит с надписями. На востоке, ближе к Орхону, в шагах 150 находятся развалины древнего дворца. Между ними находятся развалины громадного памятника из гранита, вдребезги разбитого варварским способом. Китайская надпись на нем относится ко 2-ой половине VIII в. и гласит: в честь мудрых гражданских доблестей и необычных военных подвигов хана 9-ти уйгурских фамилий Айдень-ли-ло-гу-ло-ли-ши-жэ-йой-лу. В послевоенные годы интерес к МНР во многих странах резко возрос. Увеличился поток посещающих ее ученых. Нередко она становилась местом проведения международных конгрессов, конференций, симпозиумов. В этот период в МНР проводили исследования несколько больших международных экспедиций. Первой среди них была Советско-монгольская археолого-этнографическая экспедиция, возглавлявшаяся С. В. Киселевым. Она работала в 1948 - 1949 годах. Отряд под руководством профессора С.В. Киселёва и Х. Пэрлээ, который, проводя раскопки Каракорумаа и Хара-Балгаса выявила торгово-ремесленный квартал и остатки дворцов. С. Киселев: «Особенно велика была столица Уйгурского ханства – современные развалины Хара-Балгас на р. Орхон вблизи древнейшего монастыря Монголии Эрдэнэ-Дзу. Раскопки в крепости Хара-Балгаса обнаружили остатки дворцовых зданий и многоэтажной цитадели, украшенных оригинальным орнаментом и черепицей с явным воздействием культуры танского Китая. Вокруг города располагались сельскохозяйственные угодья, земли которых орошались по каналам. Особый квартал в городе занимали храмы. Раскопки явно установили гибель города от пожара, возникшего, очевидно во время захвата столицы Уйгурского ханства войсками енисейских кыргызов». В 1949 году советско-монгольской историко-этнографической экспедицией (рук. С. В. Киселев) был снят план города и проведены раскопки. Внутри крепости обнаружено дворцовое здание, на вершине цитадели - многоэтажное здание, в самом городе - дом ремесленника по металлу. На всей территории Хара-Балгаса была найдена уйгурская посуда 8-9 веков. Сохранились следы разрушений и пожара. К югу от крепости выявлен комплекс храмовых зданий и примыкавший к нему с востока квартал, по-видимому, имевший отношение к уйгурским каганам; здесь была найдена гранитная стела, увенчанная рельефным драконом, с надписями (уйгурской, китайской и согдийской) в честь одного из уйгурских каганов 9 в. Повествуют они о доблестях шести правителей, где упомянуто имя Алп Кутлуг Улуг Бильге кагана, правившего страной в 745 г.
    1 балл
  8. Башкирский верховой охотник с соколом. Русская гравюра 1-ой половины XIX в. Рубо Ф.А. Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра III. 1880-e Р.Н. Рахимов "Башкирские беркуты на царской охоте". В 2003 году в Государственном историческом музее в Москве проходила выставка «Царская охота: из истории императорской охоты в России», на которой была представлена в числе множества других экспонатов картина «Соколиная охота в честь коронации императора Александра II». Сюжет и все изображенное на этом полотне имеют прямое отношение к истории Башкирии. Сохранившиеся архивные документы из фондов Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан и архива Уфимского научного центра РАН позволяют нам глубже проследить канву событий, легших в основу этого полотна.
    1 балл
  9. Неподдельный интерес гостей и жителей республики Тыва на IV Международном фестивале войлока «Узоры жизни на войлоке» вызвали мастера из Кыргызстана, принимавшие участие в фестивале впервые. В первую очередь привлекала к себе внимание, установленная на площади Арата, настоящая войлочная юрта природного белого цвета, обшитая узорами из черной кожи. Внутри она была вся увешана коврами и картинами. В течение всего фестиваля она вызывала восхищение публики, и ответ на вопрос «Кто получит главный приз конкурса на лучшую юрту?» был очевиден: конечно же, Кыргызстан! Так оно и вышло. Председатель благотворительного фонда «Кыргызская юрта» Бейшенбек Жумашалиев внес свое предложение министрам культуры и сельского хозяйства Тувы об обучении четырех мастеров из Тувы секретам изготовления войлочной юрты по традициям предков в Кыргызстане. Участница конкурса по войлоковалянию из Кызылского кожууна Азияна Дондук в беседе посетовала на то, что раньше настоящие тувинские юрты были такими же, как у киргизов: «В детстве я помню, что и у наших юрт были такие же войлочные двери, открывающиеся кверху. По веяниям монгольской моды мы начали чересчур модернизировать свои юрты. В современных юртах начали даже окна появляться и покрываются они брезентом и даже белой полиэтиленовой пленкой. Киргизы молодцы, что не забывают своих традиций». Приехала киргизская делегация в составе шести человек, среди которых были мастера по изготовлению уникальных ковров, кукол, картин, сувениров из рогов архара и мастера по вышиванию национального кюстюма. Кыргызский национальный чапан – традиционный халат – из королевского бархата пользовался большим спросом у посетителей выставки. Весь запас раскупили в первый же день. Демонстрируя свои экспонаты Бейшенбек с гордостью рассказывал: «Этот ковер войлока – победитель фестивалей в трех странах – Франции, Германии и Японии. А этот ковер тоже уникальный. Видите эти стежки? Они называются волчий зуб. Их сложно наносить, но они очень красивые. Это ковер уже купило Министерство культуры Тувы. А вот это панно, если натянуть на раму, будет краше всякой картины». Было видно, что этот человек просто влюблен в свое ремесло: «У нас 22 и 23 августа тоже будет Международный фестиваль войлока. Вы тоже непременно приезжайте. Ведь такой фестиваль войлока во всем мире проходит только в двух местах – у нас и у вас. У нас будет проходить на берегу Иссык-Куля, это очень красивое озеро. В фестивале, который проводится у нас в пятый или шестой раз соберутся 17 стран!». Действительно, в селе Кызыл-Туу Тонского района Иссык-Кульской области 22-23 августа пройдет Международный фестиваль «Кийиз дүйнө» («Мир войлока»). Но проводится он во второй раз. Как сообщают организаторы - общественный фонд «Мин кыял» - фестиваль посвящается кыргызской традиции «Кыз узатуу», во время которого продемонстрируют все обычаи, обряды, связанные с ним. Кстати, село Кызыл-Туу Иссык-Кульской области считается родиной мастеров по изготовлению юрты. Второе место в конкурсе на лучшую юрту получил Дзун-Хемчикский кожуун, а третье – Улуг-Хемский кожуун. Ссылка http://www.tuvaonline.ru/2013/08/19/na-mezhdunarodnom-festivale-voyloka-v-tuve-pervoe-mesto-zavoevala-yurta-iz-kyrgyzstana.html
    1 балл
  10. Константин Куксин о поездке в Кыргызстан! С 16.00.мин.рассказывает о кыргызских юртах и сравнивает кыргызскую и монгольскую юрту..
    1 балл
  11. Лишний раз убеждаюсь,насколько схожи культура кыргызов и казахов.. Кстати жаулык(по кырг. жоолук) у нас называют обычный платок(косынку)..
    1 балл
  12. Головной убор похож на элечек.. или это и есть элечек?
    1 балл
  13. Не надо ля-ля, это общеизвестная китайская транскрипция, не терпящая звука "р"! Где же утверждение Гура и его друзей, здесь и в дургих темах, о "ТОМОР" - ЖЕЛЕЗО??? Ну??? Не надо вводить в заблуждение, вы же не китайцы, должно быть "Томоржин"! МӘҢГІ КӨК ТҮРК ЕЛІ :tw1:
    -1 балл
  14. Мне кажется более привязанным к тюркским диалектам, в особенности, к казакскому: БӨРІ ЖИЕН или БӨРЖИГИН - волчий племянник. Отсюда моя версия о том, что род Чингизхана по отцовской линии является Жиен - племянниками тюрков-бөрі, если уточнить по-казацки, то сын дочери тюрков-волков :tw1: :tw2:
    -1 балл
  15. Одним из основных коньков братьев-монголов является заблуждение об ассимиляции тюрками пришельцев-монголов, причем за каких-то 100 лет. О том, что этого никак не могло быть говорят данные Мухамеджана Тынышпаева по родоплеменному составу казаков на 1917 год: Согласно им, 55,5 % из 100% всего казацкого народа состоит именно из пришлых "татаро-монгольских" родов, как то: керей – 15,33%, найман – 27,66%, конырат – 10,33%, жалаир – 2,16%. При этом надо учесть, что это лишь установленный минимум, более точные данные должны быть намного больше с учетом кереитов в Младшем жузе (в подгруппе Жетыру) и частиц оных всех в составе других родов и жузов. По грубым подсчётам меньшинство (40%) никак не могли поглотить целиком большинство (60%)! Интересно, каковы аналогичные показатели в дружественных Монголии, Бурятии и Калмыкии, если конечно таковые имеются?
    -1 балл
  16. И какой-же тогда Чингизхан кузнец и как его имя связано с железом, если по вашему на халха его имя звучит ТЭМУ-жин, а слово кузнец - ДАРХАН? Куда это "Р" то пропала? Кстати такое звучание имени ВХ на языке халха подтверждает, что все "монгольское" героическое прошлое принято халха лишь недавна из письменных китайских, персидских и русских источников и трудов истоиков, в которых истинное имя потрясателя Вселенной дается в искаженном виде! Настоящее - Темурче/Темурчи (тюрк.). И как все-таки насчет тюркских городов с корнем ТАРХАН (освобожденный от уплаты налогов), возникшие далеко до 12-13 вв.?
    -1 балл
  17. Как Вы считаете, из этого ли ряда Хубилай - Абылай?
    -1 балл
  18. С учетом того, что казахи Китая не являются какой-либо изолированной от остальных казахов группой можно ли предполагать, что старкластер является показателем не "казахов Китая", а абак-кереев и отчасти найманов, составляющих основные тамошние роды?
    -1 балл
  19. Всего лишь о событиях 1990-1991 гг., в частности, о ходе и результатах последних заседаний ВС СССР.
    -1 балл
  20. Не ответили на вопрос, по показателям % состава родов в дружественных Монголии, Бурятии и Калмыкии. Что это, атгаг санаа (хитрость)? И ещё, не надо глупостей что кереит и найман только название государства, ведь смешно!
    -1 балл
  21. Gure, вы кажется мужчина, не подобает мужчине заниматься женским делом - ругаться Докажи делом (фактами)!
    -1 балл
  22. ПОВТОРНО лично для reiche Onkel: И какой-же тогда Чингизхан кузнец и как его имя связано с железом, если по вашему на халха его имя звучит ТЭМУ-жин, а слово кузнец - ДАРХАН? Куда это "Р" то пропала? Кстати такое звучание имени ВХ на языке халха подтверждает, что все "монгольское" героическое прошлое принято халха лишь недавно из письменных китайских, персидских и русских источников, трудов истроиков, в которых истинное имя потрясателя Вселенной дается в искаженном виде! Настоящее - Темурче/Темурчи (тюрк.). И как все-таки насчет тюркских городов с корнем ТАРХАН (освобожденный от :tw1: :tw2: уплаты налогов), возникшие далеко до 12-13 вв.?
    -1 балл
  23. Мусульманоство - я привел в качестве одного из аспектов,наряду с соседством..Те-же афганцы,таджики,узбеки(наши соседи) играют в козлодрание..
    -1 балл
  24. Очередной невольный фольк от вас : алтайцы еще как играют в козлодрание..
    -1 балл
  25. Ув.АксКерБорж,большая просьба к вам,не утрировать мои слова,искажая..Я не говорил,что хакасы прямые потомки ен.кыргызов,а всего лишь предоставил вам факты того,что в 1703 г. не все кыргызы были переселены в Джунгарию и далее в Фуюй,и растворились среди хакасов в виде сеока "кыргыс" и представлены в виде кыргызских фамилий.. В любом случае вы признаетесь в том,что алтайцы играют в козлодрание?
    -1 балл
  26. http://www.youtube.com/watch?v=JxB9FSpYBxk&index=2&list=WL
    -1 балл
  27. Да верно..Казахи - одни из наследников Золотой Орды,наряду с братьями ногайцами,каракалпаками,башкирами,кр.татарами и др.
    -1 балл
  28. Молодцы братья казахи..Даже они знают частичку истории Кыргызов.. http://www.youtube.com/watch?v=QJpvB8WEGQY
    -1 балл
  29. А какие кыргызы тогда соседствовали рядом с хуннами в 201 г. Д.Н.Э.в летописях Сыма Цяня? Я считаю,что это алтайские ойраты с юго-запада..Если быть точнее то с Персии..
    -1 балл
  30. Значит Якудза - это наши потомки
    -1 балл
  31. Они их носят в основном в знаменательные дни..А казахов носящих калпаки или мурак - не видел..даже на праздники..
    -1 балл
  32. Видимо сохранили от своих предков кергуудов в составе калмыков,которых Авляев относит к кыргызам..
    -1 балл
  33. Сиратори обратил внимание на то, что чу встречается в аналогичном значении и в той же транскрипции в сочинении Шэнь Юэ «Сун-шу» («История династии Сун») в главе, посвященной туюйхуням, народу, выделившемуся из монголоязычных сяньбийцев [86, гл. 96, л. 1б]. В уже приводившейся нами цитате о Туюйхуне и Жологуе (см. с. 20) Иналоу на замечание Туюйхуня сказал: «Чу, кэхань», что означает на китайском языке: «Эр, гуаньцзя», причем эр — слово для выражения согласия, а гуаньцзя соответствует понятию «правитель», «император». Сиратори отождествляет чу [53, ч. 1, с. 77] с монгольским dje, выражением согласия, одобрения, и отмечает, что это же слово употребляется в «Сокровенном сказании» в разговоре Бондончара со своим братом Бугу-Хадаги: «Tendeče aqa ino ukulerun: je teyin boesu kerturiyen korču aqa-nar deu-ner eyetolduju, tede irken-i gauluya! Keelduji» (««Ладно! — ответил старший брат. — Но только сначала съездим домой да посоветуемся со всеми братьями, а тогда и пойдем полонить тех людей». [60] Так они беседовали») (перевод С. А. Козина) [15, с. 82]. Здесь монгольское jе переводится словом «ладно». Таким образом, в языке трех народов — сяньбийцев, жуаньжуаней и средневековых монголов — для выражения согласия употреблялось одно и то же слово. чаа I частица 1) ладно, хорошО; пусть; чаа, бар даан ладно, иди; 2) ну; чаа, байырлыг! ну, до свидания!; чаа, силер-даа ону кайын билбес боор силер! ну-у, как же вы его не знаете! ийе частица утв. да; ийе, силерни танып каан мен да, я вас узнал; ср. ийет. ийет частица утв. разг. да; ийет-ийет, силерниң чугаалааныңар шын да, вы правильно сказали; ср. ийе. Я думаю тут вы видите(Тувинский словарь), из сянбийского языка чу (чаа) и ийе (старомонгольское) как согласие до сих пор у нас в разговоре применяется, чем у монгол. Я читал многие ученные локализуют сяньби возле байкала. Как я почитал вашу ссылку, и моему замечанию Шабалов все за уши тянет создавая дочингисовкую историю монгол. Хотя по некоторым словам, дунхуским словам, он правильно пишет. Что интересно что типа Монголы ставят юрты выходом на восток, наоборот Тюрки ставят на восток, а вот Монголы на юг, у нас западные Тувинцы ставят на восток, а южные на юг. И восточный выход это и есть показатель Тюркости. Каган, это слово я соглашусь со своим земляком, Тураном. Каган-ставленник, небесный ставленник, корень слова каг-ставь. Есть еще одно слово хакан, есть в Тувинском языке ха-всеобщий, вот отсюда и слово хакан-всеобщий хан. Повествование о жуаньжуанях начинается записью: «Жуань-жуань, потомок дунху, имел фамилию Юйцзюлюй. [Следует [59] сказать, что] в прошлом, в конце правления императора Шэнь-тоаня, занимавшийся грабежом [вэйский] всадник добыл раба, у которого волосы на голове начинались от линии бровей. Поскольку он не помнил ни своей фамилии, ни имени, его хозяин дал ему прозвище Мугулюй. Мугулюй означает «голова облысела». Мугулюй и Юйцзюлюй близки по звучанию, поэтому впоследствии сыновья и внуки раба взяли Юйцзюлюй своей фамилией» [34, гл. 103, л. 1а]. На наш взгляд, мугулюй — транскрипция двух слов — мугу и люй, причем последний знак, по реконструкции Карлгрена, имел в средние века чтение liwo. Как указывает Б. X. Тодаева [25, с. 346], слова «плохой», «дурной» передаются: в монгорском языке — my, в диалекте минхэ монгорского языка — may, в Монгольском словаре Мукаддимат ал-Адаб — mū, máū, у Н. Н. Поппе в «Квадратной письменности» — ma-un, монгольском письменном — maγu, в дунсянском — мау. Еще одно за уши вытянутая слово лишь бы указать Монгольским))) А это чисто Тувинское слово, гадать не надо))) Ниже из словаря Тувинского))) корень слова мугур-тупой. мугур 1. тупОй; мугур булуң мат. тупОй угол; 2. рОвно, точно; мугур үш шак рОвно три ча­са мугулай тупица, глупец // тупОй, тупоумный, глупый; ср. мелегей I, мирит. Хуннуского Туманя, родившего ему сына. Слово «Яньчжы» = jеh-chi=abetschi, ip� tschi, evci, в 1902 г. К. Сиратори объяснил как тюркское = «жена» [Shiratori, 1902, с. 1-33]. Затем в 1916 г. В.А. Панов попытался иссле- довать слово «яньчжы» = янь-ши=э-ши так- же с позиций тюркского происхождения хун- ну [Панов, 1916, с. 20-28]. В.А. Панов долго и подробно доказывает, почему слово «яньчжы» надо произносить «э-ши» и э-ши будет коррек- тнее и правильнее. Жаль это слово на этом словаре не оказался, но нашел в сетях. эшпи по русский перевод и определение "эшпи", Tuvinian-русский Словарь онлайн добавить перевод Перевод на русский: ба́ба же́нщина жена́ Или на выбор вам Эжи-друг или подружка тоже Тувинский язык. Слово «янь-ши = э-ши», безусловно, мон- голоязычное, объясняется словом «эзы» = же- на, супруга, хозяйка [Черемисов, 1973, с. 180- 181]. Ээзи-на Тувинском языке хозяин или хозяйка, тоже на выбор, любую можно приложить))) Ээ корень слова как хозяин и хозяйка, а вот и Ээзи с окончанием зи указывает хозяин чего-то, или хозяйка чего-то. А вот со словами Ага и Аил вообще переборщил, эти слова общетюркские слова, первое старший брат, а второй Аил-селение, или по нашему группа юрт. Слово «чжуки» легко, без напряжения чи- тается как монголоязычное «зүг» = «сторо� на, направление» [Там же. С. 208]. Н.Я. Бичу- 120 Вестник ИГЛУ, 2011 рина можно прочитать с учетом «чжуки=зүг», как князья – Востока и Запада, т.е. князья, ру- ководившие Восточной и Западной сторона- ми, и командовавшие войсками восточного и западного направлений, занимавшие терри- торию «против Шан-гу и далее на восток до Су-мо и Гао-сянь» и Запада, занимавшие тер- риторию «против Шан-гюнь и далее на запад до Юечжы, Ди и Кянов» [Бичурин, т.1, 1950, с. 49]. Не нужно строить никакую сложную филологическую конструкцию, чтобы дока- зать идентичность «чжуки=зүг», она очевид- на и по произношению, и по отражению объ- екта, о котором идет речь, с учетом китайско- го звучания «чж» на «з», «у» на «ү» и «ки» на «г». ))) На Тувинском языке: чүг перО; куш чүү птичье перО; согун чүү перо стрелЫ (лука). или: чүк сторона, направление; мурнуу чүк юг; соңгу чүк север; барыын чүк запад; чөөн чүк востОк; мурнуу-барыын чүк юго--запад; делегейниң дөрт чүгү четы­ре страны света; чүк чүгүнче во все стороны; чүк башка в разные стороны, врассыпную Тоже на выбор))) Может это князь не востока и запада, а имеющий шапку с перьями))) Следующим в иерархии должностных лиц Н.Я. Бичурин называет: «Восточный и Запад- ный Лули-князь» [Бичурин, т.1, 1950, с. 48]. Лули на тюркских языках значения не име- ет. У монголоязычных народов «Лули» про- износится как «луун», что означает «дракон». С Тувинского: улу миф. дракОн; улу чыл год дракОна (по старому летосчисле­нию). улуг 1) большОй; 2) велик; ширОк (об одежде); 3) крупный; улуг бүдүрүлге чери крупное про­изводство; улуг үлетпүр крупная промышленность; 4) великий; улуг совет улус великий совет­ский нарОд; улуг-улуг большие, крупные; улуг-улуг хемнер боль­шие, великие реки; улуг-улуг чимистер большие, крупные пло­ды; 5) старший (по возрасту); улуг оглу его старший сын; 6) взрослый; улуг кижи взрослый человек; улуг улус взрОслые; ◊ улуг тынар глубоко дышать, вздыхать; улуг туралаар отно­ситься высокомерно; туразы улуг высокомерный. А может это не дракон, а должность великий, тем более у казах улуг произносится великий как улу тогда это еще более Тюркизм))) А в этом слове: Третьим в списке наследственных госу- дарственных чинов значится «Восточный и Западный великий предводитель» – «Да-гян» [Там же. С. 48]. Хотя Н.Я. Бичурин пишет, что «Да-гян» китайский титул, я думаю, что это слово хуннуское, так как маловероятно, что- бы наследственный государственный чин обо- значался на инородном языке. «Да-гян» мон- голоязычное слово = «даган» = «вести за со- бой, следовать» [Черемисов, 1973, с.180-181]. почему не видим Тюркское слово Дархан особый приближенный титул-должность, а видит какой-то следовать))) за уши вытянутая слово следовать))) Дальше: Четвертым в списке наследственных госу- дарственных чинов значится «Восточный и Западный великий Дуюй» [Бичурин, т.1, 1950, с. 48]. Слово «дуюй» монголоязычное, означа- ет «дүү» = «младший» [Лувсандэндэв, 1957, с. 164]. Дуюй был младше по должности чжу- ки = зүүг, лули= лууна и да-гяна=дагана. А почему бы не сделать это должность тайным, закрытым))) Тайный чиновник)))) дуюк наглухо закрытый; Дальше: Пятым в списке наследственных государ- ственных чинов значится «Восточный и За- падный великий Данху» [Бичурин, т.1, 1950, с. 48]. Слово «данху» монголоязычное, име- ет общее происхождение со словом «данса = счетовед» [Черемисов, 1973, с. 186] Тувинский словарь; даңзы 1) список; Опись; 2) ве­домость; төлевир даңзызы пла­тёжная ведомость. даңзылаар /даңзыла*/ 1) вклю­чать в список; регистрировать; 2) делать Опись, переписывать, составлять список. даңзылаашкын 1) включение в список; регистрация; 2) Опись, переписывание, составление (напр. списка). даңзыладыр /даңзылат*/ понуд.-страд. от даңзыла* (см. даңзылаар) зарегистрироваться. даңзы-хараа собир. 1) учёт; 2) см. даңзы. даңзычы см. чизечи. Дальше еще интересное, чисто Тувинское слово тянут за уши выдавая что-то))) чтоб заметнее было выделю жирным и подчеркну))) Шестым в списке наследственных государ- ственных чинов значится «Восточный и За- падный Гуду-хэу» [Бичурин, т.1, 1950, с. 48]. В.В. Радлов, я думаю, ошибался, когда пере- вел слово «гудулу» Гуду-хэу – низшая должность в реестре наследственных государственных чи- нов. «Гуду-хэу» = монголоязычное слово, род- ственное «хөтлөх» = «вести, править, предво- дитель» [Лувсандэндэв, 1957, с. 556], а «хэу» = «простой» [Там же. С. 594 кудуку см. куду 1. куду 1. 1) низкий, низший; куду деңнел низкий уровень; ку­ду өртек низкая цена; куду чада низшая ступень; куду билиг низ­шее образование; 2) нижний; куду каът нижний этаж; куду суур нижнее селО, селО, расположен­ное ближе к устью, к низменным местам; 2. вниз, внизу; куду көр смотри вниз; ◊ куду көрдүрген униженный, унижённый; куду көөр унижать, оскорблять; куду олуртур страдать понОсом. И это слово выдают «хөтлөх» = «вести, править, предво- дитель» [Лувсандэндэв, 1957, с. 556))) Вестиии))) Так что уважаемый, вами отправленное, это все выдумка, лучше всю историю степи начните с Тувинского языка, а это ерунда какая-то))) Хунну и Сяньби Тюрки в этом спора нет, читайте Эдуарда Паркера "Тысячелетие Татар, у него ясно написано, Тоба и Туфа тоже Тюрки.
    -1 балл
×
×
  • Создать...