Во многих темах форума по привычной традиции идет несправедливое разделение тюрков ("найманы и кереиты напали на кыпчаков, осадили Отрар", "казак этноним племен северного причерноморья, но не татар ВХ" и пр.пр.). Надо сказать, что нам всем мешает устоявшийся и вкоренившийся до мозгов костей стереотип разделения кочевых народов по нынешним их границам и исходя из современной "националистическойили мягце "национальной" ментальности.
Глубоко убежден, что не следует оценивать далёкие исторические события первых веков н.э. или поздних 11-13 вв. сегодняшними критериями. К примеру, если татары Чингисхана воевали в начале 13 в. с кыпчаками (половцами), канлы, уйсунями и другими насельниками современной территории Казахстана и при этом разрушили города-крепости на территории южного Казахстана (Отрар, Сайрам и др.), то это вовсе не значит, что они не были тюрками и чуждыми современным тюркским народам. Однозначно, что ценности у тюрков-кочевников 800 и более лет тому назад были вовсе иные, чем нынешние. Междоусобные войны вспыхивали среди родственных и даже порой близкородственных племён и родов, говорящих на одном языке и его диалектах и поклоняющихся единому Богу. А у скотоводов-кочевников, в частности, чаще всего из-за земли, то есть пастбищ, а также скота - как главных ценностей у тюрков; дополнительным стимулом к войнам была военная добыча (олжа) в виде подневольных мужчин (құл) и женщин (күң). А не национальной почве как многим видится сейчас со свойственным нашим современникам менталитету, сложившемуся в существующейе современной политической системе и в идеологии. Великий поход Чингисхана собрал воедино с помощью силы, воли и божественного предначертания Неба (Тәңірі), враждовавшие между собой до того удельные восточно-тюркские племена: найманов, кереитов (кереев), меркитов, коныратов, жалаиров, мангытов, дулатов, киятов, барласов, тайчиутов, онгытов, катаганов, кыргызов, барынов, ойратов и мн. др. Как итог – состоявшийся в 1206 г. великий Курултай, на который съехались представители указанных племён и родов, избравшие Темирче верховным ханом с титулом Чингисхан. Все эти племена, по другому называемые татарами Чингисхана, по сути тюрки и что очень важно, были родственны всем западным тюркам. Под западными тюрками я представляю: кыпчаков (половцы), булгаров, черкесов, берш, алшынов, уйсуней, канлы, карлуков, подразделения огузов и многих других тюркоязычных племён анатолийских, дунайских, причерноморских, северо-кавказских степей, Кубани, Урала, Сары-Арки, Маверанахра, Кашгарии (Восточного Туркестана). Поэтому несомненно, что первые объединительные военные походы Чингисхана (до 1206 г.) и последующие походы в земли западных тюрков, можно рассматривать как борьбу за объединение разрозненных на огромных пространствах Евразийского континента многочисленных тюркских племён и родов и воссоздание былого Вечного Тюркского Эля с единой централизованной властью. Об этом говорил и Эренжен Хара-Даван («Чингис-хан как полководец и его наследие», Белград, 1929 г., А-1992, с.64): «…объединение всех заключавшихся в ней (империи) земель в одно государство несомненно означало намерение восстановить древнюю монголо-тюркскую империю 11 века…». Объединение племен и удельных ханств всегда (хунны, небесные или кок тюрки, татары) давало пользу как завоевателям, так и завоеванным. За этим следовали издание законов или установлений (степного обычного права) и расцвет культуры и торговли. Об этом достаточно много написано.
Надо отметить, что такие города-крепости, такие как, например Отрар, были разрушены Чингисханом как раз именно из-за несговорчивости западных тюрков и не признания над собой власти Чингисхана. Таковыми попытками, удачными или менее удачными, пронизана вся история тюрков на протяжении не одного тысячелетия. Золотой эпохой тюркского Мира вероятно следует считать времена до 1 в. н.э. Расцвет культуры и величие скифов, саков и других поистине Великих тюрков не подлежит никакому сомнению не только среди обывателей, но и среди историков, учённых. К сожалению, последующие попытки её возрождения, это хунская эпоха (Аттила, Аттылы, 5 в.), эпоха так называемых мною классических небесных тюрков, а не «голубых тюрков» как это принято именовать (Бумын, Истеми, Кутлуг, Культегин, 6-7 вв.) и наконец эпоха татаров (Чингисхан, 12-13 вв.), то есть периоды расцвета могущества тюрков связанные с вождями-гениями (пассионариями) – не смогли удержать вселенские по своим масштабам завоевания и достижения (чего так боятся борцы с пантюркизмом). Помимо указанных выше целей они стремились, что естественно и свойственно было менталитету древних тюрков-степняков, к воинской доблести и славе покорителей Мира (считалось лучше умереть в сражении, чем вернуться домой раненым). Все мы знаем непревзойдённые ещё никем в истории колоссальные масштабы территорий, завоеванных Аттилой и Чингисханом и последователем Чингисхана Аксак Темиром. Последний даже в имени желал походить на своего великого предка. Военная мощь тюрков длилась долго – от начала возделывания железа вплоть до появления огнестрельного оружия. :tw1: