Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      56526


  2. Ulug Dongak oglu Tyva

    Ulug Dongak oglu Tyva

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      647


  3. Zuungar

    Zuungar

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      270


  4. Ажк

    Ажк

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      209


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 02/28/15 во всех областях

  1. В числе которых вполне могли быть и ойраты, которые скорбя говорили чав.. Приведенный вами факт, который вы почему то назвали домыслом, это подтверждает. А в 17 веке, были другие группы.
    1 балл
  2. Приведенный вами отрывок вполне может служить одним из таких доказательств. Не служит. Это все ваши домыслы. Ойраты переселились в регион и стали известны под названием калмык только с 17 века. До этого жили другие калмаки, золотоордынские кочевники не принявшие ислам
    1 балл
  3. Рахмет. Интересная статья. Ряд неточностей. В тувинском этносе сояны занимали особую,но не определяющую роль. Их деление на кара и ак соянов есть внутреннее,но не влиявщий на целую структуру народа.Географическая "изолированность" относительное понятие.Это не может говорить об оторванности этноса от событий "магистрального" характера. Юаньский период в Туве отмечен активным строительством городов и развитием ирригационного земледеля, развитого уже в древнетюркский и уйгуро-кыргызский периоды. Алтын-Ханы ставки имели в Хемчике,Тэс-Хеме и Упса-Холе, что говорит о "тувинскости" их, не иметь "отношения" к государству алтынханов Тува, конечно же не могла. Про Джунгарию. Западная Тува,Хемчикская долина, где жили 70% тувинцев 19 века, была территорией ойратской. "Олюты -геройствуют силами урянхайцев.." "Лучшие мунгальские войска..есть урянхайцы.." Это доносят русские источники про тувинцев. Факт существования "урянхайского ханства" в составе Джунгарии, это не есть "вовлеченность" Тувы в исторические события связанные с историей Зуун-гар? Маньчжуры были изгнаны из Тувы-это факт.
    1 балл
  4. "Тұран әлемі" (Алматы, изд. "Санат". 2007, т.1) есть глава "Тывалар түркілердің көнелігін сақтаған ел" (Народ Тыва как хранитель древности тюрков - С.262-268): На юге Восточной Сибири, на юго-востоке верховьев Енисея по соседству с Западной Монголией проживает народ Тыва. В русских источниках они также именуются урианхай. Роды Тыва расселены также в Монголии и в Восточном Туркестане. Если в Восточном Туркестане это роды ак соян и кара соян, вошедшие в состав урианхаев, то в Монголии это сояны Цэнгэл сума в составе казахских аймаков. Еще сорок лет тому назад тывинцы Ак кол сума и Цэнгэл сума были многочисленны и составляли свои районы (сумы). Позже многие переселились в центральные районы Монголии и ныне их там осталось порядка 7-8 тыс. человек превратившись среди монголов в малую народность, а среди казахов в малую группу, причем их язык и культура с каждым днем теряются. Издревле расселяясь в местностях с богатыми пастбищами и водой Монголии тывинцы исповедывая одну с халха монголами религию и имея схожий быт с каждым днем омонголиваются. Такую участь имеют и монголоязычные калмаки, буриаты, алтайцы, баргу. Напрашивается уместный вопрос, какова у них цель, стать халхасцами? Почему тывинцы, столица которых Кызыл находится всего лишь в 200 км. от прежней столицы Джунгарии Улаангома, разделены на двое? Весь этот край путешественники, историки и географы 18-19 веков называли Урианхайский край. Поэтому все остатки джунгар – баяды, дорводы и тывинцы, населяющие Саянские горы, именуются Урианхайским краем. Исследователи именуют их так не от не знания, а вполне опираясь на исторические документы. Народ, который русские и монголы называют Тува, а казахи Тыва, издревле населяют этот край, Туранскую низменность и принадлежат к уйгурской группе тюркских языков (тукой). Тывинцы издревле истинный кочевой народ, еще в древности сменившие звероловство (лесные племена) на кочевой быт. Они самосохранились от постоянных бурных событий в крае благодаря своей защищенной местности. Густые леса Сибири, недоступные вершины и хребты Саяна и солончаково-болотистые озерца преграждали путь врагам. Поэтому военные походы хунского хана Модэ, все походы от Чингизхана до Галдана Бошигты, проходили южнее, по Юго-Восточным склонам Алтая. И поэтому они до сих пор смогли сохранить свою старую веру шаманизм. Они сохранили культуру, традиции и обычаи древних тюрков. Что и говорить, если их язык не могут понять ни казахи, ни монголы. Простой пример, если в предложении из пяти слов два слова схожи с монгольскими, а два с казахскими, то пятое стоит особняком, словом из древнетюркского языка. Автор этих строк по приглашению яркого представителя тывинского народа, народного писателя Салчак Тока и совместно с директором Тывинского института истории, доктором исторических наук Юрином Аранжином, в течение 45 дней участвовал в экспедиции «Туран» и посетили Тыву, Саха, Хакасию, в результате которой было опубликовано немало документов по истории. В советское время не было знаменитее тывинца чем полководец Салчак Тока. Он как и в Монголии Д.Сухбаатар, возглавил революцию и добился присоединения Тывы к СССР. Его историческая трилогия «Новая Тыва» зеркало жизни тывинцев. Когда ему при нас вручали Золотую звезду Героя Соц. труда, на его груди уже имелось 7 орденов Ленина. Ему поставлен памятник в Кызыле. Несмотря на такое уважением и почет в СССР, руководство Монголии всегда считало его предателем Родины и обвиняло в отрыве Тывы от Монголии. В 1941-1944 гг. Монголия тоже участвовала в обеспечении фронта продуктами питания и конепоголовьем. Монголия помогала советам в избежание насильственного включения ее в состав Китая, а также Восточного Туркестана, что пытались сделать в союзе с японцами чанхайшисты Гоминьданьской партии. В эти годы Монголия пыталась вернуть Тыву в свое подчинение, а также помогла советам подавить освободительные восстания в трех аймаках Восточного Туркестана создав специальные партизанские отряды «Религиозная армия». Премьер-министр, маршал Х.Чойбалсан в феврале 1944 г. Булгын суме Ховд аймака на заставе «Алаг толгой» заключил договор с Оспаном Исламулы (АКБ: керейский Оспан батыр). При возвращении к Алаанбаатар он узнал о прошении Тывы о вхождении в состав СССР, после чего Чойбалсан провел переговоры со Сталиным и найдя повод пригласил в Улаанбаатар Салчак Току. Обратимся к воспоминаниям на тот период министра иностранных дел Монголии Ч.Сурэнжава: «Несмотря на то, что угощения для гостя (Салчак Тока) были готовы, но по причине отсутствия маршала Чойбалсана все стали расходиться. Чойбалсан был пунктуален в официальных встречах, что могло случиться? Ко мне подошел пристарелый начальник управления Малого Хурала Монголии Ц.Бумцэнд и попросил меня сходить узнать что случилось. Придя к Чойбалсану я увидел его у себя что-то читающего. Увидев меня попросил своего помощника принести одежду, после чего одевшись сказал помощнику принести бутылку водки и налить в два стакана. Попросил меня привести к нему Салчак Току. Привели. Тот видимо знал о своей вине заранее. Зайдя Салчак Тоха приложив руку к голове отдал честь: «По приглашению высокоуважаемого маршала Монголии господина Чойбалсана премьер-министр Народной республики Тыва Салчак Тока прибыл!» Чойбалсан протянув стакан с водкой спросил: «Выпьем за твой народ или за тебя?» С.Тока ответствовал: «Выпейте за что хотите, Ваша обида обоснованна, готов исполнить Вашу волю (указ)». Маршал дал С.Токе пощечину и успокоил свой гнев выпив водки. «Прекрасно понимаю действия героев на благо своего народа, спасибо маршал» - ответил С.Тока и опустошил полный стакан. От имени маршала ужин С.Токе давал я сам. Позже я поговорил с С.Токой, который сказал, что если бы он не наказал бы меня таким образом, то у нас обоих в душе осталась обида и какой тогда он маршал. Я долго думал и это обдуманное и вынужденное мое решение, сказал С.Тока. Обратного пути стать монголами уже нет, думаю мы не разочаруемся под началом СССР. [Ч.Сурэнжав, из «Воспоминаний»] Так, тывинцы 13 октября 1944 г. вошли в состав РСФСР в статусе автономной области, а в 1961 г. получили статус автономной республики. После распада Союза 21 октября 1993 г. тывинцы приняли Конституцию и стали Народной республикой Тыва в составе РФ. Республику возглавляет президент, законодательный орган Высший Хурал. 60% из 250 тысячного населения тывинцы, что является высоким показателем в сравнении с другими республиками. Почему несмотря на «длинные руки» русского царизма по сравнению с другими тюркскими народами в Тыве мало других народов? Легко объяснить труднодоступностью Тывы. Народ Тыва издревле промышлял соболей и куниц, шкуры которых шли в меновую торговлю, питались продуктами домашнего скота, а также разводили яков, оленей, маралов. Из молока яков делали айран и водку. Буддизм проник в 17-18 вв., но сохранились пережитки шаманизма. Из-за сильных шаманских верований в Тыве не прижилась административная система управления как у халха-монголов, урианхайцев, баядов, дорветов. Кочевой быть не давал засиживаться на одном месте вследствие чего они были трудно подвластны халха-монголам. Это же спасло их от бурных и кровавых событий, связанных с существованием и падением Юаньской империи, позже во времена пяти аймаков Халхи (15-17 вв.), при Джунгарском ханстве (18-19 вв.), 200-летней экспансии Маньчжурии. Это в истории называется «Чөлөөтэй иргэн» (свободные люди). Ламаизм по началу стал религией богатых феодалов. Народ жил в простых юртах, имел своих духов воды (рек, озер), лесов, поклонялся природе. Деревья не рубили, не жгли, дома из дерева не строили, а на топливо использовали скотский сухой навоз (тезек). Как и монголы употребляли в пищу сурков и использовали их шкуры. Исследователи изучая историю Тывы неверно делают аналогию с историей урианхаев, баядов, дорводов, торгаутов и всех монголов, получивших независимость в результате падения Манчьжурской власти в 1912 г. от рук ополчений под руководством Сунн Ят Сена. Из текста Кемчикского соглашения «Восстание 60 батыров» называют борьбой Тывы с Манчьжурией и что в результате нее народ Тывы получил независимость в 1913 г. Но это неверно. На тот момент халха-монголов было всего около 400 тыс., а западных монголов меньше 100 тыс. чел. В январе 1912 г. халха-монгольские ноены воспользовавшись переворотом в Пекине изгнали из Монголии маньчжуров, посадили ханом Богд гэгэн Жавзандамбаны и добились автономии. Избавление от 200 летнего ига маньчжуров пришло к монголам в результате внутреннего переворота в Китае. Исследователи, исходя из того, что основные события происходили в 1913 г. на земле ойратов, где проживали баяты и дорводы, решили что Тыва получила независимость в результате народной освободительной борьбы с манчьжурами. На самом деле события в Тыве на протяжении многих веков были неизвестны истории. К примеру, даже свидетельство о том, что Чингизхан завоевал Тыву в 1207 г. ничем не подтверждено, кроме лишь того отрывка из Тайной истории, где говорится, что глава жалаиров Жамуха скрывался в Саянах и где был пойман. Даже умудряются тывинцев видеть в событиях, связанных с Юаньской империей, в подчинении в течение 200 лет маньчжурским алтынханам, в участии ойратов на запад. Это не так, они фактически были огорожены от мира и от всех событий географическими особенностями своего края. Несомненно, что издревле они очень связаны с соседями кыргызами и хакасами, а в последние века ощутили сильное влияние монголов и ойратов. Отсюда и то, что одну часть соседствующую с ойратами именуют кара соян, ак соян, вошедших в Урианхайский край западных монголов, а другую Тыва. Даже если утверждают, что тывинцы есть окраинные племена урианхайцев, все равно никем еще не опровергнуто, что предками тывинцев являются хунны, сяньби, жоужани, позднее вхождение в Восточный Тюркский каганат. Можно с уверенностью говорить, что тывинцы сохранившийся осколок одной из ветвей Кок тюрков. Тывинцы сохранили свою древнюю культуру, верования в Тангри, культ шаманства, традиции и обычаи несмотря даже на то, что приняли Буддизм. Несмотря на существование разных диалектов тывинского языка (центральный, северный, восточный, западный, южный), нрод сформировался в основном на основе центрального диалекта. По части сохранения в тывинском языке элементов древнетюркского языка, тывинский язык близок к древнему огузскому, древнему уйгурскому, тофаларскому и Саха языкам. Вместе с тем он близок также и казахскому с кыргызским, имеющих в себе тоже элементы древнетюркского языка.
    1 балл
  5. Ислам Кабышулы - тюрколог, академик Национальной академии наук Монголии, д.и.н., профессор, автор работ: Керейлер керуені (Караван кереев), Моңғолия қазақтарының тарихы (История монгольских казахов), Қазақ қауымы (Казахское общество), Құпия шежіренің құпиясы (Тайна тайной ССМ), Түркі-моңғол халықтары (Тюрко-монгольские народы), Тұран әлемі. Түркі-моңғол халықтарының тарихы (Туранский мир. История тюрко-монгольских народов). В книге "Тұран әлемі" (Алматы, изд. "Санат". 2007, т.1) есть глава "Тывалар түркілердің көнелігін сақтаған ел" (Народ Тыва как хранитель древности тюрков - С.262). Если есть заинтересованные в тексте попытаюсь перевести на русский и выложить здесь основные ее моменты.
    1 балл
  6. АксКерБорж, неужели Вы не в курсе, что термин Ламаизм давно устарел, потому что придуман учеными небуддистами, надо использовать термин Буддизм и Буддисты. Мы же вас казахов не называем суфистами или суннитами вместо мусульмане и ислам. Насчет этого Далай-Лама уже давно высказывался же ведь! Так что исправьте свое обращение на "исповедующие Буддизм". Так будет корректнее!!! И это будет уважение к тем к кому Вы обращаетесь. Лично я верю в свое Небо и в Духов своих Предков.
    1 балл
  7. Ученые предложили усовершенствовать тувинскую письменность 00:44 04.07.2010 В Тувинском институте гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва сегодня состоялось выездное заседание Российского комитета тюркологов, часть членов которого приехала в Кызыл для участия в Международной научной конференции "Тувинская письменность и вопросы исследования письменностей и письменных памятников России и Центрально-Азиатского региона". На нем был заслушан доклад доктора филологических наук Каадыр-оола Бичелдея, предложившего усовершенствовать тувинскую письменность. По его мнению, орфография – написание тувинских слов нередко не соответствует орфоэпии – их истинному звучанию. В частности, вместо глухих согласных букв "п", "т", в написании тувинских слов практикуются – "б" и "д". Существует также проблема с буквами "э", которые часто не пишутся в словах, где они должны звучать (принято писать "Тес" - река на юге Тувы, хотя по звучанию скорее правильно писать "Тэс") и др. Эти правила, практически нивелирующие особенности звучания тувинских слов, их мелодику, были введены в начальные советские годы, когда коренных жителей надо было ускоренным образом обучать русском языку, в том числе адаптируя национальную письменность под правила русского языка. Теперь стоит обратная проблема: русский язык весьма распространен, его активно осваивают без проблем, а существует угроза исчезновения специфики тувинской речи, поддержке нуждается именно родной язык тувинцев. Молодежь говорит по-тувински неаправильно, произносит измененные слова, русифицированные. Теряется мелодика, меняется артикуляционная база. А это, по мнению специалистов, имеет весьма погубные последствия как для функционирования родного языка, так и для национального самосознания и многих других сфер национальной традиционной жизни. Помимо упомянутых проблем со звуками, буквами, существуют и другие, но на данном этапе, считает филолог, необходимо принимать "мягкие" меры. Несмотря на это упреждение, некоторые докладчики – представители других регионов упоминали слово "реформы", однако соглашаясь по сути с этими предложениями. Практически все были единодушны в том, что медлить дальше невозможно. Сам докладчик и председатель Российского комитета тюркологов Игор Кормушин еще раз подчеркнули, что речь идет только об усовершенствовании написании, которое должно включать в себя в первую очередь обсуждение в обществе, разъяснительные работы с учителями родного языка, составление специалистами норм, правил, последующее отражение их в словарях и пр. Было выдвинуто предложение начать разъяснительную работу в течение года, затем – во время августовских совещаний педагогов в 2011 году провести объединенное совещание, чтобы выслушать позицию педагогов, узнать к какому решению они пришли, провести по необходимости дополнительные разъяснения. Подробнее о сути предложения К.А.Бичелдея, о ходе обсуждения – читайте в следующем номере нашего журнала. Чимиза Ламажаа 2 июля 2010 Источник - tuva.asia Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1278189840
    1 балл
  8. В итоге все эти карты что вы скинули - китайского происхождения. Если бы мне пришлось о них дискутировать с китайцами, я бы сказал об их территориальных рисульках всё что я думаю. Первое. Цинская империя - это не современный Китай. Современный Китай не имеет никакого отношения к тем территориальным приобретениям которые завоевали Цины. Чжунго и Дацин - это две большие разницы. Это два разных государства. Второе. Земли как нарисовано на этих картах - действительно принадлежали цинам, с 1757 го 1864. Они удерживались незаконно. Современная граница Казахстана, установленная в 1864 году в исполнении Буринского договора 1727 года - законная. Просто когда закончилась война с джунгарами, казахи, опасаясь нападения, откочевали на запад. Маньчжуры, воспользовавшись этим, выдвинули свои пикеты на восток. Линия проходила примерно так - Кош-Агач, долина Бухтармы, запад озера Зайсан, Аягуз, далее на ЮЗ примерно по линии современной автотрассы Усть-Каменогорск-Алма-Ата. Там на одной карте показано что чуть ли не Бишкек и вся Алма-Ата им принадлежали. Это всё фантазии. Возможно цины так считали, но реально их пограничные пикеты там даже не появлялись. И на южном берегу Балхаша они никогда не стояли. Потом когда сошлись две границы - с Россией, Петербург потребовал исполнения договора 1727 года.Что цины и сделали. Граница приобрела современный вид. Если у современных хуаженей есть сожалелки по поводу того что они получили в наследство от Дацин не то что им хочется, то мы с вами знаем где мы видели их всех с их сожалелками. Цины сами по себе, хуажени, которые были в империи вассалами маньчжуров - сами по себе.
    0 баллов
×
×
  • Создать...