Перейти к содержанию

Лидеры

  1. reicheOnkel

    reicheOnkel

    Модераторы


    • Баллы

      1

    • Постов

      2652


  2. Гость

    Гость

    Гости


    • Баллы

      0

    • Постов

      0


  3. Dorbo-Doqsin

    Dorbo-Doqsin

    Пользователи


    • Баллы

      -1

    • Постов

      19


  4. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      -2

    • Постов

      55902


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 01/08/15 во всех областях

  1. Этноним/политоним монгол совпадал с древнетюркским словом монггул(глупый, несведущий) и орфографически и по произношению. Поэтому чтобы не впасть в трудное положение уйгурские писцы предложили вариант могол/мугул без ng. Об этом прекрасную статью написал великолепный монголовед Игорь де Рахевильц. Выше на картинке показана как это слово писалось в уйгурском переводе Суварнапрабхасы или сутры Золотого блеска. Так что вряд ли Чингисхан был тюрком по языку. Ведь получается он создал государство великих глупцов.
    1 балл
  2. Очень похоже на калмыцкий кюр, видимо казахская кухня позаимствовала у соседей. Э нет, Дорбо Докшин, судя по калмыцкому названию аналога (кюр*) и другим названиям калмыцкой кухни (бёрик, борцог, цельвг, хуурдынг, арькэ и др.) процесс был противоположным. * каз. яз: "quur" - жарить, тушить; калм. яз: "кюр" значения нет.
    0 баллов
  3. На ваше замечание касательно языка на ум пришел вопрос об этимологии сакрального для рода Чингизхана названия легендарной местности Эргене-кон, который попытаюсь проанализировать с позиции казахского языка. Рашид-ад-дин, Абулгазы, Абу-л-Фазл Аллами, Сокровенное сказание и другие источники при описании истории предков Чингизхана, Нукуза и Кияна, повествуют о древнетюркской легенде о священной спасительной местности Ергене-кон – высокогорной долине. Различные переводчики и по различным источникам совершенно по разному озвучивают легендарный мифический топоним: Ергене-кон, Ергене-кун, Ирганакун, Эргене-кон, Эргене-кун, Эргунэ-кун, Эргунэ-хун и т.д. При этом самый скрупулезный летописец Рашид-ад-дин дает следующее объяснение названию исторической местности: «значение слова «кун» - косогор, а «эргунэ» - крутой, иначе говоря, «крутой хребет». Мое примечание: комментатор русского перевода дает безапелляционное объяснение: «Эргунэ - река Аргун (Аргунь)». Даже если считать русский перевод безупречным и если быть уж точным в русских определениях и терминах, то получается, что летописец вел речь все-таки не про хребет. Потому что хребет – это прежде всего горная цепь, горная гряда, тянущаяся на определенное расстояние. Получается, что точнее это косогор. Косогор - это склон горы или иными словами спуск/подъем. Таким образом, «Эргунэ кун» – это крутой горный уклон. Что же можно обнаружить что-либо близкое фонетически и по смыслу, к примеру, в современных монгольских и тюркских языках? Монгольские версии пусть предлагают знатоки языков, я же выложу казахские варианты: 1) Раньше я высказал свою версию, что древнейшее легендарное название связано не с горой, а с каким-либо очень значимым событием: Например, на казахском языке: «Үркін күн» (Ürkün kün) – время (дни) массового беспорядочного бегства, смятения и переполоха: гл. үрку - пугаться, страх; күн - день, дни, время. И привел к своей версии исторические аналогии из Слова о полку Игореве - "время босуво", где по-казахски гл. "босу" - вынужденно покидать насиженные места, разбегаться, разбредаться в страхе и время великого бедствия «Ақ табан шубурунды" 1723 года, где гл. "шұбыру" - беспорядочное бегство в страхе и т.д. Ведь предки Чингизхана Киян и Нукуз не просто перекочевали в эту местность, а именно бежали от избиения в недоступную местность Эргене-кон, то есть скрылись в ней!!! Данную версию хочу дополнить другими: 2) На казахском языке есть слово «Өрге» (Örgö), означающее понятие «вверх», өр - подъём: өрге шығу – идти в гору, на подъём. Өрге қон – стоянка (остановка, стойбище) высоко в горах. Ведь великий летописец подчеркивает, что эта местность связана с крутым косогором, т.е. с крутым подъёмом вверх в гору!!! 3) На казахском языке есть слово «Өркен», означающее понятие «потомство», и понятие «кең – кеңейді» со значением «приумножаться», т.е. «Өркені кеңейді» - потомство [их] преумножилось. Ведь после Эргене-кона потомство Кияна и Нукуза действительно преумножилось, что они были вынуждены срочно оттуда выбираться растопив гору!!! И на последок хочу привести сохранившийся в памяти казахов легенду об Эргене-коне в передаче академика Алькея Хакановича Маргулана: "...В далекой-далекой древности, когда у коз мех еще был светло-серым (обычная присказка во многих казахских сказках), народ постигла вражда и он раскололся надвое. Два джигита Киян и Ногай ушли в недоступные горы Алтая. Здесь они обосновались в глубокой пещере Ергенек-кон. Прошло 200 лет. За это время их род расплодился и пещера не стала вмещать их и они решили выйти из непроходимых гор. На их счастье одна из гор оказалась железной. Один из людей предложил расплавить гору. Семьдесят кузнецов растопили углем семьдесят печей и железная гора расплавилась открыв всем дорогу из горного капкана на просторную степь. С тех самых пор потомки Кияна стали именоваться Борте шене. Через несколько лет родился Чингизхан и с этих пор в традицию народа вошло ежегодно, один раз в восемь месяцев, устраивать пир и проводить игру "көк бөрі" (национальная традиция кыргызов и казахов, современным монголоязычным народам она не известна). Согласно данной легенде моя версия о средневековой Монголии-Могулистане, стране Чингизхана, в северных районах нынешнего СУАР КНР или на западной стороне Алтая близ Черного Иртыша, не беспочвенна!!!
    -1 балл
  4. ReicheOnkel, существуют ведь разные объяснения, не только как "глупый" в ДТС. Например, Абулгазы объясняет как "печальный, угрюмый", Рашид-ад-дин как "бессильный, простосердечный" и т.д. В казахском языке, например, "унылый, печальный". К тому же, судя по смыслу источников, первоначально в древности это слово носило географическое, топонимическое значение, то есть было названием местности и лишь затем оно в виде прозвища было перенесено на его обитателей, которые гораздо реже использовали его чем свои родоплеменные этнонимы. Например, Абул-л-Фазла Аллами в своем "Акбар-наме" дает географические ориентиры той страны: "На востоке его граница простирается до Катая (Хита), а на западе - до страны айгуров; на севере она касается Каргаза и Салика, а на юге примыкает к Тибету". Таким образом, средневековая страна Мунгул (называйте как хотите - моал, могул, монгол) располагалась в Джунгарии (доп. факты и ориентиры выложу позже). И как название местности/страны сохранило свое название вплоть до 15 века, но потом оно было перенесено отсюда на территорию за Алтаем, на Халху. Но это уже совсем другая история....
    -1 балл
  5. Очень похоже на калмыцкий кюр, видимо казахская кухня позаимствовала у соседей.
    -1 балл
  6. тяжелый случай с Дава Слепым и Дорбо Бешеным,но судя по никам они мои кровные соплеменники и я буду молчать - по закону,нельзя говорить плохое про родственников при чужих. объективно,от фольк-хисторических бредней история,как наука никогда не страдает.
    -1 балл
×
×
  • Создать...