Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 02/05/14 во всех областях
-
еще давно вышла академическая литература в КР о нац-тер размежевании 24 года. там очень осторожно(в духе еще советского интернационализма) намекали об этом. в архивах есть письма КК коммунистов(которые само собой оказались в последствии реакционными националистами) о просьбе присоединения к Кара-киргизской автономии в виду этнической близости. такие же письма были и от представителей ферганских кипчаков и даже ф.тюрков с той же формулировкой но самое страшное что такие же письма с такими просьбами о присоединении были и от многих вполне узбекских племен таких как кырк-юз и курама! я в это сам не верил! но факт остается фактом.... пока никто не решился провести серьезно этнограф исследования по данному вопросу.2 балла
-
1 балл
-
Она и сейчас существует. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%8C/ во время размежевания, поговаривают: ферганские каракалпаки тяготились к автономии... или в худшем случае в рсфср.... их явно расселили для последующей ассимиляции... между какими городами и селениями она располагалась? для некоторых достаточно сказать в ферганской долине... язьванская степь... мне так кажется она была почти вдоль Киргизской ССР? По неточным данным русских исследователей, в 1803 году на территориях бывшего Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств проживало порядка 500 тысяч каракалпаков, к тому же это исследовалось параллельно двумя экспедициями русских. В 1900 году опять же русские данные на этой же территории дают порядка 200 тысяч каракалпаков, половина которых проживало в Хивинском ханстве. На 1926 год эти данные еще уменьшились, порядка 100 тысяч на территории ККАО и около 30 тысяч на других территориях УзССР. В начале 19 века только в Каракалпакской степи кочевало около 3 тысяч каракалпакских семей, источники дают 12 тысяч каракалпаков, при этом кипчаки указаны отдельно, в число этих цифр не входят. Привожу эти цифры из имеющихся источников, но не утверждаю, что все так и было. Пусть, адекватные люди сами для себя сделают выводы, а то опять начнутся разборки, да еще каракалпакам припишут комплекс малочисленного народа. Интересен тот факт, что в период НГР в 1924 году, кыргызские друзья вынесли на обсуждение смелый план о создании Каракыргызско-Каракалпакской Автономии на территории от Иссык-Куля до Аральского моря со столицей в Джалал-Абаде. Этот факт интересен тем - почему именно такая Автономия, а не Кыргызско-Узбекская или Кыргызско-Казахская?! В любом случае, кыргызы прекрасно разбирались с народом, проживающим возле их территории. Значит каракалпаков в тот период на самом деле было немало. Противников создания такой огромной Автономии было множество и Аллаяр Досназаров довольствовался тем, что добился Автономии хоть для Хорезмской части каракалпаков. Не входившим в ККАО каракалпакам предоставили мелкие районные образования, по узбекским источникам, помимо ККАО в Узбекистане порядка 15 (может быть и больше) мелких субъектов существовало в первые десятилетия Советской власти. Такие расселения, конечно же привели к быстрой ассимиляции каракалпаков с титульной нацией. Для сравнения, на территории ККР нынче примерно 600-700 тысяч (все еще 40 % от общего числа населения ККР), прирост составил на 6-7 раз по сравнению с 1926 годом, на других территориях РУз порядка 50 тысяч, прирост составил всего на 20 тысяч человек или примерно на 0,7 раз. http://www.kyrgyzel.kg/rojdenie-gosudarstvennosti.html1 балл
-
улыбнитесь мужики малышка узбечка очень мило1 балл
-
Хорошо, что не поддается. Работы профи устойчивы к пустым амбициям фольков.Выше я уже цитировал Владимирцова можете перепроверить. А так.......какой смысл вести с вами диалог. Нуь и ведите диалог сам со собой. Кстати это прекрасно получается у Вас.1 балл
-
Казахи там только появлялись в конце XVIII века. Вообще-то казахи жили на западе и северо западе нынешнего Казахстана и ещё где-то вблизи около Каспийского моря. Это факт исторический. Алтай и его окрестность - это историческая земля ойротов!1 балл
-
У вас есть аргументы? Давайте рассмотрим ваше пока ничем не аргументированное мнение о якобы легкопреодолимости Алтая. Т.е. в большей мере южного китайского и монгольского (о центральном, северном и восточном речь не идет). Легко ли преодолим он для перехода через него целых народов, то есть многолюдных племен с многочисленным скотом разного вида, с повозками со скарбом, вьюченными верблюдами с частями юрт и тюками, кормом и провизией, со стариками, женщинами, детьми и т.д. и вообще, возможен ли такой переход? Обширная информация, размещенная в инетернет дает следующие сведения: Южный Алтай состоит из хребтов с малой расчлененностью и высокими труднопроходимыми перевалами. Склоны их асимметричны — пологие к югу и круто обрывающиеся к северу. Хребты Южного Алтая являются водоразделами между водами притоков Черного Иртыша и системы Бухтармы. В наиболее высоких участках они покрыты вечными снегами и многочисленными ледниками. В восточной части этих хребтов высоты достигают 3915 м., а в западной 3350 м. Высшая точка Южного Алтая (гора Керей) имеет отметку 3790 м. Для Южного Алтая характерны высокие перевалы. Высшие части расположенного между Бухтармою и Зайсанским озером Южного Алтая - это гранитные Нарымские и Кучумские альпы. К востоку тянется до горы Куйтуна неприступная, покрытая вечным снегом цепь Большого Алтая, поросшего на северном склоне соснами и лиственницами. Здесь расположены вечные ледники Потанина и Александра, а также на снежные вершины самых высоких пиков монгольского Алтая: Kуйтен (4374 м.), Найрамдал (4082 м.), Снежная церковь (4071 м.), Малчин (4050 м.) и Колыбель Cradle (4113 м.). Аналогичная картина практически до Гобийского Алтая. Не знаю, но мне кажется такой переход могут осуществить только всадники налегке, и то с лишениями и трудностями для лошадей через перевалы или современная хорошо оснащенная какая-нибудь экспедиция со спутниковой связью. Вообще-то казахи в Алтае и Джунгарии пришлый народ. Где-то в конце XVIII-го века казахи начали переселяться в этот регион, а теперь думают как будто со времен первобытных неандертальцев казахи жили там. :lol: Какую ещё гору "Керей" сочиняли-то казахи и АКБ? Для ойротов, в том числе для моих предков, Алтай являлся никаким препятствием на пути сообщения всего народа. Обычно зимовали на юге Алтая где тепло зимой, а летом переехали на север Алтая. Кочевали всем аулами и родами, вот так проходили жизнь до уничтожения Ойротского государства, а потом с установлением границы вообще прекратились сообщения. Даже зимой можно переходить/кочевать через Алтай. В годы сталинской репрессии целая юрта (семьи или роды живущие в одном регионе) из нынешнего Горно-Алтайской Республики кочевали через Алтай в Синьзцян. Они так и ничего добрались оторвавшись преследующих красноармейских солдатов. Так что дорогой АКБ не сочинайте всякие сказки ничего не зная о земли других народов, кто были настоящими хозяевами прекрасной страны "тринадцати Алтая" - арван гурван Алтай мину.1 балл
-
Знакомые, кто участвует на других форумах (Туран-инфо, Калмыкия.орг, Бурятия и др.) говорят, что наш Enhd известный в соцсетях тролль и флудер с большим стажем и опытом, так что это яркий пример этому. Его отличительный признак это ничем не обосновываемые эпитеты типа: "это чистый монголизм", "казахи окипчакизированные халхасцы", "казахский язык окипчакизированный халхаский язык" и другой бред. Да, туран.инфо для Вас очень подходящее место как я думаю. Там найдете много единомышленников.1 балл
-
На монгольском: порог (нижняя перекладина двери) - босго, босога притолка (верхная перекладина двери) - тотго, тотго боковая перекладина двери - хатавч Да, конечно слово "юрта" - это исключительно русский термин, в тюркских языках своего жилища никогда не называли/называют "юртой". На тувинском: порог юрты - эргин, (оказывается в Туве наряду с этим словом также используется монгольское слово порог как "бозага") юрта - өг1 балл
-
Вообще-то эти земли - владение ойротов, и до конца XVIII века там не пахло казахами. Угедеиды потомственно там владели землей и народами до господства ойротов.1 балл
-
Ей боху , своей вольной выдумкой и сочинением Вы просто меня веселяете. Здесь говорится о четырех великих орд Чингиз-хана , а не ордах его сыновей. Надо изучать матчасть дорогой, а не выдумывать. Четыре старших (великих) жён - хатуны Чингис хагана: Бөртэ үжин, Хулан, Есүй и Есүгэн имели собственых орд, собственную гвардию и многочисленных слуг. Эти четыре орда считаются - четырмья великими ордами Чингис хагана. И собственно оплакивали в орде каждой жены (төрийн хатан - государственный хатун) по одному дню прах покойного.1 балл
-
Из Рашид-ад-дин: Предки казахов до прихода монголов не знали или не считали рода до семи коленей. Монголы, после завоевания, на всей земли установили закон почитания семи колен, и таким образом и местные тюркские племена и также со временом [RUST - я просил не использовать подобных терминов, последнее предупреждение] все они стали строго следовать семи колен в родовом истории. Но название колен стали употреблять тюркские слова ата, баба и т.п.1 балл
-
Ув. Рустам, про скифов и сарматов не стану писать, это далеко от этой темы. Но про монгольский или точнее татар-мугульский вопрос Вам отвечу. 1. С кара-китаями полностью с Вами согласен, я тоже об этом пишу, если Вы читаете мои посты. Уточню также, что именно монголоязычных (в современном понимании) кара-китаев я считаю хозяевами тех монгольских слов и речи, которые встречаются в памятниках 13 века, в ярлыках, грамотах, посланиях и глоссариях, о которых Вы упоминаете. 2. Про следующий компонент я категорично не согласен и в обоснование своего не согласия привел на форуме, и в данной теме в частности, массу подтверждений из источников! Согласно которым, средневековая страна Чингизхана и его племен располагалась западнее Алтайского хребта, в самом перешейке исторического и стратегически важного древнего пути (торгового, миграционного, завоевательного, наконец "Шелкового"), это пару сухопутных переходов из Китая на запад в горном массиве между Тянь-Шанем и Алтаем, это горный хребет Джунгарского Алатау, Тарбагатая и Саура. Согласно источникам, все татар-мугульские племена, или цзубу, или шато, или татары, или моалы, или Гог-Магог, или Крит-Меркит, или конкретно джалаиры, найманы, кереиты, меркиты, алматы, онгуты, конгираты, дуглаты, уйшины и др. "по установленным издревле обычаям" (как говорит Рашид-ад-дин) обитали, то есть кочевали по обе равнинные стороны этого хребта, то есть в современном приграничье Казахстана и Китая! Полагаю, что все они были тюркоязычны, но их язык имхо был с приличной примесью монгольских вливаний со стороны монголоязычных кара-китаев! А современные монголоязычные народы по моему большому убеждению, основанному на источниках, причастны к эпохе Чингизхана, к нему самому и к окружавшим его племенам лишь опосредованно, через монголоязычных кара-китаев, позднее отюреченных в сплошной тюркской среде и не вернувшихся обратно, а также причастны теми осколками перечисленных тюркских племен, которые по разным обстоятельствам вошли в состав современных монголоязычных народов - вероятно это остатки племен ушедших на запад до 11 века; вероятно это осколки племен, ушедших из улуса Чингизхана в результате междоусобиц при его борьбе при возвышении через Алтай и Ганьсу в АРВМ, Халху и далее в Прибайкалье; вероятно это осколки племен, бежавших из Китая после 1368 года. 3. В 17-18 веках взимовлияния естественно были, но они были, имхо, не значительными. Уважаемый Рустам, забыл подчеркнуть, что Рашид-ад-дин выводит Чингизхана из нирунов, нирунов из дарлекинов, дарлекинов из джалаиров (это для примера сродни ступеням моей генеалогии: я, елибай, аксары, тарышы, ашамайлы, керей; так и у Чингизхана его "алтын уруг" не не появился из воздуха, а закономерно и генеалогически происходит от головного племени!). А жалаиры ни кто иные как потомки каганского рода у кочевых степны йгуров - йаглагар (йағлағар, в стяжательной форме без "ғ" в середине - йалайар или йалаир, в джокающем тюркском наречии - жалаир, у монголоязычных - залайр). Никто не обращал внимания, что в Сборнике летописей буквально во всех повествованиях племя жалаир прописывается первым из всех племен?! Поэтому и среди казахов они самые почитаемые "ноқта ағасы"! Поэтому и тамга у них ханская и чингизидская - гребень или трезубец! Допускаю, что его племя было кара-китаизировано малость (т.е. частично монголизировано в языке), но от того тюркское происхождение ничем подменить нельзя! Да, ув. Рустам, он сейчас только Вам обращается потому что остальной мир ему в неравне.... Да, очень весомые аргументы. Значит, АКБ - ашамайлы из наших краев! Вот это есть настоящее старое имя племени. А, керей - это название приходящее из имени конкретнего человека где то XIV-XVI века как я думаю.1 балл
-
Ха, ха... дорогой маньчжуро-эвенковед. Вы так рассмешили моих оставшихся пар тапочек. бас аяк - перешагивать :lol: на казахском: бас аяк - головная нога, тот который сделает ногу головом. чё то нелогично получилось. Или голово под ногой??? тоже не логично.1 балл
-
-1 балл
-
-1 балл
-
Стас продолжает удалять посты и не отчитался об этом как модератор! Ну честное слово, вредитель!-1 балл
-
Ой-ой-ой! Пошли сплошные чистосердечные раскаяния, жалко что без чувства хоть какой-либо вины Где мы раньше то были? Почему все делается втихушку? Абсолютно никаких отчетов модераторов о своих административных мерах - кого, за что, на каком основании (пункта Правил), когда и т.п.! Захотел - понажимал "на гашетку", вот млин детский сад. Видно посещаемость форума еще достаточно высокая, раз меня упорно и настойчиво вынуждают покинуть форум.-1 балл
-
Хочу быть модератором! (только для того, чтобы мне видны были скрытые постинги участников, в т.ч. мои и уровни предупреждений)-1 балл
-
Мингиян точно педагог и точно филолог, в который раз делает замечания юзерам. На фик, думали хоть после школы отдохнем от грамматики и от учителей, но они нас нашли и здесь. Я Вам по секрету дам наводку, Vbyubzy. Есть здесь некто, на ком Вы можете оторваться сразу за целый класс!-1 балл
-
-1 балл
-
Пензев К.А. пишет: "... Е Лун-ли отмечает ведущую политическую роль хуантоу шивэй, которую те играли по меньшей мере при династии Тан: «В этот период (эпоха династии Тан. — К. П.) они (шивэй. — К. П.) делились более чем на двадцать кочевий, из которых наиболее сильными были желтоголовые шивэй» [Е Лун-ли. История государства киданей. М., Наука, 1979]. Итак, Шивэйцы и кидани определенно принадлежали к одному корню и говорили на одном и том же языке и среди шивэйцев выделяются племена, явно имеющие европеоидные морфологические признаки. Погребальные обычаи и тех и других, в общем, одинаковые — труповыставление, но есть частные различия — «(кидани) считают, что горький плач по умершему отцу или матери приносит несчастье, поэтому трупы скончавшихся родителей кладут на деревья в горах, а по прошествии трех лет собирают кости и сжигают их», шивэйцы — «когда умирают родители, сыновья и дочери оплакивают их три года. Трупы умерших кладутся на деревья в лесу». Обычай труповыставления характерен как для тунгусов, так и для монголов" В. А. Обручев [В дебрях Центральной Азии. М., 1956]: «... Тангуты — народ, возникший из смешения ди и цянов (тибетцев)».Так же и тангуты (хоронили своих умерших подобным образом, оставляя труп в лесу или в степи на съедение птицам. В. А. Обручев [В дебрях Центральной Азии. М., 1956] считал, что «тангуты — народ, возникший из смешения ди и цянов (тибетцев). Трупы умерших у тангутов не зарывались в землю (в настоящее время этот обычай может быть изменен), а выносились в лес или в степь на съедение грифам и волкам (труповыставление)" АКБ: Известно, что Чингизхан постоянно воевал с тангутами и даже погиб в походе на Тангут. Что же это получается? Потрясатель вселенной, великий каган всех времен и народов воевал с предками современных монголоязычных народов?! Ведь у него и у тангутов существовали диаметрально различные погребальные традиции, как нынче у казахов и халхов… Например, как приведено мной выше и будет приведено ниже, у халхов оставление умерших людей на открытой местности на съедение собакам и хищникам это благое дело для души умершего родственника. Но судя по сохранившейся поговорке «Ит жеместен қалу» (остаться не съеденным собаками) у казахов остаться не захороненным одно из страшных проклятий.-1 балл
-
Странный Вы какой-то Вбъюзби, разве это молодежный форум? Хе-хе, это вы все скрываете - и свой пол, и свой возраст, и свое обличие, и свой днк, и свой адрес (пордон, пол вижу). Я же открытый человек, у меня нет того, что можно было бы скрывать от общества как вам. Прямо захотелось помериться силой с калмыцким мальчонкой, каков он на руку? На язык знаю что подвешеный по роду своей педагогическо-филологической профессии.-1 балл
-
Г.Ю.Ситнянский и пишет, что у хакасов рода карга, к которому емнип Вы принадлежите, по сей день сохранился обряд воздушного погребения людей (на деревьях). Молодцы племена людоеды, настоящие санитары земли.-1 балл
-
Стела Исунке (1224/1225) Текст из пяти строк выбитых на стеле увековечившей победу одержанную Исунке на состязании лучников. Она была найдена в Нерчинском округе, на берегу реки Урулунга, в городке Киркиранск, в Забайкалье, и на данный момент находится в Петербургском Эрмитаже. Датируется временем следующим за Туркестанской кампанией: 1224 или 1225 год. Oригинал: Транскрипция: 1. Cinggis qan-i 2. Sartagu:l irge [d]a(g)u-liju bagu-ju Qamug Monggol ulus-un 3. noyad-i Buqa-očiqai qurigsan-dur 4. Yisüngke ontudur-un gurban jagu:d gučin tabun aldas- 5. tur ontud(u)lag-a: Перевод: Когда после завоевания сартаульского народа Чингисхан собран нойонов всего монгольского улуса в местности Буха-Суджихай, Есунхэ выстрелил (из лука) на 335 саженей. Ссылки: описание: [Louis Ligeti. Monumenta Linguae Mongolicae Collecta. Monuments Préclassiques. 1. XIIIe et XIVe siècles. - Budapest: Akadémiai Kiadó, 1972 - p.17] транскрипция: [Mongolian Monuments in Uighur-Mongolian Script (XIII-XVI centuries). Introduction, Transcription and Bibliography. Edited by D.Tumurtogoo with the collaboration of G.Cecegdari. - Taipei: Institute of Linguistics, Academia Sinica, 2006 - p.9]-1 балл
-
Mонгольская часть сино-монгольского приказа Туракины (1240) Монгольская часть китайской надписи выгравированной на стеле, найденной в даосском храме Che-fang ta-tseu-wei kong города Киюань в Хонане. Надпись содержит приказ Туракины, датируемый 1240 годом, который был выгравирован на стеле монахом Ts'ien Tche-t'ong. Оригинал Транскрипция 1. еne minü üge buši bolgag-san kümü:n 2. yeke erke aldag šitü boltugai. Ene 3. bičig qulagana jil Перевод Тот человек что должен был нарушить мое слово, Пусть пройдет через великое наказание. Это Написано в год Крысы. Ссылки: описание: [Louis Ligeti. Monumenta Linguae Mongolicae Collecta. Monuments Préclassiques. 1. XIIIe et XIVe siècles. - Budapest: Akadémiai Kiadó, 1972 - p.19] оригинал: [The Sino-Mongolian Inscription of 1240. Francis Woodman Cleaves. - Harvard Journal of Asiatic Studies, Vol. 23 (1960 - 1961), pp. 62-75 - p.74] транскрипция: [Mongolian Monuments in Uighur-Mongolian Script (XIII-XVI centuries). Introduction, Transcription and Bibliography. Edited by D.Tumurtogoo with the collaboration of G.Cecegdari. - Taipei: Institute of Linguistics, Academia Sinica, 2006 - p.10] перевод: [The Sino-Mongolian Inscription of 1240. Francis Woodman Cleaves. - Harvard Journal of Asiatic Studies, Vol. 23 (1960 - 1961), pp. 62-75 - p.69]-1 балл
-
Печать на письме хана Гуюка (1246) Письмо на персидском языке содержит ответ, который Гуюк отправил в 1246 году папе Иннокентию IV, через Плано Карпини. Письмо написано черными чернилами на желтоватой бумаге, размером 112 на 20 см. Оно было обнаружено в 1920 году в Кастельских архивах Ватикана. Mонгольская печать уйгурским письмом красная, она была поставлена два раза: в месте где две части бумаги письма соединяются (в середине) и в конце. Оригинал Транскрипция: 1. möngke tngri-yi:n 2. küčündür yeke Monggol 3. ulus-un dalai-i:n 4. qanu jrlg il bulga 5. irgen-dür kürbe:sü 6. büširetügei ayutugai Перевод: Силой Вечного Тенгри, Далай-хана* Великого Монгольского Улуса, приказ. Если он прибудет к подчиненным народам, пусть уважают его, пусть боятся! Комментарий: *Далай-хан - первые чингисханиды носили прозвище dalai-in qan "океанический, т.е. всемирный государь". Не надо забывать, что впоследствии некоторые монгольские и ойратские князья носили титул dalai "океан, море"; напр. Dalai xung-taiji - почетный титул Badmadaši, 8-го сына халхаского Šolui-sečen-qan'a; - дэрбэтский князь Cereng в половине XVIII века получает от манджурского императора титул Tegüs külüg dalai-qan, потомки которого до сих пор сохраняют это звание, давно ставшее народным и популярным (дöрwöт Далä-хāн "дэрбэтский Далай-хан"). Ссылки: описание: [Louis Ligeti. Monumenta Linguae Mongolicae Collecta. Monuments Préclassiques. 1. XIIIe et XIVe siècles. - Budapest: Akadémiai Kiadó, 1972 - p.20] оригинал: [Trois documents mongols des Archives secrètes vaticanes. Antoine Mostaert and Francis Woodman Cleaves. - Harvard Journal of Asiatic Studies, Vol. 15, No. 3/4 (Dec., 1952), pp. 419-506 - p.514] транскрипция: [Mongolian Monuments in Uighur-Mongolian Script (XIII-XVI centuries). Introduction, Transcription and Bibliography. Edited by D.Tumurtogoo with the collaboration of G.Cecegdari. - Taipei: Institute of Linguistics, Academia Sinica, 2006 - p.281-282] перевод: [Paul Pelliot. Les mongols et la papaute. - Revue de l'Orient Chretien dirigee par R. Graffin. Troisieme serie. Tome III (XXIII). 23e volume - 1922-1923 - p.22] комментарий: [Б. Я. Владимирцов. О прозвище "Dayan"-qagan (Даян-хан). // Доклады Российской Академии Наук. Июль-Сентябрь 1924, с.119-121. - с.120]-1 балл
-
Надпись Мункэ (1257) Надпись датируется 1257 годом. Она была найдена в 1954 году в сомоне Арабулак провинции Човсгол. На данный момент надпись находится перед зданием Академии Наук Монголии, в Улан-Баторе. Она содержит короткий текст из трех строк на монгольском и текст подлиннее на китайском. Оригинал Транскрипция: 2. Urugun urugiga:r kedün üyes-te 1. Möngke qaga:n tümen tümen nasulatugai. 4. keme:ju Bars tüge bosqagu:l[bai] 3. kürtele ene dabarigu:nu buyan kürtügei Перевод (enhd) 1. Пусть на вечно будет жить Мунхэ каган 2. От поколения в поколение в многие века 3. доходя, по этому случае [вся] пусть получат милости 4. так повелевая Барс-тугэ постр[оил] Ссылки: описание: [Louis Ligeti. Monumenta Linguae Mongolicae Collecta. Monuments Préclassiques. 1. XIIIe et XIVe siècles. - Budapest: Akadémiai Kiadó, 1972 - p.21] оригинал: [badarch Nyamaa. The coins of Mongol Empire and clan tamgha of khans (XIII-XIV). - Ulaanbaatar, Mongolia, 2005 - p.102] [Mongolian Monuments in Uighur-Mongolian Script (XIII-XVI centuries). Introduction, Transcription and Bibliography. Edited by D.Tumurtogoo with the collaboration of G.Cecegdari. - Taipei: Institute of Linguistics, Academia Sinica, 2006 - p.676] транскрипция: [Mongolian Monuments in Uighur-Mongolian Script (XIII-XVI centuries). Introduction, Transcription and Bibliography. Edited by D.Tumurtogoo with the collaboration of G.Cecegdari. - Taipei: Institute of Linguistics, Academia Sinica, 2006 - p.11]-1 балл
-
Приказ Хубилая (1261) (перевода и описания пока нет) Оригинал Транскрипция: 1. Möngke tngri-yi:n küčün-dür 2. qaga:n jrlg manu 3. Sünvüs-te balagad-un šiltege:d-ün 4. darugas-ta noyad-ta yorčiqun 5. yabuqun ilčin-e čerigü: d-ün 6. noyad-ta čerig aran-a toyid-ta irgen-e dugu:lgaqui 7. jarlig 8. Činggis qan-u jrlg-tur toyid erkegü: d šingšingü: d dašmad 9. aliba alba gubčiri ülü üjen tngri-yi jalbariju 10. bidan-a irüge:r ögün atugai keme:gsen 11. jrlg-un yosuga:r ede Šaolim janglau, Bavši tanju, Gü amju, 12. Šing an janglau, Gim ding janglau ki:ge:d tabun aran-i Bagisba 13. bagši-yi:n dora Jauqudun ele gajar-a aqun olan toyid-i 14. ötögülejü Šagimuni-yi:n mör-iye:r tngri-yi jalbariju 15. bidan-a irüge:r ögün atugai keme:n ene Šaolim janglau-da 16. bariju yabuga:i 17. jrlg ögbei. Eden-ü sümes-tür keyid-tür anu ilčin 18. büü bagu:tugai. Ked ked ber bolju küčüdejü büü sagu:tugai. Qan- 19. u sang amu büü čidqutugai. Yagu: ke büü talbitugai. Sümes-tür 20. aran büü jargulatugai. Ulag-a: šigü:sü büü baritugai. Sui tamga 21. büü ögtügei. Sümes-tür qariga:tan gajar usun qulus-un 22. tegirmed bag geidenküü qalagu:n usun dem kebid-teče širge 23. könörge-deče aliba alba gubčiri büü ögtügei. Basa toyid- 24. un ali ber üyi:les anu böge:sü Bagisba bagši-yi:n üge-be:r 25. nom-un yosuga:r Šaolim janglau Bavši tanju ki:ge:d tabun ötögüs 26. jüg-iye:r qagalju ögtügei. Ta ber olan toyid ede 27. tabun ötögüs-ün ügebe:r nom-un yosun buši ülü bolgan 28. jügiye:r yabudqun. Basa egil aran toyid-i büü jargulatugai 29. Toyid-un egil aran-lug-a: ögüleldükün üges anu böge:sü 30. tüšigdegsed toyid-un ötögüs balagad-un noyad-lug-a: 31. qamtu jargulaju qagaltugai. Toyid-un yosuga:r ülü yabuqun 32. magu:i üyi:les üyi:ledkün. Qudal qulagai ki:kün toyid-i balagad- 33. un darugas-ta noyad-ta dagagu:lju ögtügei. Ede basa 34. Šaolim tanju ki:ge:d tabun ötögüs tüšigdebe. Ele keme:jü 35. yosu ügegü:n üyi:ledtügei. Üyi:ledbe:sü 36. bidan-a jiga:tugai. Ker ber keme:r-ün 37. bida uqad j-a 38. Jarlig manu taqigu jil jun-u ečüs sara-yi:n nigen šinede 39. Keibingvü-de büküi-dür bičibei. Ссылки: оригинал: [Mongolian Monuments in Uighur-Mongolian Script (XIII-XVI centuries). Introduction, Transcription and Bibliography. Edited by D.Tumurtogoo with the collaboration of G.Cecegdari. - Taipei: Institute of Linguistics, Academia Sinica, 2006 - p.677] перевод: [ibid, p.12]-1 балл
-
На кой черт вам страница из книги в вордовском варианте? )))))) Лучше ответье почему в точности как Стас неравнодушны ко мне и наперегонки с ним постоянно меня минусуете? Любовь к ближнему?-1 балл