Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Шелдон Купер

    Шелдон Купер

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      347


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      1

    • Постов

      28612


  3. Aiba

    Aiba

    Пользователи


    • Баллы

      -1

    • Постов

      221


  4. arstanomar

    arstanomar

    Пользователи


    • Баллы

      -1

    • Постов

      393


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 01/10/14 во всех областях

  1. Происхождение казахского танца «Кара-жорга» ( на основе исследовательских записей народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова) А.М.Исмаилова «проживая мифы, мы выходим из Времени хронологического и вступаем в пределы качественно другого времени, Времени Сакрального» М.Эллиаде «Аспекты мифа» Танцевальная культура в кочевом мире насчитывает тысячелетия. Появившись как ритуально-религиозное действо, танец стал постепенно обретать характерные бытовые особенности, разделяясь на виды и специфические подвиды, а также , в зависимости от ареала распространения танца, приобретая особенные местные черты. У казахского народа танец имеет огромное количество разновидностей: танцы воинственные, охотничьи, имитационные танцы (наподобие танцев буркут-коян), танцы с чучелом («ортеке-би»), танцы баксы, сольные танцы, носящие индивидуальный почерк народного исполнителя, танцы с элементами танцев других народов («калмакша би»). Каждый танец исполняется по-особенному в зависимости от территории и области, именно поэтому в казахском танце несколько стилей исполнения у каждого танца: карагандинский стиль исполнения, джетысуйский, западно-казахстанский, а также сыньзяно-уйгурский и монгольский стили исполнения казахских танцев. Один из наиболее популярных танцев, на истории и происхождении которого мы хотели бы остановиться: казахский танец кара-жорга. Как пишет в своих исследовательских записях Аубакир Исмаилов: «Кара-жорга - танец, воплощающий в себе различные оттенки, приемы, в нем соединились воинственность и скоморошество, мягкая колыбельность и мобильность, быстрота и спокойная грациозность». Кара-жорга имеет в народе несколько названий: «жоргалау», «жорганы еликтеу». Аубакир Исмаилов после долгих поисков , наблюдений, а также диалогов с очевидцами исполнения кара-жорга отмечает несколько стилей исполнения этого танца , который исполнялся по-разному в разных областях Казахстана. Существовали такие виды кара-жорга как: «кос-жорга», «еркек-жорга», в Восточном Казахстане кара-жорга исполнялся как парный танец на манер «кызалу-кашу», а на Каспии , по сообщениям Керея Кодарова ,кара-жорга называли «шайтанкок».Кроме того, особая манера этого танца существовали в Алтайском округе, в Сары-Суме, а также в Тарбагатае. Первые записи танца кара-жорга были произведены Аубакиром Исмаиловым в 1928 году от Актая Маманова, руководителя художественной самодеятельности интерната Казкомуны в Петропавловске. Отдельные элементы танца Аубакир Исмаилов внес в свои записи, наблюдая за исполнением народного исполнителя Дюсенбека, в народе бытовало его сценическое имя «аркасыбар дуйсенбек», проживавшего в ауле №6 Тельмановского района Карагандинской области, на родине Аубакира Исмаилова. В том же 1928 году Аубакир Исмаилов вместе со своим другом художником А.Шегебековым исполнили кара-жорга на сцене Дома культуры в Петропавловске. В своих записях этого танца Аубакир Исмаилов отмечает особое исполнение этого танца такими народными исполнителями как: Бижыбай Исхак( семиреченский вид кара-жорга), а также Доскея Алимбая. В исследовании этого танца Аубакир Исмаилов отмечает важное обстоятельство, раскрывающее корни происхождения кара-жорга : «танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана».Эти строки наводят на мысль о непростом происхождении танца, а точнее, о его сакраментальном значении . В своей книге «аспекты мифа» культуролог Мирче Эллиаде приводит слова представителей индейских племен: «если мы не знаем, откуда идет танец, не будем об этом говорить. Если нам неизвестно происхождение танца , нельзя его исполнять»,- говорит шаман из племени нахо, и как бы подтверждая его слова, танцор из племени уитото сообщает: «это мифы нашего отца, его собственные слова. они есть, и поэтому мы танцуем, и если бы он нам их не дал, то не было бы никакого танца» . Сакральность танца кара-жорга не вызывает сомнений, возможно , исследуя его корни объясняя причины возникновения, расшифровывая заложенный тайный смысл, появляется хотя бы минимальная вероятность проникновения в тот сакральный мир номадов, утерянный за тысячелетия, а также в то Сакральное Время начал. Через исполнения космогонических мифов, поэты возвращали реальность к ее истоку, через исполнение мифа в танце, происходило аналогичное свершение. Именно об этом постоянно пишет в своих записях Аубакир Исмаилов , акцентируя больше на происхождении танца, его символах. Время исполнения танца кара-жорга: время первой инициации ребенка –это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением и погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри. «Каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии о мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того : ребенок, который только что родился, приобщается к целому ряду начал». (Мирче Эллиаде) . Исполнение танца кара-жорга в самый важный период для ребенка , возможно, имело несколько значений. Во-первых, приобщение ребенка к миру номадов:он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне. Темп танца пытался передать основной настрой жизненной реальности кочевника, он создавал главное направление будущей жизни новорожденного – направление вперед, несмотря на препятствия, направление конструктива, оптимизма и мобильности. Кроме того в кара-жорга присутствует очистительный момент, а также охранительный, одновременно для ребенка и для пришедших гостей. В подтверждение к вышесказанному приведем цитату Мирче Эллиаде: «термин “kalusari”, означающий «колдовские пляски», на уровне лингвистики восходит к римскому «саl»- «конь»-по ритмам, мелодиям и движениям –к очистительному ритуалу тайных обществ. А конь наряду с птицей , является медиатором между мирами, погребальным животным» Мистический опыт всегда подкрепляется реальной действительностью, и сакраментальность танца кара-жорга , имеющего кроме космологического и очистительного значения, также охранительный признак, все же несет в себе и бытовые, социальные особенности казахского народа. Именно поэтому в замечаниях к исполнению танца кара-жорга Аубакир Исмаилов особо подчеркивает манеру исполнения этого танца: «Кара- жорга -танец джигита-наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер» . Вследствие огромной смысловой и символической нагрузки танец кара-жорга на протяжении огромного времени постоянно исполнялся в народе, приобретая новые особенности и стили. Мы можем отметить исполнение этого танца такими исполнителями как Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара-жорга исполнялся Сарсембаевым.Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым. В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара-жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Государственной Филармонии также в постановке Аубакира Исмаилова. Элементы танца кара-жорга были использованы в постановке спектакля «Айман-Шолпан» в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. Можно говорить об особой манере исполнения танца в постановке балетмейстера Али Ардобуса, который обогатил танец кара-жорга новыми элементами. В 1943 году на сцене Театра Оперы и балета им.Абая была поставлена «Казахская танцевальная сюита»,где также исполнялся кара-жорга в постановке Аубакира Исмаилова. В 1959году танец кара-жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой. Профессиональная запись танца кара-жорга была воспроизведена Аубакиром Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году. Следует отметить также несколько видов музыкального сопровождения танца «Кара-жорга»: кроме мелодии общепринятой ,танец исполнялся под «Бозайгыр», а также , как отмечает Аубакир Исмаилов в своем исследовании, существовал третий музыкальный вариант мелодии для кара-жорга, под которую исполнял свой танец народный исполнитель Бижыбай Исхак. Свое небольшое исследовательское эссе о танце кара-жорга мы завершим словами Аубакира Исмаилова: «В казахском народном эпосе, в легендах встречаются прямые указания о танцах и плясках. Но много разных причин :религиозных, социальных, тяжелая жизнь казахского народа в течение многих веков, варварское отношение колонизаторов и феодалов к культуре, способствовали забвению чудесного, жизнерадостного искусства танца казахов…но все же много танцев дошло до нашего времени, с разными манерами их исполнения в зависимости от областей Казахстана, где они исполняются по-разному, своеобразно, самобытно.» ---------------------------------------------------------- Краткие данные об авторе: Айым Муратовна Исмаилова в 1997 году закончила филологический факультет Алматинского Государственного Университета им.Абая (отделение русской и мировой литературы).В 2007 году выпустила поэтический сборник «История нежности»(Франция, Париж).Печатается в журналах «Аполлинарий», «Казахстанский мир балета», «Евразия». Статьи , опубликованные в 2010 году: «Мгновения из жизни другого»(«Казахстанский мир балета»,№1\\ «Нижинский-клоун Бога»( «Казахстанский мир балета»,№2)\\ «Казахский национальный танец кара-жорга» («Казахстанский мир балета»,№3)\\ «Номадология синема» («Евразия» №1) http://turkolog.narod.ru/info/kz-qara.htm Қара жорға ойнаңдар, қой десе де қоймаңдар
    1 балл
  2. Для АКБ и других, кто в танке. Казахские танцы. Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!
    -1 балл
  3. Случаем вы не клон того хамовитого арифметика? Или нонче хамство приветствуется в Бурятии? Лучше бы придерживались не руссифицированной культуры общения, а исконно монгольских традиций, хорошие стороны которой показывают нам на форуме халхи Хукер и Алтай-Хангай. Ваше хамство отвлекает от обсуждения темы и вызывает ответную реакцию. Вы это преследуете? Вы меня всуе не поминайте, а то, не дай бог вам, вступлю в спор. И тогда с вами, милейший, церемониться я не буду, вы сами это прекрасно знаете. Пока никаких новых успехов в своих лжеисторических изысканиях вы не достигли, а комментировать старье не считаю нужным. Все мои оценки остаются в силе. Не буду их тут повторять, чтоб новичков не смущать, но вы их и сами знаете. Пока - пока.
    -2 балла
×
×
  • Создать...