Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 11/06/13 во всех областях
-
Окончание "Т" в средневековых тюрко-монгольских этнонимах: Принято считать, что фонема «Т» в конце некоторых этнонимов времен империи Чингизхана есть окончание множественного числа. Вывод строится на основе современных монгольских языков, потому что порядка 150 лет идет постулатное отождествление "татар-мугулы" нынче это халхи. Причина - наличие в современных монгольских языках в числе прочих окончаний множественного числа (-нар; -чууд; -чүүд; -чуул; -чүүл; -нууд; -нүүд; -ууд; -с) также похожих (-үүд, -д). Но почему же такой вывод не строится на языке самих средневековых племен, в названиях которых присутствует конечная фонема «Т» (кият, баяут, дуглат, керейт, меркит, онгут, салджиут, баргут, ойрат)? Ответов нет, ответ вероятно дан мною выше об использовании постулата. Ведь тюркоязычность многих из перечисленных племен давно научно доказана, не считая продолжающегося упрямства на виртуальных форумах. Знает ли история этнонимы во множественном числе? Поставлю вопрос уже – знает ли история случаи, когда не весь народ или группа, а конкретно один представитель того или иного этноса назывался со стороны или самим собой представлялся во множественном числе? Лично я никогда такого не встречал. Может у кого-то есть примеры? Рассмотрим примеры с алтайскими тюрками тубаларами и кыргызскими монолдорами. У первых самоназвание – туба (ед. число). И разве представитель рода монолдор представится как «мен моңолдормын»? Скорее как «мен моңолмын» или я ошибаюсь? Лично я не доверяю таким существующим объяснениями окончания «Т» в тюрко-мугулских этнонимах 12-13 веков, как: 1) монгольское окончание множественного числа (в современных монгольских языках); 2) древнетюркское окончание множественного числа (зафиксировано в Орхонских рунических памятниках как архаичная форма); 3) согдийское окончание множественного числа. У меня же свои 2 версии на обсуждение: 1) Возможно имеет место одна из реликтовых форм окончаний имен личных и этнонимов в тюркских языках (толенгіт, онгыт, түркүт, тургут, торкут, дулат, канат, ойрат, кайрат, талгат, сунгат, сангыт, мангыт, керейт, тобет, тангыт, шангыт, таргыт и т.д. и т.п.). Такая тяга, например, в казахском языке видна по следующему примеру. Мой маркум (покойный) дядя по отцу по рождению Рамазан, но все его звали тогда «модным» именем Октябрят. Всегда задумывался, почему именно ОктябряТ, а к примеру, не Октябрь? Или, например, одновременное существование слов «бақыт» (сущ. счастье) и «бақ» (сущ. счастье). Собачья порода төбет, подшерсток - түбіт (хотя в основе түп - дно, низ, корень). Примеров очень много. Чем все это объяснить? Тягой к конечному глухому «Т»? 2) Или возможно имеет место одна из реликтовых форм окончаний имен прилагательных в тюркских языках. Если внимательно приглядеться, то практически вся топонимия восточного "полушария" в виде имен прилагательных составлена на окончаниях, не свойственных казахскому или кыпшакскому языку, это например: МойнТы вместо МойнДы (шейное), АлмаТы вместо АлмаЛы (яблочное), ШидерТы вместо ШидерЛі (треножное), АрқаТы вместо АрқаЛы (плоскогорное) и прочие. В связи с этим мне видится некая реликтовая особенность некоего восточного тюркского языка степных кочевых племен, которых принято в российской и советской исторической науке называть «монголо-татарами». По этой версии этнонимы могли изначально, до их «обкатки» (парная «Т» укорачивалась до одной «Т»), нести смысл: Меркіт – Меркітті, т.е. Меркілі (в основе Мерке-Берке?); Дулат или Дұғлат – Дулатты, т.е. Дулалы (в основе Дулы или Дулыға – боевой шлем?); Керейт – Керейітті, т.е. Керейлі (в основе Керей, что собственно и сохранилось). Аналогично пример с «бақыт» (счастье) – возможно усеченное от «бақытты» (счастливый, избранный, в основе «бақ»), хотя должно было звучать по правилам кипчакского как «бақлы – бағлы» (кстати в монгольских я усматривают давно потерявшегося его двойняшку «богдо» (всезнающий, мудрец, знаток, святой). Аналогично с этнонимом Түркүт – прилагательное Түркүтті (основа – тюрк), тогда как в классическом тюркском языке прилагательное будет Түркүлі, т.е. Тюркский. Далее топоним «Қарғат» что не есть скомканное прилагательное «Қарғалы - Қарғатты» (воронье, в основе – қарға). Далее понятие старец – в классическом тюркском это Қария, Қарья или Кәрі, но с реликтовым окончанием прилагательного оно вероятно стало Қарт (қариятты, қарітті – старец). Далее собачья порода Төбет – Бек-нур и АКСКЛ в одноименной теме про собак писали, что название Төбет означает собаку на вершине холма, на возвышенности. На кахахском звучит как «Төбеде жатқан ит», ведь недаром ей свойственно полежать, поспать на вершине какого-нибудь холма, откуда она следит за овечьи стадом и поэтому ее также называют четырехглазой, видит на 360 градусов с вершины холма. Если все это правда, то в классическом тюркском ее название должно было быть Төбелі (холмовая, вершинная), с реликтовым же окончанием прилагательного в языке тюрков-мугулов оно стало Төбет в усеченной форме от Төбетті. Далее этноним Салджиут - Салшиут. На форуме я приводил цитаты из источников, неопровержимо подтверждающие, что этноним произошел от тюркского слова «Сал» (плот) и означал изначально имя прародителя племени – плотовщика. Так вот, по-тюркски «Салшы/Салчы» - плотовщик. В моей версии прилагательное в западной огласовке должно быть «Салшылы», в восточной или тюрко-мугулской, «Салшытты» или «Салшыт/Салшут/Салджут». Это же подходит и к племени Тайшиут и к другим. По поводу одновременного существования двух форм этнонимов «Кият - Қиян» также, имхо, «Қиялы» (стреляющий наискось) и «Киятты» (то же самое, от которого закономерно отпали «т» и «ы»).1 балл
-
Мне интересно, да я видел в ЮКО, ДЖамбулском и даже в Алматинском обл. нашу "Жигилдик" а не "Жийде" Жигилдик. (Семейство Лоховые – Ealaeagnaceae). Серебристо-белый кустарник или деревце высотой. 3–7 м, большей частью имеющий колючки. Жигилдик мелкие круглие чем Жийде. Жийде (Elaeagnus orientalis = Elaeagnus angustifolia var. orientalis). В отличие от Жигилдик у Жийде плод крупнее и ценится как пищевой продукт в Каракалпакстане среди местных населении. Виды: http://kaa.wikipedia.org/wiki/Jiyde Жийде1 балл
-
1 балл
-
Наверно все заметили, что монголоязычные юзеры всегда с упорством отвергают родство с каракытаями и даже пытаются их всучить казахам и кыргызам? Но как дело заходит о юртах, ближе кытаев монголоязычным народам на свете нет. Енхд, вернитесь на пару страниц по теме и удостоверьтесь по приведенным цитатам из письменных источников, что еще задолго до кытаев (китанов, киданей) у тюрков существовали различные виды войлочной разборной юрты - передвижные на телегах и стационарные сборно-разборные.1 балл
-
Каким еще апломбом? Я фолкхистори не увлекаюсь. Написал достойный ответ на голословное утверждение Вашего товарища Хукера. Какой привет такой и ответ. Что Вы сами можете сказать про такое разбрасывание словами? В Кыргызстане никаких чумов, изб и лесной жизни и в помине не знают, нет в памяти и истории. Так что впредь лучше не рассказывать про оленеводство и лесную жизнь. С нашими обычаями юртостроительства, кочевничества и кочевой тюркской жизни можно легко поспорить с монголами. А Хукер, насколько я понял, лишь тролль. Хорошо.Тогда я называю хакасов ,тувинских киргисов,якутов,тоджинцев.... с гаплогруппой R1a ,N1,Q.... " монголами "!И Сибирь ,Саян ,Горный Алтай-родиной монголов! Вы согласны с этим? С Вашей логикой, то есть народы с теми же гаплогруппами, что и у монголов, которые живут в Сибири в чумах, лесу, а также оседло в домах, великий народ китайцы. Приезжайте в КР, в частности на горные пастбища жайлоо, посмотрите быт, наши юрты (боз үй или кыргыз үй), попейте кымыз, испробуйте наши кисломолочные продукты, попейте мясного бульона из баранины (шорпо), поешьте беш бармак, пообщайтесь с людьми и скажите им, что они лесные охотники, рыболовы Какой помощи вы ждёте от Аллаха, если вы отказываетесь от свойх истинных братьев хакасов ,якутов? Не хорошо.Вам все эти скотоводческие термины достались от степных кочевых монголов . У вас язык кипчакский, кочевничество монгольское. В перспективе – налаживание сотрудничества в социально-экономической сфере, руководители обсудили возможные поставки леса из Хакасии в Кыргызстан. http://www.kp.ru/online/news/1525391/ Я Вам нормально пишу, так что давайте без подковырок и тролля. Иначе отвечать не вижу смысла на такие пустословия. Если утверждаете, что кочевничество у тюрков от монголов, докажите.1 балл
-
А что тут объяснять Верхние статуэтки показывают предков халхов Внизу казактар, вот только у еркека запах правый1 балл
-
Ув. Оскар, здесь алп-бамси по-моему прав. Рашид-ад-дин перечисляет 10 жалаирских родов: - Тури (Төре) - Тулангут (Төлеңгіт) - Жат - Тукраун (Тоқырауын) - Кунксаут (Күнсауыт) - Кумсаут (Құмсауыт) - Уят - Нилкан - Куркин - Шанкут Какие из них монгольские? На слух, имхо, все они звучат как тюркские, например, последнее означает племя лыжников, про которых писал Рашид-ад-дин. А почему не Туруыт Туленгуыт Жауыт Уяуыт Шанкуыт? Все они с монгольским окончанием множественного "ут", "т".1 балл
-
-1 балл
-
Ха, ха ... недоверчиво относитесь да. Надо самому браться и изучать халха-монгольский - язык ваших предков. В ССМ: Здесь говорится что: Сыновъя из правой части (баруун гар - Baraun Qarun Kout) во главе с Чагатаем и Бату; сыновъя из левой части (зүүн гар - ĵaoun ğarun Kout; ) во главе с Отчигин-ноёон, Ихү, Есүнхэ; и сыновъя из центрального улуса (гол - ğol Kout) во главе с Тулуем собрались.... Вот разбирайтесь с великим монгольским государством того времени: где запад, восток и центр. ğolun Ulus - знаете что монгольское слово гол означает что "центральный, главный, основной, опорный". Вот откуда берет ваш терми колбасы - никак не слово "колбаса" во мн. числе, и никак не глава "рук-кол" - А именно происходит от монгольского слова и звания "главный ноёон, глава центра". Здесь говорится что Угедей сел на трон хагана и овладевал центральным улусом монголов, а не своим владением на Алтае и джунгарии.-1 балл
-
-1 балл