Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 10/31/12 во всех областях
-
Эта кракозябра на каком языке? С русским, как и с родным казахским лады. Вы меня сбили с толку, а я дурак повелся на ваши замечания. Все таким нашел Маргулана, проверил и оказалось, что это вовсе не мой перевод, а текст в оригинале. Так что все ваши обвинения, а также перенос моих сообщений из данной темы в Фольк-хистори оказались необоснованными! См: стр.168 абз.2:1 балл
-
Продолжение (перевод оспоренного выше предложения откорректирован, см: выше): Традиция административного деления племен на 24 составные части присуща как хуннам, так и огузам, кыпчакам, жалаирам (на 12 частей), сохранилась до позднейших времен. Легенда об Огуз-кагане родилась несомненно в среде хуннов. Названия известных хуннских племен сохранились в китайской транскрипции в различных написаниях: Хуянь, Хоянь (Колан), Киан, Лан, Хайби, Икюй (у казахов род Екей, из которого происходил Жамбыл Жабаев). Одним из названий хуннских племен было Окір, это название тоже сохранилось у казахов как имя потомка наймана Окір, ставшее названием ветви «Окіреш» в составе найманов, почитающийся среди них за сильных. Тем самым, происхождение найманов также связано с хуннами. Окір есть одна из форм звучания Огіз (огуз). У найманов издревле существует традиция закалывать при торжествах синего (сивого) быка (көк өгіз). В народе существует музыкальное произведение «Көк бұқаның күйі» (мелодия сивого быка). Согласно сохранившейся у казахов легенде, еще в до чингизовское время найманы, кереи, меркиты и уаки провели на склонах Алтая большой ас (поминки), собралось много народа и было заколото пригнанных со всех элей немало сивых быков, части которых были розданы присутствующим, однако ничего не досталось предку Баганалы-Балталы найманов. И будто бы обидевшись он откочевал со своим народом (ел/эль) с Алтая в Центральный Казахстан. Впервые эту легенду записал Г.Н.Потанин, но с той разницей, что в его варианте легенды вместо серого быка фигурирует серая лошадь. И потому алтайские найманы именуют ушедших своих сородичей как «қоржынға өкпелеген қызыр найман». В известиях греческих и византийских летописцев сохранились названия племен западных хуннов – гуннов, встречающиеся в составе казахских племен, например, Дай (Адай), Кидар (Кердери), Охiар (Огыздар), Коман (Кыпшак). Миграция хуннов на запад хорошо описана в исследованиях многих ученых. Среди них самые известные племена, населявшие Алтай (отроги со стороны Иртыша) и Центральный Казахстан Жубан (Юебань), населявшие районы Приаралья, течения Сырдарьи и Амударьи белые гунны и черные гунны (Абдал, Кердери, Адаи). Больше всего следов этнической связи казахов с хуннами сохранилось: в среде племен Старшего жуза это Абак, Екей (у хуннов – Икюй), Суан (Сиюан), Албан (Алпан, Лабан); в Младшем жузе – Кердери (Кидар), Адай (Дай), Кете, Абдал (Эфтал, белые гунны); в Среднем жузе – Аргун (Ғун),, Кыпшак, Конырат – все происходят от хуннского племени Киян. Названия хуннских племен отчетливо даны в трудах Н.Я.Бичурина, Ф.Хиртта, В.В.Радлова, В.В.Бартольда, Н.А.Аристова, Де Грота. По утверждениям В.В.Бартольда и других ученых «Китайцы в своей истории тюрков 6 века называют потомками хуннов». Китайцы называли Алтайские горы «Хуннскими горами». Где находилось «множество храмов, башен, возведенных в честь памяти умерших предков, где они ежегодно проводили по ним поминки, проводили конные скачки и бесплатно раздавали пищу (АКБ: у казахов эти обычаи именуются, соответственно как: ас, бәйге, шүлен). Хунны особо почитали быка. По легенде, записанной византийцем Ермием Созоменом, однажды у одного из предков хуннов бык спасаясь от гнуса переплыл озеро, а за ним и пастух, который обнаружил там прекрасные земли и обильные пастбища, о чем рассказал сородичам вернувшись обратно. В честь этого рождаемым детям стали давать имя быка Өгіз (Өкір). По свидетельствам древних китайских хроник, хунны почитали также волка. Согласно записанной китайцами хуннской легенде у правителя было две красивые дочери, которых он прячет ближе к солнцу, в высокой башне, к которой стали приходить волк. Младшая выходит за волка и рождает сына, от которого произошел целый народ. Точно такая же легенда существует у казахов, только вместо волка дочь хана рождает от луча солнца. От рожденного сына размножился род Киян, правителем которого стал Домбаул мерген. Согласно исследованиям ученных, наследниками богатой культуры хуннов и уйсуней стали казахи, кыргызы и алтайцы, которые сохранили ее до настоящего времени. (продолжение следует)1 балл