Все государственно-племенные объединения и родо-племена, населявшие географическую среду так называемого «андроновского типа» говорили на тюркском языке: скифы, саки, хунны. До появления этнонима тюрк все они назывались общим именем сак, начиная с 7 века получило распространение название тюрк (М.Ахинжанов).
Если кереи, найманы, меркиты, коныраты, жалаиры по сути неотделимая часть тюркских народов, то монголы и татары развивались от них несколько изолированно. На них большее влияние оказали Китай и Тибет, которые оказали большое влияние и привели к разрыву их от тюркских корней. К примеру также, как на древние казахские племена оказали влияние монголы, то на уйсуней, канлы и кыпшаков влияние оказывали Европа и Средняя Азия. Такие процессы не чужды этногенезу любого народа.
Последние лингвистические исследования доказали и оставили без сомнений вопрос о тюркоязычности кереев и найманов 12-13 веков.
Ни для кого не секрет, что с древних времен различия в языке, в культуре, в обычаях казахов почти незаметны. Основной базой для языка послужил кыпшакский язык, от которого не сильно отличался и язык племен Среднего жуза, которые говорят им с хунских времен.
Закономерно и то, что на язык кереев, найманов, коныратов, меркитов и жалаиров оказал влияние монгольский язык, который сам одновременно подвергся влиянию тюркского через указанные племена.
В истории Монголии в частности отмечается, что еще керейский Сары хан называл монголов «түүс» (родственники, бауырларым – младшие братья) и призывал быть осторожнее впредь с обоюдными браками. Отсюда и сохранившаяся поговорка, что казахи - старший брат (аға), монголы - младшие братья (бауыр, кіші ел), а кыргызы – самый младший в семье (кенже). Все исторические хроники, родословные, литература и другие источники прямо указывают нам на то, что монголы ближе всех к казахам, а среди казахов ближе всего к кереям.
(И.Қабышұлы)