Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 11/21/10 во всех областях
-
МАТЕРИАЛЫ О КАЗАХАХ ПАЙАРЫКСКОГО РАЙОНА САМАРКАНДСКОЙ ОБЛАСТИ Проблема совместного проживания представителей различных народов и национальностей существует как на востоке, так и на западе. Межэтнические отношения привлекают внимание политиков и ученых во Франции (миграция представителей Северной Африки), Германии (турецкая диаспора), России (после распада СССР появилось достаточное количество проблем, связанных с межнациональными отношениями) и т.д. Вместе с тем в бывших советских республиках проживают представители различных национальностей, в силу исторических обстоятельств (национально-государственное размежевание, политика создания «единого советского народа» и т.д.) оказавшиеся на территории вновь образованных независимых государств. В Пайарыкском районе Самаркандской области среди узбеков проживают ряд национальностей: русские, таджики, казахи, татары и пр. Среди представителей этих этнических групп, под действием различных факторов, исторически сформировались своеобразные межэтнические отношения. Например, как правило, русские не владеют языком местного населения и даже те, которые родились здесь не приняли культуру узбеков. Таджики и казахи, напротив, прекрасно говорят на узбекском языке и их семейный быт почти не отличается от узбекских. Эти этнические явления связаны с характером их исторически устоявшейся психологии этнического характера. В данной статье приводятся некоторые материалы по истории расселения и этнических особенности, казахов Пайарыкского района Самаркандской области. Эти сведения могут быть использованы при проведении этнопсихологических исследований. По истории казахов нынешнего Пайарыкского района, подробная информация была представлена Довроновым Куватом (из рода карамурун, 1908 г. рожд., живет в поселке Наримановка). По его словам: "Здешние казахи раньше обитали на территории Керменинского (поблизости Нураты) и Канимехского районов. Они сюда начали переселяться примерно 240 лет тому назад. При этом кишлак Сапарбулак был основан переселенцами казахов племени кипчак. Этих кипчаков представляли четыре брата: Сапар, Норча, Исмоил и Сувон. Сапар был старше и носил прозвище «Карокчи» -разбойник, грабитель. Их потомки и ныне живут там. Например, сейчас жив сын Сапара - Юнус. А кишлак Джагалбайли, в котором живут казахи, был основан еще 300 лет тому назад[1]. Основное переселение казахов с Канимеха приходится на 1918-1920 годы, так как в эти годы («илон йили» - «год змеи») была небывалая засуха. Перегорели все травы и посевы. Начался голод и люди, живущие в сухой степи, искали спасение в оазисах, где посевы почти не пострадали от засухи. Это были в основном бедняки, которые при переселении вынуждены были питаться даже черепашьим мясом. В 1924 г. в кишлаке Джагалбайли была образована артель, состоявшая из десяти хозяйств (в то время в кишлаке было всего 10 хозяйств). Название артели было «Миллий козок» («Национально-казахский»). Впоследствии артель превратился в колхоз, который тоже стал называться этим же именем. Сельскому совету дали название «Янги козок» («Новый казах»), который после был переименован на «Наримановский». На территории Пайарыкского района живут казахи из всех трех жузов. Как мы знаем, Улу джуз "Старший джуз" состоят из семи отцов (ота): ысты, жалойир, учокты, кангли (или кангни), сргели и чанчклы. Из них сюда прибыли только представители племен ысты, жалойир и учокты. Род корамурун племени ысты (одна семья рода корамурун когда-то переселилась из Келеса и ныне их семьей стало - 20) проживают в кишлаке Джагалбайли и в поселке Наримановка. Представители племени жалойир живут в кишлаках Тойиршик и Кипчак. А представители племени учокты сейчас здесь не проживают. Орта жуз – «Средний джуз» - состоит из четырех «отцов» (ота); аргин, кипчок, найман и кунгирот. Здесь встречаются представители из всех четырех племен. В Пайарыкском районе живут представители следующих родов племени кунгирот: куйишконсиз (представители этого рода живут в кишлаке Тувма и частично в кишлаке Аллаяркудук); тиякти (они составляют почти все население Тайиршика и частично, кишлака Найман); тубикти (одна семья проживает в поселке Наримановка, 2 - в кишлаке Джавшар и несколько семей - в кишлаке Каирма); нугай (проживают в кишлаке Джагалбайли); мангитой (они живут в основном в кишлаках Джагалбайли, Тувма, Аллаяркудук, немного в поселке Наримановка и на хуторе Дальный Богара) и киргизоли (несколько семей живут в селе Тайиршик[2]). Здесь же живут представители следующих отделений племени кипчак: кукбурун кипчак, сари кипчак и кора кипчак. Кичик жуз – «Малый джуз» - состоит из родов: алчин, жаппас, сарыгаска, жагалбойлы, кете, одой и коракалпок. Из них здесь встречаем представителей племен алчин, жаппас и жагалбойли. Раньше жагалбойли было 2 дома, сейчас их около десяти. Одой есть в Каттакургане, а кете - в стороне Бухары[3]. Казахи Пайарыка имеют наибольшее сходство родовых названий с зарафшанскими кипчаками, которые расселены в этом же регионе. Для них общими являются этнонимы сары кипчак, кара кипчак и джагалбайлы. Помимо того, обращает на себя внимание наличие в составе пайарыкских казахов этнических групп тиякти (у узбеков туёкли) и коракалпок, также являющихся названиями узбекских племен, расселенных в соседнем Булунгурском районе. С этими казахами связаны названия кишлаков Казакаул, Сапарбулак, Бирлашув (Казакбирлашув). Видимо, названия кишлаков Джагалбайли, Кипчак и Найман, расположенные по арыку Пай, также происходят от казахских этнонимов. Кишлаки с названиями в виде Казаккишлак, Казахаул и подобные имеются также в Булунгурском, Каттакурганском, Пастдаргомском, Нарпайском и Нуратинском районах Самаркандской области. В составе казахов Пайарыкского района встречаются все этнические названии оседлых казахов Кермининского оазиса, которые были зарегистрированные Комиссией по районированию Средней Азии в 1924 г. Например, по сведениям И.П.Магидовича, руководителя этой Комиссии, "оседлые киргиз-казахи Кермининского оазиса принадлежат к средней орде. Здесь встречаются преимущественно группа конгурат (у узбеков кунград) - I025 человек - в районе Тоткента и небольшие группы найманов (110 чел.) и кипчаков (120 чел.) в районе Мирбазара. Здесь же зарегистрирована малочисленная группа казахов Большой орды племени канглы (145 чел.). Малоординцы представлены родам джаппас (поколение байулы) - 550 чел"[4]. А с казахами Канамехского района подобные параллели в этнонимии не встречаются. Это свидетельствует о том, что в прошлом существовали родственные связи казахов Пайарыка в основном с казахами Кермининского оазиса. В заключении нужно отметить, что Пайарыкские казахи довольно быстро привыкли к городской и сельской жизни. Они восприняли узбекскую и европейскую культуру. Научились общаться с окружающими на чистом узбекском литературном языке. Среди них есть немало представителей узбекской интеллигенции. Например, доцент Учтемир Алиев работает преподавателем Самаркандского Сельскохозяйственного института. А его старший брат долгое время работал начальником милиции района. А наш респондент до пенсии работал в руководящих должностях и был председателем сельского совета. Тухтамиш Обилов был директором школы-интерната, который находится в районном центре. Среди этих казахов есть и учителя узбекских школ. Старики помнят о том что, еще в начале 50-х годов прошлого века, некоторые из них имели юрты, зимой жили в землянках и разговаривали с казахским акцентом. Среди казахов сейчас есть люди, которые имеют родственные связи с местными узбеками. Однако здешние казахи не только прекрасно усвоили культуру узбеков, но и твердо сохранили национальное самосознание и обычаи своих предков. Они имеют тесные связи с казахами Казахстана и после распада Союза многие переселились в Казахстан. В заключении надо отметить, что казахи, прибывшие до национального размежевания в Узбекистан, вошли в состав узбекского народа. Например, найманы Пасдаргомского тумана Самаркандской области считают себя узбеками. А казахи Пайарыкского тумана, наоборот, считают себя казахами и они переселились в Казахстан после распада СССР. Мирзалиева М. А. http://ia-centr.ru/expert/6736/1 балл