Перейти к содержанию
Гость

Мамлюки

Рекомендуемые сообщения

И действительно, современники подчеркивают качество бойцов-адыгов, перед численностью татар, о чем могу привести массу примеров.

;)

Путешествие в Тану. 1436 год.

Иосафат Барбаро

28. (О татарах) Военные люди в высшей степени храбры и отважны, причем настолько,

что некоторые из них, при особо выдающихся качествах, именуются «талубагатер», что значит безумный храбрец. (здесь, ближе транскрипция - «тулы» или «тилебагатер»).

Такое прозвище рождается в народе, подобно тому как у нас «мудрый» или же «красивый», отчего и говорят – Петр такой –то, по прозванию «Мудрец», или Павел такой- то, по прозванию «Красавец».

Эти богатыри имеют одно преимущество: все, что бы они не совершали, даже если это в известной мере выходит за пределы здравого смысла, считается правильным, потому что раз это делается по причине отваги, то всем кажется, что богатыри просто занимаются своим ремеслом.

Среди них есть много таких, которые в случаях военных схваток не ценят жизни, не страшатся опасности, но мчатся вперед и, не раздумывая, избивают

врагов, так что даже робкие при этом воодушевляются и превращаются в храбрецов. Прозвище их кажется мне весьма подходящим, потому что я не представляю себе отважного человека, который не был бы безумцем.

Разве, по- вашему это не безумство, когда один отваживается биться против четверых? Разве не сумасшествие, когда кто-нибудь с одним ножом готов сражаться со многими, да еще вооруженными саблями?

29. По этому поводу расскажу, что однажды случилось при мне, когда я был в Тане. Стоял я как –то на площади; пришли в город татары и сообщили, что в роще, мили за три отсюда, спрятались черкесы наездники , числом около сотни, которые задумали совершить набег под самый город, как это у них было в обычае. Я сидел в лавке у мастера по выделке стрел; там же был еще один купец-татарин, пришедший туда с цитварным семенем. Узнав о черкесах он встал и сказал: «Почему бы нам не отправится захватить их? сколько там этих всадников?» Я ответил ему «Сто человек». - «Вот и хорошо - сказал он, - нас пятеро, а у вас сколько найдется всадников?» Я ответил : «Сорок». А он сказал: « Черкесы не мужчины, а бабы. Идем, схватим их!» Услышав все это, я пошел искать мессера Франческо и рассказал ему об этих речах, он же со смехом спросил меня, хватит ли у меня духу пустится туда. Я ответил, что хватит.

И вот мы сели на лошадей, приказали нашим людям прибыть по воде и к полудню налетели на этих черкесов. Они стояли в тени, некоторые из них спали, но, к несчастью, случилось так, что немного раньше, чем мы достигли их, наш трубач затрубил. Поэтому многие успели бежать; тем не менее, и убитыми, и пленными нам досталось около сорока человек.

Но вся красота этого дела относится к тому, что говорилось о «безумных храбрецах». Тот татарин, который предлагал ему хватать черкесов, не удовольствовался добычей, но в одиночку бросился в погоню за беглецами, хотя мы все кричали ему: « Ты же не вернешься, никогда не вернешься!»

Он возвратился спустя почти целый час и, присоединившись к нам, жаловался говоря: «Горе мне, не смог я поймать ни одного!»- и сильно сокрушался. Судите сами каково было его безумство, - ведь если бы хоть четверо из черкесов обернулись против него, они изрубили бы его на мелкие куски. Более того, когда мы упрекали его, он все обращал в шутку.

Из книги: «Каспийский транзит», том 2, альманах «Арабески истории»

под редакцией А.И. Куркчи 1996

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы сделали опечатку, и хотели сказать, что не за последние 30, а за последние 300 лет ничего не изменилось.

Уважаемый ЗКЧА. Это не опечатка. Я имел в виду разницу между двумя цитатами, т.е. между Н.Витсеном и К.Главани.

Как вы объясните тогда, наличие Кабарди в низовьях Дона в 1497 года, и затем сообщения источников о Кабарде на Ц. Кавказе в середине 16 века уже?

Одно другому не противоречит. Почему не может быть так, что одна часть из Крыма сначала через Тамань ушла в район Пятигорья, затем в совр. Кабарду, а другая часть, тем более, что географически это близко, осели в низовьях Дона, т.е. Черкассы, Черкасск и др.

А как адыги оказались на Украине, в Польше?

Мы знаем, что в 1561 году польский король Сигизмунд 11 Август зачислил в ряды шляхты большую группу черкесских аристократов. В 1562 году пять западноадыгских князей оставили свои резиденции в Черкесии, и прибыли в окружении 300 уорков в Краков. Известно, что Сигизмунд встретил их с большими почестями и подарками. Это были: Касим Камбулатович Черкасский, Гаврила Камбулатович Черкасский, Александр Сибокович Черкасский - сын влиятельнейшего жанеевского князя Сибока, Темрук Шимкович - жанеевский князь и их родственник Солгин Шимкович Черкасский. Со временем, и благодаря участию в польских войнах, они стали влиятельнейшими людьми, и все они получили поместья в Подолии.

Ну и касательно цитаты И.Барбаро, которую привел здесь tatarbi, хотя не совсем понял, с какой целью, известно, что Барбаро допустил очень много "ляпов", тем более, что он это делал через много лет после путешествия и перед самой смертью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть такой атлас 1745 года, где показанно расселения некоторых групп адыгов, хатукайцы (в оригенале - Атукайцы), собайцы, темиргойцы, бесленцы (бесленеевцы), Малая Абаза, Абазинцы-боксанцы, Б. и М. Кабарды. Адыгские группы перемещались внутри своей территории, и периодически вылазия за ее пределы - на правый берег Кубани, более крупное и сильное племя кабардинцев в итоге ушло на восток. Как вы объясните тогда, наличие Кабарди в низовьях Дона в 1497 года, и затем сообщения источников о Кабарде на Ц. Кавказе в середине 16 века уже? 15 века - это век передышки" для адыгов, когда одни насельники степи уже ничего из себя серьезного не представляли, а другие ЕЩЕ не оформились, тобишь ЗО и БО, а Крымское ханство еще только оформлялось, а силу преобрело в резульатет вассалитета к Турции не ранее конца 15 - нач. 16 вв.

Одновременно с египетской ксенократией существовало еще одно ксенократическое объединение, созданное адыгскими всадниками - это днепровская или украинская Черкесия.

Средневековая эмиграция черкесов, антов, русов, асов и атанов в регион Среднего Поднепровья, а в более широком плане - в регион Северного Причерноморья (Дунай-Дон) - носила как бы традиционный характер.

Касаясь проблемы происхождения наиболее ранних, IV-III тыс. до н.э., культур Северного Причерноморья, Дж. П. Мэллори (Белфаст) связывает их генезис с миграционным потоком с территории Майкопской культуры, т.е. с Северо-Западного Кавказа. “Казаки были черкесские эмигранты, - писал Эдуард Гиббон, - их первоначальная родина находилась среди западных областей Кавказа и называлась во времена Константина Порфирородного Касахией”. Взаимосвязь “Касахии”, области к северо-востоку от Зихии (территории Закубанья), которая в то же время являлась частью Зихии, с этнонимами каса (еврейско-хазарская переписка) и касог (русские летописи) вполне очевидна. Все эти этнонимы относятся к одному периоду (X в. шире - VII-ХII в.в.), и употреблены для обозначения западнокавказских племен и, фактически, тождественны этнониму зих. В том же X в., современник Багрянородного, Масуди употребил этноним кашаг (кашек) для обозначения все той же группы западнокавказских племен. Греко-византийский этноним зих ему была, видимо, незнакома. Не знают зихов и русские, и хазарские памятники (за исключением Кембриджского Анонима). Таким образом, для арабов, персов, хазар и русских зихи являлись касогами, кашагами, касахами, касаками или просто касами. В этой связи вполне естественно рассматривать термин (а по сути, этноним) козак (казак), появившийся в письменных отчетах не ранее XV века, как генетически связанный с касогами. Современник Эдуарда Гиббона (вт. пол. XVIII в.) Иоганн Эрлих Тунманн также связал появление в XV веке Козаков с черкесской эмиграцией на Украину, но при этом упор делается уже не на этноним касах (касог), а на этноним черкес: “Они (черкесы) завладели Керчью в Крыму, часто нападали на этот полуостров и другие европейские местности, сделались основным составом образовавшихся тогда казацких народностей и основали в Египте знаменитую династию... Кубанские черкесы удерживались как на Дону, так и на Кубани. Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими, донское казацкое государство”. Итак, уже в XVIII веке в западноевропейской исторической мысли были сформулированы две основные точки зрения по поводу генезиса ранних казаков - касожская и черкесская. Разница между ними лишь в хронологии. Касожская версия относит появление казаков к X веку, а черкесская - к XV в. Но и в том, и в другом случае этнический состав ранних казаков считается адыгским. Георгий Вернадский посчитал возможным, несмотря на свою исключительную склонность к иранским этимологиям, присоединиться к касожско-черкесской версии: “Это слово (т. е. козак, казак) происходит от этнического названия Каз, древнего северокавказского народа, известного сейчас как адыгейцы или черкесы. Последнее название в первоначальной форме звучало как Чахар-Каз, что значит “четыре клана Каз”. В русском языке, начиная с XV века, это название употреблялось в форме “черкасы”. Это название, появляется в “Codex Cumanicus” в форме cosac (написан около 1294 г.). Сугдейский Synaxarion XII века содержит дополнительную запись, датированную 17 мая 1308 г., о молодом христианине, убитом казацким мечом. По моему мнению, здесь опять имеются в виду касоги (черкесы). В московских документах XVI и XVII веков черкасами назывались как черкесы, так и украинские казаки. Что касается последних, то это название шло, по-видимому, от города Черкассы на реке Днепр к югу от Киева, а тот, в свою очередь, был одним из центров днепровско-казацкого региона. Вероятно, город Черкассы был первоначально черкесским поселением (Allen, The Ukraine, p. 69). Следует принять во внимание образование подобным же способом названия города Яссы (по-румынски, Jasi), старой столицы Молдавии, который был первоначально основан аланами. По древнерусски “ясы” значило “аланы”. Черкесское поселение в районе Черкасс, вероятно, было основано в XI веке, если не раньше. В то время у князя Мстислава Черниговского и Тмутараканского была личная охрана из черкесов. Вероятно, новые черкесские поселенцы были приведены в этот район монгольским ханом Ногаем в конце XIII века... Исходя из тех неполных статистических данных, что мы имеем, можно предположить, что в конце XVI в. около 80% запорожских казаков были западнорусскими (украинцами и белорусами); остальную часть составляли московиты, поляки, молдаване и черкесы”.

МАКСИДОВ А. А. "ФАМИЛИИ АДЫГСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА УКРАИНЕ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В изложении Вернадского черкесские общины в Поднепровье были сформированы как результат привлечения их на службу сначала русскими князьями, затем монгольскими династиями. Это имеет прямое подтверждение в материалах русских летописей. “В 1282 году Баскак Татарской Курскаго Княжения, - писал И.Н. Болтин, - призвал Черкес из Бештаю или Пятигория, населил ими слободы под именем Козаков. Разбои и грабежи, производимыя, ими, произвели многия жалобы на них; для коих наконец Олег Князь Курский, по дозволению Ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежалися. Сии, совокупясь с Русскими беглецами, долгое время чинили всюду по дорогам разбои, укрываясь от поисков над ними по лесам и оврагам. Много труда стоило всех их оттуда выгнать и искоренить. Многолюдная их шайка, не обретая себе безопасности там, ушла в Канев к Баскаку, которой и назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек, и назвали Черкаск по причине, что большая часть их были породою Черкасы”. Само словосочетание - черкасские казаки - свидетельствует об адыгском происхождении казачества. Приведенный отрывок из работы Ивана Никитича Болтина (1735-1795 г.г.) не является точным воспроизведением соответствующего летописного текста, но лишь пересказывает его. Источник, на который опирался Болтин, не сохранился. Характерно, что и в Лаврентьевской летописи листы, относящиеся к этому эпизоду, тоже исчезли. Естественно предположить, что они исчезли не случайно и что это дело рук официальных историографов или архивариусов, которые выполняли волю властей. Писать о черкесском происхождении казаков было в тогдашних условиях весьма затруднительно. Отсюда и те десятки версий о происхождении такого самобытного социума как казаки. Но существование источников, в которых говорилось о черкесском (адыгском) происхождении казаков, несомненно. Независимо от Болтина и другие ранние российские историографы говорят о черкесском факторе. “Первые казаки, - писал В.Н. Татищев, - сброд из черкес горских, в княжение Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили”. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) в пятом томе своей “Истории государства российского” также констатирует черкесское происхождение казаков: “Торки и берендеи назывались черкесами: казаки также. Вспомним касогов, обетавших по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что осетинцы и ныне именуют черкесов касахами: столько обстоятельств вместе заставляют думать, что торки и берендеи, называясь черкесами, назывались и козаками”. Единственная поправка, которую можно сделать к Карамзину, заключается в том, что торки и берендеи в одновременных им источниках черкесами не называются; они называются черкесами поздними летописцами XV века.

Черкесскую версию И.Н. Болтина поддержали и другие авторы XVIII в. - Ал. Ригельман, Аф. Шафонский, М. И. Антоновский. Эти авторы указывали разное время переселения черкесов в Поднепровье. Ал. Ригельман, анализируя этноним “козак” и “черкас” по отношению к запорожцам, отмечал: “... а если вести им (запорожцам - А. М.) имя особое, то следовало б называться черкесами, по пришедшим потомкам в Украину из Черкасской Кабарды черкасам, которые смешавшись с украинцами вообще, проименовались тем именем, коим и доныне еще именуются. Притом доказывает и то, что сходство лица, одежда и несколько жительство (т. е. быт - А. М.). Обычай и во многом обряды, равные с черкесами имеют”. Появление черкесов на Украине Ригельман относит к XIV веку, когда ими и был основан город Черкассы: “в XIV столетии, когда черкесы в здешние места из Кабарды пришли в княжестве Курском, под властью татар, собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, но для многих на них жалоб татарским баскаком на Днепр переведены и город Черкасы они построили, который доныне на том же месте и тем же званием именуется, состоящий на правой стороне реки оной, ниже города Канева, почему все казачество и вся Малороссия потом черкасами проименовались,...”. Говоря об украино-черкесских связях, Ригельман опирался не только на исторические летописные свидетельства о переселении черкесов в Поднепровье, он подчеркивал сходство этнонимии, материальной культуры, антропологического типа и обычаев. Ригельман основывался в том числе и на собственных наблюдениях, поскольку бывал на Северном Кавказе и был знаком с культурой и бытом черкесов.

Мнение Ал. Ригельмана разделял и такой крупный этнограф как Аф. Шафонский, составивший в 1786 году фундаментальное описание украинцев. Он считал, что часть “горских черкесов перешла в XIV столетии из Кавказских гор в Курск, а после на Днепр и построили город, по имени своем, Черкасы. Нынешние черкесы по наружному виду лица, одеянию и по всем ухваткам, по сей день весьма на малороссиян, в низовых местах Днепра живущих, и особливо на бывших запорожских казаков похожи, которые, и вообще все малороссияне, изстари от великороссиян черкесами называются”. Наряду с этим Шафонский отметил сходство одежды и головных уборов украинцев и черкесов, а также остатки дольменной культуры в Южной Украине, памятники которой непосредственно связаны с дольменными скоплениями Западного Кавказа.

Украинский историк первой половины XIX в. Д.Н. Бантыш-Каменский также придерживался версии черкесского происхождения первых казачьих общин Поднепровья. Начало запорожскому войску, по его мнению, положили именно черкесы. Он указывает на то обстоятельство, что в делах коллежского архива запорожцы и доныне фигурируют под именем “черкас”. Отмечая сходство запорожцев и черкесов, Бантыш-Каменский писал: “Одно название, одинаковый нрав, одинаковая склонность к набегам подтверждают сию догадку”.

МАКСИДОВ А. А. "ФАМИЛИИ АДЫГСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА УКРАИНЕ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В. Гатцук, украинский исследователь начала XX в., демонстрирует черкесское происхождение запорожских Козаков уже в совершенно категоричных тонах:

“Города Канев, Черкасы, Чигирин основаны и населены Касогами, и все сельское, хуторское, поселение по обоим берегам Днепра к югу от Киева состояло тогда из Касогов. Приднепровские Касоги зажили в мире с коренным населением, - с Славянами-Полянами. Защищая себя и их (Поляне были мирным, земледельческим племенем) от грозных врагов-монголов, все надвигавшихся с востока в последующие века, храбрые Касоги “полили своей кровью днепровские берега”;... и быть может, их храбрости и военной выдержке, которыя они, живучи между Полян, передали и им, обязан в значительной мере Запад тем, что поток монгольский не разлился далее берега Днепра. Общая опасность соединяет людей. Мало по малу Касоги-Черкесы слились с Полянами и образовали, вместе с ними, так называемое Малороссийское племя. От них теперешние Малороссияне получили те свои особенности, которыя отличают чистый малорусский тип от Великороссиян - темный цвет волос и глаз, тонкия черты лица. Черкесы передали Малоруссам свою любовь к свободе, ненависть к так называемому “холопству”... От них же заимствовали Малоруссы и общий характер одежды, домашней обстановки, прежнего своего вооружения... Если прислушаться к тому, как современные Кабардинцы поют свои героические песни-былины, сродство черкесского племени с малорусским выясняется особенно ярко: тот же размер и ритм стихов, то же рифмование и такия же повышения и понижения голоса, какия слышатся в малорусских народных “думах”. Даже имя свое Черкесы передали малорусскому племени: до царствования императора Александра 1-го, — когда кавказские Черкесы, не пожелавшие добровольно покориться, были объявлены “врагами России”, - не только русский народ, но и официальные бумаги называли Малороссиян Черкасами”.

Историю казаков можно разделить на два основных периода: 1) период казачьего антерьера (XVII—XVII в.в.), когда казаки были независимы; 2) период постерьера (XVIII-XX вв.), когда казаки утеряли свою независимость и оказались во власти российских императоров. Последние превратили их в мощный инструмент экспансионистской политики на Кавказе и в других регионах. Именно в период постерьера казаки деградировали в этническом отношении и были превращены в сословие.

На протяжении XIV-XV в.в. наблюдается несколько волн черкесской военной эмиграции на территорию Среднего Поднепровья и Левобережной Украины. Земли эти фактически входили в состав Черкесии. Черкесские поселенцы ассимилировались среди постоянно увеличивавшегося славянского населения, но территория и народ Украины назывались Черкасией вплоть до времен Екатерины II. Различие между терминами черкес и черкас совершенно условное. Форма “черкес” вытеснила форму “черкас” лишь в XIX веке, а до этого адыгов, в большинстве случаев, называли именно черкасами. Останавливаться на русской и украинской топонимике с основой “черкас” или “черкес” нет особой необходимости по двум причинам: 1) этих примеров слишком большое количество, их хватило бы для составления отдельного словаря; 2) очень трудно установить, какой населенный пункт основан этническими черкесами, т.е. адыгами, а какой уже ославянившимися адыгами или славянами, получившими название черкасов. Пребывание адыгов-козаков или адыгов-черкасов на указанных землях оставило множество следов в языке, культуре и быте украинского народа. По мнению Л. Г. Лопатинского, украинское фамильное окончание “ко” происходит от адыгского “къо” (“къуэ”). По всей видимости, именно в период антерьера в украинский язык вошли такие адыгские слова, как нан (мать) - “нэньку”; тат (отец) - “тату”; хатэ (усадьба) - “хата”: уоркъ (всадник, дворянин) - “урка”; джэгун (играть во что-либо, играть с кем-то) - “джигун” (украинское слово, означающее повесу); ц1ык1у (маленький) - “чукать” (чукать с детьми, т.е. играть с ними, ритмично качать их по вертикали, наподобие движения всадника при верховой езде) и пр. Такая распространенная украинская фамилия как Шевченко также имеет адыгское происхождение. Она восходит к слову “шэуджэн”, которым адыги обозначали своих христианских священников. Под натиском ислама шеуджены эмигрировали к черкесам Левобережной Украины, которые по-прежнему исповедывали христианство. Их потомки естественно назывались “шэуджэныкъо”, “шэвджэнко”, “шевченко”. Другая весьма распространенная фамилия Шевчук восходит к адыгской фамилии Шевацук. Знаменитый гоголевский персонаж, Чичиков, также носит адыгскую фамилию (К1ык1ыкъо-Чичко). Часто встречающаяся фамилия Чумак происходит от украинского термина “чумак”, которым обозначали возницу повозки, запряженной быками или волами, на которой перевозили рыбу, соль и зерно. Этот украинский термин совершенно совпадает с адыгской фамилией Чамок (Цуамыкъу), которая также обозначает возницу повозки, запряженной волами. Целый ряд украинских фамилий адыгского происхождения приводит исследователь украинской ономастики Г. А. Борисенко: Абабий, Абаз, Бабий, Бабийчук, Богма, Бегма, Бех, Биба, Гужва, Дыга, Джеджелий, Дзижко, Жемела, Занько, Зигура, Зоз, Исип, Кесь, Кекух, Легеза, Лагута, Пашалп, Прихно, Чич, Шамрай, Шемет, Шахрай и др. К одной из этих фамилий принадлежал лидер антипольского восстания 1648-1656 г.г. полковник Игнянский Филон Джеджелий. Чич - до сих пор очень многочисленный клан среди адыгов-бжедугов. Кстати эта фамилия на Украине бытует еще и в виде Чичко. Еще одна известная адыгская фамилия Чуяко в виде Чуяка присутствует на Украине. Знаменитые в истории русской армии фамилии Кутузов, Гурко, Ушаков, Кайтуков - также черкесского происхождения. Знаменитый писатель Шолохов и не менее знаменитый гетман Мазепа носили черкесские фамилии. Одним из лидеров казачьего восстания 1703 г. против власти Польши на территории Правобережной Украины был полковник Абазын, чья фамилия не нуждается в комментарии. Его сподвижник полковник Палей имел фамилию Гурко.

Профессор М.В. Федорова, в связи с адыгизмами в Белгородской ойкономии, приводит следующие антропонимы: “Известна фамилия русского поэта Фет-Шешин, в БО есть с. Шеншиновка. При определении формообразующих суффиксов видим базу шенш-, которая при уникальности адыгского суффикса - ншэ - сопоставима лишь с адыгским шыншэ “безлошадный” при шы “конь”. Взаимосвязаны ойконим Шеино и широко распространенные в БО фамилии Шеин, Шеенко и под. Восточные славяне часто упрощали группы согласных при заимствовании, поэтому базу обоих омонимов можно видеть в адыгского пшыэ “шалаш” при афезе п. Возможно и другое сопоставление - с щ1эин “наследие” - для называния аборигенов, Как редкое в БО отметим фамилию Шовегеня при адыгского Шоген “христианский священник”. Отражение адыг. слова ц1ыху видим в фамилиях Цеков, укр. Цыхун, белорус. Цеханович”.

В дополнение к тем антропонимам, которые перечисляет М.В. Федорова, приведем еще ряд перспективных, на наш взгляд, этимологии. Украинская фамилия Гатцук представляется производной от Хачецук (Хьак1эц1ык1у, “маленький гость”, где хьак1э может быть услышано как хаче, хатче, гатче и т. п.). Возможны и другие варианты - Хацук (ов) - хьац1ык1у “маленькая собачка”; Хачак - Хьак1акъу, “ходящий в гости или по гостям”. При этом. Хачак, Хацук, Хачецук - реально существующие фамилии, но не произвольно подобранные словосочетания. Помимо Гатцук на Украине есть еще и Гатцак, чье фонетическое оформление демонстрирует большие черты сходства уже не с Хачецук, а с Хачак Украинская фамилия Дзысь сопоставима с Дзасеж и Дзасох (Дзэсэжъ - “старый дружинник”). Белорусская фамилия Кирей сопоставима с именем аталыка первого крымского хана Хаджи-Гирея (Хаджи-Кирея). Дмитрий Кантемир, турецкий Аноним 1740 г., Эвлия Челеби, Тебу де Мариньи и многие другие авторы отмечали, что сыновья крымских ханов воспитывались почти всегда в Черкесии. Вероятно, эта традиция была заложена еще в XV веке неким Киреем. Среди бжедугов и шапсугов существует фамилия Къарей, но крымское Гирей в Черкесии XVIII-XIX веков, произносились как Черий, Джерий (Хан-Гирей - Ханчерий; Баты-Гирей - Батчерий и т. д.). Украинская Хетитов совпадает с бжедугской фамилией Хатит (Хьатит), одной из наиболее многочисленных среди хамышеевских бжедугов. Украинская Хатков (в эмиграции Hutkoff) совпадает с абадзехской фамилией Хатков (Хьаткъо, “сын Хьата”), представители которой также были весьма влиятельны и составляли Хатко-хабль, селение в верховьях р. Схагощ (совр. Белая). Возможно украинская Хатковы были выходцами из Хатукая, одного из адыгских этно-территориальных объединений. Следующая перспективная в плане адыгских этимологии фамилия - Бута. О яфетической природе слова Buta писал Н.Я. Марр, но эта его работа остается пока недоступной. Эта фамилия бытует на Украине и в виде Бутко. В 1637 г. в Запорожье вспыхнул мятеж, предводителем которого стал Павло Буты по прозвищу Павлюк. Он принадлежал к группе наиболее состоятельных зарегистрированных казаков. Известно, что один из сподвижников султана Баркука носил это имя - Бута ал-Черкаси. Эта же фамилия в виде Бутба существует и в Абхазии. Buta сопоставима с адыгскими Бат, Батоко, Батмен. Донской топоним Батайск может быть рассмотрен в этом же ряду. Вплоть до начала Кавказской войны шапсуги и бжедуги выпасали в районе Батайска свой скот. Упомянутый Бута Павлюк интересен и своим прозвищем. Имя Павло могло даваться ребенку и в Черкесии. Еще Интериано сообщал, что адыги имеют обыкновение давать своим детям имя иностранца, если тот посетил дом во время рождения сына и в качестве примера приводит как раз Павло, Паоло (Pauluk). Итальяно-черкесский композит Pauluk - практически то же самое, что и украино-черкесское Павлюк. Как видим, Павлюк не кличка и не прозвище, как это пишет Вернадский, а имя оформленное на адыгский манер. Таким же образом оформлена и украинская фамилия Шевлюков, где основа - шевл от адыгского шыуэл1, либо шъау, “сын”, “воспитанник”. Адыги и украинцы одинаково оформляют имена на - ук, - лук. Кучма, фамилия небезызвестная, скорее всего является лишь искажением от адыгского. Кучмез, Кучмезок, либо напрямую происходит из Абхазии. Украинская фамилия Деменюк вероятно восходит к адыгской Домануко. Думеноко. В этом же ряду речка Деменюк в Кабарде. Украинская фамилия Чичагов имеет основу - чич, к1ык1, которая является одной из наиболее многочисленных в черчанеевском подразделении бжедугов. Полностью черкесским композитом является украинская фамилия Чичко, К1ык1къо, которая в том же виде употребляется и в Адыгее. Укр. фам. Ананка, Онышко, Опрышко, по всей видимости, представляют собой абхазо-черкесский композит.

МАКСИДОВ А. А. "ФАМИЛИИ АДЫГСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА УКРАИНЕ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В изложении Вернадского черкесские общины в Поднепровье были сформированы как результат привлечения их на службу сначала русскими князьями, затем монгольскими династиями. Это имеет прямое подтверждение в материалах русских летописей. “В 1282 году Баскак Татарской Курскаго Княжения, - писал И.Н. Болтин, - призвал Черкес из Бештаю или Пятигория, населил ими слободы под именем Козаков.

...

Тут они построили себе городок, или приличнее острожек, и назвали Черкаск по причине, что большая часть их были породою Черкасы”. Само словосочетание - черкасские казаки - свидетельствует об адыгском происхождении казачества.

...

Независимо от Болтина и другие ранние российские историографы говорят о черкесском факторе. “Первые казаки, - писал В.Н. Татищев, - сброд из черкес горских, в княжение Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили”. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) в пятом томе своей “Истории государства российского” также констатирует черкесское происхождение казаков: “Торки и берендеи назывались черкесами: казаки также.

Загляните здесь на сайте в список родов казаков (русском принято казахов) найдёте род черкес. Черкес вообще тюркское слово, адыги черкесами сами себя, насколько знаю, так не называли.

Загляните ещё здесь на форуме есть ветка "Предания о воинах орлах"

А то что торки и берендеи оказывается адыги - вообще нонсенс, на такое заявление не шли даже самые ярые тюркофобы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый tatarbi. Если внимательно прочитать на несколько строк дальше, мне кажется, все становится понятным.

“Торки и берендеи назывались черкесами: казаки также. Вспомним касогов, обетавших по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что осетинцы и ныне именуют черкесов касахами: столько обстоятельств вместе заставляют думать, что торки и берендеи, называясь черкесами, назывались и козаками”. Единственная поправка, которую можно сделать к Карамзину, заключается в том, что торки и берендеи в одновременных им источниках черкесами не называются; они называются черкесами поздними летописцами XV века
.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если внимательно прочитать на несколько строк дальше, мне кажется, все становится понятным.

.

Как раз эта цитата:

столько обстоятельств вместе заставляют думать, что торки и берендеи, называясь черкесами, назывались и козаками”.

может служить иллюстрацией того, как тюркский этноним ШЕРКЕШ , сохранившийся у тюрок до сих пор (а возможно и другие, родственные ему по происхождению формы, как-то КАСОГ, КЫРГЫЗ, КАЗАК - см. ветку про хищных птиц и этноним ЧЕРКЕС), мог быть перенесен на адыгов как результат обитания тюрков и адыгов по соседству.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, по поводу шляхты и адыгов которых зачислил туда Сигизмунд, не дадите случайно ссылочку на сей источник. Часто встречаю и давно знаю о таком явлении аж в том районе.

Уважаемый ЗКЧА. Вот эта ссылка.

http://zihia.narod.ru/ethnic/ukraine.htm

В тоже время для Ц. Кавказа мы не имеем ничего на 14-15 века, чтобы нам четко говорила о наличии там хоть небольшого адыгского компонента. Материал могильников там датируется 16-17 вв., может быть второй половиной 15 столетия. Письменные источники в локализации тех же кевертейцев того же Барбаро середины 15 века также не дают нам право утверждать, что они уже жили на Ц. Кавказе до 16 века. К сожалению прямых фактов этому я не знаю.

Мое видение примерно такое:

Как пишет Л. Лопатинский,

"В Пятигорье и по Малке, - кабардинцы застали уже татарские племена, которые были в этом крае пришельцами и вытеснили оттуда, даже из глубоких ущелий, осетин... Нахлынувшая с северо-запада толпа кабардинцев разметала татар в разные стороны. Они появились еще раз впоследствии, но уже в активной роли завоевателей"

В XIII-XIV вв. в результате монголо-татарского нашествия территория современной Кабарды была опустошена, часть населения истреблена, другая часть оттеснена. В конце XIV в. они расселялись несколько западнее Таганрога, на Тамани, а затем под предводительством князя Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, продвинулись на восток, осели сначала в районе Пятигорья, затем, расширяясь, вдоль левого берега Терека. Это место впоследствии стало именоваться Большой Кабардой. В XV-XVI вв. часть кабардинцев переселилась на правый берег Терека, образовав район, названный впоследствии Малой Кабардой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу об орлах, кажется автор сего поста. четко и ясно подвердил что сей этноним использовали прежде всего к адыгам.

Если вы имеете в виду вот эти мои слова

Там приведена этимология слов КАСОГ И ЧЕРКЕС из словаря Фасмера. Этимология Фасмера относится исключительно к черкесам-адыгам и конкретно Фасмер ничего не говорит про кыргыз. Зато он выводит и ЧЕРКЕС и КАСОГ от одного источника, восходящего к названию птицы-стервятника. И это самая популярная общепринятая версия этимологии. В следующий раз , когда будете писать про ЧЕРИК -"войско" и древних КАСОГОВ, вам не помешает знание и этой версии.

то вы опять не поняли. Здесь говорится о том, что когда Фасмер и иже с ним предлагают выводит этимологию слов КАСОГ и ЧЕРКЕС от одного слова, означающего птицу-стервятника, они не упоминают при этом этноним КЫРГЫЗ.

Т.е. этим я хотел обратить ваше внимание на то, что АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ этимологии изложенная у Фасмера относится только к словам КАСОГ И ЧЕРКЕС.

Т.е. я просто обратил ваше внимание на то , что есть вот такая академическая версия этимологии , про которую вы не знаете. Вот и все.

А про версию про слово КЫРГЫЗ и про то что слово , означающее стервятника может оказаться не иранским, а тюркским, и про то что названия КАСОГ и ЧЕРКЕС могли перейти на адыгов от тюрок - это уже другой разговор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несколько слов по поводу статьи Максидова. В целом ряд вещей о которых он пишет действительно имеют неслучайные параллели, это и бритье головы, и фамилии типа Черкашенин, ткань "черкесина" и т.д. По поводу определения "кан" - я лично не уверен, мне кажется это все-таки тюрско-монгольский термин, если конечно он как-то не видоизменился со временем. Тоже самое могу сказать и про Лыцарей, даже если это слово и действительно адыгского происхождения (в чем я ненмого сомневаюсь) то уж в любом случае польский рыцарь происходит не от него. сам термин "рыцарь" заподноевропейского происхождения, он же рейтар (немец.), он же шевалье (франц.) и т.д. и сам по себе восходит к немецкому скорее всего "рейтар", что изначально означало просто "всадник". Конечно здесь можно тоже поспорить, тем более среди адыгского элемента долго жил и германский в свое время (готы: бораны и герулы 3-4 вв, а затем готы-тетракситы 5-7 вв.), но думаю здесь все и так очевидно.

В целом же. не вижу ничего маловероятного в происхождении запорожских казаков, по крайней мере на первых этапах их появления от адыгов. Этов целом похоже на ту же ситуацию, что и на дунайской Болгарии, только там были тюрки-болгары, а здесь - адыги-черкесы. Т.е., когда один народ или группа поглощается другим, ассимелируется, но название по каким-то причинам оставляет за собой тех кого "поглотили". Современные болгары - славяне сейчаскак мы знаем. Виждимо тоже самое были и с адыгами на Днепре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перевод фрагментов из книги французского академика Рене Груссе "Империя Степей":

с.366, 9-я строка сверху.

...Новый мамелюкский султан Байбарс (1260-77) - сам тюрк кипчакского происхождения - поощрил эти действия. В 1262 г. Берке (хан Золотой Орды - прим.А.) и Байбарс обменялись посольствами, и Берке объявил войну Хулагу (правильно Алау, как его называл Марко Поло - прим. А.).

p.366

...The new Mameluke sultan Baibars (1260-77), himself a Turk of Kipchak origin, encouraged this move. In 1262, Berke and Baibars began to exchange embassies, and Berke declared war on Hulagu...

с.398 второй абзац сверху:

...Байбарс выигрывал вдвойне от этого соглашения. Отныне от мог рекрутировать новых мамелюков для своих армий среди тюрков-кипчаков - подданных Золотой Орды (он сам, как мы должны помнить, был тюрком-кипчаком).

p.398

...Baibars gained doubly by this arrangement. Thenceforth he could recruit new Mamelukes for his armies from among the Turks of Kipchak, subjects of the Golden Horde (he himself, it will be remembered, was a Kipchak Turk)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте поговорим о версиях кончины Бейбарса, самого известного из Бахритских мамлюков.

Ладно, понимаете, мне тоже очень интересно, что Вы скажете на все это.

Итак, события относятся к осени 1276-а и к весне 1277-а.

Наверно многие знакомы с сабытиями осены 1276-а: Бейбарс нанес сокрушителный удар по войско Илханства, вырезав чуть ли не до последнего человека пяно спящое войско Илханства у крепости Пласта.  (Северо-восток Киликии). Это нанесло силный удар монголам и это бытва в многом стоит выше Айн-Джалута.

Итак, после этого, уже к концу зимы 1277-а Бейбарс начал очередной поход на Киликию. 06.03.1277-а армия Киликии и мамлюков встретилась у крепости Сарвандикар (Восток Киликии). Произашла рещающая битва:

6-ое марта, 1277 года - Битва у крепостьи Сарвандикар

В 1277-ом году султан Бейбарс, после ряда сражений против крестаносцев, с огромной армией начал наступление на Киликийское царство. В этот критический момент громко прозвучал могучий голос престарелого воина Смбата Спарапета, который собрал в единий кулак армию страны, после чего лично повел разведку и уточнил расположение вражеских войск. Армянская армия скрытно сосредатачилась у Сарвандикара.

Не имея информации об армян, враг стал окружать крепость. Перед началом боя Спарапет разделил армию на шесть частей. Смбат решил нанести первый удар. Остальные же части во главе с племянником Спарапета, царьем Левоном II-ым, должны были находиться в засаде и развить действия тогда, когда Смбат со своими воинами будет находиться в гуще войск противника. Став во главе 5.000-ой группы мужественных воинов, Спарапет обратился к своим воинам: «Братья армяне, благородная смерть за родину лучше позорной жизни». Эти слова нашли живой отклик в сердцах воинов.

Султан начал медленное и грозное наступление. Отряд Смбата Спарапета первым вступил в бой. Увидев малочисленность отряда Смбата, противник изменил тактику. Бейбарс решил окружить и уничтожить отряд Смбата. Но он просчитался – отрядь Смбата ловко отступила и заманила врага в ловушку. Внезапно со всех сторон поднялась из засады армия Левона и стала истреблять врага. В одной памятной записи сказано: «Воины, которыми командовал престарелый Смбат Спарапет, сражались как львы, их мечи сверкали как молнии, пыль закрыла лучи солнца и войско Смбата мужественно стремилось к победе».

В время битвы на поле боя в единаборстве сталкнулись две великие полкаводцы своей эпохы. В время единаборства Бейбарсу удалось свалить с коня Смбата, но, когда попитался развить успех, был тяжело ранен стрелой Смбата. Противники разошлись.

Армия султана потерпела поражение и подался бегству. Смбат Спарапет стал преследовать врага, чтобы захватить в плен султана, но в Сарвандикарском лесу его конь ударился о дерево и рухнул. Спарапет армян от удара потерял сознание. Его доставили в крепость, но в тот же вечер он, не приходя в сознание, умер. Бейбарс, котрый был тяжело ранен Смбатом, умер от этой раны через несколько месяцев.

В время битвы произашла встреча армянского спарапета с Бейбарсом

Смбат Спарапет hетумян (1208-1277)

(великий противник мамлюков)

Смбат, известный юрист, дипломат и политик своего времен, будучи братом царя Киликии hетума I-ого, в течении пол века вел должность спарапета царства и в общем успешных войнах защищал пределы родной страны. Будучи одним из лучших воинов своего времени, Смбат пользовался уважением даже мамлюков, с царем которых и довелось однажды встретится на поле боя. В 1277-ом году султан Бейбарс после ряда сражений против народов Ближнего Востока с огромной армией начал наступление на Киликию. Именно в этот критический момент громко прозвучал могучий голос престарелого воина Смбата Спарапета, который лично повел разведку, уточнил расположение вражеских войск, собрав своих всадников, сказал им: "Братья, благородная смерть за родину лучше позорной жизни". Эти слова нашли живой отклик в сердцах воинов. В битве у крепости Сарвандикар мамлюки потерпели одно из первых разгромных поражении в своей истории.

В время битвы на поле боя в единоборстве столкнулись две великие полководцы своей эпохи. В время единоборства Бейбарсу удалось свалить с коня Смбата, но, когда последний попытался развить успех и, развернув коня, промчался на Смбата, был тяжело ранен стрелой Смбата. Противники разошлись.

Рукопись из Матенадарана

Армия султана потерпела поражение и подался бегству. Смбат Спарапет стал преследовать врага, чтобы захватить в плен султана, но в Сарвандикарском лесу его конь ударился о дерево и рухнул. Спарапет армян от удара потерял сознание. Его доставили в крепость, но в тот же вечер он, не приходя в сознание, умер. Бейбарс, который был тяжело ранен Смбатом, тоже умер от этой раны через несколько месяцев.

Вот, все это и особенно эпизод с дуэлем и с смертю Бейбарса описан у видного специалиста области Галстяна А. Г.. Именно на них

http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Smbat_Sparapet/vved2.phtml?id=2178

(где-то в середине, дайте поиск слову "Бейбарс")

http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Smbat_Sparapet/frametext4.htm

(См. комметарие 223)

и ссылается Галстян А. Г., который, к сажалению, не называет источников. Есть предполажение, что он прочитал об этом в одном из рукописей Матенадарана, которое еще не опубликована - 90 процентов рукописей Матнадарана еще в таком сосстоянии. Ну специалисты до сих про... ищут эту рукопись.

Я же предполагаю, что может об этом Галстян А. Г. прочел в каком-то иностранном источнике???

Итак, на ходу третяя версия смерти Бейбарса - рана, полученное в бое. Притом армяне часто использовали отравленные стрелы, так-что смерть от отравления, в своем виде кончено, все же имеет оснавание быть. Может царь умер от ядовитой стрелы Смбата, а свои, дабы скрыть сей факт, окрасили все в романтический ореол???

Утачняю - не не настаиваю над этой версией, так-как источник мне пока неизвестен. Но Галстян А. Г. были серезным человеком, писал в советское время, а тогда, все знаете, как все было строго в плане издания книги??

И все же...

Что Вы думаете на счет всего этого??

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ибрагим Яганов: Я отговорил парней ехать воевать в Ливию

27.04.2011 22:29 Опубликовал: SAH Просмотры: 477В начале апреля инициативная группа молодых людей из Кабардино-Балкарии отправила обращение Муамару Каддафи, в котором выразила готовность добровольцами отправиться в Ливию, чтобы встать на защиту проживающей там черкесской диаспоры.

Обращение, которое цитировало агентство «Чеченинфо», было направлено в посольство Ливии в Москве и опубликовано на одном из черкесских сайтов. В нем говорится о «полной и безоговорочной поддержке курса Ливийской революции» и позиции Каддафи «по защите своей страны».«Мы просим вас разрешить прибыть в вашу страну, чтобы с оружием в руках встать на защиту независимости Ливии. Много лет назад Ливия стала пристанищем для наших соплеменников – черкесов, потомки которых до сих пор живут там. И нам бы хотелось хоть малым вкладом отплатить вашей стране за доброе отношение к черкесам – нашим братьям», – обратилась к Каддафи инициативная группа. Однако 15 апреля редакция сайта получило письмо из Ливии на английском языке, которое заставило потенциальных добровольцев пересмотреть свои планы. Об этом сообщило уже агентство «Кавказский узел». Автор письма – Мусбах Ширкси, черкес, проживающий в ливийском городе Мисурата.

«Каддафи – убийца. Он убивает невинных ливийцев – мусульман, в том числе и черкесов. Ситуация в Мисурате чрезвычайно тяжела и опасна. Погибают и получают ранения очень много людей, в их числе есть женщины и дети.

По ним стреляют снайперы Каддафи, которые сидят на крышах. Армия Каддафи обстреливает больницы, мечети и жилые районы. Нет никакой еды. Каддафи отключил воду и электричество... Если вы действительно хотите приехать в Ливию, пожалуйста, приезжайте, чтобы помочь невинным ливийцам, в том числе вашим черкесским братьям и сестрам. Не надо помогать дьяволу Каддафи», – пишет Ширкси.

После этого, как сообщило агентство «Кавказский узел», инициативная группа вступила с ливийскими черкесами в переписку, отказавшись от своих намерений воевать на стороне Каддафи.

«Информация, полученная от них, будет приоритетной. Мы также изучаем вопрос их возвращения на историческую родину по прецеденту возвращения косовских черкесов во время войны в Югославии», – сказал собеседник агентства – один из активистов группы.

Напомним, что весной 1999 года, во время войны в Косово, правительство России и власти Адыгеи пригласили вернуться на историческую родину жителей целого села в Косово, населенного адыгами (один из черкесских народов). Позднее переезд действительно состоялся – за счет российской стороны.

Черкесы, проживающие в Ливии, в большинстве своем черкесского языка уже не знают, не сохранили обычаи, но они помнят, что они потомки черкесов, и называют себя «аль-джеркаси». Ливийские черкесы, как сообщил эксперт «Кавказского узла», изменились даже внешне, они больше похожи на арабов-бедуинов. В 1998 году их представитель приезжал в Краснодар и выступал на съезде Международной черкесской ассоциации. Говорил он на арабском языке с переводчиком, выражал желание ливийских черкесов восстановить исторические связи.

Как стало известно газете ВЗГЛЯД, представители инициативной группы обсуждали свой возможный отъезд с Ибрагимом Ягановым. Яганов – официальный представитель Абхазии в Кабардино-Балкарской Республике (КБР), а кроме того, известный на Кавказе конезаводчик, вице-президент Федерации конного спорта и коневладельцев КБР. Во время грузино-абхазской войны 1992–93 годов воевал на стороне Абхазии во главе «кабардинского батальона», сформированного из добровольцев – выходцев из КБР. Считается одним из самых авторитетных неофициальных лидеров среди кабардинцев, черкесов, абазинов, адыгейцев и абхазов.

О том, почему молодые жители Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии собирались было в Ливию и кому они намеревались помочь, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал лидер черкесского общественного движения «Хасэ» Ибрагим Яганов.

ВЗГЛЯД: Ибрагим Хасанбекович, сколько в Ливии черкесов?

Ибрагим Яганов: По моим данным, их около 30 тыс., живут они в основном в Мисурате и Бенгази. Это потомки мамлюков. Их предки переселились на Ближний Восток еще в XIII веке. Они мало чем напоминают черкесов, забыли культуру, язык, быт, полностью растворились в арабском мире, но по-прежнему идентифицируют себя как черкесы.

ВЗГЛЯД: Правда ли, что группа молодых ребят намеревалась поехать в Ливию защищать черкесов?

И. Я.: Да, ко мне обратилась группа молодых людей, чтобы я посоветовал, как попасть в Ливию. Из Кабардино-Балкарии примерно 50 человек, из Карачаево-Черкесии примерно 20. Они знали, что я когда-то воевал в Абхазии, и надеялись, что помогу им. Я в категоричной форме отверг их просьбу. Уверен, что у них благие намерения, но вмешиваться в гражданскую войну нельзя. В итоге я предложил им связаться с ливийскими черкесами, понять, какая им нужна помощь. Мы не владеем полной картиной происходящего, точно не знаем, что там происходит.

ВЗГЛЯД: Правда ли, что молодые люди намеревались выступить на стороне Каддафи, но передумали, получив письмо от человека, который представился их соплеменником из Мисураты?

И. Я.: Я знаю об этом письме, но история с ним весьма туманная. Кто его написал, нам непонятно, но из Ливии мы получили письмо, в нем автор обвиняет официальные власти страны и просит не приезжать, не поддерживать режим Каддафи. Затем мы связались с нашей сирийской диаспорой, они нам пояснили суть вопроса. И в итоге мы с ними вместе решили, что не стоит ехать в Ливию.

ВЗГЛЯД: А какую-то другую помощь вы намерены им оказать?

И. Я.: Сейчас мы организовываем гуманитарную кампанию. Возможно, направим им продукты, одежду.

ВЗГЛЯД: С ливийскими черкесами вы сами когда-нибудь встречались?

И. Я.: Мне не доводилось, но знаю, что пару лет тому назад из Адыгеи в Ливию ездила большая делегация, их принимали власти. Встретились ли они с ливийскими черкесами, мне неизвестно.

Текст: Ольга Кравченко

http://www.aheku.org/page-id-2395.html

Ливийские черкесы-мамлюки не забыли своих коней

Ну а кавказ в своем репертуаре, будем вас ходити воювати : :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Military organization

On a general level, the military during the Bahri dynasty can be divided into several aspects

1.Mamluks : the core of both the political and military base, these slave soldiers were further divided into Khassaki (comparable to imperial guards), Royal Mamluks ( Mamluks directly under the command of the Sultan) and regular Mamluks (usually assigned to local Amirs).

2.Al-Halqa : the primarily free born professional forces, they are also directly under the sultan's command.

3.Wafidiyya : These are Turks and Mongols that migrated to the dynasty's border after the Mongol invasion, typically given land grants in exchange for military service, they are well regarded forces.

4.Other levies : Primarily Bedouin tribes, but also on different occasions also different groups of Turkomans and other settled Arabs.

 

https://en.wikipedia.org/wiki/Bahri_dynasty

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Al-Halqa 

 

 

Аль-Халха?  :wacko:  :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абул Гази писал,что Кыргыз - это внук Огуз Хана..и что кыргызы пошли от этого внука Оугз Хана..

 

АБУЛЬ-ГАЗИ "РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ".. Цитата "..У каждаго из шести сынов Угуз-хановых было еще, сверх поименованных, по четыре сына, рожденных от наложниц; вот имена их, только неизвестно, кто из них чей был сын: Кене, Кюне, Турбатлы, Герайлы, Султанлы, Оклы, Кюкли, Сючлы, Герасанлы, Юрунчи, Джамчи, Турумчи, Кой, Сюклы, котораго в нынешнее время называют Сюрхи, Кюрчик, Сяварчик, Карачик, Кузгурт, Киргиз, Тавкин, Лала, Мурда, Шуй, Саир.".

 Или еще ..Цитата "..У Угуз-хана был внук по имени Киргиз: Киргизы происходят от него; но в наше время очень не много людей из этого рода."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...