Jump to content
Guest

Мамлюки

Recommended Posts

Guest Астамур

а

что вы скажете насчет того что черкес это собирательный этноним обитателей Южнорусских степей. У нас в Якутии живет семья украинцев кубанцев, респрессированные т.е. переселенные в Якутьию во время репрессий. С их ним сыном я знаком лично. Когда в университете сидели на большой перемене, когда речь зашла об народах южнорусских степей, то украинец сказал что он черкес, и это по старинному, обозначает казака или вольного человека.

Интересно почитать вот эту статью:

"... Все теории о происхождении от тюркскох народов или славян требуют значительных допущений и домыслов.

Единственной теорией о происхождении донских казаков не требующей каких-либо допущений, являются предположения, выдвинутые еще Г. З. Байером и В. Н. Татищевым о кавказских (черкесских) корнях казачества. Единое происхождение донских казаков и черкессов (адыгов) подтверждается и мнением самих казаков, считающих, что «они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов взялися...». Изучение традиций и образа жизни донского казачества и адыгов (черкессов) дает полное основание говорить об единых корнях этих народов. Демократическая форма правления, мореходные навыки и тип кораблей, воинская доблесть и храбрость, наличие особого воинского языка, оборонительные сооружения и архитектура, условия проживания (хуторская система), символы власти, чести и достоинства, особенности погребального обряда (захоронение умерших во дворе усадьбы), поминальный обряд, христианская религия (до исламизации адыгов) и другие многие моменты, вплоть до виноградарства и почитания груши-дички - свидетельствуют о едином происхождении.

Античный и раннесредневековый период донской истории нельзя рассматривать в отрыве от Северо-Западного Кавказа - это единая территория. Зарождение принципов демократии на Кавказе относится к глубокой древности, о чем свидетельствует нартский эпос. Различный уровень развития родоплеменных отношений и степень феодализации привели к появлению различных форм управления, в т.ч. и демократии. К народам, сохранившим демократию как форму общественного управления, относятся адыгские племена. Восточные адыгские племена кабардинцев и черкесов имели сословно-представительскую форму (аристократическую), а западные - натухаевцы, шапсуги и абадзехи, получившие в исторической литературе название «демократических племен», сохранили общенародную форму управления.

Высшим органом законодательной власти у адыгов было народное собрание - Хаса. Вероятно, наличие этого органа народовластия у адыгских племен дало основание византийскому императору Константину Багрянородному назвать данную территорию «Касакией». Транслитерация с адыго-абхазского языка на русский допускает равнозначность букв «с/з/ш», «к/х/г», «т/д».

Сравнение функций Х(к)асы и казачьего Круга показывает полную идентичность этих общественно-политических образований. Прежде всего, это общенародные высшие законодательные собрания со всей полнотой власти. Решение всех жизненно важных вопросов происходит всенародно, каждый участник имеет право голоса, каждый имеет право избирать и быть избранным в исполнительные органы, участвовать в решении судебных дел и т.д. Совещательным и контрольным органом является Совет старейшин (стариков). При избрании на высшие должности исполнительной власти - тамады, учитываются только личные качества и заслуги, происхождение, материальное положение и т.п. не принимаются во внимание. Распределение земли, пастбищ и других угодий - все происходит на этих собраниях. Абсолютно одинаков прием в свое гражданство беглых с гарантирующим безопасность принципом «От нас выдачи нет». Естественно, что каждый участник таких Собраний является лично свободным, независимым гражданином. Местное самоуправление строилось на тех же принципах. Идентичность политической системы и большинства, составляющих образа жизни донских казаков и адыгов, убедительно свидетельствует, что это не заимствования, а единое происхождение. Наличие на Дону русского языка является следствием постепенного накопления русскоязычного населения, и результатом, в конечном итоге, его полного преобладания.

Данная демократическая система просуществовала у адыгов почти до конца ХІХ века и была уничтожена в результате вхождения в состав Российской империи.

Присутствие на Дону адыгского (меотского) населения археологически фиксируется с конца І века до н.э. Значительная волна переселенцев с Северо-Западного Кавказа на Дон приходится на раннесредневековой период, в VІІІ-Х веках. Возможно, что это были представители именно «демократических племен» - впоследствии известных как натухаевцы, шапсуги и абадзехи. Разрыв связей Дона и Кавказа происходит в период татаро-монгольского нашествия. Но наиболее значимым отчуждением друг от друга является принятие адыгами мусульманской религии. Именно этот фактор сыграл основную роль в разделении родственных народов. Но независимо от конфессиональной принадлежности, и казаки и адыги остались регионами демократии.

И именно через название адыгского общенародного собрания Хасы можно объяснить происхождение термина «казак». Учитывая, что буквы «к/х» равнозначны, термин «каз(с)ак» означает члена (участника) Х(к)асы. Таким образом, не стоит искать перевода термина «казак», тем более с тюркских языков, в значении вольности или воинской принадлежности. Все теории тюркского происхождения базируются, в основном, на якобы имеющемся в тюркском языке термина «казак» в значении «свободного, вольного» человека, оторванного от своей социальной среды. Но в тюркских языках такого слова с корневой основой «каз/коз», означающих свободу или волю, не существует. Это более емкое и многогранное понятие, означающее отношение гражданина к совершенно определенной форме государственности - демократии.

Казак - это лично свободный (вольный, независимый) человек, полноправный член всеобщего народного законодательного собрания (Круга, Х/кассы), имеющий право избирать и быть избранным в органы исполнительной власти различного уровня (атаман, тамада), имеющий право голоса при решении всех жизненно важных вопросов (войны и мира, взаимоотношений с соседними народами, распределения земли и различных угодий, судебных вопросов и т.д.) и полноценно функционирующий только в своей социальной среде. Только в этом смысле данный термин может означать «свободный, вольный», но более точным по смыслу будет значение «демократ». С утратой понимания этого данного значения термина, его подменяет понятие как обобщенного образа жизни казаков.

Сведение понимания казачества только как военно-служивой категории с его воинской доблестью и защитой отечества (России) вымывает саму сущность явления, заключающейся, прежде всего, в общественно-политической системе. Проводимая в настоящий момент политика демократизации России может и должна учитывать многовековой исторический опыт регионов подлинной демократии - Дона и Северо-Западного (Западного) Кавказа. "

Михаил Крайсветный http://forum.fstanitsa.ru/cgi-bin/yabb/YaB...725376;start=30

Link to comment
Share on other sites

И именно через название адыгского общенародного собрания Хасы можно объяснить происхождение термина «казак». Учитывая, что буквы «к/х» равнозначны, термин «каз(с)ак» означает члена (участника) Х(к)асы. Таким образом, не стоит искать перевода термина «казак», тем более с тюркских языков, в значении вольности или воинской принадлежности. Все теории тюркского происхождения базируются, в основном, на якобы имеющемся в тюркском языке термина «казак» в значении «свободного, вольного» человека, оторванного от своей социальной среды. Но в тюркских языках такого слова с корневой основой «каз/коз», означающих свободу или волю, не существует. Это более емкое и многогранное понятие, означающее отношение гражданина к совершенно определенной форме государственности - демократии.

О том что в тюркских языках нет слова КАЗАК в значении "свободный, вольный" - это действительно так. Такое объяснение этнонима, причем надо заметить имеющее очень долгую историю, основано на толковании сообщений средневековых авторов о казаклыке="казачестве" и т.п. Поискам соответствующего тюркского корня КАЗ с подходящим значением уделялось немало внимания в разное время. Есть хорошая работа на эту тему Б. Аспандиярова. Подходяще звучащие тюркские корни-то есть , и их немало, но значение "вольный, свободный" им приписать можно как-раз только на уровне толкования. Об этом я постил на форуме - можно найти поиском.

Но версия с адыгским собранием-"кругом" - ХАСА помимо того что также определяет КАЗАК на уровне толкования имеет и такие моменты, как:

- окончание -АК в слове КАЗАК явно тюркского происхождения, что не очень вписывается в адыгскую версию про ХАСА.

- само слово ХАСА у адыгов, да еще в паралели с казачим КРУГОМ, вполне может иметь банальное тюркское происхождение, так как казачьи термины КОШ, КОШЕВОЙ и т.п. традиционно выводят из тюркских слов с КОШ - "стоянка, лагерь". Более того , этот тюркский КОШ тоже входит в обширный список тюркских версий для слова КАЗАК.

- если адыгское ХАСА имеет функции общественного - судебного института, как например ТЕРЕ у балкар, то мгновенно возникает версия о его свзяи с еще одним похожим термином- словом , т.е. с ЯСА - монгольским уложением, сводом законов. Нужно посмотреть каково первое упоминание об адыгском ХАСА - не позже ли 14 века?

PS: По поводу тюркских толкований слова КАЗАК. На форуме незаметным прошло замечательное сообщение tatarbi на эту тему:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...165entry25903

Слово «казак» происходит от древнего тюркского «казгак» ( к, г -глухие), первоначальным значением слова была лошадь пасущаяся отдельно от табуна, табун обычно разбредался, когда лошади добывали корм из-под снега – тебеньковали -от тюркского тебенуь – «пинать» происходит само слово табун, то же смысловое значение у «казу» – копать, ковырять. То есть казгак ат – тебенькующая лошадь, отошедшая от табуна. Затем это слово перенеслось на людей и стало обозначать людей, покинувших свой род, одиночку, одного человека вообще.

Видно, что здесь идет привязка к тюркскому корню КАЗ="копать". К слову Билял Аспандиаров также пришел в результате к этому корню, но с другим толкованием, для объяснения слова КАЗАК.

Вопрос к tatarbi: Кто автор такой отличной версии?

Link to comment
Share on other sites

Высшим органом законодательной власти у адыгов было народное собрание - Хаса.

По-арабски ХАС-избранный, привелигированный.

В таком же смысле это слово используется и в древнетюркском словаре.

Есть даже такое имя-Хасай.

Адыгское ХАСА скорее всего производное от арабского ХАС.

А откуда выплыл арабский ХАС это уже другая тема. :D

Маг

Link to comment
Share on other sites

Вопрос к tatarbi: Кто автор такой отличной версии?

лингвист Рифкат Ахметьянов "Краткий этимологический словарь татарского языка" (на тат. языке) со ссылкой на чагатайское и древнетюркское значение "каз" - дичиться, ходить в одиночку возле табуна (о лошади)

от себя добавлю в современном татарском значение глагола Казынырга, казынмак - "копаться", задерживаться, отбиваться от обшей массы

ЗЫ Исправлено: Ринат на Рифкат

Link to comment
Share on other sites

лингвист Ринат Ахметьянов "Краткий этимологический словарь татарского языка" (на тат. языке) со ссылкой на чагатайское и древнетюркское значение "каз" - дичиться, ходить в одиночку возле табуна (о лошади)

Спасибо. Нет ли где-нибудь электронной версии его книги?

Link to comment
Share on other sites

Поискам соответствующего тюркского корня КАЗ с подходящим значением уделялось немало внимания в разное время. Есть хорошая работа на эту тему Б. Аспандиярова. Подходяще звучащие тюркские корни-то есть , и их немало, но значение "вольный, свободный" им приписать можно как-раз только на уровне толкования. Об этом я постил на форуме - можно найти поиском.

Ар, буду признателен, если дадите ссылку на тот пост.

Link to comment
Share on other sites

Guest Керим-хан
По-арабски ХАС-избранный, привелигированный.

А откуда выплыл арабский ХАС это уже другая тема. :D

Мне тоже интересно откуда всплыл этот арабский "ХАС-избранный, привелигированный". Может у вас это такой интерес вызывает потому что вы его сами придумали Ашраф? :lol:

Link to comment
Share on other sites

PS. Ссылка на статью Аспандиарова в "Просторе" к сожалению уже убита.

Рахмет.

Статья Аспандиярова в кэшированном виде:

http://72.14.203.104/search?q=cache:cCRrK0...um11/aspan2.htm

Link to comment
Share on other sites

Статья Аспандиярова в кэшированном виде:

http://72.14.203.104/search?q=cache:cCRrK0...um11/aspan2.htm

Отлично, сейчас заведу ветку и скину туда статью целиком, пока она вообще не пропала ;)

У Аспандиарова есть еще вторая статья, в том же "Просторе" - также достать можете?

Link to comment
Share on other sites

Мне тоже интересно откуда всплыл этот арабский "ХАС-избранный, привелигированный". Может у вас это такой интерес вызывает потому что вы его сами придумали Ашраф? 

Здесь тюркский хас выводят из арабского хасс:

Древнетюркский словарь

http://altaica.narod.ru/LIBRARY/dts.htm

Раздел U-Z

Значение привелигированный, избранный.

В азербайджанском и арабском языке xas-pecular (to), specific, characteristic плюс некоторые специфичные смыслы.

Чего Вам не нравится?

Маг

Link to comment
Share on other sites

У Аспандиарова есть еще вторая статья, в том же "Просторе" - также достать можете?

"Некоторые сведения о местах..."? Вроде вы ее уже нашли: http://turkolog.narod.ru/info/kaz-6.doc

Link to comment
Share on other sites

Guest Керим-хан
Здесь тюркский хас выводят из арабского хасс:

Древнетюркский словарь

http://altaica.narod.ru/LIBRARY/dts.htm

Раздел U-Z

Значение привелигированный, избранный.

В азербайджанском и арабском языке xas-pecular (to), specific, characteristic плюс некоторые специфичные смыслы.

Чего Вам не нравится?

Всё нравится, только арабский хасс как вы и указали в последнем посте имеет значение 1) особый, особенный, специальный; 2) частный, личный, собственный; 3) касающийся (чего-то) и никакой "избранности или привелигированности" в своей семантике не содержит. ;)

Link to comment
Share on other sites

Guest Астамур
- само слово ХАСА у адыгов, да еще в паралели с казачим КРУГОМ, вполне может иметь банальное тюркское происхождение, так как казачьи термины КОШ, КОШЕВОЙ и т.п. традиционно выводят из тюркских слов с КОШ - "стоянка, лагерь". Более того , этот тюркский КОШ тоже входит в обширный список тюркских версий для слова КАЗАК.

- если адыгское ХАСА имеет функции общественного - судебного института, как например ТЕРЕ у балкар, то мгновенно возникает версия о его свзяи с еще одним похожим термином- словом , т.е. с ЯСА - монгольским уложением, сводом законов. Нужно посмотреть каково первое упоминание об адыгском ХАСА - не позже ли 14 века?

Может быть хватит исконно адыгские слова, не имеющие никакого другого происхождения, кроме адыгского, подтаскивать под тюркскую этимологию?

Жонглируя словами как вы, Ар, могу легко и просто этимологизировать, например, название "Москва" как "Мэзкуу", где "Мэз" - "лес" и "куу" - большой, глубокий..., что кстати очень даже похоже на правду, если учесть, что вокруг Москвы еще каких-то 100 - 200 лет назад, не говоря о более древних временах, и даже сейчас, как известно, огромные площади лесов.

Этноним "Хасэ" существует у адыгов еще с тех пор, когда тюрков и в помине не было на Кавказе. А в произношении любого адыга, будь он моздокский черкес, кабардинец, черкес из КЧР, адыгеец, шапсуг из Лазаревского района Краснодарского края, черкес из Успенского района Краснод. края, любого из диаспоры в 53 странах, звучит именно так, как я и написал - "Мэзкуу", т.е ближе к английскому звучанию. Первого встречного адыга спросите, и вы убедитесь.

Впрочем, про Москву - это я так, к слову, хотя, в общем-то все поддается логике и законам этнографии.

"Одним из архаичных общественных институтов адыгов (черкесов) является хаса (сословно-представительное собрание), которая уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Она в различные исторические эпохи выполняла разные функции в общественной жизни народа. Например, если сравнить ее функции в эпоху нартов (эпических героев) адыгов (черкесов) с хасой феодальной Черкесии, то можно обнаружить много различий между ними. Архаичности этого общественного института адыгов (черкесов) мы находим много подтверждений, когда знакомимся с этническим нартским эпосом, который является одним из самых древних эпосов и был создан в ранний период железного века.

В нартских сказаниях мы часто встречаем слово «хаса» и видим, какое значение придавалось нартами этому древнейшему их институту. В нартском эпосе адыгов (черкесов) мы читаем, что каждый год нарты собирали большую хасу. На ней решали важные общественные дела и устраивали состязания в силе, ловкости и храбрости молодых людей. В частности, в сказании о Сосруко мы читаем:

Собрали хасу, сильные мчались туда,

И малого мужа, молодого Сосруко,

Нарты пригласили на хасу.

Сел Сосруко на коня и прибыл на хасу.

В другом месте сказаний о Сосруко говорится, что когда он отправился на хасу нартов, встретил не менее сильного и грозного героя, чем он сам,– Тотреша. И когда Сосруко попытался поиздеваться над последним, тот, показав свою силу и храбрость, хотел снести ему голову. Этот эпизод из жизни этих двух героев нартского эпоса описывается так:

Сосруко – наш кан,

Сосруко – наш свет...

Поправив шапку, он садится (на коня).

На хасу нартов ты едешь...

И хотел снести ему голову, (Сосруко сказал):

Сегодня у нартов санопитие (винопитие.– К.У.),

Не замути им напиток.

Сегодня из нашего рода

(Людей) не убивают,

Кто убьет, того ждет возмездие.

Из этого мы видим, что хаса была не только местом, где решались самые важные дела и устраивались спортивные состязания, но, подобно законам Олимпийских игр древних греков, во время хасы нельзя было воевать друг с другом, убивать людей. Т. е. время заседания хасы считалось священным временем.

Таким образом, адыгская (черкесская) хаса имеет древнюю и интересную историю, она занимала исключительно важную роль в общественно-политической и культурной жизни народа. Наивысшего расцвета хаса, как и другие общественные традиционные институты адыгов (черкесов), достигает в период феодализма. Например, у кабардинцев к 80-м гг. XVIII в. хаса была трехпалатной. И она явилась ярким примером отражения взаимоотношений различных классов и сословий Черкесии.

Хотя хаса представляла собой прежде всего политический институт, тем не менее, она накладывала определенный отпечаток на культурный облик адыгов (черкесов), ибо через этот влиятельный институт регулировались важнейшие стороны взаимоотношений различных слоев общества, их образ жизни и т. д. На хасе, как нигде, формировалась политическая культура каждого ее участника, культура поведения, культура общения людей и др., что является основными компонентами культуры любого народа. Другими словами, на хасе каждый класс показывал не только свое место в обществе, свое влияние на его жизнь, но и свое поведение, свою мораль. На хасе вырабатывался не только язык дипломатии, но и применялись на практике важнейшие ее принципы, что непременно накладывало определенный отпечаток на культурный облик народа. На хасах прослеживались не только принципы взаимоотношений между различными классами и сословиями адыгов (черкесов), но и взаимоотношения между разными княжескими фамилиями, партиями, фракциями и т. д. Адыгская (черкесская) хаса даже определяла принципы взаимоотношений с соседними народами. И в результате завоевания Россией Кавказа, в частности Кабарды, хаса теряет полностью и окончательно значение высшего законодательного и распорядительного органа и превращается в совещательный и консультативный орган, а затем полностью уходит из жизни адыгов. Последнее упоминание о хасе встречается в 1826 г. Так был уничтожен и этот традиционный общественный институт адыгов (черкесов), который имеет давнюю и интересную историю, который возник как собрание – совет нартов (героев) и трансформировался в феодальную эпоху в сословно-представительное собрание с различными его разновидностями и палатами.

К.У. Унежев "Феномен адыгской (черкесской) культуры"

Link to comment
Share on other sites

Архаичности этого общественного института адыгов (черкесов) мы находим много подтверждений, когда знакомимся с этническим нартским эпосом, который является одним из самых древних эпосов и был создан в ранний период железного века.

В нартских сказаниях мы часто встречаем слово «хаса» и видим, какое значение придавалось нартами этому древнейшему их институту.

...............

Сосруко – наш кан,

Из логики такого доказательства древности слова ХАСА, надо полагать, что и слово КАН нарты использовали со времени ранего железного века.

Что же означало слово КАН в раннем железном веке у нартов? Каким таким КАНОМ был Сосруко? Пожонглируйте-ка этим словом, а мы посмотрим. ;)

Link to comment
Share on other sites

Каков перевод его так же до сих пор бытуют разные версии, которые высказывались еще современниками 18-19 вв. Черкес, точнее черкас (черкес - это поздняя производная), где-то до 17 в. включительно в источниках фигурируют именно черкАс имеет более позднюю приставку чери - что с тюрского означает - войско, касы же - это касоги - термин который был вытеснен "черкесами" в середине-второй половине 13 столетия с приходом монголов. С арабского касоги, кашаги, кашаки, переводится как гордый, надменный, что в целом соотвествует описанию ал-Масуди 943 года кашаков. По поводу происхождения термина "казак" от "касог" такие версии высказывались еще в 19 веке.

И КАСОГОВ и ЧЕРКЕСОВ-ЧЕРКАСОВ можно вывести из одного источника:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...t=0entry18817

Link to comment
Share on other sites

Guest Астамур
Из логики такого доказательства древности слова ХАСА, надо полагать, что и слово КАН нарты использовали со времени раннего железного века.

Что же означало слово КАН в раннем железном веке у нартов? Каким таким КАНОМ был Сосруко? Пожонглируйте-ка этим словом, а мы посмотрим. 

Вообще-то я не любитель жонглировать, и я это подчеркивал неоднократно.

Сосруко – наш кан,

Сосруко – наш свет...

Сосрыкъуэ - ди къан, - "ди" - наш, "къан" - сын, воспитанник

Сосрыкъуэ - ди нэху

В адыгском (черкесском) языке "къан" понимается именно как сын, воспитанник.

Айдамиркан - Айдэмыркъан - Айдэмыр + къан (воспитанник);

Айдемиркан - Айдемиркъан ...

Зауркан - Зауркъан - Заур + къан (воспитанник) и т.д.

А тюркское слово "къан" - "кровь" даже близко, как видите, не имеет отношения к адыгскому по смыслу.

Скорее всего - это простое совпадение.

Но, в отличие от вас, я не буду это слово "подтаскивать" под черкесское происхождение.

Link to comment
Share on other sites

Вообще-то я не любитель жонглировать, и я это подчеркивал неоднократно.

А чем вы занимались, когда постили статью с выводом слова КАЗАК от ХАСА? Наверное, просто погулять вышли?

В адыгском (черкесском) языке "къан" понимается именно как сын, воспитанник.

Это производная от КЪУЭ или какое-то другое слово?

Вы абсолютно уверены в том, что КАН в приведеных вами именах означент "сын, воспитанник"? ;)

А про ХАСЭ вы лучше бы вместо эмоций привели бы какую-нибудь справку, вроде этой:

http://zihia.narod.ru/culture/chapter4.htm

Существуют разные мнения о происхождении слова Хасэ.

Б. X. Балкаров объясняет его на адыгской почве. “Адыгская форма сближается с глаголами хэсэн “сидеть вместе, в одной компании”, “жить в одной семье”, зэхэсэн “сидеть вместе в одной компании, жить в одной семье”. От него произошло существительное зэхэс “вечеринка, посиделка, совместное житье” (7).

В. И. Абаев возводит Хасэ (как и осет. нихас “слово, речь, разговор, беседа, собрание мужчин аула для беседы, место, где собираются для бесед мужчины”) к др.-инд. kas-(kasate, caste) медиально “являться”, “сиять”, “смотреть”, в каузативе “показывать”, “сделать явным”, “сообщать”, “возвещать” (pra-kas) (8).

А. X. Налоев, предложивший гипотезу древнеегипетского происхождения имени Сосруко, сравнивает Хасэ с названием города Хаасу. “Спор Гора с Сетом судит девятка богов в городе Хаасу. Все состязания нартов судит совет богов под названием хасэ” (9).

Фонетическое и функциональное сходство между сравниваемыми лексемами налицо, хотя для окончательного решения вопроса необходима дополнительная аргументация, в том числе из области кавказско-переднеазиатских мифологических связей.

--------

М. А. Кумахов, 3. Ю. Кумахова. Нартский эпос: язык и культура. М., 1998

Сразу виден широкий спектр мнений - от древнеиндийского до древнеегипетского, а также отсутствие окончательной версии.

Раз уж речь пошла про Древний Египет, то можно добавить до кучи и (древне)тюркскую лесему, имеющую "фонетическое и функциональное сходство" с ХАСЭ:

Proto-Turkic: *Kol/

Meaning: 1 pair, couple, one of a couple 2 to join, unite

Russian meaning: 1 пара, один из пары 2 соединять(ся)

Old Turkic: qos^- 2 (OUygh.)

Karakhanid: qos^ 1, qos^- 2 (MK)

Turkish: kos^- 2

Tatar: qus^ 1, qus^- 2

Middle Turkic: qos^ 1, qos^- 2 (AH, Pav. C.)

Uzbek: qo.s^ 1, qo.s^- 2

Uighur: qos^ 1, qos^- 2

Dolgan: koho:n 'poem'

Tuva: qos^- 2

Tofalar: qo's^- 2

Kirghiz: qos^ 1, qos^- 2

Kazakh: qos 1, qos- 2

Noghai: qos 1, qos- 2

Bashkir: qywys^ 1, qus^- 2

Balkar: qos^- 2

Gagauz: qos^- 2

Karaim: qos^ 1, qos^- 2

Karakalpak: qos 1, qos- 2

Salar: qos^ 1, qos^- 2

Kumyk: qos^- 2

Comments: VEWT 283; EDT 670, Лексика 611, Федотов 2, 375, ЭСТЯ 6, 90-94, Stachowski 150. Turk. > MMong. (HY) qos^i, WMong. qos, Kalm. xos^ 'pair' (KW 189, TMN 3, 364, Clark 1980, 41, 42, Щербак 1997, 142).

Link to comment
Share on other sites

Guest Астамур
А чем вы занимались, когда постили статью с выводом слова КАЗАК от ХАСА? Наверное, просто погулять вышли?

Вообще-то, внимание я хотел привлечь не к этому.

Вы абсолютно уверены в том, что КАН в приведеных вами именах означент "сын, воспитанник"? 

Именно в приведенных именах "къан" означает - сын, воспитанник.

Кроме того, есть старинный адыгский обычай, который и сейчас в ходу: когда человек женится, на время подготовки и проведения свадьбы, жених не находится у себя дома, более того, никому из домашних он не показывается, не говоря о родителях, а уходит к кому-нибудь из близких друзей. И вот, родители друга этого молодожена называют "си къан" - "мой къан", когда речь идет только о семье друга, или "ди къан" - "наш къан", когда речь идет о всем роде, всей фамилии. И этот молодожен как бы становится сыном для родителей друга.

Но есть не часто употребляемое слово "къанлы", во всяком случае, в моей семье иногда это слово произносилось. Помню, как еще в детстве, если, я по какой-то причине, разозлившись, хватал нож или что-то подобное, чтобы ответить обидчику, бабушка иногда употребляла по отношению ко мне "къанлы". Вот в данном случае, не исключаю, что происхождение тюркское. Но среди других адыгов, которые жили не очень близко от карачаевцев, это слово по-моему не употреблялось. Объяснение этому тоже простое: мой дед долгое время работал и находился среди карачаевцев, возможно, это и оттуда.

А про ХАСЭ вы лучше бы вместо эмоций привели бы какую-нибудь справку, вроде этой:

Вы прекрасно, без чьей-либо помощи справляетесь.

Link to comment
Share on other sites

Вообще-то, внимание я хотел привлечь не к этому.

....

Вы прекрасно, без чьей-либо помощи справляетесь.

А к чему тогда вы привлекали внимание?

Есть такой анекдот по завод, который якобы выпускал мясорубки и кастрюли, но у тех его работников, которые выносили запчасти и соединяли их вместе, все время получался автомат Калашникова.

Это к тому, что внимание к ХАСА и КАЗАК все же тоже хорошее дело. И я действительно справляюсь, тем более что "запчасти" изготовлены уже давным-давно , осталось только их соединить - попытку вывести КАСОГ-КАЗАК от ХАСА, адыгскую трактовку ХАСА как нечто "совместное, соединенное" , приведенный выше тюркский корень КОС, КОСУ = "соединять, совмещать, совместный и т.п." - для того чтобы получить опять "калашников":

О.Сулейменов, "Аз и Я"

Ковуи  

     Рода ковуев пришли в Русь необычном путем. По летописной легенде XI века хан Редедя (Ер-дада), правивший народом косог, предложил Мстиславу храброму вместо боя поединок на условиях: победил - все мое переходит к тебе. И войско и весь народ становится рыцарской добычей. 

     Мстиславу бог помог, и он «зарезал» Редедю. И увел косогов в Чернигов. Потомки их служили верой и правдой Ярославу Черниговскому, который отпустил часть своей тюркской дружины с Игорем, и они полегли до единого на берегах Каялы. Половцы их в плен не брали. Потомки Мстиславских косогов в XII еке выступают уже под именем - ковуй. 

     ...Тюркские самоназвания в разные эпохи создаются по разным семантическим схемам. Летописи и «Поучение Владимира Мономаха» называют ряд имен половецких вождей, которые оказываются при рассмотрении названиями родов: Арслан-оба («дом Арслана»), Китан-оба («дом Китана»), Алтун-опа («дом Алтуна»), Аепа («дом Айа») и т. д. (1). 

     В Ипатьевской летописи под 1185 годом перечисляются половецкие роды, участвовавшие в битве против Игоря: -«И токсобичи, и етебичи, и тертробичи и колобячи». 

     Я восстанавливаю: токсоба («девять домов»), «eтiоба» («семь домов»), тертоба («четыре дома»), колоба («пять домов»). 

     В этнонимах лексика сохраняется, подчас в весьма древнем состоянии. Так, форма «терт» - 4 во всех наречиях изменилась в «торт» (дорт, дурт, турт). Кол - уцелела лишь в значении «рука», а как числительное уже не употребляется. Вытеснена индоевропейским пес (бес) - 5. 

     Этноним «токсоба» еще в XIX веке отмечался в Средней Азии как одно из родовых названий кипчаков. 

     ...В орхоно-енисейских памятниках (VIII век) и в огузском эпосе распространены этнонимы «он ок» (десять стрел), «уч ок («три стрелы»), «бес ок» («пять стрел»). 

     Слово «ок» - в большинстве тюркских наречений выступает в одном значении - «стрела». 

     В языках Алтая сохраняется «к» - дом, род. Случайно,участвуя в составе этнонимов, ок - стрела стало обозначать - дом, род. К этому семантическому ряду я отношу и отмеченный летописью термин «косок» (косогы) - буквально: «объединенные роды».

Это уже название союза родов. Редедя руководил, вероятно, одним из родов косогов. 

     Переселившись в Чернигов этот род стал называть себя - кобуй («много домов») - ослабленная калька «косога» (2). В «Слове» перечисляются «дома» (семьи), входящие в состав ковуев - могуты, татраны, щельбиры ольберы, топчаки, ревуги. 

      С. Малое видел здесь имена батыров - предводителей отряда ковуев. С некоторыми его этимологиями можно согласиться. Реконструкции «Ер-буга» (ревуга) «Алп-ер» (ольбер) вероятны, ибо подобные имена встречаются в тюркской (в частности, казахской) ономастике; Как и Ер-дада (Редедя), Челебир (шельбир). 

--------------------------------------------------------------------------------

Примечание: 

1. Древнетюркское еб, аб - дом, юрта. В огузских и кипчакских наречиях формы   развивались: оба (турецкое, крымское, ногайское, туркменское), уй (казахское,   татарское, башкирское и др.).  

2. В Западном Казахстане и поныне сохраняются этнонимы этого типа: жетiру -

    «семь родов», бесуй  -  «пять домов», «кобей» (вероятно, из «кобуй» - много домов) и т. д. В Башкирии есть род  - дюртуй - «четыре дома», имя стало названием города. 

PS. Вы так и не ответили про КЪУЭ

Link to comment
Share on other sites

Но есть не часто употребляемое слово "къанлы", во всяком случае, в моей семье иногда это слово произносилось. Помню, как еще в детстве, если, я по какой-то причине, разозлившись, хватал нож или что-то подобное, чтобы ответить обидчику, бабушка иногда употребляла по отношению ко мне  "къанлы". Вот в данном случае, не исключаю, что происхождение тюркское. Но среди других адыгов, которые жили не очень близко от карачаевцев, это слово по-моему не употреблялось. Объяснение этому тоже простое: мой дед долгое время работал и находился среди карачаевцев, возможно, это и оттуда.

Тут вроде все очевидно:

http://www.sozdik.kz/

Казахский

Русский

канды 

кровавый

канды коз 

кровожадный

На самом деле интересный факт: в этимологическом словаре адыгских языков А.К.Шагирова добрая половина слов, если не больше, на КЪ имеет тюркское происхождение.

Link to comment
Share on other sites

И КАСОГОВ и ЧЕРКЕСОВ-ЧЕРКАСОВ можно вывести из одного источника:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...t=0entry18817

Ну так и что? Прочел я, только так и не понял к кому вы ведете черкесов и касогов? К киргизам-кайскам что ли? По этому поводу советую почитать просто Д. Интериано или того же Иоанна де Галонифонтибуса (1404 г.), который отождествлял Зихию и Черкесию. Надеюсь по поводу зихов у вас нет сомнений того, что это хоть были адыги, а не тюрки? Интериано же уже более конкретно писал, что зихи (на итальянском и греческом языках), черкесы (у турок и татар) и адыги (самоназвание) одно и то же лицо. С учетом того, что они описывают данный факт как уже состоявшийся в их время, следовательно формировался он в среднем лет на 100-150 ранее. Даже в арабских и персидских источниках черкесы часто упоминаются рядом с ираноязычными аланами и русскими при перечеслении племен подвластных татарам. Отдельно выделяют всегда кипчаков, а как известно, киргизский язык входит в так называемую киргизо-кипчакскую группу тюрских языков. Опять же, какой смысл монгольским ханам было выделятьспециальные черкесские, аланские и русские кварталы тогда в Сарае, если по-вашему мнению черкесы - это киргизы или еще какие-либо тюрки? А такой - выделять для кипчаков разных мастей (киргизов как таковых тогджа еще не было как народа, он сформировался лишь ко второй половине 15 века, когда уже и самой ЗО фактически не существовало) отдельные кварталы не было смысла, т.к. они составляли основную массу населения ЗО.

Теперь, что касабельно перевода термина "черкес". Я бы тоже вам скопировал некоторые свои посты, но мне кажется это бесмысленно, т.к. на них я смотрю мало кто реагирует. В инх я уже не раз говорил, что сам термин "черкес" тюрский, или может тюрско-иранский. По поводу петухов, что вы перевели, возможно так называли как раз какие-то рода киргизов как раз, с черкесами-адыгами он явно не согласуется, тем более, что петухи были и у тех же алан, которые по утрам кукарекали так, что в соседних селениях слышали это, но при этом никто не додумался называть их петухами. Петухи были и на Руси, и в Европе. Животные тотемы как раз больше характерны для тюрков. В плане же адыгов - наиболее оптимальные и реальные переводы тут уже были приведены не раз - это и головорезы (адыги действительно отрубали головы как в средние века, так и позднее вплоть до Кавказской войны (или Русско-Кавказской - кому как лучше), войско-народ - я вам как специалист изучавший это могу сказать, что у адыгов есть могильники, где каждое второе погребение содержало предметы вооружение, в самом "скромном" случае - кажде четвертое (это тоже большой процент). Перерезающие дорогу - известны не мало данных о том, как адыги перерзали плетневыми заборами, рвами с воткнутыми в дно кольями) татарам дороги к их селениям вырезая агрессоров и т.д. При этом, чаще всего, слог "кас" (кес) определятся как человек. Опять же, вы сами привели то что мне не пришлось здесь говорить, что осетины и по сей день называют адыгов (на соклько мне известно восновном кабардинцев - их непосредственных соседей) кейсаг, похожий термин фигурирует и у сванов - непосредственных соседей адыгов в горах. Обращает на себя внимание, что при женитьбе, кабардинского князя на грузинской княжне князя называют Кашак-мепе (16 век). Вообщем об этом можно долго говорить и я могу приводить вам факт за фактом, лишь бы смысл в этом был. А так, если вы убежденны и натасканы на всяких атм лже-историках типа Будая, ну флаг вам в руки и барабан на шею, как говорится. В этом случае говорят (не принимайте лично на свой счет - это относится к лже-гипотезам так таковым исскуственно свабрикованных на выдранных из контекста фактах) "Некто лает, а караван идет". Просто, тот же Будай, сделал себе имя таким образом, а вы на радостях и купились на это. Опять же, справедливости ради, следует заметить, что неокторые адыги так же перегибают палку, только уже в свою сторону, в итоге каждый тянет одеяло на себя, доказывая друг другу с пеной у рта, что он великий, а в итоге ни те ни другие не только не приходят к истине, но еще далее удаляются от нее, живя в своих образах, одним словом, выдавая желаемое за действительное.

Link to comment
Share on other sites

Ну так и что? Прочел я, только так и не понял к кому вы ведете черкесов и касогов?

...

По поводу петухов, что вы перевели, возможно так называли как раз какие-то рода киргизов как раз, с черкесами-адыгами он явно не согласуется, тем более, что петухи были и у тех же алан, которые по утрам кукарекали так, что в соседних селениях слышали это, но при этом никто не додумался называть их петухами.

Похоже что вы не читали, а просто пробежали глазами. Ну что же, отложите свой барабан и попробуйте расслышать что нибудь другое .

Перечитайте еще раз. И про петухов и про стервятников. Это как же нужно было читать, что бы сделать ваш вывод про петухов??!!

Отдельно обратите внимание на источники и постарайтесь найти там в той ветке, в данном конкретном случае, фамилию Будая.

Link to comment
Share on other sites

Похоже что вы не читали, а  просто пробежали глазами. Ну что же,  отложите свой барабан и попробуйте расслышать что нибудь другое .

Перечитайте еще раз.  И про петухов и про стервятников.  Это как же нужно было читать, что бы сделать ваш вывод про петухов??!!

Отдельно обратите внимание  на источники и постарайтесь найти там в той ветке, в данном конкретном случае,  фамилию Будая.

Да, действительно, я читал не особо вчитываясь, и действительно атм не петухи, а курицы, и перечитав снова, я так понял, что черкес означает как охотники-коршуны, орлы поедатели кур? Вполне возможно, что для киргизов определяли именно такой перевод. Однако, это вряд ли относится к черкесам-адыгам.

Будая там нет, это я видел и при беглом чтении. Однако в общем смысле, последний любил играть с этими терминологиями как хотел, при этом абсолютно не затрагивая другие источники об этнической принадлежности. Одним словом, то на что вы обращаете атк внимание не имеет особой важности, петухи там или курицы, факт в том, что черкесы 13-17 вв. это сие адыги, они же, более ранние касоги.

Link to comment
Share on other sites

Вполне возможно, что для киргизов определяли именно такой перевод. Однако, это вряд ли относится к черкесам-адыгам.

Уже не смешно. Перечитайте в третий раз. Если опять не догоните, то справка ниже для вас.

Там приведена этимология слов КАСОГ И ЧЕРКЕС из словаря Фасмера. Этимология Фасмера относится исключительно к черкесам-адыгам и конкретно Фасмер ничего не говорит про кыргыз. Зато он выводит и ЧЕРКЕС и КАСОГ от одного источника, восходящего к названию птицы-стервятника. И это самая популярная общепринятая версия этимологии. В следующий раз , когда будете писать про ЧЕРИК -"войско" и древних КАСОГОВ, вам не помешает знание и этой версии.

PS. А про Будая вы лепите по привычке - это заметно. Бывает. :D

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now



×
×
  • Create New...