Jump to content
Guest

Мамлюки

Recommended Posts

Я это сам решил...почему? Если исходить ,что есть инфа.про тюрков и черкесов правивших Египтом...значить именно так и есть. Если бы утверждалось,что только черкесы ...или только тюрки правили,я бы не осмелился так сказать.Ну если тюрков больше...то наверняка и правителей было больше и правили дольше. Вас такой расклад должен устраивать...не так ли?

После поражения Порты от России ...(это в Сочи слышал)оттуда эмигрировали все коренные жители в Турцию...забыл название народа. У них была характерная особенность...между глазами было расстояние равное размеру глаза,что считается эталоном красоты.

Был ещё Саладин...он каких кровей?

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Был ещё Саладин...он каких кровей?

Говорят от курд, к тому же родом из Тикрита (Саддама земеля)

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Никто и не отрицает роли черкесов в истории мамлюкского Египта. Только вот писать о том, что и бахриты вроде Бейбарса, Калауна или Айбека ат-Туркмани были черкесами неправильно.

Салах-ад Дин действительно считается родом из курдов, возвысился во времена правления своего всесильного дяди Айюба, по имени которого и названа их династия - Айюбиды. Эту династию в Египте сокрушили именно мамлюки бахриты. Вызвано это было тем, что после смерти очередного султана из айюбидов власть перешла к сыну, который правил Сирией. Он привез в Египет своих мамлюков, которые начали истреблять мамлюков отца. Эти мамлюки и подняли мятеж и взяли власть в свои руки.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Мне приходилось общаться с египтянами и суданцами. Мамлюки у них однозначно ассоциируются с тюрками. Многие с гордостью признавались в наличии тюркских кровей. Это видимо повышает "статус" египтянина/суданца в глазах соплеменников. Одна молодая египтянка в беседе со мною утверждала что корни у нее тюркские. Позже выяснилось что ее далекий предок был курдом. :o Вот такой прикол. :D:D

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Некоторые из участников форума приводили данные о том, что сам Салах ад-Дин говорил на тюркском языке, так как основу его войск составляли представители огузских племен.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Золотой век правления мамлюков приходится на период с 1250 до 1350 года. Это век правления тюркской династии Бахри. Бейбарс как раз таки был из этой династии.

Черкесская же династия Буржи приходит к правлению начинается только с 1381 года.

С хронологией можно ознакомиться тут:

http://www.lexicorient.com/e.o/mamluks.htm

The Mamelukes, a military, landholding aristocracy, long figured prominently in Middle Eastern history. They were originally recruited from non-Arab slaves imported to serve various traditional Muslim rulers as soldiers and officials. Typically, the erstwhile slaves assumed power themselves in time and continued to replenish their ranks by importing more military slaves. Between the 13th and 19th centuries Mameluke regimes appeared throughout the Muslim world, including India, Iraq, and most notably Egypt. Until 1382 the dominant Mamelukes were mostly of Turkish ethnic origin; after that date, the majority was generally of Circassian origin.

.....

After 1341 the power of the Bahri sultan passed gradually to troop commanders, and by 1381 the first Burji ruler was able to take over the throne. His rule and that of his successors was troubled by palace revolts, civil wars, and foreign conquests, culminating in the defeat of Egypt in 1517 by Selim I, sultan of Ottoman Turkey. Egypt was then subject to the authority of a Turkish representative, the pasha, but actual power remained in the hands of Mameluke beys, or governors of districts or minor provinces. When Napoleon Bonaparte, seeking to expand French power in the Mediterranean, invaded Egypt, he defeated the Mamelukes in the Battle of the Pyramids on July 21, 1798. After the French evacuated Egypt, the Mamelukes struggled with the Turks for power but were completely routed; the massacres at Cairo in 1805 and 1811 destroyed the power of the Mamelukes. The survivors fled to Nubia.

http://mb-soft.com/believe/txh/mameluke.htm

The golden age of the Mamluk period lasted from 1250 until 1350. This was a period of relative good living standards, good relations with foreign powers and peaceful relations between peoples inside the state.The next 170 years or so was a period of setbacks, economical problems, military defeats and loss of territory.

http://www.lexicorient.com/e.o/mamluks.htm

Link to comment
Share on other sites

Золотой век правления мамлюков приходится на период с 1250 до 1350 года. Это век правления тюркской династии Бахри. Бейбарс как раз таки был из этой династии.

Черкесская же династия Буржи приходит к правлению начинается только с 1381 года.

С хронологией можно ознакомиться тут:

http://www.lexicorient.com/e.o/mamluks.htm

В эти смутные годы Баркук, способный черкесский воин, сделав быструю карьеру, в 1382г. стал одним из претендентов на султанский престол. Сокрушив своих соперников, наиболее достойным, из которых был Берак, он был провозглашен султаном Египта, Палестины и Сирии. Баркук положил начало черкесской династии, которая правила Египтом, Палестиной и Сирией вплоть до 1517 г., т.е. до того времени, когда Каир перешел в руки Османской империи.

В течение всех этих 135 лет своего правления черкесские султаны провели множество прогрессивных реформ и внесли весомый вклад в распространение образования и культуры, превратив Египет в Могущественную страну Средиземноморья.

Всё стыкуется...и чего Астамур хотел сказать?

Общее ...тенденция ...по делам предков ....???

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер
Некоторые из участников форума приводили данные о том, что сам Салах ад-Дин говорил на тюркском языке, так как основу его войск составляли представители огузских племен.

Смотрел документальный фильм о Оджалане, лидере курдской ПКК за долго до его ареста турками. В своей бейрутской конспиративной резиденции, он дал интервью американскому журналисту на турецком языке! Я был в шоке. Символ курдского освободительного движения оказывается предпочитает говорить на турецком!! :blink:

Ну если даже Саладин говорил на тюркском языке....... :unsure:

В эти смутные годы Баркук, способный черкесский воин, сделав быструю карьеру, в 1382г. стал одним из претендентов на султанский престол. Сокрушив своих соперников, наиболее достойным, из которых был Берак, он был провозглашен султаном Египта, Палестины и Сирии. Баркук положил начало черкесской династии, которая правила Египтом, Палестиной и Сирией вплоть до 1517 г., т.е. до того времени, когда Каир перешел в руки Османской империи.

В течение всех этих 135 лет своего правления черкесские султаны провели множество прогрессивных реформ и внесли весомый вклад в распространение образования и культуры, превратив Египет в Могущественную страну Средиземноморья.

Интересно что что в зарубежных источниках даются диаметрально противоположные выводы о периоде правления черкесской династии Буржи.

http://mb-soft.com/believe/txh/mameluke.htm

by 1381 the first Burji ruler was able to take over the throne. His rule and that of his successors was troubled by palace revolts, civil wars, and foreign conquests, culminating in the defeat of Egypt in 1517 by Selim I, sultan of Ottoman Turkey.

http://www.lexicorient.com/e.o/mamluks.htm

The next 170 years or so was a period of setbacks, economical problems, military defeats and loss of territory.
Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Мне приходилось общаться с египтянами и суданцами. Мамлюки у них однозначно ассоциируются с тюрками. Многие с гордостью признавались в наличии тюркских кровей. Это видимо повышает "статус" египтянина/суданца в глазах соплеменников. Одна молодая египтянка в беседе со мною утверждала что корни у нее тюркские. Позже выяснилось что ее далекий предок был курдом. :o Вот такой прикол. :D:D

Потверждаю. Я только вернулся из Туниса. И там обедал в одном ресторане. И хозяин ресторана спросил не турок ли я... а потом долго рассказывал о том, что многие знатные арабские семьи имеют тюркские корни. Правда, Тунис не Египет...

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Смотрел документальный фильм о Оджалане, лидере курдской ПКК за долго до его ареста турками. В своей бейрутской конспиративной резиденции, он дал интервью американскому журналисту на турецком языке!  Я был в шоке. Символ курдского освободительного движения оказывается предпочитает говорить на турецком!! :blink:

Также потверждаю. Оджалан не говорит на курдском. Более того, он не знает какого курдского племени он. В студентческие годы многие курды это считали за минус. Оджалан обещал научится курдскому

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу
Некоторые из участников форума приводили данные о том, что сам Салах ад-Дин говорил на тюркском языке, так как основу его войск составляли представители огузских племен.

Есть и такой момент. Войско Саладина состояло из тюрков в большинстве. Как говорят источники он сам был курдом. Kогда родился Саладин, его отец Наджм ад-Дин Айюб собрал свою семью из Тикрита переехал в Алеппо, где нанялся на службу к тюркскому правителю северной Сирии, Имад ад-Дин Занги ибн Ак Сонкур (т.е. белый сокол). Значительную часть его армии составляли тюрки: анатолийские сельджуки-тюркоманы, багдадские гулямы, египетские мамлюки и т.д. Aтабеком (воспитателем) и позднее министром-визирем Салах ад-Дина был тюрк по имени Баха аль-дин Каракуш (Qaraqush), т.е. "черная птица". Левым флангом армии Саладина, состоявшим из кавалерии, командовал генерал-тюрок по имени Гёкбёри ('синий волк'). Он также участвовал в одном из крупнейших разгромов крестоносцев у Рогов Хаттина в 1187 году.

Link to comment
Share on other sites

Guest Астамур
После поражения Порты от России ...(это в Сочи слышал)оттуда эмигрировали все коренные жители в Турцию...забыл название народа. У них была характерная особенность...между глазами было расстояние равное размеру глаза,что считается эталоном красоты.

Уважаемый Агатюрк. Спасибо за вопрос, постараюсь коротко, насколько это возможно, ответить.

Война между Россией и Черкесией шла 101 год. Особенно ожесточенной она была в период с 1817 по 1864 год. В этой войне погиб 9 черкесов из 10, а подавляющее большинство из оставшихся в живых были депортированы в Турцию. В итоге, из всего довоенного населения Черкесии, на ее территории осталось 2% населения. Такова грустная арифметика. А в районе Сочи жили черкесские племена шапсуги и убыхи. Шапсуги были одним из самых многочисленных черкесских племен: их насчитывалось более 300000 чел. После 1864 года их осталось менее 2000 чел. Сейчас они проживают в районах Сочи и Туапсе в количестве 11000 чел. Убыхи же, жившие между шапсугами и абхазами, а так же натухайцы, махошевцы, мамхеговцы и егерухаевцы были депортированы полностью и в эмиграции растворились среди других адыгских племен.

Что касается мамлюков, уважаемые Эльтебер, Зиядоглу, Rust, - если у кого-то есть такой же развернутый список династий мамлюков, который представил выше брат Черкес, выложите, пожалуйста, и мы спокойно рассмотрим и обязательно придем к какому-то, устраивающему все стороны, результату. Мне, например, самому очень хочется в этом разобраться. А пока, на Ваш суд, информация из египетских источников:

Государство Мамлюков в Египте

"Государство Мамлюков (так называли в Египте белых рабов) - наиболее значительное политическое образование (1250-1517) на Ближнем Востоке в эпоху развитого феодализма. К середине XIII в. мамлюки составляли большинство египетской армии. Захватив власть в Египте в 1250 г. в результате убийства последнего Аййубида, Туран-шаха, они образовали две династии: Бахри, или тюркскую (1250-1390), и Бурджи, или черкесскую (1390-1517).

Название первой из них связано с тем, что султаны этой династии по происхождению относились к тюркской народности половцев, кочевавших в причерноморских степях, входивших в то время в Золотую Орду; монголы захватывали их в плен и продавали в рабство итальянским купцам, а те вывозили их морем (араб. бахр) и сбывали египетским султанам. Обезлюдение со временем половецкой степи вследствие войн побудило монголов к обращению в рабство жителей Северо-Западного Кавказа, откуда и происходит название второй династии - Бурджи (от араб. бурдж - "крепость"; известно, что первый полк из кавказских мамлюков, созданный еще султаном Калауном, был размещен им в башнях каирской крепости).

Из ранних мамлюкских султанов наиболее известны Кутуз (1259-1260), разбивший вторгшееся глубоко в Сирию монгольское войско при Айн Джалуте (1260 г.), и Бейбарс Бундукдари (1260-1277), который вел также успешную борьбу с крестоносцами. Под суверенитетом мамлюкского Египта находились Сирия, Барка, Нубия, Йемен, Хиджаз, а с 1375 г. - Киликия.

Социальные отношения Египта при Бахри характеризуются дальнейшим развитием института военных икта, ставших преобладающей формой феодального землевладения. Естественно, что на египетскую военную и, следовательно, земельную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянной египетской армии, численность которой сравнительно с эпохой Салах ад-дина возросла вдвое, стала более четкой, появились эмиры 5, 10, 40 и 100 мамлюков; на содержание им предназначалось 2/3 доходов с икта их эмира, тогда как ранее число мамлюков, находящихся на службе эмира, и их обеспечение целиком зависели от произвола эмиров....

О стремлении ранних мамлюкских султанов к увеличению домена, или собственно государственных (или султанских, что в источниках неразличимо) земель, свидетельствуют происходившие при них земельные переделы (равк): в начале 1298 г. ("равк Хусами") и в конце 1315- начале 1316 г. ("равк Насири"). Султан Хусам ад-дин Ладжин (1296-1299) опасался как выступлений своих свергнутых предшественников, так и нового вторжения монголов в союзе с правителями Киликии и стремился создать новую армию из мамлюков, для которой выделил 9 киратов самых лучших земель. Личные владения султана остались в прежних пределах, а икта халка и эмиров с их мамлюками уменьшились с 20 до II киратов, причем у эмиров были отняты захваченные ими икта халка. Однако эмиры составили против султана заговор, убили его и присоединили к своим владениям земли выделенных 9 киратов. Таким образом, цель передела достигнута не была.

Второй передел был произведен султаном Насиром Мухаммадом во время его третьего правления (1310-1341). Из 24 египетских киратов султан выделил в свое владение 10 (вместо прежних четырех), возвратив себе, в частности, земли, некогда проданные казной; остальные 14 киратов отошли к "эмирам, халка и прочим". Султанские 10 киратов впоследствии также были розданы в икта (в 1340-1341 гг. - султанским мамлюкам), так что реального увеличения домена, видимо, не произошло....

Развитие землевладения со второй половины XIV до конца XV в. можно проследить по сохранившемуся египетскому кадастру Ибн ал-Джиана - редкому для арабского средневековья документальному источнику. Кадастр показывает, что в течение этого периода султанские земли значительно увеличились за счет икта, конфискованных у опальных мамлюков, а также в случае непригодности мамлюка к военной службе или его смерти. Однако, по сообщениям хроник, возвращенные султанами земли использовались ими для новых раздач.

Кадастр зафиксировал также большой рост вакуфных земель благодаря пожалованиям, особенно сделанным черкесскими султанами Барсбеем (1422-1438), Иналом (1453-1461) и Каитбеем (1468-1496), а также держателями икта. Обращение икта в вакф давало реальную возможность сохранять доходы с них за потомками дарителей....

В течение XV в. государство Мамлюков постепенно ослабевает. Усиление эксплуатации крестьян ведет к ухудшению их положения и соответственно уменьшению доходов держателей икта и казны, а также к обострению борьбы за икта между мамлюкскими группировками. Особенно агрессивны стали вновь прибывшие мамлюки - джалаб, а также мамлюки муаййадийа, иналийа и барсбаййа (называвшие себя по имени султанов Муаййада, Инала и Барсбея, сторонниками которых были). Одновременно уменьшается численно и теряет боеспособность мамлюкская армия. "Они покидали цитадель, женившись на женщинах из города (Каира), и, пристрастившись к легкой жизни, забывали прежние обычаи", - писал ал-Макризи о воинах халка времени правления первого черкесского султана Захира Баркука. Процесс ассимиляции воинов и утери ими всякой связи со своими икта продолжался и позже....

Усилились устремления мамлюкских султанов к подчинению себе, по фатимидскому образцу, основных статей внешней и внутренней торговли. Неудачная попытка ограничить свободную торговлю сахаром была сделана еще при Насире Мухаммаде (1293-1294, 1299-1302). В 1423 г. Барсбей провозгласил монополию султана на возделывание сахарного тростника и продажу сахара. Протест мамлюков - владельцев плантаций - заставил его в 1427 г. отказаться от этого, но в 1429 г. монополия была вновь введена в Египте и Сирии и просуществовала до конца правления черкесской династии

В государстве Мамлюков, как и на всем средневековом Арабском Востоке, сохранялось домашнее рабство. Мамлюкские султаны и эмиры - бывшие белые рабы - обычно использовали черных рабов в качестве слуг, а также на плантациях сахарного тростника. В 1445 г. произошло крупное восстание черных рабов в Гизе, занятых, вероятно, на султанской плантации. Рабы отказались повиноваться властям; их движение носило организованный характер, но было подавлено отрядом султанских мамлюков....

На протяжении всего XV столетия не прекращались волнения бедуинов, притесняемых султанскими чиновниками, насильственно переводившими их на оседлость с целью увеличения численности податного населения.

Уже с середины XV в. мамлюкская армия вела на северных сирийских границах постоянную борьбу с местными туркменскими династиями, ставленниками Порты, успешно продолжавшей в то время территориальные захваты. Каитбей, желая предотвратить столкновение с Турцией, заключил с ней в 1491 г. мирный договор, однако угроза не исчезла. Султан Кансух Гури (1501-1516), стремясь сохранить преобладание Египта на Красном море, начал морскую войну с португальцами, окончившуюся разгромом в 1509 г. египетского флота при Диу.

В 1516 г. в обстановке хозяйственного упадка и непрекращающихся народных волнений армия османской Турции перешла сирийскую границу. Решающая битва при Мардж Дабике (1516 г.) окончилась поражением мамлюкского войска и гибелью султана Кансуха Гури. Сирия была захвачена, и турецкая армия вошла в пределы Египта. Упорная оборона Каира, возглавленная последним черкесским султаном, Туманбеем, не могла спасти положения, и весной 1517 г. Египет стал одной из провинций Османской империи".

Link to comment
Share on other sites

Guest Астамур

Прошу прощения, так как мое последнее сообщение отправлено до того, как прочитал последние четыре.

Всё стыкуется...и чего Астамур хотел сказать?

Поверьте в мою искренность, уважаемый Агатюрк, ничего не хотел сказать. К сожалению, не являясь знатоком истории, я просто хочу разобраться в мамлюкских династиях в компании эрудированных людей, каковыми, на мой взгляд, являются участники этого форума. Ничего больше.

Link to comment
Share on other sites

Астамур,без проблем

Понятно... было недоразумение.

А те черкесы эмигрировавшие в Турцию жили на известной горе в окрестностях Сочи...убыхи кажется их название. Как там красиво...

Давно это было.

Link to comment
Share on other sites

Позволю на фоне общего шапкакидательства и восхищения правлением мамлюков-бурджи немного охладить общий пыл и дать маленький дружеский совет ;)

Ради любопытсва коллеги, прочтите книгу Н.А.Иванов "Османское завоевание арабских стран, Москва, "ВЛ", 2001 г. там на стр. 18-36 есть замечательные главы "Моральный распад общества" и "Османофильство", где рассказывается (с приведением многочисленных ссылок на летописи) до чего довели Египет мамлюки -бурджи к началу 16 века, в общем довольно не типичный для мусульманской страны перечень: проституция, коррупция, легальные питейные заведения и т.д. <_<

Есть материал для размышлений :rolleyes:

Link to comment
Share on other sites

Guest Астамур

Уважаемый Агатюрк. Спасибо за теплые воспоминания об одном из уголков Родины адыгов.

Действительно, это были убыхи - одно из самых воинственных черкесских племен. Именно убыхи и шапсуги дали последний бой русским войскам в местечке Кбаада в мае 1864 года.

В рескрипте, посвященном факту завершения завоевания Черкесии и параду 21 мая 1864 года, царь заявлял: "На долю Вашего Императорского Высочества (рескрипт был формально адресован на имя великого князя Михаила Николаевича, наместника Кавказа) выпал завидный жребий завершить начатое полтора века тому назад дело покорения Западного Кавказа и впервые возвестить русскому народу, что отныне не осталось более на Кавказе ни одного непокоренного племени".

Сейчас там мир и покой, так что приглашаю Вас еще не один раз посетить Сочи.

У админ. прошу прощения за отклонение от темы.

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер
Что касается мамлюков, уважаемые Эльтебер, Зиядоглу, Rust, - если у кого-то есть такой же развернутый список династий мамлюков, который представил выше брат Черкес, выложите, пожалуйста, и мы спокойно рассмотрим и обязательно придем к какому-то, устраивающему все стороны, результату.

По вашей просьбе выложил развернутый список династий мамлюков в субфоруме "Историческая летопись Центральной Азии" в теме Мамлюки.

Прямая ссылка: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...t=0entry23521

А пока, на Ваш суд, информация из египетских источников: Государство Мамлюков в Египте

"Государство Мамлюков (так называли в Египте белых рабов) - наиболее значительное политическое образование (1250-1517) на Ближнем Востоке в эпоху развитого феодализма. К середине XIII в. мамлюки составляли большинство египетской армии. Захватив власть в Египте в 1250 г. в результате убийства последнего Аййубида, Туран-шаха, они образовали две династии: Бахри, или тюркскую (1250-1390), и Бурджи, или черкесскую (1390-1517).

Ну вот и вами предоставленные египетские источники подтверждают тюркские корни Бахритов. ;)

Теперь просьба к ЧЕРКЕСУ. Пожайлуста дайте источник приводимой вами хронологии и описания мамлюкских султанов. Ждемс.. :)

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Привожу данные по династиям малюков из книги К.Э. Босворта. Мусульманские династии. М., Наука, 1971.

Династия бахритов. В основном кыпчаки.

1. Шаджар ад-Дурр (жена Туран-шаха, убитого мамлюком Айбеком, потом становится женой самого Айбека, именно Туран-шах и начал притеснять малюков своего отца ас-Салиха, правил до этого Сирией и опирался на сирийских мамлюков).

2. ал-Му'изз Изз ад-дин Айбек ат-Туркмани. 1250. 1252-1257.

3. ал-Мансур Нур ад-дин Али I. 1257 - 1259.

4. ал-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз ал-Муиззи. 1259 - 1260.

5. аз-Захир Рукн ад-дин Бейбарс I ал-Бундукдари. 1260 - 1277.

6. ас-Саид Насир ад-дин Берке. 1277 - 1279. (сын Бейбарса)

7. ал-Адил Бадр ад-дин Саламыш 1279. (сын Бейбарса)

8. Калаун ал-Алфи. 1279 - 1290. (родич Бейбарса из племени эльбури, т.е. "народа волков").

9. Халиль. 1290 - 1293.

10. Байдара. 1293 и т.д.

Списки мусульманских династий, в том числе мамлюков, можно посмотреть на сайте:

http://www.friesian.com/islam.htm#mamluk

Link to comment
Share on other sites

Guest Астамур

Эльтебер, спасибо Вам большое.

Выше был задан вопрос о Салах ад-Дине. Уважаемый Зиядоглу уже ответил на этот вопрос. Но, может быть кому-то интересно чуть более подробно.

"Салах ад-Дин происходил из знатного курдского рода племени равадия. Его дед Шади с двумя сыновьями Ширкухом и Аййубом поступил на службу к сельджукскому султану Багдада. Он был комендантом крепости Текрит на Тигре. После его смерти этот пост занял Аййуб, но в 1138 году Ширкух в ссоре убивает знатного сельджука. Братья, которых ждал арест и казнь, покидают Текрит. У Аййуба, за день до бегства, рождается сын, которого он назвал Салах ад-Дином Йусуфом. Они находят приют у правителя Дамаска, мамлюкского эмира-атабека Имад ад-Дина Зенги. Аййуб был назначен наместником Баальбека. Юный Салах ад-Дин не проявлял никакого интереса к военной карьере и к воинским делам вообще был равнодушен. В это время шла ожесточенная борьба за египетское наследство ослабевших Фатимидов между сыном Имад ад-Дина Нур ад-Диноми иерусалимским королем Амальриком. Нур ад-Дин трижды посылал войско во главе с Ширкухом в Египет. Салах ад-Дин упорно отказывался сопровождать дядю в его третий поход, но вступив на военную стезю, уже не сходил с нее до конца своих дней. Фатимидский халиф назначил Ширкуха главным визирем и доверил ему управление страной. После смерти Ширкуха визират наследовал Салах ад-Дин. Он обнаружил незаурядные способности государственного деятеля и полководца. Халифа, лежавшего при смерти, он объявил низложенным, а себя провозгласил султаном Египта. Произошло это в 1171 году. Тем самым было положено начало новой династии Аййубидов (1171 – 1250).

Салах ад-Дин и его преемники вели почти беспрерывные войны против франков. Правление Аййубидов интресно еще и тем, что султаны эти опирались на купленных на Кавказе невольников, по большей части черкесов, которые служили им телохранителями и противовесом арабской и тюркской военщине. Салах ад-Дин сумел исполнить то, что не удалось Нур ад-Дину: объединить Сирию и Египет в одно государство для успешного ведения войны с франками...".

Материал из книги С.Хотко "История Черкесии".

Link to comment
Share on other sites

Guest Астамур
Ради любопытсва коллеги, прочтите книгу Н.А.Иванов "Османское завоевание арабских стран, Москва, "ВЛ", 2001 г. там на стр. 18-36 есть замечательные главы "Моральный распад общества" и "Османофильство", где рассказывается (с приведением многочисленных ссылок на летописи) до чего довели Египет мамлюки -бурджи к началу 16 века, в общем довольно не типичный для мусульманской страны перечень: проституция, коррупция, легальные питейные заведения и т.д

Уважаемый Сулейман великолепный. Никто не идеализирует черкесских мамлюков.Но не думаю, что Н.А.Иванов больший специалист, чем те же арабские и турецкие историки. И я не совсем понял, что Вы этим хотели сказать.

Link to comment
Share on other sites

Интересно, что имена у черкесо-мамлюкских султанов тюркские - Татар, Тимурбуга, Кушкадам, Буркак, Джакмак, Бильбей, Барсбей, Ка'ит Бей, Туман Бей.

Видимо, велико было влияние кипчакских мамлюков-основателей.

Link to comment
Share on other sites

Но не думаю, что Н.А.Иванов больший специалист, чем те же арабские и турецкие историки.

Уровень профессионализма не зависит от национальной принадлежности ученого. Он зависит от общего мирового признания и уровня цитируемости в работах других ученых. К тому же есть один немаловажный плюс ученых не относящихся к "изучаемой" нации или истории территории где данная нация проживает сейчас, это беспристрастность и аполитичность в суждениях (!) Вспомните Бартольда, ведь уровень его цитируемости в зарубежной, и особенно в турецкой литературе необычайно очень высок!

И я не совсем понял, что Вы этим хотели сказать.

Да есть здесь идиализаторы национального толка, вот я и хотел охладить их пыл выведя дискуссию в нейтральное, аполитичное русло ;)

По поводу принадлежности мамлюков бахри к тюркам, здесь и спорить нечего. Есть замечательная работа г-жи Семеновой Л.А. Салах ад-дин и мамлюки в Египте. М., издательство «Наука», 1966, где на примерах летописей четко показано происхождение мамлюков-бахри.

Link to comment
Share on other sites

Отрывки из книг Самира Хотко здесь не катят. Свою книгу, посвящённую истории мамлюков, он написал в юном возрасте, не имея серьёзного представления о предмете исследования, поэтому почти на каждой странице множество ошибок, домыслов и искажений, которые неискушённый в вопросах тюркологии местный читатель может и не заметить. К тому же написание этих книг имело явную цель – возвысить величие адыгской нации, заработать очки, пусть даже топча и присваивая прошлое не опасных противников – тюрков и монголов. «Труды» оказались написаны вовремя и автор стал ответственным работником правительства Адыгеи. По крайней мере, когда я был в Майкопе несколько лет тому назад, позвонил Самиру Хамидовичу и указал на некоторые его ошибки и попросил разъяснить оскорбительный тон некоторых его высказываний в адрес тюрков, автор сослался на то, что книга была написана в пору его «горячей» юности и сейчас он «не стал бы некоторых вещей повторять».

Link to comment
Share on other sites

Отрывок из работы профессора каирского университета Амина аль-Холи «Связи между Нилом и Волгой в 13-14 вв»

http://www.tatforum.info/forum/index.php?showtopic=1780

«…Нилом в этой работе именуется египетское государство, объединявшее в то трудное время Египет и большую часть Сирии. Столицей государства был Каир, верховная власть принадлежала с 648 по 784 к х. [с 1250/51 по 1382/83 г.] бахритским мамлюкам". Мамлюки почти все или в большинстве своем были кипчаками. Связи с Волгой начали устанавливаться около 660 г. х. [1261/62) Бейбарсом, правившим в 658-676 г. х. [1259/60 -1277/78).

Волга - река, которую арабы называли аль-Итиль. В данном исследовании Волгой называется государство, возникшее после раздела Чингис-ханом своих владений между сыновьями. Это государство занимало территорию между Уральскими горами и рекой Волгой. Границами его были Дон, Черное и Каспийское моря на юге, Мавераннахр и Восточный Туркестан на востоке, "скованная холодом" земля на севере и русские княжества на западе. Центральной областью этого татарского государства была обширная Кипчакская степь, или Дешт-и Кипчакг.

Северное татарское государство писатели прошлого называли no-разному: Государством кипчаков, Золотым Племенем или Золотой Ордой. Кипчакская степь - только часть этого государства, кипчаки - лишь один из народов, населявших страну. Но государство так называли, очевидно, потому, что в этом районе - на Волге - находились его столица Сарай, большая часть кипчакского войска, летняя резиденций ханов и т. д. Страна была известна также по именам правителей, как Государство Берке или Земля Берке, Государство Узбека или Страна Узбека, а иногда по наименованию столицы - Государство Сарай; по географическому положению - Северное государство или Государство северных татар.

Кыфджак, кыбджак или кыбшак * название как страны, так и народа. Кипчаки - древние племена, родственные татарам. После завоевания кипчакских земель татарами они полностью ассимилировались с ними. Поэтому Государство северных татар известно еще как Государство кипчаков*. Поддерживая тесные связи с Русью, кипчаки часто вступали в браки с русскими и в большей степени, чем другие народы, смешались с ними.

Кипчакское государство имело разносторонние связи с Нилом. Одному мамлюкскому султану принадлежат слова: "Мы и татары -из одного рода, один от другого не отречется1*. Кипчаки занимали командные посты в египетской армии, а некоторым из них даже удалось положить начало правящим династиям, каждая из которых

существовала более сотни лет. Известно, что султан Бей-барс родом из Государства кипчаков; Калаун, потомки которого правили в стране 103 года, тоже был кипчаком10, как и Кусун - великий эмир, собравший к себе на службу третью часть всего египетского войска11.

С Волги в Каир часто приезжали люди по разным делам, в частности связанным с широко развитой в то время работорговлей. Египетские султаны стремились иметь как можно больше рабов с Волги. У них были тысячи мамлюков. По одной из версий Калаун имел 12 тыс. мамлюков12. Его сын ан-Насир, судя по рассказам, приведенным в хрониках, тоже купил 12 тыс. мамлюков1*. Существуют разные версии о суммах, которые султаны тратили на приобретение рабов. По одной из них, только в течение пяти лет ан-Насир заплатил за невольников 4700 динаров'4.

Когда мамлюк возвышался и становился эмиром, он сам покупал невольников. Сарагатмыш, например, имел 800 мамлюков'9, а Ялбек - более 3 тыс,1*.

Кроме рабов-мужчин, в Государстве кипчаков покупали невольниц. Даже в домах людей, кровно не связанных с правящими мамлюками, были сотни кипчакских невольниц. В доме некоего Арьяна ас-Сайда находилось 400 невольниц", а султан Калаун имел 120Q1".

Сообщения источников свидетельствуют о том, что султаны не довольствовались деятельностью работорговцев, хотя торговля рабами была широкой и интенсивной, и искали иных путей для приобретения рабов1'.

Число мамлюков в Египте постоянно возрастало еще и потому, что преуспевающие мамлюки вызывали к себе родных и близких, по мере сил выдвигали их помогать. Известно, что к одному мамлюку в течение только нескольких дней приехало около сотни человек. Он заботился о них, оделял подарками. Некоторые из них остались в Каире, другие вернулись на родину". Когда отец Ялбега узнал, что его сын пользуется благосклонностью ан-Насира, он приехал в Египет с сыновьями Истадмором и Карагезом, и султан пожаловал ему титул эмира*1. Приезжали в Каир родители и родственники эмира Бигаруса, эмира Аргуна и наиба Халеба; к эмиру Таза приехали его отец и брат черкесы1*.

Когда с севера на помощь Хулагу были присланы сотни воинов, Берке, двоюродный брат Хулагу, поссорился с ним и приказал своим воинам вернуться или уехать в Египет. Часть воинов, приехавших в Египет, осели в районе Нижнего Нила. Султан принял их с почетом, одарил конями и деньгами. Старших назначил начальниками, и они стали эмирами. Султан выделил для воинов ряд должностей, назначил жалованье. Когда татары узнали об этом, они стали приезжать в Египет целыми группами. Им также был оказан очень милостивый прием. Численность татар в Египте росла23.

Таким образом, в Египте были как рабы-кипчаки, так и свободные люди из Государства кипчаков. Последних было так много, что их пребывание в стране оставило заметный след в истории Египта. В Каире известен целый квартал под названием "Орду" - татарский лагерь; в искаженном виде это наименование приводится в "аль-Хитат" аль-Макризи как "адар", что значит "дома"24. К именам некоторых правителей даже прибавляли прилагательное "вафиди" (прибывающий), например Исмаил аль-Вафиди".

Мамлюки-кипчаки предстаиляли собой наиболее значительную силу в Египте. Но в какой степени они были связаны с египетским народом, насколько они смешались с ним? Некоторые ученые , утверждают, что мамлюки в Египте были изолированы от народа, и в доказательство приводят имеющийся в источниках указ хаджибу о запрещении простолюдинам покупать мамлюков. А у кого из простых людей есть мамлюки, гласил указ, тот должен его продать, у кого же найдут мамлюка, о том должно быть доложено султану. Однако не все люди продали своих мамлюков, некоторые их спрятали2*.

Однако исследователь не может делать выводов об изолированности мамлюков от народа на основании указа о запрещении "писцам и простолюдинам" покупать мамлюков. Совершенно ясно, что мамлюки постепенно ассимилировались с народом, в частности путем смешанных браков. Обращает на себя внимание версия о женитьбе Бейбарса на арабке-бедуинке: матерью Саламыша ибн аз-Захира Бейбарса ибн аль-Бадавийя была бедуинка27. Доказательством ассимиляции мамлюков с народом могут служить также рассказы о связях мамлюков с мулатками. Матерью султана аль-Ашрафа Шабана была мулатка Хатун Берке, или Берке бинт Абдаплах28 -"нзбожиая, добрая, милосердная и кроткая". В Египте до сих пор

сохранилась память о ней: есть школа и мечеть в ат-Таббане, постройку которых приписывают ей.

Связи с мулатками были очень распространены даже среди мамлюкских султанов. Всячески домогался их любви ан-Насир. Когда ему указывали дом, где были невольницы-мулатки, он требовал, чтобы хозяин отдал их ему". Он- предписывал правителям египетских провинций присылать ему невольниц-мулаток.

Аль-Мансур, внук Калауна, взял в жены двух мулаток-невольниц. Составителю брачного договора он пожаловал 10 тыс. дирхемов. Каждой из двух невольниг он приказал дать в приданое по 100 тыс. динаров30.

В истории Египта получила известность смуглая или чернокожая женщина по имени Иттифак. По словам аль-Макризи, она была мулаткой, а по утверждению Ибн Тагрибарди это была "черная-черная, как смоль, невольница, не мулатка"31. Ибн Хаджар писал: "Она не была красивой, но стала женой ас-Салиха. А когда после него стал султаном брат его аль-Камиль, она спала с ним. Потом на ней женился аль-Музаффар, который бросил к ее ногам 60 кусков атласа. Она родила ребенка ас-Салиху, аль-Камилю и, наконец, стала женой везира".

Нередко в интересах политического сотрудничества, когда требовалось укрепить связи между мамлюками и арабами, невольницы-татарки попадали в дома арабов, а арабские девушки во дворцы мамлюков.

Огромное число невольниц было в домах египтян, у арабов-кочевников. Так, аль-Микдам ибн Шаммас - кочевник-араб из Верхнего Египта имел 400 невольниц32. Среди них, конечно, были к татарки, привезенные из Государство кыпчаков.

Восстание продолжалось долго, много было пролито крови, и Манташ, стремясь получить помощь арабов, женился на арабской девушке". И хотя эта женитьба произошла за несколько лет до начала правления бахритских мамлюков, тем не менее этот случай может служить примером того, как мамлюки ассимилировались с народом, с судьбой которого были связаны их судьбы...

Когда же мамлюк лишался власти, а это случалось часто, он и его семья еще быстрее ассимилировались с народом.

Разносторонние связи, существовавшие между Нилом и Волгой, определили взаимовлияние различных по культуре и традициям народов.

По рассказам, султан ан-Насир, совершая в 720 г. х. (1320/21) паломничество к святым местам, встретил группу арабов-кочевников. Они вели себя с султаном вольно, не соблюдая придворного этикета. Один из кочевников, Муса ибн Мехна, встал, протянул руку к бороде султана и, коснувшись ее, сказал:

"-Достойный отец! Если бы ты дал мне такое-то имение, то облагодетельствовал бы меня. Тогда начальник войска воскликнул:

- Пусть отсохнет рука твоя, пусть отсечет её Аллах! Ты смел протянуть руку к султану! - Султан улыбнулся.

- Кади, - сказал он, - это бедуинский обычай. Когда они обращаются к знатному лицу с просьбой, то в знак признания величия касаются его бороды, как бы желая сказать, что уже получили просимое.

Начальник войска разгневался и поднялся со словами:

- Клянусь Аллахом, это злополучные люди и обычай их злополучный..."53.

Обычаи египетского народа в целом близки обычаям и обрядам бедуинов, а мамлюки, наводнившие Египет и Сирию, принесли с собой обычаи и традиции, незнакомые и чуждые народу Нила. Например, египтянам было странно видеть как татарин Кусун, который добился в Египте успеха, обставлял свой выезд по монгольским (читай-тюркским) традициям: впереди ехали 300 всадников в два отряда, перед каждым отрядом -,музыкант, играющий на татарском ударном инструменте84.

Мамлюки ездили на повозках, подобных тем, которые описаны у Ибн Батгуты, видевшего их в стране кипчаков**.

Многие обычаи жителей Волги были усвоены на Ниле и в близлежащих областях. Некоторые сведения об этом можно найти в источниках, посвященных описанию жизни правителей и т. п.

Сообщается, что при мамлюках на мясо наряду с коровами и баранами стали забивать лошадей. Для стола одного из эмиров ежедневно забивали одну лошадь и 50 баранов86. Лошадей резали и к официальным празднествам. Аль-Макризи писал, что к одному свадебному пиру было забито 50 лошадей57, к другому - "много пошадей"; для торжества по случаю открытия дворца забили 20

32

лошадей58.

С появлением в Египте мамлюков там научились изготовлять кумыс - напиток из кобыльего молока. Бейбарс устраивал даже приемы, на которых пили кумыс59. Такие приемы стали одной из обычных церемоний в египетском государстве. В 791 г. х. [1388/89] султан Захир Рукн ад-Дин Бейбарс предписал эмирам каждую среду собираться на площади у цитадели пить кумыс. Они сидели в парадной одежде и тюрбанах, а слуги наливали им кумыс в фарфоровые чашки80.

В Египте со времени появления в стране мамлюков стали носить татарский кафтан81 и тюбетейку, которую носят без чалмы. В тюбетейках ходили на рынок, в мечеть, не считая это зазорным. Как писал аль-Макризи, до мамлюков считалось неприличным выходить на улицу без чалмы82.

В стране появилось множество татарских тканей, например, "татарийят" - расшитая шелковая атласная материя. Сохранилось, в частности, название материи "щеки Ибн Тиналя", происшедшее от имени одного монгола - у него было красивое, румяное лицо83.

В источниках неоднократно сообщается о громадном; количестве разнообразных мехов, которые привозили из-Государства кипчаков. Их было так много, что даже простолюдины могли одеваться з меха64.

В подражание татарам в Египте стали справа от султанского шатра ставить юрту-мечеть с максурой для султана85.

Обратное влияние - влияние Нила на быт народов Волги -весьма слабое. Так, Джалаль ад-Дин Абу-аль-Музаффар Махмуд Джанибек ибн Узбек, как говорят, приказал всем жителям своей страны носить чалму и "фараджийят" - широкое прямое верхнее платье, что было непривычно для татар8*. Некоторое подражание египетским порядкам можно обнаружить и в общественной жизни татар. Гораздо больше переняли у египтян северные татары в области культуры, науки и искусства. Произведения изобразительных искусств и отчасти археологические находки также помогают определить степень влияния Нила на Волгу.

Значительное влияние оказали связи между Волгой и Нилом на правовую систему последнего. В Египте со времени появления там ислама единственным сводом законов был шариат. Татары-мамлюки принесли с собой ясак, или яса, - законы Чингис-хана, записанные, как говорят, на стальных пластинах™. (На самом деле понятие Яса (делай, выполняй –тюрк.) существовала в Степи задолго до Чингисхана, также как в Европе понятие Кодекс существовало задолго до кодекса Наполеона – ред. Казак)

Мамлюки, живя в Египте, при решении всех дел руководствовались только яса и даже разграничили функции судей между кади и хаджибами. Люди, придерживавшиеся шариата, вызывали к себе пренебрежительное отношение мамлюков. Некий Бектемир аль-Хисами следовал предписаниям шариата, за что подвергся гонениям со стороны •мамлюков. Правда, несмотря на это, он все-таки во взаимоотношениях с людьми продолжал следовать законам шариата; с тех, кто оказывался неправ, он взимал штрафы, и т.д.71.

Мамлюкские султаны пренебрегали шариатом72 и утверждали решения суда, принятые в соответствии с законами шариата,

только после неоднократных настойчивых требований.

В одном из источников рассказывается, как какой-то эмир избил на рынке, зазывалу так сильно, что тот умер. Ближайшие родственники убитого потребовали платы за кровь. Убийца хитрил, но в концз концов отдал наследникам выкуп, и они простили его. Однако султан настаивал, чтобы свершился суд по татарским законам яса, и. лишь собравшись вместе, эмиры смогли упросить султана согласиться с решением дела, принятым в соответствии с шариатом.

Не только султаны придерживались яса, пренебрегая шариатом. В случаях, когда это было выгодно, люди требовали решения на основе яса. Так, в 734 г. х. (1333/34) персидские купцы пожаловались султану на то, что кади ханифитского толка посадил их в тюрьму. Султан повелел эмиру освободить купцов и компенсировать им убытки, т. е. он не признал решения кади. Эмир освободил купцов, но стал их преследовать и постепенно отобрал у них все имущество. Между тем хаджибы, которые судили по яса, имели возможность вершить произвол, как им вздумается7*.

Мамлюкские султаны всегда придерживались законов Чингисхана и считали слабыми тех правителей, которые вершили суд по шариату. Они вымогали деньги самыми различными методами; им было выгоднее пользоваться яса, нежели шариатом, в котором более четко определены все права и обязанности людей.

Постепенно основным сводом законов в Египте того времени становился яса. И даже кади, после того как им начали выплачивать содержание от казны, стали судить не по шариату, а как было угодно мамлюкам, "чиня,- по выражению аль-Макризи, -обиды рабам божьим"74.

Такое положение, конечно, повлияло и на развитие мусульманского правоведения - фикха75. В 1317 г. х. [1899/1900] в Египте была издана книга Шамс ад-Дина Ахмеда ибн Кайма Джоуэире, умершего в 751 г. х. [1350/51], "Мудрые пути в шариатской политике". Ибн Кайм пис ш о кризисе фикха.

Знаменитые учёные-кыпчаки.

Дия ибн Садалах ибн Мухаммед аль-Крими (умер в 778 г. х. -1376/77 г.), сын крымского кадия, переехал в Каир и заведовал там школой "Аль-Мадраса аль-Бейбарсийя", преподавал в "Аш-Шейхунийе", затем заведовал школой султана аль-Ашрафа. Султан аль-Ашраф приказал величать его "шейхом шейхов". Аль-Крими был очень сведущ в исламских науках: он обращался одновременно к постановлениям шафиитской и ханифитской правовых школ и издавал фетвы в соответствии с тем или другим толком. "Я, - говорил аль-Крими, - ханифит в главном и шафиит во второстепенном". Не менее искусен он был в риторике.

Рукн ад-Дин аль-Крими Ахмед ибн Мухаммед (умер в 783 г. х. -1381/82 г.) вырос на Волге и в течение тридцати лет был у себя на родине судьей. Затзм он переехал в Каир, где ведал изданием фетв и преподавал в мечети аль-Азхар. У него есть незаконченный комментарий к "Ас-Сахих" аль-Бухари. Некоторое время он жил в Сирии.

Шехаб ад-Дин ас-Сарайи, известный как Маулана заде аль-Аджами (умер в 791 г. х. -1388/89 г.), родился и вырос в Сарае. В родном городе и в Сирии он занимался науками. Затем Шехаб ад-Дин отправился в Каир, где ему было поручено преподавать хадисы в школе "Аль-Мадраса аз-Захирийя". Позже он преподавал в школе "Аль-Мадраса аль Сарагатмышийя".

Мы завершаем перечень ученых, переехавших в Египет именем Махмуда ибн Абдаллаха Абу-т-Тина ас-Сарайи аль-Кахири (умер в 801 г. х.-1398/99 г). Он отлично знал арабский, персидский и тюркский языки и был одним из образованнейших людей своего времени.

Египтяне реже ездили на Север, и только немногие из них извлекали пользу из таких путешествий. Махуд ибн Ахмед ибн Муса (умер в 855 г. х.- 1451 г.) в предисловии к своему комментарию "Омда аль-кари фи шарх сахих аль-Бухари" писал: "Когда я отправился в Сарай еще до 800 г. х. (1397/98), прихватив в поездку эту книгу, чтобы достоинства ее распространить среди людей, имеющих разум, я с помощью некоторых шейхов преуспел в постижении удивительного, столь же редкого и полезного, как прекрасные жемчужины..."80.

Значительный вклад в развитие культурных связей между Волгой и Нилом внесли мамлюки, занимавшие военные или гражданские посты в Египте и в то же время бывшие улемами, как, например, Аргун-наиб. Занявшись изучением фикха, он даже заслужил право издавать фетвы. Аргун в тонкостях знал школу Абу Хани-фы81. Халиль ибн Киклади аль-Алаи (умер в 761 г. х.-1359/60 г.) также сперва носил солдатскую форму, потом одеяние факиха. О нем слыла молва как о крупном знатоке фикха, грамматики и основ мусульманского права; его называли "хранителем Востока и Запада"82.

Постоянную связь между своей страной и Египтом, который в то время был центром культурной жизни на Ближнем Востоке, поддерживали также свободные татарские торговцы.

Литература, как и разные виды искусства, наиболее тонко отражает взаимовлияние, возникающее при общении народов. Когда наши литературный и художественный вкусы станут более тонкими, а исследования в области литературы достигнут уровня мирового литературоведения, тогда мы сможем обнаружить глубокие и скрытые следы связей нашей культуры с культурами других народов, с которыми мы общались. Это поможет проникнуть в тайны, заключенные в произведениях искусства и литературы.

Необходимо помнить о том, что кипчаки, жившие в Египте в течение нескольких веков, занимали в стране привилегированное положение и ьмели возможность оказывать влияние на все области жизни. Они оставили после себя Египту большое наследие в области искусства и литературы.

Прежде всего кипчакское влияние сказалось на лексике и форме литературных произведений. История сохранила, правда, в разрознеьных и кратких версиях, доказательства этого влияния.

Многие факты из исторических хроник свидетельствуют о том, что мамлюки, как правило, почти не получали арабо-мусульманского воспитания. Калаун, ставший султэном после многолетнего пребывания в Египте и Сирии83. Бейбарс, предшественник Калауна, не мог обходиться без переводчика с арабского языка. Не говорил по-арабски и хаджиб Алмас*4.

Правда некоторые знавшие арабский язык мамлюки отказывались говорить на нём. Так, Бештак аль-Кипчаки, один из самых высокопоставленных эмиров, разговаривал и переписывался со своим дворецким только с помощью переводчика - он знал язык, но не желал говорить по арабски**.

Поскольку мамлюки правили страной, многие арабы, стремясь заслужить их расположение, учились говорить по-кипчакски. В одном из источников приводится рассказ об арабе, который знал кипчакский язык и вмешивался в дела эмиров"6. Язык мамлюков старались изучить те, кому это было необходимо по роду их занятий, так и те, кто стремился снискать милость мамлюков. Например, шейх мечети аш-Шайхуни выучил тюркский язык, поскольку ему приходилось общаться с эмиром87; Ибн Тагрибарди сообщает о кади, который хорошо говорил по тюркски".

Тюркский язык знали принявшие ислам копты69. Отлично владел тюркским языком крупнейший знаток шариата и хадисов аль-Айни. Он читал султану историю, написанную по-арабски, но с комментариями на тюркском языке90

Широкие международные связи Египта, постоянное пребывание в стране многих иностранцев привели к тому, что арабскому языку пришлось конкурировать с другими языками. Переводчики заняли видное положение в обществе. Послания к кипчакским правителям чаще всего составлялись на тюркском языке. В некоторых источниках перечисляются лица, занимавшиеся перепиской с монголами. Для арабского литературного языка в Египте все это было суровым испытанием. Однако следует учитывать и то влияние, которое арабская среда оказывала на литературные вкусы мамлюков. Мамлюк Башкерд, ставший эмиром, имел пристрастие к арабскому языку. Он старался не говорить на родном языке, чтобы в совершенстве овладеть арабским. По-видимому, он добился этого. Известны даже его поэтические и прозаические произведения, которые высоко оценивались современниками. ., Аль-Ашраф Халиль, сын Капауна, также с усердием изучал арабский язык и достиг блестящих успехов. Он беседовал с литераторами, проявляя блестящий ум и замечательное остроумие. Ему было знакомо искусство композиции и гармонии в литературе. Его секретарь Ибн Абд аз-Захир писал о том, что никогда не знал более прекрасного литературного мастерства'1. Султан не только исправлял работы других авторов, но нередко комментировал и дополнял свои указы, чего никогда не делали его предшественники.

Трудно согласиться с мнениями некоторых историков литературы о засилье монгольского влияния в Египте в XIII-XIV вв. Пока этот вопрос еще не изучен глубоко и всесторонне.

С появлением в Египте мамлюков особое внимание в литературе стали уделять описанию и восхвалению красоты человеческого тела. Восхищение красотой мамлюков оставило след даже в лексике современного арабского языка. Можно услышать, как каирские женщины, восхищаясь красотой мужчины, говорят: "Он похож на мамлюка!"

В литературе появились новые художественные образы, сравнения и за критерий красоты всегда принималась красота мамлюков.

Среди мамлюков были талантливые поэты, писавшие по вдохновению, не обращаясь к правилам поэтики. Можно было бы перечислить мамлюков, которые, по рассказам, более или менее удачно писали стихи - и серьезные, и шутливые92. Мы ограничимся упоминанием лишь одного из них, которого называют "самым поэтичным тюрком".

Это ат-Танбага аль-Джавали, эмир-поэт Ала ал-Дин ибн Абдаллах (умер в 744 г. х. - 1343/44 г.), эмир Дамаска. Ибн Тагрибарди писал о нем: "Он один из выдающихся поэтов-тюрков. Я не знаю никого из сынов его племени, кто мог бы сравниться с ним в сочинении вдохновенных стихов, разве что имел бы [диван] "Айадмур аль-мехъяви"83.

Затронув вопрос о роли мамлюков в поэзии, сошлемся на их современников. Ибн аль-Адим аль-Катиб писал о диване "Айадмур аль-мехъяви" (диван, изданный Дар аль-кутуб):

Я всегда думал, что тюрок отличают

чарующие глаза и веки Я нашел божественные рифмы,

прекрасный диван, И уверился, что у них чудесно все.

Уже в самой гиперболичности стихов содержится высокая оценка татарско й литературы….»

Link to comment
Share on other sites

Ув. tatarbi, а выходные данные (где опубликована, год издания и издательство) работы профессора каирского университета Амина аль-Холи «Связи между Нилом и Волгой в 13-14 вв» можно?

Спасибо!

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now



×
×
  • Create New...