Zake Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 10 минут назад, кылышбай сказал: да, так и есть. много канглов и кыпчаков было рекрутировано в собственно Монголию и служили в Юань Кадырбаев у нас первоисточник? вы так и не написали откуда инфа про канглы - вассалов Цзинь По моему у Малявкина читал. Что то не нашел сейчас. Но этот факт был. Админ не даст соврать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 10 минут назад, кылышбай сказал: да, так и есть. много канглов и кыпчаков было рекрутировано в собственно Монголию и служили в Юань чем это подтвердите ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 5 минут назад, ARS сказал: чем это подтвердите ? покойный Ашина Шэни приводил статистку канглы, кыпчаков, служивших Юань (а может в Юань Ши, уже не помню). главное канглы часто упоминаются в империи Юань, поверьте на слово. я сам удивился. они упоминаются даже в походе на Японию Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 4 минуты назад, кылышбай сказал: покойный Ашина Шэни приводил статистку канглы, кыпчаков, служивших Юань (а может в Юань Ши, уже не помню). главное канглы часто упоминаются в империи Юань, поверьте на слово. я сам удивился. они упоминаются даже в походе на Японию нужно потверждение , а его нет Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 11 минут назад, кылышбай сказал: покойный Ашина Шэни приводил статистку канглы, кыпчаков, служивших Юань (а может в Юань Ши, уже не помню). главное канглы часто упоминаются в империи Юань, поверьте на слово. я сам удивился. они упоминаются даже в походе на Японию https://yfull.com/tree/C-Y138372/ эти могут быть потомками кипчак ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 6 минут назад, ARS сказал: нужно потверждение , а его нет я же не проф. историк. тут я для своего любопытства. для себя я убедился что канглы были в Юань. этого мне достаточно. не верите не надо 1 минуту назад, ARS сказал: https://yfull.com/tree/C-Y138372/ эти могут быть потомками кипчак ? скорее всего наоборот, монгола (или татара, или ойрата). из Афшанистана скорее всего хазареец Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 8 минут назад, кылышбай сказал: я же не проф. историк. тут я для своего любопытства. для себя я убедился что канглы были в Юань. этого мне достаточно. не верите не надо а это уже хотелки , нужно потверждение чтоб такое нести 8 минут назад, кылышбай сказал: скорее всего наоборот, монгола (или татара, или ойрата). из Афшанистана скорее всего хазареец 00232____C2b3a1 (M86, L1370) western cluster 271555Suyun-Kipchak UzbekIshmurat (XIX), Uzbekistan, Suyun-Kipchak clanUzbekistanC-M217 152806Myrzabai Shalgimbaev KZzhappas 14c.Shalgimbai 19c.,Shalman 20c.,,kazakKazakhstanC-M216 331182EnhsaihanDorbet (Oirat)MongoliaC-M217 332362DavletgaliyevMutash DavletgaliyevKazakhstanC-M217 IN74684MolotkovKalmyk-Derbet-BurulRussian FederationC-M130 157372Sabikenov KZargyn 14-th century,kazakKazakhstanC-M216 279667Qariy-5 Qipsaq BashkirAitkul (XIX), Ural, Bashkiria, Qariy-Qipsaq clan Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 6 минут назад, ARS сказал: 00232____C2b3a1 (M86, L1370) western cluster 271555Suyun-Kipchak UzbekIshmurat (XIX), Uzbekistan, Suyun-Kipchak clanUzbekistanC-M217 152806Myrzabai Shalgimbaev KZzhappas 14c.Shalgimbai 19c.,Shalman 20c.,,kazakKazakhstanC-M216 331182EnhsaihanDorbet (Oirat)MongoliaC-M217 332362DavletgaliyevMutash DavletgaliyevKazakhstanC-M217 IN74684MolotkovKalmyk-Derbet-BurulRussian FederationC-M130 157372Sabikenov KZargyn 14-th century,kazakKazakhstanC-M216 279667Qariy-5 Qipsaq BashkirAitkul (XIX), Ural, Bashkiria, Qariy-Qipsaq clan кыпчаки откуда по твоему оказались в Ср. Азии? с луны свалились? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 7 минут назад, ARS сказал: а это уже хотелки , нужно потверждение чтоб такое нести я не несу я тебе нормально изложил свое мнение. не веришь иди дальше. было бы у меня столько свободного времени как у тебя я бы все тебе разжевал. если реально интересовался бы канглы в Юань то за эти годы на форуме в подтверждении не нуждался бы. а так сидишь глупые вопросы задавешь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 15 минут назад, кылышбай сказал: я не несу я тебе нормально изложил свое мнение. не веришь иди дальше. было бы у меня столько свободного времени как у тебя я бы все тебе разжевал. если реально интересовался бы канглы в Юань то за эти годы на форуме в подтверждении не нуждался бы. а так сидишь глупые вопросы задавешь ну обратись нашему кыпшаковеду АКБ , может он подскажет 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 В исторической науке Центральной Азии среди основных тюркских племен, положивших начало образованию тюркских народностей называют племя канглы. По словам известного ученого Н. Аристова, более двух третей всех ныне существующих тюрков, происходят от племени канглы и родственных им кипчаков. Это азербайджанцы, туркмены, ногайцы, башкиры, волжские татары и др. По сведению Ибн ал-Асиру в государстве Караханидов Тараз вместе с Исфиджабом составляли особой удел, который с остальными владениями Караханидов в ХII в. был завоеван кара-китаями (киданями). Это был период, когда каганат Караханидов переживал свое ослабление. Завоеванию территории восточных Караханидов способствовала междоусобица. Племена карлуков и канглы перестали подчиняться власти правителя Баласагына Ибрахима ибн Ахмада. Караханидский каган обратился за помощью к кара-китаям. Их предводитель Елюй-Даши оттеснил кочевников от столицы, затем, увидев слабость караханидского правителя, устранил его и лишил титула, присвоив новый – «элик тюрков». Большую часть войска Елюй Даши составляли местные тюрки – остатки карлуков, часть канглы, кочевавших в долинах рек Чу и Таласа и потомков нушибийских племен, т.е. кыргызов[1]. В домонгольский период канглы, возможно кочевали не только с кипчаками, но и с киданями, так как исторически последние находились на той же территории, т.е. в долинах рек Чу и Таласа. По мнению историка исследователя А. Кадырбаева историческая роль племени канглы, как и кипчаков определилась задолго до монгольского нашествия, после которого ускорились процессы этногенеза кыргызского народа и других тюркских племен. Вся история племенных групп, населявших современную территорию Казахстана во втором тысячелетии н.э. была связана с объединением кыпчакских племен, в состав которых входили и канглы[2]. Близкое родство кыпчаков и канглы не подлежит сомнению, мусульманские авторы ХII – начала ХIII века употребляли названия кыпчак и канглы как синонимы. Канглы, по известному утверждению Махмуда Кашгари, один из великих людей из кыпчаков. Н. Аристов и В. Бартольд рассматривали канглы как часть кипчаков. Джувейни прямо говорит, что Туркан-хатун, мать хорезмшаха Мухаммеда, по одним данным происходившая из кипчаков, по другим – из канглы, происходила из тюркских племен, называемых канглы. Ан-Насави утверждает, что она происходила из байаутов, ветви йемеков, и что правительницы Хорезма принадлежали к роду кыпчаков. В ХII – начале ХIII вв. канглы выступают в истории взаимоотношений с Хорезмом, кереитами, монголами как самостоятельное племя. Китайские источники отмечают близкие связи канглы с кыпчаками, однако не отождествляют эти племена. В «Юан-ши четко разделяются биографии представителей этих народностей. К ХI в. племена канглы кочевали к северу от реки Или, в районе нижнего течения Сыр-Дарьи и на северо-восточном побережье Аральского моря. Главная ставка этой части канглы город Каракорум находился в низовьях Сырдарьи. Канглы жили также к востоку от Урала и около Иртыша[3]. Н. Аристов утверждает о древности происхождении этого племени[4]. Собственно, этноним канглы появляется в арабо-персоязычных источниках в результате продвижения кыпчакских племен к берегам Сырдарьи на рубеже I и II тыс.н.э., где они сталкиваются с кангаро-печенежскими племенами. Известный ученый С.П.Толстов рассматривает этот этноним как переоформление имени кангар в результате ассимиляции части печенежских племен кыпчакскими[5]. Принятие этого имени первоначально верхушкой кыпчакских родов выражало их стремление связать себя генеалогической традицией древних племен, издавна живших на Сырдарье и таким путем обосновать права на эти земли[6]. В ходе междоусобных войн различные племена объединялись в союзы племен, которые не представляли из себя прочных соединений. Одним из таких союзов была конфедерация кыпчаков, куда входил и племенной союз канглы. В ХП в. у кочевых племен Центральной Азии шли процессы, приводившие к формированию у них государственности. В этом отношении по поводу племен канглы и кипчаков в научной литературе были высказаны две точки зрения. Согласно одному мнению, у названных племен существовало раннегосударственное образование[7]. Другие исследователи отрицали наличие у них государственности[8]. Ученый историк А.Кадырбаев отмечал, что процесс возникновения государственности у кочевых народов недостаточно исследован, он требует учета всех условий и особенно учета специфики кочевого быта у номадов. Сохраняя и воспроизводя многие институты патриархального уклада, общество кыпчаков и канглы, однако уже вступило в этап утверждения и развития ранних государственных отношений. Об этом свидетельствует и факт наличия развитой социальной дифференциации у канглы. В конце ХI – начале ХII вв. на территории Казахстана шел процесс распада родовых отношений и выделения из среды общества родовой знати – старейшин и ханов. Союзы кочевых племен возглавлялись родом, пользовавшимся среди них особым влиянием. Так, например «Юань-ши» приводит данные о знати племени канглы: «Бухуму. Его предки из поколения в поколение были знатными людьми племени канглы… Ашабухуа (Асанбука) является потомком знатного ханского рода канглы (кангованцзу)…»[9]. Арабские источники еще не содержат сведений о передаче власти по наследству у канглы, в то время как китайские историки пишут о существовании этого обычая у кипчаков в начале ХП в. Тем не менее, есть свидетельства, говорящие в пользу существования у канглы в начале ХШ в. ранних форм государственности. Так, ан-Нувейри обозначал племена кыпчаков и канглы арабским словом «къабал», которым арабы-кочевники называли племена, возглавляемые представителем знатного рода. Специфика общественных отношений у кочевых племен, переживавших процессы социальной дифференциации, состояла в сохранении патриархальных форм в устанавливавшихся отношениях зависимости одних родов от других. Защита слабых родов сильными давала право последним пользоваться услугами первых, а также их натуральными подношениями, которые все больше принимали постоянный характер. В свою очередь, крепнувшее племя начинает претендовать на роль распорядителя обычаев, которые оно хочет распространить на возможно большее количество зависимых племен. С этой целью знать племени организовывает военные походы, которые призваны были в конечном итоге закрепить власть главенствующего рода. Таким образом, шло формирование ханской власти и образование ранней государственности у кочевников. В китайских источниках, в частности, в «Юань-ши» для определения уровня социальной организации у кочевников, свидетельствовавшем о зарождении у них государственности, употреблялся термин «Го». Именно этим термином обозначали китайские источники племенные союзы кипчаков и канглы в предмонгольский период. Ученые И А. Кадырбаев, и С.М. Ахинжанов указывали на существование преемственности государственных традиций у племен кыпчаков и канглы в эпоху, когда они стояли во главе оседло земледельческих государств Хорезма и Центральной Азии[10]. Свидетельством определенного уровня социальных отношений у канглы и кыпчаков является их приобщение к исламу…о чем свидетельствуют китайские источники. Так, в «Юань-ши» и «Синь Юань-ши» встречаются такие мусульманские по происхождению имена…канглы – Осман». При этом указанные исследователи предположили, что у тюркских кочевников средневекового Казахстана – кыпчаков и канглы в эпоху, предшествующую завоеваниям Чингиз-хана, существовали формы государственности, отличные от тех, что были у соседних оседлых народов. Скорее всего племенные союзы кыпчаков и канглы являлись «государствами первоначального типа», то есть ранними государственными образованиями, соответствовавшими монгольским кочевым улусам того периода. Их особенностью было то, что они сохраняли остатки родоплеменных отношений на всех ступенях социальной структуры[11] В. Трепавлов также отмечал, что у отдельных групп кыпчаков перед монгольским нашествием формировались в то время предгосударственные структуры с использованием сильных родоплеменных институтов. «Свод по истории династии Сун» содержит строки, свидетельствующие о принятии подданства чжурчжэней в последней четверти ХII в. части племени канглы[12]. Часть канглы, возможно, присоединилась к кыргызскому роду бугу. Однако в этот период борьбы против киданей и канглы имели общие интересы и с западнотюркскими племенами дулу, с которыми у них был не только политический союз, но и родственные отношения. Известный ученый А.Г. Малявкин отмечает, что «Кан-ли в сочинениях монгольского времени – это канглы, не вызывает сомнения, однако необходимо отметить, что в ХII–ХIII веках этот народ кочевал в районе Аральского моря»[13]. Об этом косвенно может свидетельствовать утверждение Г.Е. Грумм-Гржимайло о том, что в состав притяньшаньских киргизов вошли найманы и канглы[14]. О связях канглы с дулу имеются следующие сведения. «Тань-шу» сообщает, что в середине VIII в. у низовьев р.Чу проживало несколько десятков тысяч тюркского войска, носящего другое название. Это, по мнению Н.Аристова были племена канглы, которые традиционно занимали места на север от хребта Каратоо. Именно о них говорилось, что они подчинялись западно-тюркским ханам, но не входили в состав десяти аймаков (дулу) и имели своих правителей. Часть канглов как и другие западнотюркские племена в период господства карлуков была ими завоевана[15]. Другая часть племени канглы сделалась независимой после подчинения в середине VIII в. западнотюркских племен карлукам, и об этих канглах и сообщал Ибн Хордадбех как о племенах кимаков, живущих на северо-запад от Тараза. Далее по источнику сообщается о том, что земледельцы долины р. Чу, ходят в латах ввиду опасности нападения на них племен канглы. И еще одно интересное замечание Н. Аристова. По его мнению, племена западных тюрков Илийской долины и Джунгарского Алатоо не были объединены с канглами ни в IХ, ни в Х веках. А под джунгаро-илийскими кочевыми племенами IХ–ХII вв. исследователь понимал «остатки западно-тукиюеских аймаков дулу и нушиби, а кочевники рода канглы нижней Чу и бассейна Сары-суу также были остатком того же тюкиюеского царства»[16]. В ХІ в. начавшаяся миграционная волна тюркских племен на запад, вызванная давлением киданей, позволила выяснить, что соседями найманов в тот период были племена канглы. Абулгази сообщает, что огузы (туркмены) двинулись с насиженных мест под давлением киданей, найманов и канглы. «Ближе всех (других) илей к туркменам жили хатаи, канклы и найманы. Эти или стали нападать на оставшихся туркмен. (Туркмены) покинули все эти юрты – Иссык-Куль, Алмалык, Сайрам, горы Улуг-таг и Кичик-таг – и пришли к устью реки Сыр»[17]. Племена канглов начали проникать в Семиречье и на Тенир-Тоо (Притяньшанье) в конце Х и особенно в ХІ в. Непосредственно перед нашествием монголов они упоминаются в пределах между Иссык-Кулем и Таласской долиной[18]. С ними, отмечает академик В. Бартольд, имели тесные связи семиреченские несториане-христиане. Кроме того, известно о сближении этимологий терминов канглы и гаогюй. Если отождествлять гаогюйцев с уйгурами, то возникает мысль о близости канглы и уйгуров. «И канглы, и уйгуры, – пишет В.Бартольд, – кроме принадлежавших им областей жили во владениях найманов, т.е. в западной части современной Монголии. Из надписей видно, что семиреченские христиане находились в тесной связи с Алмалыком, где в ХІІІ в. господствовали канглы»[19]. Таким образом, по сведениям письменных источников накануне монгольского нашествия разные авторы утверждают об обширном расселение племени канглы на территории Центральной Азии. http://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=777 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 26 минут назад, кылышбай сказал: В ХІ в. начавшаяся миграционная волна тюркских племен на запад, вызванная давлением киданей, позволила выяснить, что соседями найманов в тот период были племена канглы. Абулгази сообщает, что огузы (туркмены) двинулись с насиженных мест под давлением киданей, найманов и канглы. «Ближе всех (других) илей к туркменам жили хатаи, канклы и найманы. Эти или стали нападать на оставшихся туркмен. (Туркмены) покинули все эти юрты – Иссык-Куль, Алмалык, Сайрам, горы Улуг-таг и Кичик-таг – и пришли к устью реки Сыр»[17]. Племена канглов начали проникать в Семиречье и на Тенир-Тоо (Притяньшанье) в конце Х и особенно в ХІ в. Непосредственно перед нашествием монголов они упоминаются в пределах между Иссык-Кулем и Таласской долиной[18]. С ними, отмечает академик В. Бартольд, имели тесные связи семиреченские несториане-христиане. Кроме того, известно о сближении этимологий терминов канглы и гаогюй. Если отождествлять гаогюйцев с уйгурами, то возникает мысль о близости канглы и уйгуров. «И канглы, и уйгуры, – пишет В.Бартольд, – кроме принадлежавших им областей жили во владениях найманов, т.е. в западной части современной Монголии. Из надписей видно, что семиреченские христиане находились в тесной связи с Алмалыком, где в ХІІІ в. господствовали канглы»[19]. Таким образом, по сведениям письменных источников накануне монгольского нашествия разные авторы утверждают об обширном расселение племени канглы на территории Центральной Азии. http://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=777 у наших канглы генетика ведь другая , в отличие от башкирских к примеру у кыргызских канглы к примеру гг С , у кз думаю тоже гг С есть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 2 часа назад, кылышбай сказал: это АКБ приснилось что я написал про Халху. вы же не АКБ. о чем мы уже спорили с АКБ Я прошу тебя по хорошему, не склоняй мой ник. Ты давно для меня игнор. Общайся с другими. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 1 час назад, ARS сказал: ну обратись нашему кыпшаковеду АКБ , может он подскажет Думан Курсантович Гагарин, ты еще не улетел на луну? Ты там нужнее. И запомни на будущее, кыпшаковед твой единомышленник и собеседник mechenosec. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 6 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2020 46 минут назад, АксКерБорж сказал: Думан Курсантович Гагарин, ты еще не улетел на луну? Ты там нужнее. И запомни на будущее, кыпшаковед твой единомышленник и собеседник mechenosec. Почему пишите - КыпШаковед? А не КыпЧаковед? Соглашусь , но только с двумя оговорками вы - КыпЧаковед по крови, а я по призванию 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 26 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2020 https://yujanka.kz/poslanie-iz-proshlogo-najdeno-na-gorodishhe-kultobe-na-beregu-reki-arysi/?fbclid=IwAR3MMMXXp8sFEbdULwl6_nNkw0NEYID3n1qdkzLSwv1AKoHfnNN81We2pP8 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 9 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2020 Печенеги (лат. и виз. пацинаки, пачинакиты, араб. банджак). [https://nomadica.ru/ethnic/pechenegi.html](https://nomadica.ru/ethnic/pechenegi.html?fbclid=IwAR23hWtvpVyZXdKCgtIw_KJZjSAPDlMLAE8_FNew0-WWvEv4_HQMZ5kKqGQ) Язык: огузкая подгруппа тюркской языковой семьи [Баскаков]. Время существования: С 889 года выходят на историческую арену, появляются первое упоминание в источниках, под своим именем. По XII век., когда печенеги были фактически полностью ассимилированы венграми и болгарами. На Руси последний раз упоминаются в летописях под 1151 год, но уже входят в союз «чёрных клобуков». В византийских хрониках (историка императора Византии Иоанна Киннама) упомянуты в 1155 году. Происхождение Первое упоминание (китайские хроники) протопеченегов под именем «кангар» относится к I-II векам до н.э. Место обитания указывается бассейн реки Сыр-Дарьи. Ещё позже (386-618) также в китайских хрониках упоминается государство Кангюй, захваченное в 641 году Западнотюрским каганатом. Очередное упоминание орды «кангар» относится к концу IX веку, объединившую разрозненные племена кочевников заволжских степей. Тогда же начинает складываться печенежский союз, который был фактически зажат со всех сторон недоброжелательными соседями: кыпчаки – с востока гузы – с юго-востока волжскими болгарами и венграми – с севера По антропологическому типу печенеги были в основном европеоидами, что может свидетельствовать, что печенежский союз сложился на основе сарматских племён [Плетнёва], в отличие от их соседей огузов. *** История 889 год. Хазары, видя усиление печенегов, привлекают на свою сторону огузов. Огузы громят печенегов и вопреки желанию Хазарии вытесняют их с плодородных пастбищ. По словам византийского историка императора Константина Багрянородного, огузы «пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны». «Пачинакиты же, – пишет он, – обратись в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения». Печенеги, лишённые пастбищ двинулись через Хазарию, круша всё на своём пути. Как раз в это время прекращают существования многие посёлки и городища Хазарии. Именно печенеги нанесли непоправимый урон Хазарскому каганату, чтобы через 150 лет он окончательно прекратил существование. Дальше существует две версии развития событий: Первая. В этом же году печенеги нападают на венгров (мадьяр) – союзников хазар, в Леведии. Леведией называлась страна, охватывающая нижнее течение Дона и Северное Приазовье, и видимо, Прикубанье. После поражения венгры переселяются в Аталькузу (междуречье Днепра и Днестра) [обе страны упоминаются у Константина Багрянародного]. Вторая. Леведия и Аталькуза – это название одной и той же страны [Артамонов, Гумилёв]. Поэтому в 889 году печенеги всего лишь переправились через Волгу и поселились в низовьях Дона. 895 год. Болгарский царь Симеон заключил союз с печенегами, дабы отомстить венграм, которые годом ранее опустошили всю Болгарию. Союзники нападают на Аталькузу, когда венгры находились в походе. Были перебиты все дети, женщины и старики. Вернувшиеся венгры застали страну в запустении и, по одной версии [Плетнёва], сначала двинулись на север в сторону Киева, где были встречены прохладно, и им пришлось откочевать за Карпаты в Паннонию (современная Венгрия). По другой версии, они сразу же двинулись через Карпаты, сначала в район современной Трансильвании, а уже оттуда захватили Паннонию [Артамонов]. *** 896 год. Всё тот же союз болгар и печенегов наносит поражение Византии и территория печенегов распространяется до реки Сирет. Конец IX – начало X веков. Печенеги выходят к устью Дуная, громят города уличей по нижнему течению Днепра, а также разоряют славяно-тиверские города в Приднестровье. После этого они фактически становятся хозяевами Северного Причерноморья. Тогда же в арабских источниках, находим деление печенегов на три части: тюркские, хазарские и заволжские. Тюркские жили – в междуречье Дона и Дуная, хазарские – в предкавказье, на нижнем Дону и его притоке Маныче, заволжские – остались под властью гузов в районе озера Челкар [Плетнёва]. 915 год. Первое упоминание печенегов у стен Киева. Заключён мир с князем Игорем. 920 год. Князь Игорь уже идёт походом на печенегов, однако, более подробных сведений о нём не сохранилось. 940 год. Совместный поход печенегов и русичей князя Игоря на Византию. Так как император Роман откупился, князю пришлось разрешить печенегам разграбить болгарские земли. 948-952 годы. Написан труд «Об управлении империей» Константина Багрянородного, один из значительных трудов по истории печенегов. На тот момент они играли значительную роль во внешней политике Византии. Именно в этом труде узнаём о племенном составе печенегов. *** Состав орды: Племя Иртим (в расширенном варианте – Иавдиертим) соответствует тюрк. Йабды Эрдим – «отличающееся заслугами». Племя Цур (расширенный вариант – Куарцицур) соответствует тюрк. Куэрчи Чур – «голубой чур» (где «чур» – должностное лицо). Племя Гила (расширенный вариант – Хавуксингила) соответствует тюрк. Кабукшин Йула – «йула цвета древесной коры» (где «йула» или «гила», «дьюла» у мадьяр, – должностное лицо с весьма высоким титулом). Племя Кулпеи (расширенный вариант – Сирукалпеи) соответствует тюрк. Суру Кул-бэй – «серый кулбэй» (где «кул» – часть титула или имени, а «бэй» – «господин»). Племя Харавои соответствует тюрк. Кара Бэй – «чёрный господин». Племя Талмат (расширенный вариант – Вороталмат) соответствует тюрк. Боро Толмач – «тёмный переводчик». Племя Хопон (расширенный вариант Гиазихопон) соответствует тюрк. Яазы Копон (где Йазы – собственное имя, встречающееся ещё раз у Константина ниже и в перечне имён печенежских «архонтов», а «копон» – титул должностного лица). Племя Цопон (расширенный вариант Вулацопон) соответствует тюрк. Була Чопон (где Була – собственное имя, а «чопон» – «чабан», т.е. пастух). Отмеченный во многих племенных названиях элемент цвета – весьма характерное для кочевых народов явление. *** Середина X века. Великий князь Венгрии Токсон (Такшонь) был женат на печенежке и ко двору был приглашён хан Тонузобу, а его орда получила кочевья на северной границе, по реки Тисе. В это же время ещё два хана Билу и Баксу со своими ордами были поселены в Венгрии и им отдали город Пешт. 965 год. Возможно, печенеги, совместно со Святославом участвуют в его походе на Хазарию. Предположение основано на том, что пройти через печенежские земли без разрешения и ведома самих печенег, не представлялось возможным. Печенеги достигают своего могущества, теперь они владеют территорией от Карпат и Дуная на западе, до Волги на востоке. 968 (969) год. Большой поход печенег на Русь. Княгиню Ольгу с малолетними сыновьями спасли войска воеводы Претича, подошедшие на помощь Киеву. Произошёл обмен оружием, между военачальниками и подтверждение мира. 970 год. Святослав совершает поход в Византию. Битва при Аркодиополе, в которой участвуют и печенежские войска (которые, кстати, погибают одними из первых). Существует две противоречивые версии о том, кто победил в этой битве. Но наиболее авторитетная является та, которая говорит о победе византийцев. 971 год. Святослав вернулся в Болгарию для подготовки нового набега на Византию. Но позже в битве под Доростолом он был разбит. По возвращение обратно в Киев, ему приходиться зимовать в Белобережье, вблизи Днепровских порогов (ныне район Запорожья), ввиду того, что пройти через враждебные степи не было возможности. 972 год. По весне ослабленные воины князя не смогли прорваться из окружения. Святослав и его дружина были истреблены. Печенежский хан Куря приказал из его черепа изготовить чашу, обтянутую кожей и обшитую золотом. *** 978 год. Начало княжения Владимира Святославовича в Киеве. Идёт укрепление пограничных областей с Диким полем, южнее Стугны. Строятся «змиевы» валы, цель которых предотвратить длительный захват русских земель и превращением их в кочевые угодья. Одновременно печенеги усиливают натиск на русское порубежье. 993 год. Печенеги перешли Сулу, и встали на берегу Трубежа, на другом берегу встал Владимир со своей дружиной. Спор решился в поединке богатырей. Победил русский поединщик, печенеги были рассеяны. На месте битвы был основан Переяславль. 996 год. Новых поход печенегов на Русь. Владимир терпит поражение, недооценив противника. Тактика немного меняется. Теперь они подходят к какому-то городу и берут его измором, угоняя людей в рабство. 997 год. Печенги подходят к Киеву и осаждают Белгород-Киевский – крепость под Киевом. Князь Владимир в это время находился в отъезде, собирая новую дружину после уже упомянутого разгрома, годом ранее. Здесь и происходит знаменитый «кисельный случай», описанный в летописях. После долгой осады, когда продовольствия в крепости оставалось на исходе, жители решили обмануть кочевников. Пригласили их к себе на переговоры и продемонстрировали как из колодцев они черпают кисель и «медовую сыту». Напоили, накормили пенежских переговорщиков и заявили им буквально следующее: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги поверили и осада была снята. На самом же деле эти продукты буквально последнее, что удалось жителям крепости насобирать со всех амбаров и хранилищ. *** Конец X века. На территорию Венгрии переселились несколько орд печенегов, в результате они были расселены не только на границе, но и в центре Венгрии. 1010 год. Внутри печенегов происходит распря. Часть печенегов во главе с Тирахом приняли ислам. Тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и в Добрудже приняли христианство византийского образца. 1015-1019 годы. Междоусобная война на Руси между Святополком и Ярославом – сыновьями Владимира. 1015 (1016) год. Любеческая битва Ярослава против Святополка в союзе с печенегами. Святослав разбит варяжскими дружинами сводного брата. 1019 год. Битва на реке Альте под Переяславлем длилась весь день. Ярослав Мудрый наносит поражение Святополку с печенегами. Это дало передышку Руси. 1032 год. Ярослав начал восстанавливать города и порубежные укрепления. 1036 год. Печенеги подошли к Киеву. Ярослав привёл варяго-словенские войска с севера. Битва длилась целый день. Печенеги были разбиты. После этого печенеги частью входят в союз племён, названных берендеями (позднее чёрными клобуками), частью откочёвывают к границам византийской империи, на Дунай. Их места обитания между Днепром и Дунаем начинают занимать торки (гузы), а позднее половцы. Отдельно как народ, печенеги упомянуты еще в 1151 году в Повести временных лет. 1049 год. Проникновение торков (гузов) в страну печенегов. *** Середина XI века. Печенеги вытеснены с левобережья Днепра гузами (торками). В это время, очевидно, происходят глобальные изменения в степях Северного Причерноморья. Место печенегов занимают торки и половцы, но печенеги не исчезают со страниц русских летописей и постоянно участвуют то тут, то там в различных междоусобных войнах князей. Причём выступая чаще в союзе с торками или в объединении племён, называемых берендеями и чёрными клобуками. Скорее всего, в это время они обитают на южных границах русских княжеств, находясь в той или иной степени вассальной зависимости от русских князей (в летописях их называют «свои поганые»). 1048 год. Тирах, преследуя своего заклятого врага Кегена, переправился через Дунай в стоставе 80 тыс. воинов и начал грабежи и насилия на территории Византии. В ответ император Константин Мономах поручил руководство армией Кегену, который учинил немало вреда своим соплеменникам. Ещё же больший урон нанесла непогода и пристрастие печенегов к пьянству. В итоге полудеморализованная армия Тираха сдалась в плен, как и сам печенежский предводитель. 1049-1050 годы. После победы над печенегами император дал им земли с условием заняться земледелием, и взял в армию печенежскую конницу. Но печенеги, будучи свободолюбивыми, недолго оставались покорными. Корпус их конницы покинул армию и вернулся в Болгарию, где печенеги снялись с места и откочевали в местность между Балканскими горами и Дунаем (страна «Сто холмов»). Оттуда они совершали свои набеги. Попытка их усмирить обернулась поражением императорской армии под начальством Никофора. Император пытался усмирить печенегов, послав к ним Кегена (который был до этого ранен и находился во дворце). Но приверженцы Тираха убили его. *** 1053 год. Войска византийцев под начальством Михаила и Василия Монаха перешли Балканские горы, но в ночном сражении были разбиты печенегами. 1059 год. Византийцы переходят Балканские горы и один за другим приводят к покорности орды печенегов. 1063 год. Вторжение узов (огузов) в пределы империи (называется цифра в 600 тыс. воинов). Но вскоре часть их умирает от голода и болезней, часть переселена правительством в Македонию, часть смешивается с печенегами на Дунае. 1071 год. Битва византийцев и сельджуков при Манцикерте. Часть печенежко-огузких войск переходит на сторону сельджуков, и это в какой-то степени сыграло роковою роль в поражении императора Романа, который к тому же попал в плен. 1074-1078 годы. Печенеги участвуют в борьбе за власть между тремя претендентами, попутно грабя оседлое население. В то время их предводителем является Татуш. 1088 год. Император Алексей Комнин совершил большой поход на Дунай, чтобы усмирить или уничтожить печенегов. Сражение произошло около города Дерстра. Но византийцы бежали с поля боя увидев Татуша, который привёл 36 тыс. половцев на помощь. Однако при дележе добычи половцы и печенеги рассорились и последние были разбиты. 1090 год. Происходят очередные стычки византийцев и печенегов. Император Алексей Комнин призвал на помощь половцев в составе 40 тыс. всадников под предводительством Тугоркана и Боняка. *** 1091 год. Печенеги подошли к Константинополю. 29 апреля состоялась решающая битва при Люберне. Печенеги были разбиты византийско-половецким войском. После сражения все пленные печенеги вместе с жёнами и детьми были истреблены византийцами. Весь день и всю ночь печенегов убивали византийские солдаты. Целый народ фактически прекратил существование. Анна Комнина писала: «Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день». Это событие также нашло отражение в византийской песне: «Из-за одного дня скифы (так византийцы называли печенегов) не увидели мая». Остатки некогда большой орды (по некоторым оценкам она составляла 600 тыс. человек) были поселены на востоке от реки Вардара и составили в византийском войске отдельное подразделение. 1094 год. Половцы в Подунавье снова нападают на печенегов, которые не приняли участия в войне 1091 года. Множество их было перебито. 1116 год. Где-то на Дону (точный район неизвестен) произошла двухдневная битва между половцами, с одной стороны, и торками (гузами) и печенегами с другой. Победу одержали половцы. 1117 год. Побеждённая орда торков и печенегов пришли к князю Владимиру под его защиту. Есть предположение [Плетнёва], что это орда некогда охраняла городок Белую Вежу на Дону. Но, чуть ранее русские отогнали половцев от своих границ, два раза взяв их городки (1107 и 1116 годы), и те в свою очередь отошли на Дон и выбили оттуда печенегов и торков. В пользу этого говорят археологические изыскания – именно в это время происходит запустение Белой Вежи. 1121 год. Предположительно (по мнению профессора Михаэля Ангольда), остатки печенегов и огузов были вытеснены из южнорусских степей и они вторглись на территорию Византии. 1122 год. Битва при Верии (современная Стара-Загора в Болгарии). Император Иоанн II Комнин нападает на печенегов, расположившихся лагерем. Пока битва происходила в поле печенеги имели перевес, но в конечном итоге войска императора добрались до укреплённого лагеря печенегов и с помощью тяжёлой варяжской гвардии разгромили кочевников. Остатки печенегов включены в армию Византии. 1155 год. Печенеги упомянуты (византийский историк Иоанн Киннам), как союзники императора Мануила I Комнина в битве при Андрии на юге Италии против нормандского короля Сицилии Вильгельма I Злого. *** XII век. Печенеги окончательно теряют свою национальную идентичность, хотя некоторые их группы ещё сохраняются на территории королевства Венгрии. Но в последующие десятилетия они были ассимилированы венграми и болгарами. *** Общественное устройство Во главе восьми фем, которые, очевидно, можно считать объединениями типа орд, стояли ханы – архонты, как называет их Константин Багрянородный, или, согласно русской летописи, князья. Орды делились на 40 частей, т.е. в каждую орду входило пять родов. Эта структура печенежского общества была прослежена этнографами и у некоторых ныне существующих народов. Роды возглавлялись архонтами более низкого разряда – меньшими князьями. Роль племенных и родовых князей сводилась в условиях военной демократии к роли военачальников. Константин Багрянородный записал имена первых ханов, под главенством которых печенеги захватили восточноевропейские степи: Ваицу (орда Иртим), Куркутэ (Гилы), Каидум (Харавои), Гиаци (Хопон), Куел (Цур), Ипаоса (Кулпеи), Батан (Цопон), Коста (Талмат). Главы орд Иавдиертим, Куарцицур и Хавуксингила были наиболее могущественными, и также назывались «кангар». Скорее всего именно они стояли во главе печенежского союза в момент его образования и движения на запад. Власть в орде наследовалась двоюродными братьями или детьми двоюродных братьев, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии. Из постороннего же рода никто не вторгается и не становится архонтом» – так описывал обычаи наследования власти у печенегов император Константин. Это может служить доказательством существования у печенегов матриахата, по крайней мере, его пережитков. Князья (ханы), по совместительству и военачальники, обладали исполнительной властью. В экстраординарных случаях печенеги, как известно из более поздних (XI век) источников, собирали «сходку», являвшуюся, по существу, народным собранием – органом военной демократии. *** Торговые отношения Печенеги занимали важное место в торговых отношениях местных областей. Особенно интенсивные связи их были с крымскими городами Византии (в частности, Херсонеса). Печенеги продавали в Крым шкуры и воск (поставлялся из Руси). На Русь печенеги поставляли быков, овец, коней. Восточные авторы отмечают наличие у печенегов посуды из серебра и золота, богато украшенного оружия, серебряные пояса. Также печенеги богато украшали и уздечки своих коней, что не удивительно для настоящих кочевников. Наличие таких искуссно сделанных вещей, говорит о высоком уровне мастерства печенежских ювелиров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 9 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2020 Лев Гумилёв о саха «Где кончаются курыканы и где начинаются якуты?» (Из разговора двух умнейших – Льва Николаевича и поэта Августа Мурана). Бывают люди поразительной судьбы. Сразу не скажешь – трагической или, в конечном счёте, счастливейшей. Лев Николаевич Гумилёв – человек такой пронзительной судьбы. Его отец – известный поэт Николай Гумилёв был расстрелян чекистами как участник контрреволюционного заговора. Мать – Анна Андреевна Ахматова… Сам Лев Гумилёв прошёл сквозь все жернова ГУЛАГа, но выжил. Стал историком мировой величины. У Гумилёва-историка две вершины. Первая – это знаменитая книга «Древние тюрки», которую он начал писать ещё в 1935 году. И продолжал работать над нею в лагерях – в уме, главу за главой, оттачивая стиль этой очень умной книги. Ей Гумилёв отдал тридцать лет жизни. Тюркология не знает и, видимо, ещё очень долго не будет знать подобного фундаментального труда. Удивительно, что язык этой тяжеленной монографии такой ясный, поэтичный, что завидовали поэты. Вот хотя бы названия отдельных глав: «Потомки волчицы», «За кулисами», «Клин вбит», «Унижение ханов», «Сердце державы», «Сила милосердия», «Десять стрел», «Умиротворение»… . Вторая вершина, и тоже мирового масштаба – «Этногенез и биосфера Земли». Не знаю, с чем можно сравнить эту книгу. Взрывную её мощь можно, наверное, сопоставить лишь с «теорией относительности» Альберта Эйнштейна. Однако история – не физика. Историки не сразу приняли книгу. Гумилёва травили известнейшие отечественные академики и профессора. И до Якутии докатывались валы травли. Докатывались, но глохли, ибо якутские этнографы были воспитаны ленинградцами, и очень тесно связаны с ними. А ленинградцы стойко, хоть и молча, защищали Гумилева. *** Август Муран (Иван Ефимов) – студент Ленинградского университета. Не так давно в Якутском издательстве вышел его первый сборник стихов – «В переулках судьбы». Беседа Мурана с Гумилёвым неожиданна своей полной откровенностью и многим покажется непривычной. Но это честная беседа. Лев Гумилёв всегда говорил правду, никогда не подлаживался под конъюнктуру. Сейчас, в пору гласности, вполне возможной стала публикация её без каких-либо купюр. Другое дело – согласятся ли читатели с его беспощадными оценками и выводами. Но плюрализм – это разность мнений. Так давайте же учиться слушать нечто другое, не укладывающееся в наши затвердевшие от времени представления. Иван Николаев *** Август Муран: Лев Николаевич, в Якутии хорошо известны ваши книги «Древние тюрки», «Хунну», «Открытие Хазарии», «Этногенез и биосфера Земли». Недавно в №№ 3, 4 «Невы» за 1988 год я прочитал вашу статью «Апокрифический диалог» – о «татаро-монгольском нашествии». Лев Гумилёв: А было ли нашествие? Отряд в 30 тысяч всадников прошёл через Рязань и ушёл. А.М.: А как могли 30 тысяч воинов покорить Русь? Л.Г.: Не могли. На Руси было полмиллиона ополченцев, и 100 тысяч воинов. Это данные Каргалова [В.В. Каргалов. «Монголо-татарское нашествие на Русь». Просвещение, 1966]. Я считаю, что русские княжества вошли в Золотую Орду добровольно. А почему – я уже писал. А.М.: А как же Евпатий Коловрат? Его борьба с «монголо-татарами»? Исторический летописный плач по Рязанской земле? Л.Г.: Рязань была связана с половцами договором, направленным против монголов. И её постигла участь разгромленных половцев. И разве не примечательно, что всего 2700 воинов Коловрата остановили всё войско Батыя? А.М.: А как же разорение Киева? Летописи сообщают, что Киев обложило такое огромное войско, что ничего не было слышно от рёва верблюдов. Л.Г.: Киев разоряли четыре раза. Первый раз его разорил Андрей Боголюбский в 1165 году. Второй раз – в январе 1203 года был разрушен Рюриком Ростиславовичем, князем Смоленским по диспозиции, составленной для него Игорем Святославовичем, князем Черниговским. Тем самым героем «Слова о полку Игореве». Третий раз – в 1235 году князем Изяславом Черниговским. Когда пришёл Батый, Киев уже был в руинах после трёх осад. А князь Михаил бежал в Польшу, оставив за себя воеводу. А.М.: Как вы относитесь к книге Олжаса Сулейменова «Аз и Я» и как оцениваете её научную значимость? Л.Г.: Я был другом его отца, Омара Сулейменова, который открыл Джезказганское месторождение меди. Мы с ним лежали на одних нарах в лагере в Норильске. Омар был моим другом. Поэтому я отказался писать разгромную рецензию на книгу Олжаса Сулейменова, хотя лично я считаю, что научная ценность «Аз и Я» невелика. Скажите, могли бы вы убить сына своего друга? А.М.: Нет. Я вообще не смог бы убить никого. *** Л.Г.: Я – тоже тюрк и по тюркским обычаям тоже не могу. Но, бывают случаи, когда врагов надо убивать. (А, Олжас, к тому же, отказывается от отца!). О. Сулейменов пишет, что мамлюки – это кыпчаки. В XIV веке черкесы вытеснили кыпчаков. Поэтому я считаю, что мамлюки не были кыпчаками. А.М.: То, что мамлюки – это кыпчаки, определили по последнему изображению кыпчакской тамги на перстнях, когда раскопали французские наполеоновские могилы около Москвы. Это по книге О. Сулейменова. Л.Г.: Остатки кыпчаков имеются в среде современных русского и украинского народов. Так, украинские фамилии на «-нко» (Дыбенко, Крыленко, Горенко) имеют тюркский суффикс. А.М.: По мнению якутских учёных, часть кыпчаков, предки современных якутов. Их древнее самоназвание «кангли» перешло к якутам-кангалассам. Академик Окладников считал, что их культура – инородное тело в среде якутского народа. Часть кыпчаков ушла на восток, и в районе Ангары смешалась с курыканами (предками якутов). *** Л.Г.: Канглы – это не половцы, а печенеги! Вполне может быть, что часть печенегов смешалась с курыканами, так как печенеги были воистину героическим доблестным народом, но исчезнувшим с рубежей Руси бесследно. А кыпчаки-половцы переместились на Запад и Юг. Печенеги – народ очень древний, кочевавший между Балхашем и Аральским морем. У них было государство Кангюй. Потомки печенегов существуют и сейчас. Они вошли в состав казахов Большого жуза, а часть – якутов, что вполне исторично. Высшая фаза развития печенегов приходится на I век до н.э. Самым большим несчастьем для них была засуха III века, когда высохла пустыня Бет-Пакдоля (под Карагандой). Вот тогда печенеги ушли на север, в Средний Казахстан и Западную Сибирь. Впервые народ канглы описали византийцы, назвав «падзынак». От этого слова, и происходит русское «печенег». Часть печенегов в X веке переселилась на Запад, где были реки, в низовья Днестра, Днепра, Буга. Оттуда они вытеснили мадьяров. И в 889 году окрепшие печенеги вторглись в Причерноморье. Я считаю, что этногенез якутов произошёл в XI веке, а не в XVII веке, как считал академик Окладников. Ксенофонтов, же считает, что в VIII веке. Гавриил Васильевич Ксенофонтов – великий учёный. Его книгу «Уранхай сахалар» я прочитал, в ссылке в Туруханске. А.М.: Это была запрещённая книга. *** Л.Г.: Ксенофонтов умер в лагерях. Но в Туруханске, в районной библиотеке, его книгу не догадались изъять и мне её выдали. Это – большой учёный ренессанского типа. Каждый этнос связан со своим ландшафтом. Возникая, переживая период младенчества, становления, народ вживается в свой ландшафт, приобретая этнопсихологические черты. Даже при перемене места обитания каждый народ старается выбрать себе для жизни место, похожее на прародину. А.М.: Почему эвенки, эвены, живущие в Якутии, жили и живут, в лесах, а якуты никогда не жили в лесах, а жили на аласах, открытых местах около озёр? Л.Г.: Когда якуты были вытеснены из приангарских степей, они выбрали место, похожее на степь, напоминавшее им прародину. А.М.: В Якутии – стране лесов можно было бы коней привязывать просто к деревьям. Но у якутов, тем не менее, есть специальная коновязь – сэргэ. Это тоже память о жизни в степях? Л.Г.: Безусловно! А.М.: Когда кончаются курыканы и когда начинаются якуты? Л.Г.: В IV веке курыканы откочевали из Китая в связи с увлажнением Центральной Азии. Они заняли подходящую для них приангарскую равнину. Вы были в приангарской степи? Нет? Там воздух напоен ароматом трав. Курыканы были очень культурным народом. Якуты утратили многое из древней курыканской культуры. А.М.: Утратили? Л.Г.: Да, все мы только тратим. В XI веке на курыкан напали буряты. А.М.: А были ли тогда буряты? Считают, что буряты появились в результате слияния части курыкан и древних монголов. Л.Г.: Буряты это древние монголы, в них нет тюркской крови. А курыканы и есть якуты, это совершенно одно и то же. Дело только в этнониме, названии! А.М.: Почему этноним «курыканы» не сохранился? Почему его нет у современных якутов? Л.Г.: Этот вопрос относится уже к этнолингвистам. Они должны ответить. Я говорю как историк, специалист по тюркам, со всей ответственностью. *** А.М.: Кстати, об этнониме. Почему существует два самоназвания у якутов – уранхай и саха? Чем это можно объяснить? Л.Г.: По Ксенофонтову, уранхай – это древнее население Лены, а саха (курыканы) – пришельцы. А.М.: Но древнее самоназвание, тувинцев тоже уранхай. Тува до революции называлась Уранхайским краем, а тувинцы – уранхайцами. Л.Г.: Да, в догуннский период, 2-3 тыс. лет до н.э., уранхаи разделились и часть пришла на территорию нынешней Тувы. А.М.: Хунны были предками тюрков? Л.Г.: Хунны были сами тюрками! А.М.: Лев Николаевич, что Вы думаете о будущем тюркской культуры? Л.Г.: Как это будет, не имею представления. Будущее не является объектом научного знания. А.М.: Но существует наука футурология. Л.Г.: Я той наукой не занимаюсь. Но могу сказать, что тюрки мощный, потентный народ. Если в будущем они сольются с другими народами, то на каком бы языке они ни говорили, они останутся и в будущем катализаторами исторических процессов. А.М.: Возможно ли употребление слова «дикари» по отношению к какому-либо народу? Л.Г.: У каждого народа свой возраст, как у человека. Излишней энергии не существует у народов. Народы рождаются и начинают тратить энергию. Человек переживает разные стадии: юность, зрелость, старость. В юности человек более безрассуден и ведёт себя как дикарь. Потом постепенно приходят мудрость, терпимость. Так и с народами. Молодые народы могут вести себя по-одному, зрелые по-другому. Германцы, напавшие на Рим, были молодым народом, а римляне уже выродились. И те, и другие вели себя по-разному. Европейская теория эволюции считает, что все народы были «доходягами», а потом поднялись. Наоборот! Сначала они были развитыми, а потом растратили свою культуру. Они не дикари, а растратившие свою энергию, культуру люди. Они просто старики, но когда-то ведь они были молодыми! Сколько вам лет? *** А.М.: 23 года, а что? Л.Г.: А мне 77 лет. Вы ходите, бегаете, а у меня не ходят ноги. Вы молодой человек, а я старый. Вот так и со старыми и молодыми народами. С точки зрения европоцентристской теории, например аборигены Австралии – это дикари. Но на самом деле это просто очень старый, один из самых древних народов на земле, это реликт сильного, цивилизованного народа, существовавшего когда-то, который растратил свою культуру. Когда-то аборигены Австралии были молодыми, смогли ведь они когда-то переправиться через Индийский океан, очень бурный, огромный, и заселить Австралийский материк. А потом, старея, они растратили культуру и выдохлись. *** А.М.: А выдохлись ли современные якуты? Л.Г.: Якуты образовались в IV-V веках. Продолжительность жизни этноса в среднем 1200 лет плюс-минус несколько веков. Они старше русского народа на 1000 лет, а это очень много. Если бы они были молодыми, то они отбили бы натиск русских пришельцев в XVII веке, а они это сделать не могли. [...] Пассионарность – признак, возникающий при мутации, при жёстком облучении из ближнего космоса. А история только фиксирует войны, переселения народов, взлёты культуры, что является ничем иным, как пассионарными толчками. Как показывает анализ огромного исторического материала, эти толчки связаны с появлением в обществе группы пассионарных людей с резко завышенным уровнем честолюбивых притязаний. Они «наэлектризовывают» огромные массы народа, и тогда происходят «чудеса». Так была создана Римская империя, Арабский халифат, держава Османов, Российская империя. Если объяснить это в глобальном масштабе, то, как я уже говорил, происходит подъём биохимической энергии, о которой писал Вернадский, в биосфере Земли. Теория Дарвина здесь уже не работает. Здесь работает современная теория мутагенеза. Вокруг Земли существуют 6 защитных оболочек, иногда лучи Солнца пробиваются через них и достигают Земли. Это влияет на людей, этносы. Но в сфере социальной жизни общества действует уже закон смены формаций Маркса. Человек становится социальным объектом, а не просто рождается. Его рождение, появление, этногенез – это уже явление биологическое. Впоследствии наступает диссипация, рассеивание энергии этноса. Я подошёл к этому на уровне популяционном, а бельгийский биофизик, Нобелевский лауреат Илья Пригожин – на молекулярном уровне. Если говорить о форме движения этноса, то это не прогресс, как считали в Европе, а колебательное движение (колебание) по образу затухающего вибрирования струны. *** А.М.: А что Вы могли бы ещё сказать о современных якутах? Л.Г.: Современные якуты – смешанные. По культуре – это якуты-курыканы. Но по генетическому заряду, этническому наполнению – они другие. Это естественный процесс. Тут и другая этнопсихология (национальный характер). А.М.: Что такое якутский характер? Л.Г.: Характер зависит от фазы этногенеза. Он меняется. Молодые народы энергичные, старые – инертные. Новая кровь омолаживает старые этносы. Племянница моей жены Маргарита Ивановна Новгородова наполовину якутка. Она – доктор геологических наук, ведущий специалист (доктор геолого-минералогических наук, профессор, ныне директор минералогического музея имени А.Е. Ферсмана РАН), живёт в Москве. Она очень активный, энергичный, пассионарный человек. Великое переселение народов – это следствие пассионарности. Я знаю, что в Якутию приехало много людей на алмазные и золотые копи. Это не всегда лучшие представители русского народа. Такая эмиграция – это уже результат пассионарного спада. А.М.: Как возникают любовь, и вражда между народами? Л.Г.: Ритмы биополя дают симфонию («любит») или какафонию «не любит»). Кошки и собаки тоже относятся к разным людям по-разному. Это свойство называется комплиментарностью. Когда-то тунгусы не любили якутов, и они предпочли русских, приведя их в Якутию в XVII веке. С теми русскими якуты нашли общий язык. И те русские сами стали якутами. А.М.: Они по-якутски называются «басынай», а другие русские пришельцы – «нуучча». Л.Г.: Вот видите, это вытекает из моих идей. Те русские, которые приехали только что, оторвались от своего ландшафта, они живут в другом антропогенном ландшафте, это влияет на их психику, на их биополе, поэтому они подсознательно бывают агрессивны, подвержены психологическому расстройству. *** А.М.: Лев Николаевич, в первой половине 1980-х годов в России были очень сильны антиазиатские настроения. Что было причиной их появления? Кому они были выгодны? Л.Г.: Во-первых, это – невежество народа, который не знает, что русские сами наполовину азиаты. Историей сейчас не интересуются, а если и да, то очень однобоко. Я уже не говорю о том, как её преподают. А, во-вторых, это вызвано, и прямой агитацией, таких людей, как Глазунов Илья, Чивилихин, Эйдельман. А.М.: Россия раньше никогда не знала расизма. Иначе здесь не появились бы в XIX веке славянофилы и евразийцы. А это уже совсем недавно – начало века. Л.Г.: Я евразиец! 20 лет меня не печатали. В фазу застоя не вышло ни одной моей книги. Последняя – «Хунну в Китае» вышла в 1973 году. «Русь и Великая Степь» выходит сейчас. Наступает оздоровление общества. А.М.: Вы когда-нибудь бывали в Якутске? Л.Г.: Далеко на Восток ездить не удавалось. Но Окладников брал меня в археологические экспедиции. А.М.: А кого из современных якутских учёных вы знаете? Л.Г.: Кроме Ксенофонтова никого не знаю. А.М.: Что Вы можете сказать про древние связи Якутии с Китаем? Л.Г.: В эпоху тюркского каганата курыканы держались обособленно. О них говорится во многих монгольских и китайских летописях, в том числе в знаменитой «Юань Чао Би-ши». При Чингисхане курыкане уже ушли на Лену. Посольства якутов – курыкан в Китае бывали неоднократно. Это бесспорно. А.М.: В якутских курганах находили много предметов, украшений, посуды, оружия китайского происхождения. И, как пишут древние китайцы, белых якутских лошадей посылали в дар императорам Китая. У нескольких китайских императоров были жёны курыканы. *** А.М.: У части якутской интеллигенции на протяжении десятилетий сохраняются устойчивый интерес и симпатии к Китаю и Японии. Это несущественно, но всё-таки чем это объяснить? Л.Г.: Просто им не нравятся европейские нравы. Это естественное, часто даже подсознательное желание быть, оставаться азиатами (это от природы), а их заставляют копировать европейцев. Это всё тот же европоцентризм. А.М.: Лев Николаевич, а вы читали Олонхо? Л.Г.: Один кусочек об Омогое и Элляе, прародителях якутов. А.М.: Когда, по Вашему возникло Олонхо? Л.Г.: Олонхо возникло при переселении якутов-курыкан на Лену. Когда они потерпели поражение от бурятов. Молодые буряты сделали в Сибири то же самое, что сделал Чингисхан в Китае. А курыканы были уже старички. А.М.: Возвратимся к нашим болячкам. Есть официальная точка зрения, что дети от смешанных якутско-русских браков выбирают национальность якутскую. Но на самом деле факты говорят об обратном. Дети от смешанных браков чаще предпочитают считать себя русскими. Чем это объяснить? Л.Г.: Это проблема не одних якутов. Якутская культура не может противопоставить ничего «советской культуре», русской по содержанию, т.к. современные якуты в значительной степени – реликт. (Но самый крепкий и мощный реликт в Сибири!) А.М.: До революции существовали устойчивые тенденции, что в якутских семьях рождалось в среднем по 9-10 детей. Но в живых оставались 1-2. Якутские учёные подсчитали, что если бы эти дети не умирали, то сейчас было бы 5 миллионов якутов. Л.Г.: Зато якуты стали сильнее. В ходе такого естественного отбора выживали сильнейшие, талантливейшие. Недаром якуты – очень поэтический, культурный, цивилизованный народ. И он ещё поведает своё слово миру! В тяжёлые для меня годы я был очень благодарен якутам за то, что они были единственными, кто очень интересовался мною, моими книгами, идеями. Когда в университете я принимал экзамен у студентов-якутов, я спрашивал только: «Олонхо знаешь?» и пропускал их (смеётся). А.М.: По линии матери Вы потомок Чингисхана? Анна Андреевна писала, что она чингизидка. Л.Г.: Да, в моих жилах тюркская кровь Джучи-хана, основателя Золотой Орды. Опубликовано в газете «Молодёжь Якутии» (Якутск), 30 марта 1989 года. *** Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbayli Опубликовано 8 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2020 Канлы - кровные, кровавые? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 9 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2020 Сергей Яценко 10 ч. · Готова к изданию в Алматы (Казахстан) рукопись коллективной монографии 12 авторов "Археология и история Кангюйского государства". Это первый в науке большой труд по разным аспектам "кангюйской проблемы". Высылаю предварительную информацию о будущей книге / Now the manuscript of collective book of 12 co-authors "Archaeology and History of Kangju State" is prepared for print in Almaty (Kazakhstan). This is the first big study of various aspects of "Kangju problem". I sent the first information on the future book (see in English: title - pp. 1, 3; Summary - p. 4; Contents - p. 6 + Russian Preface - pp. 7-8 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 9 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 9 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 апреля, 2021 Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2021 Очень интересна связь канглы с кыпчаками. Они и упоминаются рядом до монголов, и генетически: субклада R-Y14051. Выпадают казахские канглы, у которых доминирует Q. В домонгольское время канглы были и восточнее: в районе Семиречья и рядом с найманами Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 17 августа, 2021 06.05.2020 в 19:05, кылышбай сказал: да, так и есть. много канглов и кыпчаков было рекрутировано в собственно Монголию и служили в Юань Кадырбаев у нас первоисточник? вы так и не написали откуда инфа про канглы - вассалов Цзинь Нашёл. В Цзинь ши пишется, что канглы и найманы стали вассалами Цзинь. А до этого они были вассалами Си Ляо. http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Zinschi_2/frametext2.htm ...В этом году 529 Са-ли-я 530 и Инь-тэ-сы 531 - вожди племени Нянь-ба-энь 532 с подчинённым им (?) вождём Бо-гу 533 племени Кан-ли 534 и более чем с 30000 семей, просили разрешения присоединиться к [государству Цзинь], просили также принять ярлык и печать, полученные ранее от Да-ши, и вручить ярлык и печать [цзиньского] двора. Юго-западному департаменту по умиротворению указано отправить послов для выражения соболезнования и выяснения их намерений. Князь (ту-ли) 535 Юй-ду 536 и секретарь-переводчик А-лу-дай 537 прибыли в их государство, встретились с Са-ли-я, который доложил, что они желают подчиниться [цзиньскому] двору и просят выдать ярлык и печать; других намерений у них нет... 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 17 августа, 2021 Это алтайские канглы, соседи найманов и кереитов. Канглы были вассалами Цзинь, хотя и не фиксировались на тер-ии Монголии. Получается они как уйгуры, найманы и пр зависели и от каракитаев и от Цзинь. Кстати это норм политика для кочевников. По Алтайскому региону, СУАР как раз и проходил раздел влияний между среднеаз. каракитаями (Си Ляо) и Цзинь. До этого - между караханидами и Ляо. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться