Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Казахская кухня

Рекомендуемые сообщения

В 19.06.2017 в 20:14, АксКерБорж сказал:

Небольшие отличия все же у них есть. Даже мне дилетанту они заметны, могу перечислить только некоторые.

В еде это, например, тесто так называемого бесбармака в виде скрученного рулета, а также наваристый каллорийный соленый чай с жирным молоком сарлыка (не путать с сарлаговедом! :)). В обычаях тоже есть нюансы, например, вместо традиционного "четыре вида скота" говорят по-монгольски "пять видов скота". Также как и халхасцы любят нажимать на манты (бууз). Также как халхасцы не используют лошадей в телеге и санях. В отличие от всех казахов в игре "кокпар" не обезглавливают тушу козла.

 

Things-to-do-in-Mongolia-Wild-Food-with-

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лепешка, называемая на юге "шелпек", у нас - "жұқа нан":


 

44abbe8533ae.jpg


 

Наш ритуальный "шелпек" (в обычные дни не готовится):


 

b1b319c6b994.jpg


 

Таба нан:


 

93b730b7ae62.jpg


 

 


 

 


 

 


 

 

Ув. АКБ у нас в Уральске ,не буду писать на западе потому что может быть разница - южный шельпек это и наш шельпек, таба нан тоже такой же, а вот ваш северный поминальный шельпек вообще впервые вижу у нас такое не готовят, это просто  құймақ какой-то. Если бы не интернет и такая тема то возможно никогда не узнал бы.
 

 
 А вот и наш обычный/повседневный  куймак (блины), по форме, диаметру и толщине очень похож на ваш поминальный. Я так понимаю что ваш поминальный шельпек варёный? и помазан маслом? Как он готовится?
 
image?id=804161401201&t=35&plc=WEB&tkn=*cASGMA_HKitLaDwBoIIokmrcipM
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Samtat сказал:

Да. Про лепёшки. Чаще конечно җәймә .

Жайма у нас говорят про тесто/лепёшки на бесбармак - большие диаметром.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, arkuk сказал:

Лепешка, называемая на юге "шелпек", у нас - "жұқа нан":

44abbe8533ae.jpg

у нас в Ташкенте чаще говорят пәтір. в Караганде вроде такие же с виду

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

у нас в Ташкенте чаще говорят пәтір. в Караганде вроде такие же с виду

Вот я и спрашивал у АКБ - почему у них только одних поминальный шельпек не как у всех( запад,юг,север,центр), т.е. даже не к АКБ обращался а ко всем. Какие мысли:wacko:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, arkuk сказал:

Ув. АКБ у нас в Уральске ,не буду писать на западе потому что может быть разница - южный шельпек это и наш шельпек, таба нан тоже такой же, а вот ваш северный поминальный шельпек вообще впервые вижу у нас такое не готовят, это просто  құймақ какой-то. Если бы не интернет и такая тема то возможно никогда не узнал бы.

 

Ув. Arkuk, такой ритуальный поминальный тонкий шельпек готовят казахи Северо-Восточного Казахстана (Петропавловск, Кокшетау, Акмола, северные районы Караганды, Павлодар) и Юго-Западной Сибири (Омск, Новосибирск, Тюмень и Алтайский край).

 

Я много объездил и обращал внимание на колорит казахских традиций разных регионов. Так вот, шельпек у казахов всех остальных регионов это обычная лепешка, называемая у нас жуканан. Что говорить, если даже в Семипалатинской области, соседней с нами, шельпек обычные лепешки.

В прошлых годах у нас работала женщина, она на айт принесла в коллектив баурсаки, конфеты и лепешки. Когда предложила всем отведать шельпек все растерялись, потому что шельпеков на столе не было. :)

 

11 часов назад, arkuk сказал:

А вот и наш обычный/повседневный  куймак (блины), по форме, диаметру и толщине очень похож на ваш поминальный. 

image?id=804161401201&t=35&plc=WEB&tkn=*cASGMA_HKitLaDwBoIIokmrcipM

 

На фото ведь не казахское блюдо, а русское - блины.

 

11 часов назад, arkuk сказал:

Я так понимаю что ваш поминальный шельпек варёный? и помазан маслом? Как он готовится?

 

Нет конечно, не варится. Его отличие в том, что раскатывается он очень тонко (просвечивается на свет), потом окунается секунд на 10-15-20 в кипящее масло, складывается горкой один на другой, они очень мягкие (намного тоньше и мягче русских блинов), при этом чтобы не слиплись между собой верхнее смазывается слега маслом, на которое кладут следующий.

 

Употребление:

Поверх каждого подаваемого на дастарханы большого блюда (табак) с кониной кладут нож для разделки кусков мяса и шельпеки по количеству сидящих людей. После чтения корана и перед преступлением к поеданию мяса каждый обязан взять руками один шельпек и съесть его со словами "аруақтарға тие берсін".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, arkuk сказал:

Жайма у нас говорят про тесто/лепёшки на бесбармак - большие диаметром.

 

Кстати тесто под мясо (типа "бешбармак") в разных регионах тоже называется по разному.

На юге в ЮКО - қамыр (узб - хамир), может еще где-нибудь так.

У нас на северо-востоке - қайыс нан (букв: тесто сыромятная кожа).

В Талдыкорганской области - кеспе (потому что оно в форме лапши).

В других областях - жайма.

и т.д.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

На фото ведь не казахское блюдо, а русское - блины.

Я не говорил что наше(не имел ввиду наш казакский или западный), фото выставил что бы сравнить  поминальный шельпек  с общеизвестным куймак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, arkuk сказал:

Я не говорил что наше(не имел ввиду наш казакский или западный), фото выставил что бы сравнить  поминальный шельпек  с общеизвестным куймак.

 

Теперь понял. А у нас құймақ называют оладьи, которые готовят из кислого молока (ашыған сүт), а блины не делают:

1460455660_kuymak.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

Употребление:

Поверх каждого подаваемого на дастарханы большого блюда (табак) с кониной кладут нож для разделки кусков мяса и шельпеки по количеству сидящих людей. После чтения корана и перед преступлением к поеданию мяса каждый обязан взять руками один шельпек и съесть его со словами "аруақтарға тие берсін".

 

4806

 

Забыл сказать, что едят его обязательно сворачивая в несколько раз, как носовой платок, например, как показано на фото, даже можно сложить еще разочек чтобы удобнее было есть. :)

И забыл еще сказать, что вкус этого шелпека необычно вкусный и совсем отличается от вкуса обычной лепешки.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Теперь понял. А у нас құймақ называют оладьи, которые готовят из кислого молока (ашыған сүт), а блины не делают:

1460455660_kuymak.jpg

 

Оладьи мы готовим - так и называем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

4806

 

Забыл сказать, что едят его обязательно сворачивая в несколько раз, как носовой платок, например, как показано на фото, даже можно сложить еще разочек чтобы удобнее было есть. :)

И забыл еще сказать, что вкус этого шелпека необычно вкусный и совсем отличается от вкуса обычной лепешки.

 

Дома попробуем приготовить такой шельпек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, arkuk сказал:

Дома попробуем приготовить такой шельпек.

 

Предлагаю. Приятного аппетита!

Только учтите:

1) Что его надо катать из пресного теста, а не из дрожжевого как на баурсаки! 

2) Как попробуете, больше в обычные дни его не готовьте, это чисто поминальный реквизит, готовят его только при похоронах (ас), при поминании аруаков в 3,7, 40 дней и годовщину, а также в ораза айт (қатым) и құрбан айт (үлкен айт), который на днях уже.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Предлагаю. Приятного аппетита!

Только учтите:

1) Что его надо катать из пресного теста, а не из дрожжевого как на баурсаки! 

2) Как попробуете, больше в обычные дни его не готовьте, это чисто поминальный реквизит, готовят его только при похоронах (ас), при поминании аруаков в 3,5,7, 40 дней и годовщину, а также в ораза айт (қатым) и құрбан айт (үлкен айт), который на днях уже.

 

Спасибо АКБ,  а что за 5 дней:huh:.  И потом  поминают ли у вас на 100 дней ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, arkuk сказал:

Спасибо АКБ,  а что за 5 дней:huh:.  И потом  поминают ли у вас на 100 дней ?

 

Очепятка. :P

100 дней это юг, не знаю весь ли, но в ЮКО точно.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, arkuk сказал:

И у нас.

 

Я давно заметил, что традиции и все остальное похожи на юге, западе, центре и востоке.

Северо-восток стоит каким-то особняком во всех отношениях. Почему не знаю.

Я не говорю о крупных различиях, но они все же есть, возьмите хоть тот же шельпек, хоть слова, хоть другое. Из-за описания которых на меня постоянно случаются наезды пользователей из указанных остальных регионов. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 8/25/2017 в 18:02, АксКерБорж сказал:

 

Я давно заметил, что традиции и все остальное похожи на юге, западе, центре и востоке.

Северо-восток стоит каким-то особняком во всех отношениях. Почему не знаю.

Я не говорю о крупных различиях, но они все же есть, возьмите хоть тот же шельпек, хоть слова, хоть другое. Из-за описания которых на меня постоянно случаются наезды пользователей из указанных остальных регионов. :)

 

Может быть из за вашей тер-ной и культурной близости к сибирским татарам? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.08.2017 в 17:02, АксКерБорж сказал:

Я не говорю о крупных различиях, но они все же есть, возьмите хоть тот же шельпек, хоть слова, хоть другое. Из-за описания которых на меня постоянно случаются наезды пользователей из указанных остальных регионов.

Насколько мне известно трения у вас были всегда с Южанами,  и именно на счёт растениеводства и пастбищных угодий (злаковые и животноводство). Я не согласен с вами  когда вы говорите категорично что Юг - это дехкане/овощи-фрукты/бахчеводство, а Север/Северо-Восток - это раздолье для лошадок (я сам так думал но никогда не утверждаю).  Если Южанин говорит что у них  животины поболее будет так я склонен ему верить. Если человек городской то не значит что он нифига не мыслит про сельское хоз-во, и наоборот - я родился и вырос в селе, я сажал Хлеб и убирал его, с 20 лет живу в городе но особливых знаний про "землю-матушку" как не было так и нет. Всё дело в человеке - его интересах. Не знаю как  на западе у нас в целом  дела с животноводством, но случай из жизни: - Был у меня коллега вроде  из Бозоя, надо было скосить траву а трава полынь 2 метровая. Коллега скошенную траву (2 метровая полынь) начал собирать и связывать пучками, на наше недоумение удивлённо ответил  - "как зачем, отвезём в соседнее село и продадим им для их коров". Мы ему объяснили что наши коровы эту траву даже не нюхают .  С зеленью на западе  не  везде особо то шикарно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Может быть из за вашей тер-ной и культурной близости к сибирским татарам? :)

Заке , не соизволите ли перейти в тему "Интернациональная мозаика посетителей сервера " и озвучить вашу родословную(РУ). Уж больно интересно:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Zake сказал:

Может быть из за вашей тер-ной и культурной близости к сибирским татарам? :)

 

Не надо мелочиться, берите больше. Может из-за культурной близости к хантам и манси? :lol:

 

18 часов назад, arkuk сказал:

Насколько мне известно трения у вас были всегда с Южанами

 

Возобновлять глупый спор не намерен, когда с одной стороны 20 участников, с другой стороны спора я один. ;)

Но в случае необходимости без проблем отстою и обосную правоту своей позиции. Мое мнение - вы глубоко заблуждаетесь. Здесь это оффтоп, а если откроете отдельную тему, то готов продолжить дискуссию. На вскидку маленькая затравка - в стесненных с юга горами, а с севера пустынями предгорных долинах невозможно пасти миллионные стада овец и лошадей. Рай для миллионных табунов с глубокой древности это привольные степи, где собственно номады и обитали.  B)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...