Бозбет Шыны Опубликовано 10 февраля Автор Поделиться Опубликовано 10 февраля 2 минуты назад, Zake сказал: Эту выжимку вы уже давали мильон раз. Это из китайской энциклопедии 92 года, которой нигде нет в интернете. Guo Pingliang 郭平梁, Zhang Guangda 張廣達, Wei Liangtao 魏良弢 (1992). "Huihu 回鶻", in Zhongguo da baike quanshu 中國大百科全書, Zhongguo lishi 中國歷史 (Beijing/Shanghai: Zhongguo da baike quanshu chubanshe), Vol. 1, 412-415. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 10 февраля Поделиться Опубликовано 10 февраля 3 минуты назад, Бозбет Шыны сказал: Это из китайской энциклопедии 92 года, которой нигде нет в интернете. Guo Pingliang 郭平梁, Zhang Guangda 張廣達, Wei Liangtao 魏良弢 (1992). "Huihu 回鶻", in Zhongguo da baike quanshu 中國大百科全書, Zhongguo lishi 中國歷史 (Beijing/Shanghai: Zhongguo da baike quanshu chubanshe), Vol. 1, 412-415. Давали вы эти же данные на англ. языке. Нужен сам источник, чтобы мы идентифицировали этого Бук-хана. Сделайте запрос этому китайцу, если он живой. Хотя они долго живут Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 10 февраля Автор Поделиться Опубликовано 10 февраля 57 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Там одному автору 93 года, не думаю что он ответит или найду его контакты. Остальных не нашел даже. Нашел способ достать экземпляр этой энциклопедии. Как будут новости сообщу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 11 февраля Автор Поделиться Опубликовано 11 февраля Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 11 февраля Автор Поделиться Опубликовано 11 февраля В 09.02.2025 в 11:02, Бозбет Шыны сказал: Обратите внимание на такую важную деталь: только в исламских версиях легенды Огуз хан будучи ребенком сам даёт себе имя Угуз (или всё же Огуз?)! Почему? Ответ: потому что будучи с рождения правоверным мусульманином, он не мог бы дать себе языческое/тотемное имя Огуз (мудрый бык, вол). А язычники родители очевидно должны были бы наречь его именно тотемным Огузом. Именно поэтому в исламской легенде описывается самонаречение искаженным "исламизированным" Угуз. В древнеуйгурской легенде такого нет. Ранее высказывались сомнения по поводу первичности турфанской версии эпоса Огуз-наме по отношению к исламским (или скорее исламизированным) версиям. Несмотря на относительно позднюю фиксацию в письменном виде обоих (дошедших до нас) версий эпоса, всё же имеется достаточно доводов в пользу большей аутентичности и значит первичности турфанской версии, составленной скорее всего в 12-13 вв. в улусе Чагатая. Сам цикл об Огуз хане, по мнению Джонатана Рэдклиффа, начался до переселения огузов на запад в сер. 11 века под властью сельджуков. В этой связи приведу отрывок из работы Jonathan Ratcliffe "Reappraising the Strata and Value of the Turfan Oğuz Nāme and Preliminary Translation" (2013): Цитата Что наиболее важно, большая доля языческих элементов в турфанском тексте и многочисленные аспекты, общие с анатолийской легендой о переселении волков у огузов XII века и азербайджанскими легендами о гузах XIII/XIV веков, использованными Рашид-ад-Дином, позволяют предположить, что цикл огузов начался до переселения огузов на запад в середине XI века н. э. под властью сельджуков, которые приняли ислам лишь за семьдесят лет до этого (Нафцигер и Уолтон 2003: 91-92). Противоположная идея, которая могла бы быть защищена существованием восточнотюркской рукописи Узункёпрю тринадцатого/четырнадцатого века в этом регионе, которая, по-видимому, является стихотворным вариантом ветви Рашиддина (Оркун 1936: 267; Эраслан 1973-1975: 176-190), о том, что содержание турфанского эпоса более позднее, чем содержание исламизированного эпоса, и что турфанская традиция является всего лишь присоединением фигуры Огуза и некоторых элементов традиции к языческому уйгурскому мифу, кажется слабой. Мифическое содержание турфанской рукописи слишком архаично. Как мы видели, во многих случаях турфанская традиция сохраняет много деталей, которые урезаны в азербайджанской ветви, такие как дуальное разделение сыновей и жен и символика небесных луков и стрел. По этой причине, учитывая то, что мы можем узнать, рассматривая традицию в целом, я склонен полагать, что восьмой век был важным периодом в формировании этого цикла и, предположительно, Огуз как фигура, миграции одиннадцатого века - другой, монгольские нашествия тринадцатого века и, наконец, как подробно обсуждалось, четырнадцатый век - для зарождения устной традиции, на которую оказали влияние кыргызы, и возможно, более ранней рукописи, и пятнадцатый век - как конечная точка для нашей рукописи, о которой идет речь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 11 февраля Автор Поделиться Опубликовано 11 февраля 12 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Ранее высказывались сомнения по поводу первичности турфанской версии эпоса Огуз-наме по отношению к исламским (или скорее исламизированным) версиям. Несмотря на относительно позднюю фиксацию в письменном виде обоих (дошедших до нас) версий эпоса, всё же имеется достаточно доводов в пользу большей аутентичности и значит первичности турфанской версии, составленной скорее всего в 12-13 вв. в улусе Чагатая. Сам цикл об Огуз хане, по мнению Джонатана Рэдклиффа, начался до переселения огузов на запад в сер. 11 века под властью сельджуков. В этой связи приведу отрывок из работы Jonathan Ratcliffe "Reappraising the Strata and Value of the Turfan Oğuz Nāme and Preliminary Translation" (2013): Уже долго мусолим эту тему с Огуз ханом, но мне не хватало финального железобетонного аргумента,показывающего почему это именно уйгурский "мудрый бык". И вот имхо этот аргумент появился от самого ад-Давадари. В одной из пересказанных им легенд наблюдается очень простая параллель с турфанской "Огуз-наме": Первый человек Луна: Ай-каган (турфанская Огуз-наме) <--> Ай Атам (легенда ад-Давадари) Его сын-правитель: Огуз-хан (уйгурский "мудрый бык") <--> Ay Atam Küčük/Kičik Eri (имхо "лунный волчонок"). Таким образом, тотемом уйгуров был бык, а тотемом составителей другой легенды (кыпчаки?) - волк. "Белый волк был главным тотемом огузов-кыпчаков в Х-XII веках." Цитата Половцы (кипчаки) исповедовали тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (Вечного Синего Неба). Кроме Тенгри-хана, кипчаки почитали богиню Умай, которая олицетворяла земное начало[77]. Также они поклонялись животным, в особенности волку (сходное верование существовало и у торков), которого кипчаки считали своим предком-тотемом. @Zake так что вы хорошую идею подкинули😁 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 11 февраля Поделиться Опубликовано 11 февраля 4 часа назад, Бозбет Шыны сказал: Уже долго мусолим эту тему с Огуз ханом, но мне не хватало финального железобетонного аргумента,показывающего почему это именно уйгурский "мудрый бык". И вот имхо этот аргумент появился от самого ад-Давадари. В одной из пересказанных им легенд наблюдается очень простая параллель с турфанской "Огуз-наме": Первый человек Луна: Ай-каган (турфанская Огуз-наме) <--> Ай Атам (легенда ад-Давадари) Его сын-правитель: Огуз-хан (уйгурский "мудрый бык") <--> Ay Atam Küčük/Kičik Eri (имхо "лунный волчонок"). Таким образом, тотемом уйгуров был бык, а тотемом составителей другой легенды (кыпчаки?) - волк. "Белый волк был главным тотемом огузов-кыпчаков в Х-XII веках." @Zake так что вы хорошую идею подкинули😁 Вы чокнулись уже на мудром быке. Посмотрите кто из реальных уйгурских правителей имел в своей титулатуре одновременно термины "Ай" (Луна) и "Улуг". Этот человек и есть Улуг Ай ата Даравадари, который позже стал Огузом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 11 февраля Автор Поделиться Опубликовано 11 февраля 4 минуты назад, Zake сказал: Вы чокнулись уже на мудром быке. Посмотрите кто из реальных уйгурских правителей имел в своей титулатуре одновременно термины "Ай" (Луна) и "Улуг". Этот человек и есть Улуг Ай ата Даравадари, который позже стал Огузом. Да какой нафиг улуг ай? Там тотемы быка и волка у уйгуров и кыпчаков, соответственно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 11 февраля Поделиться Опубликовано 11 февраля 1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал: Да какой нафиг улуг ай? Там тотемы быка и волка у уйгуров и кыпчаков, соответственно. Это Улуг Ай Ата, о нем речь. Прочитайте турецкие материалы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 11 февраля Автор Поделиться Опубликовано 11 февраля 10 минут назад, Zake сказал: Это Улуг Ай Ата, о нем речь. Прочитайте турецкие материалы Это Бык хан и Волк хан, просто они видимо с какими то месяцами ассоциируются. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 11 февраля Поделиться Опубликовано 11 февраля 12 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Это Бык хан и Волк хан, просто они видимо с какими то месяцами ассоциируются. Мы сейчас говорим не о ваших фантазиях, а о реальных уйгурских правителях, в титулатуре которых одновременно использовалось "Улуг" и "Ай" или как пишут турки Улуг Хан Ай ата. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 11 февраля Автор Поделиться Опубликовано 11 февраля 6 минут назад, Zake сказал: Мы сейчас говорим не о ваших фантазиях, а о реальных уйгурских правителях, в титулатуре которых одновременно использовалось "Улуг" и "Ай" или как пишут турки Улуг Хан Ай ата. Интересно как у вас Улуг превратилось в Огуз? Вы так и будете в час по чайной ложке? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 12 февраля Поделиться Опубликовано 12 февраля 17 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Интересно как у вас Улуг превратилось в Огуз? Вы так и будете в час по чайной ложке? Я вам ответ уже дал. Улуг не превращался в Огуз. Огуз - это дальнейшее развитие образа Улуг Ай ата. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 12 февраля Автор Поделиться Опубликовано 12 февраля 6 часов назад, Бозбет Шыны сказал: И что это даёт? И так понятно, что Огуз по легенде - наследник царской династии уйгуров (Яглакар). А титулы Улуг и Ай там не только у одного кагана встречаются. Справедливости ради надо озвучить и альтернативную версию: Огуз - это изначально название одного из 9 племен тогуз-огузов Угуз (хувэньсу). Но тогда Огуз хан не из Яглакар и не может считаться царем уйгуров. Обратите внимание, что помимо Угуз там есть и Хазар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 12 февраля Автор Поделиться Опубликовано 12 февраля В 12.02.2025 в 15:57, Бозбет Шыны сказал: Справедливости ради надо озвучить и альтернативную версию: Огуз - это на самом деле название одного из 9 племен уйгуров Угуз (хувэньсу). Но тогда Огуз хан не из Яглакар и не может считаться царем уйгуров. Обратите внимание, что помимо Угуз там есть и Хазар. Тогда выходит, что мы не можем легко связать Огуз хана с правящей династией Яглакар и стало быть с тотемным быком. И значит мы должны временно довольствоваться альтернативным решением этой загадки: Цитата о: oyuz ~ oyur/ögüz ~ ögür < ög- ~ ö- 'думать, мыслить' (ДТС, 375) -f- -uz/-üz ~ -yuz/-güz, -ur/-ür ~ -yur/-gür — аффикс имени действующего лица > ö-gür ~ o-yur/ög-üz ~ oy-uz 'мудрый, мудрец' название рода мудрецов, мудрых, старейшин, ср. on oyur ~ оп oyuz 'десять мудрых' и проч.; ср. ал тайск. neme biler köksinde ickirim sanaalu djaan ulusty ö g ü s — dep ajdar 'знающих мудрых старших людей называют почтенными старцами мудрецами' (сообщила Н. А. Кудачина). Традиция этого собственного имени — 'мудрый, мудрец' свойственна была также и древним тюркским и монгольским племенам, ср. напр. древне тюркск. Bilge — qayan 'мудрый хан' или Ögädäj qan (ДТС, 379) 'подобный мудрецу'. Источник: МИКРОЭТНОНИМЫ УЗОВ (ОГУЗОВ) — ЧЕРНЫХ КЛОБУКОВ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ Н. А. БАСКАКОВ В случае имени Огуз хана наша область решений фактически сузилась до двух "подозреваемых": 1) мудрый бык, вол 2) мудрец, старейшина Весы склоняются в пользу "мудрого быка": токуз-огузское племя Огуз/Угуз, пытаясь легитимизировать свою власть, присваивает себе тотемного быка царской династии Яглакар и составляет полумифическую легенду о "мудром быке" Огуз хане. Таким образом в легенде в одном лице слились родоначальник одноименного племени Огуз/Угуз и тотемный бык Яглакаров. Кыпчаки составили подобную легенду об их правителе родоначальнике тотемном Волке, вероятно пытаясь легитимизировать себя как преемников правящего класса тюркютов Ашина. https://eurasica.ru/forums/topic/5400-древние-уйгуры/?do=findComment&comment=478384 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 12 февраля Поделиться Опубликовано 12 февраля (изменено) здесь пишут что в древнетюркском огиз означает молозиво https://cyberleninka.ru/article/n/tyurksko-mongolskie-yazykovye-svyazi-skvoz-prizmu-leksiki-pitaniya страница 12 Изменено 12 февраля пользователем boranbai_bi огуз на огиз Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 12 февраля Автор Поделиться Опубликовано 12 февраля 16 минут назад, boranbai_bi сказал: здесь пишут что в древнетюркском огиз означает молозиво https://cyberleninka.ru/article/n/tyurksko-mongolskie-yazykovye-svyazi-skvoz-prizmu-leksiki-pitaniya страница 12 ну и что? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Пятница в 08:33 Автор Поделиться Опубликовано Пятница в 08:33 В 12.02.2025 в 16:51, Бозбет Шыны сказал: Тогда выходит, что мы не можем легко связать Огуз хана с правящей династией Яглакар и стало быть с тотемным быком. И значит мы должны временно довольствоваться альтернативным решением этой загадки: Источник: МИКРОЭТНОНИМЫ УЗОВ (ОГУЗОВ) — ЧЕРНЫХ КЛОБУКОВ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ Н. А. БАСКАКОВ В случае имени Огуз хана наша область решений фактически сузилась до двух "подозреваемых": 1) мудрый бык, вол 2) мудрец, старейшина Весы склоняются в пользу "мудрого быка": токуз-огузское племя Огуз/Угуз, пытаясь легитимизировать свою власть, присваивает себе тотемного быка царской династии Яглакар и составляет полумифическую легенду о "мудром быке" Огуз хане. Таким образом в легенде в одном лице слились родоначальник одноименного племени Огуз/Угуз и тотемный бык Яглакаров. Кыпчаки составили подобную легенду об их правителе родоначальнике тотемном Волке, вероятно пытаясь легитимизировать себя как преемников правящего класса тюркютов Ашина. Честно говоря, у меня есть сомнения, что Ögür это "мудрый, старейшина". Ни в одном словаре не нашёл это слово в таком значении. Возможно это всего лишь предположение Н.А. Баскакова, автора данной статьи. Связка ö (думать, мыслить) + yur/-gür — аффикс имени действующего лица, не кажется мне достаточно убедительной. Пока на горизонте нет более веских аргументов в пользу этой этимологии, буду считать, что Ögür/Ögüz - "мудрый бык, (буквально) вол". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Пятница в 09:16 Автор Поделиться Опубликовано Пятница в 09:16 36 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Честно говоря, у меня есть сомнения, что Ögür это "мудрый, старейшина". Ни в одном словаре не нашёл это слово в таком значении. Возможно это всего лишь предположение Н.А. Баскакова, автора данной статьи. Связка ö (думать, мыслить) + yur/-gür — аффикс имени действующего лица, не кажется мне достаточно убедительной. Пока на горизонте нет более веских аргументов в пользу этой этимологии, буду считать, что Ögür/Ögüz - "мудрый бык, (буквально) вол". Могу конечно ошибаться, но второе значение слова Ögüz - река, обилие - кажется также сомнительным. Во всех данных в ДТС примерах вместо "реки" или "обилия" можно подставить "вол" или "мудрый бык/ мудрец": 1) Люди убивают, сдирают шкуры, проливают кровь волов. 2) О тот у которого знания словно у мудрого быка (букв. мудреца) 3) Если хочешь быть чистым, ешь дозволенное. Если есть дозволенное, станешь мудрым быком (букв. мудрецом) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано Пятница в 09:59 Поделиться Опубликовано Пятница в 09:59 42 минуты назад, Бозбет Шыны сказал: Могу конечно ошибаться, но второе значение слова Ögüz - река, обилие - кажется также сомнительным. Во всех данных в ДТС примерах вместо "реки" или "обилия" можно подставить "вол" или "мудрый бык/ мудрец": 1) Люди убивают, сдирают шкуры, проливают кровь волов. 2) О тот у которого знания словно у мудрого быка (букв. мудреца) 3) Если хочешь быть чистым, ешь дозволенное. Если есть дозволенное, станешь мудрым быком (букв. мудрецом) Второе значение ögüz "обилие, множество" я думаю, это смешение с другими словом ÜKÜŠ - много (ДТС, стр 662), которое в свою очередь образовано от глагола ÜK - "собирать, накапливать" (ДТС, стр 661) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Пятница в 10:06 Автор Поделиться Опубликовано Пятница в 10:06 6 минут назад, Zake сказал: Второе значение ögüz "обилие, множество" я думаю, это смешение с другими словом ÜKÜŠ - много (ДТС, стр 662), которое в свою очередь образовано от глагола ÜK - "собирать, накапливать" (ДТС, стр 661) Но ведь это как бы совсем другое слово. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано Пятница в 10:09 Поделиться Опубликовано Пятница в 10:09 3 минуты назад, Бозбет Шыны сказал: Но ведь это как бы совсем другое слово. Имхо разные фонетические вариации. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Пятница в 11:07 Поделиться Опубликовано Пятница в 11:07 2 часа назад, Бозбет Шыны сказал: Пока на горизонте нет более веских аргументов в пользу этой этимологии, буду считать, что Ögür/Ögüz - "мудрый бык, (буквально) вол". Есть ли в тюркском и монгольском эпосе, сказаниях ассоциация мудрости с волом или с быком? Если не ошибаюсь встречал про змею и ворона. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Пятница в 11:22 Автор Поделиться Опубликовано Пятница в 11:22 16 минут назад, АксКерБорж сказал: Есть ли в тюркском и монгольском эпосе, сказаниях ассоциация мудрости с волом или с быком? Если не ошибаюсь встречал про змею и ворона. Хороший вопрос. Вроде у китайцев что-то есть и индуистский Шива ездил верхом на мудром быке по имени Нанди. https://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_быков Хотя бык чаще ассоциируется с терпением, честностью и силой, в некоторых аспектах китайской философии его можно интерпретировать и как мудрое животное: В даосской традиции бык иногда символизирует путь просветления. В знаменитых дзен-буддийских притчах о "Десяти картинах укрощения быка" (十牛图, Shí niú tú) бык символизирует природу ума, которую ученик должен осознать и укротить. В Конфуцианской традиции бык ассоциируется с добродетелью жэнь (仁, гуманность, милосердие), которая является основой мудрости и нравственного совершенства. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 12 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 12 часов назад Связан ли Котур - брат Буку-хан из легенды Джувейни - с Огузом (Угузом)? Oduz, Uduz - монг. "як" (ЭСТЯ) Котур, котуз, котаз - "як" Котур->Котуз-->Одуз-->Огуз Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться