Перейти к содержанию
Steppe Man

Казы из козлятины у монгольских казахов

Рекомендуемые сообщения

3 часа назад, olley сказал:

В 19 и начале 20 века больным чахоткой (туберкулезом) в условиях сырого северного климата почти некуда было ехать лечиться, кроме как на юг - в киргизские степи. То есть в более тёплый и сухой климат. Опять же вкусный кумыс.

 

Ему помог не воздух и не саумал, а именно кумыс. Цитата:

"... В 1861 году вернулся из Петербурга Чокан Валиханов к себе домой.

С ним ехал молодой человек из Москвы, сын богатого помещика, чахоточный, которого Чокан вез лечить от чахотки. .

Чокан вечера просиживал долго, слушая пение и рассказы киргиз. Вставал поздно, пил кумыс, чаю не пил, ел вареную баранину с соусом (копченой кониной). Сын помещика помещался в отдельной кибитке, и его угощали кумысом и бараниной, и тоже сыром.

Так быстро начал поправляться молодой помещик, что Чокан только радовался своему лечению и часто угощал молодого человека, рассказывая в самых ярких красках пользу кумыса, баранины, бульона и сыра. Не знаю, сколько времени пробыл москвич, но не было, кажется, месяца, как он совершенно поздоровел, пополнел, приехавши туда щепкой, со страшным кашлем, и уехал, раздарив ружья, которые он привез с собою".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Ему помог не воздух и не саумал, а именно кумыс. Цитата:

"... В 1861 году вернулся из Петербурга Чокан Валиханов к себе домой.

С ним ехал молодой человек из Москвы, сын богатого помещика, чахоточный, которого Чокан вез лечить от чахотки. .

Чокан вечера просиживал долго, слушая пение и рассказы киргиз. Вставал поздно, пил кумыс, чаю не пил, ел вареную баранину с соусом (копченой кониной). Сын помещика помещался в отдельной кибитке, и его угощали кумысом и бараниной, и тоже сыром.

Так быстро начал поправляться молодой помещик, что Чокан только радовался своему лечению и часто угощал молодого человека, рассказывая в самых ярких красках пользу кумыса, баранины, бульона и сыра. Не знаю, сколько времени пробыл москвич, но не было, кажется, месяца, как он совершенно поздоровел, пополнел, приехавши туда щепкой, со страшным кашлем, и уехал, раздарив ружья, которые он привез с собою".

 

Значит у него не было туберкулёза , на одном кумысе не вылечишь тюбик

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Лимфоцит сказал:

Значит у него не было туберкулёза , на одном кумысе не вылечишь тюбик

 

Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. ))

Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму.

Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом  со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке:

https://saumal.kz/faq/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. ))

Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму.

Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом  со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке:

https://saumal.kz/faq/

 

А его не пью , не нравится мне кумыс , другое дело айран , молоко с холодильника летом  от сушняка хорош

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

 

Левшин 

“Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко”

https://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm

Валиханов

Саумал есть не вполне скисшее кобылье молоко.”

https://shoqan.kz/incompleted/works_orda_levshin/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

 

 

Книга Конный мир казахов (2022г) .  Ахмет Токтабай

Цитата

 

В литературе и статьях, посвященных кумысу, до сих пор внимание акцентировалось на технологии приготовления этого чудодейственного напитка, а также на его значении; не рассматривалась классификация кумыса по видам и категориям [172, с. 149–154]. В казахском языке существует множество терминов, связанных с кумысом [464]. В зависимости от сезона года кумыс делится на два, иногда на три вида: летний, зимний или осенний (CXV, XXX).

Кумыс, заквашиваемый на молоке кобылицы, отделенной от косяка, называется «уыз қымыз» (досл. молозивный); кумыс от кобылы‑первородки — «қысыр қымыз» или «ту қымыз» (досл. яловый или нагульный); кумыс, в который вливают парное молоко и пробуют на другой день, — «түнемел қымыз» (досл. переночевавший); когда в крепкий, перестоявший кумыс добавляют парное молоко и как бы «усмиряют» его, — «жуас қымыз» (смирный или кроткий); собранный за несколько дней путем ежедневного добавления в закваску свежего молока — «қорабалы қымыз» (настоящий или богатый).

Во всех регионах Казахстана чаще, чем иные названия, употребляются термины, связанные со временем приготовления кумыса:

саумал (свеженадоенное, парное кобылье молоко);

түнемел қымыз, бір күндік (переночевавший кумыс, однодневный);

құнан қымыз, екі күндік (двухдневный кумыс);

дөнен қымыз, үш күндік (трехдневный кумыс);

бесті қымыз, төрт күндік (четырехдневный кумыс).

Таким образом, мы видим, что названия кумыса соответствуют возрастным названиям лошадей. «Саумал» — налитое в бурдюк свежее молоко, слегка взболтанное мутовкой, но не успевшее закиснуть. Якуты такой кумыс называют «саамал» [462, с. 133]. Саумал пили обычно бедняки, когда не было запасов настоящего кумыса. Отсюда поговорка: «Выпьешь саумал — не видать тебе кумыса, будешь ездить на кобыле — не видать тебе жеребенка» («Саумал ішкеннің қымыз жоқ, бие мінсең, құлын жоқ»). Осенью, когда трава переспевает, надаивают «сарысаумал» (желтый саумал). По мнению большинства информаторов, «бесті қымыз» — это хорошо настоявшийся в течение четырех дней, ядерный крепкий кумыс. В пословице говорится: «Берместің үйінде бесті қымыз да жоқ» («В доме у скупого и четырехдневного кумыса нет»).

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, boranbai_bi сказал:

Валиханов

Саумал есть не вполне скисшее кобылье молоко.”

 

Я просил привести письменные, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. 

Чокан Валиханов не пишет, что казахи пили саумал.

 

13 часов назад, boranbai_bi сказал:

Левшин 

“Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко”

 

Там есть сноска 13:

 А. И. Левшин получил не вполне достоверные сведения. "Айран" не вино, а кислое молоко, широко распространенное среди многих тюркоязычных народов, "саумал" - недобродивший кумыс, который, казахи не пили, т. к. он приводил к расстройству желудка.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...